2020
ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Т. 11. Вып. 2
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
УДК 069.6
История создания Азербайджанского государственного музея (Азгосмузея)
Г. Н. Гафарова
Азербайджанский университет туризма и менеджмента, Азербайджан, 1172, Баку, Кероглы Рагимов, 822/23
Для цитирования: Гафарова Г. Н. 2020. История создания Азербайджанского государственного музея (Азгосмузея). Вопросы музеологии, 11 (2), 183-196. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.204
История музеев в Азербайджане насчитывает всего сто лет, но путь, пройденный за эти годы, был очень сложным. На развитие музеев напрямую повлиял политический курс Советской страны. Музеи должны были отражать политику и идеологию государства, а все, что не соответствовало им, пылилось в хранилищах или же, что еще хуже, уничтожалось. Имена владельцев коллекций не упоминались ни в одном публичном издании. Они сохранились лишь в основных документах музеев, актах и книгах поступлений, которые были доступны очень узкому кругу людей. Нередко коллекции безжалостно разбивались на мелкие группы и передавались в различные музеи страны. Забвению предавались не только владельцы коллекций, но и имена владельцев домов и усадеб, где располагались советские музеи. При этом революционные деятели забывали, что когда-то получали помощь и поддержку именно от представителей буржуазии, таких как Н. З. Таги ев, М. Мухтаров, М. Наги ев, Ш. Асадуллаев и другие. Именно имущество многих представителей национальной буржуазии обогатило наши музеи. Тем не менее в первые годы советской власти музеям, созданным в Азербайджане, удалось собрать богатую коллекцию, несмотря на очевидные искажения в отражении исторической правды. Именно эти произведения легли в основу коллекций современных национальных музеев, и, конечно, Азгосмузей заложил их фундамент. Этот фундамент был настолько прочен и основателен, что на нем до сих строится деятельность наших музеев. Это был первый музей, который систематически и последовательно собирал коллекцию. Азгосмузей организовывал экспедиции и проводил археологические раскопки. На территории Азербайджана всегда проводились раскопки — официально и неофициально. К сожалению, многие обнаруженные артефакты были вывезены за пределы нашей страны, но после установления советской власти ситуация в этой сфере несколько изменилась в лучшую сторону. В Азербайджан были приглашены известные
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
специалисты — И. Мещанинов, А. Иессен, В. Зуммер, Т. Пассэк, А. Миллер, П. Фридо-лин. По инициативе руководства музея различные экспонаты были переданы в наши музеи из Москвы, а затем из Ленинграда, обогатив хранилища западноевропейского и русского искусства. Многие материалы, приводимые в статье, неизвестны широкому кругу исследователей.
Ключевые слова: музей, Азербайджанский государственный музей, архив, коллекция, выставка, экспедиции, раскопки.
Исторические артефакты и художественные произведения, созданные азербайджанскими мастерами, хранятся в собраниях многих крупнейших музеев мира. К ним относятся Государственный Эрмитаж в России, Лувр во Франции, Метрополитен-музея в США и другие. На территории Азербайджана в XIX в. проводилась серия полевых археологических исследований. Инициаторами этих раскопок были иностранные ученые, а также любители археологии1. Сохранились сведения о проведении раскопок в 1830 г. в Гяндже швейцарским ученым-путешественником Дюбуа де Монпере. Археолог В. Белк провел исследования в Дашкесане и Кедабеке. Обнаруженные артефакты были вывезены во Францию и Германию2.
Одними из наиболее результативных стали раскопки, проведенные русскими учеными И. Поляковым в 1879 г. в Нахичевани, а также Н. Селосом на территории древней Барды во второй половине XIX в.3 Одновременно с ними, в 1880 г., на территории предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря, свои исследования проводил французский ученый Жак де Морган, который передал свои находки в Музей национальной археологии в Сен-Жермене во Франции4.
Проведение археологических экспедиций способствовало изучению и популяризации культурного наследия Азербайджана, однако вместе с тем привело к утрате многих исторических артефактов по причине их незаконного вывоза из страны исследователями5. На факты вывоза материальных ценностей по распоряжению кавказского наместника князя Воронцова с территории Азербайджана в Тифлис, в Кавказский музей, указывал академик Р. Эфендиев6. Это было связано в первую очередь с отсутствием в Азербайджане музейных институций, а также квалифицированных специалистов в данной области.
В 1890 г. Дж. Мамедгулизаде, азербайджанским государственным деятелем и писателем, была предпринята попытка создать первый национальный музей. По его инициативе в школе села Неграм (Нехрам) (В советское время это село входило в состав Нахичеванской Автономной Республики. — Г. Г.) был организован музей, экспозиция которого рассказывала об истории Азербайджана. Просветительская деятельность Дж. Мамедкулизаде была высоко оценена руководством Дирекции народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области7.
1 Гафарова, 2010. С. 33.
2 Bayramov, 2007. P. 7.
3 Ibid.
4 Ibid.
5 Гафарова, 2010. С. 33.
6 Эфендиев, 1980. С. 8.
7 Bayramov, 2007. P. 7.
В начале ХХ в. в Баку при Дирекции народных училищ действовал педагогический музей, созданный педагогом А. С. Тхоржевским. В данном музее, учебном по роду своей деятельности, разрабатывались и демонстрировались методические и наглядные пособия8. В 1920 г. он был закрыт в связи с реорганизацией руководства музейным строительством и началом деятельности Народного комиссариата просвещения.
В изучаемый период при бакинском отделении Всероссийского технического общества действовал небольшой музей. В его экспозиции демонстрировалось 1500 экспонатов, разделенных по 13 отделам9.
В первой четверти XX в. проводилась работа по созданию правового документа, посвященного организации и хранению музейных предметов.
Новая попытка создать в Азербайджане музей была предпринята в период Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Музей «Истиглал» («Независимость») был учрежден 7 декабря 1919 г. В его организации большую роль сыграли такие национальные деятели, как Г. Мирзаджамалов и И. М. Агаоглы10. В музее, комплексном по своей профильной принадлежности, экспонировались археологические находки, произведения художников, экземпляры редких книг, предметы нумизматики, ювелирные украшения и т. д. Институция была размещена в здании Парламента (ныне — здание Института рукописей имени Мухаммеда Физули Национальной академии наук Азербайджана), что указывало на особый культурный статус учреждения. В 1920 г., одновременно с установлением в Азербайджане советской власти, музей был ликвидирован. Собранные коллекции и материалы в дальнейшем станут основой собрания Азгосмузея.
Азербайджанская Демократическая Республика за короткий срок своего существования заложила фундамент многих отраслей, которые впоследствии помогли становлению Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Поэтому одним из важных решений, которые приняла АДР, стала отправка ста студентов для обучения за границу. После возвращения на родину они должны были способствовать развитию молодой страны. Судьбы уехавших студентов сложились по-разному, но жизнь многих из них не представляется возможным проследить вследствие исторического и политического хаоса указанного периода. Вернувшиеся в Азербайджан специалисты работали в разных областях молодой Азербайджанской Советской Социалистической Республики, пока их не коснулись политические репрессии.
Люди, занимавшие ключевые позиции в руководстве АДР, были высокообразованными представителями своей эпохи. Достаточно назвать имена М. Расулзаде, Ф. Хойского, А. Топчибашева. Представители политической элиты получили образование в лучших вузах Российской империи и Европы, владели иностранными языками. Они осознавали, что для просвещения народных масс помимо школ нужны музеи. Именно музеи должны были стать источниками просвещения и объединяющим началом между различными культурами и народами. Следует отметить,
8 Гафарова, 2010. С. 34.
9 Каталог музея Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества. Баку, 1912. С. 16.
10 Бахшиева, 2005. С. 10.
что заложенные основы музейного дела, претерпев со временем трансформации, оправдали себя и в дальнейшем.
24 сентября 1918 г. Совнаркомом России был подписан декрет «О сохранении культурных ценностей и запрете на их вывоз». Разрешение на вывоз теперь могла выдавать только Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Это решение также сыграло важную роль в сохранении культурного наследия. Благодаря этому декрету музеи Азербайджана получили возможность пополнить свои коллекции произведениями, имеющими историческую и художественную ценность. В коллекции музеев поступали произведения не только местных мастеров и авторов, но также европейских и российских. Благодаря принципам, заложенным указанным декретом, и в современных музеях Азербайджана функционируют экспертные комиссии, которые отвечают за сохранение культурного наследия, что способствует пополнению музейных коллекций интересными и редкими произведениями и предметами искусства.
Музей «Истиглал» стал образцом для создаваемых в стране музеев. После установления советской власти на базе Комиссариата народного просвещения 15 июня 1920 г. был организован «Музэкскурс» (музейно-экскурсионный отдел). Его первым руководителем был назначен педагог Е. Станевич, организовавший краеведче-ско-педагогический кружок. Кружок занимался подготовкой экскурсий, разработкой музейных и лабораторных материалов. Подобные кружки заложили основы экскурсионной деятельности в Азербайджане, которая на современном этапе играет важную роль в туристической сфере страны. Выпускники данного кружка стали первыми экскурсоводами Азгосмузея.
В этот же период была создана комиссия по охране памятников старины и искусства, которая функционировала на базе «Музэкскурса». Ее председателем стал известный ученый Е. Пахомов. Комиссия выезжала в районы и вела учет имевшихся там памятников культуры.
Благодаря распоряжению Азревкома о запрете вывоза произведений старины, вышедшему за подписью его председателя Н. Нариманова и главы республиканского Наркомпроса Д. Буниатзаде, фонды музеев Азербайджана значительно попол-нились11. Музеи отныне создавались не только в Баку, но и в других крупных городах Азербайджана: в Шеки, Нахичевани, Гяндже, Ленкорани, Ханларе. По типу они были историко-краеведческими. Наиболее интенсивный период создания подобных музеев относится к 1920-1928 гг. В первые годы советской власти в республике были созданы научно-технические музеи, призванные освещать достижения в той или иной области науки. Например, Музей социальной гигиены возник в 1920 г., а в 1923 г. был организован Музей сельского хозяйства.
В создании бакинских и региональных музеев в тот период принимали участие видные общественные деятели и ученые. Следует отметить имена С. Савельева, Е. Пахомова, М. Меликова, Д. Шарифзаде, А. Челабизаде, А. Эфенди, М. Алиева, И. Асадуллаева, Ю. Джалилова и др.12
В 1920 г. на базе «Музэкскурса» был создан Азербайджанский государственный музей (далее — Азгосмузей). Важнейшими видами деятельности, которые с первых лет осуществлялись на базе музея, стали научно-исследовательская и учебно-про-
11 Бахшиева, 2005. С. 24.
12 Там же. С. 12.
светительская. Музейные сотрудники осуществляли не только учет и хранение произведений искусства, но и просветительскую деятельность среди населения. В этом музее стали формироваться первые фонды: историко-этнографический, геолого-минералогический, зоолого-биологический. Структура музейного собрания в основном сложилась к 1924 г.
1920-е гг. — период развития музейной деятельности в республике. В сентябре 1924 г. в Баку прошел Первый Всеазербайджанский краеведческий съезд музейных специалистов. В 1925 г. коллегия Наркомпроса обратилась в Совнарком с просьбой о возвращении Азгосмузею национальных культурных ценностей, ранее вывезенных на территорию бывшей Российской империи. Просьба была частично удовлетворена.
3 мая 1925 г. было принято Положение об Азгомузее, которое определило краеведческий характер его деятельности. В принятом документе уточнялось, что в музее осуществлялось «экспонирование материала, касающегося природной и историко-культурной общности Азербайджана с соседними странами. Соответственно основным задачам была определена и структура музея по отделам — истории и этнографии, искусства, биологического, геологического и библиотеки по Кавказу и Востоку»13.
В документе были закреплены основные требования, которые предъявлялись к кандидату на руководящую должность в музее. Такой работник должен был иметь высшее образование, владеть тюркским языком; вести научную работу, подтвержденную наличием научных трудов, посвященных истории и культуре Азер-байджана14. Согласно Положению, руководство музея имело право организовывать научно-исследовательские экспедиции в разные регионы республики, что способствовало пополнению музейных фондов. Подобные экспедиции проводились студентом С. Л. Барцелиус-Налчагаровым (Гянджа), ленинградским профессором И. Н. Мещаниновым (Ходжалы, Нахчывань), Е. Пахомовым (Баку) и другими ис-следователями15.
Согласно новой культурной политике, музеи следовало организовывать и в регионах. Историко-краеведческие музеи были открыты в Шеки, Нахчывани, Гяндже, Ленкорани, Ханларе.
В 1925 г. в Азгосмузее был создан фонд произведений искусства, куда вошли произведения европейских и русских художников, а также работы местных народных мастеров. Материалы данного фонда были положены в основу открытой в 1927 г. Картинной галереи западного искусства.
Согласно архивным документам, которые упоминает А. Гаджиева, «Азгосму-зей состоял из четырех отделов, которые, в свою очередь, делились на подотделы: 1) Название учреждения — Азербайджанский Государственный Музей. Адрес: АзССР, г. Баку, ул. Малыгина, № 6. Год основания — 1920 г. 2) Характер — краеведческий. Задача — научное учреждение. 3) Главные отделы и их руководители: а) Естественно-исторический с 4-мя подотделами: геологии, зоологии, ботаники и энтомологии. Научный руководитель — проф. Елпатьевский В. С. Зав. отделом — Джафаров Р. ; б) Исторический с 3-мя подотделами: истории, археологии и этногра-
13 Там же. С. 56.
14 Гафарова, 2010. С. 35.
15 Там же.
фии. Научный руководитель — проф. Пчелин Н. Н. ; в) Художественный с 2-мя подотделами по Восточному и Западному искусствам. Хранитель — художник Фабри М. А. (художник, преподаватель)16; Оболенский Владимир Андреевич (художник, преподаватель)»17. Интересен тот факт, что количество экспонатов и томов книг в отделе искусств на тот момент уже насчитывало 2364 единицы хранения18.
В 1925 г. директор музея Давуд Шарифов и заведующий отделом искусств Фабри были командированы в Нухинский (Шекинский), Агдашский и Геокчайский уезды с целью сбора исторического и этнографического материала. Результаты командировки превзошли все ожидания и стали основой для подробного отчета.
«...Порезультатам командировок:
1) Художником Фабри и директором Шарифовым были сняты точные копии с некоторых сюжетов настенной живописи дворца Шекинских ханов в Нухе (7 единиц, из которых одна размером в 7 аршин, две 5 аршин в красках).
2) Сделано 97 фотографий исторического, этнографического и художественного характера.
3) Приобретено 28 этнографических предметов, в том числе 2 костюма.
4) Произведено 102 антропометрических измерений в селениях Куткашен — Гутгашен, Варданлы — ныне Керимли, Бунут, Чухур-Каббала — Чухур-Габала, Каланджик, Газря — Хязря.
5) В музей доставлено 42 экземпляра кустарниковых растений верхнего Нухинского, ныне Шекинского района.
6) Изготовлено 16 листов эстампажей старинных надписей с исторических памятников у селения Газря.
7) Произведены раскопки (разведочные) в развалинах города Кабала и извлечено 8 археологических предметов. Из-за отсутствия средств на доставку ряд крупных исторических материалов были оставлены в Ляки, Уджаре и Нухе»19.
Собрание музея постоянно расширялось, и для его размещения требовались новые помещения. Молодая Азербайджанская республика проводила политику массового просвещения, а музеи стали ее главными проводниками. Развитие художественного вкуса являлось частью политики Страны Советов и сотрудники Азгосмузея стремились соответствовать главным требованиям времени. Поэтому «для функционирования отдела Западного искусства предлагалось временно (до освобождения помещения в нижнем этаже дома АзЦИКА по ул. Малыгина № 6) отвести помещение во дворце Просвещения, выделив штат сотрудников в следующем составе: заведующий отделом, хранитель, уборщица и сторож. Помимо зарплаты ежемесячно выделять дополнительно 70 рублей, из коих 40 руб. — на учебные, и 30 руб. — на хозяйственные нужды. Кроме этого, единовременно отпустить на оборудование отдела (ремонт картин, изготовления макетов)»20.
16 В некоторых источниках его фамилия пишется Фаббри М. А., но в документах, указанных в книге А. Гаджиевой, он указан как Фабри М. А.
17 Цит. по: Гаджиева, 2012. С. 84.
18 Там же.
19 Цит. по: Гаджиева, 2012. С. 91.
20 Там же. С. 94.
29 сентября 1925 г. на плановом заседании комитета Азгосмузея и Археологического комитета под председательством директора музея Д. Шарифова обсуждался вопрос поездки в Москву и Ленинград для приобретения и транспортировки музейных ценностей для Азгосмузея. Д. Шарифов считал, что «перевоз музейных ценностей для Азербайджанского Музея должен осуществляться исключительно силами его сотрудников, а не посторонними лицами, совершено не причастных к музею»21. В архиве музея сохранилась докладная записка Давуда Шарифо-ва в Управление Глафпрофобра Наркомпроса, в соответствии с которой «в июне 1925 г. директором художественной школы Самородовым, а в августе и сентябре — художниками Косичкиным и Богословской из музеев Ленинграда и Москвы были вывезены картины, выделенные музейным фондом для Азербайджанского Музея, а также керамика и бронза»22.
В своей записке Д. Шарифов указывает на то, что «он не знал целей Само-родова, Косичкина и Богословской, когда они, не договорившись по этому поводу с Госмузеем, выбрали и вывезли художественные предметы, но не для обогащения Госмузея, а для создания учебных кабинетов в художественных школах Азербайджана»23. В записке также подчеркивается, что «Главнаука и ее музейный отдел твердо и определенно предложили вывозящим сдать все в Азгосмузей»24.
Особо следует отметить следующий факт: «Шарифов считал, что Музей не должен ограничиваться деятельностью краеведческого характера, и собирать в своих хранилищах художественные ценности западноевропейской и русской культуры»25.
Именно результатом вышеуказанных действий стало создание отдела восточного искусства, который впоследствии был объединен с отделом западного искусства. Д. Шарифов и здесь проявил дальновидность и предложил ряд действий для осуществления указанной задачи. Руководитель Азгосмузея предлагал:
1) «по примеру других республик приступить к организации отдела западного искусства при Азгосмузее, чтобы немедленно обработать доставленный материал;
2) подыскать необходимое для этой цели помещение;
3) для правильного функционирования вновь создаваемого отдела западного искусства определить и согласовать в соответствующих инстанциях штат работников отдела, увеличить финансирование Госмузея»26. Для функционирования отдела западного искусства предлагалось временно (до освобождения помещения в нижнем этаже дома АзЦИКА по ул. Малыгина № 6) разместить музей в особняке Н. З. Тагиева27.
Молодая Страна Советов, следуя своей культурной политике массового просвещения, из главных запасников страны передавала в музеи братских республик полотна известных европейских и русских мастеров. Это способствовало развитию
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же.
27 Там же.
музейной структуры и обогащало коллекции молодых музеев. Следуя данной политике, «в 1925-26 гг. из центральных хранилищ государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда в Баку были доставлены картины русских мастеров XIX в.: Боровиковского, Брюллова, Айвазовского, Лагорио, Аргунова, Бродского, Репина, Коровина, Серова, Рубо, Маковского и др., копии картин западноевропейских мастеров: Рафаэля, Мурильо, Тициана и др., всего — 192 картины»28. Указанные европейские и русские мастера живописи внесли огромный вклад в развитие изобразительного искусства своих стран и являются украшением коллекции любого музея. Среди переданных работ определенное место принадлежит копиям, но следует особо подчеркнуть, что копии выполнены известными учениками данных мастеров и относятся к периоду создания оригинала.
Помимо живописных полотен, коллекция Азгосмузея пополнялась предметами декоративно-прикладного искусства. «Поступили изделия из фарфора и фаянса — работы императорских заводов периода от времен Екатерины II до Александра II включительно, а также частных заводов Гарднера, Попова и др., фарфор и фаянс западноевропейских мануфактур: мейсенской (Сакс), французской (Севр), венской — императорского завода в Берлине, Дельфтский фаянс (Голландия) и др. — всего 342 предмета. Оттуда же поступило небольшое количество скульптур, в том числе работы Антокольского, Опекушина, барельефы Федора Толстого и несколько бронзовых изделий»29. Переданные предметы декоративно-прикладного искусства также являлись лучшими образцами своего времени. Они являются украшением экспозиции современных азербайджанских музеев.
Документы о переданных произведениях искусства хранятся как в азербайджанских архивах, так и в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. О проводимой работе Азгосмузей составлял отчеты, направляемые в вышестоящие организации. Так, в соответствии с отчетом в Главпрофобр Наркомпроса, «с 22 июня по 26 июля 1926 г. большинство сотрудников Музея находились в командировках для сбора материалов в уездах АзССР, а Оболенский был направлен в Москву и Ленинград для получения художественных предметов в упраздняемых музейных фондах РСФСР. Как следует из этого отчета, Оболенскому удалось получить 208 изделий, в том числе: 1) 14 предметов дальневосточного фарфора (акт № 1086); 2) изделия из стекла и фарфора иностранного производства — 133 шт. (акт № 1085); 3) 45 картин русских художников из Московского Музыкального фонда, Третьяковской галереи»30.
Помимо того что центральные музейные фонды страны передавали братским республикам часть своих коллекций, они периодически устраивали выездные выставки. Две такие выставки были организованы в Баку — в 1926 г. Третьяковской галереей и в 1928 г. Государственным Эрмитажем31.
В 1925-1926 гг. из историко-этнографического отдела Азгосмузея в подотдел восточного искусства была передана ценная коллекция рейской керамики. Увеличение объема фонда позволило в 1927 г. открыть галерею русской живописи. Возникла необходимость создания художественного фонда народного творче-
28 Гаджиева, 2012. С. 96.
29 Там же. С. 95.
30 Там же.
31 Матвеев, 2013. С. 27.
ства Азербайджана. В 1928 г. Давудом Шарифовым была организована экспедиция в районы Азербайджана, в результате которой собрание расширилось за счет большого количества ковровых изделий.
С октября 1928 г. до мая 1931 г. Азгосмузей был закрыт на реорганизацию. В результате проведенной идеологической чистки многие сотрудники потеряли работу по причине своей классовой принадлежности. Их обвиняли в том, что они недостаточно хорошо знают и неточно отражают в музейном пространстве историю молодой республики. Среди политически неблагонадежных ученых оказались профессор В. С. Елпатьев, А. Р. Зифельдт-Симумяга, В. М. Зуммер32. Штатных сотрудников в результате произведенной «оптимизации» осталось всего лишь семь человек: Е. А. Пахомов, Р. Джафаров, М. Фабри, М. Кулиева, И. Джафарзаде, В. Оболенский, А. Шарифов. Позднее привлечение местных кадров было возобновлено, и в музей были приглашены И. Меджидова и С. Ашурбейли, ставшие впоследствии известными историками. Работы по реорганизации Азгосмузея велись продолжительное время, в результате чего профиль музея был определен более узко — как исторический33.
Новые веяния времени требовали полного пересмотра приоритетов во всех областях жизни, объектами борьбы становились как враги революции, так и бывшие соратники. Красота и ее восприятие постоянно видоизменялись, идеалы менялись в зависимости от политики партии. Примером может служить характеристика, составленная на заведующего отделом материальной культуры Азгосмузея А. Р. Зифельдта-Симумяги и его коллег: «Отмечая, ради справедливости, и красоту этого уникального архитектурного памятника, словами — он "был тоже своего рода музеем, отражавшим экономическую мощь господствовавшего капитализма", они, сами того не ведая, раскрывали именно позитивные стороны капиталистической формации».
С целью нивелировать значение весомых достижений конца XIX — начала XX вв. в сфере градостроительства в Баку они следующим образом интерпретировали специфику архитектурного воплощения тагиевского дома: «Вторая половина XIX в. собственного стиля не создала и "стиль мещанства" (он так и называется) состоял в подделочном повторении, безвкусной путанице чуть ли не всех ранее бывших стилей. И в Тагиевском доме, с фасадом в стиле итальянского возрождения, были мавританская парадная зала, спальня модерн, туалетная французского рококо, столовая фламандского барокко. Разместить в этих разностильных залах случайные собрания "ценных редких вещей" еще не значило создать музей Советского Азербайджана»34.
При этом авторитетный ученый совершенно не упоминает о том, что необразованный Тагиев смог построить роскошный особняк, сочетающий в себе различные стили, которые гармонично сочетались с внутренним убранством комнат. И это было отнюдь не слепое подражание культуре и искусству Запада, а продуманное и гармоничное сочетание различных направлений. Последние реставрационные работы, проведенные в Национальном музее истории Азербайджана, смогли хотя
32 Там же. С. 9.
33 Там же. С. 17.
34 Цит. по: Бахшиева, 2019.
бы частично вернуть былую красоту тагиевскому дому, и сегодняшние посетители могут по достоинству оценить вкус его владельца.
Исторические документы из архива Национального музея истории Азербайджана, указанные в книге А. Бахшиевой, ясно отражают жесткую политику того времени в отношении построения экспозиции и деятельности музеев. Все, что хоть как-то противоречило требованиям и не совпадало с политическим курсом того времени, пресекалось и уничтожалось. В статье, посвященной новой экспозиции Азгосмузея, говорилось: «После реорганизации Музей уже мало чем напоминает "богатую квартиру": вместо лепных стен — ровные цветные плоскости, окрашенные фоны, выделяющие выставленные на них экспонаты. В бывших Тагиевских столовых и гостинных расположились сейчас: кочевник-скотовод со своей кибиткой, медник со своей посудой, рабочий тартальщик. Изменился соответственно и характер выставленных собраний: вместо вещей богатых и редких — вещи бедные, простые, обиходные. Где помещалась картина с обнимающимися пастушком и пастушкой и эротическая скульптура ("французская живопись"), — стоит сейчас статуя труболома, развешаны снимки строительства, рабочих поселков»35.
Время показало, что коренная реорганизация музеев, превратившая их в агитационную машину коммунизма и грядущего светлого будущего, на самом деле оказалась утопической и постепенно обнаружила явные перегибы в культурной политике страны. Весь этот процесс оказал пагубное влияние на музеи, а также на их коллекции, так как при каждой реорганизации проводилась чистка не только кадрового состава, но и собраний музеев. Поэтому с сожалением следует отметить, что определенная часть уникальных памятников была безвозвратно утеряна. Утешением для нас может служить лишь тот факт, что данному процессу подвергались все музеи на территории СССР.
В этот же период Азгосмузей был включен в список наиболее значимых музеев страны, который наладил контакт с Американской ассоциацией музеев (Вашингтон). Они должны были способствовать профессиональному росту сотрудников музея, но, к сожалению, во второй половине 1930-х гг. эти связи были прерваны.
Наркомпрос РСФСР издал распоряжение, в соответствии с которым фонды Азгосмузея должны были быть пополнены определенными произведениями из крупных музеев Москвы и Ленинграда, однако данное распоряжение не было реализовано полностью. Материальные ценности Азербайджана, вывезенные в царское время, не были возвращены, к ним относятся материалы по археологии и этнографии. Материальные ценности, вывезенные с территории Азербайджана в разные периоды, по-прежнему хранятся в коллекциях российских, грузинских, французских и германских музеев.
Этот вопрос нашел отражение в монографии Нуриды Гадировой-Атеши, которая провела работу в музейных архивах этих стран и выявила интересные факты36. В указанной работе были собраны все разбросанные по всему миру произведения и предметы азербайджанской культуры. Автор не дает научного анализа произведений и коллекций, но подробно описывает увиденную архивную документацию, происхождение коллекций, указывает биографии ученных, с именами которых связана та или иная коллекция. Среди интересных имен следует отметить Монпе-
35 Бахшиева, 2019.
36 Гадирова-Атеши, 2016.
ре, Моргана, Вирхова, Белка, Ханыкова и других. Но самое главное — она представляет в своей работе иллюстративный материал с редкими фотографиями, которые неизвестны широкому кругу исследователей. Эти фотографии могут способствовать дальнейшему более глубокому научно-исследовательскому анализу данных артефактов с привлечением археологов, искусствоведов, историков, этнографов. Особенно интересны материалы относительно археологических раскопок, проводившихся в Карабахе в XIX — начале XX вв.
Нашим ученым еще предстоит сотрудничество с этими музеями с целью правильной и точной атрибуции предметов старины. Эти коллекции, хотя и были вывезены из Азербайджана в Европу, никогда не подвергались подробному и глубокому изучению. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Коллекция музея Сен-Жермен была подробно изучена нашими учеными из Академии наук Азербайджана. В ней хранятся вывезенные Морганом из Азербайджана материальные ценности37.
1-5 декабря 1930 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский музейный съезд, положивший начало переориентированию музеев на идеологическое воспитание посетителей. В музейных институциях начала реализовываться научно-исследовательская работа, большое внимание уделялось проблеме кадрового обеспечения отрасли. На базе музеев начали организовывать республиканские и всесоюзные выставки, издавать каталоги и буклеты, проводить лекции и семинары, встречи с деятелями культуры и искусства. Все эти новации способствовали профессиональному росту музея и его сотрудников, а также увеличили поток посетителей в музеи.
Этот музейный съезд «по характеристике того времени "явился революционным актом на музейном фронте". Съезд мобилизовал все музейные кадры на коренную реорганизацию музейного строительства, дал установку "на создание большевистских, марксистских музеев". Проблема превращения советских музеев "в борцов за построение новой жизни" выдвинула перед музейными работниками требования, стать грамотными и марксистски образованными, а музеи организовать на основе принципов диалектического материализма»38.
Результатом проводимых работ в данной сфере стали постановления, законодательно подтверждающие правильность намеченного пути: «3 ноября 1933 г. СНК АзССР выносит важное для музейного дела постановление, согласно которому в целях сосредоточения в Азгосмузее предметов, относящихся к истории и культуре Азербайджана, государственные и общественные органы республики обязывались все имеющиеся в их распоряжении предметы музейного значения передать Азгосмузею»39.
Помимо этого, в Баку 29 ноября 1934 г. было проведено Первое республиканское совещание музейных работников. На этом совещании обсуждались наболевшие и актуальные проблемы своего времени. Итогом стало решение о необходимости коренной реконструкции музейного строительства республики.
Академик И. И. Мещанинов в своем выступлении на совещании подчеркнул: «...музей — это не вещехранилище, собирающее случайные коллекции. Музей —
37 Там же. С. 249.
38 Бахшиева, 2019.
39 Гафарова, 2015.
это развернутый учебник, как идущего социалистического строительства, так и прошлого, удовлетворяющий широкие массы населения и при этом реально показывающий те задания, которые должны выявлять задачи изучения исторического процесса и сам исторический процесс в его показе на экспозициях»40.
В 1930-е гг. в связи с расширением фондов на базе Азгосмузея было организовано несколько отдельных музеев. Они и сейчас составляют основу современной музейной сети страны. В 1934 г. был создан Азербайджанский государственный музей театра (ныне Азербайджанский государственный музей театра им. Джафа-ра Джаббарлы), в 1936 г. — Азербайджанский государственный природно-истори-ческий музей и Азербайджанский государственный музей искусств (ныне Азербайджанский национальный музей искусств), а Азгосмузей был переименован в Азербайджанский исторический музей. В 1936-1939 гг. в Баку и Гяндже были открыты музеи истории религии и атеизма. К юбилею великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами в 1939 г. было также решено открыть музей литературы, но начало Великой Отечественной войны не позволило своевременно реализоваться этим планам. Музей был открыт в 1945 г.
В заключение хотелось бы отметить, что история создания музеев на территории Азербайджана долгие годы не была объектом исследований. Ей посвящались определенные статьи, которые не становились достоянием широких масс. Хотя музеи являются движущейся силой в просвещении народных масс в любой исторический период, но с обретением независимости в данной области произошли существенные изменения. Многие государственные музеи открыли доступ к своим архивам и запасникам, поток научной информации значительно расширился и обогатился, зарубежные музеи также предоставили интересные материалы для исследования, что привело к росту интереса к данной тематике. Объектом исследований стали не только центральные музеи, но и краеведческие. Таким образом, появились интересные исследования авторов, которые были указаны в данной статье. Все они собирали материалы по крупицам и скрупулезно. Даже при наличии явных перекосов в отражении исторической правды музеи, созданные в первые годы советской власти в Азербайджане, смогли собрать богатую коллекцию. Именно она легла в основу собраний современных национальных музеев, основу которых заложил, конечно же, Азгосмузей.
Целью написания данной статьи было стремление донести этот интересный материал до широкого круга читателей. Несмотря на то что указанные источники хранятся в Азербайджане, они составлены на разных языках и малодоступны для исследователей других стран.
Литература
Bayramov А. 2007. Tarix. Yaddaç. 1rs. Baki: Elm.
Бахшиева А. 2005. Из истории музейного дела в Азербайджане. Баку: Elm.
Бахшиева А. 2013. Поворотный этап в истории Азгосмузея как музея исторического (1932-1936 гг.).
Azer History. URL: https://azerhistory.com/?p=28324 (дата обращения: 24.03.2020). Бахшиева А. 2019. 1929-1931: Печальная история реорганизации музейного дела в АзССР. Azer History. URL: https://azerhistory.com/?p=21412 (дата обращения: 24.03.2020).
40 Цит. по: Бахшиева, 2013.
Гаджиева З. 2012. Азербайджанский Государственный музей. История развития науки Азербайджана. 1920-1960. Баку: §3rq-Qsrb.
Гадирова-Атеши Н. 2016. Коллекция предметов кавказской археологии в европейских музеях. Баку: Elm vs Tshsil.
Гафарова Г. 2015. Зарождение музейного дела в Азербайджане. Azer History. URL: https://azerhistory. com/?p=10980 (дата обращения: 24.03.2020).
Гафарова Г. 2010. История музейного дела в Азербайджане: прошлое, настоящее, будущее. Вопросы музеологии 2: 33-40.
Матвеев В. 2013. Выставочная деятельность Эрмитажа. СПб.: Государственный Эрмитаж.
Статья поступила в редакцию 22 июня 2020 г.; рекомендована к печати 28 сентября 2020 г.
Контактная информация:
Гафарова Гюнай Низами гызы — д-р философии в области искусствоведения (PhD), доц.; [email protected]
The history of the creation of the Azerbaijan State Museum (Azgosmusey)
G. N. Qafarova
Azerbaijan University of Tourism and Management,
822/23, Kerogly Rahimov, Baku, 1172, Azerbaijan
For citation: Qafarova G. N. 2020. The history of the creation of the Azerbaijan State Museum (Azgosmusey). The Issues of Museology, 11 (2), 183-196. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.204
(In Russian)
The history of museums in Azerbaijan is only a hundred years old, but the path traveled over the years has been very difficult. The development of museums was directly affected by the political course of the Soviet country. Museums were supposed to reflect the politics and ideology of the country, and everything that did not correspond to this was gathering dust in storage or even worse destroyed. The names of the owners of the collections were not mentioned in any public publication. Their names preserved only the basic documents of museums, acts and books of receipts, which were available to a very narrow circle of people. Often, collections mercilessly broken into small groups and transferred to various museums in the country. Namely, the property of many representatives of the national bourgeoisie enriched our museums. Nevertheless, in the first years of Soviet power, the museums created in Azerbaijan managed to assemble a rich collection, despite the obvious distortions in the reflection of historical truth. It was these works that formed the basis of the collections of modern National Museums, and, of course, the Azgosmuzey laid their foundation. It was the first museum to systematically and consistently assemble a collection. Azgosmuzey organized expeditions and conducted archaeological excavations. Excavations on the territory of Azerbaijan have always been carried out officially and unofficially, unfortunately, many discovered artifacts were exported outside of our country, but after the establishment of Soviet power, the situation in this area changed somewhat, and it should be noted for the better. On the initiative of the museum's management, various exhibits were transferred to our museums from Moscow, and then from Leningrad, enriching the repositories of Western European and Russian art. Many materials cited in the article are not known to a wide circle of researchers.
Keywords: museum, Azerbaijan State Museum, collection, archive, exhibition, expedition.
References
Bakhshieva A. 2005. From the history of museum business in Azerbaijan. Baku: Elm Publ. (In Russian) Bakhshieva A. 2013 A turning point in the history of the Azgosmuzey as a historical museum (1932-1936).
Azer History. Available at: https://azerhistory.com/?p=28324 (accessed: 24.03.2020). (In Russian) Bakhshieva A. 2019. 1929-1931: The sad history of the reorganization of museum work in the Azerbaijan SSR. Azer History. Available at: https://azerhistory.com/?p=21412 (accessed: 24.03.2020). (In Russian) Bayramov A. 2007. Tarix. Yadda§. Irs. Baki: Elm Publ.
Matveev V. 2013. Exhibition activity of the Hermitage. St. Petersburg: Gosudarstvennyi Ermitazh Publ. (In Russian)
Qadirova-Ateshi N. 2016. Collection of objects of Caucasian archeology in European museums. Baku: Elm va Tahsil. (In Russian)
Qadzhieva Z. 2012. Azerbaijan State Museum. History of the development of science in Azerbaijan. 19201960. Baku: §srq-Qsrb Publ. (In Russian) Qafarova G. 2010. History of museum work in Azerbaijan: past, present, future. Voprosy muzeologii 2: 33-40. Qafarova G. 2015. The origin of museum work in Azerbaijan. Azer History. Available at: https://azerhistory. com/?p=10980 (accessed: 24.03.2020). (In Russian)
Received: June 22, 2020 Accepted: September 28, 2020
Author's information:
Gunay N. Qafarova — Doctor of Philosophy in Art (PhD), Associate Professor; [email protected]