Научная статья на тему 'РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ'

РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / АРКТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Доронина А.К.

В статье рассматривается роль Арктического совета и его государств-председателей в аспекте применения арктическими государствами концепции устойчивого развития Арктики на международном циркумполярном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ARCTIC COUNCIL IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

The article discusses the role of the Arctic Council and its chair members in the sustainable development of the Arctic at in ternational circumpolar level.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_137 УДК 349

РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ THE ROLE OF THE ARCTIC COUNCIL IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

ДОРОНИНА Анна Константиновна,

соискатель кафедры экологического и земельного права юридического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: akdoronina@gmail.com;

DORONINA Anna Konstantinovna,

Candidate of the Department of Environmental and Land Law of the Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University (MSU). 119991, Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory, 1. E-mail: akdoronina@gmail.com;

Краткая аннотация. В статье рассматривается роль Арктического совета и его государств-председателей в аспекте применения арктическими государствами концепции устойчивого развития Арктики на международном циркумполярном уровне.

Abstract: The article discusses the role of the Arctic Council and its chair members in the sustainable development of the Arctic at in ternational circumpolar level.

Ключевые слова: Арктика, охрана окружающей среды, экологическое право, арктические государства, устойчивое развитие, Арктический совет.

Keywords: Arctic, environmental protection, environmental law, Arctic states, sustainable development, Arctic Council.

Для цитирования: Доронина А.К. Роль Арктического совета в устойчивом развитии Арктики // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_137.

For citation: Doronina A.K. The role of the Arctic Council in the sustainable development of the Arctic // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_137.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2023

В сентябре 2021 года исполнилось 25 лет Арктическому совету - важнейшей площадки межправительственного диалога по арктическим вопросам. Во времена глобальных перемен, геополитических конфликтов и серьезнейших экологических и климатических вызовов арктические страны, страны климатообразующего региона, несут особую ответственность за судьбу Арктики, ее устойчивое развитие, ее население и сохранение уникальной природной среды.

В сентябре 1996 года представители восьми арктических государств, часть территории которых располагается за Северным Полярным кругом (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Швеция) подписали документ, который станет основой будущего межправительственного взаимодействия в Арктике - Оттавскую декларацию1. Арктический совет создан в качестве «межправительственного форума высокого уровня с целью поощрения сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами, объединениями коренных народов и других жителей Арктики по таким вопросам, как устойчивое развитие и защита окружающей среды»2.

Устойчивое развитие и охрана окружающей среды проходят красной нитью через всю деятельность Арктического совета, делают необходимым укрепление международного научного и правового сотрудничества3. Сотрудничество членов Арктического Совета4 включает в себя широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Рабочая группа (SDWG) и Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена Илакуитской декларацией 1998 г.5

Согласно Техническому Заданию Программы устойчивого развития, цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и предпринимать шаги, которые будут восприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин6.

Согласно рамочному документу, принятому на министерской сессии в Барроу 15 октября 2000 г., Арктический совет «придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития». Они в настоящее время включают7:

— здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике — в данную область включается долгосрочное наблюдение за влиянием

1 О подписании Декларации о создании Арктического совета// Собрание законодательства Российской Федерации. 07.10.1996. № 4., Ст. 4713.

2 Копылов М.Н., Якушева Е.А. К 10-летию Арктического совета // Экологическое право. 2006. № 3. С. 30-35.

3Соколова Н.А. Международное арктическое научное сотрудничество: институционализация правового режима // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 120 - 130. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

4 Кроме восьми арктических государств статус постоянных участников имеет ряд международных организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики (6 организаций). В качестве наблюдателей в работе Арктического совета могут участвовать и неарктические государства (в настоящее время - 13 стран), межправительственные, межпарламентские организации (9 организаций-наблюдателей), а также неправительственные организации универсального и регионального характера (25 организаций) (http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/permanent-participants) (дата обращения: 07.04.2023)

5 Икалуитская декларация по случаю Девятой Министерской сессии Арктического совета, 24 апреля 2015 г. П. 44 // URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/776/acmmca09_iqaluit_2015Jqaluit_ministerial_declaration_2015_russian%282%29.pdf?sequence=l&isAllowed=y (дата обращения: 25.04.2023)

6 Timo Koivurova, E. Carina H. Keskitaio, Nigel Bankes. Climate Governance in the Arctic. Springer 2008.P. 62-63.

7 Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике (SDWG) http://www.sdwg.org/about-us/sustainable-development-working-group-rules-and-procedures/ (Программа на русском языке: http://www.sci.aha.ru/econ/A122a.htm) (дата обращения: 25.04.2023)

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

климатических изменений и ухудшением состояния окружающей среды на здоровье людей как важного фактора устойчивого развития;

—устойчивую экономическую активность и повышение благосостояния общин — устойчивое экономическое развитие как основа жизнедеятельности арктических общин;

— образовательное и культурное наследие — это основополагающая предпосылка для устойчивого развития и расширения потенциала общин;

— детей и юношество — как будущее арктических общин;

— управление природными ресурсами — учитывая растущий объем морских перевозок, развивающиеся нефтегазовый и рыболовный секторы, необходимость комплексного управление ресурсами возрастает;

— развитие инфраструктуры — это толчок к развитию экономики региона и улучшению благосостояния населения, проживающего в

Арктике.

Важными направлениями деятельности SDWG является решение энергетического вопроса в Арктическом регионе и поиск путей адаптации к изменениям климата.

Устойчивое развитие было центральной темой председательства Исландии в 2019-201 годах. Особое внимание уделялось четырем приоритетным направлениям работы1: арктической морской среде (проблеме загрязнения арктической морской среды пластиком — созданию Регионального плана действий по сокращению объема морского мусора; разработке концепции проекта «Голубая биоэкономика в Арктике»); содействие безопасному и устойчивому судоходству), решениям в области климата и зелёной энергетики (оценке воздействия климата на морские, пресноводные и наземные экосистемы Арктики; выявлению возможностей для сокращения выбросов короткоживущих климатических загрязнителей, опираясь на работу Экспертной группы по черному углероду и метану, снижению долгосрочных последствий повышения температуры в Арктике; зеленой энергетике), населению и общине Арктики (туризму и развитиею судоходства; развитию связи и цифровизации в регионе; гендерному равенство), а также укреплением Арктического совета.

На 12-ой министерской встрече в Рейкьявике в 2021 году, в связи с 25-типятилетием Арктического совета, был принят Стратегический план Арктического совета на 2021-2030 годы2. В плане отражены общие ценности и устремления арктических государств и постоянных участников по продвижению устойчивого развития, охраны окружающей среды и ответственному управлению. Установлены стратегические цели работы Арктического совета и сопутствующие им мероприятия на период в следующих трех областях:

— охраны окружающей среды: отслеживание, изучение и смягчение последствий изменений климата Арктики, поддержание здоровых и жизнеспособные арктические экосистемы, арктической морской среды;

— социального и экономического развития: работа по повышению безопасности, жизнеспособности и благополучия населения Арктики, устойчивому экономическому развитию, обмену знаниями и информацией в области инновационных, устойчивых и низкоэмиссионных технологий с особым вниманием к коренным народам

— укрепления Арктического совета: информационный и научный обмен; укрепление Арктического совета как циркумполярного форума высокого уровня

В 2021-2023 годах Российская Федерация председательствовала в Арктическом совете. Несмотря на приостановку участия большинства представителей Арктического совета во всех официальных мероприятиях Арктического совета и его вспомогательных органах в 2022 г.3, Россия продолжила запланированную работу в рамках своего председательства.

Темой председательства Российской Федерации являлось «Ответственное управление для устойчивой Арктики». Российская Федерация отмечает не только уязвимость Арктики к изменению климата и необходимость противодействию этих изменениям и адаптацию жизнедеятельности и обеспечению устойчивости к его последствиям, поддержанию здоровья арктических экосистем, но и «перспективный вклад региона -благодаря природным, энергетическим и транспортным ресурсам - в обеспечение энергетического перехода к климатически нейтральной экономике и, соответственно, в выполнение целей и задач Парижского соглашения по климату 2015 года»4. Комплексная Программа российского председательства предполагала продвижение по четырем направлениям:

— население Арктики - развитие человеческого капитала в Арктике; проблемам коренных малочисленных народов Арктики, их традиционному укладу в современных условиях, цифровизации; работе с арктической молодежью;

— охрана окружающей среды, включая изменение климата - сохранению и восстановлению окружающей среды Арктики, исследованию климата, вопросам деградации вечной мерзлоты, смягчению негативных последствий климатический изменений, предотвращения чрезвычайных ситуаций;

— социально-экономическое развитие - соблюдения баланса между экономическим ростом в Заполярье и минимизацией негативного воздействия на окружающую среду; внедрение природосбережающих технологий в арктическую экономику, включая расширение использования возобновляемых источников энергии (в рамках работы SDWG), развитие отношений между Арктическим советом и Арктическим экономическим советом; развитие инфраструктуры и устойчивого судоходства, арктический туризм;

1 Приоритеты председательства Исландии в Арктическом совете в 2019-2021 годах http://hdl.handle.net/11374/2456 (дата обращения: 09.04.2023)

2 Стратегический план Арктического совета на 2021-2023 гг. http://hdl.handle.net/11374/2601 (Дата обращения: 10.04.2023).

3Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia's Invasion of Ukraine, March 3, 2022. https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-coundl-cooperation-foNowing-russias-invasion-of-ukraine/ (Дата обращения: 10.04.2023).

4Приоритеты председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах. С.7-8. http://hdl.handle.net/11374/2646 (Дата обращения: 10.04.2023).

— укрепление Арктического совета - подчеркивается преемственность политики Арктического совета, в том числе в вопросах ответственного управления и устойчивого развития Арктики.

11 мая 2023 года состоялась 13-й сессии Арктического совета в Салехарде, завершившее председательство Российской Федерации и начавшее председательство Норвегии на 2023-2025 годы. Арктические государства выпустили совместное заявление1, в котором признали «историческую и уникальную роль Арктического совета в обеспечении конструктивного сотрудничества, стабильности и диалога между людьми в арктическом регионе», подтвердили важность проделанной в период предыдущего председательства работы, а также приверженность работе в Арктическом совете в дальнейшем. В заявлении страны отмечают, что Стратегический план Арктического совета 2021-2023 годы, Министерской декларации, подписанной в Рейкьявике в 2021 году, а также Доклад Старших должностных лиц Арктического совета министрам, принятый в Рейкьявике в мае 2021 года, станут основой для продолжения деятельности Совета в 2023-2025 годах.

Ключевой целью председательства Норвегии на 2023-2025 годы станет содействие стабильности и конструктивному сотрудничеству в Арктике. Норвегия сосредоточит внимание на четыре приоритетных темах2: океаны; климат и окружающая среда; устойчивое экономическое развитие; население Севера, с приоритетом арктической молодежи и коренного населения Арктики. Норвегия планирует придерживаться долгосрочного подхода, принятого Арктическим советом, в целях по обеспечению динамичного и устойчивого арктического региона. Норвегия подчеркивает важность роли Арктического совета в арктическом сотрудничестве, его рабочих групп, получающих важную информацию о состоянии Арктики, в том числе об изменении климата, которая используется на национальном и международном уровне.

Сложно переоценить важность роли Арктического совета и его вклад в развитии региона. Несмотря на наличие значительных противоречий и разнонаправленных интересов, геополитических рисков и столкновений, разнице мировоззрений и подходов к определенным вопросам между арктическими государствами, у них есть общая цель и общая задача, к которой стоит подходить сообща - это устойчивое, стабильное и эффективное развитие Арктики с сохранением ее уникальной и хрупкой природной среды.

Библиогра фия:

1.Копылов М.Н., Якушева Е.А. К 10-летию Арктического совета // Экологическое право. 2006. № 3. С. 30-35.

2.Соколова Н.А. Международное арктическое научное сотрудничество: институционализация правового режима // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 120 — 130. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

3.Timo Koivurova, E. Carina H. Keskitalo, Nigel Bankes. Climate Governance in the Arctic. Springer 2008.P. 62-63.

References:

1. Kopylov M.N., Yakusheva E.A. To the 10th anniversary of the Arctic Council // Enviromental Law. 2006. No. 3. S. 30-35.

2.Sokolova N. A. International Arctic Scientific Cooperation: Institutionalization of the Legal Regime // Actual problems of Russian law. 2020. No. 9. P. 120 — 130.

3.Timo Koivurova, E. Carina H. Keskitalo, Nigel Bankes. Climate Governance in the Arctic. Springer 2008.P. 62-63.

1 Joint Statement of the Arctic States and Indigenous Permanent Participants issued on the occasion of the 13th Meeting of the Arctic Council on 11 May 2023/ http://hdl.handle.net/11374/3146 (Дата обращения: 11.05.2023).

2Brochure of Norwegian Chairship priorities, 2023-2025. http://hdl.handle.net/11374/3147 (Дата обращения: 12.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.