Научная статья на тему 'Разработка дидактической модели обучения деловому общению на английском языке'

Разработка дидактической модели обучения деловому общению на английском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Э. П., Стояновская Е. А.

Предлагаемая дидактическая модель обучения деловому английскому синтезирует преимущества андрагогического, личностно-ориентированного, контекстного, деятельностного и компетентностного подходов к организации образовательного процесса. В основу положена проблемно-модульная технология. В структуре данной дидактической модели выделяются четыре компонента. Преимуществом представленной дидактической модели является ее ориентация на овладение обучающимися не только коммуникативной, но и межкультурной коммуникацией в сфере бизнеса, что способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся и повышению эффективности данной дидактической модели в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка дидактической модели обучения деловому общению на английском языке»

УДК 811.111-25:37

разработка дидактической модели обучения деловому общению на английском языке

Э. П. Комарова, Е. А. Стояновская

Воронежский государственный технический университет

Предлагаемая дидактическая модель обучения деловому английскому синтезирует преимущества андрагогического, личностно-ориентированного, контекстного, деятельностного и компетентност-ного подходов к организации образовательного процесса. В основу положена проблемно-модульная технология. В структуре данной дидактической модели выделяются четыре компонента. Преимуществом представленной дидактической модели является ее ориентация на овладение обучающимися не только коммуникативной, но и межкультурной коммуникацией в сфере бизнеса, что способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся и повышению эффективности данной дидактической модели в целом.

Укрепление рыночной экономики, расширение международных контактов, развитие международных процессов интеграции, а также модернизация структуры образования предъявляют повышенные требования к уровню подготовки будущих специалистов во всех сферах профессиональной деятельности. Таким образом, стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста сегодня выступает его профессиональная компетентность. Профессиональную компетентность специалиста определяет его способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальные, а также аргументировано опровергать ложные решения, то есть обладать критическим мышлением. Даная компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Современный специалист также должен быть готов к диалогу культур, то есть владеть межкультурной компетенцией. Обучение межкультурной коммуникации в процессе овладения иностранным языком (ИЯ) является особенно актуальным при изучении ИЯ с ориентаций на его практическое применение в сфере делового общения.

В связи с вышеуказанным, актуальным становиться поиск и применение новых, адекватных методов и технологий образования, а также дидактических систем, обеспечивающих овладение необходимым уровнем профессиональной компетентности, и ориентированных, в отличие от существующей знаниевой модели образования, на развитие всех сфер сознания: потребностно-мотиваци-онной, рефлексивной, познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной.

© Комарова Э. П., Стояновская Е. А., 2007

Представляемая нами дидактическая модель обучения деловому общению на английском языке синтезирует преимущества трех подходов к организации образовательного процесса: андрагогического — ориентированного на потребности и особенности обучающихся: обучение на основе опыта и научение через действие, личностно-ориентированного — нацеленного на развитие мыслительных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся, а также на развитие смысловой мотивационно-ценностной составляющей личности, контекстного — ориентация при построении учебных курсов на контекст профессиональной деятельности специалистов (предметный и социальный), их опыт и реальные проблемы.

Синтез этих подходов в сочетании с идеей интеграции трех сред (профессиональной, учебной и социальной) обеспечивает новое качество образования. Ориентация на компетентностный подход позволяет объединить идеи указанных трех подходов.

Специфика предмета, цели обучения определяют не только его содержание и структуру, но и выбираемую модель обучения. Иностранный язык относится в соответствии с классификацией И. Я. Лернера к группе предметов, ведущим компонентом которых являются способы деятельности. Следовательно, деятельностный подход в данном случае отражает специфику предметной области. А специфика заключается в том, что, обучая видам речевой деятельности, формируя соответствующие навыки, необходимо предоставить практику в этой деятельности каждому обучающемуся [2].

Одной из современных технологий, которая может быть эффективно использована в рамках вышеуказанных подходов является проблемно-

модульная технология, ключевой характеристикой которой является сосредоточенность на обучаемом — он выступает как активный субъект учебной деятельности. Практическая значимость и новизна проблемно-модульной дидактической системы состоит в том, что она является «полифонической», интегрирующей достижения теории проблемного обучения, концепции «сжатия» знаний (обобщение. укрупнение, систематизация) и модульного обучения. Проблемный блок выполняет функцию создания проблемной ситуации и постановки укрупненной проблемы, на решение которой направлен проблемный модуль [1]. При этом решение проблемы предполагает не репродуктивную, а исследовательскую деятельность в процессе которой для решения проблемы используется разнообразная информация из разных областей знания. Цель проблемно-модульной технологии обучения заключается в развитии критического мышления обучающихся, их рефлексивных способностей.

Принцип проблемности в рамках проблемномодульного обучения рассматривается как необходимое развитие мышления, важное мотивационное и эмоциональное средство. Он реализуется путем целенаправленного создания специальных ситуаций интеллектуального затруднения, связанных с поиском гносеологических, методических и учебных ошибок. Первые требуют представлять содержание обучения не в виде готовых истин, а как борьбу научных школ, это ошибки позновательно-го характера, совершенные в процессе эволюции знания; вторые и третьи связаны между собой, поскольку часто ошибки учения есть результат преподавания [3]. Данный принцип необходим для подготовки специалистов к деловой коммуникации на ИЯ, ведь именно благодаря ему возможно максимально приблизится к реальной проблемной ситуации делового общения и найти оптимальные пути решения поставленной проблемы.

Сущность модульного обучения состоит и в том, что обучающийся самостоятельно (или с помощью преподавателя) может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консуль-тационно-координирующей.

В целом проблемный модуль представляет собой завершенную единицу учебного материала, построенную на принципах системного квантова-

ния, проблемности, модульности, когнитивной визуализации, направленную на изучение одного или нескольких фундаментальных понятий дисциплины и связанных с ним методов познавательной деятельности, необходимой для решения профессионально значимой укрупненной проблемы, выделяемых с учетом специфики обучаемых [7].

Говоря о структуре дидактической модели обучения деловому общению на английском языке можно выделить четыре компонента:

целеполагающий компонент включает цель и основные задачи. Главной целью обучения в рамках данной дидактической модели является развитие межкультурной и коммуникативной компетенций обучающихся в среде бизнеса. Межкуль-турная компетенция как цель обучения включает в себя изменение стереотипных представлений, способность к эмпатии и толерантности, а также умение межкультурной коммуникации в процессе делового общения. Под коммуникативной компетенцией понимается способность соотносить языковые средства с задачами и условиями общения с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Здесь можно выделить следующие компоненты коммуникативной компетенции: лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция, социокультурная компетенция, социальная компетенция.

Задачи обучения:

— Ознакомление с дискурсивными и лингвистическими особенностями использования ИЯ в сфере бизнеса.

— Формирование навыков использования лексических единиц, клишированных выражений, характерных для наиболее типичных ситуаций межкультурного делового общения.

— Развитие умений эффективно строить речевое высказывание в рамках делового общения.

— Умение выбирать адекватные языковые и речевые средства в соответствие с прагматическими параметрами.

— Умения монологической, диалогической и полилогической речи.

— Бикультурные умения: вести социокультурные наблюдения, проводить аналогии, противопоставления, обобщения при сравнении деловых культур разных стран.

— Развитие культуры делового общения на ИЯ.

— Развитие общекультурных умений вычленять и адекватно воспринимать социокультурную

информацию для целей межкультурного делового общения.

Содержательный компонент. Специфика содержания обучения в рамках представленной дидактической модели заключается в интеграции процессов формирования и совершенствования межкультурной и коммуникативной компетенции в сфере бизнес коммуникации. Проводится отбор тематических разделов и проблем, позволяющих наиболее полно и точно приблизиться к реальной ситуации деловой межкультурной коммуникации.

Анализ курса обучения деловому английскому (на экономических факультетах) с точки зрения структуры организации учебного материала позволяет выделить следующие модули:

1. Организационный модуль курса включает в себя: анкеты, материалы для входного тестирования, анкеты для проведения анализа и оценки качества обучения.

2. Методический модуль представляет собой: цели и задачи курса, методическое пособие для преподавателей, содержащее практические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, аудиторных занятий, использования видео- и аудиоматериалов, методики обучения грамматике, лексике, говорению. Особое внимание уделяется методике проведения учебных, деловых и ролевых игр.

3. Информационно-обучающий модуль включат в себя учебное пособие, состоящие из учебных текстов, заданий для аудиторной и самостоятельной работы, а также тестовые задания для самоконтроля, кассеты или диски для работы в аудитории и для самостоятельной работы.

4. Справочный модуль состоит из материалов справочного характера: поурочные словари-справочники, краткий грамматический комментарий, лингвострановедческие материалы, грамматический справочник, ключи к упражнениям для самостоятельной работы, тексты аудио-, видеоматериалов.

Информационно-обучающий модуль включает в себя несколько частных модулей, составляющих пособие и посвященных следующим темам: «Effective Business English communication — what is it?», «Making the First Impression in Business», «Effective Business Meeting», «Effective Telephoning», «Business Companies: structure and functioning», «Business Presentation», «Effective Writing at Work», «Business Negotiations», «How to Advertise», «Running Your Own Business». Все темы ориентированы на внесение реального международного контекста бизнеса в процесс обучения с учетом профессио-

нальной деятельности обучающихся, то есть экономическую сферу отношений.

реализующий компонент описывает форму и особенности обучения деловому английскому. Теоретические положения развивающей педагогики стали основанием для разработки критериев проведения занятий [8]:

— интерес и мотивация обучающихся целенаправленно создаются и развиваются педагогом;

— учебные цели занятия обсуждаются и согласуются с обучающимися;

— учебные задания, вопросы, упражнения, дискуссии носят проблемный, поисковый характер;

— время реально-речевой коммуникации обучающихся на занятии максимально увеличено (идеальное соотношение: преподаватель звучит 10 % учебного времени, 90 % предоставляется обучающимся);

— на занятии преобладает диалогический, полилогический стиль общения преподавателя с обучающимися и обучающихся друг с другом;

— обучающиеся активно высказывают свое отношение к изучаемому материалу, участвуют в диалогах, дискуссиях; на начальном этапе имеют место задания репродуктивного характера, выполняющиеся по алгоритму (вопросы педагога, трансформации, подстановочные упражнения и т.п.)

— формы занятия могут быть разнообразными: работа над проектом, деловая игра, диспут, переговоры, ролевая игра и др.

— создается положительный психологический климат, занятия проводятся эмоционально, в процессе обучения используются образность и наглядность;

— преподаватели используют инновационные технологии в учебном процессе: коммуникативный, игровой, проблемно-поисковый, деятельностный и аналитический подходы;

— отбор содержания занятий строится на принципах научности, логичности, системности, доступности, оптимальности и наглядности.

Так как мы используем проблемно-модульный подход, то каждый модуль как правило включает в себя основные блоки: входной — для оценки готовности к усвоению модуля, блок актуализации опорных понятий и способов деятельности, исторический — для генезиса понятий, ошибок и заблуждений, проблемный — нацелен на постановку профессионально-прикладной проблемы, экспериментальный — для вывода рабочих формул, блоки обобщения системных представлений и генерализации содержания модуля, блок

применения — для решения историко-научной проблемы, блок стыковка решений укрупненной профессионально-прикладной проблемы, блок типичных ошибок с указанием возможных причин и способов исправления, блок углубления с материалом повышенной сложности для интересующихся предметом и выходной блок контроля.

Контролирующий компонент представлен тремя видами контроля: предварительным (входным) — включает анкетирование и выполнение небольшого практического творческого профессионально ориентированного задания, текущим — обсуждение, опрос, ролевая игра, коллективное и индивидуальное выполнение творческих заданий, экспресс-опросы и итоговым (выходным) — аналогичен формама предварительного контроля, но его формы носят целостный характер и отличаются профессионально-методической направленностью, здесь анализу подвергаются способности применять полученные знания и сформированные умения в ситуациях межкультурной бизнес коммуникации для решения поставленной проблемы.

На наш взгляд использование представленной дидактической модели обучения деловому общению на английском языке способствует повышению эффективности образовательного процесса, так как включает в себя современные подходы и технологии к обучению, что обеспечивает не толь-

ко овладение обучающимся коммуникативной и межкультурной компетенцией в сфере бизнеса, но и способствует формированию его профессиональной компетентности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. — Воронеж: ВОИПКРО, 2005.

— 97 с.

2. Вербицкий А.А., Комраков Е.С., Чернявская А.Г. Современные образовательные системы: мозаика моделей. — МИМ ЛИНК, 2003. — 34 с.

3. ГалочкинА.И. Проблемно-модульная технология обучения — путь к новому качеству образования // Сб. науч. тр. IV Симпозиума «Квалиметрия человека и образования». — М.: Иссл. центр, 1995. — 233 с.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии — М., 1996. — 219 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. — 195 с.

6. ТрегубоваЕ.Н. Подготовка учителя иностранного язьжа по специальности «Лингвистика и межкультурная компетенция» с учетом эмоционального фактора. — Воронеж: 2001. — 300с.

7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. — М.: Народное образование, 1996. — 152 с.

8. Янковская Н.Б. Использование модели ОДО для повышения эффективности процесса обучения деловому английскому языку (начальный уровень). — М., 2002. — 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.