Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГРУППОВОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГРУППОВОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / РЕГУЛЯТОРНЫЙ ОПЫТ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ВОСПИТАНИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова Н.В.

В представленной статье раскрываются различные теоретические подходы и методы, с целью разработки психопрофилактической программы. За счет формирования навыков, необходимых для социальной адаптации несовершеннолетних, возможно корректировать поведение, позволяющее им достигать своих целей социально допустимыми способами, с помощью коррекции морально-нравственной сферы и системы ценностей, которая позволит им адекватно и комфортно взаимодействовать с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бокова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF A PILOT PROGRAM FOR THE PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCIES COMMITTED AS A GROUP BY THOSE REGISTERED WITH PROBATION DEPARTMENT (UII)

The presented article reveals various theoretical approaches and methods used with a view to developing a psychoprophylactic program. Due to the formation of skills necessary for the social adaptation of juveniles, it is possible to correct their behavior, thereby allowing them to achieve their goals in socially acceptable ways. Thanks to the correction of their moral sphere and value system, they will be able to adequately and comfortably interact with the outside world.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГРУППОВОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УИИ»

УДК 159.9

doi:10.52470/2619046Х_2020_2_66

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГРУППОВОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УИИ

Н.В. Бокова

Аннотация. В представленной статье раскрываются различные теоретические подходы и методы, с целью разработки психопрофилактической программы. За счет формирования навыков, необходимых для социальной адаптации несовершеннолетних, возможно корректировать поведение, позволяющее им достигать своих целей социально допустимыми способами, с помощью коррекции морально-нравственной сферы и системы ценностей, которая позволит им адекватно и комфортно взаимодействовать с окружающим миром.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, личность, социализация, адаптивность, деятельность, реализация психопрофилактической работы, регуляторный опыт, системный подход воспитании, индивидуальная профилактика, технологии профилактики.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF A PILOT PROGRAM FOR THE PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCIES COMMITTED AS A GROUP BY THOSE REGISTERED WITH PROBATION DEPARTMENT (UII)

N.V. Bokova

Abstract. The presented article reveals various theoretical approaches and methods used with a view to developing a psychoprophylactic program. Due to the formation of skills necessary for the social adaptation of juveniles, it is possible to correct their behavior, thereby allowing them to achieve their goals in socially acceptable ways. Thanks to the correction of their moral sphere and value system, they will be able to adequately and comfortably interact with the outside world.

Keywords: juvenile delinquents, personality, socialization, adaptability, activity, implementation of psychoprophylactic work, regulatory experience, systematic approach to education, individual prevention, prevention technologies.

Изучению насильственной преступности (в том числе среди несовершеннолетних) было посвящено множество исследований не только в рамках криминологии и юриспруденции. Представляют огромный интерес исследования, осуществленные в рамках психологии, социологии и психиатрии.

В последние десятилетия в России резко обострилась проблема увеличения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. По официальным данным МВД России ежегодно несовершеннолетние совершают или участвуют в более чем 40 000 преступлений (3,9 % от всех раскрытых дел за 2019 г.), без учета латентной преступности. По статистиче-

ским данным 83 % несовершеннолетних совершили преступления против собственности, 8 % - против жизни и здоровья, более 4 % - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Подобная статистика остро ставит вопрос о важности оказания своевременной помощи и проведению психопрофилактической работы с несовершеннолетними, оказавшимися в группе риска девиантного поведения.

Наиболее полно, по мнению А.Б. Ананьева, общественная сущность человека, которая определяет все явления его развития и природные особенности, раскрывается в характеристиках личности. Автор пишет: «Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность - объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом» [7].

А.Н. Леонтьев считал, что личность человека порождается его деятельностью, а не является предшествующей его деятельности. В своей монографии «Деятельность. Сознание. Личность» он рассматривал личность как момент деятельности и как ее продукт. Поиск ответа на вопрос о сущности личности заставил исследователя рассмотреть личность как психологическое новообразование, которое «формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности» [7].

Под социализацией понимается процесс формирования личности в социальных условиях общества, в котором растет и развивается ребенок, включающий в себя освоение социальных норм и ролей, культуры человеческих отношений и форм общения, а также видов деятельности [1].

Г. Тард назвал основными механизмами социализации подражание, идентификацию и руководство, которые регулируются обществом через систему образования и воспитания, семью, а также через общественное мнение.

Таким образом, источниками социализации принято считать семью, систему образования, средства массовой информации и общественные организации. С первых минут своего рождения ребенок окружен другими людьми и включен в социальные взаимоотношения, приобретая в этом процессе определенный социальный опыт. Благодаря субъективности усвоения этот опыт составляет неотъемлемую часть личности. При этом человек, воспринимая и усваивая социальный опыт общества, одновременно активно преобразует его в собственное понимание общественных взаимодействий, формируя систему ценностей, принципов, установок, социальных отношений и связей, которые присущи только ему и в которых идет развитие его личности. Поэтому социализацию можно считать двусторонним процессом [2; 3].

Итак, социальный опыт включает в себя две основных составляющих: нормы, правила и ценности социальной среды и культуру различных видов деятельности. Социализация личности и воспитание являются двумя разными процессами, каждый из которых выполняет свои функции. Воспитание представляет собой процесс формирования у ребенка необходимых качеств и форм поведения в соответствии с социально-допустимыми нормами. Осуществляется этот процесс через психолого-педагогические воздействия на ребенка со стороны педагогов и родителей. При этом ребенок может быть абсолютно пассивен, тогда как в процессе социализации ребенок всегда активен, он что-то принимает и усваивает, а что-то отвергает.

Таким образом, социализация является активным процессом, важную роль в котором играют установки, формирующие избирательность личности человека как объекта социализации [4]. Начинается процесс социализации в раннем детстве с осознания и осмысления своего «Я», формирования «Я»-образа, что дает ребенку возможность определить свое социальное место. Содержание социализации определяется тем, какие установки, ценности, стереотипы

и образы мира формируются в процессе социализации, а их формирование, в свою очередь, зависит от того окружения, в котором социализируется личность.

Социализированная личность адаптирована к окружающему миру, чего нельзя сказать о подростках, социализация которых считается псевдоустойчивой в связи с критичностью возраста, связанного с личностным самоутверждением и групповой идентичностью.

Адаптированность подразумевает наличие таких социальных и психологических новообразований, как когнитивные схемы, стратегии, установки, сформированные социальные стандарты, стереотипы и эталоны [5]. При внешнем проявлении эти психологические инструменты напрямую связаны с социализацией и зависят от социокультурной среды, так их применение позволяет проверить и откорректировать их в различных видах деятельности.

Понятие деятельности является основным для понимания всех психических явлений. В рамках деятельностного подхода психологическая и физическая активность человека рассматривается с точки зрения социума, который направляет и обусловливает развитие его личности. Любая деятельность человека включает в себя различные действия, под которыми понимаются процессы, направленные на достижение необходимых целей. Целью является окончательный осознанный образ (идеальный образ), ради достижения которого и были предприняты действия. Благодаря постоянному и активному взаимодействию с окружающей действительностью, человек изменяет как внешний предметный мир, так и собственный внутренний. При этом необходимо отметить, что первоначальным видом деятельности является внешняя, переходящая благодаря различным социальным процессам во внутреннюю.

Основным принципом теории деятельности является единство сознания и проявления активности, так как действие всегда соединено с целью, которая постоянно удерживается в сознании [6]. Любое действие состоит из отдельных операций - способов выполнения действий, в основе которых лежат навыки, которые, в отличие от действий, не осознаются человеком, так как совершаются автоматически.

Деятельность человека основана не только на цели, но и на мотивации. При возникновении какой-либо потребности, которая должна быть удовлетворена, человек или выбирает способы достижения цели из собственного опыта, или, если такого опыта у него нет, то возникает мотивация, запускающая процесс поисковой активности необходимых способов достижения цели.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что несовершеннолетние для достижения своих целей в силу возраста вряд ли смогут воспользоваться своим опытом. Поэтому им приходиться или обращаться ко взрослым, что невозможно, если нарушены детско-родительские отношения, или объединяться в группы таких же подростков и совместно находить способы достижения желаемого.

Таким образом, коррекционная работа, исходя из положений деятельностного подхода, включает в себя формирование навыков, необходимых для социальной адаптации несовершеннолетних, позволяющих им достигать своих целей социально допустимыми способами, коррекцию морально-нравственной сферы и системы ценностей [7]. Ведь, как указывает Б.Ф. Ломов, за любыми внешними поведенческими актами, через которые проявляется деятельность человека, стоит система процессов, которые связаны с формированием целей, намерений, планов и мотивов, связанных с анализом и синтезом поступающей информации и принятием решений.

В рамках деятельностного подхода организация и практическая реализация психодиагностического исследования, профилактики и коррекции опирается на следующие основные принципы:

- позитивное отношение к жизни: данный принцип реализуется через формирование у несовершеннолетних положительного восприятия ценностей и основ поведения в обществе;

- соответствие требованиям социальной среды: данный принцип реализуется через формирование основ социального поведения несовершеннолетних на основе положительных проявлений их деятельности;

- компенсация: данный принцип реализуется через предоставление несовершеннолетним возможности участвовать в различных видах социальной деятельности;

- контроль: данный принцип реализуется через проведение социального мониторинга в процессе проведения психопрофилактической программы.

Итак, в рамках деятельностного подхода можно создать оптимальные условия, которые дают возможность несовершеннолетним определить систему жизненных ценностей, способствующих адаптации к социуму; приобрести навыки, необходимые для поиска путей достижения целей; осознать ценность собственного здоровья и научиться беречь его, а также бережно относиться к здоровью окружающих людей; выработать навыки поведения, способствующие ведению здорового образа жизни.

Также в процессе реализации психопрофилактической работы, несовершеннолетние, совершившие преступления в группе, смогут приобрести осознанный регуляторный опыт, который, в соответствии с исследованиями А.К. Осницкого, является ведущим уровнем психической активности и отражает субъектность личности, которая проявляется через осознанно-произвольную активность, в отличие от субъектной активности, проявляющейся в навыках постановки целей, создания и реализации процесса решения, а также в осознанном контроле этого процесса и в возможности внесения корректировок.

А.К. Осницкий также указывает, что регуляторный опыт является открытой системой, приобретаемой, обогащаемой и совершенствующейся в процессе всей жизни человека. Эта система объединяет не только осознаваемые знания, умения, ценности и переживания, но и не всегда осознанные и поддающиеся вербализации, но при этом во многом определяющие повседневное поведение человека. Регуляторный опыт вытекает из рефлексии прошлой активности и используется человеком при планировании деятельности, определяя успех этой деятельности в настоящем и ее будущую стратегию. Все это лежит в основе системы субъективных критериев и оценок человека, включающей в себя требования и нормы, на которые он ориентируется и которые определяют притязания субъекта деятельности.

А.К. Осницкий, Н.В. Бякова и С.В. Истомина выделяют следующие характеристики регуляторного опыта человека: «определенным образом структурированная система знаний, умений и переживаний, определяющая успешность деятельности и поведения; проектируемая (деятельно-организованная) активность человека, частично включающая в себя отрефлексиро-ванную информацию о реактивной и импульсивной активности; широкий класс субъектно (с точки зрения решаемых человеком задач) и субъективно (через призму его индивидуального особенного опыта) переживаемых и воспринимаемых репрезентант регуляторных процессов, связанных с осознанием и рефлексией, целенаправленностью, привычной активизацией, умелостью в действиях и согласовании усилий с другими людьми; естественное развитие и влияние обучения и воспитания, включающие в себя постигаемую человеком технологию самостоятельно проектируемой активности, которая обеспечивает регуляторному опыту как информационной системе постоянное обновление; компоненты структуры регуляторного опыта во взаимодействии обеспечивают становление и реализацию субъектной активности (ценностный, рефлексивный, привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества».

Системный подход заключается в понимании, что все психические процессы составляют целостную многоуровневую систему, элементы которой постоянно приобретают новые свойства. Изучение психических явлений в рамках системного подхода позволяет рассматривать их как обладающих структурной организацией, свойства каждого элемента которой

определяются его местом в этой структуре. Таким образом, принцип системного строения каждого психического явления позволяет проанализировать каждый элемент психики в зависимости от ее функционирования в целом.

В основе системного подхода лежат следующие принципы: целостность, иерархичность, структуризация, множественность и системность. В соответствии с принципом целостности все элементы системы подчинены единым принципам целям и задачам, то есть представляют собой единое целое. В соответствии с принципом иерархичности каждый элемент системы или подчиняет другие элементы системы или сам находится у них в подчинении. В соответствии с принципом структуризации элементы системы объединены в отдельные подсистемы по определенным признакам, при этом такие подсистемы могут иметь различные связи между собой. В соответствии с принципом множественности описать каждый отдельный элемент системы и всю систему в целом возможно с использованием множества разных моделей. В соответствии с принципом системности, по сути объединяющем все остальные принципы, любой объект может обладать признаками системы.

При рассмотрении воспитания в качестве системы можно выделить следующие элементы в ее структуре: цели воспитания, содержание, средства и способы воспитания, формы организации воспитательного процесса, объекты и субъекты воспитательного процесса, воспитательная среда и результат воспитательного процесса.

Системный подход подразумевает понимание воспитательно-образовательного процесса, как состоящего из сложных взаимосвязанных элементов, постоянно взаимодействующих друг с другом. Под этими системами понимается сам учебно-воспитательный процесс, личность педагога, личность обучаемого и та среда, в которой развивается эта личность.

В воспитательном воздействии системный подход проявляется в понимании отношения ребенка к окружающей действительности, изучении проявлений этого отношения, а также факторов его становления и развития. Исследовав эти факторы, можно корректировать поведение несовершеннолетних, формируя такое отношение, которое позволит им комфортно взаимодействовать с окружающим миром.

Системно-деятельностный подход к разработке психопрофилактической программы позволил создать условия, при которых педагоги и психологи имеют возможность проявлять творческую активность и работать на высокие результаты, основанные на естественных возможностях личности несовершеннолетних. Формируя у них в процессе коллективной практики моделирования поведения и самостоятельной мыслительной деятельности необходимые универсальные навыки, способствующие эффективной социализации подростков на данном этапе и не теряющие своей ценности в будущей жизни в постоянно меняющихся условиях.

Способы взаимодействия с несовершеннолетними и их окружением в процессе подготовки программы психопрофилактики разрабатывались с учетом принципов социально-педагогической концепция профилактики. Под социально-педагогической профилактикой понимается система мер воспитания несовершеннолетних, которые направлены на создание оптимальных условий для социализации развивающейся личности и проявления различных видов активности детей и подростков.

Непосредственно социально-педагогическая профилактика представляет собой целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с выявленными видами проблем несовершеннолетних и отклонениями в их поведении. Также в этом плане изучалась деятельность соответствующих государственных органов, профессионально занимающихся профилактикой для определения возможностей психопрофилактической работы.

Индивидуальная профилактика подразумевает коррекционно-профилактическую работу с несовершеннолетними. Коррекционная работа строилась на результатах исследования социальных проблем подростков и причин отклонений в их поведении.

В коррекционно-профилактической работе были использованы следующие методы:

- методы организации деятельности несовершеннолетних и создание условий для формирования социально-адаптированного поведения: сюжетно-ролевые игры, упражнения, игровые занятия и т.п.;

- методы формирования сознания подростков и создание условий для осознания и переосмысления, для формирования новых взглядов и развития эмоционального интеллекта: беседы, дискуссии, индивидуальные консультации с применением различных техник и методик (Метафорические ассоциативные карты, Психологические игры, арт-терапевтические методики);

- методы мотивации деятельности несовершеннолетних: положительное стимулирование, поощрение, анализ неприятных последствий негативных эмоциональных реакций и поведения, игровые и арт-терапевтические методы;

- методы контроля эффективности коррекционно-профилактического процесса: психологическая диагностика, анализ результатов деятельности подростков, рефлексия.

Также в рамках изучения методов индивидуальной коррекционно-профилактической работы следует обратить внимание на развитие эмоционального интеллекта несовершеннолетних. И.Н. Андреева приводит следующее определение эмоционального интеллекта: «представляет собой совокупность умственных способностей к различению, пониманию и управлению эмоциями» [1]. Она также обращает наше внимание на сложность этого конструкта, включающего три типа способностей:

- идентификацию эмоций, собственных и других людей, и возможность их выражать;

- регуляцию собственных эмоций и эмоций других людей;

- возможность использовать эмоциональную информацию в мышлении и деятельности, что предполагает гибкое планирование, творческое мышление, способность к переключению внимания и мотивацию.

Д. Гоулман исследовал не только феномен эмоционального интеллекта, но и эффективность профилактических программ по коррекции девиантного и делинквентного поведения подростков. В своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Щ» автор указывает: «Перечень главных навыков, которые, по мнению исследователей, следует включать в программу, независимо от поставленной задачи, выглядел как список компонентов эмоционального интеллекта» [6]. По мнению Д. Гоулмана, необходимые эмоциональные навыки включают в себя самосознание, распознавание, выражение эмоций и управление ими, контроль побуждений, отсрочку удовольствия, избавление от стресса и тревожности. Контроль побуждений дает понимание разницы между чувствами и действиями, а также умение принимать более правильное в плане эмоций решение. Вначале контролируется побуждение к действию, а потом определяются альтернативные действия и их последствия еще до того, как действие совершено. Многие навыки являются частью сферы межличностных отношений: считывание социальных и эмоциональных сигналов; умение слушать, способность сопротивляться негативным влияниям; понимание точки зрения другого человека и осознание, какое поведение будет уместным в данной ситуации.

Также в процессе работы с несовершеннолетними важно использовать кинезиологи-ческие упражнения и техники релаксакционной терапии, направленные на снятие стресса и повышения уровня эмоционально-волевого самоконтроля. Уровень развития самоконтроля в подростковом и юношеском возрасте, по словам О.В. Баженовой, определяется возможностью контролировать свои эмоции и поведение. То есть способностью несовершеннолетнего отказаться от возникшего сиюминутного желания - погулять с друзьями, поиграть в компьютерные игры, послушать музыку, пройтись по магазинам и прочее - в пользу вы-

полнения важных и необходимых задач, определяющих его настоящее и будущее. Низкий уровень самоконтроля может проявляться в виде внезапной и неконтролируемой агрессии, асоциального поведения невнимательности, отсутствия усидчивости, отсутствия мотивации к учебе и помощи по дому, упорного стремления к развлечениям.

Кинезиологические упражнения представляют собой комплекс движений, которые активизируют межполушарное взаимодействие и синхронизируют работу полушарий мозга, развивают мозолистое тело, повышают стресоустойчивость и улучшают мыслительную деятельность. Как указывают В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова и О.П. Мосунов, кинезиологические упражнения очень эффективны при повышенном психоэмоциональном напряжении и для снятия стресса. Так как при их выполнении снимается как мышечное, так и психоэмоциональное напряжение, повышается самочувствие и настроение.

Релаксационные техники оказывают следующее влияние на организм и психику человека:

1. Воздействие на тело: снижение напряжения в скелетно-мышечной мускулатуре или полное его исчезновение; расширение кровеносных сосудов; снижение частоты сердцебиения; снижение артериального давления; дыхание становится поверхностным и регулярным; повышается температура тела и снижается потоотделение.

2. Воздействие на центральную нервную систему: восстановление нормального функционирования нервной системы; нормальное восприятие воздействующих на нее факторов и адекватный ответ на раздражители; снижение застойных очагов стрессового возбуждения.

3. Воздействие на психическое состояние:

- когнитивная сфера: повышается способность к концентрации внимания; улучшается процесс восприятия и переработки информации; снижается импульсивность поведения и увеличивается уровень спокойствия моторики;

- эмоциональная сфера: снижается психоэмоциональная возбудимость; повышается устойчивость к фрустрации; формируется и развивается стрессоустойчивость; сильные эмоциональные реакции, мешающие переключиться на другой вид деятельности, успокоится и начать решать те или иные проблемы и задачи, становятся менее выраженными или исчезают; появляется спокойствие, уравновешенность, бодрость, активность, радость, оптимизм, уверенность в себе, интерес к жизни.

Метод арт-терапии в рамках психопрофилактической работы с несовершеннолетними особенно эффективен с использованием следующих арт-терапевтических техник: изотерапия, сказкотерапия и особый вид арт-терапии - метафорические ассоциативные карты.

Изотерапия является эффективным методом, способствующим снятию нервно-психического напряжения и повышающим возможность регуляции негативных эмоций. Сказкотерапия, используя метафорические ресурсы сказки, способствует мягкому и эффективному отражению неосознаваемого внутреннего мира человека и позволяет изучить его, получить доступ к внутренним ресурсам с целью разрешения внутренних конфликтов и решения проблем. Также это эффективный метод выстраивания межличностных взаимоотношений, так как сказкотерапия позволяет общаться не только со своей личностью, но и с личностями других людей.

Применение метафорических ассоциативных (проективных) карт основано на том, что этот метод представляет собой очень эффективный инструмент для психологической коррекции. Н.В. Дмитриева и Н.В. Буравцова, авторы первого в России теоретического и практического руководства по использованию метафорических ассоциативных карт, указывают: «В настоящее время известно несколько десятков наборов проективных карт, используемых с целью диагностики и психологической коррекции самого широкого спектра внутриличност-

ных и межличностных конфликтов; гармонизации личностной сферы и ее конструктивного развития; психотерапии определенных личностных отклонений; профилактики и коррекции девиантного поведения и аддикций».

Особая специфика метафорических ассоциативных карт заключается в отсутствии в них закрепленных значений, что позволяет каждому человеку в процессе работы с проективными картами самому определять их смысл. А в некоторых наборах еще и присутствуют карты-схемы, способствующие более эффективному анализу межличностных взаимоотношений, а также карточки со словами, которые усиливают когнитивную составляющую при их интерпретации.

Метафорические ассоциативные карты не только обладают всеми преимуществами проективных методов, они также способствуют эффективному осознанию актуальных потребностей и переживаний человека. Клиент получает доступ к своему внутреннему миру, к целостной картине своего собственного «Я», к пониманию специфики своих представлений о мире и о себе в этом мире, а также о субъективной картине проблемной ситуации. В процессе работы с картами «в открытую», когда клиент видит карты, включается когнитивный компонент, ассоциативный компонент включается, когда клиент работает «в закрытую», и выбирает карты, не видя их.

В процессе анализа дел несовершеннолетних осужденных нами были выделены условия, которые привели к формированию преступного поведения у этих подростков: негативное влияние семьи (недостатки воспитания, алкоголизм и жестокость родителей, недостаточное количество средств для обеспечения основных потребностей ребенка) и ближайшего окружения (сверстники и взрослые); безнадзорность подростков и отсутствие занятости (недостаточное внимание со стороны образовательных учреждений и недостаточное количество или отсутствие досуговых мероприятий).

Обучение, направленное на формирование умения распознавать и понимать свои чувства, на развитие умения определять значимые жизненные ценности, на формирование адекватной самооценки, на развитие процесса регуляции поведения и эмоций, а также на повышение уровня стрессоустойчивости, позволит несовершеннолетним адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни.

Библиографический список

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк, 2011.

2. Баженова О.В. Детская и подростковая ралаксационная терапия: практикум. М., 2016.

3. БарабановР.Е., ДергачевА.В., КостюшинаЕ.В. Социально-психолого-педагогический консилиум как форма организации взаимодействия участников социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего // Преемственность в образовании. 2020. № 25 (03).

4. Барабанов Р.Е., Дергачев А.В., Костюшина В.В., Чистовский Д.И. Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2020. № 2.

5. Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию // Вопросы судебной психологии». 1971. № 2.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2021.

7. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

Н.В. Бокова

начальник отдела психологического обеспечения

ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по г. Москве E-mail: koroleva.natalia2010@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.