Научная статья на тему 'Активные методы обучения'

Активные методы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ / МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бледных Ольга Игоревна

активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды, формируют профессиональные навыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения»

Активные методы обучения Бледных О.И.

Бледных Ольга Игоревна /Blednyh Olga Igorevna - старший преподаватель, кафедра денег, кредита и финансов, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды, формируют профессиональные навыки.

Abstract: active methods enhance the developmental and educational learning effects and create conditions for open expression of the students their thoughts, attitudes, have the potential to impact on their attitudes, skills form.

Ключевые слова: активные, методы, обучения, виды. Keywords: active, methods, education, kinds.

В литературе можно встретить деление методов обучения на «активные» и «пассивные», хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод. Именно активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают обучаемому раскрыться как личности.

Активные методы обучения - методы обучения, позволяющие вовлечь студентов в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми [2].

Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды.

В профессиональном обучении активные методы могут применяться на тех занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными стандартами и достижениями студентов, под которыми ученые и практики понимают:

- освоение предметных знаний;

- умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

- овладение междисциплинарными умениями;

- коммуникативными умениями;

- умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

- овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

- умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы [2].

К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [1].

Однако возникновение проблемных ситуаций на занятиях по экономическим дисциплинам и поисковой деятельности студентов возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно, в таких видах учебно-познавательной деятельности обучаемых, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; научное исследование; написание статьи, реферата и др.

Поэтому создание преподавателем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности студентов и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Поскольку показателем проблемности занятия является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока [3]:

- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Деловая игра - это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных ситуациях.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их виды:

1. Имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков.

2.Сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная.

3.Инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ.

4. Организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы.

5. Деловые тренинги и мозговые штурмы: формирование творческого экономического мышления, когда обучающиеся должны самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, развитие творческих идей обучающихся, воспитание сотрудничества у студентов, воспитание уважения к чужому мнению.

Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников. Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

Итак, отличительной особенностью всей группы активных методов, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, организуется формирование новой, эмоциональной установки на обучение в процессе коллективного творческого труда.

Литература

1.Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного образования. [Текст] // Педагогика

- 2010. - №1.

2.Карпенко М. Будущему образованию - технологию будущего. [Текст] // Обозреватель. - 2009. - № 6. ЗХуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] - М.:

Изд-во УНЦ ДО. - 2005. - 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.