«ШУШМИМ-ЛШИТМаУ» #И24)), ЖШ / ART
19
ART
УДК 745/749
Машиде Нигмет Мемиш Мехмет диссертант Азербайжанского Государственного Университета Культуры и Искусства DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-19-21 РОЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУЗЕЕВ В СОХРАНЕНИИ И ПРОПАГАНДЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ОДЕЖДЫ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
Mashide Nigmet Memish Mehmed
Dissertation of Azerbaijan State University of Culture and Art
THE ROLE OF AZERBAIJANI MUSEUMS IN THE PRESERVATION AND PROMOTION OF NATIONAL CLOTHES DURING THE PERIOD OF INDEPENDENCE
Аннотация.
В статье делается попытка определить роль музеев Азербайджана в защите и популяризации национального костюма в период независимости. В ходе исследования были представлены новые поступления, пополнившие коллекции национальных костюмов Азербайджанского национального музея ковра и Национального музея истории Азербайджана.
Следует отметить, что фонд, исследовательская и рекламная деятельность этих музеев соответствуют европейским музейным стандартам, установленным европейскими музейными стандартами, установленными Европейской экономической палатой торговли, коммерции и промышленности (EEIG) в Брюсселе.
Abstract.
The article attempts to define the role of the museums of Azerbaijan in the protection and promotion of the national costume during the period of independence. The research presented new acquisitions that have enriched the collection of national costumes of the Azerbaijan National Carpet Museum and the National Museum of the History of Azerbaijan.
It is noted that the stock, research and promotional activities of these museums comply with European museum standards, established by European museum standards established by the European Economic Chamber of Commerce, Commerce and Industry (EEIG) in Brussels.
Ключевые слова: музей, Азербайджан, независимость, национальный, костюм, хранилище, агитация.
Key words: museum, Azerbaijan, independence, national, costume, storage, propaganda.
Введение. Национальные костюмы являются одним из основных образцов материальной культуры каждого народа и выполняют важную функцию, выделяя его среди других народов. В современном мире люди предпочитают современную и удобную одежду. Традиционные костюмы используются в знаменательные дни или в основном используются актерами фольклорных театров и танцевальными коллективами. Есть также народы, адаптировавшие свой традиционный стиль одежды к современному образу жизни, и лучший пример тому - японцы, не утратившие своих исторических корней.
Несомненно, музеи играют одну из самых важных ролей в передаче традиционных костюмов будущим поколениям. Конечно, музеи соблюдают важные правила защиты костюмов, чтобы ткани и одежда из разных материалов оставались свежими с минимальными повреждениями. Принимаются важные меры по защите одежды от жары и холода, влажности, света и других неблагоприятных физических факторов.
Сегодня проводить эту трудоемкую работу стало намного легче. Оснащение музеев современным оборудованием значительно облегчило сохранение не только одежды, но и других произведений изобразительного искусства и их передачу будущим поколениям. Чтобы справиться с этой дорогостоящей задачей, необходимо провести тщательную работу. Важными условиями являются соответствующие климатическим нормам большие просторные охраняемые залы помещение, благоприятная температура в любое время года, естественная вентиляция. Эти условия также должны выполняться в соответствии с правилами, утвержденными Международным советом музеев (ICOM).
Регулирование влажности и температуры особенно важно при сохранении музейных экспонатов, то есть при регулировании климатических условий залов, в которых они расположены. Создав сбалансированную вентиляцию, можно достаточно хорошо защитить как экспозицию, так и образцы одежды, хранящиеся в фондах. У каждого предмета
20_
одежды должны быть надлежащие условия хранения. Например, шерстяная одежда очень уязвима для моли и других насекомых, поэтому необходимо принимать специальные меры для их защиты.
Повышенная влажность особенно опасна для одежды и других тканевых материалов, различных чехлов и т.д. Поскольку материалы, из которых изготовлена одежда, разные, регулирование температуры для каждого из них действительно является большой ответственностью и в то же время требует значительных ресурсов и труда. Кроме того, необходимо предотвращать попадание влаги извне музея, а в процессе регулирования необходимо учитывать структуру здания и свойства материалов, из которых оно построено.
Наличие стойких низких температур в интерьере музея благоприятно как для одежды, так и для других экспонатов. Сильный естественный свет, ультрафиолетовые лучи и электрический свет негативно влияют на многие произведения. В частности, чувствительных к электрическому свету произведения искусств, в том числе образцы одежды должны быть обеспечены соответствующим освещением и обеспечены соответствующими условиями защиты.
Согласно рекомендациям 1СОМ, освещение в музеях сегодня основано на материале каждого произведения искусства. Согласно этой рекомендации, одежда, различные ткани, ковры и аналогичные предметы должны быть защищены при уровне освещения 50 люкс. Прохождение солнечного света через окно необходимо изолировать различными способами.
Естественно, что представленная в музейных коллекциях одежда - это не обычная одежда, а традиционная одежда с аутентичностью каждой этнической группы.
В период независимости деятельность азербайджанских музеев расширилась (1, 3). Указом президента Азербайджана «О совершенствовании музейной работы в Азербайджане» от 6 марта 2007 года утвержден план мероприятий по расширению возможностей всестороннего использования научных и культурных ресурсов с учетом важности и перспектив улучшения музейной работы в Азербайджане (2, 10). Под его руководством в ведущих музеях страны был проведен ряд мероприятий.
В 2020-м году, когда была разработана и реализована новая стратегия сбора музейных коллекций, по случаю 50-летия Азербайджанского Национального Музея Ковра была организована выставка под названием «Новые жемчужины коллекции». На выставке были представлены ценные экспонаты, поступившие в фонды Азербайджанского Национального Музея Ковра. Здесь представлен ряд ценных экспонатов из 44 экспонатов, в том числе ковры, национальные костюмы, украшения, вышивка, образцы батика и материалы археологических раскопок, приобретенные или подаренные музеем. Среди них интересный экспонат редких национальных костюмов - пара изделий, использованных для предсвадебной церемонии
ART / «ШУШЗДиМ-ШиГМак» 2®Щ
«хынаяхды», которая восходит к XIX веку и принадлежит Карабаху. Своеобразные «перчатки» из бархата, предназначенные для размещения на украшенной хной руке, украшались вышивкой гюлябе-тин, зерендуз (золотое шитье) и украшались бахромой.
Национальные костюмы в большей степени, чем все другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа и относятся к ряду устойчивых этнических характеристик (3, 47). Играя роль вспомогательного материала в разъяснении вопросов этногенеза, определяя культурно-исторические связи и взаимодействия между народами, одежда зависит от уровня отраслей экономики и географического положения. Одежда отражала исторические, этнографические и художественные особенности народного искусства.
Среди недавних образцов одежды в коллекции Азербайджанского Национального Музея Ковра следует выделить свадебные фартуки XIX века мейзар и женская верхняя одежда из кашмирских шалей, украшенная редко встречающимся именем владелицы и годом изготовления.
В мае 2016 года ювелирный фонд Музея ковра был открыт для широкой публики. В экспозиции были представлены некоторые из 800 экспонатов, хранящихся в фонде. Большая часть украшений, составляющих экспонаты, относится к концу XIX -началу XX веков. Работа по увеличению ювелирного фонда приносит свои плоды. Самыми яркими ювелирными экспонатами последнего времени являются две пары серег, изготовленные в Баку и Нахчыване в начале XIX - начале XX веков, а также позолоченная сурьма из Южного Азербайджана (сурьмяная палочка).
Самая большая коллекция азербайджанских национальных костюмов хранится в Этнографическом фонде Национального Музея истории Азербайджана Национальной Академии Наук Азербайджана. В коллекции одежды музея хранятся образцы костюмы, аксессуары и ювелирные украшения, составляющие художественный дизайн одежды, произведенной в разных регионах Азербайджана. Музей проводит большую работу по популяризации культуры одежды, которая является частью национального и культурного наследия Азербайджана. Пример тому - выставка «Азербайджанская национальная одежда как она есть», организованная 4 июля 2017 года. Основная цель выставки заключалась в том, чтобы способствовать сохранению азербайджанской тюркско-мусульман-ской культуры в глобализированном мире и ее передаче будущим поколениям без искажений.
В Этнографическом фонде Национального музея истории Азербайджана НАНА хранится богатая коллекция украшений, которая представлена широкой публике. Целью подобных выставок, организованных в музее, - должным образом продвигать материальные ценности, созданные нашими предками, правильно их пропагандировать, чтобы спасти их от опасности быть забытыми и впасть в забвение и попадания в иностранные руки, донести
«ШУШМИМ-ЛШИТМаУ» ЖШ / ART
21
их до молодого поколения и зарубежных исследователей. Одна из таких выставок «Украшения женской одежды», которая проходила с 10 ноября 2016 года по 1 февраля 2017 года, была организована на основе материалов Национального Музея истории Азербайджана и была посвящена традиционной женской одежде Азербайджана (4, 18). На выставке, насчитывающей более 200 экспонатов, были представлены головные уборы, юбки, воротники и перчатки, булавки пуговицы, ремни, украшения для обуви, вышивки и текстильные орнаменты. Украшение было представлено на 20 манекенах вместе с женской одеждой XIX века. На выставке был представлен ряд уникальных экспонатов. Среди экспонатов, представленных впервые, были образцы одежды, некогда принадлежащие выдающейся азербайджанской поэтессе XIX века Хуршидбану Натаван.
В результате следует отметить, что Азербайджанская Республика, обладающая большим экономическим потенциалом, который укрепляется год от года, проводит политику не только социальных проблем, но и защиты богатого культурного и исторического наследия, возрождения и популяризации памятники народного творчества. Государственная программа развития музейного дела в стране, принятая по инициативе президента Иль-хама Алиева, предусматривает коренную модернизацию материально-технической составляющей музейного комплекса Азербайджана.
Заключение. Таким образом, коллекции национальной одежды азербайджанских музеев, которые сегодня считаются уникальными произведениями искусства, надежно защищены. Следует упомянуть ведущие музеи Азербайджана, в том числе
УДК 745/749
Национальный Музей истории НАНА, Азербайджанский Национальный Музей искусств и Национальный Музей азербайджанского ковра (5, 35), деятельность которых соответствует европейским музейным стандартам, установленным европейским музейным стандартам, установленным Европейской экономической палатой торговли, коммерции и промышленности (EEIG) в Брюсселе.
Литература
1. Agayev, R. Heydar ôliyev va muzeylarimiz. Baki:1999 // Агаев Р. Гейдар Алиев и наши музеи. Баку: 1999
2. Bagirova, N.Q. Azarbaycan Milli incasanat Muzeyinin dekorativ-tatbiqi sanat kolleksiyasinin qorunmasi va tabliginda rolu. Dissert. avtoref. Baki: 2013 // Багирова, Н.Г. Роль Азербайджанского национального художественного музея в защите и популяризации коллекции декоративно-прикладного искусства. Автореф.дисс. Баку:2013
3. Zeynalova, A. Muzey ekspozisiyalarinin estetik asaslari (tipologiya, struktur va profil masalalari kontekstinda). Baki: 2007 // Зейналова, А. Эстетические основы музейных экспозиций (в контексте вопросов типологии, структуры и профиля). Баку: 2007
4. ôlakbarov, R. Azarbaycan muzeylari va onlarin zanginlaçdirilmasi // Madani maarif, 2010, №5, s. 18-22 // Алекперов, Р. Азербайджанские музеи и их обогащение. Культура и просвещение, 2010, №5, с.18-22
5. Azarbaycan Respublikasi muzey sarvatlarinin va muzey kolleksiyasinin uçotu va mühafizasina dair talimat. Baki, 2008. 203 s. // Инструкция по учету и охране музейных ценностей и музейных коллекций Азербайджанской Республики. Баку: 2008, 203 с.
Рамиль Эльхан оглы Алиев Кандидат искусствоведения, доцент Азербайджанская Государственная Академия Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-21-24 РОЛЬ ЖИВОПИСИ В СТАНКОВОЙ ГРАФИКЕ
Ramil Elkhan oglu Aliyev
PhD in Art-studies Associate Professor of department "Painting" Azerbaijan State Art Academy
THE ROLE OF PAINTING IN THE EASEL GRAPHICS
Аннотация.
Станковая графика включает в себя произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Хотя они и не относятся к художественному тексту, как книжная графика, но и не служат узкой практической цели, такой как прикладная графика. Эта группа настольной графики, как и в живописи, носит такое название потому, что создавалась на специальном станке - мольберте. Широта тематики и разнообразие средств иллюстрации характерны для станковой графики. Для более полной интерпретации выбранной темы, графические художники часто обращаются к серии станковых работ. Все работы, входящие в такую серию, близки между собой не только общностью сюжета, но и близостью приемов исполнения.