Научная статья на тему 'Роль агентств по продвижению инвестиций в условиях ковидной действительности'

Роль агентств по продвижению инвестиций в условиях ковидной действительности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Агентства по продвижению инвестиций / АПИ / Прямые иностранные инвестиций / ПИИ / коронавирус / экономический кризис / цифровизация / Investment Promotion Agencies / IPA / Foreign Direct Investment / FDI / COVID-19 / Economic crisis / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузенков Алексей Владимирович

В статье обобщены данные о воздействии COVID-19 и ответных мерах агентств по продвижению инвестиций (АПИ) на основе исследований Группы Всемирного банка (ГВБ), Всемирной ассоциации инвестиционных агентств (WAIPA), ЮНКТАД и ОЭСР. Экономический кризис, вызванный коронавирусной пандемией, оказался беспрецедентным. Исследование показывает, что многие АПИ перешли на удаленную работу, поддерживая тесную связь с инвесторами и оказывая помощь в решении вопросов. В работе выделяются приоритетные направления поддержки инвесторов, которые включают краткосрочные и долгосрочные меры по смягчению последствий кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Investment Promotion Agencies in the COVID Reality

This article summarizes the impact of COVID-19 and the response of investment promotion agencies (IPAs) based on research done by the World Bank Group (WBG), the World Association of Investment Agencies (WAIPA), UNCTAD and the OECD. The economic crisis caused by the coronavirus pandemic was unprecedented. The study shows that many APIs moved to work remotely, keeping in close touch with investors and assisting with issues. The paper highlights priorities for investor support, including shortand long-term measures to mitigate the effects of the crisis.

Текст научной работы на тему «Роль агентств по продвижению инвестиций в условиях ковидной действительности»

Роль агентств по продвижению инвестиций в условиях ковидной действительности

Алексей Владимирович КУЗЕНКОВ, УДК:330.322; ББК:65.9; К89

Всероссийской академии внешней торговли DOI: 10.24412/2072-8042-2022-5-120-132

(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -аспирант кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, E-mail: av95.kuzenkov@gmail.com

Аннотация

В статье обобщены данные о воздействии COVID-19 и ответных мерах агентств по продвижению инвестиций (АПИ) на основе исследований Группы Всемирного банка (ГВБ), Всемирной ассоциации инвестиционных агентств (WAIPA), ЮНКТАД и ОЭСР. Экономический кризис, вызванный коронавирусной пандемией, оказался беспрецедентным. Исследование показывает, что многие АПИ перешли на удаленную работу, поддерживая тесную связь с инвесторами и оказывая помощь в решении вопросов. В работе выделяются приоритетные направления поддержки инвесторов, которые включают краткосрочные и долгосрочные меры по смягчению последствий кризиса.

Ключевые слова: Агентства по продвижению инвестиций, АПИ, Прямые иностранные инвестиций, ПИИ, COVID-19, экономический кризис, цифровизация.

The Role of Investment Promotion Agencies in the COVID Reality

Alexey Vladimirovich KUZENKOV,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobevskoe shosse, 6A), Postgraduate Student of the Department of International Trade and Foreign Trade of the Russian Federation, E-mail: av95.kuzenkov@gmail.com

Abstract

This article summarizes the impact of COVID-19 and the response of investment promotion agencies (IPAs) based on research done by the World Bank Group (WBG), the World Association of Investment Agencies (WAIPA), UNCTAD and the OECD. The economic crisis caused by the coronavirus pandemic was unprecedented. The study shows that many APIs moved to work remotely, keeping in close touch with investors and assisting with issues. The paper highlights priorities for investor support, including short- and long-term measures to mitigate the effects of the crisis.

Keywords: Investment Promotion Agencies, IPA, Foreign Direct Investment, FDI, COVID-19, Economic crisis, digitalization.

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Пандемия С0УГО-19 спровоцировала мировой кризис в области здравоохранения и экономики. Экономический спад, прогнозируемое снижение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), изменения в более широкой государственной политике и давление на государственные бюджеты - вот лишь некоторые из областей, которые окажут влияние на работу и деятельность агентств по продвижению инвестиций (АПИ).

Рис. 1 - Страны с отрицательным и положительным ростом ВВП на душу населения Fig. 1 - Countries with negative and positive per capita GDP growth Источник: разработано автором на основе данных МВФ [1]

Ограничение мобильности, закрытие общественных мест и другие меры здравоохранения, необходимые для борьбы с пандемией, быстро привели к крупнейшему глобальному экономическому кризису. Это усугубилось падением спроса, поскольку пандемия повлияла на поведение потребителей. В 2020 году рост ВВП на душу населения снизился более чем у 80% стран (см. рисунок 1), такое снижение не наблюдалось ни в один из кризисов ранее.

Прогнозы, которые давали ОЭСР, ЮНКТАД и МВФ, полностью оправдались. Согласно статистическим данным инвестиционные потоки в 2020 году сократились на 35%, с 1,5 трлн долл. за прошедший год до 1 трлн долл. соответственно. Помимо драматических медицинских и социальных последствий, кризис COVID-19 вызвал серьезные экономические потрясения. Глобальный спад уровня ВВП на 3% и потерю 2 процентных пунктов годового роста ВВП за каждый последующий месяц сдерживающего кризиса.

5 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

Рис. 2 - График прямых иностранных инвестиций в развитых и развивающихся экономиках, 2007-2021, в млрд долл.

Fig. 2 - Chart of foreign direct investment in developed and developing economies, 20072021, in billions of dollars.

Источник: ЮНКТАД [2]

Это потрясение добавляется к уже существовавшему устойчивому снижению потоков ПИИ, наблюдавшемуся в последние пять лет. В целом, на основной функции АПИ по привлечению ПИИ будет оказано серьезное влияние поскольку в мире будет доступно меньше ПИИ.

Некоторые проекты ПИИ, которые готовились в течение многих лет и решения, по которым были приняты до кризиса, будут реализованы, пусть и с задержкой. Однако количество новых заявлений о заинтересованности от инвесторов, зарегистрированных АПИ, значительно сокращается.

1 Lltü 18 261 1 1 1УУ 13 219

2019 2020 2021

■ НоЕые проекты ■ Международные финансовые проекты

Рис. 3 - Объявленное количество новых проектов и международных сделок по финансированию проектов 2019-2021 гг.

Fig. 3 - The announced number of new projects and international deals on financing of projects 2019-2021.

Источник: fDi Markets [3], Refinitiv SA [4]

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

Правительства по всему миру предприняли широкомасштабные меры по борьбе с негативными экономическими последствиями кризиса. Объявленные на сегодняшний день фискальные меры были направлены на смягчение последствий падения экономической активности и поддержание производственного потенциала. Основной целью таких мер было поддержание денежного потока бизнеса, и они были направлены в первую очередь на продление сроков подачи налоговых деклараций и отсрочку налоговых платежей, а также на ускорение возврата налогов.

Помимо роста мер поддержки увеличилось количество ограничительных мер в области национальной инвестиционной политики. Ужесточение проверки ПИИ до пандемии и независимо от нее многие страны уже использовали такие механизмы для защиты своих национальных интересов от угроз приобретения определенных чувствительных активов. Все это неизбежно повысит неопределенность и затраты, а также увеличит сроки проведения сделок.

Важно отметить, что в период снижения ПИИ в 2020 году количество мер инвестиционной политики регулятивного или ограничительного характера увеличилось более чем в два раза. Меры, направленных на либерализацию, поощрение или содействие иностранным инвестициям, составили 59%. Ключевым фактором увеличения регулятивной и ограничительной политики стало более широкое использование механизмов проверки, вызванное соображениями национальной безопасности в отношении ПИИ в чувствительные отрасли. В результате доля более ограничительных мер политики достигла 41% (см. таблицу 1), самый высокий показатель за всю историю.

Таблица 1

Меры инвестиционной политики 2003-2020

20032007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество стран 67 40 46 54 51 57 60 41 49 59 65 55 54 67

Количество изменений в нормативных актах 128 68 89 116 86 92 87 74 100 125 144 112 107 152

Либерализация/ продвижение 107 51 61 77 62 65 63 52 75 84 98 65 66 72

Регулятивные/ ограничитльные 20 15 24 33 21 21 21 12 14 22 23 31 21 50

Нейтральные 1 2 4 6 3 6 3 10 11 19 23 16 20 30

Источник: ЮНКТАД [5]

5 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

123 ^

Усилившееся давление на государственные бюджеты скажется на АПИ. По мере того как правительства будут решать проблемы, вызванные экономическим спадом, возрастет нагрузка на государственный бюджет. Это может означать сокращение или замораживание государственного финансирования и усиление давления в плане «делать больше меньшими средствами», в том числе путем перераспределения ресурсов и выполнения новых задач.

Рассмотренные выше факторы повлияют на основные функции, деятельность и операции АПИ. Меры по охране здоровья уже изменили методы работы АПИ и вид помощи, требуемой клиентам [6]. Скорость восстановления экономики, изменения в глобальных ПИИ и государственной политике изменили стратегии АПИ.

Благодаря тесным отношениям с соответствующими правительствами и глубокому знанию местных предприятий и рынков, АПИ могут сыграть важную роль в смягчении воздействия СОУГО-19 на экономики путем оказания поддержки существующим предприятиям. Согласно результатам опроса, 87% АПИ оказывают поддержку своим клиентам во время вспышки вируса. На рисунке 4 показано, что наиболее распространенным видом деятельности является предоставление информации через веб-сайт и/или по электронной почте о новых мерах, связанных с СОУГО-19 - 74% [7].

Предоставление информации через веб-сайт и/или

%

электронную почту

Организация вебинаровиэлектронныхсовещаний %

Помощь предприятиям в поддержании цепочек

42Ж

поставок

Предоставлениепредприятиямэлектроннык рекомендаций П р едоставл ен и е л ьгот п редп ри ятия м/ Помощь п р едп р иятия м в п олуч е н и и доступ к ср е дств а м...

13*

Прочее

Мы не предоставляем поддержку

Рис. 4 - Виды поддержки АПИ своим клиентам во время вспышки COVID-19, в %, всего 53 агентства

Fig. 4 - Types of API support to its customers during the COVID-19 outbreak, in %, of a total of 53 agencies

Источник: Всемирный банк [8]

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

АПИ могут оказать огромную помощь не только своим клиентам, но и правительствам своих стран. Поскольку они находятся в тесном контакте с местными предприятиями, они могут систематически выявлять все проблемы, с которыми те сталкиваются, и помогать правительствам вводить меры, направленные на решение этих проблем. Опрос показывает, что 87% АПИ поддерживают свои правительства в этом вопросе (см. рисунок 5). Кроме того, 25% оказывают необходимую помощь производителям и поставщикам оборудования, необходимого для борьбы с COVID-19. Это включает основное медицинское оборудование, т.е. маски, средства дезинфекции, медицинские приборы и т.д. Небольшая часть АПИ также оказывает поддержку своему сектору здравоохранения в поиске дополнительной рабочей силы 4% (см. рисунок 5).

Помощь правительству в принятии мер по борьбе с СОУЮШ

Оказание необходимой помощи производителями поставщикам оВорудования, не обходимого для борьбы с СОУ! [>13

Помощьсекторуо&щественногоздравоохраненич в поиске доп ол н ител ьн ой р айоч ей сил ы

Прочее

Мы не оказываем, поддержку нашему правительп'ву в отношении СОУЮ-19

Рис. 5 - Поддержка, предложенная АПИ правительствам своих стран во время вспышки COVID-19, в %, всего 53 агентства

Fig. 5 - Support offered by IPAs to their governments during the COVID-19 outbreak, %, of a total of 53 agencies

Источник: Всемирный банк [8]

МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ АПИ В УСЛОВИЯХ КОВИДНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

В краткосрочной перспективе АПИ должны действовать быстро и активно, чтобы смягчить общее воздействие COVID-19 на их экономику, тесно сотрудничая с соответствующими правительствами в поддержке существующих инвесторов. Вместе с тем для АПИ важно использовать это время для стратегической перенастройки, чтобы подготовиться к периоду после COVID-19.

5 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

Многие АПИ отмечают, что непосредственное влияние кризиса на способы «ведения бизнеса». Как и многим другим организациям, АПИ пришлось в одночасье перейти на удаленную работу и столкнуться с различными организационными, информационными и управленческими проблемами. Для АПИ это означает отмену личных визитов инвесторов, мероприятий, ярмарок и миссий, которые были важнейшим компонентом усилий по созданию имиджа и привлечению потенциальных клиентов; регулярное предоставление информации, связанной с СОУГО-19, на своих веб-сайтах; немедленный переход на цифровые инструменты и решения, а также другие изменения.

Большинство АПИ по всему миру имеют специальный и регулярно обновляемый раздел СОУГО-19 на своем веб-сайте, содержащий информацию о государственной поддержке и применимых ограничениях.

Характер услуг, предоставляемых АПИ, радикально изменился: переход от маркетинга к интенсивному послепродажному обслуживанию. Основное внимание теперь уделяется привлечению и поддержанию контактов с существующими инвесторами. Информирование их о государственных программах, помощь им в преодолении кризиса и поддержка их текущих инвестиций или операций являются непосредственными приоритетами АПИ. Непрерывность бизнеса и подход к решению проблем становятся основными движущими силами в действиях АПИ.

АПИ были особенно активны в предоставлении быстрой, регулярной и актуальной информации о событиях, связанных с СОУГО-19, и программах государственной поддержки. Фирмы часто сильно страдают от кризиса, и АПИ являются центральными источниками информации о существующих пакетах мер стимулирования, налоговых мерах, схемах компенсации и других политических мерах, затрагивающих бизнес. Помимо специальных разделов по СОУГО-19 на своих веб-сайтах, АПИ обращаются к своим клиентам с помощью ряда цифровых инструментов, и разработали комплексные информационные брошюры.

АПИ активизировали свои существующие деловые каналы, особенно в секторе здравоохранения (см. рисунок 6), чтобы помочь правительству бороться с кризисом. В то время как АПИ сместили свою деятельность в сторону оказания услуг по послепродажному обслуживанию и содействию, специалисты по продвижению инвестиций проявили новаторский подход, чтобы сделать себя полезными в эти кризисные времена. В частности, работая со своими широкими деловыми кругами, АПИ стремятся использовать существующие возможности для поддержки антикризисных мер.

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

Рис.6 - Доля АПИ, в которых здравоохранение рассматривается как приоритет для инвестиций в Интернете, в %

Figure 6 - Percentage ofIPAs that consider health a priority for Internet investment Примечание: в опросе принимало участие 188 АПИ в период с февраля по май 2021 года.

Источник: ЮНКТАД [9]

Помимо сектора здравоохранения, АПИ также направляют свои усилия на наиболее пострадавшие виды деятельности (см. рисунок 7).

в.4%

65%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3694 36% 36%

Услуги Услуги Производство Услуги Услуги

Отели и Путешествия и Автонобили и Недвижимость и Строительство рестораны туризм прочее бизнес-услуги

Рис. 7 - Топ-5 наиболее уязвимых секторов во время кризиса COV1D-19 по данным АПИ, в %, всего 53 агентства

Fig. 7 - Top 5 of the most vulnerable sectors during the COV1D-19 crisis according to the 1PA, in %, of a total of 53 agencies

Источник: Всемирный банк [8]

5 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

Ответ COVID-19 резко ускорил наметившуюся ранее тенденцию к большей цифровизации АПИ. В среднесрочной и долгосрочной перспективе многие услуги, предоставляемые лично придется предоставлять в цифровом формате. Поскольку прямые визиты могут быть отменены, а привлечение потенциальных клиентов с помощью традиционных средств становится более сложным или дорогостоящим, цифровые средства позволят АПИ продолжать обслуживать и выявлять будущих клиентов. Для этого потребуется доступ к различным средствам информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), начиная от видеоконференций и виртуальных средств посещения объектов, надежных CRM и средств коммуникации, а также соответствующих данных и решений для ИИ-бизнеса. Например, все большее значение может приобрести цифровой поиск клиентов, способный правильно идентифицировать потенциальных лидов, и решения виртуальной реальности для посещения объектов.

Индивидуально разработанные и надежные CRM стали еще более важными. Как убедились многие АПИ, столкнувшись с задачей удаленной работы и налаживания контактов с существующими клиентами, наличие хорошо разработанной базы данных клиентов с критически важной информацией, легкодоступной для всех соответствующих сотрудников, может повлиять на маневренность и конкурентоспособность агентства. В то время как некоторые АПИ имеют хорошо отлаженные и высокоэффективные системы, другие только начинают их внедрять. Например, CINDE Коста-Рика имеет высокоразвитую систему с богатой информацией обо всей оказанной помощи с 2000 года, включая тип и стоимость предоставленных услуг и другие характеристики, что позволило провести детальную оценку воздействия ее деятельности [10]. CRM являются ключевым компонентом систем мониторинга и оценки (M&E) АПИ в условиях, когда бюджеты агентств могут стать более ограниченными, а добавленная стоимость будет тщательно отслеживаться.

Содействие инвестициям, в широком смысле этого слова, также должно войти в цифровую эпоху. Как показано на примере COVID-19, безбумажные и автоматизированные процедуры приносят пользу. Это может подчеркнуть необходимость и ценность цифровых подписей, системы «одного окна» и, в целом, государственных учреждений, которые не требуют физического посещения для получения соответствующей информации, лицензий или разрешений. Например, Invest in Estonia, Invest in Israel, KOTRA и Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA) работают по принципу «одного окна» для инвесторов. Тем не менее, прогресс в области упрощения и сохранения инвестиций, а также цифровизации процедур находится далеко за пределами ответственности АПИ. Как показывает пример Invest

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

in Estonia и государственная инициатива e-Estonia, а также пример многих северных АПИ, требуются согласованные и долгосрочные усилия правительства, чтобы внести необходимые изменения в нормативно-правовую базу для предоставления государственных услуг в режиме онлайн.

Кризис COVID-19 может побудить агентства пересмотреть свои приоритетные направления в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Изменение экономической динамики может побудить АПИ пересмотреть списки приоритетных секторов, сделав их более целенаправленными и изменив отраслевой состав. Списки приоритетных секторов составляются раз в несколько лет, почти половина агентств пересматривает их ежегодно. Некоторые АПИ, такие как Czech Invest, Invest in Denmark и Business Sweden, уже имели конкретные списки секторов до кризиса, и другие могут последовать их примеру [11]. Сектора ИКТ и медико-биологические науки уже являются приоритетными для большинства АПИ. Некоторые АПИ, такие как Invest in Israel или Invest in Estonia, уже ведут целенаправленную деятельность в области электронного здравоохранения. По мере дальнейшего развития этих секторов - разработки новых решений в области здравоохранения, удаленной работы и цифровых технологий - может произойти усиление поддержки этих видов деятельности со стороны АПИ, в то время как другие сектора будут отходить на второй план. Наконец, некоторые АПИ могут также изучать новые возможности, связанные с потенциальным ниаршорингом и решоризацией, оказывая поддержку стартапам и налаживая контакты между ТНК и отечественными компаниями. Например, вступая в отношения поставщик-покупатель, ТНК могут помочь пострадавшим малым и средним предприятиям (МСП) восстановить продажи и найти новые рынки. Таким образом, АПИ могут играть определенную роль в содействии установлению связей между отечественными МСП и ТНК.

Ранее существовавшая тенденция к увеличению и совершенствованию тарге-тинга может усилиться. Многие АПИ выразили большую заинтересованность в более четкой расстановке приоритетов, основанных на фактических данных и ориентированных на устойчивое развитие. Эта динамика может усилиться, поскольку давление на бюджеты АПИ возрастает, а восстановление экономики требует согласованных усилий по созданию и поддержанию рабочих мест. Однако эффективное определение приоритетов зависит от способности агентств отслеживать и оценивать свои прошлые результаты и эффективность различных услуг с помощью систем мониторинга и оценки (M&E).

В свете изменения своей роли АПИ пересматривают свои стратегические направления, чтобы лучше реагировать на потребности как государственного, так и частного сектора. Хотя в краткосрочной перспективе услуги по последующему

5 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

сопровождению, естественно, играют важную роль, АПИ склонны делать больший упор на удержание и расширение инвесторов в своих средне- и долгосрочных стратегиях продвижения инвестиций. При этом особое значение приобретает координация с местными и региональными партнерами.

Реформы инвестиционного климата, поддерживаемые информационно-разъяснительной работой АПИ, станут еще более важными в условиях неопределенности и возможных протекционистских настроений. АПИ призваны сыграть ключевую роль в продвижении политики привлечения инвестиций, которая, по их мнению, станет важной в долгосрочной перспективе. По мере сокращения ПИИ благоприятные условия ведения бизнеса станут еще более важными для инвесторов. Работая на стыке бизнеса и государственной службы, АПИ занимают особое место в отстаивании интересов открытых, прозрачных и хорошо регулируемых рынков.

Многие АПИ подчеркивают важность эффективной координации действий правительства для комплексного и эффективного ответа инвесторам. Поскольку инвестиции по своей природе являются горизонтальными, инвесторы также отмечают ценность и необходимость взаимного сотрудничества с другими областями политики, особенно в АПИ, сочетающих различные полномочия. Поскольку правительства и АПИ переосмысливают свои подходы к продвижению инвестиций и инвестиционной политике, в будущем вероятны организационные изменения.

Результаты опроса МА1РА, ЮНКТАД и Всемирного банка, представленные в данной работе, ясно показывают, что СОУГО-19 значительно нарушил инвестиционную деятельность и повлиял на работу АПИ. Это влияние заставляет агентства корректировать свою повседневную деятельность, переосмысливать организационное функционирование и модернизировать свои стратегии. Вспышка СОУГО-19 оказала глубокое влияние на наш мир, вызвав сдвиги в политике и экономике. Учитывая серьезные нарушения в работе и уязвимость ГЦДС, в ближайшие годы решоринг1 и неаршоринг2 могут стать основной практикой. В целом, это побудит АПИ к созданию более тесной связи с местной экосистемой, местными МСП, и существующими инвесторами.

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Практика перемещения бизнеса или части бизнеса, который был основан в другой стране, обратно в его первоначальную страну. Например, США возвращаю производство из КНР.

2 Передачу производства на аутсорсинг в соседнюю страну. Часто соседняя страна граничит со страной, в которой расположена компания. Например, многие канадские и американские компании переносят свое производство в Мексику.

ИСТОЧНИКИ:

1. IMF. WORLD ECONOMIC OUTLOOK 2021 // International Monetary Fund. 2022. URL: https://www.imf.0rg/extemal/datamapper/NGDPDPC@WEO/OEMDC/ADVEC/ WEOWORLD (дата обращения: 1 апреля 2022).

2. Foreign direct investment: Inward and outward flows. [Электронный ресурс]. // UNCTADstat: [сайт]. [2022]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView. aspx?ReportId=96740. (дата обращения: 13 января 2022).

3. Financial Times Ltd. THE fDi REPORT 2021 // report.fdiintelligence.com. 2022. URL: https://report.fdiintelligence.com/files/ThefDiReport2021.pdf (дата обращения: 21 января 2022).

4. Deals - Project Finance. [Электронный ресурс]. // Refinitiv.com: [сайт]. [2022]. URL: https://www.refinitiv.com/en/financial-data/ deals-data/ capital-raising-new-issuance/project-finance-deals. (дата обращения: 21 января 2022).

5. UNCTAD. World Investment Report 2021: INVESTING IN SUSTAINABLE RECOVERY // UNCTAD. 2021. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ wir2021_en.pdf (дата обращения: 3 апреля 2022).

6. UNCTAD. The IPA Observer: Investment Promotion agencies striving to overcome the COVID-19 CHALLENGE // UNCTAD. 2020. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/diaepcbinf2020d2_en.pdf (дата обращения: 4 апреля 2022).

7. World Bank Group. THE INITIAL RESPONSE OF INVESTMENT PROMOTION AGENCIES TO COVID-19 AND SOME OBSERVED EFFECTS ON FOREIGN DIRECT INVESTMENT // World Bank Group. 2020. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/ 917561588958415090-0130022020/original/WBGIPAResponsetoTOVID19.pdf (дата обращения: 2 апреля 2022).

5 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

131 Q

8. the WBG Investment Policy and Promotion team. thedocs.worldbank.org 2022. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/917561588958415090-0130022020/original/ WBGIPAResponsetoCOVID19.pdf (дата обращения: 2 апреля 2022).

9. UNCTAD. IPA Observer no 11 - Promoting investment in health post-pandemic: A global trend? 2021. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/diaepcbinf2021d4_ en.pdf (дата обращения: 4 апреля 2022).

10. WAIPA. The impact of COVID-19 from the perspective of IPAs // WAIPA. 2020. URL: https://waipa.org/waipa-content/uploads/The-impact-of-COVID-19-from-the-perspective-of-IPAs.pdf (дата обращения: 5 апреля 2022).

11. OECD. Investment promotion agencies in the time ofCOVID-19 // OECD. 2020. URL: https ://read. oecd-ilibrary.org/view/?ref= 13 2_132715-6ewiabvnx7&title=Investment-promotion-agencies-in-the-time-of-COVID-19 (дата обращения: 01.Апрель.2022).

12. Cross-border M&A database [Электронный ресурс]. // UNCTAD: [сайт]. [2022]. URL: https://unctad.org/statistics. (дата обращения: 13 января 2022).

^ 132

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.