Научная статья на тему 'Роль астрономии в древней и средневековой истории Средней Азии'

Роль астрономии в древней и средневековой истории Средней Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРОНОМИЯ / ИСТОРИЯ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / УЧЕНЫЕ / ЗВЕЗДЫ / НЕБЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ASTRONOMY / HISTORY / CENTRAL ASIA / SCIENTISTS / STARS / CELESTIAL PHENOMENA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мукимов Р.С., Мамаджанова С.М.

В статье рассматривается роль астрономии и научные достижения ученых в древней и средневековой истории Средней Азии, которые были достигнуты в творческом сотрудничестве, способствовали не только культурным взаимосвязям народов стран Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии, но и становились известными далеко за их пределами.The article considers the role of astronomy and scientific achievements in the ancient and medieval history of the Central Asia, resulted from creative collaboration and contributed not only to the cultural interconnections of the peoples of the countries of the Near and Middle East and the Central Asia, but also became far-known beyond them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль астрономии в древней и средневековой истории Средней Азии»

УДК 72.036 (575. 3)

РОЛЬ АСТРОНОМИИ В ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Р.С. Мукимов, С.М. Мамаджанова

mukimovr@mail.ru

Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация. В статье рассматривается роль астрономии и научные достижения ученых в древней и средневековой истории Средней Азии, которые были достигнуты в творческом сотрудничестве, способствовали не только культурным взаимосвязям народов стран Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии, но и становились известными далеко за их пределами.

Ключевые слова: астрономия, история, Средняя Азия, ученые, звезды, небесные явления.

Для цитирования: Мукимов Р.С., Мамаджанова С.М. Роль астрономии в древней и средневековой истории Средней Азии. Наследие и современность. 2020; 3(1):84-91.

Высокий уровень культуры земледелия, строительство наземных и подземных ирригационных сооружений и дамб в Хорезме, Бактрии-Тохаристане, Парфии-Хорасане, Согде, низовьях Зеравшана, Фергане, сложные монументальные сооружения, развитие ремесленного производства, потребность во внутренней и транзитной торговле обуславливали необходимость расширения научных знаний в области астрономии, математики, геометрии, развития вычислительной и измерительной техники. К приходу арабов и исламизации народов Хорасана и Мавераннахра они обладали достаточно прочным запасом знаний по многим отраслям точных наук [1, с. 9].

Сложные технические задачи, которые приходилось решать в связи с сооружением каналов, возведением крепостей и многочисленных дворцов, были невыполнимы без глубокого знания различных областей наук и, в особенности, естественных наук. В связи с потребностями ирригационного земледелия, еще в глубокой древности люди проявляли особый интерес к систематическому наблюдению небесных тел. Сельскохозяйственные работы, зависящие от сезонных изменений в природе, требовали создания особого календаря, составление которого было невозможно без основательных познаний в области астрономии. Прямым свидетельством этого является обнаружение согдийского документа астрономического содержания в замке на горе Муг -календаря [2, с. 15].

В последнее время доказан факт ведения астрономических наблюдений и на древнехорезмийском памятнике материальной культуры Койкрылганкала (IV—III вв. до н.э.). Исследователи Койкрылган-кала на основе тщательного анализа отдельных находок и сопоставлений пришли к выводу, что центральное здание памятника представляло собой погребальный храм с возможными астрономическими функциями, что это сооружение было построено с расчетом использования его как пункта для астрономических прогнозов, необходимых для земледельцев, что «здание ориентировано по азимуту восхода Солнца в середине промежутка времени между весенним равноденствием и летним солнцестоянием» [3, с. 24].

Хорезм дал миру ряд крупных ученых, прославившихся в различных областях науки. Только из астрономов Хорезма после ал-Хорезми следует упомянуть имена Абу Насра Мансура ибн Ирака (ум. 1036), Абу Райхона Бируни (973-1048), Махмуда ал-Чагмини (ум. 1220), Хусам ад-Дина аш-Шаъми (ум. 1262), Али-Шаха ал-Хорезми (1226-1300), Хусайна ал-Хорезми (XV в.) и др., которые внесли существенный вклад в развитие средневековой астрономии.

Как известно, в течение первых столетий после арабского завоевания ученые завоеванных стран, в том числе и среднеазиатские, могли работать только в столицах халифата - Багдаде и Дамаске. Поэтому ал-Хорезми наряду с другими виднейшими среднеазиатскими учеными был привлечен в столицу халифата. Здесь при правлении халифа ал-Маъмуна (813-833) он возглавлял богатую научную библиотеку старинных рукописей «Хазинат ал-хикмат», а также был одним из видных астрономов, работавших в обсерватории, построенной в Багдаде в квартале Шамсийя.

Исследовательские интересы ал-Хорезми касались различных областей наук: математики, астрономии, географии, истории и др. Однако, не все труды ученого сохранились: часть из них впоследствии была утеряна. Из естественных наук ал-Хорезми уделял особое внимание астрономии. Главная его заслуга в этой области - составление «Зидж», основное содержание которых представляют собой календарные, тригонометрические, сферико-астрономические и географические таблицы, таблицы движения Солнца, Луны и планет. В «Зидж» ал-Хорезми впервые дана таблица синусов, заменившая Птолемееву таблицу хорд и имевшая индийское происхождение, и введен тангенс. В нем рассматриваются вопросы, касающиеся движения Солнца, Луны и планет, предлагаются методы определения скорости светил, размеров Солнца и Луны. Сочинение составлено под большим влиянием индийских синдхант и не дошедших до нас доисламских астрономических сочинений сасанидского Ирана «Зидж-и Шахрийаран» [4].

Основанный еще в 6о-х гг. VIII в. халифом ал-Мансуром (754-775) Багдад за сравнительно короткое время стал важным центром торговли, науки и культуры. В возникшей здесь своеобразной академии «Дом мудрости» («Байт ал-хикма») при халифе Харун ар-Рашиде (786-809) было сосредоточено большое число ученых, переводчиков и переписчиков из разных стран, многие из которых были уроженцами Средней Азии. Общеизвестно, что Средняя Азия и Иран были крупнейшими очагами науки и культуры в древности и раннем средневековье. Эта научная традиция получила дальнейшее развитие именно в Багдаде, где она объединилась с эллинистической традицией, принесенной из научных центров Сирии и Египта, а также индийской традицией. Особенно оживилась научная деятельность многочисленных ученых «Дома мудрости» при правлении халифа ал-Маъмуна (сына Харуна ар-Рашида), который покровительствовал наукам и искусству.

Среди естественных наук особое значение придавалось астрономии. Существенным толчком к занятиям астрономией послужило знакомство ученых той эпохи с индийскими астрономическими сочинениями. Еще при правлении халифа ал-Мансура в 156 г. хиджры (т.е. 773 г.) из Индии в Багдад прибыл человек, весьма осведомленный в учениях своей родины. Этот человек владел приемом «Синдхинд», относящимся к движениям светил и вычислениям с помощью синусов, следующих через четверть градуса. Он знал также о различных способах определения затмений и восхода созвездий Зодиака. Он составил краткое изложение соответствующего раздела сочинения. Халиф приказал перевести индийский трактат на арабский язык, чтобы мусульмане могли приобрести точные знания о звездах. Перевод был поручен Мухаммаду, сыну Ибрагима-ал-Фазари, который первым из мусульман отдался углубленному изучению астрономии.

Следует отметить, что в развитии астрономии данного периода не меньшую роль сыграло и изучение литературы сасанидского Ирана, которая создавалась на основе местной научной традиции. При ал-Маъмуне были основаны две обсерватории в Багдаде в квартале Шам-сийя и в монастыре Дайр Мурран на горе Касийюн, около Дамаска. Эти обсерватории были оснащены самыми совершенными астрономическими инструментами той эпохи. Кроме обсерваторий Багдада, наблюдения небесных светил проводились и в других обсерваториях (например, в Мерве), часто в местах бывших языческих святилищ, зо-роастрийских и христианских храмов, большинство из которых были центрами астрономических наблюдений.

Ряд важных сведений относительно астрономических инструментов обсерватории Дайр Мурран мы находим в трудах Бируни. В частности, в «Каноне Масъуда» Бируни, описывая метод определе-

ния среднего движения Солнца, пишет: «Ал-Маъмун руководил установлением в Дейр Марране в Дамаске железного столба. В середине дня его высота была десять локтей. Затем его измерили вечером и нашли, что со времени установления его высота изменилась под влиянием вечернего холода на толщину волоса. Поэтому была потеряна надежда найти истинную длину года» [5, с. 33].

Ведущим конструктором обсерватории Шамсийя был известный астроном IX в. Синд ибн Али. Он был одним из руководителей группы астрономов по измерению длины градуса земного меридиана в пустыне Синджар. Он также произвел попытку определения окружности Земли с помощью измерения понижения Солнца в момент его захода с высокой горы во время похода ал-Маъмуна на Византию. В обсерватории Шамсийя также работали Али ибн Иса ал-Харрани, уроженцы Хорасана - три брата Мухаммад, Ахмад и Хасан Бану Муса ибн Шакир (сыновья Мусы ибн Шакира, в молодости разбойника в Хорасане, а позже приближенного халифа ал-Маъмуна). Старший брат Мухаммад (ум. 872 г.) занимался преимущественно астрономией, Ахмад -механикой, а Хасан - геометрией. Известны их совместные труды: «Книга познания измерения плоских и сферических фигур» («Китаб маърифа мисаха ал-ашкал ап-басита ва-л-курийа») и «Книга механики» («Китаб ал-Хийал»). Мухаммад ибн Муса был автором «Трактата о движении первой сферы» («Китаб харакат ал-фалак ал-ула») и других астрономических сочинений.

Известный астроном Абумахмуд Худжанди (X в.) из современного таджикского города Худжанд изобрел астрономический инструмент секстант, которым на протяжении всего средневековья пользовались для определения точных положений планет и опорных им звезд в зоне планет.

Учеником братьев Бану Мусы был Сабит ибн Корра (836-901). Ибн Корра был из рода сабиев, звездопоклонников. Это объясняется тем, что они были потомками древневавилонских жрецов, в религии которых звезды играли важную роль, а при каждом вавилонском храме имелся зиккурат - астрономическая обсерватория, имевшая форму ступенчатой пирамиды. Он был автором ряда сочинений по астрономии и математике.

Астрономией занимались и сын Ибн Корры, Синан ибн Сабит, и его внук Ибрахим ибн Синан. Синан был автором написанной в духе древнесирийской и древнеарабской астрономии «Книги об анва» («Китаб ал-анва»). Ибрахим был автором «Книги о движениях «Солнца» («Китаб фи харакат аш-Шамс»), «Книги об инструментах, основанных на тенях» («Китаб фи алат ал-азлал») и «Книги о целях Алма-геста» («Китаб фи аград ал-Маджисти»).

В Багдаде работали и занимались астрономией философы-энциклопедисты Абу Йусуф Йаъкуб ал-Кинди (ум. ок. 873), уроженец Басры, происходивший из арабского племени Кинда и известный как «философ арабов», и Абу Наср Мухаммад ал-Фараби (IX в.), уроженец Фараба, находившегося при впадении Арыси в Сырдарью. Ал-Кинди и ал-Фараби были основоположниками восточного аристотелизма, авторами работ по различным областям науки, в том числе и астрономии. Ал-Кинди был автором астрономического сочинения «Книга о величайшем искусстве» («Китаб фи санаъа ал-узма»), «Трактата о конечности тела мира» («Рисала фи танахи джирм ал-алам»), трактата о небесных явлениях» («Рисала фи захират ал-фалак») и др. Ал-Фараби был автором не дошедшего до нас полностью энциклопедического труда «Второе учение» («Таълим ас-сани»), с которым связано его прозвище «Второй учитель» (Первым учителем называли Аристотеля). Астрономическая часть этого труда сохранилась под названием «Комментарии к «Алмагесту» («Шарх ал-Маджисти»). Ал-Фараби критически относился к астрологам и их предсказаниям, посвятив этому вопросу свой «Трактат о достоверном в приговорах звезд» («Ри-сала фи маъйасиху ва маъла йасихху мин ахкан ан-нуджум») [6, с. 34].

В труде видного представителя Марагинской астрономической школы ХШ в. Кутбеддина Ширази, который также занимался вопросами вычисления размеров Земли на основе численных данных, имеются сведения о других, до настоящего времени неизвестных измерениях тех же багдадских астрономов. Ширази сообщает следующее: «Для измерения длины одного градуса меридиана на небе надо было выбрать какую-нибудь точку, которая не меняла бы своего положения при вращении Земли. Такой точкой была избрана Полярная звезда. Тогда путешественник, перемещаясь по меридиану на плоской поверхности, замечает изменение ее высоты. В этой связи люди, жившие при ал-Маъмуне, произвели опыт. Они нашли, что градус меридиана равен 56 милям, т.е. 1973,2 м. Однако ал-Маъмун усомнился в правильности этих измерений. Поэтому он Халида ибн Абд ал-Малика Марваруди с группой ученых и ремесленников послал на север, а Али ибн Иса - на юг, и, в результате, была обнаружена разница в две третьих мили.» [7, с. 56].

Другим представителем багдадской школы был крупный астроном и математик, уроженец Мсрва Ахмад ибн Абдулла, известный под именем Хабаш ал-Хасиб (ум. ок. 865-867 гг.). Занимался он преимущественно астрономией и был автором трех астрономических таблиц: «Зидж ал-Димишки», «Маъмунов зидж» и «Шахский зидж». Первая из них представляла собой обработку так называемых индийских таблиц «Синдхинд». При составлении других таблиц он пользовался данными собственных наблюдений. Весьма важные результаты получены им в области математики, из числа которых следует отметить введение в тригонометрию понятий тангенса и котангенса.

88

Современником ал-Хорезми был другой выдающийся среднеазиатский астроном и математик IX в. Абу ал-Аббас Ахмад ибн Муххамад ал-Фаргани, известный в Европе под латинизированным именем Аль-фрагана и Альфраганиуса. Работал он в Багдаде при дворе ал-Маъмуна и его Преемника ал-Муътасима (833-842 гг.). Творчество ал-Фаргани отличается большим разнообразием. Он был автором весьма популярной «Книги об элементах науки о звездах» («Китаб фи усул илм ан-нуджум»), известной также под названием «Тридцать разделов» («Ал-Фусул ас-саласин»). Крупнейший советский арабист И.Ю. Крачков-ский писал, что эта книга «одно из первых арабских сочинений по астрономии и едва ли не самое популярное произведение в этой области в средневековой Европе» [8, с. 86]. Это сочинение было основным учебником по астрономии вплоть до эпохи Региомонтана (1436-1475). Численные значения, предложенные автором для планетных расстояний и величин планет, оставались почти неизмененными в науке до Николая Коперника (1473-1543).

Мы привели перечень небольшой части из всех известных ученых, работавших при дворе ал-Маъмуна и его преемников, которые внесли заметный вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Багдадской научной школой были получены оригинальные результаты по астрономии, которые были обобщены таджикским историком Х.Ф. Абдулла-Заде [7].

Таким образом, научные достижения ученых древности и средневековья, достигнутые в творческом сотрудничестве, способствовали не только культурным взаимосвязям народов стран Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии, но и становились известными далеко за их пределами.

По традиции, научное сотрудничество между учеными было продолжено мыслителями последующих поколений - знаменитой «Академии ал-Маъмуна» начала XI в., Марагинской научной школы ХШ в., Самаркандской научной школы ХV в. и их последователями.

Литература

1. Асимов М.С. Наука Средней Азии Кушанской эпохи и пути её изучения. Душанбе, 1968. С. 9-10.

2. Фрейман АА. Согдийский рукописный документ астрологического содержания (календарь) / А.А. Фрейман // Согдийские документы горы Муг. М. 1962. Вып. 1. С. 13-17.

3. Воробьёва М.Г., Рожанская М.М., Веселовский И.Н. Древнехорезмийский памятник IV в. до н.э. Кой-Крылган-Кала с точки зрения истории астрономии. ИАИ. М.: Наука. 1969. Вып. Х. 201 с.

4. Таги-,Заде С. Гохшумари дар ирани кадим (Летоисчисление в древнем Иране). Тегеран, 1938 (на перс. языке).

5. Бируни. Избранные произведения. Том V: Канон Маъсуда. Ташкент, 1973. С. 33_35.

6. Аль-Фараби. Математические трактаты / Перев. А. Кубесова и др. Алма-Ата, 1972. 120 с.

7. Абдулла-Заде Х.Ф. Ал-Хорезми и Багдадская астрономическая школа // Хорезм и Мухаммад авл-Хорезми в мировой истории и культуре. Душанбе: Дониш, 1983. 151 с.

8. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. Избр. произв. Том IV. М.-Л., 1957. 86 с.

THE ROLE OF ASTRONOMY IN THE ANCIENT AND MEDIEVAL HISTORY OF THE CENTRAL ASIA

R. Mukimov, S. Mamadzhanova

mukimovr@mail.ru

Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi Dushanbe, Republic of Tajikistan

Annotation. The article considers the role of astronomy and scientific achievements in the ancient and medieval history of the Central Asia, resulted from creative collaboration and contributed not only to the cultural interconnections of the peoples of the countries of the Near and Middle East and the Central Asia, but also became far-known beyond them.

Keywords: astronomy, history, Central Asia, scientists, stars, celestial phenomena.

For citation: Mukimov R., Mamadzhanova S., The role of astronomy in the ancient and medieval history of the Central Asia. Heritage and Modern Times. 2020; 3(0:84-91.

References

1. Asimov M.S. Nauka Srednej Azii Kushanskoj evpoxi i puti eyo izucheniya. Dushanbe, 1968. S. 9-10.

2. Frejman A.A. Sogdijskij rukopisnyvj dokument astrologicheskogo soderzhaniya (kalendarv) / A.A. Frejman // Sogdijskie dokumentyv goryv Mug. M. 1962. Vyp. 1. S. 13-17.

3. Vorob "yova M.G., Rozhanskaya M.M., Veselovskij I.N. Drevnexorezmijskij pa-myatnik IV v. do n.e\ Koj-Kryvlgan-Kala s tochki zreniya istorii astronomii. IAI. M.: Nauka. 1969. Vyvp. X. 201 s.

4. Tagi-Zade S. Goxshumari dar irani kadim (Letoischislenie v drevnem Irane). Tegeran, 1938 (na pers. yazyvke).

5. Biruni. Izbrannyve proizvedeniya. Tom V: Kanon Mav vsuda. Tashkent, 1973. S. 33-35.

6. Al Farabi. Matematicheskie traktatyv / Perev. A. Kubesova i dr. Alma-Ata, 1972. 120 s.

7. Abdulla-Zade X.F. Al-Xorezmi i Bagdadskaya astronomicheskaya shkola // Xo-rezm i Muxammad avl-Xorezmi v mirovoj istorii i kuTture. Dushanbe: Donish, 1983. 151 s.

8. Krachkovskij I.Yu. Arabskaya geograficheskaya literatura. Izbr. proizv. Tom IV. M.-L., 1957. 86 s.

Сведения об авторах

Мукимов Рустам Саматович, доктор архитектуры, профессор Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими, член Союза архитекторов Таджикистана, действительный член Академии архитектуры Республики Таджикистан, Международной академии архитектуры стран Востока, член-корреспондент Инженерной академии Республики Та-

Authors of the publication

Rystam Mukimov, Doctor of Architecture, Professor of the Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi, member of the Union of Architects of Tajikistan, full member of the Academy of Architecture of the Republic of Tajikistan, the International Academy of Architecture of the Countries of the East, member-correspondent of the Engineering Academy of the Republic of

джикистан, лауреат Государственной премии Республики Таджикистан имени А. Рудаки в области архитектуры 2014 года, г. Душанбе, Республика Таджикистан. E-mail:mukimovr@mail.ru

Мамаджанова Салия Мамаджанов-

на, доктор архитектуры, профессор Таджикского технического университет имени академика М.С. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан.

Tajikistan, winner of the A. Rudaki state award in the field of architecture, Dushanbe, Republic of Tajikistan. E-mail: mukimovr@mail.ru

Saliya Mamadzhanova, Doctor of Architecture, Professor of the Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi Dushanbe, Republic of Tajikistan.

Дата поступления 12.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.