DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_137 УДК 349
РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ THE ROLE OF THE ARCTIC COUNCIL IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC
ДОРОНИНА Анна Константиновна,
соискатель кафедры экологического и земельного права юридического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: akdoronina@gmail.com;
DORONINA Anna Konstantinovna,
Candidate of the Department of Environmental and Land Law of the Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University (MSU). 119991, Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory, 1. E-mail: akdoronina@gmail.com;
Краткая аннотация. В статье рассматривается роль Арктического совета и его государств-председателей в аспекте применения арктическими государствами концепции устойчивого развития Арктики на международном циркумполярном уровне.
Abstract: The article discusses the role of the Arctic Council and its chair members in the sustainable development of the Arctic at in ternational circumpolar level.
Ключевые слова: Арктика, охрана окружающей среды, экологическое право, арктические государства, устойчивое развитие, Арктический совет.
Keywords: Arctic, environmental protection, environmental law, Arctic states, sustainable development, Arctic Council.
Для цитирования: Доронина А.К. Роль Арктического совета в устойчивом развитии Арктики // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_137.
For citation: Doronina A.K. The role of the Arctic Council in the sustainable development of the Arctic // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_137.
Статья поступила в редакцию: 22.05.2023
В сентябре 2021 года исполнилось 25 лет Арктическому совету - важнейшей площадки межправительственного диалога по арктическим вопросам. Во времена глобальных перемен, геополитических конфликтов и серьезнейших экологических и климатических вызовов арктические страны, страны климатообразующего региона, несут особую ответственность за судьбу Арктики, ее устойчивое развитие, ее население и сохранение уникальной природной среды.
В сентябре 1996 года представители восьми арктических государств, часть территории которых располагается за Северным Полярным кругом (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Швеция) подписали документ, который станет основой будущего межправительственного взаимодействия в Арктике - Оттавскую декларацию1. Арктический совет создан в качестве «межправительственного форума высокого уровня с целью поощрения сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами, объединениями коренных народов и других жителей Арктики по таким вопросам, как устойчивое развитие и защита окружающей среды»2.
Устойчивое развитие и охрана окружающей среды проходят красной нитью через всю деятельность Арктического совета, делают необходимым укрепление международного научного и правового сотрудничества3. Сотрудничество членов Арктического Совета4 включает в себя широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Рабочая группа (SDWG) и Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена Илакуитской декларацией 1998 г.5
Согласно Техническому Заданию Программы устойчивого развития, цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и предпринимать шаги, которые будут восприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин6.
Согласно рамочному документу, принятому на министерской сессии в Барроу 15 октября 2000 г., Арктический совет «придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития». Они в настоящее время включают7:
— здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике — в данную область включается долгосрочное наблюдение за влиянием
1 О подписании Декларации о создании Арктического совета// Собрание законодательства Российской Федерации. 07.10.1996. № 4., Ст. 4713.
2 Копылов М.Н., Якушева Е.А. К 10-летию Арктического совета // Экологическое право. 2006. № 3. С. 30-35.
3Соколова Н.А. Международное арктическое научное сотрудничество: институционализация правового режима // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 120 - 130. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
4 Кроме восьми арктических государств статус постоянных участников имеет ряд международных организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики (6 организаций). В качестве наблюдателей в работе Арктического совета могут участвовать и неарктические государства (в настоящее время - 13 стран), межправительственные, межпарламентские организации (9 организаций-наблюдателей), а также неправительственные организации универсального и регионального характера (25 организаций) (http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/permanent-participants) (дата обращения: 07.04.2023)
5 Икалуитская декларация по случаю Девятой Министерской сессии Арктического совета, 24 апреля 2015 г. П. 44 // URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/776/acmmca09_iqaluit_2015Jqaluit_ministerial_declaration_2015_russian%282%29.pdf?sequence=l&isAllowed=y (дата обращения: 25.04.2023)
6 Timo Koivurova, E. Carina H. Keskitaio, Nigel Bankes. Climate Governance in the Arctic. Springer 2008.P. 62-63.
7 Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике (SDWG) http://www.sdwg.org/about-us/sustainable-development-working-group-rules-and-procedures/ (Программа на русском языке: http://www.sci.aha.ru/econ/A122a.htm) (дата обращения: 25.04.2023)
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)
климатических изменений и ухудшением состояния окружающей среды на здоровье людей как важного фактора устойчивого развития;
—устойчивую экономическую активность и повышение благосостояния общин — устойчивое экономическое развитие как основа жизнедеятельности арктических общин;
— образовательное и культурное наследие — это основополагающая предпосылка для устойчивого развития и расширения потенциала общин;
— детей и юношество — как будущее арктических общин;
— управление природными ресурсами — учитывая растущий объем морских перевозок, развивающиеся нефтегазовый и рыболовный секторы, необходимость комплексного управление ресурсами возрастает;
— развитие инфраструктуры — это толчок к развитию экономики региона и улучшению благосостояния населения, проживающего в
Арктике.
Важными направлениями деятельности SDWG является решение энергетического вопроса в Арктическом регионе и поиск путей адаптации к изменениям климата.
Устойчивое развитие было центральной темой председательства Исландии в 2019-201 годах. Особое внимание уделялось четырем приоритетным направлениям работы1: арктической морской среде (проблеме загрязнения арктической морской среды пластиком — созданию Регионального плана действий по сокращению объема морского мусора; разработке концепции проекта «Голубая биоэкономика в Арктике»); содействие безопасному и устойчивому судоходству), решениям в области климата и зелёной энергетики (оценке воздействия климата на морские, пресноводные и наземные экосистемы Арктики; выявлению возможностей для сокращения выбросов короткоживущих климатических загрязнителей, опираясь на работу Экспертной группы по черному углероду и метану, снижению долгосрочных последствий повышения температуры в Арктике; зеленой энергетике), населению и общине Арктики (туризму и развитиею судоходства; развитию связи и цифровизации в регионе; гендерному равенство), а также укреплением Арктического совета.
На 12-ой министерской встрече в Рейкьявике в 2021 году, в связи с 25-типятилетием Арктического совета, был принят Стратегический план Арктического совета на 2021-2030 годы2. В плане отражены общие ценности и устремления арктических государств и постоянных участников по продвижению устойчивого развития, охраны окружающей среды и ответственному управлению. Установлены стратегические цели работы Арктического совета и сопутствующие им мероприятия на период в следующих трех областях:
— охраны окружающей среды: отслеживание, изучение и смягчение последствий изменений климата Арктики, поддержание здоровых и жизнеспособные арктические экосистемы, арктической морской среды;
— социального и экономического развития: работа по повышению безопасности, жизнеспособности и благополучия населения Арктики, устойчивому экономическому развитию, обмену знаниями и информацией в области инновационных, устойчивых и низкоэмиссионных технологий с особым вниманием к коренным народам
— укрепления Арктического совета: информационный и научный обмен; укрепление Арктического совета как циркумполярного форума высокого уровня
В 2021-2023 годах Российская Федерация председательствовала в Арктическом совете. Несмотря на приостановку участия большинства представителей Арктического совета во всех официальных мероприятиях Арктического совета и его вспомогательных органах в 2022 г.3, Россия продолжила запланированную работу в рамках своего председательства.
Темой председательства Российской Федерации являлось «Ответственное управление для устойчивой Арктики». Российская Федерация отмечает не только уязвимость Арктики к изменению климата и необходимость противодействию этих изменениям и адаптацию жизнедеятельности и обеспечению устойчивости к его последствиям, поддержанию здоровья арктических экосистем, но и «перспективный вклад региона -благодаря природным, энергетическим и транспортным ресурсам - в обеспечение энергетического перехода к климатически нейтральной экономике и, соответственно, в выполнение целей и задач Парижского соглашения по климату 2015 года»4. Комплексная Программа российского председательства предполагала продвижение по четырем направлениям:
— население Арктики - развитие человеческого капитала в Арктике; проблемам коренных малочисленных народов Арктики, их традиционному укладу в современных условиях, цифровизации; работе с арктической молодежью;
— охрана окружающей среды, включая изменение климата - сохранению и восстановлению окружающей среды Арктики, исследованию климата, вопросам деградации вечной мерзлоты, смягчению негативных последствий климатический изменений, предотвращения чрезвычайных ситуаций;
— социально-экономическое развитие - соблюдения баланса между экономическим ростом в Заполярье и минимизацией негативного воздействия на окружающую среду; внедрение природосбережающих технологий в арктическую экономику, включая расширение использования возобновляемых источников энергии (в рамках работы SDWG), развитие отношений между Арктическим советом и Арктическим экономическим советом; развитие инфраструктуры и устойчивого судоходства, арктический туризм;
1 Приоритеты председательства Исландии в Арктическом совете в 2019-2021 годах http://hdl.handle.net/11374/2456 (дата обращения: 09.04.2023)
2 Стратегический план Арктического совета на 2021-2023 гг. http://hdl.handle.net/11374/2601 (Дата обращения: 10.04.2023).
3Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia's Invasion of Ukraine, March 3, 2022. https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-coundl-cooperation-foNowing-russias-invasion-of-ukraine/ (Дата обращения: 10.04.2023).
4Приоритеты председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах. С.7-8. http://hdl.handle.net/11374/2646 (Дата обращения: 10.04.2023).
— укрепление Арктического совета - подчеркивается преемственность политики Арктического совета, в том числе в вопросах ответственного управления и устойчивого развития Арктики.
11 мая 2023 года состоялась 13-й сессии Арктического совета в Салехарде, завершившее председательство Российской Федерации и начавшее председательство Норвегии на 2023-2025 годы. Арктические государства выпустили совместное заявление1, в котором признали «историческую и уникальную роль Арктического совета в обеспечении конструктивного сотрудничества, стабильности и диалога между людьми в арктическом регионе», подтвердили важность проделанной в период предыдущего председательства работы, а также приверженность работе в Арктическом совете в дальнейшем. В заявлении страны отмечают, что Стратегический план Арктического совета 2021-2023 годы, Министерской декларации, подписанной в Рейкьявике в 2021 году, а также Доклад Старших должностных лиц Арктического совета министрам, принятый в Рейкьявике в мае 2021 года, станут основой для продолжения деятельности Совета в 2023-2025 годах.
Ключевой целью председательства Норвегии на 2023-2025 годы станет содействие стабильности и конструктивному сотрудничеству в Арктике. Норвегия сосредоточит внимание на четыре приоритетных темах2: океаны; климат и окружающая среда; устойчивое экономическое развитие; население Севера, с приоритетом арктической молодежи и коренного населения Арктики. Норвегия планирует придерживаться долгосрочного подхода, принятого Арктическим советом, в целях по обеспечению динамичного и устойчивого арктического региона. Норвегия подчеркивает важность роли Арктического совета в арктическом сотрудничестве, его рабочих групп, получающих важную информацию о состоянии Арктики, в том числе об изменении климата, которая используется на национальном и международном уровне.
Сложно переоценить важность роли Арктического совета и его вклад в развитии региона. Несмотря на наличие значительных противоречий и разнонаправленных интересов, геополитических рисков и столкновений, разнице мировоззрений и подходов к определенным вопросам между арктическими государствами, у них есть общая цель и общая задача, к которой стоит подходить сообща - это устойчивое, стабильное и эффективное развитие Арктики с сохранением ее уникальной и хрупкой природной среды.
Библиогра фия:
1.Копылов М.Н., Якушева Е.А. К 10-летию Арктического совета // Экологическое право. 2006. № 3. С. 30-35.
2.Соколова Н.А. Международное арктическое научное сотрудничество: институционализация правового режима // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 120 — 130. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
3.Timo Koivurova, E. Carina H. Keskitalo, Nigel Bankes. Climate Governance in the Arctic. Springer 2008.P. 62-63.
References:
1. Kopylov M.N., Yakusheva E.A. To the 10th anniversary of the Arctic Council // Enviromental Law. 2006. No. 3. S. 30-35.
2.Sokolova N. A. International Arctic Scientific Cooperation: Institutionalization of the Legal Regime // Actual problems of Russian law. 2020. No. 9. P. 120 — 130.
3.Timo Koivurova, E. Carina H. Keskitalo, Nigel Bankes. Climate Governance in the Arctic. Springer 2008.P. 62-63.
1 Joint Statement of the Arctic States and Indigenous Permanent Participants issued on the occasion of the 13th Meeting of the Arctic Council on 11 May 2023/ http://hdl.handle.net/11374/3146 (Дата обращения: 11.05.2023).
2Brochure of Norwegian Chairship priorities, 2023-2025. http://hdl.handle.net/11374/3147 (Дата обращения: 12.05.2023).