112 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
2. Кригер Л.С. Нечеткая ситуационная сеть для управления движением общественного транспорта / Л.С. Кригер // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2013. - № 1. - С. 90-96.
3. Кригер Л.С. Интеллектуальная система поддержки принятия решений при управлении движением общественного транспорта / Л.С. Кригер // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2012. - № 2. -С. 150-155.
ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
© Ротарь О.Ю.*, Садыгов Н.И.*
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, г. Санкт-Петербург
В современных условиях важным фактором конкурентоспособности организации является повышение качества управленческих решений, которое, в свою очередь, во многом определяется уровнем автоматизации организации. Выбор информационной системы для целей автоматизации процесса управления часто производится менеджментом, основываясь на практике ее применения в других компаниях со сходной организационной структурой, имидже компании-разработчика и т.п.
При этом специфика деятельности компании, как правило, анализируется в недостаточной степени, не учитывается сложность организационной структуры и уровень развития контрольной среды в компании.
Акцент в автоматизации управления российскими предприятиями продолжает смещаться от решения базовых задач к повышению эф-
* Ассистент кафедры № 17 «Экономика», аспирант.
* Аспирант.
Информационно-коммуникационные технологии
113
фективности. Постепенно расширяются возможности использования корпоративных систем. В настоящей статье рассмотрены основные решения по комплексной автоматизации, представленные на российском рынке, проведен анализ и сделаны выводы о необходимости использования КИС при решении задач управления.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления, комплексные системы управления, ERP-системы, информационные технологии.
Авиаотрасль - специфический сегмент экономики почти во всех странах мира. Эта специфичность обусловлена сразу несколькими причинами. Во-первых, производители зачастую являются разработчиками и пользователями технологий двойного назначения, что приводит к жесткому контролю государства над отраслью. Во-вторых, и перевозчики, и аэропорты, и производители - по большей своей части, глобальные игроки, участвующие в глобальной кооперации как между собой, так и представителями смежных индустрий. Это, в частности, туристический, гостиничный, дистрибуторский бизнес и т.д. Все они завязаны в международные сети лизинга, лояльности пассажиров, цепочек поставок и управления жизненным циклом изделий. И, наконец, общий мировой тренд - это значительный рост пассажиропотока и грузопотока при хроническом отставании наземной инфраструктуры, а также ухудшение качества обслуживания из-за экономии пространства, как на борту, так и в терминалах. Это вынуждает искать новые бизнеспроцессы повышения лояльности клиентов, базирующиеся, прежде всего, на информационных технологиях.
По состоянию на конец мая 2014 г. аналитические компании еще не выпустили отчетов по российскому рынку интегрированных систем управления предприятиями (ERP-систем) за прошлый год. По итогам 2012 г. этот сегмент превысил знаковый рубеж в $1 млрд., увеличившись на 9,5 %. Отечественный рынок ERP-систем уже достаточно консолидирован: на 95 % он контролируется пятеркой вендоров: SAP, 1C, Oracle, Microsoft, «Галактика».
По словам аналитиков, среди конечных пользователей в нескольких отраслях экономики набирают силу вертикально интегрированные решения.
114 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Внедрение таких систем занимает меньше времени и требует меньше усилий на кастомизацию.
Таблица 1
Оценка динамики российского сегмента ERP участниками
Компания Оценка 2013 г. Прогноз на 2014 г.
«Галактика» +5-7 % + 10-12 %
«Норбит» (ГК «Ланит») +8 % +7 %
«Корус Консалтинг» +5 % +3-5 %
Как прогнозируют аналитики, объем ERP-рыка в России в 2013-2017 гг. будет расти в среднем на 7,3 % ежегодно.
Это обусловлено тем, что постепенно расширяются возможности управленческих систем. Повсеместный сбор данных от каждого используемого в бизнесе устройства, от каждого человека, а также возможности эти данные комментировать, структурировать для последующего анализа, начинают широко применяться в проектах.
В настоящее время лидерами российского рынка ERP -систем являются:
- Компания SAP.
SAP AG представлена на российском рынке системой R/3 начиная с 1992 г. В настоящее время SAP ERP AG стремится охватить такие сферы деятельности, как розничная торговля, телекоммуникации и финансы. Стоимость поставки системы R/3 на 50 рабочих мест - $ 350 000. Стоимость внедрения - в несколько раз выше стоимости лицензии.
- Система Oracle.
На сегодняшний день система Oracle Applications представлена на рынках стран СНГ 29 ERP-проектами, охватывающими в общей сложности 70 пользователей.
- Microsoft Business Solutions.
Предлагаемая Microsoft линейка продуктов для комплексной автоматизации ориентирована в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса и включает такие системы, как Axapta (Аксапта), Great Plains, Navi-
Информационно-коммуникационные технологии
115
sion, Solomon, Microsoft CRM. На базе Microsoft Axapta был создан ряд отраслевых ERP-систем, в частности отраслевое решение Axapta Retail, адаптированное к особенностям российских розничных сетей. Специально для средних предприятий датской компанией Navision a/s была разработана локализованная версия Axapta 2.1, появившаяся на рынке в 2000 г. (с декабря 2001 г. - Navision Axapta 2.5).
Стоимость поставки и внедрения системы Axapta на 1 рабочее место -€ 1600-2500. Пакет на 20 пользователей - € 36 000-50 000.
- Корпорация Г алактика.
Действуя на рынке с 1986 г., корпорация «Галактика» добилась существенного прогресса. В 2005 г. вниманию клиентов был предложен построенный на ядре Галактика ERP полнофункциональный комплекс бизнес-решений Галактика Business Suite.
- Epicor Scala.
Выпустив на рынок систему Scala в 1991 г., Scala СНГ, впоследствии вошедшая в состав корпорации Epicor, стала известна как первая на территории СНГ и стран Восточной Европы компания, предоставляющая программное обеспечение и услуги в области управления производством, финансами и бизнесом. Доходы корпорации в странах СНГ распределяются между такими видами деятельности, как поддержка старых клиентов (47 %), консалтинг (28 %) и продажа лицензий (25 %), хотя абсолютные финансовые показатели работы Epicor-Scala в этом регионе являются коммерческой тайной.
- 1С ЗАО.
Со дня своего основания в 1991 г. компания «1С» разработала целый ряд бизнес-решений, получивших широкое распространение на компьютерном рынке благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с самой разветвленной партнерской сетью в СНГ. Несмотря на то, что продукты «1С» официально не позиционируются как системы класса ERP, они полностью соответствуют разработанным для них стандартам.
Программа «1С» в настоящее время состоит из технологической платформы (ядра) и разработанных на ее основе достаточно разнообразных при-
116 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
кладных решений (конфигураций) для автоматизации деятельности предприятий различных сфер предпринимательской деятельности.
- BAAN Eurasia.
Системы BANN на российском рынке известны с 1997 г. благодаря компании «БААН-Евразия». Стоимость поставки и внедрения системы BANN для 100-150 пользователей - $ 600 000-800 000. Стоимость внедрения - в несколько раз выше стоимости поставки.
Рассмотрим конкретный пример автоматизации технологического процесса с применением систему управления - оптимизация транспортной логистики. Для учета маршрута передвижения транспортного средства и контроля за графиком поставок требуется выполнять достаточно большое количество операций. Необходимо фиксировать время выезда машины и время доставки груза по месту назначения, контролировать сроки выполнения задания каждым водителем во избежание нарушения графика поставок, вести учет использования и загруженности транспортного средства, оптимизировать маршруты доставки грузов и т.д.
В настоящее время доминирующим способом доставки груза до пункта назначения является интермодальная перевозка. При выполнении перевозки сборных грузов компании-перевозчики задействуют от 10 до 30 машин в день. Каждое автотранспортное средство может посетить в сутки от 2 до 10 пунктов перегрузки, где груз должен быть перемещен на новый вид транспорта. При этом при выполнении интермодальных перевозок время доставки точно в срок играет ключевую роль. Для того, чтобы не нести расходы на складские операции, клиенты-грузоотправители готовы заплатить экспедиторской компании за услугу доставки груза ко времени, указанному в договоре. В случае нарушения сроков доставки компанией-перевозчиком происходит задержка во всей цепи поставки.
Для оптимизации перевозок в крупных дистрибьюторских компаниях вводятся должности менеджеров-логистов, одной из задач которых является оптимизация маршрутов движения ТС, составление маршрутных листов для каждого из автомобилей, осуществляющих доставку товара покупателям, с указанием последовательности посещения пунктов перегрузки.
m
@ Торговля Прод-At / Яковенко В С / Агент Плюс. Управление торговлей, редакция 10.3 - Торговля Лрод-Ас
Q С5 Ы ■ л ЗЭ Е* & I ' I ^ 'Ч' ' i.' Э И1), ! 1Ш1 Jiif & | м ^
Файл Треста Операции Спрлеашики Документы Отчеты Сервис Окна Справка
В & Ш Ш I «S £ ^ й ^ 6,1 ^ g .а % ^ ^ за Sfe (& Е& Ф Ё ^ j6 ib & де it и -Ш Jfr,
[Ц Маршрутный пнет: МэрщрутнЫй лист 00090023.1 от 03:02.21014 13:00.02
Действия»\ [«А 55 1Ш|Й Перейти* 11^) Запрейте
Номер; |атЮ31 | от: |61022С1~4 19:00 g|
Периоде 103.02 2С14 ё| по 103.022014 Э|
Маршрут
Водитель: | Кашнжов Сергей Семенович
3
Авгомоб... ]Гаэельу5Ясс
—3
Документы отгрузки |_____
Si Подбор Заполнить по маршруту
Я Реетзаииятоелрое н услуг Контрагент Сумма накладней Вес накладной Количество мест Дополнчельно к местам <*
Рмлоаичятомроеч уо*(Г УТПА0003967 ст 03.02.2014 1&38:.., Ат лапт Ст ООО 8 704,00 142,000 13
2 РМ1ММимпшрйви услуг УГПйОСС39ьВ йт 03.02.20141 аз&... Падкое и. а ип 753.73 1238$ 1
3 PwwMUwarowpoeH услуг УТПА00039$$ от СЭ 02 201419:37:... Пеньков 4. А ИП 23932.3$ 222346 9
4 Реемэаинятоеарови услуг УТПАООЙ3969 от 03.02.201419:43... Пеньков И, А ИП 4 92S.3C 50.970 3
5 Реалыэлцнятсщарови услуг ЦТПА0003805 от 03.02201414:42... Итм пицца ООО 1 462£$ 4329 1
Б Реатзаииятоеероеи услуг УТПАООС3817 от 03.02.201414:55... Итвл - пиццаООО 1 898,40 23,700 3
7 р?вгкминя товаров И услуг у ТПАООгаЮ от 03.02.201414:55.., Шторм ООО 105334 0.В52 2
$ Рдедоыиятоеарое и услуг УТПМХЮ3021 от 03.02.20141505,,, Кок 000 1 498.23 27379 4
$ Реализация товаров и №луг УТПдОССЗ$г5 от C3.02.20i4 1&16.,, КембдаООО 141456 19392 2
10 Реализация товаров и услуг УТПА0003949 от 03.02.201419:15... Закрома-ЮгООО 1 663.SC 16,969 3
77 422,63 1 030,949 -
Ответствен... |Д>е«тжова Л В Кеммвяарнй |
Подразделение: | Квмдерчвсшй отдел
Печатать все Маршрутный гьег Печать OK i Записать Закрыть
^Рвл» 201 4 rJE
Для гтолучеыя ПШСК4РКИ MKMHie F1
|Цкс...|^Дакумен..:Феемле2014г1 |Ю Масшрчгтньй лист; Мврщ,„:02|
Г/Пуск U ^ s i£> Е&[$Г
Рис. 1. Интерфейс маршрутного листа грузового автомобиля
ви I й И1 -5 С «Ь
Информационно-коммуникационные технологии 117
118 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Одним из примеров автоматизации технологического процесса отправки груза является составление маршрутных листов с применением приложения для автоматизации документооборота (рис. 1). В ИС имеются данные по водителям - работникам организации, имеется база клиентов и адреса пунктов перегрузки грузов. Получив доступ к базе данных менеджер-логист формирует маршрутный лист на конкретное транспортное средство помощью программного приложения. Маршрутный лист присутствует на всех этапах перевозки груза для целей учета и контроля, он необходим персоналу склада для правильной последовательности загрузки товара в транспортное средство.
Кроме того, современные программные средства позволяют составлять графики движения ТС, контролировать местонахождение грузов в режиме реального времени, определять, на каком этапе выполнения задания произошла задержка, вести строгий документированный учет выполняемых операций, формировать задания и оставлять маршрутные листы с применением компьютерной техники и программ автоматизации в кратчайшие сроки.
Перед работником транспортной организации стоит первоочередная задача оптимизация путей движения ТС с целью доставки груза в соответствии с условиями договора, минимизации расходов на горюче-смазочные материалов и сокращения времени перевозки. В связи с устойчивым увеличением грузопотока поставленные задачи невозможно решить без применения современных средств автоматизации учета и обработки данных.
Современные информационные системы позволяют автоматизировать процесс управления движением ТС, вовремя обнаружить и устранить причину задержки доставки груза, ускорить процесс создания сопроводительных документов на груз и необходимой документации для водителей ТС, сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
Список литературы:
1. Бобрышев А.Н. Методические аспекты управления денежными потоками организации // Сборник научных трудов SWorld. - 2012. - Т. 27, N 4. -С. 3-6.
Информационно-коммуникационные технологии
119
2. Бобрышев А.Н. Трансформация данных учетной системы с целью повышения эффективности аналитических действий // Kant. - 2011. - N 3. -С. 56-59.
3. Скляров И.Ю., Яковенко В.С., Тарасова Н.И. Повышение эффективности предпринимательской деятельности в торговле с использованием средств автоматизации мониторинга товаров на складе // Экономика и предпринимательство. - 2012. - N 5. - С. 306-311.
4. О компании Gartner [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Gartner.
5. Решения SAP сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sap-microtest.ru/solutions/today_sap.