Роль автоматизации бизнес-процессов российских нефтегазовых компаний в повышении эффективности их деятельности
1Л
5
ей
2 в
Катаев Александр Николаевич
магистр, Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Evraz-mos@yandex.ru
В наше время ведение бизнеса уже немыслимо без информационных технологий. Цифровая экономика прочно вошла в современную жизнь и стремительно расширяется. Крупнейшие российские нефтегазовые и ненефтегазовые компании активно развивают этот сегмент. Это даёт им повышение эффективности, рост производства, экономию времени, значительное упрощение рутинных процессов, увеличивает их инвестиционную привлекательность и многое другое.
В результате автоматизации управления бизнес-процессами руководитель предприятия получает больше информации для анализа бизнес-процессов в виде подробных аналитических отчетов и имеет возможность качественно управлять компанией с учетом внешних и внутренних показателей.
В этой статье рассказывается об истории создания систем автоматизации бизнес-процессов и их внедрении в России. По итогам статьи автором сделан вывод о том, что растущая роль информационных технологий стимулирует углубление и расширение использования систем автоматизации бизнес-процессов российскими компаниями, которые в свою очередь повышают их эффективность и инвестиционную привлекательность. Ключевые слова: автоматизация бизнес-процессов, нефтегазовые компании, НГК, SAP, Роснефть, инвестиционная привлекательность, информационные технологии, ИТ, облачные технологии.
Как отмечают специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, «решение глобальных задач, стоящих перед мировой энергетикой как в части обеспечения стабильного функционирования имеющейся энергетической инфраструктуры, так и в части ее трансформации, требует обширных капиталовложений». Поэтому «формирование благоприятного инвестиционного климата в странах, острее других чувствующих бремя капиталовложений в поддержку и модернизацию ТЭК, входит в число приоритетов развития глобальной энергетики».[22]
К сожалению, Россия пока не может похвастаться достаточным объемом инвестиционных ресурсов для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей российских нефтегазовых компаний. Причем ситуация не меняется кардинальным образом уже на протяжении десятилетия.[8] Очень важно для страны постоянно формировать новые источники и развивать передовые методы финансирования отрасли.
Пока же объем располагаемых компаниями ТЭК инвестиций напрямую зависит от цен на нефть. То есть, при благоприятной ценовой конъюнктуре на нефтяном рынке, у компаний формируется запас дополнительных средств. И, наоборот, при падении цен на нефть, объем свободных инвестиционных ресурсов резко сокращается.
К сожалению, национальная финансовая система пока не позволяет в полной мере сгладить негативное влияние внешней конъюнктуры, так как до сих пор находится еще на этапе своего становления. К тому же и она полностью зависима от внешних факторов, в том числе, от наложенных на Россию зарубежных санкций. Многие специалисты отмечают наличие целого комплекса проблем, не позволяющих даже лидерам российской экономики, компаниям ТЭК, привлекать дешевое финансирование внутри стра-ны.[4] [7] Низкий уровень корпоративного управления также сдерживает развитие российских компаний. [6] [23]
Поэтому в нашей стране перед компаниями ТЭК остро стоит задача сокращения издержек для высвобождения средств для финансирования своих инвестиций. Полагаем, что огромную роль в этом может сыграть повышение уровня автоматизация и управления бизнес-процессами.
Автоматизация и эффективное управление бизнес-процессами оказывает большое влияние на успешность любой компании. Постоянный контроль и актуализация бизнес-процессов помогают управлять изменениями на предприятии. Сегодня процессный подход в руководстве это не только основной подход, вместе с функциональным, ситуационным и системным, но также и один из самых прогрессивных методов организации управления компании. Создавая и оптимизируя бизнес-процессы менеджмент предприятия увеличивает операционную и стратегическую эффективность и в результате прибыльность и позицию в рейтингах.[10]
В последние несколько лет по мере роста потребности в сокращении циклов развития процессов и продуктов всё большее внимание привлекает новая суперидея ("Next Big Thing") - создание гибких и быстро адаптируемых бизнес-процессов.[24]
Процессный подход в управлении подразумевает выделение и формализацию бизнес-процессов в компании. Бизнес-процесс - это порядок, поток работ для достижения коммерческого результата. Можно выделить две большие группы толкований подходов к определению понятия бизнес-процессов:
-бизнес-процесс - определённая, упорядоченная совокупность видов деятельности, которая с помощью управляющего воздействия преобразует входы процесса в выходы,
-бизнес-процесс - набор операций для достижения результата, который имеет ценность для потребителя.[10]
В настоящее время технологический рост и изменение стоимости ресурсов, в том числе нефти и энергии, усиливают негативные стороны глобальной конкуренции. В
условиях, когда возросшая волатиль-ность глобальных процессов на финансовых рынках инвестиций в капитальные активы и человеческие ресурсы требуют эффективной реструктуризации экономики на базе масштабных нововведений в рамках антикризисной стратегии.[10]
Именно поэтому огромное значение стал иметь фактор автоматизации бизнес - процессов. Инновации, разработка программного обеспечения - всё это значительно упрощает задачу управления бизнес-процессами на предприятии, а также решает задачу эффективного вложения средств для менеджмента компании и для инвесторов. Можно сказать, что фактор автоматизации бизнес-процессов несомненно стал фактором инвестиционной привлекательности предприятия. Руководитель предприятия, имеющий такой мощный инструмент управления и учёта может эффективно развивать компанию и увеличивать прибыль. Эти инструменты совершенно необходимы российским нефтегазовым компаниям. Сфера НГК очень разнообразна и слож-ноинтегрированна. Поэтому для инвесторов фактор автоматизации бизнеса является важным при решении о вложении средств.
Автоматизация бизнеса - это частичный или полный перевод стереотипных операций и бизнес-задач под контроль специализированной информационной системы, или программно-аппаратного комплекса. Как результат - высвобождение человеческих и финансовых ресурсов для повышения производительности труда и эффективности стратегического управления.
Автоматизация обычно ведется в двух направлениях:
Автоматизация основных бизнес-процессов: например, управление продажами или работой с клиентами. В этом случае она проводится для непосредственного увеличения объема продаж, количества выпускаемой продукции и повышения доходности всего бизнеса в целом.
Автоматизация поддерживающих процессов, таких как бухгалтерский учет, отчетность, делопроизводство. Напрямую на увеличение доходов такая автоматизация не влияет, но помогает сократить время и издержки на ведение рутинной работы.
Основными задачами автоматизации бизнеса являются следующие:
- эффективная поддержка оперативной деятельности предприятия, организация учета и контроля;
- подготовка любых документов для партнеров, включая накладные, счет-фактуры, акты сверки и деловые предложения;
- быстрое получение отчетов о состоянии дел в компании за любой период времени;
- оптимизация на персонал, увеличение эффективности использования рабочего времени путем освобождения сотрудников от рутинной работы;
- сведение к минимуму негативного влияния «человеческого фактора» на важнейшие бизнес-процессы;
- безопасное хранение информации;
- повышение качества обслуживания клиентов.
Автоматизация бизнес-процессов может существенно повысить качество управления в компании и качество ее продукта. Для предприятия в целом она дает ряд существенных преимуществ:
- Увеличение скорости обработки информации и решения повторяющихся задач.
- Повышение прозрачности бизнеса и его технологичности.
- Рост согласованности действий персонала и качества его работы.
- Возможность контроля больших объемов информации.
- Автоматизация ручного труда.
- Уменьшение количества ошибок и повышение точности управления.
- Параллельное решение нескольких задач.
- Быстрое принятие решений в стереотипных ситуациях.
Исследования показали, что при использовании инструментов автоматизации бизнес-процессов за первые полгода работы важнейшие показатели деятельности компании увеличиваются:
-точность планирования- до 40%;
-общая эффективность- до 50%;
- экономия времени руководителя -до 80% .[1]
Также автоматизируя бизнес, менеджмент компаний может мотивировать менеджеров по ключевым бизнес-процессам и показателям. Например, с помощью инструментов автоматизации бизнес-процессов можно систематизировать и контролировать процесс взаимодействия менеджеров с заказчиками: процесс обработки заявок и запуска их в производство, отслеживание дебиторской задолженности, процесс пролонгации договоров и т.д. Также руководство может мотивировать персонал, выработав систему премий. Такие программы прошли проверку практикой на предприятиях
Свердловской области. В результате был получен положительный экономический эффект в виде повышения выручки от реализации, роста производства и т.д. [12]
Мысль о том, что работу можно рассматривать как процесс и затем совершенствовать его, не нова. Она зародилась ещё на пороге прошлого столетия у Фредерика Тейлора (Frederick Taylor), а скорее всего, ещё раньше. Ф.Тейлор с соратниками разработал современный промышленный реинжиниринг и усовершенствование, хотя методики ограничивались сферой ручного труда и производственными процессами. Подход Тейлора широко практиковался в начале прошлого века, но к его середине был порядком подзабыт.
Следующий значимый вклад в управление процессами был сделан Шуартом (Shewart), Демингом (Deming), Юраном (Juran) и др. в результате комбинации усовершенствования процессов по Тейлору и статистического контроля процессов. В этом варианте управления процессами предусматривались измерения и ограниченная вариативность процессов, постоянное, а не эпизодическое улучшение и наделение рабочих полномочиями для совершенствования процессов. В то же время в Японии, восстанавливающейся после войны и участвовавшей в строительстве глобальных рынков персонал компаний обладал дисциплиной, необходимой для реализации программ постоянных усовершенствований.
Такой же подход постоянного совершенствования и "полного управления качеством" на основе статистических принципов начал применятся и в других странах, но прорыв в этом вопросе продемонстрировали именно японские фирмы, в которых наблюдалась высочайшая дисциплина.
Например, Toyota приняла такой подход и заметно продвинулась по пути управления процессами. Производственная система Toyota (TPS) сочетает статистический контроль процессов с непрерывным их изучением в децентрализованных рабочих коллективах, подход по принципу "включения в производственный процесс", сводящий к минимуму отходы и складские запасы и считающий каждое малое улучшение в процессах экспериментом, который нужно спланировать, измерить и извлечь из него уроки. Но лишь несколько фирм преуспели во внедрении TPS, и даже Toyota достигла больше успехов в этом подходе в Японии, чем на своих зарубежных заводах. Несколько
О
в
S
№ 2
1Л
I
S
о
менее жёсткий подход к TPS проявился в "строгих" методиках, принятых недавно многими американскими компаниями.
В 90-х годах прошлого века произошёл крупный поворот в управлении бизнес-процессами, когда многие западные компании столкнулись с экономическим застоем и жёсткой конкуренцией со стороны глобальных конкурентов, особенно японских компаний.
В это время к уже сформированным идеям управления процессами реинжиниринг бизнес-процессов принёс несколько свежих подходов:
- кардинальную (вместо постепенной) перестройку и совершенствование работы;
- охват широких многофункциональных бизнес-процессов;
- завышенные цели усовершенствования;
- И что особенно важно для сферы автоматизации бизнес-процессов:
- применение информационных технологий как средство реализации новых методов работы.[7]
В сфере применения информационных технологий для автоматизации бизнес-процессов работает много компаний. Но безусловным лидером в разработке такого программного обеспечения является немецкая компания SAP ("Systeme, Anwendungen und Produkte in der Datenverarbeitung" / "Systems, Applications and Products in Data Processing"- "Системы, приложения и продукты в обработке данных").
История компании SAP берёт своё начало в городе Вайнхайм (Weinheim), ФРГ, в начале 1970-х годов. В 1972 году пять бывших сотрудников IBM - Ханс-Вернер Хектор (Hans-Werner Hektor), Дит-мар Хопп (Dietmar Hopp), Хассо Платтнер (Hasso Plattner), Клаус Тшира (Klaus Tschira) и Клаус Велленройтер (Claus Wellenreuther) основали компанию Systemanalyse und Programmentwicklung ("Системный анализ и разработка программ"), которая в последствии была переименована в SAP.
На ранних этапах своей деятельности они программировали в вычислительных центрах своих клиентов, поскольку у них ещё не было собственных систем. Самый первый продукт новой компании был создан на компьютерах, принадлежавших её первому клиенту - британской химической компании Imperial Chemical Industries (ICI).
Система управления финансами в реальном времени Realtime Financials (RF) стала первым продуктом SAP, поддер-
живающим финансовые бизнес-процессы. Компьютеры того времени нельзя даже сравнивать с сегодняшними информационными технологиями (ИТ). Программное обеспечение запускалось на больших вычислительных машинах, в качестве носителей данных использовались перфокарты, а размеры памяти ограничивались несколькими килобайтами.
RF легла в основу разработки последующих частей ПО, которые были названы модулями. Впоследствии RF называлась также SAP R/1 . Буква "R" означает реальное время, и даже десятилетия спустя эта буква включается в названия базовых продуктов SAP.
У ПО SAP самого начала деятельности компании было три отличительных черты:
-обработка в реальном времени, т.е. введённые данные должны немедленно становиться доступными для всей системы.
-стандартное ПО. Предполагалось, что ПО должно быть в значительной степени стандартизировано. Иными словами, каждое предприятие получает одно и то же ПО, которое затем настраивается в рамках проекта внедрения.
-интеграция. Различные модули и компоненты должны быть интегрированы друг с другом. Это означает, что данные из одного приложения доступны и другим приложениям.
Спустя два года с момента основания компания SAP приобрела более 40 новых клиентов из различных отраслей. В 1979 году SAP переработала свои приложения и модифицировала технологии разработки систем и баз данных; эти изменения были включены в систему SAP R/2 (приемницу системы SAP R/1). В 1988 году произошло первичное размещение акций компании (IPO), и SAP GmbH превратилась в SAP AG.
В 1991 году на торговой ярмарке CeBIT в Ганновере, Германия, SAP AG представила первые приложения системы SAP R/3. В целом система состояла из технической основы, затем из " операционной системы" SAP и,наконец, из приложений, которые были разбиты на разнообразные модули для разных сфер деятельности предприятия.
С функциональной точки зрения, SAP R/3 представляла ПО для всех шагов цепочки создания стоимости на предприятии. Эти шаги (например, закупка, отпуск и выставление счёта) отображаются с помощью ПО SAP. Все ключевые отделы предприятия получили возможность использовать систему SAP в своей работе:
учёт и отчётность, контроллинг, сбыт, закупки, производство, хранение на складе и управление персоналом.
В 2000 году насчитывалось более 10 миллионов пользователей SAP по всему миру. Эра интернета изменила способы взаимодействия предприятий между собой, и они стали больше использовать интернет-технологии в качестве взаимодействия.
С 2003 года используется программа SAP ERP, в которой больший акцент был сделан на планирование ресурсов предприятия.[21]
В 2017 году в SAP трудиться уже 77000 сотрудников в разных странах мира. SAP -это мировая компания с более чем 300000 клиентов в 190 странах. Также SAP самый быстрорастущий облачный бизнес. Начиная с 2013 года, основным двигателем роста доходов стало развитие облачных решений. SAP в Книгу рекордов Гиннеса, как компания удерживающая мировой рекорд по размеру обслуживаемого хранилища данных и как создатель крупнейшего хранилища данных размером в 12,1 петабайта. 87% клиентов SAP входит в список Forbes Global 2000. Штаб квартира компании располагается в Германии, в городе Вальдорф.
Многие крупнейшие российские нефтегазовые и ненефтегазовые компании, такие как Газпром, Роснефть, Лукойл, Сбербанк России, РЖД, Вымпелком, Эльдорадо, М-Видео и многие другие используют SAP для автоматизации бизнес-про-цессов.[26]
За последние годы компания SAP расширила и диверсифицировала свои предложения и создала центральный продукт SAP Business Suite состоящий из следующих частей: SAP ERP, управление взаимоотношениями с клиентами, управление взаимоотношениями с поставщиками, управление жизненным циклом продукта, управление логистической сетью.
SAP ERP является ядром SAP Business Suite и используется для отображения оперативных и административных бизнес-процессов, протекающих между отделами предприятия. SAP ERP включает в себя учёт и отчётность, персонал, логистику. В табл. 1 показаны самые необходимые компоненты SAP ERP.
Рассмотрим отдельные компоненты SAP ERP. В решении "Управление финансами" (SAP ERP Financials) входит По, как по финансам, так и по контроллингу. Это решение включает следующие компоненты:
-Финансовая бухгалтерия (внешний отсчёт и отчётность),
Таблица 1
Основные компоненты SAP ERP
Источник: Шульц Олаф. Практика SAP. Руководство для новичков и конечных пользователей / Олаф Шульц [перевод с англ. П. Шалчиц] - Санкт-Петербург: ООО "Эксперт РП", 2012
Приложение Функция Компонент (акроним)
Учет и отчетность Финансы Внешний учет и отчетность FI
Контроллинг / Внутренний учет и отчетность СО
Управление финансовыми цепочками FSCM
Финансовый менеджмент TR
Контроллинг деятельности предприятия ЕС
Стратегическое управление предприятием S FM
Систсмапросктов PS
Управление персоналом (НСМ) Администрирование персонала PA
Набор персонала PR
Планирование и развитие персонала PD
Расчет :1ар платы PY
Управление мероприятиями PE
Управление временными данными PT
Организационный менеджмент OM
Управление командировками TM
Логистика Закупки MM
Планирование и управление производством pp
Сбыт SD
Сервисное обслуживание клиентов CS
Управление складами WM
Транспортиронка и распределение LE
Управление качеством QM
Управление недвижимым имуществом RE
Техническое обслуживание и ремонт оборудования БАМ [РМ]
Управление данными по охране здоровья и защите окружающей среды EH&S
-Контроллинг (внутренний учёт и отчётность),
-Корпоративное управление, -Финансовый менеджмент, -Управление финансовыми цепочками.
Другой важной областью, в которой используется SAP, является управление персоналом (human resources). Решение "Управление человеческим капиталом" (SAP ERP Humen Capital Managenent) позволяет предприятиям:
-Управлять сотрудниками (администрирование персонала), -Рассчитывать зарплату, -Планировать квалификационные мероприятия и тренинги,
-Проводить запись и учёт рабочего времени,
-Управлять данными кандидата. Система SAP поддерживает все бизнес-сферы, принадлежащие логистической сети, в которую входят все бизнес-процессы, относящиеся к поставщикам и клиентам, а также производство продукции :
-закупки (управление материальными потоками),
-производство и разработка продукта,
-продажи (sales) сервисное обслуживание клиентов.
CRM - аббревиатура от "Customer Relationship Management" ("Управление взаимоотношениями с клиентами")-это средство активного управления взаимоотношений с клиентами. В SAP CRM поддерживаются все фазы, в которых сотрудники контактируют и взаимодействуют с клиентами: -Маркетинг, -Продажи (Sales), -Сервис.
Предназначение решения "Управление взаимоотношениями с поставщиками" (Supplier Relationship Management, SAP SRM)-оптимизировать деловые взаимоотношения с существующими и потенциальными поставщиками. Это решение позволяет вам стратегически планировать и управлять взаимоотношениями с этими поставщиками, тесно интегрируя их в ваши процессы закупок. SAP SRM поддерживает управление контактами и поставщиками, выбор поставщиков, заказ на поставку, выбор источника постав-
ки, создание счетов-фактур и кредитовых авизо.
В нефтегазовой промышленности используются все эти модули. В управлении финансами, в работе с персоналом, в управлении взаимоотношений с клиентами и поставщиками наши крупнейшие компании НГК используют SAP. Также это касается производства продукции и технологий для нефтегазовой промышленности.
В решении "Управление жизненным циклом продукта" (SAP Product Lifecycle Management, SAP PLM) поддерживает жизненный цикл продукта - от исходного замысла продукта к чертежам и размещению на производстве, а от них к сервисному обслуживанию клиентов. SAP PLM состоит из функций, связанных с этими задачами, в частности, управления заводами, оборудованием и производственной документацией. В части сотрудничества с коллегами и партнёрами по разработкам SAP позволяет вам обмениваться такой информацией, как план проекта, чертежи, структура продукта, документация по продукту, инструкции по эксплуатации и т.д. Всё это оказывает неоценимую помощь специалистам автоматизации и производства НГК России.
В решение "Управление логистической сетью" (SAP Supply Chain Management, SAP SCM) входят функции для всей логистической сети - от поставщика до клиента. В данном ПО предусмотрены развитые функции по обслуживанию сложных бизнес-процессов в логистике. SAP SCM включает в себя решение по управлению складами.
Для компаний НГК создано отраслевое решение "SAP для нефтяной и газовой промышленности" (SAP for Oil & Gas).
Также в SAP создали техническую основу для приложений и бизнес-процессов. В SAP NetWeaver запускаются все приложения SAP и это решение отвечает за следующие задачи:
-пользовательская интеграция (User integration),
-информационная интеграция (Information integration),
-интеграция процессов (Process integration),
-базис приложений, сервер приложений (Application basis, application server).
Кроме того, SAP NetWeaver позволяет клиентам самостоятельно расширить свои системы: они могут самостоятельно разрабатывать свои собственные приложения на языках программирования ABAP и Java (J2EE).[21]
О À
В
S
№ N
1Л
I
ей
2 о
SAP активно развивает и облачные технологии. SAP HANA Enterprise Cloud-облачный сервис компании SAP для создания корпоративного "облака" на платформе SAP hAnA. Перенос ресурсов компании в облако даёт возможность использования передовых средств анализа данных, а значит и возможность поиска оптимальных решений для предприятия и обращение к огромной базе данных, накопленных в облаке SAP.[27] Например, облачные технологии SAP помогут сформировать прозрачную и прогнозируемую структуру затрат, повысить точность бюджетирования проектов и оценки стоимости владения. [25]
Главные преимущества облачных технологий это:
-доступность "облака" в любой точке мира, где есть интернет,
-неограниченность вычислительных ресурсов, имеющих открытый доступ для пользователей,
-низкая себестоимость, экономия денежных средств на приобретении и обслуживании оборудования и программного обеспечения,
-масштабируемость, возможность расширения спектра предоставляемых услуг,
-отказоустойчивость-обеспечение надёжности работы системы. [3]
Внедрение информационных технологий, в том числе и систем автоматизации бизнес-процессов несомненно влияет на стоимость компании и на их инвестиционную привлекательность.
На сегодняшний день наиболее крупные российские компании НГК являются публичными и прибегают к заимствованиям на фондовых рынка, тем самым становясь зависимыми от рыночной оценки их капитализации.
Инвесторы, владельцы, или акционеры, должны быть уверены в том, что они смогут получить максимальную прибыль при минимизации риска.[11]
Поэтому одним из важнейших модулей SAP является модуль "учёт и отчётность". Этот модуль включает в себя такие функции как, "стратегическое управление предприятием" и "система проектов".
Используя этот инструмент менеджер компании может наглядно продемонстрировать инвестору все перспективные проекты компании, показать будущую прибыль и детально ознакомить инвестора с предприятием. Конечно же, использование таких систем значительно увеличивает "прозрачность" компании для инвестора и его осведомлённость и
способствует принятию решения о вложении средств.
В настоящее время внедряется большое количество информационных технологий помимо SAP и задача менеджера выяснить, какие из них наиболее эффективны. Поэтому специалисты разработали методы управления эффективностью ИТ, которые могут повысить успешность внедрения этих систем. Например, одна такая модель оценивает успешность информационных систем (критерии: качество системы, качество информации, качество услуг, использование системы, удовлетворённость пользователя, чистые выгоды), а вторая угрозы её провала (критерии : вид ошибки, серьёзность ошибки, прошлые ошибки, величина компании, рост компании, тип отрасли, интенсивность использования ИТ в отрасли). Эти системы дополняют друг друга. Используя эти модели можно создать и управлять эффективностью ИТ (определить цели инвестиций, выгоды и риски использования ИТ).[11]
Внедрение же успешной системы автоматизации бизнес-процессов безусловно повысит эффективность компании и явится фактором её инвестиционной привлекательности. Именно поэтому наши ведущие нефтегазовые компании используют SAP.
Например, Роснефть подключилась к SAP с марта 2006 года. Проект включал в себя три этапа на первом (октябрь 2005 г.) была подготовлена концепция и утверждён план реализации основных работ, на втором (декабрь 2005 г.) и третьем (март 2006 г.) осуществлено внедрение системы в опытно-промышленную и продуктивную эксплуатацию на четырёх дочерних предприятиях компании: (Краснодарнефтегаз, ВанкорНефть, "Северная Нефть" и "Пурнефтегаз". К середине года было завершено тиражирование решения ещё на 40 дочерних предприятиях. Таким образом в 2006 году, общее количество пользователей, работающих в системе SAP в рамках данного решения достигло 430 человек. Координация работ выполнялась Департаментом информационных технологий ОАО "НК Роснефть".[13] На этом этапе было внедрена система контроля платежей и финансовых обязательств дочерних обществ, охватывающая "сквозной бизнес-процесс" целиком - от дочерних обществ до головной компании. Она позволяла консолидировать финансовые потоки и стандартизировать процесс принятия и погашения обязательств структурами холдинга. Также созданное решение обес-
печивало руководство предприятия данными для принятия управленческих ре-шений.[28]
Система заслужила весьма позитивные оценки и в ноябре 2015 года "Роснефть" приобрела права использования ПО SAP и услуги по его поддержке общим объёмом на 1,559 млрд руб. В конце июня 2016 года "Роснефть" провела внутригрупповую закупку услуг по сопровождению информационных систем SAP. Начальная цена контракта, рассчитанного на два года составила 753 млн рублей. По этой цене он был заключён с компанией "Сибинтек", которая оказалась единственным участником закупки. Ранее этой компании "Роснефть" передала права на осуществление функций исполнительного органа своей ИТ-"дочки"-"РН-информ." Она же с начала 2016 года занимается управлением ИТ-проектами "Роснефти".
Перечень услуг, которые будут оказаны в рамках этого договора включает поддержку пользователей корпоративных информационных систем на базе SAP ERP, обеспечение технологических процессов информационных решений на базе этого ПО, техническое обслуживание систем SAP. Решения на базе По SAP для Роснефти включают системы консолидации финансовой отчётности, управления основными средствами, финансовые шаблоны, бухгалтерского учёта и отчётности, консолидированной отчётности, корпоративной собственности, контроля и анализа деятельности компании, обеспечения материально-техническими ресурсами, учёта персонала и расчёта заработной платы, налогового учёта и отчётности и других.[14]
Итак, растущая роль информационных технологий стимулирует углубление и расширение использования систем автоматизации бизнес-процессов российскими компаниями, которые в свою очередь повышают их эффективность и инвестиционную привлекательность. Тенденции развития бизнеса в мире, тот факт, что 87% клиентов такого, например, лидера автоматизации бизнеса как SAP, входит в список Forbes Global 2000, говорит о том, что движение в этом направлении продолжиться.
Литература
1. Автоматизация бизнес-процессов как необходимое условие эффективности компании [Электронный ресурс] /материалы сайта: www.luckyea77.livejournal.com (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
2. Буторина О.В. Международные экономические отношения. Базовые параметры / О.В. Буторина, С.А. Галкин, В.Н. Ткачев ; под ред. О.В. Буториной -М. : Весь Мир, 2013. - 134 с.
3. Виноградова А.А., Кипнис Е.А. Облачные технологии: преимущества и недостатки// Валютное регулирование. Валютный контроль.-2015.- № 5.- С.48
4. Деньги. Бурлачков В.К., Катасонов В.Ю., Ткачев В.Н. Учебное пособие / М.: МГИМО, 2010.
5. Дементьева А.Г. Формы и методы получения конкурентных преимуществ ТНК в условиях глобализации // Менеджмент сегодня. 2010. - №3. С.134-148.
6. Дементьева А.Г., Ткачев В.Н. Российская практика корпоративного управления в условиях экономической нестабильности / А.Г. Дементьева, В.Н. Ткачев // Деятельность компаний в условиях современного экономического и политического кризиса. Москва, 2018. С. 180-191.
7. Джестон Д. Управление бизнес-процессами.Практическое руководство для успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. [перевод с англ.] -М.: Альпина Паблишер, 2015. - 642 c
8. Инвестиции в топливно-энергетическом комплексе России: основные показатели, источники и методы финансирования. Катасонов В.Ю., Петров М.В., Ткачев В.Н. М.: МГИМО, 2003.
9. Катаев А.Н. Дивидендная политика компаний нефтегазового комплекса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2017. № 10. С. 56-62.
10. Кузнецов С.Ю., Руденко И.В. Управление бизнес-процессами (BMP) в стратегическом менеджменте // Эффективное антикризисное управление.-2015.- № 2(89).- С.92-93
11. Маслова Л.А. Бизнес-архитектура решений SAP для автоматизации банковской деятельности финансово-кредитных организаций / Л.А. Маслова, С.А. Гутник, П.В. Чеповский .- М. Национальный открытый университет -"ИНТУ-ИТ", 2017.-255 с.
12. Попов Евгений, Ческидов Роман. Мотивация менеджеров по ключевым бизнес-процессам и показателям//Про-блемы теории и практики управления .2014.- № 3.- С.80-85
13. Роснефть внедрила SAP. [Электронный ресурс] / материалы сайта : www. cybersecurity.ru (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
14. Роснефть заплатит Сибинтеку 750 млн рублей за поддержку SAP [Электронный ресурс] / материалы сайта : www.
tadviser.ru (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
15. Ткачев В. Глобализация мировых финансовых рынков. Страховое дело. 2000. № 8. С. 22-30.
16. Ткачев В. Реформирование банковской системы России. Финансовый бизнес. 1999. № 7. С. 17-21.
17. Ткачев В.Н. Анализ сущности денег через призму кризисных явлений. Финансовый бизнес. 2011. № 6 (155). С. 40-48.
18. Ткачев В.Н. Денежно-кредитная статистика, М.: МГИМО, 2008.
19. Ткачев В.Н. Международное движение капитала и проблема финансовых кризисов. Российский аспект. М., 2008.
20. Ткачев В.Н. Мировой финансовый кризис XXI века: причины и последствия. Мировое и национальное хозяйство. 2008. № 4.
21. Шульц Олаф. Практика SAP. Руководство для новичков и конечных пользователей / Олаф Шульц [перевод с англ. П. Шалчиц] - Санкт-Петербург: ООО "Эксперт РП", 2012. - 406 c.
22. Энергетический бюллетень. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Выпуск № 14, июнь 2014.
23. Dementeva A.G., Tkachev V.N. Russian financial institutions: key issues and current trends in corporate governance. Russian International Studies. 2016. № 2. С. 138-160.
24. SAP ERP Построение эффективной системы управления / пер. с англ. А. Сатунин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 346 c.
25. SAP HANA Cloud Platform(SAP HCP). [Электронный ресурс] / материалы сайта : www.tadviser.ru (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
26. SAP SE -один из мировых лидеров на рынке корпоративных IT-решений. [Электронный ресурс] / материалы сайта : www.changellenge.com (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
27. SAP в Azure [Электронный ресурс] / материалы сайта : www. azure.microsoft.com (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
28. SAP и "Ройлсофт" автоматизировали казначейство "Роснефти". [Электронный ресурс] / материалы сайта : www.itweek.ru (Дата обращения: 02.10.2017 г.)
The role of automation of business
processes of Russian oil and gas
companies in improving the efficiency
of their activities. Kataev A.N.
Moscow State Institute of International Relations Nowadays, doing business is already unthinkable without information technology. The digital economy has become firmly established and is expanding rapidly. The largest Russian oil and gas and non-oil and gas companies are actively developing this segment. This gives them increased efficiency, increased production, time saving, significant simplification of routine processes, increases their investment attractiveness and much more.
As a result of automation of business process management, the head of the company receives more information for the analysis of business processes in the form of detailed analytical reports and has the ability to manage the company with high quality taking into account external and internal indicators. This article describes the history of business process automation systems and their implementation in Russia.
The author concludes that the growing role of information technologies stimulates the deepening and expansion of the use of business process automation systems by Russian companies, which in turn increase their efficiency and investment attractiveness. Keywords: automation of business processes, oil and gas companies, OGC, SAP, Rosneft, investment attractiveness, information technologies, IT, cloud technologies. References
1. Automation of business processes as a necessary
condition for the effectiveness of the company [Electronic resource] / site materials: www.luckyea77.livejournal.com (Date of circulation: 02.10.2017)
2. Butorina O.V. International economic relations.
Basic parameters / O.V. Butorina, S.A. Galkin, V.N. Tkachev; Ed. O.V. Butorona - M.: The whole World, 2013. - 134 p.
3. Vinogradova aA, Kipnis EA Cloud technologies:
advantages and disadvantages // Currency regulation. Exchange control.-2015.- No. 5.-P.48
4. Money. Burlachkov VK, Katasonov V.Yu., Tkachev
V.N. Textbook / M .: MGIMO, 2010.
5. Dementieva A.G. Forms and methods of obtaining
competitive advantages of TNCs in the context of globalization // Management today. 2010. - №3. P.134-148.
6. Dementieva AG, Tkachev V.N. Russian Corporate
Governance Practices in Conditions of Economic Instability. Dementieva, V.N. Tkachev // The activities of companies in the current economic and political crisis. Moscow, 2018. S. 180-191.
7. Dzhesson D. Management of business processes.
Practical guidance for the successful implementation of projects / D. Dzhesson, J. Nelis. [translation from English] - M .: Alpina Pablisher, 2015. - 642 c
8. Investments in the fuel and energy sector in
Russia: key indicators, sources and methods of financing. Katasonov V.Yu., Petrov M.V., Tkachev V.N. Moscow: MGIMO, 2003.
9. Kataev A.N. Dividend Policy of Oil and Gas
Companies // Contemporary Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and Law. 2017. № 10. P. 56-62.
10. Kuznetsov S.Yu., Rudenko I.V. Business Process Management (BMP) in Strategic Management // Effective Anti-Crisis Management.-2015.- № 2 (89) .- P.92-93
11. Maslova L.A. Business architecture of SAP solutions for automating the banking activities of financial and credit organizations / L.A. Maslova, S.A. Gutnik, P.V. Chepovsky .- M.: National Open University - «INTUIT», 2017.255 p.
12. Popov Eugene, Cheskidov Roman. Motivation of managers on key business processes and
O À
R
S
№ 2
indicators / / Problems of theory and practice of management.-2014.-? 3.- C.80-85
13. Rosneft implemented SAP. [Electronic resource] / site materials: www. cybersecurity.ru (Date of circulation: 02.10.2017)
14. Rosneft will pay Sibintek 750 million rubles for SAP support [Electronic resource] / site materials: www.tadviser.ru (Date of circulation: 02.10.2017)
15. Tkachev V. Globalization of the world financial markets. Insurance business. 2000. № 8. P. 22-30.
16. Tkachev V. Reforming the Russian banking system. Financial business. 1999. № 7. P. 17-21.
17. Tkachev V.N. Analysis of the essence of money through the prism of crisis phenomena. Financial business. 2011. № 6 (155). Pp. 4048.
18. Tkachev V.N. Monetary statistics, Moscow: MGIMO, 2008.
19. Tkachev V.N. The international capital movement
and the problem of financial crises. The Russian aspect. Moscow, 2008.
20. Tkachev V.N. The world financial crisis of the XXI century: causes and consequences. World and national economy. 2008. № 4.
21. Schultz Olaf. Practice of SAP. A guide for beginners and end users / Olaf Schulz [translated from English. P. Shalchyts] - St. Petersburg: Expert RA Ltd., 2012. - 406 c.
22. Energy Bulletin. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. Issue No. 14, June 2014.
23. Dementeva A.G., Tkachev V.N. Russian financial institutions: key issues and current trends in corporate governance. Russian International Studies. 2016. № 2. P. 138-160.
24. SAP ERP Building an effective management system / trans. with English. A. Satunin. -Moscow: Alpina Business Books, 2008. - 346 c.
25. SAP HANA Cloud Platform (SAP HCP). [Electronic
resource] / materials of the site: www.tadviser.ru (Date of circulation: 02.10.2017)
26. SAP SE is one of the world leaders in the market of corporate IT solutions. [Electronic resource] / materials of the site: www.changellenge.com (Date of circulation: 02.10.2017)
27. SAP in Azure [Electronic resource] / site materials: www. azure.microsoft.com (Date of circulation: 02.10.2017)
28. SAP and Roysoft have automated the treasury of Rosneft. [Electronic resource] / site materials: www.itweek.ru (Date of circulation: 02.10.2017)
in
n «
2 ©