Научная статья на тему 'Роль библиотек в формировании социально-культурной активности молодёжи на примере Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края'

Роль библиотек в формировании социально-культурной активности молодёжи на примере Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
960
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГ / МОЛОДЁЖЬ В БИБЛИОТЕКЕ / КУЛЬТУРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЁЖЬ / LIBRARY / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / MARKETING / YOUNG PEOPLE IN THE LIBRARY / CULTURAL INSTITUTION / SOCIAL ACTIVITY / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Довгошей Т.Н., Мирганиева А.Н.

В данной статье поднимается вопрос о функциях библиотек в современном обществе, их роль в развитии социальной активности молодёжи. Актуальность данной статьи заключается в том, что библиотека, как социальный институт, оказывает мощное воздействие на формирование сообщества думающих, способных к саморазвитию и самопознанию граждан, той категории людей, которые составляют, в конечном итоге, интеллектуальную и творческую элиту общества. В статье рассматриваются такие аспекты как: определение библиотек; миссия библиотек; современные формы работы библиотек с молодёжью в статусе открытого пространства; выделяются проблемы в библиотечной сфере. Для более полного раскрытия темы рассматривается деятельность, направленная на развитие социальной активности молодёжи, Государственной Универсальной научной библиотеки Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of libraries in shaping the socio-cultural activity of young people on the example of the State Universal Scientific Library of the Krasnoyarsk Territory

This article raises the question of the functions of libraries in modern society, their role in the development of social activity of young people. The relevance of this article lies in the fact that the library, as a social institution, has a powerful impact on the formation of a community of thinking, capable of self-development and self-knowledge of citizens, the category of people who make up, ultimately, the intellectual and creative elite of society. The article deals with such aspects as: the definition of libraries; the mission of libraries; modern forms of work of libraries with young people in the status of open space; highlighted the problems in the library sphere. For a more complete disclosure of the topic is considered activities aimed at the development of social activity of young people, the State Universal scientific library of the Krasnoyarsk territory.

Текст научной работы на тему «Роль библиотек в формировании социально-культурной активности молодёжи на примере Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края»

Роль библиотек в формировании социально-культурной активности молодёжи на примере Государственной Универсальной научной библиотеки Красноярского края

The role of libraries in shaping the socio-cultural activity of young people on the example of the State Universal Scientific Library of the Krasnoyarsk Territory

Довгошей Т.Н.

Студент 3 курса

Факультет Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

Сибирский Федеральный Университет РФ, Красноярск e-mail: winshsamdra058@yandex.ru

Dovgoshey T.N.

Student 3 term

Faculty of Department of advertising and social and cultural activities

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk e-mail: winshsamdra058@yandex.ru

Мирганиева А.Н.

Студент 3 курса

Факультет Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

Сибирский Федеральный Университет РФ, Красноярск e-mail: lina. mirghaniieva@mail.ru

Mirganieva A.N.

Student 3 term

Faculty of Department of advertising and social and cultural activities

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk e-mail: lina. mirghaniieva@mail.ru

Аннотация.

В данной статье поднимается вопрос о функциях библиотек в современном обществе, их роль в развитии социальной активности молодёжи. Актуальность данной статьи заключается в том, что библиотека, как социальный институт, оказывает мощное воздействие на формирование сообщества думающих, способных к саморазвитию и самопознанию граждан, той категории людей, которые составляют, в конечном итоге, интеллектуальную и творческую элиту общества.

В статье рассматриваются такие аспекты как: определение библиотек; миссия библиотек; современные формы работы библиотек с молодёжью в статусе открытого пространства; выделяются проблемы в библиотечной сфере. Для более полного раскрытия темы рассматривается деятельность, направленная на развитие социальной активности молодёжи, Государственной Универсальной научной библиотеки Красноярского края.

Annotation.

This article raises the question of the functions of libraries in modern society, their role in the development of social activity of young people. The relevance of this article lies in the fact that the library, as a social institution, has a powerful impact on the formation of a community of thinking, capable of self-development and self-knowledge of citizens, the category of people who make up, ultimately, the intellectual and creative elite of society.

The article deals with such aspects as: the definition of libraries; the mission of libraries; modern forms of work of libraries with young people in the status of open space; highlighted the problems in the library sphere. For a more complete disclosure of the topic is considered activities aimed at the development of social activity of young people, the State Universal scientific library of the Krasnoyarsk territory.

Ключевые слова: библиотека, социально - культурная деятельность, маркетинг, молодёжь в библиотеке, культурное учреждение, социальная активность, молодёжь.

Key words: library, social and cultural activities, marketing, young people in the library, cultural institution, social activity, young people.

В современном обществе большое внимание уделяется развитию социально-активной личности, включённой в культурно-творческий процесс. Культурно- просветительская роль библиотеки подразумевает её социально-образующую функцию. Культурное учреждение, которое нацелено на будущее, должно отслеживать положительные тенденции, появляющиеся в обществе, отслеживать общественный интерес и накапливать перспективный опыт.

Актуальность данной статьи заключается в том, что библиотека является важнейшим социальным институтом, который влияет на формирование интеллектуального потенциала общества. Отчётливей всего этот процесс проявляет себя в работе с молодёжной аудиторией. Сегодня библиотеки вбирают в себя множество ролей и статусов, выходят на новый уровень, становятся открытым пространством. Библиотеки стараются выйти за привычные рамки понимания библиотек, тем самым привлекая к себе больше молодёжи. Сейчас данная тенденция набирает популярность среди библиотек, но пока остаётся мало замеченной в обществе. В связи с этим, маркетинг является важным фактором в формировании деятельности библиотек.

Библиотеки могли бы быть полноправными членами бизнеса, если бы осуществляли потребности пользователей информации, следуя маркетинговым концепциям и приводя в жизнь политику ценообразования, товарооборота, сбыта и коммуникации, проводя анализ рынка библиотечно-информационной продукции, маркетинговое планирование и контроль. Авторы Л.Н. Герасимова и О.Н. Кокойкина в учебном пособии «Маркетинг в библиотеке» приходят к выводу: «использование современных технологий приведет к появлению новых видов маркетинга, так как информационному продукту должны соответствовать сами способы предоставления информации, а четкая дифференциация пользователей позволит добиваться высокого качества обслуживания».

Первостепенная роль библиотеки заключается в том, чтобы представить обществу доступ ко всем информационным источникам, которые способствуют их образовательной деятельности, получению нужной информации, к опыту и идеям других. Библиотека - хранитель книг и знаний и посредник в их «общении» с обществом, с поколениями.

Исторически библиотека всегда была местом хранения книг. Но в постиндустриальном обществе, с появлением современных информационных технологий, библиотеки утрачивают свою актуальность, в связи с этим библиотекам приходится расширять свои границы и вводить новые формы деятельности. На сегодняшний день библиотеки стараются разбить стереотипы о пыльном старом здании, в котором должна царить абсолютная тишина. Сегодня библиотеки берут на себя статусы открытого пространства, своеобразного досугового, научного и культурного центра. В Красноярском крае происходит модернизация данных культурных учреждений, обновляя внешнее и внутренние пространство, расширяя электроны каталог, делая пребывание посетителя более комфортным и современным. Библиотека является полноценным участником социально-культурной деятельности, отражая в своём функционале формы и методы, присущие этой деятельности.

Культурно-досуговые мероприятия в библиотеках имеют такие черты как: камерность, то есть мероприятия предназначены для узкого числа посетителей, локальность или ограниченность места, связь с литературно-художественной проблематикой и искусством в целом. Культурно-досуговые программы в библиотеках носят групповые формы работы, а так же большое значение носит индивидуальная работа и личностный контакт.

Наиболее часто в библиотеках проводят такие формы культурно-досуговых программ: литературные вечера, читательские клубы, клубы по интересам, встречи с деятелями культуры и искусства, выступления художественной самодеятельности, просветительские лекции, вечера памятных дат и конкурсы.

Стоит отметить, что для реализации культурно-досуговых программ в библиотеках требуется обеспечение и развитие материально-технической базы этих учреждений. Проведение вечеров, смотров,

организация читательских объединений и т. д. требует наличия:

1. оборудованных помещений, пригодных культурно-досуговых программ и достаточно удаленных от читальных залов;

демонстрационно-проекционной и звуковой техники, зачастую специального назначения (например, для слабослышащих людей или детей младшего возраста);

рекреационных возможностей для участников программ, которые могут просто-напросто устать, не обладая крепким здоровьем.

В современном обществе, особенно у молодёжи, существуют отрицательные стереотипы восприятия библиотеки, сложилась деструктивная ситуация. Главным конкурентом данного учреждения является Интернет, где в открытом доступе представлены любые материалы, запрашиваемые потребителем. Молодые люди имеют возможность удовлетворить свои потребности в альтернативных местах и иными способами, чем нынешняя, не интересная им библиотека. В связи с этим, библиотека не получает пользователей, без которых она лишь книгохранилище и архив.

Проблема современных библиотек заключается в том, что при всём многообразии форм досуга, предоставляемом библиотечными учреждениями, всё еще отмечается низкий уровень заинтересованности молодёжи в посещении библиотек. В обществе всё ещё живёт стереотип, что библиотека - это тихое и пыльное место, и с этим стереотипом библиотеки вынуждены бороться. Библиотека, выходя на новый уровень открытого пространства, всё ещё остаётся классической библиотекой в сознании молодёжи и общества в целом.

Для подтверждения данной проблемы был проведён опрос среди молодёжи на тему их отношения к библиотекам. Опрос включал в себя ряд вопросов о том, как часто молодёжь посещает библиотеку, с какой целью и какие ассоциации у них вызывает данное учреждение. В опросе приняли участие лица в возрасте от 15 до 30 лет. На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеки?» в основном фигурировали ответы «редко», «очень редко», «не часто». На вопрос «Знаете ли вы, что в библиотеках проводят различные формы культурно-досуговой деятельности?» большой процент опрашиваемых (63,4 %) ответили «Да», но при этом на вопрос «С какой целью вы посещаете библиотеки?» 68,3% ответили, что с целью поиска нужной литературы, 12,2% всё же посещают мероприятия, проводимые библиотеками, 19,5% не посещают библиотеки. На вопрос «Стали бы вы посещать мероприятия, проводимые библиотекой?» 61% ответили «Да». Беря во внимания последние два вопроса, можно сделать вывод, что молодёжь не посещает мероприятия, но хотела бы посещать. Возможно, причина в слабой информированности о проводимых мероприятиях или незаинтересованности в конкретных формах досуга. Последний вопрос содержал в себе информацию о представлении о библиотеках и звучал следующим образом: ответили «Нет», 42% ответили «Да». Несмотря на небольшой перевес, всего 17%, что респонденты не считают библиотеки пыльным и тихим зданием, все равно остается значимый процент опрашиваемых, которые подвержены этому стереотипу. Необходимо сделать этот процент минимальным, тем самым, ломая стереотипы и создавая новый взгляд на деятельность библиотек у современной молодёжи.

Для того, чтобы разбить отрицательные стереотипы о библиотеках и повысить уровень посещаемости среди молодёжи важно осуществлять маркетинговую деятельность, что означает удовлетворение потребностей потребителя, ориентация на культурный запрос граждан.

В последние десятилетия в библиотеках страны библиотечные услуги довольно активно продвигаются с помощью Интернет-ресурсов, социальных сетей и сайтов. Афиши мероприятий, фотоотчёты, виртуальные выставки, актуальная и познавательная информация размещаются на страницах популярных социальных сетей «Вконтакте» и Instagram. Несмотря на это библиотеки всё ещё не пользуются популярностью.

Рассмотрим деятельность библиотеки, способствующей формированию социально-культурной активности молодёжи, на примере Государственной Универсальной научной библиотеки Красноярского края. Данная библиотека позиционирует себя как: «место в центре Красноярска для учебы, научной работы, отдыха и общения с друзьями». Это лозунг о том, что данная библиотека не только хранилище книг. Для более точного представления о деятельности библиотеке рассмотрим учреждение в комплексе 4P.

P

l

a c e

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края располагается в доме №114 на улице Карла МРркса. Здание — это первое, что побуждает интерес посетителей, проходящих мимо горожан и туристов. Библиотека расположена в самом центре города, что делает её доступной почти каждому пользователю. оасполо; В библиотеке созданы условия для самообразования и интеллектуального досуга. Красноярцы посещают курсы компьютерно й гртмотности, уроки по патентному поиску, курсы по изучению ино странных языков. Здесь проходят иаучно-популярные лекции, встречи с интересными людьми, собираются клубы и объединения. Посетители библиотеки смотрят кино, слушают аудиозаписи, знакомятся с книжными, художественными и фотовыставками. Для любителей настольных игр расположена обширная игротека с выдачей игр домой, что, не сомненно, интересует молодое поколение. Среди клоссических клубов по интересам есть и такие, которые направленны нн интерес молодёооI, среди них: клубы разJеачных нестольных игр (клуб игры в го, клуб «Лабиринт настольных игр), клубы иностранных языков (испанский, английский, французский), клуб любителей фантастики, клуб кино (просмотр и обсуждение).

Для молодых людей представлена возможность использования Wi-Fi и компьютеров библиотеки в свободном доступе.

Библиотекой разработаны проекты, направленные на содействие развитию молодёжи и реализации креативных идей, а так же на помощь в научной деятельности:

Проект «Социальное служение: информационная поддержка обучения и деловых коммуникаций». Проект нацелен на организацию информационной поддержки обучения и деловых коммуникаций участников волонтерского движения в Красноярском крае. Помогает созданию условий для проведения социокультурных мероприятий в целях активной популяризации социального служения.

2. «Енисей объединяет: разные и равные.

Проект направлен на организацию информационной поддержки поликультурного образования подростков и молодежи из семей мигрантов, обучающихся в учреждениях системы общего и профессионального образования Красноярского края.

3. «Виртуальная реальность экрана: постижение времени».

Проект направлен на организацию информационного сопровождения аудиовизуального образования молодежи в Красноярском крае. Информационно-образовательный центр «Диалог с экраном», деятельность которого поможет обеспечить широкий доступ к аудиовизуальному образованию молодежи, создаст условия для проведения социокультурных мероприятий в целях активной популяризации экранных искусств.

4. «От идеи до изобретения».

Задача проекта заключается в том, чтобы помочь студентам нетехнических специальностей научиться создавать и регистрировать объекты интеллектуальной собственности.

Данные проекты направлены на адаптацию молодежи города Красноярска, повышения их образованности и носят просветительский характер. Так же здесь присутствует фактор артизации, который подразумевает продвижения искусства в массы.

Р

г г с е

Во-первых, к самым основополагающим функциям относятся предоставление доступа к справочно-поисковому аппаратур библиотеки, Интернету, библиотечным базам данных, выдача книг из библиотечных фондов. Организация экскурсий по фондам и отделам библиотеки, а так же по городу, поможет молодежи познакомиться о библиотекой и Красноярском, особенно, иногородним студентам. Стоит отметить, что у библиотеки достаточно иибкая цен!1ва1ау11изш'ривтоирдниврвдф[ицрьр]эе1^1а111па,у1ал1порая1- яэвсаштзревеигномивмэшя^афпшоссозврамвгнибпиотвра, ТслдЕЩиотрюедвддаао ресломых мортхпреннш йомогуя l.!аннтaрlюроойтв^поте нцсIгуlЬ№>Iхшжотшlшр№биjHвштебшее действенным и гибким формам рекламы.

г Научная библиотека приглашает к сотрудничеству учителей школ, преподавателей высших и средне -

опециальных учебных заведений. В современной педагогической практике все большую актуальность приобретают уроки нестандартной формы, проводимые вне привычных школьных стен с целью повысить стимул к обученнюи вызвоть интерес к изучаемому предмету. (ения невозможно представить без использования рекламы. Каче ствa!HнаяIеовпвервaнIеЯ□нгaвпяюсрaще^ мюнлдмжи отдает лоомлоно еIркнiЯ],Dнaниан;I^lгр!Гiб^ягепяJKl]ирO;дуKпео]?aкпаlна поlгор]5Iяaв^a]aпaтьЖsегcH^Иls:вагугкв(ерaеlЗшií.>> для общества.

Таким образом, в библиотеке функционируют различные формы социально-культурной деятельности и разрабатываются проекты, направленные на развитие социально-культурной активности молодёжи. Проекты библиотеки направлены на помощь в реализации способностей молодых людей.

Можно утверждать, что библиотека является на сегодняшний день полноценным участником социально-культурной деятельности уже не в привычном её понимании. Новые роли, услуги, мероприятия - всё это выводит библиотеки уже на совершенно иной уровень. Библиотека сегодня - место не только хранения книг и получения знаний, но и место отдыха, общения, реализации проектов, встреч с интересными людьми и воплощения идей.

Список используемой литературы:

1. Басамыгина, И.Н. Экономика в библиотековедении Текст. / И.Н. Басамыгина. Краснодар: КГУКИ, 2000.

2. Официальный сайт Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края

3. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О библиотечном деле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

4. Пронина Ю. С. Модернизация общественной роли библиотек в условиях перестройки (1985 - 1991) // Ж. Гуманные науки, 2007. С. 112-114.

5. Джерелиевская И. К. Библиотека как социокультурное пространство // Вестник челябинской государственной академии культуры и искусств, 2006, №2. С. 164-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.