Научная статья на тему 'Роль анализа и информационно-маркетингового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики Кыргызской Республики'

Роль анализа и информационно-маркетингового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
АГРОМАРКЕТИНГ / АНАЛИЗ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / СБЫТ / ВЫСТАВКА / ЯРМАРКА / ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / AGROMARKETING / ANALYSIS / PRICING / COMPETITION / DISTRIBUTION / EXHIBITION / TRADE FAIR / TRADE AND LOGISTICS CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субанов Нурсултан Жумабаевич

В статье проведен анализ: сильные и слабые стороны сельского хозяйства. Автором раскрыта роль информационно-маркетингового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль анализа и информационно-маркетингового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики Кыргызской Республики»

References

1. Magazine "Kommersant Secret Companies" №10 of 02.10.2014, p. 102

2. The Russian Franchise Association survey // publications [An electronic resource]: -Access mode: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/ (date of access: 12/01/2016).

3. "Ranking top 100 franchises" agency BiBoss.ru [An electronic resource]: - Access mode: http://www.beboss.ru/rating (date of access: 2/01/2016).

Role of analysis and information support of marketing of agricultural sector of the Kyrgyz Republic Subanov N. (Republic of Kyrgyzstan) Роль анализа и информационно-маркетингового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики

Кыргызской Республики Субанов Н. Ж. (Кыргызская Республика)

Субанов Нурсултан Жумабаевич /Subanov Nursultan - соискатель, кафедра экономики и финансов, Институт социального развития и предпринимательства при Министерстве труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье проведен анализ: сильные и слабые стороны сельского хозяйства. Автором раскрыта роль информационно-маркетингового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики Кыргызской Республики. Abstract: the article analyzes the strengths and weaknesses of agriculture. The author discloses the role of information and marketing support of agricultural sector of the economy of the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: агромаркетинг, анализ, ценообразование, конкуренция, сбыт, выставка, ярмарка, торгово-логистические центры.

Keywords: agromarketing, analysis, pricing, competition, distribution, exhibition, trade fair, trade and logistics centers.

УДК 338.43.(575.2)

На сегодняшний день сельскохозяйственным предприятиям Кыргызстана достаточно трудно работать в условиях свободного рынка, тем более без использования современных маркетинговых мер. После того как сельское хозяйство было снято с дотации государства, руководители многих предприятий столкнулись с целым рядом проблем. Основными из них являются: отсутствие информационно -маркетинговых информаций, несовершенство структуры управления, неэффективная система ценообразования, невозможность выявить реальные запросы потребителей, организовать хорошую коммуникативную, сбытовую, товарную политику, выработать четкую стратегию развития предприятия. Агромаркетинг, являясь системой управления деятельностью на аграрном рынке регулирования рыночных процессов и изучения данного рынка, не только на микроуровне предприятий, но и на государственном макроуровне способен предложить механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создать условия для выявления требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения. Это предполагает изучение сельскохозяйственного рынка Кыргызстана и

прогнозирование его динамики, формирование спроса на продукцию данного рынка и стимулирование их распределения.

Агромаркетинг позволяет научно обосновывать принятие решений о производстве, сбыте и продвижении на рынок товаров, дает возможность адекватно оценивать и прогнозировать рыночную ситуацию, разрабатывать стратегию и тактику конкурентной борьбы.

По мере усиления конкуренции на рынке сельхозпродукции и продовольствия увеличиваются затраты на управление маркетингом в сельском хозяйстве. Так, судя по публикациям, в США ежегодно на эти цели тратится около 500 млрд. долларов, из которых примерно половина приходится на оплату труда работников маркетинговых служб.

В Кыргызстане, к сожалению, маркетинг, в том числе агромаркетинг, не получили должного внимания и развития. Это стало одной из причин того, что отечественные производители не способны конкурировать с поставщиками зарубежной, многократно датированной продукции, даже на внутреннем рынке страны.

Вместе с тем, в последние годы состояние экономики сельского хозяйства Кыргызстана стабилизировалось, наметилась тенденция его улучшения. В частности, по ряду основных видов продукции растет количество регионов, где производство сельскохозяйственной продукции становится прибыльным. К примеру, производство сахарной свеклы практически во всех регионах стало выгодным.

Анализ современных тенденций развития ведущих в аграрном отношении стран показал, что дальнейшее развитие сельского хозяйства Кыргызстана должно ориентироваться на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет повышения эффективности государственной поддержки и создания равных благоприятных условий для развития агробизнеса.

Помимо этого, в развитых странах сформировалось отдельное направление сельского хозяйства - производство органической продукции. Развитие рынка органической продукции в мире показывает достаточно высокие темпы роста, несмотря на более высокие и стабильные цены в сравнении с продукцией традиционного сельского хозяйства. Отечественные продукты органического производства могут стать конкурентоспособными по отношению к зарубежным товарам вследствие внедрения системы сертификации органического производства, признанной в развитых странах мира.

В процессе исследования важную роль играет проведение анализа сильных и слабых сторон развития сельского хозяйства. По нашему мнению, сильной стороной развития сельского хозяйства в Кыргызской Республики в настоящее время является государственная поддержка программ развития сельского хозяйства. Слабыми сторонами развития сельского хозяйства являются отсутствие достаточного количества мощностей хранения, торгово-логистических центров, низкий уровень внедряемости инновационной деятельности, низкий уровень ветеринарной и фитосанитарной безопасности и другие дисбалансы в развитии (табл. 1).

Сильные стороны: - Кыргызстан является аграрной страной; - Сельское хозяйство Кыргызстана получает государственную поддержку; - обеспеченность земельными, (87 % пастбищ от всего сельскохозяйственных земель) и водными ресурсами; - высокий потенциал производства и экспорта органической и экологической чистой продукции Слабые стороны: - низкая продуктивность животных и птиц; - низкая урожайность основных культур растениеводства; - низкая производительность труда; - низкий уровень рентабельности субъектов сельского хозяйства и сферы услуг; - низкая внедряемость инновационных технологий; - низкая степень распространения современных агротехнологических знаний; - низкая эффективность системы финансирования и страхования

Возможности: - развитие импортозамещения и реализация экспортного потенциала в ряде отраслей сельского хозяйства; - формирование и оказание эффективной государственной поддержки отрасли; - развитие отгонного животноводства, товарного производства продукции сельского хозяйства, экспорта мяса, фасоли, овощей, фруктов, картофеля и семена сельскохозяйственных культур Риски: - макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на ГСМ и продукцию отрасли; - рост конкуренции на международных рынках, в связи со вступлением в Таможенный союз по ряду видов продукции; - неблагоприятные изменения природно-климатических условий как краткосрочные, так и долгосрочные (глобальное потепление климата и связанное с этим увеличение пустынных и полупустынных земель, рост дефицита водных ресурсов, нестабильность погодных условий и др.); - критический износ инфраструктуры по транспортировке продукции до целевых рынков сбыта и связанное с этим удорожание стоимости доставки; - распространение заболеваний животных и растений, паразитических видов растений, животных; загрязнение природной среды, что вызовет снижение доступности земельных, водных и других ресурсов и снижение продуктивности отрасли в целом, может снизить экспортный потенциал страны; - истощение потенциала земельных, водных, биологических ресурсов, генетического потенциала животных, растений в результате краткосрочной ориентации на прибыль, дефицита финансирования, несоблюдения научно-рекомендованных нормативов использования ресурсов; - риск неэффективного использования государственных и инвестиционных средств, выделенных на поддержку развития отрасли, неразвитость маркетинговых исследований в структуре производства, переработки продукции и подготовки кадров

В целях предотвращения возможных угроз и рисков в сельском хозяйстве, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого роста аграрного сектора экономики и развития маркетинговых мер в сельском хозяйстве в Кыргызской Республике, приняты следующие нормативно-правовые документы: Закон Кыргызской Республики «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики от 26 мая 2009 года № 166 [1], Закон Кыргызской Республики Об инновационной деятельности г. Бишкек от 26 ноября 1999 года № 128 [2], Стратегии развития страны

67 ■ Еигореап Баепсе № 3(13)

на 2013-2017 гг. - Бишкек, 2013 [3], Постановление Правительства Кыргызской Республики «Концепция государственной региональной политики Кыргызстана» от 11 марта 2009 года № 171 [4].

В Законе Кыргызской Республики «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики от 26 мая 2009 года № 166, статья 10 Государственная сельскохозяйственная (агропродовольственная) программа отмечается организация информационно-маркетингового обеспечения агропродовольственного сектора экономики Кыргызской Республики. Однако не были прияты правительством меры по реализации конкретных задач, в частности, организации сельскохозяйственных выставок, ярмарок, а также создание торгово-логистических центров по регионам страны.

В условиях рыночных отношений особое место занимает информационно -маркетинговые обеспечение, направленное на организацию сельскохозяйственных выставок, ярмарок в регионах страны. Выставки, проводимые в Кыргызстане -отличная площадка, на которой можно представить самые передовые товары и лучшие услуги нашего времени, а также познакомиться с продукцией местных и мировых производителей. Ежегодно, с начала марта по конец ноября в Кыргызстане проводятся свыше полусотни международных выставок, в которых принимают участие фирмы со всего мира, тем самым позволяя наладить экспорт и импорт в центральноазиатском регионе, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и сферы обслуживания.

Вместе с тем, столица Бишкек и г. Ош традиционно принимают множество фестивалей и культурных мероприятий, выставок. В этих и ряде других крупных городов страны хорошо развита инфраструктура, много прекрасных мест для отдыха и развлечений, отвечающих самым взыскательным международным стандартам качества, работает множество гостиниц, готовых принять большое количество участников и гостей выставок.

В Бишкеке 26-27 сентября 2015 г., прошли ярмарки по реализации сельскохозяйственной и продовольственной продукции. В прошлом году были организованы две крупные международные сельскохозяйственные выставки и прошли в столице Бишкеке в период с 30 августа по 1 ноября 2014 года. Ими стали выставки пищевой промышленности и сельского хозяйства «Кыргыз агро 2014». В качестве организаторов этих мероприятий выступала Международная Выставочная Компания «Expo Group», генеральным же спонсором является российское предприятие ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш».

Основной целью выставок являлась информирование кыргызстанских сельхозпроизводителей о современных технологиях и повышение их конкурентоспособности путем внедрения новинок в производство. Кроме того, мероприятия поспособствовали продвижению на внутреннем и внешнем рынке товаров и услуг, относящихся к сельскохозяйственной отрасли.

Участники и посетители выставок смогли ознакомиться с последними достижениями ведущих национальных и зарубежных производителей сельскохозяйственных товаров. Здесь была представлена разнообразная техника для животноводства и растениеводства, системы содержания птицы и скота, а также инновации в ветеринарной сфере. Многие иностранные компании привезли в г. Бишкек новинки своей продукции, в том числе образцы кормов, средств защиты растений, породы селекционно выведенных животных, удобрения и многое другое, что может понадобиться сельхозпроизводителям в их хозяйственной деятельности.

Всего на выставках участвовали примерно более 100 компаний из 15 стран мира (Казахстан, Беларусь, Россия, Германия, Турция и ряд других). Они разместили свои экспозиции на общей площади свыше 14 тысяч квадратных метров в спорткомплексе «Кожомкул». Здесь также было несколько коллективных стендов - от России, Германии, Турции и др.

Помимо всего прочего, в рамках выставок прошли семинары и презентации с участием ведущих специалистов отрасли и руководителей сельскохозяйственных предприятий.

Всемирная выставочная ассоциация (UFI, www.ufinet.org) подтвердила независимый аудит Международной выставки сельского хозяйства «AgriTekAstana», и объявила о присвоении данному событию знака «UFI Approved Event». Согласно официальной статистике, выставку AgriTekAstana-2014 посетили 4 160 человек, из которых 97 % являются специалистами.

Знак «UFI Approved Event» свидетельствует о высоком организационном уровне событий, их влиянии на развитие бизнеса и формирование отрасли, а также подтверждает достоверность статистики. Ассоциация UFI проводит сертификацию на основе ежегодных результатов аудиторских проверок выставочных событий [5]:

При постановке цели развития сельского хозяйства Кыргызской Республики необходимо учитывать следующие сложившиеся ключевые тенденции во внешней среде и текущей ситуации:

1) произошло исчерпание возможностей экстенсивного развития;

2) необходимость повышения урожайности и модернизации технологий;

3) завершается восстановительный период развития с выходом на количественные показатели дореформенного периода 1990-х годов, но уже на качественно иной, рыночной основе по ряду подотраслей;

4) в условиях вступления в ВТО Таможенный союз, при активном развитии международной торговли, средств транспорта и коммуникаций, повышении стандартов на продукцию, изменении предпочтений потребителей и снижении уровня государственной поддержки на первый план выдвигаются требования к конкурентоспособности и непосредственно связанные с ней вопросы производительности труда, экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий, качества продукции и её маркетинга;

5) требуется ряд системных мер по государственной поддержке отраслей сельского хозяйства в целях финансового оздоровления отрасли, повышения доступности товаров, работ и услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая субсидирование в растениеводстве и животноводстве, а также развития государственного обеспечения субъектов сельского хозяйства в области ветеринарной, фитосанитарной безопасности и водообеспечения, повышения эффективности государственного регулирования в области земельных отношений, технического регулирования и системы государственного контроля и надзора.

Литература

1. Закон Кыргызской Республики «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики от 26 мая 2009 года № 166.

2. Закон Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности», г. Бишкек от 26 ноября 1999 года № 128.

3. Стратегии развития страны на 2013-2017 гг. - Бишкек, 2013.

4. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Концепция государственной региональной политики Кыргызстана» от 11 марта 2009 года № 171.

5. Сайт AgriTek Astana. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://agriastana.kz/index.php?lang=m.

6. Субанов Н. Ж. Оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям // Economics. 2016, № 1 (10). С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.