Научная статья на тему 'Психологический контент-анализ непатологических форм девиантного поведения подростков'

Психологический контент-анализ непатологических форм девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический контент-анализ непатологических форм девиантного поведения подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

3. Высокий уровень креативности связан с высокими показателями по циклотимнос-ти, низкий уровень креативности — соответственно с низкими.

4. Гипертимная акцентуация личности может оказывать положительное влияние на особенности ее самореализации, для которой важна характерная для гипертимности активность. В свою очередь, высокий уровень самореализации сочетается с высокими показателями по гипертимности, и наоборот, а значит, гипертимность и самореализация могут оказывать взаимное влияние друг на друга.

5. На особенности самореализации личности, в том числе креативной, могут влиять ее активность, характерная для гипертимности, демонстративности, дистимности; неуравновешенность характера, свойственная аффективности-экзальтированности,цикло-тимности, неуравновешенности-возбудимо -сти, а также уровень педантичности и уровень креативности.

6. Низкий уровень самореализации соответствует более выраженным, а высокий уровень — менее выраженным чертам педантичности, тревожности-боязливости, дистимности у всех испытуемых, в том числе у креативов.

Литература

1. Ахмеров Р.А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. — 2005. — № 6.

2. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. — М., 2002.

fe>-

3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Само-актуализационный тест. — М.,1995.

4. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учеб. пособие. — М., 2003.

5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М., 2003.

6. Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. — 2005. — № 5.

7. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд. - М., 2005.

8. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 5.

9. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач / Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.

10. Хроник A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2003.

11. Максимова C.B. Творчество: созидание или деструкция? — М., 2006.

12. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М., 1997.

13. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. — М., 1997.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М., 1996.

15. Тафель P.E. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей: Канд. дис. — М., 1974.

16. Хазова CA. Совладеющее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. - № 5.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ АНАЛИЗ НЕПАТОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Девиантное (отклоняющееся) поведение в специальной литературе трактуется в двух значениях. Во-первых, как поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой и психиатрией. Во-вторых, оно

О. В. ПОГОЖЕВА,

кандидат юридических наук

интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.

В общей популяции подростков наблюдаются различные контингенты, включающие лиц с нормальным социально приемлемым стереотипом поведения; подростки с непато-

логическим девиантным стереотипом поведения и с патологическим девиантным стереотипом поведения. Патологический стереотип относится к саморазрушающим типам поведения, отражающим психопатологические проявления, свойственные пограничным формам нервно-психических нарушений.

Непатологические формы девиантного поведения могут наблюдаться и в норме. Эти поведенческие реакции названы характерологическими: преходящие, ситуационные (характерологические) реакции; состояния мик-росоциально-педагогической запущенности.

Рассмотрим поподробнее каждую из названных реакций.

В основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремление к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.

В зависимости от характера поведения мы выделяем реакции явной и скрытой эмансипации.

Реакция явной эмансипации характеризуется непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, прямым игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Нередко такого рода реакции проявляются в хронической алкоголизации, употреблении наркотиков и правонарушениях. Иногда подростки порывают с семьей, вопреки желанию семьи бросают учебу и поступают на работу, ведут подчеркнуто независимый образ жизни.

Психологические реакции явной эмансипации возникают обычно только в психотрав-мирующей ситуации, имеют конкретную направленность, относительно кратковременны и не склонны к фиксации.

Патологические реакции выходят за рамки психотравмирующей ситуации и той микросоциальной среды, в которой они первоначально возникли, и нередко в последующем становятся стереотипом поведения.

Реакция скрытой эмансипации чаще всего характеризуется бродяжничеством, сексуальной «свободой», созданием неформальных асоциальных групп.

Реакция группирования со сверстниками может быть отнесена к ситуационно-личност-ным реакциям лишь условно. Стремление детей и подростков к группированию имеет глубокие филогенетические корни и носит, по существу, инстинктивный характер. Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших.

»

Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, способствующих более глубокому познанию подростком окружающих и самого себя, и, наконец, подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье. Речь здесь идет главным образом не об организованных коллективах, которые прямо или косвенно находятся под «протекторатом» взрослых, а о неформальных, стихийно формирующихся группах.

Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но преимущественно от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.

Другой тип неформальных групп характеризуется неустойчивостью, отсутствием постоянного лидера и плохой внутренней организацией (анархическая группа). В них нет выраженной взаимозависимости, каждый член группы существует как бы сам по себе. Влияние такой группы на подростка минимально.

Существуют также группы, в которых отношения отдельных ее членов основаны на дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи (демократическая группа).

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена, с одной стороны, его индивидуальными психологическими особенностями, с другой — структурой и социальной направленностью группы.

Каждое из направлений подростковых группировок проявляет отличное от других отношение к злоупотреблению различными веществами, свои особенности поведения. Принадлежность к некоторым из этих группировок, которые описываются далее, создает повышенный риск формирования девиантного поведения, хотя сама по себе об этом еще не свидетельствует. Между тем средства массовой информации обычно дают о них одностороннюю информацию.

Многие специалисты считают так называемые «молодежные субкультуры» одним из типичных явлений современной городской культуры. В этом явлении отражаются разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, —

стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, они часто не вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам — одежда, прическа, музыка, места общения и т.д. Субкультуры оказывают значительное влияние на основную массу молодежи, но сами практически закрыты для внешних влияний.

Реакции увлечения (хобби). Увлечения имеют такое же важное значение в познавательной деятельности подростка, как игры уде-тей, и оказывают большое влияние на формирование личности. Для многих подростков увлечения—это средство самовыражения, коммуникации и идентификации с себе подобными и, наконец, средство достижения престижного статуса в своей среде. И потому то, что взрослым в увлечениях подростков подчас кажется странным и ненужным, для самих подростков представляется важным и интересным.

Реакции, обусловленные формированием самосознания. Важным этапом развития психики, который приходится на подростковый возраст, является осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного Я, т.е. формирование самосознания. Л.С. Выготский подчеркивал, что формирование самосознания «составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста».

С ростом самостоятельности подросткам все больше необходима информация о себе. Поэтому раньше или позже у каждого из них возникают вопросы: «Что я?», «Кто я?» Вопросы эти в первую очередь адресуются к своему внешнему облику и внутреннему миру. Поиски ответов на эти вопросы и сознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях психотравмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, что сопровождается ростом эмоционального напряжения, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности (дисморфореакции), часто встречаются в подростковом возрасте.

Подростков рано начинают волновать особенности внешности и физического развития. Они болезненно относятся к любым отклонениям от «нормы», тем более что за эталон принимаются кинозвезды, выдающиеся спортсмены и т.п.

На тот факт, что синдром дисморфофобии как преходящее состояние может встречаться у психически здоровых подростков, указывают М.В. Коркина, А.Е. Личко и др. М.В. Кор-кина, длительное время наблюдавшая 128 подростков с синдромом дисморфомании в рамках пограничных состояний, выделила три основные диагностические группы.

1. Личностные реакции (при акцентуации характера).

2. Психопатические реакции (на фоне патологического склада характера).

3. Реактивная подростковая (юношеская) дисморфомания.

При дисморфореакциях в отличие от синдрома дисморфофобии, во-первых, отсутствует навязчивый страх (фобии), ибо, по меткому замечанию А.Е. Личко, подростков в этих случаях «тяготит не сама навязчивость, а преувеличенный по значению недостаток внешности»; во-вторых, подростки не осознают своих переживаний, связанных с внешностью, как нелепых, бессмысленных; в-третьих, нарушения поведения, обусловленные заботой о своей внешности, более выражены и, наконец, в-четвертых, дисморфореакции по сравнению с дисморфофобией психогенного (реактивного) происхождения носят более выраженный преходящий характер и при изменении жизненной ситуации исчезают.

В литературе имеются указания на особенности клинического проявления дисморфофобии и дисморфомании у подростков с различной патологией характера.

Реакции, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру (рефлекси-ореакции), больше характерны для старшего подросткового возраста, достижение которого характеризуется тем, что озабоченность своей внешностью ослабевает и на первый план выступают повышенный интерес ксвоемувнут-реннемумиру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств. Этот период самосознания связан с выработкой собственных взглядов на окружающий мир, построением реальных планов на будущее, поисками своего места в мире взрослых людей.

Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, в «теоретизировании» о смысле жизни, которые также необходимы для подростка, как бесконечные «почему» дня ребенка.

Перед подростком открывается богатство его внутреннего мира, что сопровождается целой гаммой не известных ранее переживаний. Вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога. Неразделен-

ность новых чувств сопровождается потребностью в общении, желании поделиться своими переживаниями (младший подростковый возраст). Позднее вместе с познанием своей неповторимости, уникальности приходит чувство одиночества и потребность в уединении.

Период формирования самосознания занимает важное место в процессе психического созревания, и через него проходят практически все подростки. В связи с этим некоторые исследователи весь период психического созревания делят на две «критические фазы»: фазу «отрицания», «упрямства» (младший подростковый возраст) и фазу «философствования», «интеллектуального возбуждения» (старший подростковый возраст).

Перечисленные типы реакций далеко не полно отражают все их многообразие. В клинике чаще встречаются смешанные типы реакций, что еще раз подчеркивает многогранность личности и сложность взаимоотношений ее с внешней средой.

Нередко ситуационно-личностные реакции служат основанием для формирования более устойчивых по своей природе девиантных форм поведения.

Исследования В.В. Ковалева, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко и др. показывают, что реакции протеста чаще всего проявляются в недисциплинированности, хулиганских выходках, агрессивных действиях, бродяжничестве, суицидальном поведении; реакции отказа — в нежелании учиться, участвовать в полезных трудовых процессах; реакции имитации — в грубости по отношению ко взрослым, вызывающем тоне, нецензурных выражениях, пьянстве, употреблении наркотиков и других одурманивающих веществ, сексуальных девиациях; реакция гиперкомпенсации у детей с чувством неполноценности — в различных поступках антидисциплинарного и асоциального характера.

При подростковых ситуационно-личност-ных реакциях такая зависимость становится более дифференцированной. Реакция эмансипации у подростков чаще всего сопровождается побегами из дома, бродяжничеством, пьянством, употреблением наркотиков, свободой половых отношений.

Реакции группирования нередко проявляются хулиганскими действиями, правонарушениями, пьянством; реакции увлечения — кражами, мошенничеством, спекуляцией, угоном автомашин; реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений, — ранними половыми связями, транзиторными сексуальными девиациями; реакции, обусловленные формированием самосознания, — со-

зданием подростковых кружков «инакомыслящих», суицидальным поведением и т.д.

Следовательно, биологическое в человеке выступает в качестве предпосылки для развития его социального содержания. В большинстве своем биологические предпосылки отражают лишь динамическую сторону человеческих поступков. В частности, темперамент является врожденным качеством человека, характеризующим динамические особенности психической деятельности. Исследования, посвященные психофизиологии индивидуальных различий, показывают, что основные свойства нервной системы обусловлены динамикой протекания в ней процессов возбуждения и торможения, а их своеобразное сочетание составляет основу индивидуальных поведенческих реакций. Сравнительный анализ психофизиологических показателей однояйцовых и обычных близнецов позволил сделать вывод о генетической детерминированности динамических показателей свойств нервной системы. В то же время эти же показатели применяются при изменении внешних условий. Эти исследования еще раз подчеркивают правомерность тезиса о том, что нейродинамические процессы определяют лишь динамическую сторону поведения.

Литература

1. Ахвердова O.A., Боев И.В., Волоскова H.H. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. — Ставрополь, 2000.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

3. Егоров А.Ю., Игумнов CA. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб., 2005.

4. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.

5. Каган В.Е. Аутизм у детей. — JL, 1981.

6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995.

7. Ковалев В.В. Психические отклонения у под-ростков-правонарушителей. — М., 1992.

8. Кондратенко В. Т., Игумнов CA. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. — Минск, 2004.

9. Коркина М.В. Психиатрия. — М., 1995.

10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). — JL, 1985.

11. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. — М., 1999.

12. Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л., 1991.

13. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976.

14. Равич-Щербо И.В., Марютта Т., Григоренко Е.Л. Психогенетика. — М., 1999.

15. Сухарева Т.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.