Научная статья на тему 'Процессы развития механизма государственного протекционизма в аграрном секторе экономики'

Процессы развития механизма государственного протекционизма в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / GOVERNMENT SUPPORT / THE AGRICULTURAL SECTOR / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голуб Татьяна Ивановна

В статье проанализированы методические подходы к формированию направлений государственной поддержки аграрного сектора на основе определения основного функционирования механизма и принципов разработки государственного протекционизма. Определено рычаги и объекты влияния, содержание аграрного протекционизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES OF DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE PROTECTIONISM IN THE AGRICULTURAL SECTOR

The analyzes the methodological approaches to the formation of areas of state support to the agricultural sector by identifying the basic operation of the mechanism and the design principles of state protectionism. Defined arms and objects influence the content of agricultural protectionism.

Текст научной работы на тему «Процессы развития механизма государственного протекционизма в аграрном секторе экономики»

Т.И. Голуб

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ...

УДК 338.43

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА

В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

©2013

Т.И. Голуб, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье проанализированы методические подходы к формированию направлений государственной поддержки аграрного сектора на основе определения основного функционирования механизма и принципов разработки государственного протекционизма. Определено рычаги и объекты влияния, содержание аграрного протекционизма. Ключевые слова: государственная поддержка, аграрный сектор, протекционизм.

Аграрный сектор экономики Украины является сегодня профилирующим направлением развития всей экономики страны, с одной стороны, с другой - это наименьше защищенный сектор национальной экономики. Преодоление последствий социально-экономического кризиса, охватившего все страны мира и ужесточившего условия функционирования аграрного сектора экономики, объективно требует эффективного механизма государственного регулирования, особая роль в котором отводится аграрному протекционизму.

Именно поэтому, самыми актуальными являются вопросы выбора инструментов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и путей выхода аграрной отрасли из затяжного кризиса из-за применения мер государственного протекционизма.

Значительная часть известных отечественных и зарубежных ученых - экономистов посвящают свои труды изучению проблемы государственной поддержки деятельности предприятий аграрного сектора и его улучшению. Однако имеющийся опыт свидетельствует о целом ряде нерешенных проблем. Необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы обусловили актуальность темы исследования и послужили основой ее выбора.

Синтез и анализ методов создания механизма государственной поддержки товаропроизводителей аграрного сектора на основе государственного протекционизма.

Государственная поддержка аграрного сектора экономики заключается в том, что страна путем применения административных, экономических и правовых рычагов регулирует поведение сельскохозяйственного товаропроизводителя, определяет перспективы развития аграрного сектора экономики, выполняет направляющую роль в реализации долгосрочных программ развития. Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственной защиты и рыночных рычагов.

В условиях трансформационной экономики значительное место следует уделить индикативному планированию, разработке и реализации целевых программ регионального развития, прямому регулированию цен, контролю за условиями труда. Но, увы, механизм государственного протекционизма аграрного сектора остается несовершенным. В этом важную роль играет создание нормативно-правовой базы, на что указывает значительное количество нормативно-правовых актов, принятых в последние годы с целью повышения эффективности функционирования сельского хозяйства.

Государственная поддержка аграрного сектора характеризуется ростом бюджетных расходов в номинальном выражении. Тем не менее, хотя бюджетные расходы и немалые, уровень совокупной поддержки, которую фактически получает сельскохозяйственная отрасль, практически очень низкий [1].

Имеются разные методы государственной поддержки рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: прямые (административные) и косвенные (экономические). Применение этих методов зависит от социальных, исторических, политических, экономических условий, структуры экономики и состояния развития [2]. Поэтому механизм государственного регули-

рования экономики в каждой стране имеет свои особенности.

По формулированию В. Норта, смысл протекционизма заключается в создании государственных законодательных актов или рыночных стимулов, которые используются для контроля за решениями предприятий в области ценообразования, сбытовой политики или методов и объемов производства [3].

Анализ трансформации аграрной политики в зарубежных странах позволяет сделать вывод, что использование в Украине в последние годы таких инструментов государственного протекционизма как: фиксированный сельскохозяйственный налог, сокращение финансирования многих аграрных программ, дорогой кредит - не могло обеспечить восстановление технологического базиса отрасли, что лишает предприятий возможности наращивать конкурентные преимущества.

Государство, роль которого в обеспечении продовольственной безопасности растет, не может позволить разорения аграрных товаропроизводителей из-за их существенной зависимости не только от природных ресурсов, но и от колебаний рынка и конкуренции. К тому же неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, приводит к такому явлению: в урожайные годы сельские жители из-за удешевления продукции могут терять больше дохода, чем в годы с неблагоприятными погодными условиями. Поэтому особенности государственного протекционизма аграрного сектора экономики региона формирует механизм развития сельского хозяйства, который предусматривает наличие взаимосогласованных частей, таких как: нормативно-правовые рычаги; бюджетно-финансовое регулирование и целевая поддержка отдельных регионов - лидеров и регионов среднего и депрессивного развития, государственные региональные программы развития, создание и развитие специальных экономических зон в определенных регионах, развитие межрегионального и приграничного сотрудничества [5, 6].

Государственные региональные программы разрабатываются с целью активизации хозяйственной деятельности и развития государственных рыночных отношений в регионах, обеспечения структурной перестройки агропромышленных комплексов; решения проблем социального характера, связанных с занятостью сельского населения, развития социальной инфраструктуры; ликвидации локальных социально - экономических кризисов, создания условий для экологической безопасности в регионе [7].

Поэтому, просмотрев вышесказанное, можно сказать, что методическую поддержку мер государственного протекционизма образовывают основные нормативные акты, определяющие задачи и цели государственной поддержки аграрной отрасли. Здесь можно согласиться с мнением академика Демьяненко Н.Я., который определил первоочередные вопросы государственного протекционизма, требующие немедленного решения:

1. Самым первым остается создание механизма и поиск инструментов поддержки сельскохозяйственных предприятий. Для этого следует обеспечить конкурентоспособное производство продукции растениеводства и животноводства, в первую очередь обеспечивающих

Т. И. Голуб

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ..

продовольственную безопасность страны.

2. Обеспечение притока зарубежных инвестиций на восстановление ресурсного потенциала предприятий, создание современной производственной и рыночной инфраструктуры, создания интеграционных формирований с привлечением банковского капитала и научных учреждений, создания инновационных производств.

3. Инновационное развитие, что будет обеспечиваться производством самых новых товаров, привлечением высококвалифицированных кадров, развитием сельских территорий [8].

Поэтому даже после вступления в ВТО, Украине следует принять первоочередные меры по следующим позициям:

• правовое закрепление и обеспечение принципа своевременности и достаточности объемов финансирования принятых государственных и региональных программ;

• установление четких нормативов по отдельным, определенных государством, направлениям развития и разработка мер наказания за их невыполнение;

• ввод в действие систему мониторинга, отчетности и аудита за расходованием бюджетных средств на всех уровнях. Но самым главным событием возрождения аграрной сферы экономики является усиление антимонопольной защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Решить эту проблему помогло бы, перегруппировка сельскохозяйственных предприятий по распределению средств бюджетной поддержки с установлением жестких критериев и форм подтверждения монопольных действий по внесенным в перечень товаропроизводителей. Так, например, в странах Европейского Союза (ЕС) при бюджетном финансировании сельского хозяйства уделяется внимание именно программному планированию и проверкам по использованию предоставленных средств.

Поэтому, проанализировав способы государственной защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, можно определить главные принципы разработки и функционирования механизма государственного протекционизма:

• принятие и разработка научно обоснованных программ, заранее выбранных государством по их приоритетности по развитию аграрного сектора;

• целеустремленность и обязательная гарантирован-ность государственной поддержки с обеспечением обратной связи в виде своевременной отчетности;

• равнозначность всех форм собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение государственной помощи;

• основными принципами государственного регулирования экономики должны быть: во-первых, самое минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы, во-вторых, влияние соответствующих властных структур на развитие социально -экономических процессов, которое осуществляется с помощью устанавливаемых государством экономических регуляторов и нормативов.

• защита интересов отечественных товаропроизводителей путем:

- а) стимулирования экспорта конкурентоспособной продукции, прежде всего перерабатывающих отраслей промышленности;

- б) осуществления политики защиты внутреннего рынка от импорта продовольствия и материально - технических ресурсов, для производства которых Украина имеет возможности, вводя тарифы на ее соответствующие отечественные разновидности. Тариф является целесообразным по сравнению с квотой, ведь он повышает цену на внутреннем рынке по сравнению с мировой только на размер собственно тарифа и никогда не превышает этого уровня. В то время при квоте любое увеличение внутреннего спроса вызовет неограниченный рост внутренней цены, поскольку удовлетворение этого спроса за счет импорта невозможно [9; 10]._

• активного содействия государства охране и повышению плодородия почв, защиты окружающей среды, развития селекции, племенного дела и семеноводства; осуществления противоэрозионных мероприятий, развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

• развития социальной сферы села, улучшения условий жизни на селе. Целесообразно существенно увеличить объемы государственных капитальных вложений в строительство жилья, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дорог с твердым покрытием, газовых сетей [8].

• регулирования процессов приобретения земли и имущества в агропромышленном комплексе.

• содействия реформированию организационных форм хозяйствования, которые соответствуют рыночным условиям.

Одним из эффективных мер государственного протекционизма, что обеспечит создание возможностей для решения многих проблем - это разработка экспортоори-ентированной стратегии развития аграрного рынка. Это обеспечит, во-первых, направление средств от экспорта на закупку технологического оборудования для производства средств производства нового уровня. Это будет способствовать импортозамещению в сфере технологической оснастки производства, созданию новых рабочих мест, а значит, и повышению спроса, удешевлению ресурсов.

- Во-вторых, промышленное производство, по - возможности, целесообразно размещать в сельской местности, что положительно повлияет на социально - экономическое положение населения.

- В-третьих, конкуренция на внешних рынках и существующие требования международных организаций, в частности ВТО, к условиям производства, способствовать улучшению качества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Для стран, которые свое будущее связывают с интеграционными процессами, в частности вхождением в ЕС, в том числе и для Украины, этот процесс также предусматривает постоянную корректировку протекционистской политики, как на национальном, так и межгосударственном уровне. Речь идет о формировании нового рыночного пространства и агропродовольствен-ного региона, функционирующих на единых правилах и нормах ЕС. При таких условиях совершенствование политики аграрного протекционизма должно происходить: во-первых, в сторону повышения конкурентоспособности субъектов отечественного аграрного рынка, в результате достижения положительных изменений баланса экспортно-импортных операций. При этом логика действий правительства должна быть направлена на кардинально новые меры, среди которых важное место должна занимать система квотирования и субсидирования производства стратегически важных видов продукции сельского хозяйства и, во-вторых, учитывая функциональную роль сельского хозяйства, восприятие его не только с позиции выполнения функции производства продовольственных продуктов, но и производителя общественных благ, базового института сельского развития, фундамента исторических традиций и образа жизни определенной социальной прослойки населения, является основным носителем духовных ценностей современного общества [1].

Именно последний аспект следует выделить, поскольку он требует особого приоритета протекционистской поддержки государства путем, например, использования финансовых ресурсов специально созданных в ЕС фондов, в частности Европейского фонда сельского развития. В связи с приведенным аргументом «на разных уровнях государственного управления меры поддержки должны дополнять друг друга и способствовать обеспечению эффективного функционирования сельской экономики, реализации социально - демографиче-

Т.И. Голуб

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ...

ской и социальной политике на селе » [5].

Прежде всего, внимание акцентируется на ряде протекционистских мер нетарифного характера (эмбарго, квотирование, добровольные ограничения и т.д. ), путем которых, например, ограничивается импорт генетически модифицированной продукции в страны - члены интеграционного объединения, или продукции, по экологическим, санитарным, фитосанитарным или ветеринарным нормам не соответствует европейским и мировым стандартам и несет в себе определенные риски для потребителей.

Таким образом, по рассмотренному выше материалу, в странах мира, с учетом их национальных интересов происходит протекционистская поддержка сельского хозяйства как ключевой отрасли экономики, не отрицается мировым сообществом, однако, корректируется в сторону изменения ее классических аргументов. Среди большой совокупности предпосылок эффективного развития национальной аграрной политики, где должны закладываться новые принципы аграрного протекционизма, не противоречащие условиям рыночной интеграционной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственные программы поддержки аграрного сектора: проект «Реформа в области сельского хозяйства, совершенствование нормативно - правовой базы». М.: ШАГО, 2007. 44 с.

2. Аграрный сектор Украины на пути к евроинтегра-ции: Монография / Авт. Кол.: Бетли М. и др.; Ужгород: ИВА, 2006. 496 с.

3. Норт Д. Институты, институциональное изменение и функционирование экономики / Д. Норт: Пер.з англ. И. Дзюб. М.: Финансы, 2000. 198 с.

4. Диесперов В. Возрождение сельского хозяйства - общенациональное дело. Электронный ресурс / Диесперов В. Режим доступа: http://komukr.kpu.net.ua.

5. Аграрный протекционизм: научные основы и механизмы осуществления в условиях рыночных отношений. Науч. тр. ВИАПЫ им. А.А. Никонова; Вып. 17. М.: ВИАПЫ, ЭРД, 2007. 472 с.

6. Горбик А. А. Аграрная реформа в Украине XVI -XX вв. / Горбик А. А. М.: Институт истории Украины НАН Украины, 1997. 63 с.

7. Аграрная политика Украины: обзор и перспективы / Артюшин В., Чапко И., Кобута И., и др.// Актуальные вопросы аграрной политики: сб. работ 1999-2002, сост.: В.Демьянчук, О.Шевцов, В.Артюшин. М.: 2002. С. 100 - 174.

8. Демьяненко М.Я. Финансовые проблемы формирования и развития аграрного рынка: доклад на Девятых годовом собрании Всеукр. конгресса ученых экономистов - аграрников 26-27 апреля 2007 г. / М. Я. Демьяненко // Экономика АПК. 2007. № 5. С. 4-13.

9. Чушкаев Д.А. Формирование системы бюджетирования (финансового планирования) на предприятиях агропромышленного комплекса (АПК) // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 36-39.

10. Денисенко А. А. Обеспечение эффективной системы государственного регулирования аграрного производства / А. Денисенко // Экономика АПК. 2003. № 8. С. 89-96.

©2013

THE PROCESSES OF DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE PROTECTIONISM IN THE AGRICULTURAL SECTOR

T.I. Golub, post - graduate student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation-. The analyzes the methodological approaches to the formation of areas of state support to the agricultural sector by identifying the basic operation of the mechanism and the design principles of state protectionism. Defined arms and objects influence the content of agricultural protectionism.

Keywords. government support, the agricultural sector, protectionism.

УДК 336.012.23

ВИДЫ РИСКОВ

© 2013

И.А. Затолокин, мастер службы эксплуатации газового хозяйства Ставропольского района, магистрант Тольяттинского государственного университета

Филиал «Тольяттигаз» ООО «СВГК», Тольятти (Россия)

Аннотация: Понятие риска, классификация рисков по фактору возникновения, по времени возникновения, по характеру учета, по характеру последствий и т.д.

Ключевые слова: риск, классификация рисков, последствия рисков, производственный риск, коммерческий риск, страховой риск.

Риски возникают в деятельности любого хозяйствующего субъекта и требуют постоянного анализа, контроля и поиска оптимальных решений в области управления ими. Риски неизбежно сопровождают все направления и сферы деятельности любой организации, вследствие этого неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремящейся стать лидером на рынке должен стать риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами [1].

Для безопасной работы в мире экономики, субъекту предпринимательской деятельности необходимо решаться на ответственное внедрение технических новшеств и на решающие, нетривиальные действия, а это, в свою очередь, усиливает риск.

В Законе Российской Федерации (далее по тексту -РФ) «О предприятиях и предпринимательской деятельности» понятие «предпринимательство» определялось как «...инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляется на свой

страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленную на получение прибыли» [2].

Таким образом, даже законодательно установлено, что ведение любой предпринимательской деятельности связанно с некоторым риском.

Для правильной оценки риска необходимо познакомиться с множеством видов рисков и научиться управлять ими для достижения значительных, эффективных результатов на рынке, для повышения конкурентоспособности и для финансовой стабильности хозяйствующего субъекта.

Вышесказанным определяется актуальность рассмотрения данного вопроса.

Риск - это деятельность, тесно связанная с грамотной оценкой неопределенного результата в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность как качественно, так и количественно дать оценку вероятности достижения результата, неудачи или отклонения от цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.