Научная статья на тему 'РОЛЬ АКТОВ ЕАЭС В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ АКТОВ ЕАЭС В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности / инновационная предпринимательская деятельность / инновации.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухоруков А.В.

Целью настоящего исследования является выявление роли и значения актов Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») в правовом регулировании инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также необходимости учета требований и положений актов ЕАЭС при осуществлении инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В рамках исследования проводится анализ стратегических документов, а также иных соглашений, которые приняты на уровне ЕАЭС, а также их имплементация в национальном законодательстве. Выявлена необходимость учета существующих актов, заключенных в рамках ЕАЭС, субъектами инновационной предпринимательской деятельности для определения перспективных направлений развития их деятельности, так как цели заложенные в актах, принятых в рамках вышеуказанного союза находят свое прямое отражение в национальном законодательстве и отражены в стратегических документах, определяющих направления развития Российской Федерации на ближайшее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухоруков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АКТОВ ЕАЭС В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-204-209 СУХОРУКОВ Артем Валерьевич,

NIION: 2018-0076-4/22-610 аспирант 3 курса

MOSURED: 77/27-023-2022-4-809 Юридического факультета

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: Artem91108@mail.ru

РОЛЬ АКТОВ ЕАЭС В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Целью настоящего исследования является выявление роли и значения актов Евразийского экономического союза (далее - «ЕАЭС») в правовом регулировании инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также необходимости учета требований и положений актов ЕАЭС при осуществлении инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В рамках исследования проводится анализ стратегических документов, а также иных соглашений, которые приняты на уровне ЕАЭС, а также их имплементация в национальном законодательстве. Выявлена необходимость учета существующих актов, заключенных в рамках ЕАЭС, субъектами инновационной предпринимательской деятельности для определения перспективных направлений развития их деятельности, так как цели заложенные в актах, принятых в рамках вышеуказанного союза находят свое прямое отражение в национальном законодательстве и отражены в стратегических документах, определяющих направления развития Российской Федерации на ближайшее десятилетие.

Ключевые слова: правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности, инновационная предпринимательская деятельность, инновации.

SUKHORUKOVArtem Valerievich,

graduate student of the 3rd year of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ROLE OF EAEU ACTS IN LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE BUSINESS ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The purpose of this article is to identify the role and significance of the acts of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the "EAEU") in the legal regulation of innovative entrepreneurship in the Russian Federation, as well as the necessity to take into account the requirements and provisions of the acts of the EAEU during the innovative entrepreneurship activity in the Russian Federation. In this article has been analyzed strategic documents, as well as other agreements that have been adopted at the EAEU level, as well as their implementation in national legislation. It was revealed that there is a necessity of taking into account existing acts concluded within the framework of the EAEU by subjects of innovative entrepreneurial activity to determine promising directions for the development of their activities, since the goals laid down in the acts adopted within the framework of the above-mentioned union are directly reflected in national legislation and are reflected in strategic documents defining the directions of development of the Russian Federation for the next decade.

Key words: legal regulation of innovative entrepreneurial activity, innovative entrepreneurial activity, innovation.

Инновационные процессы и технологии в предпринимательской деятельности определяют уровень конкурентоспособности как самих субъектов, осуществляющих такую деятельность, так и, в целом, положение

государства в мировой экономике, как страны, реализующей технологические инновационные решения, а также позволяют занять лидирующие позиции среди государств, реализующих проекты в рамках трансформации экономики от экспор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

тно-сырьевого типа развития к инновационному. В рамках указанных проектов государство может осуществлять не только меры поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности на разных этапах их жизни, но и способно обеспечить создание благоприятных условий для развития посредством регулирующих сферу инновационной предпринимательской деятельности нормативных правовых актов. Это в свою очередь позволяет создать подготовленную инфраструктуру для развития, апробации и внедрения инновационных технологий в предпринимательской деятельности.

На современном этапе развития экономики все большее значение для отечественного правового регулирования принимают международные соглашения со странами-партнерами в сфере инновационного развития, поскольку создание институциональной базы и определение векторов развития экономики осуществляется максимально эффективно, если осуществляется на базе сотрудничества и взаимной поддержки стран-партнеров, в том числе, посредством реализации совместных проектов развития. Особую роль в развитии международного сотрудничества занимают такие направления как развитие инфраструктуры для качественного международного сотрудничества в сфере инновационного развития, а также определение необходимости создания и реализации обмена технологическими инновационными решениями и проектами. Н.Г. Семилютина в своей работе отмечает, что «глобализация международных хозяйственных связей находится в прямой зависимости от уровня развития информационных технологий»[6]. Во многих стратегических документах в Российской Федерации, одним из примером которых является Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительстве Российской Федерации от 02.06.2016 №1083-р, установлена цель, направленная на инновационное развитие экономики. В условиях постоянной глобализации такие стратегические цели устанавливаются и на международном уровне, путем заключения различных соглашений, которые позволяют достигать еще больших результатов.

1 января 2015 года было принято межчуна-родное соглашение, определившее основных стратегических партнеров Российской Федерации в сфере экономического развития. Вышеуказанным соглашением является Договор о создании Евразийского экономического союза (г. Астана 29.05.2014), участниками которого на сегодняшний день являются такие страны как Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Данный договор выступает в качестве

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

«системообразующего акта всей правовой системы (права ЕАЭС) данной международной организации»[4] и «интеграция в нем рассматривается не как самоцель, а как средство достижения целей, поставленных перед Союзом»[7]. Б.А. Шахназаров в своей работе также отмечает, что вышеуказанный договор «в совокупности с иными соглашениями, принятыми во исполнение его отдельных положений, представляет собой полисистемный комплекс норм права ЕАЭС, регламентирующих различные административные и частноправовые отношения в рамках Союза, демонстрируя углубленное сотрудничество стран - членов ЕАЭС по большому количеству правоотношений»[8], в которые также входят и отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Важно отметить, что акты ЕАЭС носят не только декларативный характер, поскольку в них предусмотрен большой объем достаточно технических норм (как, например, Таможенный кодекс ЕАЭ^9], которые напрямую регулируют вышеуказанные отношения.

Поскольку качественное и всестороннее развитие правового регулирования предпринимательской деятельности возможно не только путем принятия и исполнения соответствующих нормативных правовых актов, существует необходимость подготовки и развития инфраструктуры, обеспечивающей данную деятельность, то считаем целесообразным рассмотреть меры и векторы развития, которые предусмотрены международными актами и программами ЕАЭС. Является бесспорным, что одной из основных целей образования таких союзов является создание общего рынка[2]. Объединенный (общий) рынок в свою очередь означает как свободное перемещение товаров, так и свободное перемещение капиталов, рабочей силы, общее регулирование развития инфраструктуры и средств обеспечения функционирования объединенного рынка[1]. Однако само собой разумеется, что функционирование такого рынка должно быть направлено на достижение целей тех субъектов, которые объединились для его создания. Одной из таких целей является единый рынок капиталов, который в свою очередь приводит к росту иностранных инвестиций во взаимном экономическом сотрудничестве, усилению защиты прав иностранных инвесторов (частных лиц) государств ЕАЭС и обеспечению единства в проведении инвестиционной политики и гармонизации национального законо-дательства[3].

В связи с тем, что система права Российской Федерации включает в себя международные акты, то считаем целесообразным рассмотреть роль актов ЕАЭС в правовом регулировании инноваци-

онной предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также провести анализ целесообразности осуществления ориентирования на цели, поставленные ЕАЭС в своих актах, субъектами инновационной предпринимательской деятельности.

Инновационная предпринимательская деятельность может осуществляться как внутри конкретной страны, так и в рамках международного сотрудничества. Это обуславливает необходимость в формировании международного правового регулирования, а также определении направлений развития данного вида деятельности в ближайшем будущем. В настоящее время это сделано посредством принятия актов в рамках ЕАЭС. Указанные в них ориентиры и цели могут являться основополагающими для субъектов инновационной предпринимательской деятельности при формировании своих собственных планов и стратегий развития.

В последнее время обмен технологическими инновациями становится все более актуальным в условиях глобализации, в связи с этим субъектам инновационной предпринимательской деятельности необходимо обращать внимание на существующие возможности осуществления совместной деятельности и обмена технологиями с другими организациями, в том числе для извлечения прибыли.

Состояние малого и среднего предпринимательства, обеспечивающее значительный рост ВВП и охватывающее ряд важнейших для нормального общества отраслей, для любой экономики мира, имеет, безусловно, важное значе-ние[5]. Поскольку инвестирование в деятельность субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства осуществляется как отечественными, так и иностранными инвесторами, то считаем целесообразным, чтобы те технологические инновационные решения, которые продвигают и разрабатывают эти субъекты были ориентированы не только на национальный рынок, но и на международный, в том числе, конкретно, на рынок стран ЕАЭС и Китая, поскольку в настоящее время действует Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны.

Значимым актом, регулирующим инновационную предпринимательскую деятельность стран-участников ЕАЭС является Проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий» (далее по тексту - Проект о Евразийской сети), утвержденный решением Евразийским межправительственным советом «09» августа 2019 г.

Данный акт был издан для цели реализации основных направлений развития ЕАЭС, утвержденных до 2025 г. и по своей сущности представляет собой документ, призванный регламентировать создание и реализацию Проекта, направленного на «создание цифровой экосистемы для обеспечения взаимодействие хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС». Указанное взаимодействие предполагается между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС в рамках целей субконтрактации, развития трансфера технологий и промышленной кооперации. Таким образом, акт направлен на установление порядка создания и развития экосистемы для осуществления инновационных процессов организациями, являющимися резидентами стран-участников ЕАЭС.

Согласно п. 2 Проекта о Евразийской сети, одной из целей принятия и реализации данного акта является «вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей», то есть определено, что это значимое условие для развития всего союза и входящих в него государств.

Также в Проекте о Евразийской сети указано в качестве цели - создание необходимых условий, отвечающих удовлетворению потребностей как субъектов хозяйственной деятельности, так и органов власти государств-членов в «сквозных процессах и цифровых сервисов». Таким образом, можно видеть, что акт международного характера предусматривает создание необходимых условий для функционирования как всего альянса, так и его хозяйствующих субъектов. Под «сквозными процессами» понимается создание единых цифровых баз, доступ к которым может быть предоставлен всем участникам хозяйственной деятельности для использования указанных сведений в своей деятельности. Примером могут являться базы данных о запрещенных лекарственных препаратах, по нежелательным реакциям (действиям), реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств и ряд других. На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие международного сотрудничества способствует развитию субъектов инновационной предпринимательской деятельности стран-участников вышеуказанного союза.

В проекте Евразийской экономической комиссии «Стратегические направления формирования Евразийского экономического союза в перспективе до 2025 года» уделено большое внимание субъектам инновационной предпринимательской деятельности. В качестве ключевого института развития цифровой трансформации «площадки диалога и продвижения идей цифровой трансформации», на базе данного ключевого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

института разработаны несколько целей реализации цифровой трансформации, к примеру, одной из них является упор на развитие цифрового пространства посредством обеспечения его привлекательности для «технологических предпринимателей, талантов, принципалов».

Также в данном проекте имеется указание на роль субъектов предпринимательской деятельности (в акте они определены как «бизнес-субъекты») в цифровой трансформации, к таковым, в частности, относятся такие роли как владельцы цифровых ресурсов, бизнес-процессов, цифровых бизнес-моделей, что также подтверждает то суждение, что разрабатываемые концепции и различные акты в ходе осуществления цифровой трансформации направлены как на сами государства-участники (их государственный аппарат), так и на их граждан - конечных потребителей указанных трансформаций. Именно в связи с этим мы можем рассматривать акты ЕАЭС как источники правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

В преамбуле раздела II рассматриваемого документа Евразийского экономического союза отражены основные направления реализации цифровой трансформации.

Во-первых, это цифровая трансформация отраслей. Вне зависимости от того, является ли отрасль экономики сугубо сырьевой или же относится к 1Т-сфере, во всех отраслях необходимо при осуществлении принятия новых регламентирующих деятельность актов и реализуемых проектов учитывать переход к цифровой экономике. Таким образом, сами субъекты могут заблаговременно начать модернизацию своей деятельности с уклоном на цифровизацию и на момент осуществления данного перехода быть готовым к меняющимся реалиям с точки зрения подхода к определению развития.

Поскольку странами-участниками ЕАЭС утверждено, что всеобщей целью является цифровая трансформация, то это охватит большинство сфер экономики, так как данная трансформация есть процесс повсеместный. Таким образом, для качественной адаптации к изменяющимся векторам развития экономики, переход к цифровой экономике необходимо проводить плавно и подготовить необходимую инфраструктуру для осуществления предпринимательской деятельности посредством внедрения инновационных технологий в производство, тем самым, повысив свою инвестиционную привлекательность на рынке.

Во-вторых, - это цифровая модернизация механизмов управления и интеграционных процессов, что представляет собой комплекс действий, исходящих как от органов государственной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

власти стран-участников ЕАЭС, так и от органов власти субъектов в пределах их компетенции, а также совместная деятельность стран-участников, позволяющая создать эффективные механизмы управления инновационной деятельностью.

Одним из механизмов управления органов государственной власти является создание нормативной правовой базы для осуществления деятельности хозяйственными субъектами в условиях перехода к цифровой экономике. Таким образом, регулярное скоординированное обновление действующего правового регулирования деятельности стран-участников и её субъектов необходимо для достижения совместно поставленных целей. В условиях цифровой трансформации будут активно вноситься изменения в законодательство, а также будут реализованы новые проекты, в частности, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Для реализации вышеуказанных проектов будут привлечены компании, которые применяют инновационные подходы при осуществлении своей деятельности и разрабатывающие инновационные продукты. Такие компании в силу характера своей деятельности, носящей международный характер, позволят развить сотрудничество со странами-участниками ЕАЭС. Следовательно, у тех организаций, которые учитывали цели, направления развития и запланированные мероприятия, указанные в стратегических документах ЕАЭС, к моменту их реализации будет иметься подготовленная материально-техническая и инфраструктурная база для модернизации, что в свою очередь станет явным преимуществом для выхода на мировой уровень при поддержке государства, поскольку очевидна его заинтересованность в таких субъекта предпринимательской деятельности.

В-третьих, деятельность по развитию экономики и международному сотрудничеству в рамках ЕАЭС направлена на создание цифровой инфраструктуры. В рамках реализации данного направления развития предлагается создание единой Евразийской сети поддержки малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, это является эффективным способом развития инновационной предпринимательской деятельности, поскольку позволяет субъектам, осуществляющим такую деятельность выйти за пределы отечественного рынка посредством предоставления поддержки.

В 2018 году был сформирован отчет автономной некоммерческой организации «Центр исследований в сфере экономики и права» по результатам работы «Подготовка предложений Российской Федерации по приоритетным инициа-

тивам в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС и проекта «дорожной карты» по гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в цифровой сфере», благодаря которому был выявлен ряд инициатив, определяющих порядок взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с ЕАЭС. Одной из приоритетных инициатив признано предложенное обществом с ограниченной ответственностью «ТАСС Информационные технологии» решение по созданию «Единой для Евразийского экономического союза коммуникационной платформы Бизнес-Навигатор для субъектов МСП».

Согласно паспорту данной инициативы, предполагается реализация единого коммуникативного пространства (платформы) «Бизнес-навигатор», ориентированного на субъектов малого и среднего предпринимательства стран-участников ЕАЭС. Указанная платформа используется для размещения данных о товарах (продуктах, услугах), включает в себя сервис по проверке контрагентов, а также позволяет отслеживать осуществление деятельности в форме закупок и тендеров. Также вышеуказанным паспортом предусмотрена необходимость в дополнении платформы сведениями о имеющихся способах поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе тех, кто осуществляет инновационную предпринимательскую деятельность. С одной стороны, этот сервис рассчитан на самих субъектов инновационной предпринимательской деятельности, поскольку позволяет получать актуальную информацию об актуальных мерах и способах поддержки; с другой стороны - на потенциальных инвесторов и государственные органы власти, являющихся инициаторами поддержки, поскольку они могут размещать свои условия и приоритетные направления, которые потенциально способны поддержать различными мерами, тем самым стимулируя развитие деятельности, являющейся актуальной для инвесторов и государств-участников в целом. Аналогичная платформа уже реализована на территории Российской Федерации компанией-инициатором предложения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что концепция цифровой трансформации затрагивает непосредственно субъектов малого и среднего бизнеса, в частности, предоставляется возможность посредством осуществления различных инновационных решений в своей предпринимательской деятельности выйти на рынок стран-участников ЕАЭС.

Таким образом, анализируя проект цифровой трансформации ЕАЭС можно видеть, что достижение поставленной цели возможно только

в результате комплексной работы всех направлений развития.

В рассматриваемом проекте Цифровой трансформации указана роль частно-государственного партнерства. Данное партнерство, согласно акту, необходимо для определения единой согласованной позиции относительно создания «евразийских цифровых платформ» с учетом того, что в условиях цифровой экономики появляются новые рыночные ниши. В связи с этим необходимо сформировать реализующую свою деятельность на постоянной основе «площадки-диалога», включающей представителей рынка и государств-участников. Именно благодаря слаженной согласованной работе и диалогу возможно учесть все проблемные аспекты, возникающие при осуществлении инновационной предпринимательской деятельности на территории ЕАЭС и найти оптимальные пути решения таких проблем с учетом баланса прав и законных интересов всех сторон такого «диалога». Для реализации целей проекта Цифровой трансформации предусматривается реализация не только инициатив, исходящих от представителей государственного аппарата стран-участников ЕАЭС, но и, согласно разделу III реализуется в форме частно-государственного партнерства, а именно инициативы рассматриваются и от представителей бизнес-сообществ и иных субъектов предпринимательской деятельности, реализующие инновационную деятельность.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что акты ЕАЭС направлены как на развитие государственного партнёрства, так и на активное включение представителей субъектов инновационного предпринимательства для реализации цели перехода экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, в том числе посредством формирования цифровой экономики. Выявлено, что акты ЕАЭС являются источниками правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности, поскольку это, во-первых, совпадает с критериями определения системы права, которая включает в себя международные акты; а, во-вторых, в самих актах ЕАЭС имеются нормы и рекомендации, имеющие непосредственное отношение к субъектам инновационной предпринимательской деятельности Российской Федерации. В работе определено для каких целей данным субъектам необходимо учитывать нормы актов ЕАЭС при осуществлении инновационной предпринимательской деятельности: во-первых, для того, чтобы своевременно реагировать на модернизацию инфраструктуры и отечественной экономики, во-вторых, чтобы учитывать векторы развития международного сотрудничества для определе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ния потенциальных направлений и мер поддержки, реализуемых в отношении субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность как в Российской Федерации, так и в рамках ЕАЭС. На основании анализа целей цифровой трансформации также выявлено, что субъектами инновационной предпринимательской деятельности целесообразно осуществление ориентирования на цели, поставленные ЕАЭС в своих актах, поскольку в названных актах отражается необходимость взаимодействия аппарата ЕАЭС с представителями субъектов предпринимательской деятельности, в частности, субъектами малого и среднего предпринимательства для развития экономики и правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности стран-участников ЕАЭС.

Список литературы:

[1] Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015. 1006 с.

[2] Доценко И.Д. Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг интеграционного объединения: правовой аспект // Юрист. 2020. N 8. С. 23 - 30.

[3] Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Информационные технологии и экономические отношения: проблемы международно-договорной унификации права в ЕАЭС // Журнал российского права. 2015. N 11. С. 69 - 81.

[4] Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный юрист. 2015. N 1. С. 94 - 108.

[5] Ручкина Г.Ф. Финансовая поддержка как ключевая составляющая в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2017. №5. С. 7-12

[6] Семилютина Н.Г. Глобализация международных хозяйственных связей, информационные технологии и выход на новый уровень диффузии в праве // Журнал российского права. 2015. N 5. С. 134 - 141.

[7] Чайка К.Л. Роль общих ценностей Евразийского экономического союза в становлении и развитии права интеграционного объединения // Журнал российского права. 2020. N 5. С. 148 - 157.

[8] Шахназаров Б.А. Эволюция правового регулирования интеграционных процессов в рамках деятельности Евразийского экономического союза (частноправовой аспект) // Юрист. 2020. N 9. С. 20 - 30.

[9] Энтин К.В. Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС // Международное правосудие. 2021. N 1. С. 102 - 130.

Spisok literatury:

[1] Vel'yaminov G.M. Mezhdunarodnoe pravo: opyty. M.: Statut, 2015. 1006 s.

[2] Docenko I.D. Predprinimatel'skaya deya-tel'nost' na rynke finansovyh uslug integracionnogo ob"edineniya: pravovoj aspekt // YUrist. 2020. N 8. S. 23 - 30.

[3] Doronina N.G., Semilyutina N.G. Informa-cionnye tekhnologii i ekonomicheskie otnosheniya: problemy mezhdunarodno-dogovornoj unifikacii prava v EAES // ZHurnal rossijskogo prava. 2015. N 11. S. 69 - 81.

[4] Kapustin A.YA. Pravo Evrazijskogo ekonom-icheskogo soyuza: podhody k konceptual'nomu osmysleniyu // Sovremennyj yurist. 2015. N 1. S. 94 - 108.

[5] Ruchkina G.F. Finansovaya podderzhka kak klyuchevaya sostavlyayushchaya v razvitii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva // Bankovskoe pravo. 2017. №5. S. 7-12

[6] Semilyutina N.G. Globalizaciya mezhdunar-odnyh hozyajstvennyh svyazej, informacionnye tekh-nologii i vyhod na novyj uroven' diffuzii v prave // ZHurnal rossijskogo prava. 2015. N 5. S. 134 - 141.

[7] CHajka K.L. Rol' obshchih cennostej Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza v stanovlenii i razvitii prava integracionnogo ob"edineniya // ZHurnal rossijskogo prava. 2020. N 5. S. 148 - 157.

[8] SHahnazarov B.A. Evolyuciya pravovogo regulirovaniya integracionnyh processov v ramkah deyatel'nosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (chastnopravovoj aspekt) // YUrist. 2020. N 9. S. 20 - 30.

[9] Entin K.V. Rol' mezhdunarodnyh dogovorov i mezhdunarodnogo obychnogo prava v pravopory-adke ES i EAES // Mezhdunarodnoe pravosudie. 2021. N 1. S. 102 - 130.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.