Научная статья на тему 'Роль агентуры в деятельности органов милиции в послевоенные годы'

Роль агентуры в деятельности органов милиции в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2464
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОСВЕДОМИТЕЛЬ / АГЕНТУРНЫЙ АППАРАТ МИЛИЦИИ / АГЕНТЫ / РЕЗИДЕНТ / РАЗВЕДЧИКИ / ПРИТОНЫ-ЛОВУШКИ / CRIMINALITY / THE INFORMER / THE SECRET-SERVICE DEVICE OF MILITIA / AGENTS / THE RESIDENT / SCOUTS / BROTHELS-TRAPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беркутов А. С.

В статье рассматриваются деятельность агентурных органов милиции, поиск ими эффективных форм организации и тактики применения агентурного аппарата в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECRET AGENCY ROLE IN ACTIVITY OF DEPARTMENTS OF MILITIA IN POST-WAR YEARS

In article activity of secret-service bodies of militia, search of effective forms of the organisation by them and tactics of application of the secret-service device in struggle against criminality is considered.

Текст научной работы на тему «Роль агентуры в деятельности органов милиции в послевоенные годы»

Таким образом, каждый последующий кодекс (за исключением Кодекса 1926 г.) значительно расширял основания и последствия недействительности брака.

Отметим, что согласно каждому кодеку брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов. На права детей недействительный брак не влияет.

Специальное правило, характерное для двух последних кодексов, состоит в защите прав добросовестного супруга. Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного материального и морального вреда.

Представляется, что в СК РФ следовало бы предусмотреть общее правило о правах и обязанностях лиц, ставших участниками отношений с супругами по недействительному браку, и сделать ссылку на применение ГК РФ.

1 См.: МейерД.И. Русское гражданское право (В 2 ч. Ч. 2). По исправ. и доп. 8-му изд., 1902. — М.: Статут. 1997. С. 373—374.

2 См.: Загоровский А.И. Курс семейного права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. — М.: Зерцало, 2003. С. 45.

3 См.: Оридорога М.Т. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — Киев. 1974. С. 32.

4 См.: Ворожейкин Е.М. Актуальные проблемы теории семейных правовых отношений в СССР: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — М., 1973. С. 32.

5 См.: Советское гражданское право Т 2. — М.: Госюриз-дат, 1951. С. 401; Свердлов Г.М. Советское семейное право. —

М.: Госюриздат, 1958. С. 120; ЖюрлисА. Недействительность брака по советскому семейному праву: Автореф. дис. Вильнюсский гос. университет. — Вильнюс, 1964. С. 8, 20.

6 См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т. 3. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. С. 209; Рясенцев В.А. Семейное право. — М.: Юрид. лит., 1967. С. 71.

7 См.: Свердлов Г.М. Указ. соч.; Жюрлис А. Указ. соч.

8 См.: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник — М.: Юристь, 1996. С. 124—125.

9 См.: Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2001. С. 110; Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. А.М. Нечаева. — М.: Юристь, 2008. С. 109—110.

10 См.: Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. — М.: Юристь, 1999. С. 34.

11 См.: Рузакова О.А. Семейное право. — М, 2004. С. 61—62.

12 См.: Ильина О.Ю., БеспаловЮ.Ф. Заключение и прекращение брака: материально-правовые и процессуально-правовые проблемы: Монография. — Владимир, 2008. С. 108.

13 См.: Баженова О.И. Действительность брака в РФ / Под ред. Л.Ю. Исмаиловой. — М.: АО «Центр ЮрИнфо®», 2006. С. 15.

14 См.: Советское гражданское право. Т 2. — М.: Госюриздат, 1951. С. 401; Свердлов Г.М. Указ. соч.; Советское гражданское право, Т.2, — М.: Госюриздат, 1961. С. 479; Нечаева А.М. Указ. соч.

15 См.: Иоффе О.С. Указ. соч.

16 См.: Оридорога М.Т. Указ. соч. С. 30.

17 Там же.

18 См.: Иоффе О.С. Указ. соч.; Рясенцев В.А. Указ. соч.

РОЛЬ АГЕНТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

А.С. БЕРКУТОВ,

докторант Военного университета МО РФ, кандидат исторических наук

Аннотация. В статье рассматриваются деятельность агентурных органов милиции, поиск ими эффективных форм организации и тактики применения агентурного аппарата в борьбе с преступностью.

Ключевые слова: уголовная преступность, осведомитель, агентурный аппарат милиции, агенты, резидент, разведчики, притоны-ловушки.

SECRET AGENCY ROLE IN ACTIVITY OF DEPARTMENTS OF MILITIA IN POST-WAR YEARS

A.S. BERKUTOV

The Summary. In article activity of secret-service bodies of militia, search of effective forms of the organisation by them and tactics of application of the secret-service device in struggle against criminality is considered.

Key words: Criminality, the informer, the secret-service device of militia, agents, the resident, scouts, brothels-traps.

В период Великой Отечественной войны и некоторое время после нее в негласный аппарат милиции включались агенты, осведомители, резиденты, содержатели явочных квартир, а также доверенные лица. Все

вместе это называлось агентурно-осведомительным аппаратом.

Наиболее многочисленную категорию негласного аппарата в то время составляли осведомители,

основная роль которых заключалась в представлении органам милиции своевременной информации о совершаемых и совершенных преступлениях, лицах, принявших в них участие, а также обоснованно заподозренных в противозаконной деятельности. Осведомление рассредоточивалось по всем важным участкам. В его задачи входило: изучение и наблюдение за окружающей средой; выявление уголовно наказуемых действий и лиц, причастных к преступлениям, а также представляющих опасность для окружающих.

Осведомитель характеризовался как секретный сотрудник органов МВД, по поручению оперативного работника ведущий негласное наблюдение за уголовно наказуемыми проявлениями и лицами, представляющими оперативный интерес. Внешне единая категория осведомления на практике подразделялась на две части. Первая — сугубо информационная, представляющая общие сведения безотносительно к конкретным проявлениям или лицам; эта часть осведомления комплектовалась из патриотически и доброжелательно настроенных граждан, добровольно изъявивших желание оказывать помощь органам милиции и обладающих соответствующими для этого качествами и возможностями. Такого рода осведомление распространялось беспредельно, в большинстве случаев имело наблюдательный, сторожевой характер, создавалось как бы на случай возникновения определенных нежелательных ситуаций. Вторая часть использовалась для освещения деятельности конкретных лиц, в основном стоящих на оперативном учете, а также уголовной среды. Эта часть осведомления в связи со стоящими перед ней задачами соответствующим образом и комплектовалась. Для такого рода деятельности рекомендовалось подбирать осведомителей из числа лиц, ранее судимых и отбывших срок наказания, пользующихся авторитетом и доверием среди уголовного элемента, но в данное время преступлений не совершающих. Предполагалось, что освещение преступной среды должно и может вестись лишь лицами, так или иначе причастными к ней.

Примыкали к осведомлению доверенные лица, контакты с которыми устанавливались для получения случайной информации и дачи маловажных и легких поручений, как правило, не предполагающих конспирации при их выполнении.

Основной фигурой в агентурно-осведомительном аппарате выступал агент. Назначение агентов заключалось в своевременном выявлении преступных групп и отдельных преступников, обнаружении их намерений и пресечении противоправной деятельности. В связи с такого рода задачами, предполагающими близкое общение с преступниками, внедрение в преступную среду, рекомендовалось вербовать агентов «из среды враждебных элементов» или лиц, пользующихся доверием у преступников. Наряду с этим предполагался и ввод в преступную среду и не причастных к преступлениям агентов. Агенты составля-

ли действующую часть агентурно-осведомительного аппарата и по характеру деятельности, хотя и условно, делились на различные виды. Отдельные из них были вполне обоснованны, некоторые весьма условно и явно надуманны. Агенты подразделялись на вну-тренников, маршрутников, связистов, вербовщиков и консультантов1. К агентам-внутренникам относились осуществляющие конкретную разработку группы или одного лица, заподозренного в совершении преступления; к маршрутникам — действующие по поручению органов милиции в другой местности; внутрикамерникам — используемые для разработки задержанных и арестованных; квартирникам — агенты, разрабатывающие совместно проживающих; связистам — осуществляющие связь с другими негласными сотрудниками; вербовщикам — выявляющие кандидатов на вербовку и в отдельных случаях осуществляющие вербовки; к консультантам — обладающие определенными специальными познаниями.

Для осуществления вспомогательных функций в агентурно-осведомительном аппарате имелись резиденты, используемые для организации связи с агентами и осведомителями и руководства их работой. Резидент подбирался из наиболее подготовленных лиц и к его качествам предъявлялись повышенные требования.

Содержатели явочных квартир приобретались из числа лиц, способных обеспечить конспирацию встреч с агентурой.

В послевоенный период вплоть до 1956 г. в состав негласного агентурно-осведомительного аппарата входили в качестве самостоятельных категорий агенты, осведомители, резиденты, а также содержатели конспиративных и явочных квартир. В издававшихся в тот период приказах и распоряжениях компетентных органов более четко определяется назначение, положение каждой из них, правила установления, поддержания и прекращения сотрудничества. Наиболее квалифицированную часть агентурного аппарата представляли агенты, сотрудничество с которыми устанавливалось в целях выявления и разоблачения лиц, подготавливающих, совершающих либо совершивших опасные, замаскированные, групповые преступления, и своевременного принятия мер к предотвращению и раскрытию преступлений. Большую часть, основную массу агентурного аппарата составляли осведомители. Сотрудничество с ними устанавливалось для получения обширной общей информации о различных фактах, представляющих интерес для органов милиции. В числе сведений, поступающих от осведомителей, основное место занимали вопросы, касающиеся лиц, состоявших на оперативном учете и нарушавших правила поведения, находящихся в поле зрения осведомителя. Резиденты выполняли функции по осуществлению и руководству в основном осведомителями в условиях невозможности регулярного общения с ними оперативного работника. Содержатели конспиративных и явочных квартир

обеспечивали возможность проведения встреч оперативных работников с агентами, осведомителями и резидентами в условиях соблюдения конспирации, исключающих расшифровку связи.

Продолжались поиски наиболее эффективных форм организации и тактики применения агентурного аппарата. Многие из них, не выдержав проверки, были отвергнуты.

Так, инструкцией Главного Управления милиции (ГУМ) МВД СССР от 17 апреля 1946 г. № 94 «О работе агентов-разведчиков уголовного розыска курортных местностей Союза ССР — Минераловодческой группы, Сочи, Ялта» был образован специальный агентурно-разведывательный аппарат2. Организовывался он для выявления и разработки уголовных преступников, подозрительных лиц, пособников и подстрекателей, скупщиков краденного, содержателей притонов, мест концентрации преступного элемента, а также ведения наружного наблюдения за преступниками. Для осуществления этих задач подбирались лица грамотные, сообразительные, находчивые и т.д., в целом способные выполнять специальные оперативные задания органов уголовного розыска.

Будучи зачисленными в аппарат, они именовались разведчиками, В их число принимались квалифицированные, проверенные на практической работе агенты уголовного розыска, лица, хорошо знающие преступную среду, а также бывшие уголовные преступники, ранее судимые при условии, если достоверно установлено, что они прекратили преступную деятельность. Исключение представляли только лица, судимые за контрреволюционные преступления. Разведчики решением начальника УВД области или края зачислялись в негласный штат уголовного розыска, на них оформлялось личное дело как на штатного сотрудника милиции, которое хранилось в отделе кадров. По материальному обеспечению разведчики приравнивались к штатным работникам, им выдавались удостоверения личности и оружие. Работа разведчиков строилась по территориальному принципу, а не по видам преступлений. Определенное количество разведчиков сводилось в группы во главе с оперативным сотрудником. Друг перед другом они, как правило, не расшифровывались. Для работы разведчиков предусматривались строжайшие правила конспирации — им выдавались документы прикрытия, официальные действия с их стороны допускались в исключительных случаях. Содержание донесений подлежало строгой зашифровке, оперирование подлинниками и копиями донесений категорически запрещалось. Сам факт создания такого аппарата не подлежал огласке даже в среде работников уголовного розыска. В инструкции указывалось, что с ней могут быть ознакомлены только оперативные работники, непосредственно проводящие работу с разведчиками.

На основании приказа МВД СССР от 4 апреля 1947 г. № 00379 «Об итогах работы по борьбе с пре-

ступностью в г. Москве за март 1947 года и мероприятиях по усилению работы на весенний период в целях своевременного выявления уголовных преступников, приезжающих в г. Москву» организовывались притоны-ловушки и специальные закусочные3.

Размещались они преимущественно в районах вокзалов, в местах возможного появления и концентрации преступников-гастролеров. Содержатели притонов-ловушек являлись агентами уголовного розыска. В специальных закусочных штат подбирался из лиц, негласно сотрудничавших с уголовным розыском. Основные задачи как первых, так и вторых состояли в своевременном сообщении оперативному составу о появлении сомнительных лиц, их намерениях и действиях в целях незамедлительного принятия к ним соответствующих мер. Впоследствии на базе притонов-ловушек были организованы квартиры-ловушки4.

Однако вследствие грубых нарушений основных принципов оперативной работы квартиры-ловушки в ряде случаев превратились в притоны, места сборищ и укрытия преступников, попоек и сбыта краденого. В связи с создавшимся в результате отсутствия должного контроля положением распоряжением ГУМ МВД СССР от 7 августа 1959 г. № 35/с они были упразднены5.

Большое внимание уделялось борьбе с преступностью в сельской местности. Основные положения по этому вопросу изложены в директиве МВД СССР от 14 февраля 1947 г. № 33 «Об усилении борьбы с уголовной преступностью и хулиганством в сельской местности»6. В связи с наличием значительного числа уголовных проявлений в сельской местности предлагалось, наряду с проведением других мероприятий, установить сотрудничество с достаточным числом осведомителей во всех населенных пунктах, независимо от того, проживают ли в них лица, состоящие на оперативном учете. Осведомители должны были быть ориентированы на выявление фактов уголовных преступлений и лиц их совершающих, граждан, ведущих подозрительный образ жизни и имеющих сомнительные связи, живущих не по средствам, о появлении в населенном пункте посторонних. Для организации нормальной регулярной связи предлагалось из числа проверенных и способных служащих сельских учреждений завербовать необходимое количество резидентов и передать им на связь всех осведомителей.

Существенные изменения в агентурную работу были внесены наставлением по работе с агентурой органов милиции, объявленным приказом МВД СССР от 27 июня 1956 г. № 00 3 007. Характерными чертами наставления явились значительная по объему и содержанию регламентация основных правил работы с агентурой, сосредоточенных в одном нормативном акте, предельное сужение агентурного аппарата, допуск к работе с агентурой значительного числа подразделений органов милиции. Наставлением предусматривалось наличие в агентурном аппарате толь-

ко агентов и резидентов. Агентура определялась как одно «из важнейших средств обеспечения успешной борьбы с преступностью». Агентом считалось лицо, завербованное для негласного сотрудничества с органами милиции в целях выявления преступников и их разработки резидентом — нештатным секретным сотрудником органов милиции, способным по своим личным и деловым качествам выполнять задания по работе с агентами. Сотрудничество устанавливалось на добровольных началах и основывалось на осознанном и добросовестном желании вербуемого оказать помощь органам милиции в деле борьбы с преступностью. Вербовка и применение агентуры разрешались подразделениям милиции — уголовному розыску, по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, следственным и оперативным.

В соответствии с положениями наставления активно действующей категорией агентурного аппарата оставался один агент. Однако на него были возложены все задачи, ранее решаемые двумя и тремя категориями: непосредственная работа с разрабатываемыми преступниками; представление информации по вопросам, не имеющим первостепенного значения. Наставлением рекомендовалось вербовку агентов производить из числа лиц, поддерживающих связь с состоящими на учете и разрабатываемыми преступниками и их окружением, ранее судимых, сохранивших связь с преступниками либо способных ее установить и в общем способных осуществлять разработку.

Положительную роль сыграла регламентация порядка установления сотрудничества с лицами, принимавшими участие в совершении преступлений. Вербовка агентов из числа этой категории граждан допускалась только в случаях невозможности обеспечения разработки другими способами при соблюдении определенных условий, когда: а) вербуемый является второстепенным участником группы; б) сам не совершал тяжких преступлений; в) признал свою вину в совершенном преступлении; г) сообщил о преступной деятельности других лиц; д) на него не поступали официальные материалы, подлежащие расследованию; е) имеется возможность вывода его из разработки. Перечень ставил определенные рамки и ограничения.

На дальнейшее совершенствование агентурной работы были направлены положения, изложенные в приказе МВД СССР от 13 августа 1959 г. № 0055 «О мерах по улучшению агентурной работы в милиции» и объявленном им Наставлении по работе с агентурой милиции8.

В приказе отмечались основные недостатки, обнаружившиеся в процессе применения агентуры органами милиции, и давались рекомендации, рассчитанные на их устранение. Констатировалось, что агентурный аппарат «неоправданно раздут и в значительной части бездействует. С помощью агентуры мало предупреждается и раскрывается преступлений», чрезмерно велика текучесть.

Министерство сочло ошибочным распространившееся утверждение о том, что агентурная работа есть главное, чуть ли не единственное средство борьбы с преступностью, и указало на необходимость установления более тесных связей с общественностью и трудящимися. Неоправданным было признано также и стремление к массовости агентуры, расширению сферы ее деятельности, а также применение ее многими подразделениями милиции.

Вследствие этого было разрешено агентуру применять только аппаратам уголовного розыска и БХСС; на объектах иметь ее в строго ограниченных случаях, сократить количество агентуры в сельской местности; применять агентуру в основном для разложения преступных группировок, для вывода из-под преступного влияния лиц, оказавшихся в связи с преступниками, выявления условий, способствующих совершению преступлений. Наставлением по работе с агентурой, как и предыдущим, устанавливались две категории — агент и резидент. Появилось положение, согласно которому министры внутренних дел республик и начальники УВД краев и областей должны были осуществлять наиболее ответственные вербовки, проводить контрольные встречи с агентурой, осуществлять связь с агентами, работающими по сложным делам (п. 9). На руководителей ОВД была возложена обязанность непосредственно контролировать работу подчиненных с агентурой (п. 42).

В 1962 г. самостоятельные Наставления по работе с агентурой были введены в действие в ряде союзных республик, в том числе в Российской Федерации, приказом Министерства охраны общественного порядка РСФСР от 29 апреля 1962 г. № 00209. Указанное Наставление являлось шагом вперед с точки зрения полноты и четкости регламентации организации агентурной работы. Однако его положения, направленные на сокращение агентурного аппарата за счет привлечения к решению задач борьбы с преступностью представителей общественности — добровольные народные дружины и другие самодеятельные формирования трудящихся, в значительной степени, по мнению Э. Моложаева, способствовали возникновению нигилистического отношения к агентуре даже со стороны сотрудников милиции10. Такая постановка вопроса нанесла только вред борьбе с преступностью, делает вывод К. Тарсуков11. Образованное в 1966 г. союзное Министерство охраны общественного порядка, после изучения состояния агентурной работы, вынуждено было признать чрезвычайно низким уровень ее организации, неспособность агентуры решать серьезные задачи, которые перед ней ставились, и отсутствие ощутимой пользы от нее в предотвращении, раскрытии преступлений и розыске преступников.

1 См.: Марков С.Ф. Агентурно-осведомительный аппарат органов НКВД. — М.: Изд-во Высшей школы НКВД СССР, 1945. С. 16.

2 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 3. Д. 230. Т. 2.

3 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 3. Д. 244. Т. 3.

4 Центральный архив (ЦА)МВД России. Ф. 127. Д. 278. (Указание ГУМ МВД СССР от 6 декабря 1952 г. № 176).

5 ЦА МВД России. Ф. 127. Д. 278.

6 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 3. Д. 224. Т. 3.

7 ЦА МВД России. Ф. 127. Д. 278.

8 Центральный архив внутренних войск МВД России. Ф. 1. Оп. 1с. Д. 186.

9 Центральный архив МВД России. Ф. 27. Д. 421.

10 См.: Моложаев Э.В. Этапы становления и развития агентурной работы оперативных аппаратов советской милиции // Теория и практика оперативно-розыскной деятельности. — Омск: ОВШМ МВД СССР, 1985. С. 46.

11 См.: Тарсуков К.М. Правовые и организационно-методические основы агентурной работы уголовного розыска: Монография. — М.: Академия МВД России, 2001. С. 23.

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРИКРИЗИСНЫХ

СИТУАЦИЙ В США

А.В. БЫКОВ,

доктор юридических наук, доцент;

Д.А. БОНДЯЕВ

Аннотация: в статье рассматривается правовое регулирование деятельности вооруженных сил США при решении задач внутри государства. Дается характеристика основным положениям Уставов FM 19-15 «Гражданские беспорядки и катастрофы» и FM 100-5 «Боевые операции», FM FM 7-10 «Внутригосударственные операции».

Ключевые слова: вооруженные силы США, национальная гвардия США, внутригосударственный вооруженный конфликт, ликвидация стихийных бедствий, помощь в ликвидации экологических катастроф, обеспечение законности и порядка.

The Summary. This article discusses the legal regulation of activities of the U.S. armed forces in dealing with problems within the state. A description of the main provisions of the Charter of FM 19-15 «Civil unrest and disasters» and FM 100-5 «Combat operations», FM FM 7-10 «Domestic operations».

Key words: U.S. Armed Forces, National Guard United States, internal armed conflicts, the elimination of natural disasters, aid in the elimination of environmental disasters, the rule of law and order.

Законодательство США отличается подробным описанием всех аспектов деятельности Вооруженных Сил США, в том числе их детальной регламентацией в случаях применения для решения внутригосударственных задач. Доктринальной установкой политического руководства США является возможность максимального использования Вооруженных Сил США в чрезвычайных условиях для силового урегулирования кризисных ситуаций внутри страны.

Законодательство США предусматривает в мирное время, в случае необходимости, применение армейских частей для подавления мятежей и гражданских беспорядков. Военнослужащие Вооруженных Сил США, принимая присягу, обязуются защищать Конституцию США от внутренних и внешних врагов. Этим отличаются взгляды американского законодателя от его западноевропейских, в частности французских, итальянских и испанских, коллег.

Справедливости ради отметим, что во Франции, Италии и Испании существует такой специфиче-

ский государственный институт, как жандармерия, одной из важных задач которого является борьба с массовыми беспорядками. В США такого государственного института нет, как нет и иных федеральных специальных полицейских сил, предназначенных для проведения операций по подавлению незаконных массовых выступлений внутри страны. Наличие подобных формирований обязательно для структуры полиции любой, самой демократичной, страны и вытекает из постоянных функций государства.

В США в силу особенностей становления американской государственности роль такой государственной структуры выполняют части и соединения Национальной гвардии США, Сухопутных войск США и морской пехоты.

С 1985 г. регулярные части Вооруженных Сил США (прежде всего Сухопутные войска США и морская пехота) и части Национальной гвардии США в плановом порядке обучаются по Уставу (Наставлению)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.