Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 338.45
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-32-01013
Бубликова Е. И.
Южный федеральный университет
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ
В работе рассматриваются вопросы обеспечения комплексной информационно-аналитической поддержки бизнес-процессов нефтегазовых предприятий, а также предложена концептуальная модель интеграции информационных систем интегрированных компаний нефтегазового комплекса на различных этапах цепочки создания стоимости нефтепродуктов с целью формирования единого инфокоммуникационного поля в структуре нефтегазовой компании.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, информационные технологии, вертикально-интегрированная нефтегазовая компания, интеграция, управление.
С развитием современных технологий информационные системы трансформировались из вспомогательного продукта в важнейший активный компонент системы управления предприятием нефтегазового комплекса (НГК), представляя собой необходимое условие обеспечения конкурентоспособности крупномасштабных интегрированных компаний [1].
Многообразие способов и средств информационно-технической поддержки определяет ряд трудностей, с которыми сталкиваются вертикально-интегрированные нефтегазовые компании (ВИНК) в ходе проведения комплексной информатизации собственных бизнес-процессов: это существенные различия в требованиях к централизации управления, степени безопасности внутрикорпоративных данных, функционалу внедряемых систем, связанные с отраслевой и региональной спецификой деятельности различных подразделений компании. Все это обусловливает выбор различных классов используемых средств информационно-технической поддержки, в результате чего основной проблемой для нефтегазовой корпорации становится разработка актуальной модели интеграции существующего информационного обеспечения в структуре ВИНК с целью формирования единого внутрикорпоративного информационного пространства управления и коммуникаций.
В рамках теории цепочки создания стоимости выделяют пять основных этапов в структуре НГК: разведка, добыча, переработка, транспортировка, сбыт [2]. ВИНК, объединяя в себе предприятия каждого из данных этапов, представляют собой иерархические системы полного цикла создания стоимости нефтепродуктов. В соответствии с отраслевой спецификой деятельности предприятий, в структуре ВИНК формируется масштабный разнородный комплекс средств автоматизации и ИТ-поддержки (рис. 1).
Помимо отраслевой специфики, выбор актуального комплекса средств информатизации нефтегазовых предприятий обусловливается выделением различных уровней в вертикали управления интегрированной нефтегазовой компании [3].
шшшЛауг.заепсе
Рисунок 1 — Применение средств информационно-технической поддержки в составе ВИНК
с учетом отраслевой специфики предприятий
Данный подход к информатизации опирается на исследование функций управления, выполняемых на соответствующем уровне, что определяет целесообразность использования информационно-аналитического инструментария для решения определенных управленческих задач. Совокупность средств ИТ-поддержки на всех уровнях корпоративного управления образует информационно-управляющую структуру ВИНК (рис. 2).
Рисунок 2 — Информационно-управляющая структура нефтегазовой компании в разрезе
уровней корпоративного управления
шшшЛауг.заепсе
Существует множество подходов к интеграции информационного обеспечения, применяемых в зависимости от масштабов компании, территориального распределения ее подразделений, характера и состояния уже используемых на предприятиях информационных систем. Наиболее активно применяемый подход на первых этапах комплексной автоматизации ВИНК состоял в создании единого информационного центра, консолидирующего данные всех корпоративных информационных систем (КИС) и регулирующего обмен данными (рис. 3). Основные этапы создания единого центра интеграции включают в себя: разработку унифицированной модели программного интерфейса для всех информационных систем компании, внедрение интеграционной платформы как базы создания центра интеграции и обеспечение сбора и обработки данных.
Рисунок 3 — Интеграция информационных систем компании с помощью единого
интеграционного центра
Система с единым координационным центром обладает рядом преимуществ: возможность качественно нового оперативного управления деятельностью всех подразделений компании в реальном времени, конструирование прозрачной системы доступа к корпоративной информации для пользователей всех подразделений и уровней компании, сокращение издержек на сопровождение разнородного информационного комплекса и др. Однако особенностью данной архитектуры является трудоемкая наладка системы, требующая наличия высококвалифицированных ИТ-специалистов для перестройки всех внутрикорпоративных связей и обеспечения бесперебойной работы интеграционного центра. Стоит отметить, что с учетом специфики деятельности предприятий современного НГК представленная модель интеграции ИТ-обеспечения имеет существенные недостатки:
- Невозможность учета отраслевых и региональных особенностей деятельности подразделений нефтегазовой компании при настройке используемых информационных систем (специализированный функционал и доработка типовых продуктов затрудняют интеграцию);
- Снижение уровня информационной безопасности корпоративных данных
www.tavr.science
(связано с появлением единого источника информации обо всех процессах, происходящих в компании);
- Отсутствие обратной связи между управляющей информационной системой и КИС более низкого уровня, а также между системами смежных подразделений, что не способствует улучшению качества управленческих и координационных процессов.
Расширение типового функционала и интеграция информационных систем особо актуальны для региональных подразделений ВИНК, поскольку именно на региональном уровне проявляется основная масса эффектов от внедрения и интеграции средств информационной поддержки, а также образуется отраслевая и организационная специфика взаимодействий предприятий [4]. Развитие интегрированных региональных объединений в структуре нефтегазовой компании подразумевает формирование устойчивых экономических, производственных и информационных связей между подразделениями. В данной связи представляется актуальным проводить поэтапную интеграцию комплексов ИТ-обеспечения подразделений ВИНК на региональном, а затем стратегическом уровне управления в рамках формирования региональных кластеров и сетевых структур (рис. 4).
Использование данной модели интеграции позволяет учитывать отраслевые и региональные особенности деятельности предприятий при построении комплекса информационного обеспечения отдельного кластера или интегрированной сбытовой сети подразделений, облегчает интеграцию и наладку обратной связи между региональными информационными системами и управляющей КИС ввиду возможности выбора единой платформы и сокращения количества межсистемных связей. Помимо этого, предложенная модель является гибкой и масштабируемой, поскольку позволяет подключать новые региональные комплексы к информационному полю компании и видоизменять набор систем в существующих блоках.
Рисунок 4. — Концептуальная модель многоуровневой интеграции информационного
обеспечения ВИНК
Авторская модель многоуровневой интеграции была внедрена в рамках модернизации информационного комплекса Южного регионального подразделения реализации нефтепродуктов ПАО НК «Роснефть» (АО «РН-Ростовнефтепродукт»), контролирующего оптовый и розничный сбыт топлива на рынке Южного федерального округа. Подключение информационных систем подразделений компании к единой КИС (для внедрения была выбрана система SAP ERP в связке с интеграционным брокером SAP Netweaver) позволило обеспечить контроль материальных запасов на нефтебазах и автозаправочных комплексах в
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
режиме реального времени, автоматизировать механизмы заказов поставок и передачи показателей отчетности бухгалтерского и управленческого учета, повысить эффективность организационно-управленческих процессов, унифицировать механизмы ценообразования в рамках регионального подразделения.
В ходе апробации модели также было определено, что сбор и интеграция данных из разнородных источников на уровне региональных комплексов остается самой трудоемкой частью информатизации нефтегазовых компаний. Обеспечение единого унифицированного интерфейса для неоднородных независимых источников данных представляет собой наиболее актуальный вопрос интеграции ИТ-обеспечения предприятий НГК [5, 6].
Таким образом, однозначно рекомендовать состав ИТ-обеспечения и наиболее эффективную модель его интеграции без учета специфики деятельности нефтегазовых компаний не представляется возможным. Получение потенциальных преимуществ комплексной автоматизации и информатизации производственных и организационных процессов предприятий НГК на всех этапах цепочки создания стоимости нефтепродуктов возможно только в случае построения информационной инфраструктуры, максимально отвечающей потребностям нефтегазовых компаний, соответствующей корректному процессу интеграции данных и формирующей единое инфокоммуникационное поле взаимодействий в структуре ВИНК.
Литература
1. Никитаева А. Ю., Бубликова Е. И. Приоритеты информатизации предприятий топливно-энергетического комплекса: опыт Европы // Terra Europeana: Youth for EU: Альманах научных работ. Вып. 4 / Отв. ред. И.М. Узнародов. — Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2014. — С. 379-383.
2. Трахтенгерц Э. А, Степин Ю. П., Андреев А. Ф. Компьютерные методы поддержки принятия управленческих решений в нефтегазовой промышленности. — М.: СИНТЕГ, 2005. — 592 с.
3. Инсапов Р. М. «MES-системы» // Автоматизация управления компаниями [Электронный источник] URL: http://www.insapov.ru/mes.html
4. Никитаева А. Ю., Бубликова Е. И. Предпосылки и стратегические ориентиры развития партнерских отношений в промышленном комплексе регионов Юга России // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 9 (6-2). — С. 336-340.
5. Ковлягина Т. Интеграция данных признана самой сложной частью «большой» аналитики // Информационный портал CNews Analytics [Электронный источник] URL: http://bigdata. cnews.ru/news/top/index.shtml?2015/01/30/592186
6. Когаловский М. Р. Методы интеграции данных в информационных системах // Институт проблем рынка РАН, Москва — 2010.