Научная статья на тему 'Модель формирования навыков бизнес-коммуникации на основе проблемно-модульного подхода'

Модель формирования навыков бизнес-коммуникации на основе проблемно-модульного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯ / ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / BUSINESS COMMUNICATION / PROBLEM AND MODULE APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PEDAGOGICAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стояновская Екатерина Александровна

В статье рассматривается модель формирования навыков бизнес-коммуникации на основе проблемно-модульного подхода, обосновываются теоретические подходы и принципы формирование навыков бизнес-коммуникаций, определены структура, этапы и уровни формирования навыков бизнес-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of business communication skills development based on the problem and module approach

In the article the model of business communication skills development based on the problem and module approach is being considered, the major theoretical approaches and principles of business communication skills development are being justified, the structure, the benchmarks and the levels of the development of business communication skills are being defined.

Текст научной работы на тему «Модель формирования навыков бизнес-коммуникации на основе проблемно-модульного подхода»

7. Багутдинова Н., Новиков Н. Управление качеством образования // Стандарты и качество. 2002. № 9.

8. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. СПб., 2001.

9. Системы качества в образовании / под общ. ред. Ю.П. Адлера. М., 2000.

Поступила в редакцию 12.02.2010 г.

Motunova L.N. Qualimetry of student’s educational-professional activities in the process of professional development.

The article offers internal higher education institution quality monitoring system. Aims, objectives, fundamentals, approaches to student educational activity quality management and control activity procedures are determined in the article.

Key words: professional development; educational milieu quality; quality management; internal higher education institution quality monitoring system; qualimetry of student educational activities.

УДК 371

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

© Е.А. Стояновская

В статье рассматривается модель формирования навыков бизнес-коммуникации на основе проблемно-модульного подхода, обосновываются теоретические подходы и принципы формирование навыков бизнес-коммуникаций, определены структура, этапы и уровни формирования навыков бизнес-коммуникации.

Ключевые слова: бизнес-коммуникация; проблемно-модульный подход; коммуникативная компетентность; педагогические условия.

Интеграция России в единое европейское образовательное пространство, реформирование российской системы высшего образования, ее сопоставимость с системами университетского образования в рамках Болонского процесса на сегодняшний день является первостепенной задачей. Социальный заказ, который общество предъявляет к подготовке специалистов, обладающих высокой коммуникативной компетентностью, требует, в т. ч., разработки курса обучения бизнес-коммуникации (business and professional communication).

В целом бизнес-коммуникацию можно определить как многофункциональный процесс практического взаимодействия акторов в рамках экономического и социокультурно -го поля, в ходе которого происходит реализация определенной совокупности коммуникативных знаний, умений и навыков, социальных норм, ценностных ориентиров в своей профессиональной деятельности.

Проблеме профессиональной подготовки будущих специалистов экономического профиля, развитию их коммуникативной компе-

тентности посвящен ряд работ в педагогической науке: А.Н. Дахин, О.Н. Васичкина. И.В. Куламихина и др. [1-3]. Вместе с тем было уделено недостаточное, на наш взгляд, внимание созданию целостной модели формирования навыков бизнес-коммуникации в процессе лингвистической подготовки студентов экономических специальностей. Поэтому наша задача - выявить ее структуру, этапы и уровни формирования навыков бизнес-коммуникации в рамках обозначенной модели.

Разработку модели формирования навыков бизнес-коммуникации мы будем вести на основе проблемно-модульного подхода (как одного из наиболее современных и перспективных, хорошо обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов) [4, 5] в сочетании с преимуществами андрагогического, личностно-ориентированного, контекстного, деятельностного и компетентностного подходов.

Подходы:

- проблемно-модульный,

- андрагогический,

- личностно-ориентированный,

- контекстный,

- деятельностный,

- компетентностный подходов

- инновационный;

Цель - формирование навыков бизнес-коммуникации у студентов экономического профиля

принципы:

- аутентичность;

- опора на функциональноадекватный текст;

- доминирование проблемных заданий;

- единство когнитивного, эмоционального

Когнитивный

Аксиологический Личностно- Оценочно-

операционный рефлексивный

Критерии

Знание деловой культуры партнера по бизнесу, моделей коммуникаций в сфере бизнеса, социокультурных аспектов ведения делового общения, особенностей экономического и бизнес-дискурса в разных странах

Принятие ценностей и положительное отношение к культуре и традициям страны участника бизнес-коммуникации, в том числе - усвоение «правил игры» и деловой системы ценностей партнера по бизнес-коммуникации

Способность и готовность к деловому общению с представителями другой культуры, умение организовывать работу с ними, умение сотрудничать в команде, умение прогнозировать результаты работы

У мения и навыки рефлексивного поведения, самооценка

Препода ватель <

1 фо Г< эмы

Взаимодействие

студент

1 Г

средства

проблемная лекция, семинар, тренинги, практ. зан., коллоквиум, науч. ислед. работа обучение в сотрудничестве

Метод проектов, дискуссия, проблемные задания, деловая игра

Лингво-культурологический аутентичный материал, компьютерная обучающая программа, мультимедийные, телекоммуникационные средства, видеозаписи, электронные учебники

этапы формирования навыков бизнес-коммуникации

I этап - работа с профессиональнонаправленными аутентичными материалами (письменными текстами, аудиоматериалами); систематизация грамматического материала в области бизнес-коммуникаций; работа с терминологическим глоссарием в рамках экономического дискурса

II этап - развитие навыков говорения в ситуациях делового общения на английском языке; формирование навыков письменного делового общения

III этап - использование вербальных форм иноязычной коммуникации в процессе формирования навыков переговорного процесса, выявления и формирова ния лидерских качеств, имиджа кампании, обучение коммуникативным навыков в конфликтной среде

IV этап - умение применять полученные навыки бизнес-коммуникации для решения конкретных задач в сфере бизнеса

Уровни

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Достигнутый уровень сформированности навыков бизнес-коммуникации у студентов экономического профиля

Рис. 1. Модель формирования навыков бизнес-коммуникации у студентов экономического профиля

Модель формирования навыков бизнес-коммуникации у студентов включает следующие компоненты: цель, методологические подходы, принципы формирования навыков бизнес-коммуникации, критерии оценки уровня сформированности навыков бизнес-коммуникации, этапы, формы, методы, средства формирования навыков (рис. 1).

В основе модели формирования навыков бизнес-коммуникации необходимо выделить четыре структурных компонента: когнитивный (знание деловой культуры партнера по бизнесу, моделей коммуникаций в сфере бизнеса, социокультурных аспектов ведения делового общения, особенностей экономического и бизнес-дискурса в разных странах), аксиологический (принятие ценностей и положительное отношение к культуре и традициям страны участника бизнес-коммуникации, в т. ч. усвоение «правил игры» и деловой системы ценностей партнера по бизнес-коммуникации); личностно-операционный (способность и готовность к общению с представителями другой культуры, умение организовывать работу с ними, умение сотрудничать в команде, умение прогнозировать результаты работы); оценочно-рефлексивный (умение оценивать свое поведение в различных ситуациях межкультурного общения в процессе бизнес-коммуникаций).

В ходе теоретического анализа и практической апробации модели формирования навыков бизнес-коммуникации были определены следующие этапы формирования навыков бизнес-коммуникации у студентов экономического профиля в ходе лингвистической подготовки.

I этап - работа с профессиональнонаправленными аутентичными материалами, включая письменные тексты, аудио- и видеоматериалы; систематизация грамматического материала в области бизнес-коммуникаций; работа с терминологическим глоссарием в рамках экономического дискурса.

II этап - развитие уверенных навыков говорения в ситуациях делового общения (коммуникация в рамках деловых переговоров, умение выражать мнение в разных сферах бизнеса); формирование навыков письменного делового английского.

III этап - использование вербальных форм иноязычной коммуникации в процессе формирования навыков переговорного про-

цесса, обучение коммуникативным навыкам в конфликтной среде (психологические тренинги, деловые игры).

IV этап - умение применять полученные навыки бизнес-коммуникации для решения конкретных задач в сфере бизнеса (в процессе деловых игр, тренингов, круглых столов, презентаций, бизнес-проектов на иностранном языке).

Преимуществом представленной дидактической модели является ее ориентация на овладение обучающимися не только компетенцией в рамках межкультурной коммуникации в сфере бизнеса, но и освоение социокультурных, психологических, экономических аспектов в процессе делового общения, что способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся. Приоритетной целью обучения становится личностное развитие обучающегося, его готовности к саморазвитию и самостоятельному принятию решений.

1. Дахин А.Н. Открытое образование и компетентность его участников // Школьные технологии. 2008. № 1. С. 60-64.

2. Васичкина О.Н. Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетентности // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. 2006. Ростов. URL: http://www.rspu.edu.ru/ universi-ty/publish/pednauka/2006_1/02Vasichkina.htm (дата обращения: 16.02.2010).

3. Куламихина И.В. О коммуникативной компетентности специалистов в условиях глобализации экономики // Закон и право. 2006. № 4. С. 62-64.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. М., 1996.

5. Проблемно-модульная технология обучения -путь к новому качеству образования / Галоч-кин А.И. [и др.] // Квалиметрия человека и образования. М., 1995.

Поступила в редакцию 26.01.2010 г.

Stoyanovskaya E.A. The model of business communication skills development based on the problem and module approach.

In the article the model of business communication skills development based on the problem and module approach is being considered, the major theoretical approaches and principles of business communication skills development are being justified, the structure, the benchmarks

and the levels of the development of business communica- Key words: business communication; problem and

tion skills are being defined. module approach; communicative competence; pedagogi-

cal basis.

УДК 371.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ВИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Е.Д. Кошеляева

В статье рассматривается вопрос об эффективности применения социального сервиса вики в процессе обучения студентов языкового вуза иностранному языку. В работе уточняется определение социального сервиса вики и предлагается алгоритм использования социального сервиса вики в учебном процессе.

Ключевые слова: информационная компетенция; социальный сервис Веб 2.0; социальный сервис вики; обучение иностранному языку.

В связи с быстрым ростом экономического развития России и осуществлением Федерального национального проекта «Образование», использование интернет-ресурсов в образовательных целях становится повседневной реальностью. Происходит повсеместная компьютеризация школ и вузов, где создаются необходимые технические условия для интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) в учебном процессе. Не остался без компьютеризации и процесс обучения иностранным языкам. Информационно-коммуникационные технологии создают особую среду, в которой происходит обучение студентов, а также осуществляется их дальнейшая профессиональная деятельность [1]. Поэтому одной из целей высшего профессионального образования становится развитие не только иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенций, но и информационной компетенции, позволяющей студентам не только являться пассивными пользователями сети Интернет, извлекающими информацию, предлагаемую другими людьми, но и активными создателями информационных ресурсов. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку дает возможность одновременно формировать не только иноязычную коммуникативную, социокультурную, но и информационную компетенцию.

Под информационной компетенцией Д.М. Грицков, П.В. Сысоев и М.Н. Евстиг-

неевым подразумевают «владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения в образовательном процессе, а также критическое отношение к распространяемой информации» [2]. Среди всех интернет-ресурсов особого внимания заслуживает социальный сервис Веб 2.0 - блок социальных сервисов, отличительной чертой которого является то, что он дает пользователям не только возможность получения, но и возможность создания информации. В блок социального сервиса Веб 2.0 входят следующие сервисы: блог, твиттер, подкаст, вики, закладки, фликр, ЮТьюб, которые могут быть использованы в образовательных целях.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что образовательные возможности социального сервиса вики не до конца исследованы, поэтому представляется целесообразным определить содержание понятия «социальный сервис вики» и предложить технологию использования данного сервиса в обучении иностранному языку.

Анализ различных определений социального сервиса вики позволяет утверждать, что имеется значительный разброс в толковании того, какие именно компоненты входят в данный сервис, что свидетельствует о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции: под социальным сервисом вики понимают «свободно пополняемый набор взаимосвязанных Вебстраниц, гипертекстовую систему для хране-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.