Научная статья на тему 'Роль аграрного протекционизма в современных условиях'

Роль аграрного протекционизма в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1040
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / PROTECTIONISM / FOOD SOVEREIGNTY / STATE SUPPORT / FOOD SECURITY / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

В статье основное внимание сконцентрировано на необходимости оптимизации государственной политики аграрного протекционизма. Государство должно стать субъектом регулирования конкуренции на отечественном рынке, что позволит повысить конкурентоспособность национального аграрного производства. Выявлено, что прямая бюджетная поддержка цен на продукцию АПК способна обеспечить рентабельность сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AGRICULTURAL PROTECTIONISM IN THE MODERN CONDITIONS

The article mainly focuses on the need to optimize the public policy of agrarian protectionism. The government should regulate the competition in the domestic market, which will increase the competitiveness of the national agricultural goods. It is discovered, that the direct budget support of the agricultural prices can ensure the profitability of the agricultural production.

Текст научной работы на тему «Роль аграрного протекционизма в современных условиях»

УДК 338.43

Абакарова Рабият Шамсудиновна

преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства

РОЛЬ АГРАРНОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Abakarova Rabiyat Shamsudinovna

Lecturer, Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy

THE ROLE OF AGRICULTURAL PROTECTIONISM IN THE MODERN CONDITIONS

Аннотация:

В статье основное внимание сконцентрировано на необходимости оптимизации государственной политики аграрного протекционизма. Государство должно стать субъектом регулирования конкуренции на отечественном рынке, что позволит повысить конкурентоспособность национального аграрного производства. Выявлено, что прямая бюджетная поддержка цен на продукцию АПК способна обеспечить рентабельность сельскохозяйственного производства.

Summary:

The article mainly focuses on the need to optimize the public policy of agrarian protectionism. The government should regulate the competition in the domestic market, which will increase the competitiveness of the national agricultural goods. It is discovered, that the direct budget support of the agricultural prices can ensure the profitability of the agricultural production.

Ключевые слова:

протекционизм, продовольственная независимость, государственная поддержка, продовольственная безопасность, сельское хозяйство.

Keywords:

protectionism, food sovereignty, state support, food security, agriculture.

В рыночной экономике основная целевая функция политики аграрного протекционизма сводится к поддержанию необходимой доходности сельских товаропроизводителей. Имевшие место в российской практике различные противоречивые или прямо противоположные научные и практические государственные подходы к данной проблеме свидетельствуют о том, что отношение властей к протекционистской политике в этой отрасли, включая вопросы оказания и размеры прямой бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей, есть прямое следствие недооценки или игнорирования объективной необходимости применения этого регулятора.

Между тем именно государство вынуждено взять на себя функции формирования и целенаправленного осуществления политики аграрного протекционизма, чтобы содействовать динамичному развитию сельского хозяйства и обеспечить продовольственную независимость страны. Способность активно реализовать эти функции - прямое свидетельство профессионального проведения властями подлинно крестьянской аграрной политики.

Прямая бюджетная поддержка цен на продукцию АПК (важная с точки зрения поддержания относительной стабильности розничных цен на продовольствие), если ориентироваться на умеренные по размерам и относительным параметрам ценовые субсидии в зарубежных странах, должна обеспечить по меньшей мере половину оптимальной рентабельности сельскохозяйственного производства. Другая часть протекционистской поддержки вполне может быть откорректирована с помощью косвенных рычагов: льгот по налогам и кредитам; более низких, компенсируемых государством цен на промышленные средства производства для сельского хозяйства; разного рода целевых субсидий; списания кредитной задолженности сельхозпредприятий, возникающей из-за деформаций экономического механизма, и т. д.

Совокупность как прямых, так и косвенных протекционистских мер будет экономически и социально оправдана, если она ориентирует товаропроизводителей на улучшение качества хозяйственной деятельности, решительное пресечение иждивенческих настроений (равно как и монопольных устремлений), которые еще очень живучи.

Расчеты показывают, что приостановить деградацию производственной базы аграрного сектора и социально-трудовой сферы села можно, если масштабы господдержки во всех ее формах обеспечат получение средней рентабельности в отрасли не ниже 20-25 %, а оплата труда в сельском хозяйстве составит не ниже 70 % к среднему уровню зарплат во всех остальных отраслях экономики. Общая сумма бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в этом случае будет равна 250-300 млрд руб. в год. При ответственном государственном подходе к этой важнейшей и острейшей общенациональной проблеме изыскать эти финансовые ресурсы и зафиксировать их отдельной строкой с разбивкой по направлениям в бюджете страны вполне возможно [1].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 5)

Повышение конкурентоспособности национального аграрного производства - задача комплексная, и решить ее исключительно усилиями субъектов конкуренции в современных условиях крайне сложно. В большинстве экономически развитых стран государство как субъект регулирования прибегает к воздействию на конкурентную среду организаций, проводя экономическую политику аграрного протекционизма. Данная политика направлена на защиту национальных поставщиков от конкуренции со стороны импорта, что позволяет им реализовывать агропродоволь-ственную продукцию по более высоким ценам, чем в ситуации «свободной торговли», и наращивать объемы выпуска. Вопросы регулирования конкуренции в теории и практике экономической политики относятся к той области, где наиболее четко проявляется наличие «двойных стандартов» зарубежной экономической науки. В то время как в теории господствует либеральный подход к внешней торговле и конкуренции, который осуждает любые проявления протекционизма как затрудняющие действие безупречных рыночных регуляторов, на практике оказывается, что меры по защите и поддержке национального производства (в том числе аграрного) применяются повсеместно. Протекционизм стал замаскированным, неявным, в значительной мере нетарифным по своей сущности, но его распространение от этого не стало меньшим.

Таким образом, при переходе к прагматической парадигме в регулировании экономики, подразумевающей разумный протекционизм государства, вновь актуальными становятся вопросы:

- уточнения или поиска нового содержания понятия «аграрный протекционизм», которое отвечало бы современному уровню развития экономики и экономической мысли;

- о целях протекционизма и критериях достижения целей;

- о конкретных инструментах протекционизма и их оптимальном сочетании в современных условиях.

Совокупность защитных и поддерживающих механизмов, по нашему мнению, формирует систему аграрного протекционизма, расширяя возможности государственного регулирования в агропродовольственной сфере [2].

Создание эффективной системы аграрного протекционизма осложняется, с одной стороны, разнообразием факторов, влияющих на конкурентные преимущества агропродовольственной продукции, и, с другой стороны, распространением либеральных экономических идей в кругах, причастных к разработке экономической политики страны.

Приоритетной целью системы аграрного протекционизма в современных российских экономических условиях является достижение расширенного воспроизводства в АПК. Важнейшее условие для этого - достаточный уровень доходности отечественных товаропроизводителей.

Сочетание в политике аграрного протекционизма защиты внутреннего рынка и рациональной поддержки национального производства, несомненно, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российского АПК. Возросшая доходность аграрного производства сделает возможным ускорение технического перевооружения, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, а встроенные в систему протекционизма экономические и административные регуляторы позволят сгладить присущую рыночным отношениям стихийность.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли экономики. В условиях рыночных методов хозяйствования аграрный сектор оказывается наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности, что делает неизбежным развитое государственное регулирование этого сектора.

Благодаря государственному регулированию сельского хозяйства ведущим капиталистическим странам удалось сделать рывок в его развитии, стимулировать научно-технический прогресс в отрасли, создать необходимые стартовые условия для накопления капитала и структурной перестройки агропромышленного комплекса.

Аграрный протекционизм - система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.

В настоящее время другие страны осознали свою абсолютную незащищенность на современном продовольственном рынке. Глобальный кризис развеял миф о якобы существующем свободном рынке, при наличии которого производство продовольствия может быть сосредоточено в нескольких наиболее благоприятных регионах, способных обеспечить продуктами питания весь остальной мир. Все национальные правительства убедились в том, что страна должна иметь собственное развитое сельское хозяйство, даже если оно целиком основано на дотациях. В России эта необходимость усиливается недостаточностью потребления продуктов питания на душу населения. Сегодня сельское хозяйство России как никогда нуждается в эффективном государственном регулировании [3].

В сельском хозяйстве сейчас много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного решения заслуживает создание нормального экономического климата на селе и образование такого государственного механизма поддержки и регулирования сельского хозяйства, который способен вывести аграрный сектор на последовательное повышение уровня развития. Для решения этих проблем и оказания помощи со стороны государства необходима прежде всего общая оценка состояния отрасли начиная с периода проведения аграрных реформ. Следует подчеркнуть, что непродуманные реформы превратили сельское хозяйство на первых этапах их проведения в неплатежеспособную систему, что в значительной степени снизило темпы воспроизводственного процесса в отрасли [4].

Ссылки:

1. Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм: принципы, приоритеты и механизмы осуществления // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2008. № 2. С. 12-14.

2. Дудник А.В. Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России // Аграрный вестник Урала. 2011. № 5 (84). С. 76-78.

3. Абакарова Р.Ш. Конкурентоспособность российского сельского хозяйства в условиях ВТО // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 292-294.

4. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Предпосылки и направления аграрного протекционизма и государственного регулирования сельского хозяйства // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 23. С. 127-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.