Научная статья на тему 'РОЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

РОЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ВРП / МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДИСПРОПОРЦИИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / REGIONAL MANAGEMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / DEPRESSIVE REGION / FACTORS OF REGION DEVELOPMENT / GRP / MESOECONOMIC INDICES / DISPROPORTIONS / FACTOR ANALYSIS / ИДОРАКУНИИ ЗИДДИБӯҳРОНӣ / МЕНЕҷМЕНТИ МИНТАқАВӣ / РУШДИ МИНТАқАВӣ / МИНТАқАИ ТАНАЗЗУЛї / ОМИЛҳОИ РУШДИ МИНТАқА / МММ / НИШОНДИҳАНДАҳОИ МЕЗОИқТИСОДӣ / НОБАРОБАРӣ / ТАҳЛИЛИ ОМИЛӣ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турдиматова Парвина Мухамматовна

Антикризисное региональное управление рассматривается как система мер по выводу региона из депрессивного состояния, по повышению уровня регионального социально-экономического развития. Априори кризисные ситуации каждым регионом решаются самостоятельно, иногда без детального анализа и учета всей совокупности факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие. Решение данных проблем требует комплексного подхода к пересмотру роли антикризисного управления в повышении регионального уровня социально-экономического развития, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического и финансового состояния для предвидения кризиса, минимизации его последствий, своевременного принятия адекватных мер, выявления факторов дальнейшего развития региона. Представляют интерес выводы относительно формирования системы антикризисного управления на уровне региона на основании комплексных антикризисных мероприятий с предварительным выявлением кризисных факторов в регионе, обоснованием факторов конкурентоспособности, которые рассматриваются как условия для будущего развития, и с разработкой плана перехода от экстенсивного к интенсивному направлению развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN RISING A STANDARD OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Anticrisis regional management is canvassed as a system of measures on bringing the region out of depressive state and elevation of a standard of regional social-economic development. Apriori crisis situations are solved self-sufficiently by each region, sometimes without a detailed analysis of all integrity of factors ensuring further development; the former being not taken into account. Solutions of the problems in question require complex approach towards reconsideration of the role of anti-crisis management with rising a standard of soial-economic development based on constant monitoring of social-economic and financial state previsaging crisis, minimization of its aftermath, timely adoption of adequate measures, elicitation of the factors of further development of the region. The author’s conclusion in relation to anticrisis management system formation at a regional level are a matter of interest being based on complex anticrisis measures with preliminary elicitation of crisis factors in the region, substantiation for those ones of competitiveness which are considered as conditions for further development together with elaboration of the plan concerned with a transition from extensive direction of development to that of intensive one.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

УДК 334 ББК 65.291.931

РОЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО Турдиматова Парвина Мухамматовна,

УПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ старший преподаватель кафедры финансов и

УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО- кредита Таджикского государственного

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ университета права, бизнеса и политики

РЕГИОНА (Худжанд, Таджикистан),

НАЩШИ ИДОРАКУНИИ Турдиматова Парвина Мухамматовна, ЗИДДИБУХ^РОНЙДАР БАЛАНД сармуаллимаи кафедраи молия ва царзи ДДХрСТ БАРДОШТАНИ САИТЩ (Тоцикистон, Хуцанд)

РУШДИ ЩТИМОЙ-ЩТИСОДИИ МИНТАЩА

THE ROLE OF ANTI-CRISIS Turdimatova, Parvina Mukhammatovna, senior

MANA GEMENT IN RISING A teacher of the department offinance and credit under

STANDARD OF SOCIAL- TSU of LBP Tajikistan, Khujand

ECONOMICDEVELOpMENTOF E-MAIL:parvina 0286.86@mail.ru THE REGION -

Ключевые слова: антикризисное управление, региональный менеджмент, региональное

развитие, депрессивный регион, факторы развития региона, ВРП, мезоэкономические

показатели, диспропорции, факторный анализ

Антикризисное региональное управление рассматривается как система мер по выводу региона из депрессивного состояния, по повышению уровня регионального социально-экономического развития. Априори кризисные ситуации каждым регионом решаются самостоятельно, иногда без детального анализа и учета всей совокупности факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие. Решение данных проблем требует комплексного подхода к пересмотру роли антикризисного управления в повышении регионального уровня социально-экономического развития, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического и финансового состояния для предвидения кризиса, минимизации его последствий, своевременного принятия адекватных мер, выявления факторов дальнейшего развития региона. Представляют интерес выводы относительно формирования системы антикризисного управления на уровне региона на основании комплексных антикризисных мероприятий с предварительным выявлением кризисных факторов в регионе, обоснованием факторов конкурентоспособности, которые рассматриваются как условия для будущего развития, и с разработкой плана перехода от экстенсивного к интенсивному направлению развития.

Калидвожщо: идоракунии зиддибууронй,менецменти минтацави, рушди минтацави, минтацаи таназзулй, омилуои рушди минтаца, МММ, нишондиуандауои мезоицтисоди, нобаробари, таулили омили

Идоракунии зиддибуронии минтацави чун низоми тадбируо дар бобати аз вазъи таназзул берун овардани минтаца, баланд бардоштани сатуи рушди ицтимои-ицтисодии минтаца барраси мешавад. Маъмулан вазъиятуои буурониро уар минтаца баъзан бидуни таулили муфассал ва ба назар гирифтани мацмуи уамаи омилуо, ки рушди минбаъдаро таъмин мекунанд, мустацилона уал менамоянд. Х,алли масъалауои мазкур

муносибати мацмуиро ба бознигарии нацши идоракунии зиддибуурони дар баланд бардоштани сатуи рушди ицтимои-ицтисодии минтацави тацозо мекунад, ки ба мониторинги доимии вазъи ицтимои-ицтисоди ва молияви барои пешбинии буурон, ба уадди ацал расонидани оцибатуои он, сари вацт цабул кардани тадбируои мувофиц, ошкор сохтани омилуои рушди минбаъдаи минтаца асос меёбад. Хулосауои муаллиф дар бобати ташаккули низоми идоракувнии зиддибуурони дар сатуи минтаца дар асоси чорабиниуои мацмуии зиддибуурони бо ошкорсозии пешакии омилуои буурони дар минтаца, асосноккунии омилуои рацобатпазири, ки чун шароити рушди оянда барраси мегарданд ва тауияи нацшаи гузариш аз рушди экстенсиви ба самти рушди интенсиви цолиби диццат аст.

Key words: anti-crisis management, regional management, regional development, depressive region, factors of region development, GRP, mesoeconomic indices, disproportions, factor analysis

Anticrisis regional management is canvassed as a system of measures on bringing the region out of depressive state and elevation of a standard of regional social-economic development. Apriori crisis situations are solved self-sufficiently by each region, sometimes without a detailed analysis of all integrity of factors ensuring further development; the former being not taken into account. Solutions of the problems in question require complex approach towards reconsideration of the role of anti-crisis management with rising a standard of soial-economic development based on constant monitoring of social-economic and financial state previsaging crisis, minimization of its aftermath, timely adoption of adequate measures, elicitation of the factors of further development of the region. The author's conclusion in relation to anticrisis management system formation at a regional level are a matter of interest being based on complex anticrisis measures with preliminary elicitation of crisis factors in the region, substantiation for those ones of competitiveness which are considered as conditions for further development together with elaboration of the plan concerned with a transition from extensive direction of development to that of intensive one.

Задача региональной политики Республики Таджикистан на современном этапе -сбалансированное развитие всех регионов, снижение региональных социально-экономических диспропорций. В современной региональной науке существуют разные теоретические подходы к этой проблеме [3, с. 4].

Для выполнения поставленных задач необходимо определить основные источники или факторы, обеспечивающие экономическое развитие Согдийской области, с тем чтобы оценить их значение в системе антикризисных мер управления экономикой региона.

Для выполнения данной задачи в качестве первого шага проанализируем общие экономические показатели региона, сложившиеся за последнее время. Для выполнения этой задачи сгруппированы данные таблицы 1. Главное управление Агентства по статистике при Президенте РТ в Согдийской области дает абсолютное значение валового регионального продукта по годам в текущих ценах, что исключает возможность сопоставления этого показателя из-за некорректных данных по индексу цен по годам.

Несопоставимость ВРП Согдийской области в выпускаемых статистических сборниках признают даже официальные органы статистики [2, с. 10-15]. Тем не менее, проиллюстрируем динамику основных показателей социально-экономического развития Согдийской области с начала реформ до 2018 года, с тем чтобы наглядно показать

завышенность динамики за счет роста цен.

Таблица 1. Общие экономические показатели региона ___(в ценах соответствующих годов) ^_

Показатели 1991 2001 2011 2016 2017 2018 Изменение в % к 2018г.

1991 2001 2011 2017

Валовой

региональный продукт в текущих ценах (млн смн) - 723,9 7179,3 14654,8 17510,7 18343,8 - 25,3 раза 2,5 раза 104,7%

Капитальные

вложения в текущих ценах (млн смн) 0,6 62,2 902,7 1925,0 1991,3 1514,8 2,4 раза 167% 76%

Оборот розничной торговли в ценах 2018 г. (млн смн) 1960,3 703,2 4081,4 6957,2 7636,8 8227,4 4,2 раза 11,6 раза 2,0 раза 107%

Объем платных

услуг населению в ценах 2018 г. (млн смн) 258,2 229,8 2636,5 3495,7 3499,1 3527,3 13,6 раза 15,3 раза 133% 100%

Объем

промышленного производства в ценах 2018 г. (млн сом) 2283,8 780,9 3727,1 8256,9 10857,8 11498,6 5,0 раза 14,7 раза 3,0 раза 105%

Продукция сельского хозяйства в ценах 2018 г. (млн сом) 1310,2 1282,4 5422,9 7335,7 7763,9 8019,2 6,1 раза 6,2 раза 147% 103%

Внешнеторговый оборот (млн долл) - 376,2 1215,4 1870,9 2050,1 2015,6 - 5,3 раза 165% 98%

Денежные 2,3 раза

доходы населения (млн сомони) - 24,38 308,34 418,52 500,60 726,68 - 29 раз 145 %

Денежные 2,2 раз

расходы населения (млн сомони) - 20,52 258,28 347,69 401,46 576,38 - 28 раз 143%

Индекс потребительских цен, % - 136,4 110,3 104,1 106,9 104,3 - 76% 94% 97%

Уровень безработицы, % 0,3 2,9 3,2 2,7 2,4 2,0

Естественный

прирост населения, в % к 97,1 102,8 101,9 90,1 97,7 103,1 106 % 100% 101% 105%

предыдущему году.

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд, 2011. - С. 11,10,12,13,141,17,15.; Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Статистический ежегодник Согдийской области.-Худжанд, 2016. - С. 11, 16, 190; Статистический ежегодник Согдийской области. -Худжанд, 2019. - С.11,12,13,113,18-19,8-9,16-17.

Согласно данным таблицы, валовой региональный продукт в текущих ценах показывает неуклонный рост за весь период анализа. Особенно такой рост заметен с 2001 г. по 2011 г., когда значение ВРП увеличилось почти в десять раз. Далее, за следующие пять лет, т.е. с 2011 по 2016 г., значение ВРП увеличилось более чем в два раза. До 2018 г. рост уже нормализуется и составляет 19,5 % в 2017 г. и всего 4,8% - в 2018 г. Даже при измерении ВРП в текущих ценах, в последние три года наблюдаются резкие колебания в темпах роста этого показателя. Другой мезоэкономический показатель - капитальные вложения, которые являются ключевым показателем в функции роста ВРП, тоже повторяет трендовые движения роста ВРП. Однако тут есть определенные расхождения в темпах роста капитальных вложений. Так, рост этого показателя за десять лет (с 2001 по 2011 г.) составляет более чем в 14,5 раза, делая линию тренда слишком крутой, а за следующие пять лет (с 2011 по 2016 г.) темпы роста капитальных вложений в экономику региона показали 2,13 раза. В 2017 г. рост этого показателя заметно замедляется, составляя всего 6,2% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. он и вовсе снижается на 24% по сравнению с предыдущим периодом. Конечно, необходимо учитывать временной лаг между капитальными вложениями и ростом ВРП, т.е. произведенные капитальные вложения не могут сразу отразиться на росте ВРП, т.к. проходит определенное время между вложением средств, вводом в действие производственных мощностей, наладкой производства и запуском технологических процессов.

Для наглядной иллюстрации покажем в виде диаграммы приведенные позиции о положительности сложившихся основных показателей экономического развития Согдийской области. Здесь представлены четыре основных показателя, определяющих темпы роста ВРП, которые органы статистики представили в ценах 2018 г. Такое обстоятельство (приведение в ценах) позволяет принимать эти показатели в качестве сопоставимых. Так, представим в диаграмме 1 объем промышленной продукции, продукции сельского хозяйства, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению за соответствующие годы.

Диаграмма 1. Динамика общих социально-экономических показателей Согдийской области за 1991-2018 г. (в ценах 2018 г.)

35000

30000

ь 90

®25000

гч

и

Я20000

и

Я

1-15000

.•10000

5000

Продукция

сельского

хозяйства

^«Объем

промышленно го

производства ^^Объем

платных услуг населению

V Оборот розничной торговли

1991 2001 2011 2016 2017 2018

0

С начала реформ все четыре показателя с 1991 по 2001 г. имели тенденцию к снижению по понятным причинам: последствия гражданской войны в республике, нахождение региональной экономики в прямой зависимости от национальной, последствия финансово-экономического кризиса, высокий уровень безработицы и инфляции. Однако с середины нулевых ситуация с трендами меняется, и они набирают темпы роста по значению больше среднереспубликанских1 вплоть до 2018 г.

Антикризисная составляющая государственного управления и регулирования социально-экономического развития региона, помимо всего прочего, зависит от финансовых возможностей государственных органов власти. Оценивая структуру расходов бюджета Согдийской области, следует выделить проблемные зоны:

- во-первых, направление значительной части бюджетных ресурсов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства (от 10 до 20%);

- во-вторых, явно недостаточное инвестирование образования в условиях превращения данной сферы в один из локомотивов экономики знаний: дефицитное инвестирование превратит императив становления экономики знаний в обычную декларацию;

- в-третьих, инерционное инвестирование развития инфраструктуры - на связь и информационные технологии региональный бюджет тратит почти в сто раз меньше, чем на дорожную инфраструктуру, что подрывает конкурентоспособность региональной экономики в ближайшей перспективе.

Две основные составляющие стоимости ВРП - объем промышленного производства и продукция сельского хозяйства - имеют отличительные особенности роста в структуре стоимости ВРП Согдийской области. Для показа места и роли каждого из этих двух показателей приводим диаграмму 2.

1 По республике данные показатели имеют рост в среднем на 7 - 7,5 % ежегодно (примечание автора).

Диаграмма 2. Доля основополагающих элементов в стоимости ВРП

Согдийской области за 2010-2018 гг.

Из диаграммы видно, что с 2010 по 2015 год доля продукции в стоимости ВРП ощутимым образом превалировала над значением продукции промышленности и энергетики. Однако начиная с 2016 года, доля продукции промышленности и энергетики постепенно вытесняет значение продукции сельского хозяйства, и к 2018 году их доля в общей стоимости ВРП составила соответственно 31,5% против 20,3% от ВРП.

На эффективность антикризисной политики любого административно-хозяйственного региона влияет его экономический потенциал, в структуре которого важное место занимает производственный потенциал.

Другим важным аналитическим признаком, отражающим новые угрозы в надвигающихся финансовых кризисных ситуациях, является соотношение и динамика кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности Согдийской области за анализируемый период. Первым долгом необходимо отследить динамику кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности в абсолютных значениях. Для этого построим диаграмму 3. Движение тренда обеих кривых в данной диаграмме явно свидетельствует о том, что оба показателя в абсолютных величинах неуклонно увеличивались с начала анализируемого периода и вплоть до 2017 г.

- sc -

Диаграмма 3. Динамика абсолютных величин кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности Согдийской области за 2000-2018 гг.

2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018

Дебиторска я

задолженно сть

промышле нности, млн. смн.

Кредиторск ая

задолженно сть

промышле нности, млн. смн.

Однако анализа абсолютных величин кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности недостаточно, чтобы дать оценку структуры финансовых показателей устойчивости отрасли относительно соотношения кредиторской и дебиторской задолженности. Для этого принято использовать относительные данные в виде коэффициентов активности. В случае с кредиторской и дебиторской задолженностью относительным показателем активности являются коэффициенты оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.

Коэффициенты оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности рассчитываются следующим образом:

I _ Спрод _

«оКЗ - —-

I _ Спрод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коДЗ - —.

где, коКЗ и кодз - коэффициенты оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности;

@пр0д - объем промышленной продукции в млн смн.;

КЗ - кредиторская задолженность предприятий промышленности, в млн смн.;

ДЗ - дебиторская задолженность предприятий промышленности, в млн смн.

Следуя такой методике, мы рассчитали коэффициенты оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности Согдийской области за весь анализируемый период. Диаграмма 4 дает более полное представление о динамике коэффициентов оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности Согдийской области за 2000-2018 гг.

Диаграмма 4. Динамика коэффициентов оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности Согдийской области за

2000-2018 гг.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018 И Оборачиваемость дебиторской задолженности

^^"Оборачиваемость кредиторской задолженности

Как видно, движение тренда кривых коэффициентов кредиторской и дебиторской задолженности предприятий промышленности Согдийской области совсем не похоже на движение тренда в диаграмме 3, которая представила абсолютные выражения этих двух показателей. Необходимо уточнить: если увеличение абсолютного выражения обоих показателей говорит о росте кризисной ситуации, то рост коэффициента оборачиваемости, совсем наоборот, говорит о положительных тенденциях в деловой активности отрасли. Диаграмма 4 представляет явно неоднозначную картину. Видимо, при таком движении линий тренда обоих коэффициентов риск кризисных ситуаций, связанных со снижением деловой активности, неизбежен.

Хотя в области наблюдается положительная тенденция по увеличению количества промышленных предприятий, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала имеет тенденцию к снижению. Только за последний анализируемый год сокращение численности промышленного персонала имеет отметки 11,8%, или на 3 782 человек. Это говорит о том, что увеличение количества промышленных предприятий не смогло увеличить количество рабочих мест и ввод производственных мощностей в регионе. Большинство вновь образованных предприятий имеют малые масштабы, а крупные предприятия из-за влияния различных негативных факторов вынуждены постепенно сокращать производственные мощности, вызывая и обостряя кризисное состояние.

Проведенный нами анализ показал, что в 2017-2018 гг. уровень дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов снизился соответственно на 45,4% и 32,3%. В этот же период наблюдается резкое снижение величины прибыли промышленных предприятий до 24,8%. Такое снижение дебиторской и кредиторской задолженности и величины прибыли хозяйствующих субъектов говорит о снижении деловой (предпринимательской) активности в регионе, что порождает серьёзную угрозу в

антикризисном управлении.

Как упомянуто выше, одна из причин такой тенденции в области заключается в несовершенстве финансовой политики. Кроме того, на снижение предпринимательской активности повлияли и другие факторы, такие как высокая налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты и слабость стимулов к промышленному предпринимательству. Такое положение усугубляется еще и тем, что в своем последнем Послании Маджлиси Оли Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркнул важность создания стимулов для деловой активности в стране: «...Свои мысли и суждения по многим приоритетным вопросам, в том числе по регулированию разрешительной системы, проверке деятельности хозяйствующих субъектов и налоговому администрированию, я изложил 15 сентября текущего года на форуме предпринимательства и обязал ответственных лиц принять меры для устранения имеющихся недостатков. На основе достигнутых результатов в ходе форума утвержден план мероприятий, и соответствующие структуры и органы должны обеспечить контроль над его своевременным выполнением» [1]. Также для исправления сложившейся негативной ситуации в развитии предпринимательства там же поставлена следующая задача: «В целях усиления данного процесса считаю необходимым наложить запрет на все виды проверок деятельности субъектов предпринимательства в производственной сфере на 2019-2020 годы, а предписание Закона Республики Таджикистан «О моратории на проверки деятельности субъектов предпринимательства в сферах производства» применять ко всем проверочно-контрольным органам, в том числе правопорядка, включая также Генеральную прокуратуру, Счетную палату, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, Национальный банк и налоговые и таможенные органы страны» [1].

Другим показателем, влияющим на формирование антикризисной политики региона, является уровень развития социальной и рыночной инфраструктуры. Исследование развития социальной инфраструктуры показывает, что в области наблюдаются положительные тенденции в этом направлении.

В заключение необходимо отметить, что анализ развития рыночной инфраструктуры показывает, что при количественном и качественном росте рыночной инфраструктуры пока имеются некоторые преграды.

Поэтому антикризисное управление на уровне региона должно строиться на основании комплексных антикризисных мероприятий с предварительным выявлением кризисных факторов в регионе, обоснованием факторов конкурентоспособности, которые рассматриваются как условия для будущего развития, и с разработкой плана перехода от экстенсивного к интенсивному направлению развития [4, с. 144]. Следует создать систему предвидения кризисов, основанную на динамической типологии регионов, мониторинге их социально-экономического и финансового состояния. Предлагаемый подход позволит повысить качество и эффективность управления регионами.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2018. Источник www.president.tj. Дата обращения 5.09.2020.

2. Статистический ежегодник Согдийской области, 2019. Главное управление Агентства по статистике при Президенте РТ в Согдийской области, 2019. - 344 с.

3. Simone Strauf, Roland Scheref. Universities and their contribution to regional development. // Institute for Public Services and Tourism, Switzerland, 2008. Р-4.

4. Турдиматова П.М. ,Тухтаев Т.М. Оценка финансового потенциала региона в системе

мер антикризисного управления Согдийской области// Вестник Таджикского национального университета. Серия социально- экономических и общественных наук. - 2020. №2 (321). - С.144-152.

References:

1. The Message of Tajikistan Republic Government Emomali Rakhmon to Majlisi Oli (Supreme Council) of Tajikistan from 26.12.2018. Source www.president.tj. (Date of appeal: 5.09.20)

2. Statistical Annual of Sught Viloyat for 2019. The Central Managerial Office of the Agency on Statistics under the Auspices of TR President in Sughd Viloyat. 2019. - 344 pp.

3. Simone Strauf, Roland Scheref. Universities and their contribution to regional development. // Institute for Public Services and Tourism, Switzerland, 2008. Р-4.

4. Turdimatova P. M., Tuhtayev T. M. Assessment of Financial Potential of the Region in the System of Measures Concerned with anti-Crisis Management in Sughd Viloyat. Bulletin of Tajik National University. Series of Social-Economic and Social Sciences. 2020, N2 (321). - pp. 144 - 152.

5. Inshakov O. V. On the Strategy of Development in Reference to the Southern Macroregion of Russia - Volgograd: Vol SU, 2003. - 150 pp.

6. Hasheva Z. M. Anti-Crisis Component of Regional Social-Economic Policy: Factors, Principles, Strategies and Instruments. - Krasnodar: Southern Institute of Management, 2009. - 295 pp.

7. Golodova Zh. G. Formation and Management with Financial Potential of the Region Aimed at Insurance of its Economy Growth // Synopsis of Doctoral dissertation in economics. - M. 2010. -p 7 (46 pp)

- s4 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.