Научная статья на тему 'Модель обучения профессиональному взаимодействию студентов экономического профиля при работе с иноязычной деловой документацией'

Модель обучения профессиональному взаимодействию студентов экономического профиля при работе с иноязычной деловой документацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЛОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / MODEL / PROFESSIONAL INTERACTION / BUSINESS DOCUMENTS / STUDENTS OF ECONOMIC PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чунихина Анна Александровна

В данной статье рассматривается теоретическая модель обучения профессиональному взаимодействию студентов экономических факультетов при работе с иностранной деловой корреспонденцией. Модель выступает главным образом как специально сконструированная дидактическая система, направленная на формирование иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компетентностей, необходимых будущему специалисту для успешного осуществления его профессиональной деятельности, а так же на развитие, воспитание и расширение профессионального кругозора студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чунихина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of teaching of professional interaction of students-economists while working with foreign business correspondence

The article is devoted to the model of teaching of professional interaction which is necessary for students of economic faculties while working with foreign business correspondence. The model presents itself as a specially designed didactic system, directed to formation of foreign communicative and common professional competences, which are important to a potential specialist for successful realization of his/her professional activity, and also for development, training and widening of professional students' outlook.

Текст научной работы на тему «Модель обучения профессиональному взаимодействию студентов экономического профиля при работе с иноязычной деловой документацией»

УДК 378:811.111

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

© А.А. Чунихина

В данной статье рассматривается теоретическая модель обучения профессиональному взаимодействию студентов экономических факультетов при работе с иностранной деловой корреспонденцией. Модель выступает главным образом как специально сконструированная дидактическая система, направленная на формирование иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компетентностей, необходимых будущему специалисту для успешного осуществления его профессиональной деятельности, а так же на развитие, воспитание и расширение профессионального кругозора студентов.

Ключевые слова: модель; профессиональное взаимодействие; деловая документация; студенты экономического профиля.

В настоящее время в связи с изменениями в различных аспектах жизни современного общества, в частности с изменениями в нашей экономике, ее внедрением в мировой рынок, где английский является международным языком, а также с расширением межнациональных и международных контактов, появилась настоятельная потребность в подготовке специалистов экономического профиля, владеющих английским языком. Хотя английский язык как язык международного общения можно рассматривать не только в сфере бизнеса, но и среди различных областей его функционирования (международные переговоры и т. д.) эту сферу все же можно выделить благодаря ее значительной специализированности.

Специалист, владеющий иностранным языком, является посредником, который осуществляет сближение народов и способствует лучшему взаимопониманию и сотрудничеству. Поэтому при подготовке будущих специалистов экономического профиля,

профессиональная деятельность которых сопряжена с реальным осуществлением коммуникации (например, переговоры) между представителями различных компаний, обучение свободному владению иностранным языком, и не только в деловой сфере, - это необходимый, но не единственный аспект их подготовки.

Глобальные изменения в экономической жизни общества, развитие новых информационных ресурсов, облегчающих взаимопонимание и сотрудничество партнеров и компаний, требуют совершенствования профес-

сионального образования и пересмотра используемого подхода к обучению студентов, главная цель которых - научиться правильно осуществлять профессиональное взаимодействие. Процесс обучения профессиональному взаимодействию студентов экономического профиля как по предметному содержанию, так и по методической реализации имеет характерную, отличную от других, специфику. Подготовка будущих специалистов, владеющих деловым английским языком - это целенаправленный комплексный процесс развития, обучения, познания и воспитания средствами иностранного языка. Образование есть передача культуры, направленная на преобразование человека. Образование - это то, что приобрел, присвоил человек в результате познания, обучения, воспитания и развития. Цель образования отличается от цели обучения. Цель обучения - формирование навыков и умений. Целью образования является образование (создание) человека как индивидуальности, развитие его духовных сил, способностей, возвышение потребностей, воспитание морально ответственным и социально приспособленным человеком [1].

Можно сказать, что для обучения профессиональному взаимодействию образования в своем традиционном виде недостаточно. Широко приветствуется самостоятельная работа студентов. Специалист, обеспечивающий коммуникации между представителями различных стран, должен понимать и представлять себе все нюансы и особенности их культур и менталитета. В своей работе он затрагивает темы узкой специализации (до-

говор, контракт), а это, в свою очередь, требует от него обладания дополнительной информацией по различным вопросам. Чем быстрее ускоряется темп современной жизни, насыщенность информацией, касаемо не только объема, но и уровня сложности получаемых данных, тем больше возрастает роль и эффективность самостоятельной работы в случае ее правильной интеграции в учебный процесс.

Модель организации профессионального взаимодействия студентов экономического профиля рассматривается как специально сконструированная дидактическая система, направленная на формирование иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компетентностей, необходимых будущему специалисту для успешного осуществления его профессиональной деятельности, а также на развитие, воспитание и расширение профессионального кругозора студентов.

В процессе обучения студентов профессиональному взаимодействию можно выделить следующие основные компоненты: цель; подходы; принципы; содержание; критерии; уровни; условия, обеспечивающие реализацию предложенной модели; результат.

Выделение структурных компонентов позволило составить следующую схему (рис. 1).

Цель обучения - базисная категория, которая отражает объективные потребности общества и при этом является идеальным предвидением результата деятельности. В процессе обучения студент должен не только овладевать иностранным языком как средством коммуникации в рамках программных требований, но и развивать навыки, необходимые будущему специалисту для осуществления профессионального взаимодействия.

Главная цель, которой следует руководствоваться в процессе подготовки студентов к профессиональному взаимодействию, - это достижение такого уровня умений, при котором они, будущие специалисты, обладая необходимыми знаниями по ключевым дисциплинам, способны осуществлять целесообразные профессиональные взаимоотношения и организовывать на их основе оптимальное личностное и социально ориентированное взаимодействие для достижения познавательных, развивающих, воспитательных и учебных задач.

Данная модель реализуется в обучении студентов 4-5 курсов экономического факультета по специальности «Мировая экономика». Студенты, заканчивающие обучение и готовящиеся к применению полученных знаний на практике, должны владеть достаточно высоким уровнем профессиональных умений, и в частности профессионального взаимодействия, что будет являться предпосылкой успешности трудовой деятельности.

Немаловажное значение в построении модели имеет определение принципов - исходных положений системы, задающих ее стратегические направления. В качестве таковых можно выделить профессиональную направленность, функциональность, интегра-тивность, коммуникативность и ситуатив-ность.

Реализация принципа профессиональной направленности способствует более глубокому пониманию студентами сущности своей будущей профессии, развитию интереса к профессиональной деятельности. Многие исследователи (А.Л. Бердичевский, А.А. Вербицкий, В. А. Сластенин и др.) подчеркивают необходимость профессиональной направленности обучения. Профессиональная направленность, по мнению В.А. Сластенина, -центральное звено, без которого невозможно формирование профессионально важных свойств личности. Посредством развития навыков в решении профессионально-ориентированных задач в проблемных ситуациях у студентов развивается определенное отношение к своей будущей профессиональной деятельности, формируются те устойчивые личностные побуждения, которые важны для успешного саморазвития и самореализации.

Принцип функциональности означает, что процесс развития навыков профессионального взаимодействия направлен на овладение наиболее важными функциями: коммуникация, информированность, умение работать с представленным материалом. Функциональность порождает необходимость использования в процессе обучения все разнообразие профессионально-ориентированных задач.

Принцип интегративности является одним из самых важных принципов в процессе обучения профессиональному взаимодействию. Реализация рассматриваемого принципа проявляется в интеграции теоретической и

Содержание

Познавательный аспект: формирование представлений об особенностях профессиональной деятельности Развивающий аспект: развитие коммуникативных особенностей, умения работать с материалом (деловая корреспонденция) Воспитательный аспект: овладение профессиональными ценностями, морально-этическими нормами Учебный аспект: умение применять полученные знания на практике

Критерии сформированности навыков профессионального взаимодействия • владение умениями иноязычного общения как в устной (переговоры и т. д.), так и в письменной форме (деловые письма, контракты) • владение прагматическими умениями • владение стратегическими умениями в экономической и деловой сфере • владение дискурсивными умениями • владение социокультурными умениями • владение знаниями, умениями и навыками по специальным дисциплинам

Уровни

низкий средний высокий

1 Г

Условия

интеграция дисциплин «Иностранный язык (профессиональный)» и «Язык делового общения» с дисциплинами по специальности; развитие переводческих навыков студентов при работе с текстами деловой документации; реализация связей учебной и профессиональной деятельности; соответствие средств и технологий интересам и потребностям студентов; наличие времени для самостоятельной работы; направленность средств и технологий на формирование познавательной мотивации студентов; оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «Язык делового общения»; использование актуальных, профессиональнонаправленных ситуаций на занятиях по иностранному языку; самоанализ и самооценка моделируемой профессиональной деятельности; доступ к современным информационным и коммуникационным технологиям

Результат: совершенствование навыков профессионального взаимодействия студентов экономического профиля при работе с деловой документацией

Рис. 1. Модель обучения студентов профессиональному взаимодействию

практической подготовки студентов, а также в интеграции таких дисциплин, как «Иностранный язык (профессиональный)» и «Язык делового общения» с дисциплинами по специальности, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее полное осуществление поставленной цели. Иностранный язык обладает уникальным интеграционным потенциалом, позволяет организовать обучение таким образом, чтобы задействовать межпредметные и межаспектные связи.

Принцип коммуникативности означает, что процесс развития навыков профессионального взаимодействия представляет собой модель процесса реального общения (устного и письменного) и включает такие параметры, как мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, ситуа-тивность, функциональность. Успешная реализация данного принципа во многом зависит от умения студентов правильно оценить обстановку и применить полученные знания на практике.

Следующим принципом, определяющим исходные позиции разрабатываемой модели, является принцип ситуативности, который показывает, что процесс обучения профессиональному взаимодействию осуществляется на основе моделирования проблемных коммуникативных ситуаций в профессиональной деятельности будущего специалиста. Модель проблемной коммуникативной ситуации сохраняет все основные качества профессионального взаимодействия, воссоздает все многообразие социальных и деловых взаимоотношений.

В вопросе определения содержания процесса обучения профессиональному взаимодействию мы опираемся на трактовку целей в сфере иноязычного образования, предложенную Е.И. Пассовым. В профессиональной культуре деятеля сферы иноязычного образования автор выделяет следующие аспекты: 1) познавательный (культурологический), 2) развивающий (психологический), 3) воспитательный (педагогический), 4) учебный (социальный). Аспект профессионального взаимодействия является частью профессиональной культуры, значит, рассматривая и конкретизируя цель - развитие навыков профессионального взаимодействия, мы должны учитывать равноправие всех аспектов [2].

Для оценки уровня развития навыков профессионального взаимодействия у студентов экономического профиля можно определить следующие группы критериев: владение умениями иноязычного общения как в устной (переговоры и т. д.), так и в письменной форме (деловые письма, контракты); владение прагматическими умениями; владение стратегическими умениями в экономической и деловой сфере; владение дискурсивными умениями; владение социокультурными умениями; владение знаниями, умениями и навыками по специальным дисциплинам. Овладение учебным материалом должно начинаться с глобального синтетического восприятия. В процессе предъявления и усвоения материал подвергается анализу, рациональному усвоению, а затем снова включается в речевую деятельность, только уже в иных, отличных от первоначальных, ситуациях общения [3]. Подходы к определению уровней овладения профессиональными умениями как в теории, так и в практике, а также выделенные критерии позволяют обозначить уровни развития навыков профессионального взаимодействия следующим образом: низкий, средний и высокий.

Успешное обучение профессиональному взаимодействию возможно только при соблюдении определенных условий. Условия понимаются как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности (В .И. Андреев, С.И. Ожегов). Для успешной реализации главной цели модели обучения профессиональному взаимодействию необходимы следующие условия: интеграция дисциплин «Иностранный язык (профессиональный)» и «Язык делового общения» с дисциплинами по специальности; развитие переводческих навыков студентов при работе с текстами деловой документации; реализация связей учебной и профессиональной деятельности; соответствие средств и технологий интересам и потребностям студентов; наличие времени для самостоятельной работы; направленность средств и технологий на формирование познавательной мотивации студентов; оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «Язык делового общения»; использование актуальных, профессиональнонаправленных ситуаций на занятиях по иностранному языку; самоанализ и самооценка

моделируемой профессиональной деятельности; доступ к современным информационным и коммуникационным технологиям.

Итак, можно сказать, что достижение результата поставленной цели (совершенствование навыков профессионального взаимодействия студентов экономического профиля при работе с деловой документацией) может осуществляться только с учетом всех структурных компонентов представленной модели. Само понятие «профессиональное взаимодействие» определяется А.Ю. Коджаспи-ровым как «особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы будущих специалистов, их координацию и гармонизацию; личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок... может проявляться в виде сотрудничества и в виде соперничества» [4]. Умение взаимодействовать профессионально и правильно - это навык, который приобретается со временем и является особенно ценным, когда речь заходит о практической деятельности. Поэтому при подготовке специалистов экономического профиля особое внимание должно быть уделено модели обучения профессиональному взаимодействию,

которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.

1. Тарасюк Н.А. Лингвистические аспекты обучения иностранному языку дошкольников // Ученые записки Курского государственного университета. Курск, 2005. Вып. 1 (2). С. 203.

2. Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального образования (на примере иноязычного образования). Липецк, 1998. С. 68.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. С. 223.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2005. Вып. 2. С. 123.

Поступила в редакцию 17.12.2009 г.

Chunikhina A.A. Model of teaching of professional interaction of students-economists while working with foreign business correspondence.

The article is devoted to the model of teaching of professional interaction which is necessary for students of economic faculties while working with foreign business correspondence. The model presents itself as a specially designed didactic system, directed to formation of foreign communicative and common professional competences, which are important to a potential specialist for successful realization of his/her professional activity, and also for development, training and widening of professional students’ outlook.

Key words: model; professional interaction; business documents; students of economic profile.

УДК Sll.l6l.l

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Н.В. Киреева

В статье представлена технология обучения комбинированным коммуникативно-речевым умениям в неязыковом вузе. Рассмотрены отличительные особенности данной технологии, приведены конкретные примеры формулировки заданий, используемых для развития комбинированных умений.

Ключевые слова: комбинированные коммуникативно-речевые умения; технология обучения; смысловые характеристики высказывания.

По-мнению Г.В. Роговой, технология обучения - «это наука техники обучения, это знание того, как обучать» [1]. Верным будет также и утверждение о том, что технология обучения - это практическое воплощение научно-теоретических идей, поэтому любая технология в обучении иностранным языкам всегда базируется на тех или иных психоло-

го-педагогических, лингвистических и методических теориях и фактах. Цель данной статьи: показать отличительные особенности технологии обучения комбинированным коммуникативно-речевым умениям в неязыковых вузах, а также представить практическое ее воплощение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.