Научная статья на тему 'РОЛЬ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

РОЛЬ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

выступает в роли не только проводника, но и генератора инновационной педагогики и образовательного менеджмента.

Использованные источники:

1. Витковский А. Сохранится ли в России негосударственное образование //Первое сентября. № 84 от 18 декабря 2004 г. С.1

2. Чеха В.В. Образовательный бизнес в России. Платные образовательные услуги: вопросы организации и предоставления. М., 2012. С.6.

3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.05.2000 № 710/11-13 «О негосударственных общеобразовательных учреждениях» // Текущий архив Министерства образования и науки РФ

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 373 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Текущий архив Министерства образования и науки РФ

5. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2013 г. // Информационно-правовая система «Гарант». Код доступа:: http://base.garant.ru/70534308/#ixzz3MesZnQHP

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. Пр-271 // Министерство образования и науки РФ. Официальный сайт. Код доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

7. Дзись-Войнаровский Николай. Частная школа в России: Электронная публикация //slon.ru/economics/chastnaya_shkola_v_rossii_dorogo_i_glupo-966551^М1

Карельская Л.П., к.ф.н.

доцент

кафедра социальных технологий ЮФУ

Блохина Е. студент

направление «Социальная работа» ЮФУ Россия, г. Ростов - на-Дону РОЛЬ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

В последние годы девиантное поведение, под которым понимается нарушение социальных норм, выполняемых значительной частью людей в группе или в обществе приобрело массовый характер.

Причинами девиантного поведения являются как внутренние, личностные характеристики, так и внешние, ситуативные. Положительные черты личности закрепляются через просоциальную и творческую деятельность.

Девиантным детям свойственны такие негативные черты, как отсутствие или утрата смысла жизни, внутренние конфликты, тревога, депрессия, трудности понимания и выражения эмоций.

И вместе с тем ученые Барон Ф. и Харрингтон отметили любопытное явление - креативные и девиантные личности имеют много общего -самостоятельность суждений, риск, умение находить привлекательность в преодолении трудностей. Знание похожих черт девиантной и творческой личности позволяет эффективно организовать коррекционную работу по развитию адекватного поведения.

Одним из сильных методов профилактики девиантного поведения можно назвать Арт-терапию. Термин «арт-терапия», который переводится, как лечение искусством ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, с ее помощью можно на символическом уровне исследовать такие чувства, как любовь, обида, радость, страх.

Арт - терапия развивает не только творческие способности, но и личностные, такие как умение, изменить самооценку и способы мышления, сформировать новые типы коммуникаций. Арт-терапия предстает в разнообразных видах. Это рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), социально-ролевые игры, куклотерапия, драматерапия и др.

Большинство детей любит рисовать. Рисунки сегодня активно используются для психологического анализа, и других целей. Специалисты пытаются использовать некоторые изобразительные приемы для семейной коррекции и работе с трудными детьми.

Какие преимущества дают рисунки в коррекционной работе? Через рисунок ребенок проявляет свои эмоции и переживания, т.е. отражает через них не только внутренний мир, но и социальную среду, в которой он находится. Все это позволяет использовать рисунки в профилактике девиантного поведения ребенка.

Чаще всего дети изображают животных и людей, солнце и небо, дома и деревья, ракеты и машины. Если на рисунках постоянно отсутствуют люди, это указывает на трудности в общении. Если ребенок увлекается изображением зубастых, злых животных, значит, он находится в опасности и ожидает нападения.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов - это нормально. Так ребенок готовит себя к роли мужчины, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки - это говорит о том, что она готовится к роли обаятельной девушки.

Рисунки позволяют на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Для детей с девиантным поведением такая работа

позволяет добиться преодоления негативных, агрессивных эмоций, получить положительный эмоциональный настрой. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии, повышает адаптационные способности к повседневной жизни и школе.

Наряду с рисунком ведущим видом деятельности у детей является игра. Вот почему основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения уделяется такой форме как «Сказкотерапия».

Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая выходит за рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка сказочной форме помогает постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У детей сильно развито чувство идентификации, а потому он легко принимает нормы и ценности своих любимых героев. Подражая герою, ребенок усваивает нормы и ценности, учится различать добро и зло. Бессознательная идентичность ребенка с героем позволяет ему прогнозировать свои проблемы, неудачи, учиться их разрешать, тем самым освобождаясь от тревоги, гармонизируя свой внутренний мир.

Таким образом, арт-терапия - универсальный метод профилактической и коррекционной работы с девиантными подростками. Она является эффективным способом формирования личности ребенка, способствует развитию его творческого потенциала, корректирует эмоциональные и поведенческие отклонения.

Карельская Л.П., к.ф.н.

доцент

кафедра социальных технологий ЮФУ

Петросян А. студент

направление «Социальная работа»

ЮФУ

Россия, г. Ростов - на-Дону ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ

Семейное воспитание играет большую роль в формировании личности. Семья способна развить в ребенке те качества, которые будут ему необходимы во взрослой жизни. Как показывают последние исследования, семью не способны заменить в полной мере квалифицированные специалисты детского садика и школы.

Каковы же преимущества семьи в выполнении воспитательной функции. В отличие от других социальных институтов, занимающихся воспитанием детей, семья обладает особыми эмоциональными узами, что позволяет детям чувствовать себя защищенными и проявлять к родителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.