Роль активных методов в обучении иностранному языку Мухаммедова Ф. Р.
Мухаммедова Фарогат Раматиллаевна /Mukhammedova Farogat Ramatillaevna - преподаватель,
кафедра иностранных языков,
Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Узбекистан
Аннотация: активные методы обучения позволяют обеспечить развитие и саморазвитие студентов, выявить их творческий потенциал, развивать мышление, практические навыки и умения, а также создают условия для группового общения. Использование активных методов обучения делает процесс изучения иностранного языка интересным и захватывающим.
Ключевые слова: активные методы обучения, активность, коммуникативная компетентность, практические навыки.
В настоящее время уровень знания иностранного языка студентом определяется не только непосредственным контактом с преподавателем. Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть дискуссии, обсуждение иностранной научной и художественной литературы, работа с газетными статьями, участие студентов в конференциях, перевод текстов, участие в кружках, клубах, тренингах и открытых лекциях. Разносторонней подготовке по иностранному языку существенно помогают информационно-коммуникационные средства обучения. Систематическое применение ИКТ открывает большие возможности для использования на занятиях по иностранному языку различных материалов, приемов и средств обучения, что позволяет интенсифицировать учебный процесс. Мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые программы могут быть использованы при работе над языковым материалом, развитии основных видов речевой деятельности, усиления системы текущего и итогового контроля знаний студентов [1]. Все это требует активного участия студентов на занятиях по иностранному языку и другим дисциплинам, так как формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Конечно, многое зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Для формирования познавательного интереса студентов имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Задача преподавателя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые бы повысили роль самостоятельной работы и активность студентов в процессе учебной работы.
Активные методы обучения - это группа методов, ориентированных на практическое обучение языку за счет широкого использования коллективных форм обучения, в том числе ролевых игр и современных образовательных технологий. Под активными методами обучения подразумеваются не только ролевые игры, но и групповые дискуссии, круглые столы, семинары, занятия-экскурсии и другие, характеристикой которых является реализация принципа активности обучающихся с использованием их творческого потенциала. По мнению О. И. Бледных, «активные методы обучения -методы обучения, позволяющие вовлечь студентов в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми... Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными стандартами и достижениями студентов, под которыми ученые и практики понимают:
- освоение предметных знаний;
- умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
- овладение междисциплинарными умениями;
- коммуникативными умениями;
- умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
- овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
- умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы»
[2].
Таким образом, использование активных методов в обучении иностранному языку способствует развитию инициативности, творческих возможностей студентов, развивает у них иноязычную коммуникативную компетентность и практические навыки. Активные методы обучения помогают студентам приобрести собственный опыт. Каждый студент становится участником совместного исследования для решения проблемы, участником ролевой игры, групповой дискуссии.
Литература
1. Мухаммедова Ф. Р. Немис тили дарсларида ахборот-коммуникацион технологиялардан фойдаланишнинг адамияти. // Наука, образование и производство в обеспечении устойчивого развития инновационной экономики. Материалы научно-практической конференции. Ташкент, 2014. С. 59-61.
2. Бледных О. И. Активные методы обучения. // Проблемы современной науки и образования 2014. № 12
(30) С.118-120. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://scienceproblems.ru/images/PDF/2012(30)2014%D0%B3.pdf (Дата обращения: 24.06.2015).