Научная статья на тему 'Активные методы обучения в системе довузовской подготовки иностранных граждан (РКИ)'

Активные методы обучения в системе довузовской подготовки иностранных граждан (РКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / КУРС РКИ (РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО) / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RFL COURSE (RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE) / ACTIVE TEACHING METHODS / PRE-UNIVERSITY TRAINING OF FOREIGNERS / INTENSIFICATION OF TRAINING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Ирина Ивановна

Определяется роль и обосновывается актуальность применения активных методов обучения в рамках учебной программы РКИ в системе довузовской подготовки иностранных граждан. Говорится об интенсификации учебного процесса путем совершенствования методов обучения, преимуществах активных методов, раскрываются условия их эффективного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарева Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE TEACHING METHODS IN THE SYSTEM OF PRE-UNIVERSITY TRAINING OF FOREIGNERS (RFL)

The author defines the role and proves the urgency to use active teaching methods within the RFL curriculum in the system of the pre-university training of foreigners. The article discusses the intensification of the educational process by improving teaching methods, the advantages of active methods, and discloses the conditions of their effective application.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в системе довузовской подготовки иностранных граждан (РКИ)»

УДК 811.161.1

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (РКИ)

И.И.Золотарева1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определяется роль и обосновывается актуальность применения активных методов обучения в рамках учебной программы РКИ в системе довузовской подготовки иностранных граждан. Говорится об интенсификации учебного процесса путем совершенствования методов обучения, преимуществах активных методов, раскрываются условия их эффективного применения. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: активные методы обучения; довузовская подготовка иностранных граждан; курс РКИ (русского языка как иностранного); интенсификация учебной деятельности.

ACTIVE TEACHING METHODS IN THE SYSTEM OF PRE-UNIVERSITY TRAINING OF FOREIGNERS (RFL) I.I. Zolotareva

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author defines the role and proves the urgency to use active teaching methods within the RFL curriculum in the system of the pre-university training of foreigners. The article discusses the intensification of the educational process by improving teaching methods, the advantages of active methods, and discloses the conditions of their effective application. 8 sources.

Key words: active teaching methods; pre-university training of foreigners; RFL course (Russian as a Foreign Language); intensification of training activity.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое стало одним из наиболее эффективных инструментов влияния в мире. Вследствие этого конкуренция в вопросах привлечения молодежи к профессиональному обучению в университетах мира заметно усилилась.

Российские образовательные учреждения активно включаются в конкурентную борьбу за привлечение иностранных абитуриентов. Обладая реальным образовательным потенциалом, российские учебные заведения предлагают иностранным гражданам широкий спектр образовательных услуг, обеспечивая высокое качество подготовки выпускников.

Конкурентоспособными становятся те вузы, где происходят качественные изменения в системе подготовки специалистов для зарубежных стран, обеспечивается подготовленность выпускников к работе в условиях глобального взаимозависимого мира.

Одно из приоритетных направлений в этой области - развитие и совершенствование довузовской подготовки иностранных граждан. Иностранные абитуриенты должны не только приобрести набор необходимых знаний, умений и навыков, но и адаптироваться к российской системе образования, новой социокультурной среде. Как показывает опыт, подобные процессы протекают очень тяжело и иностранные абитуриенты не успевают приспособиться к новой для них педагогической системе. Поэтому нужны новые подходы,

которые позволили бы в объективно существующих условиях обеспечить им необходимую подготовку к обучению в российском вузе. Все это побудило автора статьи к рассмотрению вопроса и лингвометодическо-му обоснованию внедрения в практику преподавания РКИ активных методов обучения.

Необходимость соответствовать международным стандартам, воспитывать самостоятельную творческую личность влечет за собой интенсификацию учебной деятельности как студентов, так и преподавателей.

Традиционные методы обучения оказываются малоэффективными в современных условиях, поскольку мало способствуют развитию у студентов творческого мышления и навыков самостоятельной работы, слабо развивают навыки межличностных отношений, поведенческие навыки, не создают необходимых условий для удержания в памяти студентов всего огромного потока предлагаемой им учебной информации. Таким образом, студенты лишаются возможности самостоятельного решения проблем в различных ситуациях.

Интенсификация учебного процесса путем совершенствования методов обучения предполагает переход от традиционной, дидактической системы «зарег-ламентированности» познавательной деятельности студентов к системе, обеспечивающей их самостоятельную и творческую деятельность, к системе сотрудничества с преподавателем. В связи с этим становится очевидной необходимость овладения препо-

1Золотарева Ирина Ивановна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и общегуманитарных дисциплин международного (подготовительного) факультета, тел.: 89021708003, e-mail: [email protected] Zolotareva Irina, Senior Lecturer of the Department of Russian Language as a Foreign Language and General Humanitarian Disciplines of the International (Preparatory) Faculty, tel.: 89021708003, e-mail: [email protected]

давателем, в частности преподавателем РКИ, современными методами обучения, к которым следует отнести активные методы обучения, способствующие повышению степени мотивации у студентов и эмоциональности восприятия изучаемого материала, его переработки и усвоения, вызывающие творческую активность; способствующие приобретению студентами навыков самостоятельной творческой выработки решений; развитию коммуникативных способностей.

Основоположником идей достижения истины путем решения проблемы с помощью активных методов обучения является Сократ, продолжатели его идей -Платон, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, И.Кант - утверждали, что в познании большую роль играет чувственный опыт. Это же утверждал основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. В своем классическом труде «Великая дидактика», исходя из принципов природо-сообразности, он предлагал вводить в процесс обучения активные формы, широко использовать при этом наглядность и самостоятельность.

Под методами активного обучения понимаются методы, обеспечивающие в современных условиях наиболее полное усвоение студентами программного материала изучаемых дисциплин и приобретение необходимых умений и навыков. К активным методам обучения следует отнести:

- семинары и дискуссии;

- тренинги;

- анализ конкретных ситуаций;

- игры (имитационные, операционные, ролевые, деловые и т.д.)

Преимущества активных методов обучения весьма наглядны и убедительны:

- обеспечение оптимальной организации познавательной и практической деятельности преподавателей и студентов;

- повышение мотивации студентов к учебе, постоянно побуждающей к пополнению знаний, вызывающей творческую активность;

- обеспечение постоянной эффективной обратной связи, оценки и самооценки достижений студентов, осуществляемых по всему изученному материалу;

- обеспечение усвоения учебных программ всеми студентами.

Эти преимущества обусловлены особенностями активных методов обучения, среди которых следует выделить:

- постоянную мобилизацию умственных сил студентов, не позволяющую им отвлекаться от процессов овладения знаниями, умениями и навыками и возрастающую заинтересованность в изучении материала;

- обеспечение необходимой длительности вовлечения студентов в учебный процесс, что приводит к формированию и развитию не только кратковременной, но и долговременной памяти студентов как основы «выживаемости знаний»;

- приобретение студентами навыков самостоятельной творческой выработки решений;

- наличие постоянного взаимодействия со студентами (прямая и обратная связь) и студентов между собой;

- обеспечение направленности на преимущественное развитие интеллектуальных, поведенческих умений и навыков;

- повышение степени мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого материала, его переработки и усвоения.

Для реализации в полной мере всех преимуществ активных методов обучения необходимо создать соответствующие условия. Они немногочисленны, но обязательны и состоят в следующем:

- совершенствование управления учебным процессом (разработка технологии обучения с учетом процесса междисциплинарной интеграции (составление оптимального расписания учебных занятий, автоматизация обработки текущей оперативной информации и др.);

- повышение надежности обеспечения студентов учебными пособиями, техническими средствами обучения и контроля;

- повышение требований к преподавателям (широкая эрудиция и культура; наличие дидактических и методических знаний; наличие коммуникативных способностей).

В условиях применения активных методов обучения возрастают требования не только к студенту, но и к преподавателю. Преподаватель должен владеть основами разработки и навыками организационной работы при проведении различных активных форм и методов обучения; уметь грамотно ставить цели, задачи и профессионально подбирать и разрабатывать практические ситуации, сценарии деловых игр, закрепляющих полученные теоретические знания.

Эффективным является комплексный подход к подбору активных методов обучения. Однако следует отметить, что применительно к преподаванию РКИ на этапе довузовской подготовки наиболее обоснованным представляется использование игр и игровых заданий. Игровые задания являются важной составляющей процесса обучения языку. Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактическая игра - это игра учебная, направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков. Для ее организации необходимы глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные студенты.

В самом общем виде в методиках преподавания языков выделяют игры лингвистические, или языковые (фонетические, грамматические, лексические), и коммуникативные (ролевые, творческие). В лингвистических акцент делается на точности, например, нужно назвать правильную форму слова, антоним и т.п. В центре внимания коммуникативных игр - успешный обмен информацией. В этом случае лингвистический

аспект, хотя по-прежнему важен, не является самоцелью. Конечно, граница между этими двумя типами игр весьма условна, и для того, чтобы успешно выполнить коммуникативное задание, требуется использование адекватной лексики и грамматики. Поэтому при подготовке коммуникативных игр важно заранее определить, какой языковой материал потребуется, и убедиться в том, что студенты им владеют.

Популярность игровых заданий при обучении языку совершенно обоснованна. Игра имеет целый ряд важных в методическом отношении качеств. Назовем некоторые из них:

1. Игра раскрепощает студентов и побуждает их с интересом и с энтузиазмом преодолевать трудности в процессе изучения иностранного языка. Игра вносит в занятие оживление, разнообразие, позволяет сделать его более эмоциональным и плодотворным. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме происходит более активно.

2. В игре создается непринужденная, приближенная к ситуации реального общения обстановка, в которой наиболее полно реализуется коммуникативный потенциал студентов, и таким образом снимается языковой барьер.

3. Многие игры представляют собой коллективную форму работы. В таких играх значительно увеличивается объем речевой деятельности студентов. В игровой ситуации учащийся не может участвовать частично, она требует от него полной самоотдачи. Кроме того, работа в парах или хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку.

Игры можно разделить на соревновательные и нацеленные на сотрудничество, совместную работу. При обучении иностранному языку второй тип предпочтительнее, поскольку необходимость соревноваться и ограниченность во времени мешают сосредоточиться на том, чтобы правильно использовать грамматические формы.

В основе игры лежит определенный вид деятельности: угадывание, обмен информацией, дискуссия с достижением компромиссного решения и др. Английский педагог Джилл Хэдфилд (Jill Hadfield) выделила следующие типы игр по основному виду деятельности:

1) игры, нацеленные на получение информации;

2) игры-загадки;

3) поисковые игры;

4) игры на совмещение;

5) игры на достижение компромисса;

6) обмен и сбор;

7) комбинирование;

8) расстановка;

9) карточки и игровое поле;

10) игра-проблема;

11) головоломка;

12) ролевая игра;

13) игра-симуляция.

По характеру педагогического процесса можно выделить игры обучающие, познавательные, воспитательные, тренинговые, творческие, контролирующие, диагностические, развивающие.

По характеру использования игровой среды игры могут быть настольными, играми без предметов и с предметами, комнатными и уличными, с применением технических средств, компьютерными и телевизионными, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке РКИ на начальном этапе наиболее эффективно применять игры с мячом.

Для активизации работы студента во время занятий в курсе РКИ преподаватель может сочетать прямое и рефлексивное управление, что особенно важно для работы во взрослой аудитории, которая стремится к сознательному овладению нормами речевого поведения на иностранном языке. Прямое управление заключается в серии команд и рекомендаций, которые преподаватель даёт студентам на уроке. При их выполнении и анализе результата своих действий они начинают осознавать, для чего было выполнено то или иное задание, и оценивать его. Таким образом, включается механизм рефлексии. Использование рефлексивного управления в преподавании РКИ даёт возможность студенту почувствовать себя активным субъектом процесса обучения, увидеть свои сильные и слабые стороны и самоопределиться в выборе пути и способе изучения иностранного (в нашем случае -русского как иностранного) языка. Его осуществлению помогает прямое управление, которое позволяет использовать каждую минуту занятия рационально, способствует поддержанию высокого темпа работы на протяжении всего урока.

Увеличение доли усваиваемого на уроке материала за счёт латентного (скрытого) научения и уменьшения утомляемости обучаемых на занятии, ускорение процесса их адаптации к русскоязычной среде, быстрое включение их в учебную деятельность, переключение с одного её вида на другой, перенос усвоенных знаний из одной области в другую осуществляется успешно, если:

- на занятиях используются активные методы обучения;

- обеспечивается вариативность форм активных методов обучения;

- активные методы обучения органически вплетаются в привычную для студентов систему обучения;

- на занятиях в процессе общения преподавателя и студентов создаётся благоприятный эмоциональный фон;

- на занятиях создаются условия для сочетания прямого и рефлексивного управления деятельностью студентов;

- студенты получают возможность творческой реализации своего личностного потенциала в процессе выполнения заданий.

В обучении иностранным языкам, в частности РКИ, возрастает интерес к самому процессу общения в единстве его лингвистических, культурологических, социопсихологических и прагматических характеристик. В рамках современной методической парадигмы акцентируется внимание на студенте как субъекте общения, на его индивидуально-психологических особенностях (применительно к освоению учебного материала), мотивах, потребностях и ценностных установ-

ках, а также на характере межличностного взаимодействия в группе. Компоненты учебного процесса дифференцируются в зависимости от условий обучения.

Эффективное использование имеющихся, а также создание новых возможностей подготовки иностранных специалистов является стратегической задачей

государственной политики, что отражено в основных положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Азарина Л.Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. 2009. №3. Практикум. С. 102-109.

2. Белокопытов Ю.А. Активные методы обучения // Высшее образование в России. 2004. №4. С. 167-169.

3. Гасконь Е.А. Использование игровых заданий и элементов драматизации в практическом курсе русского языка как иностранного: автореф. дис. ... к.п.н. М., 2009.

4. Лазарева И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. №3. С. 52-60.

5. Мацхонашвили Н.К. О методике обучения грамматической категории рода студентов негуманитарных специальностей //Славистика в Грузии. 2007. №8. С. 158-159.

6. Полякова Е.И. Ролевые игры как средство стимулирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 39-41.

7. Ткачук Л.Т., Голышева А.Т. Деловая игра как одна из эффективных форм активных методов обучения. Иркутск, 2007. 183 с.

8. Якупова Я.Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса // Высшее образование сегодня. 2007. №10. С. 45-48.

9. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях // Официальный сайт Департамента международного сотрудничества в образовании и науке http://dic.edu.ru/international_community/1022/

10. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // Официальный сайт Департамента международного сотрудничества в образовании и науке http://dic.edu.ru/international_community/1022/

УДК 351.85 (47)(091)

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ (1960-2000 гг.)

Л.С.Клетнова1

Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Статья посвящена вопросам государственной политики в сфере туристско- рекреационной деятельности в рамках программ долгосрочного планирования развития туризма в стране и регионе. Представлен региональный аспект туристской политики в исторической ретроспективе. Рассмотрены основы политики рационального использования и сохранения природных богатств, новые формы организации и планировочно-регионального построения рекреационной сети. Показаны актуальные проблемы в решении вопроса перспективного развития туристского сектора региональной экономики, обоснованы необходимость и преимущества планового подхода. Отмечены основные причины, оказывающие негативное влияние на развитие рекреационного комплекса Байкальского региона. Библиогр. 29 назв.

Ключевые слова: Байкальский регион; государственное планирование; долгосрочные программы развития; туристско-рекреационная деятельность; зоны отдыха; рациональное использование; устойчивое развитие.

EVOLUTION OF STATE PLANNING OF TOURISM IN IN BAIKAL REGION (1960-2000 years) L.S. Kletnova

Irkutsk State University, 1, Carl Max St., 664003.

The article is devoted to the issues of the state policy in the sphere of tourism and recreation activities within the programs of the long-term planning of tourism development in the country and the region. The author presents a regional aspect of tourist policy in historical perspective. She considers the bases of the policy of rational use and conservation of natural resources, new forms of organization and planning-and-regional designing of the recreational network. The article demonstrates current problems in solving the issue of prospective development of the tourist sector of the regional economy, and proves the necessity and advantages of the systematic approach. The author points to the principal reasons, which have a negative influence on the development of the recreational complex of Baikal region. 29 sources.

Key words: Baikal region; state planning; long-term development programs; tourist and recreational activities; recreational areas; rational use; sustainable development.

1Клетнова Любовь Сергеевна, соискатель, тел.: (3952) 526205, e-mail: [email protected] Kletnova Lubov, Competitor for a scientific degree, tel.: (3952) 526205, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.