Научная статья на тему 'Рынок медицинских лабораторных услуг в РФ'

Рынок медицинских лабораторных услуг в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / MARKET / ЕМКОСТЬ РЫНКА / MARKET CAPACITY / МЕДИЦИНСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ УСЛУГА / LABORATORY MEDICAL SERVICE / ЧИСЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ / NUMBER OF MEDICAL LABORATORIES / ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ / FORM OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарев П.Н., Черкасов С.Н.

В работе представлена информация отражающая емкость рынка медицинских лабораторных услуг, а также численность медицинских лабораторий, которые являются технологическими площадками для выполнения лабораторных исследований. Авторами предложено разделить рынок современных лабораторных услуг на рынок социально-ориентированных расходов и условно-свободный рынок с описанием их особенностей. В рамках предложенного деления рассмотрено распределение вышеуказанных рынков между организациями различной формы собственности. Определено, что 20% - 30% доли каждого рынка занимает зона возможной конкуренции, за которой в ближайшие годы и будет разворачиваться основная борьба на рынке лабораторных услуг между лабораториями различной формы собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL LABORATORY SERVICES MARKET IN RUSSIA

This work presents information demonstrating the market capacity of medical laboratory services, as well as the number of medical laboratories, which are used as technological platforms to perform laboratory tests. The authors proposed to divide the market of modern laboratory services into the market of socially-oriented costs and the conditionally free market and described their main features. Within proposed division it was considered the distribution of the abovementioned markets between organizations of various ownership forms. It was determined that 20-30% of each market is in the area of possible competition, where in the coming years the main struggle for the market share between laboratories in the laboratory services will take place.

Текст научной работы на тему «Рынок медицинских лабораторных услуг в РФ»

11. Извольский П.П. Учебные заведения Императорского Православного Палестинского Общества в Апреле и Мае 1893 года. Спб.: Типография В. Киршбаума; 1894.

DOI: http://nriph.ru/10.25742/NRIPH.2018.04.011 Золотарев П.Н.1, Черкасов С.Н.2 РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛУГ В РФ

Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко,

Москва, Россия 2Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Zolotarev P.N.1Cherkasov S.N.2 MEDICAL LABORATORY SERVICES MARKET IN RUSSIA

''Medical University «Reaviz», Samara, Russia

2The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health, Moscow, Russia

Контактная информация: Золотарев Павел Николаевич - кандидат медицинских наук, доцент, проректор по лечебной работе, Медицинский университет «Реавиз»; e-mail: zolotareff@list.ru

Черкасов Сергей Николаевич - доктор медицинских наук, заведующий отделом, Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко; e-mail: cherkasovsn@mail.ru

Резюме. В работе представлена информация отражающая емкость рынка медицинских лабораторных услуг, а также численность медицинских лабораторий, которые являются технологическими площадками для выполнения лабораторных исследований. Авторами предложено разделить рынок современных лабораторных услуг на рынок социально-ориентированных расходов и условно-свободный рынок с описанием их особенностей. В рамках предложенного деления рассмотрено распределение вышеуказанных рынков между организациями различной формы собственности. Определено, что 20% - 30% доли каждого рынка занимает зона возможной конкуренции, за которой в ближайшие годы и будет разворачиваться основная борьба

14

на рынке лабораторных услуг между лабораториями различной формы собственности.

Ключевые слова: рынок услуг, емкость рынка, медицинская лабораторная услуга, численность медицинских лабораторий, форма собственности.

Abstract. This work presents information demonstrating the market capacity of medical laboratory services, as well as the number of medical laboratories, which are used as technological platforms to perform laboratory tests. The authors proposed to divide the market of modern laboratory services into the market of socially-oriented costs and the conditionally free market and described their main features. Within proposed division it was considered the distribution of the abovementioned markets between organizations of various ownership forms. It was determined that 20-30% of each market is in the area of possible competition, where in the coming years the main struggle for the market share between laboratories in the laboratory services will take place.

Keywords: market, market capacity, laboratory medical service, number of medical laboratories, form of ownership.

Клиническая лабораторная диагностика является активно развивающимся направлением современной медицины, что отражается и на темпе роста емкости лабораторного рынка. Так на 2012 год объем рынка лабораторных услуг оценивался в объеме 2,7 млрд. лабораторных исследований. Ряд авторов считают, что реальная емкость, с учетом объемов выполненных в коммерческих медицинских лабораториях, превышает данный показатель в два раза, а ежегодный темп роста составляет 10-20% [5].

В публикациях 2015 года встречаются упоминания числа годовых лабораторных исследований в количестве 4 млрд. с ежегодным положительным трендом роста на 4,5%. [6]. По итогам 2017 года для государственных медицинских лабораторий объемы выполненных исследований составили практически 4,5 млрд., что соответствует чуть более 30,5 исследований на одного жителя РФ.

Оценивая рынок современных лабораторных услуг, его можно разделить на два принципиально разных направления: рынок социально-ориентированных расходов, который составляет 60% - 75% и условно-свободный рынок (25% - 40%). При этом подобное сегментирование рынка отмечается только последние 5 - 10 лет.

Под социально-ориентированными расходами лабораторного рынка подразумеваются: расходы средств обязательного медицинского страхования (ОМС); бюджетные денежные средства, в том числе средства высокотехнологической медицинской помощи

(ВМП); денежные средства, полученные с помощью грантов и другие. При этом, для данного рынка характерен приоритет в обеспечении медицинской помощи населению.

К условно-свободному рынку относятся денежные средства от прямых продаж лабораторных услуг населению; аутсорсинг от коммерческих и государственных медицинских организаций; расходы средств добровольного медицинского страхования (ДМС). Для условно-свободного рынка характерен принцип максимального качества по минимальной цене.

Численность самих медицинских лабораторий, которые генерируют на своих площадках лабораторные исследования, заслуживает отдельного внимания. По данным различных источников литературы численность лабораторий носит разрозненный характер и обусловлен экономической ситуацией, потребностями медицинского характера и особенностями географического расположения ряда субъектов РФ.

В 2012 году численность медицинских лабораторий в медицинских организациях (МО), которые относятся к ведомству Минздрава России, составляла чуть более 16 тыс. С 2011 года по 2012 год количество подобных лабораторий возросло на 23%, а доля самих МО сократилось на 5,5% [5]. По другим данным количество медицинских лабораторий в 2012 году составило практически 10 тыс. и 990 лабораторий из них являлись централизованными [4]. В 2014 году количество лабораторий насчитывалось 19 тыс., а в 2015 году эта цифра снизилась до 18 тыс. При этом основное сокращение на 10% приходится на долю биохимических лабораторий.

Оценивая форму собственности медицинских лабораторий на начало 2017 года, можно отметить, что к государственной форме собственности относится более 100 крупных государственных лабораторий в составе МО и более 8000 МО имеют в своем составе лабораторные подразделения. При этом, целью государственных лабораторий является обеспечение исследованиями клинических баз медицинских организаций при имеющемся объеме финансирования.

Частная форма собственности насчитывает менее 10 крупных частных сетевых лабораторий; около 100 лабораторий с оборотом более 100 тыс. исследований в год и около 300 лабораторий с оборотом менее 100 тыс. исследований в год. Целью частных лабораторий является адаптирование к внешней среде с последующим получением прибыли.

Рассматривая распределение вышеуказанных рынков между организациями различной формы собственности, можно отметить, что на социально-ориентированном рынке основным игроком являются

организации государственной формы собственности, что составляет 60% -65% и только 10% занимают организации частной формы собственности. Практически диаметрально противоположная ситуация отмечается на условно-свободном рынке: 60% - 65% - организации частной формы собственности и 10% - государственной формы.

Стоит обратить особое внимание, что 20% - 30% доли рынка, как на социально-ориентированном, так и на условно-свободном рынке занимает зона возможной конкуренции, за которые в последние годы и будет разворачиваться основная борьба на рынке лабораторных услуг.

В настоящее время отмечается ограниченное количество областей, в которых получение удовлетворительных результатов гарантирует успех в конкурентной борьбе в зоне свободной конкуренции между лабораториями государственной и частной формы собственности. Так, к ключевым факторам успеха можно отнести: ситуационные факторы (временные географические, политические, демографические, семейственные особенности). Данные факторы высоко результативны, но на короткий временной промежуток. Ресурсные факторы (технологические возможности лабораторий и их количество, множественное количество пунктов приема биоматериала, денежные вложения и другое). Умение, знания, навыки и опыт (умение использования масштабирования бизнеса, гарантии качества, скорость выполнения исследования и выдачи результата, сформированная централизованная система закупок и другое).

Развитие рынка лабораторных услуг обуславливает и внутреннюю специфику взаимоотношений между лабораториями различных форм собственности. К положительным факторам относится аутсорсинговый принцип взаимодействия между лабораториями различных форм собственности в рамках вопроса выполнения более сложных и редких анализов. Такая специфика обусловлена специфическими возможностями технологических площадок данных лабораторий [3].

К отрицательным факторам возможно отнести отсутствие государственного контроля за качеством медицинских лабораторных услуг коммерческих лабораторий, а также конкуренцию за освоение страховых и бюджетных денежных средств, которые выделены государством на лабораторные услуги [2].

Стоит отметить, что потребителем медицинских лабораторных услуг являются как лечащие врачи, так и сами пациенты, последние из которых сами выбирают места сдачи медицинских анализов, тем самым «голосуя рублем». Это по умолчанию находит свое отражение и в форме собственности медицинской лаборатории. При этом, критериями выбора медицинской лаборатории у пациента являются:

качество исследований, доступность, ассортимент исследований, сроки оказания услуг, цены, клиентские сервисы, репутация [1].

Таким образом, современный рынок лабораторных услуг должен реально учитывать и оценивать сосуществование лабораторий бюджетных учреждений с коммерческими лабораториями, а также рассматривать их взаимоотношения не только с позиции перераспределения зоны свободной конкуренции, но и с позиции усиления качества и доступности медицинских лабораторных услуг для населения.

Литература.

1. Золотарев П.Н. Определение доступности микробиологических исследований среди врачей города Самары. Проблемы медицинской микологии. 2014. Т. 16. № 2. С.75.

2. Золотарев П.Н. Тарификация медицинских лабораторных услуг. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ» - Самара, 2017. №4. С. 137-139.

3. Календжян С.О. Ермакова С.Э., Измалков Н.С. Анализ основных особенностей аутсорсинга в здравоохранении. Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17, № 8. - С. 981-988.

4. Меньшиков В.В. Оптимизация расходов на здравоохранение, централизация лабораторных исследований и доступность лабораторной информации. Клиническая лабораторная диагностика. 2014. №4. С. 56-59.

5. Свещинский М.Л. Тренды развития лабораторной службы в России в 2009-2012 годах. Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 10.

- С. 49-59.

6. Слободенюк В.В. Централизация бактериологической лаборатории, преимущества. Клиническая лабораторная диагностика.

- 2015. - № 9. - С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.