Научная статья на тему 'Роль аудитов в системе менеджмента качества лабораторной службы'

Роль аудитов в системе менеджмента качества лабораторной службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / МЕДИЦИНСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / MEDICAL LABORATORY / АУДИТ / AUDIT / ЛАБОРАТОРНАЯ СЛУЖБА / LABORATORY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов С.Н., Золотарев П.Н.

В работе представлена информация об организации и проведение аудитов, которые являются ключевым механизмом при выстраивании и совершенствовании системы менеджмента качества в медицинских лабораториях. Описаны организационные, управленческие, экономические и социальные предпосылки для проведения аудита лабораторной службы. Изучены цель и задачи проведения аудита, а также определены этапы его проведения. Описаны ожидаемые итоги, к которым должна прийти медицинская лаборатория в ходе проведения аудита своей деятельности. Также в работе представлены факторы и ряд ограничений, которые существенно могут сказаться на качестве, а в последующем и результате аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AUDITS IN THE LABORATORY QUALITY MANAGEMENT

This paper covers the essentials of organizing laboratory service audits, which are crucial for both establishing and improving the system of quality management in medical laboratories. We describe organizational, managerial, economic, and social prerequisites for auditing the laboratory service. We analyze objectives of the audit, define its main stages, and describe the expected results. We also analyze a number of factors that can significantly affect the quality, and, therefore, the results of the audit.

Текст научной работы на тему «Роль аудитов в системе менеджмента качества лабораторной службы»

Лицам с синдромом нетерпения показана психологическая, а в ряде случаев, психотерапевтическая и психофармакологическая помощь.

На наш взгляд, синдром нетерпения может быть связан с врожденной или приобретенной аномалией префронтальной коры, миндалевидного тела, островка, ретикулярной формации и иных структур головного мозга, что потребует дополнительного клинико-криминологического исследования.

Литература.

1. Агеева М.П. Виды принудительных мер медицинского характера (комментарий статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 3-4 (43-44). С. 4951.

2. Тихомиров А.Н. Комментарий к статье 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (доктринальное толкование) // Вестник международного Института управления. 2014. № 3-4 (127-128). С. 3840.

3. Швырев Б.А. Проблемы прекращения принудительного психиатрического лечения // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 1-2 (47-48). С. 89-94.

DOI: http://nriph.ru/10.25742/NRIPH.2018.04.013

Черкасов С.Н. 1, Золотарев П.Н. 2

РОЛЬ АУДИТОВ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ

Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко,

Москва, Россия 2Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Cherkasov S.N.1, Zolotarev P.N.2

THE ROLE OF AUDITS IN THE LABORATORY QUALITY MANAGEMENT

1The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health, Moscow, Russia

2Medical University «Reaviz», Samara, Russia

SB

Контактная информация: Черкасов Сергей Николаевич - доктор медицинских наук, заведующий отделом, Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко; e-mail: cherkasovsn@mail.ru Золотарев Павел Николаевич - кандидат медицинских наук, доцент, проректор по лечебной работе, Медицинский университет «Реавиз»; e-mail: zolotareff@list.ru

Резюме. В работе представлена информация об организации и проведение аудитов, которые являются ключевым механизмом при выстраивании и совершенствовании системы менеджмента качества в медицинских лабораториях. Описаны организационные, управленческие, экономические и социальные предпосылки для проведения аудита лабораторной службы. Изучены цель и задачи проведения аудита, а также определены этапы его проведения. Описаны ожидаемые итоги, к которым должна прийти медицинская лаборатория в ходе проведения аудита своей деятельности. Также в работе представлены факторы и ряд ограничений, которые существенно могут сказаться на качестве, а в последующем и результате аудита.

Ключевые слова: система менеджмента качества, медицинская лаборатория, аудит, лабораторная служба.

Abstract. This paper covers the essentials of organizing laboratory service audits, which are crucial for both establishing and improving the system of quality management in medical laboratories. We describe organizational, managerial, economic, and social prerequisites for auditing the laboratory service. We analyze objectives of the audit, define its main stages, and describe the expected results. We also analyze a number of factors that can significantly affect the quality, and, therefore, the results of the audit.

Keywords: quality management system, medical laboratory, audit, laboratory service.

Ключевыми преимуществами для медицинских лабораторий, внедряющие систему менеджмента качества (далее - СМК) на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», является способность регулярно и стабильно оказывать услуги лабораторной медицины, которые удовлетворяют требования, как пациентов, так и лечащих врачей, а также создание условий для дальнейшего повышения удовлетворенностей для данных потребителей. Также к преимуществам от внедрения СМК можно

отнести направление усилий на возможности и риски, связанные с задачами медицинской лаборатории с последующей демонстрацией способностей самой лаборатории.

Используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 процессный подход включает в себя взаимодействие менеджмент процессов таким образом, чтобы достичь планируемых результатов в области системы качества и стратегии развития, а также функционирования медицинской лаборатории. Менеджмент процессов и системы в целом достигается при внедрении цикла PDCA (Планируй-Делай-Проверяй-Действуй»), с пониманием риск-ориентированного мышления, позволяющего медицинской лаборатории выявить факторы, которые могут привести к отклонению от планируемых результатов и СМК в целом [4, 9, 10].

Согласно национального стандарта в РФ, а именно ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетенции» основанный на ИСО/МЭК 17025 и ИСО 9001, медицинская лаборатория должна установить, документировать, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества, а также постоянно улучшать ее эффективность в соответствии с требованиями данного стандарта. Также согласно данного стандарта СМК должна осуществлять интеграцию всех процессов, необходимых для выполнения политики и целей качества, установленных в медицинской лаборатории, а также отвечать потребностям и требованиям пользователей [3].

Современная медицинская лаборатория, выстраивающая систему менеджмента качества, должна: выявить процессы и механизмы, необходимые для СМК данной лаборатории с учетом специфики ее профессиональной деятельности и обеспечить их применение во всей лаборатории; установить последовательность и взаимодействие выявленных процессов; определить критерии и методы, необходимые для обеспечения того, чтобы и операции, и контроль этих процессов были эффективны; организовать доступность информации и ресурсов, необходимых для поддержания операций и мониторинга этих процессов, с последующим отслеживанием данных процессов; организовать последовательность действий, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Одним из механизмов выстраивания и совершенствования системы менеджмент качества является организация и проведение аудитов.

В настоящее время под термином аудит подразумевается комплекс действий, направленных на проверку различных сфер

деятельности организации. Лабораторная служба не является исключением и аудиту подвергается как управление качеством деятельности, так и сам организационно-производственный процесс медицинской лаборатории [2].

Основными предпосылками для проведения аудита лабораторной службы является: организационные, включающие в себя объединение медицинских организаций и в частности лабораторий, централизация различных служб, формирование маршрутизации пациентов; управленческие, а именно смена кадрового состава, проявление воли руководства; экономические - сокращение финансирование медицинской организации или перераспределение денежных потоков, увеличение расходов на лабораторную службу, а также социальные, подразумевающие наличие жалоб население на качество оказания услуг в сфере лабораторной медицины.

Лабораторная служба является не исключением в распространении на данную службу общих принципов проведения внешнего и внутреннего аудита, а именно: независимость (аудиторы и специалисты, участвующие в системе аудита должны проявлять максимальную самостоятельность и свободу в принятии решений в ходе текущей проверки); объективность (проведение аудита требует полной справедливости и беспристрастности со стороны проверяющих); профессиональная компетентность (участники аудита должны обладать объемом профессиональных знаний как в области менеджмента качества, правовой сфере, так и в сфере лабораторной медицины); добросовестность и честность (в ходе организации и проведение аудита специалисты должны проявлять точность и аккуратность в работе и принятии административных решений); конфиденциальность (проведение аудита является процессом выявления системных внутренних ошибок или выявление управленческих неточностей, что требует от участников процесса доверительности в работе и конфиденциальности в отношение к полученной информации); профессиональный скептицизм [11].

Таким образом, целью проведения аудита является получение объективной и достоверной информации о состоянии лабораторной службы региона, с последующей разработкой системы прогнозируемых изменений, направленных на развитие лабораторной службы и предупреждение негативных явлений.

К общим задачам проведения аудита лабораторной службы можно отнести: определение возможности повышения экономической эффективности лабораторной службы; формирование мероприятий по повышению качества проводимых лабораторных исследований; оценка доступности для населения лабораторных исследований с учетом

региональных особенностей системы здравоохранения; определение необходимых изменений, нацеленных на развитие лабораторной службы региона; определение потребности в лабораторных исследованиях у населения и системы здравоохранения в целом; оценка маршрутизации образцов для выполнения исследований в специализированных лабораториях и межмуниципальных медицинских центрах; оценка обоснованности расходов для нужд медицинских лабораторий; определение средних подушевых расходов на выполнение лабораторных исследований; оценка имеющихся логистических взаимоотношений между медицинскими организациями и лабораторией.

К этапам проведения аудита относится: формирование рабочей группы; согласование целей, задач, объема аудита, процедур, сроков проведения аудита; подготовка материалов и документирование (анкеты, опросники, приказы, дополнительные материалы); информирование заинтересованных лиц о проведение и начале аудита посредством совещаний, круглых столов, конференций, вебинаров; непосредственный сбор информации; оценка и анализ качества представленной и собранной информации, с последующим уточнением и детализацией; организация и проведение очной части аудита; предоставление результатов по итогам проведения аудита [7, 8].

Итогом проведения аудита лабораторной службы являются следующие изменения: реорганизация лабораторной службы; разработка региональной стратегии развития службы; централизация лабораторий в пределах медицинских организаций; использование возможностей аутсорсинга в лабораторной медицине; маршрутизация и логистика пациентов и биоматериала; проработка механизмов финансирования лабораторной службы (объемы, тарификация, квотирование); информатизация лабораторной службы (выбор лабораторной информационной системы с последующей интеграцией с медицинской информационной системой) [5, 6].

При проведение аудита и анализе собранных данных, необходимо учитывать и ряд факторов, которые существенно могут сказаться на качестве, а в последующем и результате аудита. К таким факторам необходимо отнести: временной период, за который будет собираться и подаваться информация; специфика учета малоценных объектов в каждой конкретной лаборатории; учет расчетных лабораторных показателей в общем количестве выполняемых исследований; особенности проведения государственных закупок, которые предусматривают специфику выполняемых исследований в каждой конкретной лаборатории; условия владения лабораториями технологическим оборудованием, так как часть оборудования является

собственностью лечебного учреждения, а часть получена по реагентым контрактам [1].

Также нельзя забывать, что для проведения аудита лабораторной службы существуют и ряд ограничений, а именно, отсутствие политической и административной воли. Также к ограничениям необходимо отнести недостаток инструментов мотивации участников аудита и выборочные методы проверки, несовременность внутреннего контроля в медицинской организации и системы бухгалтерского учета.

Литература.

1. Аминев Р.А., Билалов Ф.С. Организация клинического аудита в клинико-диагностической лаборатории. Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. - 2013. - Т. 15, № 1/4. - С. 264-267.

2. Берестовская В.С., Иванов Г.А., Клименкова О.А. Три мифа о системе менеджмента качества и стандарте ISO 15189:2012 «Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности». Лабораторная медицина. - 2014. - № 1(8). - С. 12-16.

3. ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетенции». - Москва: Стандартинформ, 2015. - 46 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». - Москва: Стандартинформ, 2015. - 32 с.

5. Золотарев П.Н. Информационные менеджмент-системы в лабораторной медицине. Менеджер здравоохранения - 2016. -№5. -С. 47-54.

6. Золотарев П.Н. Организация системы менеджмента качества в медицинских организациях с помощью лабораторных информационных систем. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». - 2017. - №1. - С. 108-112.

7. Золотарев П.Н., Баева Е.С., Красота О.В. Оценка характера труда сотрудников клинико-диагностических лабораторий. Медицинский альманах. - 2015. - №3 (38). - С. 15-18.

8. Назмутдинова В.М., Лянг О.В., Кочетов А.Г. Учиться управлять: нематериальная мотивация как залог успеха при внедрении системы менеджмента качества в медицинской лаборатории. Лабораторная служба, 4, 2017 с.59-62.

9. Сараев А.Р., Черкасов С.Н., Майорская А.С. Качество медицинской помощи в России и за рубежом. В сборнике: Наука

и практика: партнерство в реализации стратегии национального здравоохранения в регионе 2015. С. 483-486.

10. Суслин С.А., Гиннятулина Р.И., Федосеева Л.С., Назаркина И.М. Система менеджмента качества в городской поликлинике. Бюллетень национального научно-исследовательского института

общественного здоровья имени H.A. Семашко,_Номер: 1

Год: 2017. С. 278-282.

11. Управление качеством деятельности медицинских лабораторий: проведение внутренних аудитов: учебное пособие / А.В. Эмануэль, Г.А. Иванов, Ю.П. Зубков и др. - Москва; Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ-Тверь; Изд-во Триада, 2011. - 112 с.

DOI: http://nriph.ru/10.25742/NRIPH.2018.04.014

Федяева А.В.,Черкасов С.Н., Олейникова В.С.

ПОТРЕБНОСТЬ В АМБУЛАТОРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ У ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ 30-35 ЛЕТ

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко», Москва, Россия

Fedyaeva A.V., Cherkasov S.N., Oleynikova V.S.

NEED FOR AMBULATORY HEALTH CARE IN WOMEN IN THE AGE OF 30-35 YEARS

National Research Institute for Public Health, Russia, Moscow

Контактная информация: Черкасов Сергей Николаевич - д.м.н., заведующий отделом исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко», е-mail: cherkasovsn@mail.ru;

Федяева Анна Владимировна - младший научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко».

Резюме. Цель исследования: анализ частоты обращений за амбулаторной медицинской помощью женщин возрастной группы 30-35 лет. Использованы данные о причинах обращений 4810 пациентов женского пола в течение одного года в медицинские организации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.