психотерапевта и невропатолога, и тем не менее 36,2 % опрошенных планируют лечение у названных специалистов, что свидетельствует о необходимости более долгосрочной программы психологической помощи.
Это еще раз свидетельствует о необходимости своевременной психологической помощи не только заложникам, их родным и близким, но и тем, кто подвергся влиянию информационного стресса.
В. Коханов отмечает, что независимо от характера чрезвычайной ситуации в среднем у 30% психически и соматически нормальных людей выявляются сходные изменения психического состояния.
Современная ситуация в мире заставляет человека находиться в постоянном состоянии бдительности, что в свою очередь способствует развитию тревожных и невротических состояний. Вряд ли возможно в будущем исключить террористические акты, с этим соглашаются все: политики, экономисты и ученые, т.е. необходимо разрабатывать научно обоснованные рекомендации о способах поведения в таких ситуациях. Важно проводить психоло-го-просветительскую работу с населением:
объяснять суть и содержание травматических переживаний, способы борьбы со стрессом, возможные негативные последствия психо-травмы, необходимость психологического сопровождения пострадавших.
С увеличением количества терактов, в свете последних событий, произошедших на территории Южной Осетии, становится очевидной необходимость исследований, направленных на решение задач диагностики и психологической коррекции последствий не только у жертв, но и у пострадавших и свидетелей террористических актов, военных действий, геноцида.
Литература
1. Боев И. В. Жертвы терроризма: Монография. — Ставрополь, 2003.
2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. — М., 2003.
3. Дзуцев Х.В. Беслан после 1—3 сентября 2004 г.: Социологический анализ. — М., 2008.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. — М., 1996.
5. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. — СПб., 2002.
РОЛЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В САМОРЕАЛИЗАЦИИ КРЕАТИВА
Проблема самореализации творческой личности — одна из актуальных проблем современной психологии. Вслед за А.В. Муд-риком мы считаем, что самореализация — это удовлетворяющая личность реализация активности в значимых сферах жизнедеятельности. Изучение самореализации потенциально творческой личности (креатива) предполагает определение условий, способствующих данному процессу. Попытаемся установить взаимосвязь креативности и самореализации; какие особенности характера креатива способствуют, а какие препятствуют успешности его творческой судьбы, предположив, что креативы с различными типами акцентуаций характера будут по-разному проявлять или «не проявлять» себя в творческой деятельности,
В. О. КОЛЕСНИЧЕНКО
в которой они самореализуются. Акцентуция характера — крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, поэтому чувствительность к определенным психическим травмам при устойчивости к другим избирательна.
Исследователи личностных черт креатива, его поведения, творческого результата (А. Маслоу, Р. Кеттелл, Я.А. Пономарев, A.A. Мелик-Пашаев, A.JI. Гройсманидр.) отмечали характерологические особенности творческих личностей. Но эти данные слишком неопределенны, не дают информации о роли характера в творческой деятельности и не позволяют говорить о необходимости помощи креативной личности в самореализации с учетом акцентуаций ее характера. Исходя из
описания характеристик определенной акцентуации можно предположить, как она может проявляться в поведении и самореализации креатива.
По A.A. Мелик-Пашаеву, особенности психики человека — это предпосылки, трансформируемые в способности к творчеству. Качества психики становятся «органами самореализации», создающимися на основе общепсихологических качеств. Полагаем, что это относится и к характеру, так как акцентуации характера могут быть психологическим барьером в творчестве. Личность должна уметь «преобразовать» особенности своей психики в творческие способности, так как продуктивность решения творческих задач производна от ее рефлексивно-личностной регуляции.
Наше исследование связано также с проблемой саморегуляции творческого поведения. С помощью приобретения навыков саморегуляции и самоорганизации индивид может эффективнее реализовать свою активность, поэтому креативу важно понимать и регулировать свои психические состояния, развиваться личностно и уметь адаптироваться к различным жизненным ситуациям (Е.А. Климов, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков, Л.Б. Ер-молаева-Томина, C.B. Максимова и др.). A.B. Брушлинский указывал также важность активности личности как меры стойчивости субъекта по отношению к влияниям окружающей среды воздействия на среду и самого себя.
Предварительно мы провели теоретический анализ особеностей возможного продуктивного и непродуктивного поведения при реализации творческих задач в зависимости от акцентуаций характера; установили важность личностных черт, связанных с акцентуациями характера, так как «сбой» в достижении результата может произойти на любом этапе творческого процесса. Мы предположили, что личность может не завершить почти оконченный научный труд или не суметь найти адекватные способы реализации найденного принципа в связи, например, с пассивностью и нерешительностью при дистимности, мнительностью и страхами при тревожности-бо-язливости, колебаниями и невозможностью принять решение при педантичности. Напротив, гипертимность может дать личности необходимую активность, стойкость в преодолении трудностей в работе. Акцентуации характера могут предрасполагать к нарушению режима отдыха и к возникновению пограничных психических состояний, которые являются функциональными и корригируемыми.
»
Творческая активность вызывает нарушения психической регуляции и поведения, так как субъективно творческая задача для личности — это внутренний конфликт, обусловленный неадекватностью привычного осуществления деятельности, выработанного в опыте. Чем устойчивее сложившиеся нормы поведения, тем более затруднен их пересмотр, острее конфликт, нарушающий продуктивную деятельность. Так может происходить при педантичности, тревожности-боязливости, сензитивности личности. Способ переживания этого конфликта во многом определяет итог поиска, влияя на организацию творческого мышления. Креатив нуждается в творческой самореализации, а при ее отсутствии страдает или испытывает чувство неудовлетворенности жизнью. Почему он не всегда проявляет креативное поведение и не самореализуется в творчестве? Причиной может быть «выпадение» какого-либо из факторов творческой самореализации креатива.
Для актуализации творческой одаренности могут существовать как объективные, так и субъективные «преграды». Особенности нервной системы — «жесткие» образования, которые практически невозможно изменить, а потому необходимо учитывать и приспосабливаться к ним. Б.М. Теплов считал, что высоких результатов можно достигнуть, выработав индивидуальный стиль деятельности, оптимально соответствующий природным задаткам. Каждый человек также имеет свой «порог пробуждения» творчества, что необходимо знать для выработки индивидуального стиля деятельности. Творческая работоспособность проявляется в том, что личность ищет способы регуляции и коррекции природных недостатков. Гениями становятся люди, находящие неповторимые пути пробуждения, активации и поддержания творческого процесса.
Биологические задатки лежат в основе некоторых характерологических особенностей, способов адаптации к среде. Мы думаем, что акцентуации характера могут служить объективными преградами для актуализации творческой одаренности. Необходимо помочь креативу их осознать, сделать субъективными, чтобы понимать и регулировать свои психические процессы и состояния. Если креатив вынужден постоянно преодолевать проблемы своего акцентуированного характера, у него остается меньше ресурсов на собственно творческую деятельность. Акцентуированным креативам необходимо научиться решать лич-
ностные проблемы, связанные в том числе и с особенностями характера, в соответствии именно с теми сложностями, которые у них могут возникать.
В нашем исследовании эмпирически проверялись две гипотезы: между креативностью и самореализацией существует взаимосвязь; определенную роль в этой взаимосвязи играют акцентуации характера личности.
В исследовании участвовало 106 испытуемых, студентов различных факультетов Орловского государственного университета в возрасте 17—20 лет. Обследовались академические группы. Мы использовали корреляционный, факторный, дисперсионный и кластерный анализ. Общая схема эмпирического исследования включала диагностику уровня креативности (тест для выявления (идентификации) творческих личностей, типов акцентуаций характера (личностный опросник Г. Шмише-ка), уровня самореализации испытуемых (са-моактуализационный тест).
Диагностическая методика для выявления (идентификации) творческих личностей представляет собой батарею адаптированных тестов на творчество, выявляющих творческие способности. Методика состоит из субтестов, которые измеряют различные сферы возможного проявления креативности: логическое и образное мышление, способность к дивергентному мышлению, видение проблемы и других.
Личностный опросник Г. Шмишека предназначен для диагностики типов акцентуаций характера личности. С его помощью определяются 10 типов акцентуаций:
1) демонстративный, характеризующийся повышенной способностью к вытеснению;
2) педантичный, отличающийся повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний;
3) «застревающий» — с чрезмерной стойкостью аффекта;
4) возбудимый — с повышенной импульсивностью, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями;
5) гипертимический — с повышенным фоном настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью;
6) дистимический — со сниженным фоном настроения, пессимизмом, фиксацией теневых сторон жизни, заторможенностью;
7) тревожно-боязливый — со склонностью к страхам, робостью и пугливостью;
8) циклотимический — со сменой гипер-тимических и дистимических фаз;
9) аффективно-экзальтированный, отличающийся легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали (восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния);
10) эмотивный, родственный аффективно-экзальтированному, но с менее бурными проявлениями. Лица этого типа отличатся особой впечатлительностью и чувствительностью.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла; признаком наличия акцентуации считается величина, превышающая 12 баллов.
Самоактуализационный тест был модифицирован. Мы взяли данные по 6 шкалам из 14, которые, по нашему мнению, характеризуют именно самореализацию личности. Были изъяты вопросы, не затрагивающие анализ выделенных нами проблем и не влияющие на общий результат теста. Мы использовали шкалу:
1) компетентности во времени. С ее помощью можно получить представление о самоактуализации личности в целом, о ее психологическом прошлом, настоящем и будущем, гармоничное взаимодействие между которыми влияет на успех самореализации;
2) поддержки — измеряющую степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне;
3) гибкости поведения — диагностирующую степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Эти свойства относятся к особенностям творческой личности;
4) спонтанности — измеряющую способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Мы считаем, что данные характеристики свойственны творческой личности и характеризуют ее самореализацию;
5) познавательных потребностей — определяющую степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Эти свойства также характеризуют креативов и дают представление об их самореализации, так как характеризуют их активность;
6) креативности — характеризующую выраженность творческой направленности личности. Она показывает актуальную креативность, высокие значения по этой шкале свидетельствуют о творческой самореализации креативов.
Шкапыпознавательныхпотребностейи креативности составляют блок отношения к познанию, диагностируют уровень творческой направленности как одного из важных элементов творческой самореализации.
Обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета программ (6-я версия).
Мы предполагали, что «самореализующей» для креатива будет лишь творческая самореализация, поэтому высокий показатель уровня самореализации у конкретной творческой личности мы рассматривали как свидетельство творческой самореализации этой личности.
На основе сравнительного анализа при исследовании креативности и самореализации было обнаружено следующее. Личностей с высокими показателями по признаку самореализации меньше (22% общего числа испытуемых), чем с низкими (33%). Только 12% испытуемых от общего числа личностей с высоким уровнем самореализации имеют высокий уровень креативности. В нашей выборке выявлено 11% креативных личностей, из них самореализуются лишь 22%. Эти данные говорят о том, что «креативный потенциал» большинства креативов не раскрывается. Более креативные личности самореализуются реже, чем менее креативные.
Далее рассматривались взаимосвязи и возможные взаимовлияния между уровнями креативности, самореализации и акцентуациями характера.
В результате корреляционного анализа выявлено, что между креативностью и самореализацией существует отрицательная корреляция (г= —0,25), т.е. высокий уровень креативности личности связан с низким уровнем ее самореализации. Это подтверждает новую гипотезу: между креативностью и самореализацией существует взаимосвязь; чем выше уровень креативности личности, тем, видимо, труднее этой личности самореализоваться.
Данные корреляций, полученные в нашем исследовании, позволяют предположить наличие связи гипертимности с более высокой самореализацией: чем более выражена гипер-тимность, тем выше уровень самореализации (г= 0,34). Это означает, что высокий уровень активности и настроения, предприимчивость, множество идей способствуют самореализации личности. Педантичность, для которой свойственны инертность психических процессов, негибкость мышления и поведения, гиперответственность, сомнения, мнитель-
ность, долгое переживание неудач, отрицательно связана с самореализацией (г = —0,34). Другими словами, чем ярче у личности выражена педантичность, тем ниже уровень самореализации, и наоборот, чем выше уровень самореализации, тем менее характерна для личности педантичность. Результаты исследования показывают, что тревожностъ-боязли-востъ — отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, сомнения, «самокопание», длительные рассуждения — отрицательно связана с самореализацией (г = —0,23), т.е. чем выше уровень тревожности-боязливости, тем ниже уровень самореализации личности, и наоборот. В нашем исследовании дистим-ностъ — повышенная утомляемость, пониженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни, склонность к депрессиям, пассивность в действиях и замедленность мышления — также отрицательно влияет на самореализацию (г= —0,23). Иными словами, чем более свойственна личности дистимность, тем ниже уровень самореализации, и наоборот. Применительно к креативу можно предположить, что отсутствие творческой самореализации (низкая самореализация креатива) может соответствовать наличию признаков невротичности, согласующихся с характеристиками дистимности и тревожности-боязли-вости (высокие показатели по тревожности-боязливости и дистимности).
Исследованиями установлено, что с креативностью и самореализацией не связаны такие типы акцентуаций: застревание-ригид-ностъ со свойственными ей стойкостью аффекта, обидчивостью, эгоизмом, самонадеянностью, целеустремленностью; циклотимностъ, характеризующаяся сменой гипертимическо-го и дистимического типов поведения и переживания, перепадами плохого и хорошего настроения с разным периодом; демонстративность, для которой характерен эгоизм, приспособляемость, тщеславие, вытеснение неприятного, лживость, авантюризм, фантазирование, истеричность, усиление и неустойчивость эмоциональных реакций; неурав-новешенност ъ-возбудимост ъ, отличающаяся импульсивностью, раздражительностью, злобно-тоскливым настроением, вязкостью мышления, ослаблением контроля над влечениями и избеганием трудностей.
Аффективностъ-экзалътированностъ, для которой характерны сила и выраженность эмоционального реагирования, легкий восторг от радостных событий и отчаяние от печальных, легкое воодушевление, способность
глубоко и горячо отдаваться делу, неумение приспособиться к повседневности, положительно связана с креативностью (г= 0,23) и отрицательно—с самореализацией (г= —0,25); ярко выраженная аффективность-экзальти-рованность соответствует более высокому уровню креативности и более низкому уровню самореализации, и наоборот.
Данные, полученные в ходе дисперсионного анализа, можно интерпретировать следующим образом.
1. Сочетание высокой креативности и низкой самореализации соответствует ярко выраженной аффективности-экзальтированно-сти, сочетание низкой креативности и высокой самореализации соответствует слабовыражен-ной аффективности-экзальтированности. Креатив с низкой самореализацией может быть более аффективно-экзальтированным, в том числе сверхчувствительным и не приспособленным кжизни, что соответствует данным других исследований. Тогда приспособление креатива к жизни (проявление активности личности, по A.B. Брушлинскому), т.е. уменьшение его аффективности-экзальтиро-ванности, может положительно сказаться на его самореализации.
2. Более высокий уровень креативности связан с более высокими показателями по циклотимности, т.е. рост творческой активности личности связан с увеличением цикличности ее активности и настроения. Более низкий уровень креативности связан соответственно с более низкими показателями по циклотимности, т.е. прекращение, например, творческой деятельности креативом может быть связано с уменьшением перепадов его настроения и активности.
3. Высокие показатели по гипертимности связаны с высоким уровнем самореализации, и наоборот; высокий уровень самореализации обусловлен высокими показателями по гипертимности, и наоборот. Другими словами, рост активности личности связан с увеличением реализации ею своих возможностей, снижение активности, предприимчивости, настроения, — соответственно с ее уменьшением. Если мы имеем в виду креатив, то это подтверждает вторую гипотезу о том, что акцентуации характера играют определенную роль во взаимосвязи креативности и самореализации.
4. По-видимому, самореализация может рассматриваться как фактор, обусловливающий более низкие показатели по педантичности, дистимности и тревожности-боязливости;
более низкий уровень самореализации связан с более высокими показателями по педантичности, дистимности и тревожности-боязливо-сти, в том числе у креатива, т.е. реализация личностью своих способностей и возможностей связана с меньшими мнительностью и переживанием неудач, большей гибкостью мышления и поведения; активностью, повышенным настроением, более быстрым мышлением; положительными эмоциями, отсутствием или незначительной выраженностью страхов, «самокопания», нерешительности. Данный результат также свидетельствует в пользу второй выдвинутой нами гипотезы.
В ходе кластерного анализа данных выделились кластеры: 1) аффективность-экзальтиро-ванность, циклогимностьиэмогивность-лабиль-ность;2) гипертимность, демонстративность;
3) тревожность-боязливость, дистимность;
4) тревожность-боязливость, дистимность, педантичность, застревание-ригидность, не-уравновешенность-возбудимость; 5) застрева-ние-ригидность, циклотимность, неуравнове-шенность-возбудимость, аффективность-эк-зальтированность.
Акцентуации первого кластера объединены силой и подвижностью эмоциональных состояний. Креатив часто характеризуется аффек-тивностью-экзальтированностью (см. соответствие с корреляционным анализом), эмо-тивностью-лабильностью и циклотимностью (циклотимную акцентуацию имеют 90% испытуемых с высоким уровнем креативности, 74 — испытуемых со средней креативностью и 78 испытуемых с низкой креативностью), дающими творческой личности необходимую силу и подвижность эмоциональных состояний.
Во второй кластер вошли акцентуации, которые объединяет активность. Для креатива необходима активность, характерная для гипертимности и демонстративности, которые при продуктивном самовыражении (демонстративность в меньшей степени) могут приводить кросту самореализации (соответствие с дисперсионным анализом). Это подтверждает вторую гипотезу о том, что акцентуации играют определенную роль во взаимосвязи креативности и самореализации.
Акцентуации третьего кластера объединяет робость характера. Тревожность-боязли-вость и дистимность, т.е. робость характера, обусловленная ими, связана с низким уровнем самореализации креатива (см. соответствие с корреляционным анализом). Это также под-
тверждает старую гипотезу о существовании роли акцентуаций во взаимосвязи креативности и самореализации.
В четвертом кластере оказались тревож-ность-боязливость, дистимность, педантичность, застревание-ригидность и неуравновешен-ность-возбудимость. Определенная неуверенность в себе, чувство субъективного дискомфорта, некоторая психологическая «слабость» личности, объединяющие эти акцентуации, связаны с низким уровнем самореализации креатива, что согласуется с результатами исследований других ученых. Этот вывод также подтверждает вторую гипотезу.
Застревание-ригидность, циклотимность, неуравновешенность-возбудимость и аффек-тивность-экзальтированность составили пятый кластер. Эти акцентуации могут дать творческой личности необходимую ей силу эмоций, но и неуправляемость ими.
Полученные результаты по факторному анализу можно интерпретировать следующим образом. В первом факторе наиболее высокие положительные факторные нагрузки содержат переменные: циклотимность, неуравнове-шенность-возбудимость, аффективность-эк-зальтированность. Все составляющие данного фактора — объективные показатели степени неуравновешенности характера. Вероятнее всего, данные акцентуации оказывают определенное воздействие на ее самореализацию.
Во второй фактор попали гипертимность, демонстративность, дистимность. Этот фактор может быть интерпретирован как степень активности личности. Вероятнее всего, данные акцентуации также оказывают определенное воздействие на ее самореализацию.
Третий фактор образован одной переменной — педантичностью. Следовательно, педантичность также играет определенную роль в самореализации личности. Педантичность и самореализация находятся на разных полюсах фактора, что доказывает их несовместимость и может свидетельствовать об отрицательном воздействии педантичности на самореализацию личности. Этот вывод согласуется с данными корреляционного анализа.
Четвертый фактор также образован одной переменной — креативностью, несущей максимальную факторную нагрузку среди всех переменных. Таким образом, креативность — один из основных факторов в структуре переменных, вероятнее всего, оказывает воздействие и на акцентуации, и на самореализацию личности. Креативность и самореализация
»
находятся на разных полюсах фактора. По-видимому, креативность может отрицательно влиять на самореализацию, что согласуется с данными корреляционного анализа и свидетельствует в пользу первой из выдвинутых нами гипотез.
Таким образом, вероятнее всего, на самореализации личности, в том числе и креативной, сказывается неуравновешенность ее характера (циклотимность, неуравновешен-ность-возбудимость, аффективность-экзаль-тированность), активность (гипертимность, демонстративность, дистимность), уровень педантичности и креативности. Мы предполагаем, что креатив может повлиять на свои акцентуации и самореализацию, от него в определенной степени зависит, насколько другие, изученные нами факторы могут влиять на него.
Результаты кластерного, факторного, дисперсионного и корреляционного анализа подтвердили исходные гипотезы, согласно которым существует взаимосвязь между креативностью и самореализацией и определенную роль в этой взаимосвязи играют акцентуации характера личности.
Психогигиена творчества требует учета личностных акцентуаций, которые бывают конституционально-природными и социально воспитанными. Психологам и педагогам важно уметь помочь акцентуированным кре-ативам научиться преодолевать проблемы, связанные с особенностями характера. Диагностическое определение типов акцентуаций характера позволит предложить креативу пси-холого-педагогические мероприятия по коррекции сформировавшихся у него неэффективных паттернов творческого поведения, а также даст возможность креативу соответствующим образом осуществлять самовоспитание, саморазвитие и самореализацию.
Полученные результаты позволяют утверждать следующее.
1. Более креативные личности самореализуются реже, чем менее креативные, т.е. креативный потенциал большинства креативов не раскрывается. Креативность может отрицательно влиять на особенности самореализации. Видимо, чем выше уровень креативности личности, тем труднее ей самореализоваться.
2. Сочетание высокой креативности и низкой самореализации связано с выраженной аффективностью-экзальтированностью,т.е. креативы с низкой самореализацией, возможно, более аффективно-экзальтированны, в том числе сверхчувствительны и не приспособлены к жизни.
3. Высокий уровень креативности связан с высокими показателями по циклотимнос-ти, низкий уровень креативности — соответственно с низкими.
4. Гипертимная акцентуация личности может оказывать положительное влияние на особенности ее самореализации, для которой важна характерная для гипертимности активность. В свою очередь, высокий уровень самореализации сочетается с высокими показателями по гипертимности, и наоборот, а значит, гипертимность и самореализация могут оказывать взаимное влияние друг на друга.
5. На особенности самореализации личности, в том числе креативной, могут влиять ее активность, характерная для гипертимности, демонстративности, дистимности; неуравновешенность характера, свойственная аффективности-экзальтированности,цикло-тимности, неуравновешенности-возбудимо -сти, а также уровень педантичности и уровень креативности.
6. Низкий уровень самореализации соответствует более выраженным, а высокий уровень — менее выраженным чертам педантичности, тревожности-боязливости, дистимности у всех испытуемых, в том числе у креативов.
Литература
1. Ахмеров Р.А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. — 2005. — № 6.
2. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. — М., 2002.
fe>-
3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Само-актуализационный тест. — М.,1995.
4. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учеб. пособие. — М., 2003.
5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М., 2003.
6. Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. — 2005. — № 5.
7. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд. - М., 2005.
8. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 5.
9. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач / Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
10. Хроник A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2003.
11. Максимова C.B. Творчество: созидание или деструкция? — М., 2006.
12. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М., 1997.
13. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. — М., 1997.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М., 1996.
15. Тафель P.E. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей: Канд. дис. — М., 1974.
16. Хазова CA. Совладеющее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. - № 5.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ АНАЛИЗ НЕПАТОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Девиантное (отклоняющееся) поведение в специальной литературе трактуется в двух значениях. Во-первых, как поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой и психиатрией. Во-вторых, оно
О. В. ПОГОЖЕВА,
кандидат юридических наук
интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.
В общей популяции подростков наблюдаются различные контингенты, включающие лиц с нормальным социально приемлемым стереотипом поведения; подростки с непато-