Научная статья на тему 'Роль ансамблевого пения в профессиональном становлении музыканта'

Роль ансамблевого пения в профессиональном становлении музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
453
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГЕНТ / АНСАМБЛЕВОЕ ПЕНИЕ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHURCH CHOIR DIRECTOR / ENSEMBLE SINGING / CHORAL SINGING / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Закатова Людмила Николаевна

В заметке излагаются авторские размышления о роли ансамблевого пения в профессиональном становлении музыканта и его значении для современного светского и духовного музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENSEMBLE SINGING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MUSICIAN

In the article the author offers her reflections on the role of ensemble singing in the professional development of a musician and its significance for contemporary secular and religious music education.

Текст научной работы на тему «Роль ансамблевого пения в профессиональном становлении музыканта»

Л. Н. Закатова

РОЛЬ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАНТА

В заметке излагаются авторские размышления о роли ансамблевого пения в профессиональном становлении музыканта и его значении для современного светского и духовного музыкального образования.

Ключевые слова: регент, ансамблевое пение, хоровое пение, музыкальное образование.

В настоящее время, когда в нашей стране активно возрождается церковное служение, строятся новые храмы, куда требуются певчие на клирос, возникает потребность возрождения церковно-певческих традиций.

Естественно, что эти традиции в большей степени сохраняются и развиваются в храмах, монастырях, церковно-приходских воскресных школах и высших духовных учебных заведениях. В последние 10-15 лет и в светских музыкальных учебных заведениях духовная музыка используется как образец богатейшего в художественном отношении пласта русской музыкальной культуры. Отрадно, что сегодня духовная хоровая музыка таких русских композиторов, как Д. С. Бортнянский, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов, широко представлена в концертной и конкурсно-исполнительской практике.

Форма ансамблевого музицирования начала свое становление еще при царствовании Ивана IV Грозного в хоре певчих дьяков. Хор делился на шесть групп: пять так называемых станиц и шестая группа — учеников. Каждая станица хора представляла собой маленький ансамбль, способный исполнять как одноголосные, так и многоголосные произведения.

Позднее, в XVIII-XIX вв. ансамблевое пение в царской России продолжало развиваться в виде домашнего музицирования. Тому

есть примеры сочинений русских композиторов для инструментальных и вокальных ансамблей.

Ансамблевое пение в настоящее время также приобретает широкое распространение. Этот факт накладывает определенную ответственность на руководителей, ведущих эту музыкальную дисциплину, как в музыкальном училище, так и в духовной семинарии. Выпускники дирижерско-хорового отделения музыкального училища и регентского отделения духовной семинарии получают квалификацию «руководитель творческого коллектива».

Сегодня творческим коллективом чаще является вокальный ансамбль, как наиболее подвижная форма музицирования, в котором нужно воспитать и постоянно поддерживать высокий исполнительский уровень.

Ансамблевое пение на клиросе очень важно для полноценной службы. Руководитель должен владеть всеми приемами вокальной работы, знать её не понаслышке, а изнутри, участвуя в разных по количественному составу ансамблях.

С одной стороны, групповая форма работы с ансамблем способствует снятию внутреннего психологического дискомфорта, развитию сплоченности, поддержки; с другой — перед руководителем возникает сложная задача адаптации к часто изменяющимся условиям на занятиях — это количественное и качественное непостоянство, тембровая пестрота, различный уровень подготовки к пению в ансамбле, и т. д.

Музыкальное образование академического направления всегда имело ярко выраженную специфику; в первую очередь это проявляется в ряде традиций, ценность которых со временем не уменьшается — закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате учащихся правильной певческой установки, координации звука и слова, развитие слухового внимания (самоконтроля), закрепление опоры звука, высокой певческой форманты и многое другое.

В ансамблевом составе, как в музыкальном сообществе, не должно быть проявления личностных амбиций: борьбы за лидерство путем демонстрации силы голоса, его тембровых и тесситурных возможностей; эмоциональная и духовная связь и музыкальное со-

творчество — вот необходимые качества, которые делают ансамбль истинно сплочённым коллективом музыкантов.

Участие в ансамблевом исполнительстве обучает музыкальным премудростям всех тех, кто хочет обучаться. В процессе регулярных вокальных репетиций осваиваются и шлифуются многие необходимые певческие качества ансамблиста: тембровое и штриховое единство, микродинамика внутри каждого голоса в пределах основного динамического оттенка, артикуляция гласных и согласных звуков, мотивное членение внутри фразы, направленное на выстраивание частной и общей кульминации.

Вокальный ансамбль, как музыкальное произведение, это пример программного направления в музыке, поэтому без взаимодействия с текстовой основой работать над музыкальным материалом нецелесообразно.

Единство движения речи и звука можно выразить в исполнительской формуле: узнать — понять — одухотворить. Музыкальное воплощение слова откликается тем большей мерой совершенства, чем ближе исполнители будут к духовному началу. Высшая задача психологии любого творчества, а тем более коллективного (ансамбль) — музыкальная образность, то есть способность исполнителей к воображению, способность использовать всю свою личную целостность в исполнительском процессе.

Хочется отметить, что ансамблевое пение как учебная дисциплина — это сосредоточение всех индивидуальных способностей и особенностей участников коллектива в подчинении их общей творческой задаче, что является едва ли не самой большой трудностью педагогического и исполнительского процесса. Руководство ансамблем, исполняющим музыку на клиросе, требует от руководителя не только профессиональных умений и навыков, но и знания особенностей исполнения духовной музыки: правильного произношения текста с сохранением единого темпа, удержания тональности в единстве с диаконом и священником, знания традиций исполнительского обихода.

Если выпускники светских музыкальных учебных заведений России будут также обладать знаниями об особенностях церковного

хорового пения, это позволит им применить свои профессиональные умения во многих сферах музыкальной деятельности, а также в целом будет способствовать возрождению русской духовной культуры на новом профессиональном уровне.

Lyudmila N. Zakatova

THE ROLE OF ENSEMBLE SINGING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MUSICIAN

In the article the author offers her reflections on the role of ensemble singing in the professional development of a musician and its significance for contemporary secular and religious music education.

Key words: church choir director, ensemble singing, choral singing, music education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.