Научная статья на тему 'Диалог с инвестором'

Диалог с инвестором Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INVESTMENT AGENCY / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / INDUSTRIAL POLICY / INVESTMENT CLIMATE / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий, Писаренко Александр

В статье анализируется результативность функционирования национальных инвестагентств в мировой экономике. Инвестиционные агентства способствуют продвижению ПИИ и непосредственно участвуют в формировании благоприятного инвестклимата страны, который усиливает желание компаний, новаторов и энергию предпринимателей создавать новые бизнес-активы, тратить значительные ресурсы для создания востребованных факторов производства, формируя конкурентную среду. Авторы предлагают создать национальное инвестагентство -- Совет по экономическому развитию РФ. В качестве независимой платформы для создания нового учреждения авторы предлагают использовать ФГБУ «Аналитический центр при Правительстве РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the effectiveness functioning of national investment agencies in the world economy. The investment agencies help promote direct investments and directly involved in the formation of positive investment climate of country, that amplifies the desire of companies, innovators and energy of entrepreneurs to create new business assets, spend considerable resources to create production's factors, creating competitive environment. The authors propose to set up a national investment promotion agency -- Council for Economic Development of the Russian Federation. Independent platform for creating a new institution the authors suggest to use FGBU «Analytical Centre under the Government of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Диалог с инвестором»

\ мировая экономика \

Диалог с инвестором

Активная работа инвестиционных агентств в странах — членах ОЭСР по привлечению ПИИ в целевые отрасли существенно повышает их приток. Возможно ли создание такого института в России?

Юрий

максимов,

д.э.н., доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Александр

писаренко,

к.э.н., управляющий директор компании «Глоринкор эдвайзерс»

Госпрограмма для привлечения ПИИ

За последние десятилетия многократно усилилась конкуренция между странами за приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ),1 что обусловлено процессами глобализации, межнациональным технологическим разрывом.2 Правительства тратят значительные денежные ресурсы для привлечения инвесторов в надежде, что они будут способствовать ускорению внутреннего экономического роста, создавая новые бизнес-единицы, модернизируя производственные мощности, обучая кадры для повышения производительности труда, уровня технических и управленческих знаний. Создают уполномоченные учреждения — инвестиционные агентства3 для прямой работы с инвесторами. Считается, что агентства способствуют снижению бюрократических процедур, сокращению транзакционных издержек для инвесторов при реализации проектов, информированию экономических агентов государством о приоритетных отраслях для инвестирования. По убеждению многих экспертов, агентства участвуют в построении инвестиционного имиджа страны в мировом инвестиционном сообществе.

По данным Международной ассоциации агентств по продвижению инвестиций, на начало 2013 года4 ее членами были 172 национальных и субнациональных инвестиционных агентства. В борьбе за инвестиции с каждым годом участвует все больше стран, поэтому конкуренция среди развивающихся экономик и развитых государств со временем будет усиливаться.

Все большую роль в мировом инвестиционном процессе играют такие активные игроки, как суверенные фонды благосостояния и фонды прямых инвестиций, которые концентрируют внимание на инвестиционном климате5 регионов, в которых планируют работать. По данным Института по исследованию суверенных фондов благосостояния, под управлением фондов находятся активы суммарной стоимостью $5324 млрд на конец 2012 года.6 Не меньшее значение в мировой экономике имеют фонды прямых инвестиций, с оценочной стоимостью активов под управлением $3466 млрд на конец 2012 года.7

Стоит отдельно отметить роль инвестиционных агентств в процессе создания благоприятного инвест-климата, что усиливает желание новаторов и предпринимателей создавать новые бизнес-активы, формируя конкурентную среду. Инвестиционные агентства способствуют более близкому взаимодействию органов государственной власти с бизнес-сообществом, помогают адресно применить набор финансовых и фискальных стимулов для отдельных проектов, экономических зон, отраслей. В научном сообществе сложилось неоднозначное мнение касательно оценки экономического эффекта от деятельности инвестагентств в национальных экономиках. Но в большинстве эмпирических исследований эксперты приходят к выводу, что агентства способствуют привлечению ПИИ и усиливают возможности страны для экспорта продукции.

Исследователи Консультативного совета по продвижению инвестиций Всемирного банка Льюис Уэлс (Louis Wells) и Элвин Уинт (Alvin Wint) в 1990 году подразделили их действия на четыре категории: 1) построение национального образа; 2) генерация инвестиций; 3) услуги для потенциальных инвесторов; 4) активное инвестиционное лобби.8 Ученые-экономисты Эндрю Чарльтон (Andrew Charlton) и Николас Дэвис (Nicholas Davis) пришли к выводу, что активная деятельность инвестиционных агентств9 в странах — членах ОЭСР по привлечению инвестиций в отдельные («целевые») отрасли повышает приток ПИИ на 41% по сравнению с другими сегментами экономики.10 Это важное дополнение к подобным работам, так как результат показывает отсутствие случайной корреляции между ПИИ и продвижением инвестиций, что очень значимо для эмпирических работ.

Исследователи Оксфордского универститета То-финн Хардинг (Torfinn Harding) и Беата Яворчик (Beata S. Javorcik) в совместной работе выявили значительную взаимосвязь между продвижением инвестиций в «целевые» отрасли и притоком ПИИ. Основываясь на предыдущих подобных исследованиях, экономисты пришли к выводу, что продвижение инвестиций может быть жизнеспособным политическим дополнением для развивающихся стран с благоприятным бизнес-климатом.11 Исследование показало, что важной характеристикой результативности инвестиционного агентства считается его юридический статус. Авторы полагают, что агентства, которые являются частью министерств, менее эффективны в привлечении ПИИ, чем агентства с большим автономным статусом. При прямом подчинении премьер-министру или президенту страны значимость инвест-агентства в бизнес-сообществе возрастает.12

В 2011 году авторы опубликовали еще одну работу, в которой сделали вывод, что $1, потраченный на привлечение инвестиций, увеличивает приток ПИИ на $189. Это средний показатель для объектов исследуемого периода, а наиболее значительные результаты достигаются там, где инвест-агентства начинают работу с небольшими бюджетами.13

Жак Мориссет (Jacques Morriset) и Кэлли Андрюс-Джонсон (Kelly Andrews-Johnson) показали, что в развивающихся странах при повышении затрат на привлечение инвестиций на 10% инвестагентствами наблюдается увеличение ПИИ на 2,5% в экономику страны.14 Другими словами, при увеличении затрат инвестиционными агентствами на $60 тыс. — возрастает приток инвестиций

на $2,5 млн ежегодно в исследуемом периоде. Стоит заметить, что авторы сделали некоторые уточнения: результаты показаны для среднестатистической страны с благоприятным инвестклиматом. В противном случае затраты агентства для привлечения инвестиций создают небольшой возврат капитала в деловой среде с большим набором институциональных барьеров и неблагоприятной экономической политикой.

Вышеназванные исследования мы считаем фундаментальными эмпирическими работами в области оценки эффективности привлечения ПИИ инвестагентствами. Научные работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные значимости иностранных инвестиций в национальных экономиках в большинстве исследований подтверждают положительную взаимосвязь между ПИИ и макроэкономическими индикаторами страны-реципиента.15 В нашем анализе мы принимаем во внимание работы международных экспертов, чтобы сформировать производительную модель отечественного инвестиционного агентства.

Клуб национальных агентств

Для формирования базиса структуры модели необходимо использовать успешный опыт международных стран. Нашу аналитическую базу мы выстраиваем с учетом географического положения стран, схожих экономических показателей развития: «Азиатские драконы» (Asian Dragons),16 «Клуб азиатских тигров» (Tiger Club Economies),17 страны БРИКС (BRICS)18, страны ПИГС (PIGS)19, «Кельтские тигры» (Celtic Tigers), «Балтийские тигры» (Baltic Tigers), страны Восточной Европы.

ПИИ в различных формах способствуют стратегическому росту экономики страны-реципиента, но важно адресно составить госпрограмму для привлечения международных инвесторов.20

К примеру, принимая во внимание международный опыт продвижения инвестиций, Шведское инвестиционное агентство (Invest in Sweden Agency) сосредоточило активность на привлечении инвесторов в определенные сектора экономики, которые имеют конкурентные преимущества, а именно: автопром, услуги колл-центров, прямой маркетинг, пищепром, здравоохранение, информационные технологии, микроэлектроника / программное обеспечение, добыча природных ресурсов, деревообрабатывающая промышленность.21

Некоторые страны не стремятся применять активную тактику привлечения инвесторов. К примеру, Австрийское инвестиционное агентство (Austrian Business Agency) публикует инвестпредложения в международных экономических журналах, устанавливает прямые контакты с руководством транснациональных компаний, в которых заинтересованно австрийское правительство для привлечения ПИИ.22

Отличная от других производительная модель инвест-агентства реализована на Коста-Рике. Привлечение международных компаний Коста-Риканским инвестиционным советом (Costa Rican Investment Board) происходит с помощью делового партнера — Межамериканского банка, который помогает найти потенциальных инвесторов.23 В данном случае агентство является независимой организацией, формируя бюджет от денежных поступлений частных компаний.

PHOTOXPRESS

«единое окно» для инвестора

Основные функции инвестиционного агентства*

ЦЕЛЕВАЯ фУНКЦИЯ ЗАДАЧИ

Построение инвестиционного образа Публикация рекламы в СМИ и отраслевых журналах Участие в инвестфорумах и выставках Сопровождение главных представительств страны происхождения инвестиций Организация информационных семинаров

Генерация инвестиций Распространение информации с помощью прямой рассылки или телемаркетинговой кампании Представление отраслевых инвестзадач в различных странах Организация семинаров для разъяснения инвесторам конкурентных преимуществ отраслей Организация презентаций компаний, инвестиционного потенциала

Услуги для потенциальных инвесторов Предоставление инвестиционных консультационных услуг Сопровождение процесса подачи документов и получения разрешений для реализации инвестпроектов Предоставление постинвестиционных услуг

Активное инвестиционное лобби Участие в решении инвестиционных стратегических задач Формирование инвестиционного лобби Законотворческие инициативы и политические рекомендации Подготовка отчетов для руководства государства с учетом пожеланий инвесторов

Приватизация предприятий** Подготовка объектов госсобственности к продаже и сопровождение инвесторов в процессе приватизации Организация презентаций по приватизируемым объектам Представление интересов государства в смешанных формах собственности компаний

Управление специальными экономическими зонами Сопровождение резидентов специальных экономических зон (СЭЗ) Формирование рекомендаций по фискальным стимулам для резидентов СЭЗ Отбор проектов для реализации на спецтерриториях Формирование среды для стимулирования экспорта продукции

* За основу взято среднестатистическое инвестагентство. ** Дополнительные функции агентства в развивающихся странах.

\ мировая экономика \

В развивающихся странах при повышении затрат на привлечение инвестиций на 10% инвестиционными агентствами наблюдается увеличение ПИИ на 2,5% в экономику страны.-

Модель инвестагентства Республики Сингапур24 считается одной из самых функциональных — оно успешно выполняет задачи страны. За период 2000-2009 годов с помощью агентства было реализовано проектов и привлечено ПИИ на сумму $118 млрд.25 В начале 2011 года официальные представительства агентства были расположены в 11 странах. Для привлечения внешнего капитала организация разъясняет об экономических выгодах сотрудничества непосредственно в странах нахождения инвесторов, тем самым показывая высокую заинтересованность в бизнес-сообществе и современных технологиях.

Как было отмечено ранее, экономисты Льюис Уэлс (Louis Wells) и Элвин Уинт (Alvin Wint) выделили четыре основных функции, которые получили широкое распространение среди национальных инвестагентств. Дополнительно, по нашим наблюдениям, во многих развивающихся экономиках агентства осуществляют сопровождение инвесторов в приватизации компаний, управляют специальными экономическими зонами, участвуют в государственно-частных проектах собственным капиталом (см. табл.).

Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь активно включилось в мировой инвестиционный процесс и борьбу за капитал относительно недавно26 — в 2010 году, но успело зарекомендовать себя как надежный партнер для международных и локальных компаний, выстраивая стратегические доверительные отношения между бизнесом и государством. Агентство принимает участие в формировании положительного имиджа страны, представляя инвестиционные возможности республики на значимых площадках мира и являясь организатором Белорусского инвестиционного форума;27 внедряет лучшую мировую практику приватизации объектов госсобственности при поддержке Всемирного банка, соблюдая

Источники: рис. 1 — на основе данных World Investment Report 2010; рис. 2 — на основе данных Jacques M. и Andrews-Johnson K, 2004.

баланс интересов страны и инвесторов. Организация конкурсов приватизации позволяет находить инвесторов в различных регионах мира, желающих реализовывать проекты на новых рынках.

Стоит отметить роль агентства Белоруссии в поддержании развития приоритетных отраслей страны и реализации промышленной политики государства. К примеру, агентство осуществляет информационную поддержку потенциальных инвесторов, сообщая о преимуществах вложения капитала в ИКТ, биотехнологии, фармацевтику, альтернативную энергетику, фискальных стимулах и господдержке проектов.28 Такой подход позволяет осуществлять обратную связь с инвесторами, услышать экспертное мнение и учесть его при разработке госпрограммы поддержки приоритетных отраслей.

Лидеры и сотрудники инвестагентств умеют правильно выстраивать диалог между бизнесом и государственными органами. Как правило, персонал агентств состоит из госслужащих и негосударственных служащих, отобранных на открытом рынке труда. Такое сочетание позволяет формировать сильную команду из сотрудников, способных помочь инвесторам эффективно взаимодействовать с системой госучреждений и профессионалов, которые обладают специализированными навыками работы в частном секторе. Эта комбинация трудовых ресурсов позволяет решать их инвестиционные задачи.

Экономисты Департамента по инвестклимату Группы организаций Всемирного банка опубликовали результаты исследования «Мировые образцы наилучшей практики привлечения инвестиций» за 2012 год, в котором пришли к неоднозначной оценке действующих агентств. Авторы отчета отмечают идентичность подхода агентств с наилучшей практикой продвижения инвестиций, что при всем различии институциональных условий, в которых действуют результативные агентства, существуют две основные особенности, общие для них: ориентированный на клиента подход и готовность оперативно решать вопросы инвесторов.29 В качестве одной из мер по привлечению международных инвестиций правительства многих стран осуществляют либерализацию инвестиционных режимов, позволяя иностранным компаниям увеличивать глубину проникновения на внутренний рынок.

По данным ЮНКТАД, за период 1991-1999 годов было зафиксировано 1035 юридических поправок в различных странах для привлечения ПИИ, где 94% направлены

94% ПОПРАВОК НАПРАВЛЕНЫ НА УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-КЛИМАТА ДЛЯ ТНК

ФИНАНСИРОВАНИЕ — ЗА СЧЕТ ГОСБЮДЖЕТА

Рис. 1. Юридические поправки в регулирование инвестиционной деятельности в мировой экономике за период 1992-2009 годов

300-

250 200 150 100 50 0

Количество стран, которые представили изменения . Общее количество правовых изменений

Либерализация/продвижение Регулирование/ограничения

Рис. 2. Финансирование агентств в мировой экономике (% от годового бюджета)

120 100 80 60 40 20 0

Государственный бюджет

Международная помощь

Доход от предоставляемых услуг

I Частное финансирование

Другое

на улучшение бизнес-климата для транснациональных компаний.30 Большинство внутристрановых правовых изменений отвечают международным соглашениям либерализации режимов для ПИИ, которые инициированы ЕС, НАФТА, ВТО и другими союзами и международными организациями. На рис. 1 представлены данные, которые показывают количественные показатели изменений в правовом поле стран, стремящихся создать благоприятный инвестиционный климат.

Прежде «закрытые» отрасли и компании под действием либеральных мер в развивающихся странах стали доступны для международного капитала в конце 1990-х.31 Многие государства для повышения инвестиционной привлекательности региона разрешили покупку земли иностранными инвесторами, ускорили приватизационные процессы. В связи с конкурентной борьбой стран за международный капитал важно отметить, что привлечение инвестиций более эффективно будет в регионе с дружественным инвестклиматом, по сравнению с большим количеством ограничений для реализации проектов. Роль инвестиционного агентства в конкурентной борьбе повышается в том случае, если правительство повышает значимость частного капитала в экономике страны.32

Среднестатистическое национальное инвестагент-ство с годовым бюджетом $0,7-2 млн расходует финансовые ресурсы для реализации своих функций, как правило, пропорционально поставленным задачам: поиск инвесторов — 33% от годового бюджета агентства, услуги для сопровождения инвесторов — 32% и построение инвестиционно привлекательного образа страны — 27%. По данным ученых Жака Мори-сет (Jacques Morisset) и Кэлли Андрюс-Джонсон (Kelly Andrews-Johnson), минимальный средний размер годового бюджета национального инвестагентства составляет около $0,7 млн и зависит от задач, которые ставит перед учреждением государство, и размера экономики страны. Консультативный совет по иностранным инвестициям в своем отчете указал средние показатели по бюджетированию агентств в мировой экономике. К примеру, в экономиках стран с низким уровнем дохода населения среднестатистический годовой бюджет агентства составляет $0,55 млн, в странах со средним уровнем дохода — $1,2 млн, с высоким — $9,4 млн.33 В своей статье авторы приводили среднестатистические данные на 2002 год, но за прошедший промежуток времени ситуация с бюджетированием инвестагентств в мировой экономике кардинальным образом не изменилась. В большинстве случаев финансирование агентств осуществляется за счет госбюджета, отчисления частных компаний за выборочные платные услуги и успешность реализации проекта, плюс гранды международных финансовых институтов (рис. 2).

Инвестагентство в России

Учитывая международный опыт, предлагаем создание нового и своевременного института для поддержки реализации промышленной политики страны и продвижения инвестиций — Совета по экономическому развитию РФ. Вопрос о создании подобной организации поднимался неоднократно и в Минэкономразвития, и в ТПП РФ. Но, как правило, оппоненты инициативы приводили аргументы не в пользу создания национального инвестагент-ства, так как предлагалось создавать новое учреждение

с дублирующими функциями различных госучреждений и дополнительными бюджетными затратами.

Для решения некоторых практических задач необходимо внедрять систему индикативного планирования,34 которая будет способствовать стимулированию экономического роста, информировать участников инвестиционного процесса об отраслевых приоритетах государства. Федеральное бюджетное учреждение «Аналитический центр при Правительстве РФ» может послужить хорошей платформой нового института для усиления процесса роста отечественной экономики. Необходимо акцентировать внимание на лучшей практике поддержки инвесторов и отраслевого таргетирования, адаптируя опыт стран «Восточноазиатских тигров» к особенностям российской экономики. Потребность в национальном учреждении, способствующем прохождению бюрократических барьеров для инвесторов, с одной стороны, и участие в реализации промышленной политики государства, с другой стороны, говорят о своевременности и актуальности данного института. В дальнейшем можно внедрять в организацию дополнительные функции, ориентируясь на лучшую мировую практику с адаптацией к отечественной институциональной системе.

Прямое подчинение премьер-министру усилит значение института для народного хозяйства России.

1 По оценкам международных экспертов ЮНКТАД, объем ПИИ в мировой экономике составил $1,6 трлн в 2012 году. Прогноз на 2013 и 2014 годы представлен значениями $1,8 трлн и $1,9 трлн соответственно. См., например: World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies., P. 11.

2 Межнациональный технологический разрыв — отставание одних стран

от других по уровню производства высокотехнологичной продукции, формирование высокой инновационной составляющей в экспорте продукции.

3 Инвестагентства создаются как со 100%-ным государственным капиталом, так и совместно с частными инвесторами.

4 URL: http://www2.waipa.org/cms/Waipa/ Membership/MembershipList/index.html.

5 Инвестклимат включает в себя ряд мер по снижению политических, экономических рисков, а именно: макроэкономическая позиция страны, правовое поле, понятное международным и внутренним инвесторам, стабильная политическая и независимая правовая системы.

6 URL: http://www.swfinstitute.org/fund-rankings/.

7 URL: http://www.preqin.com/item/2013-preqin-global-private-equity-report/1/6131. 11 Wells L.T. and Wint A.G. (1990). Marketing a Country: Promotion as a Tool for Attracting Foreign Investment. — FIAS Occasional Paper 1 (Washington D.C.: Foreign Investment Advisory Services),

P. 10.

8 Авторы предположили, что активная работа по продвижению инвестиций в «целевые» отрасли может оцениваться с помощью затрат инвестагентств на привлечение инвесторов.

9 Andrew Charlton and Nicholas Davis (2007). Does Investment Promotion Work? // The Berkley Electronic Journal of Economic Analysis and Policy: Vol. 7, Issue 1, Article 42, P. 12.

10 Torfinn Harding and Beata Smarzynska Javorcikr (2007). Developing Economies and International Investors: Do Investment

Promotion Agencies Bring Them Together? — World Bank Policy Research Working Paper 4339, P. 30.

11 Torfinn Harding and Beata S. Javorcik (2007). Developing Economies and International Investors: Do Investment Promotion Agencies Bring Them Together? — World Bank Policy Research Working Paper 4339, Р. 30.

12 Torfinn Harding and Beata S. Javorcik (2011). Roll out the Red Carpet and They Will Come: Investment Promotion and FDI Inflows. // The Economic Journal, December 2011, Volume 121, Issue 557.

13 Morisset Jacques and Kelly AndrewsJohnson (2004). The Effectiveness of Promotion Agencies at Attracting Foreign Direct Investment. — FIAS occasional Paper 16.

14 В данной работе мы не задаемся целью проверить гипотезу об экономической значимости ПИИ.

15 В эту группу входят Республика Сингапур, Республика Корея (Южная Корея), Республика Китай — Тайвань, Гонконг — специальный административный регион Китая.

16 Республика Индонезия, Республика Малайзия, Республика Филиппины, Королевство Таиланд.

17 Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮжноАфриканская Республика.

18 Португалия, Ирландия, Греция, Испания.

19 К примеру, за период 1991-1998 годов более 58 стран инициировали программы по продвижению инвестиций. К этому времени 48 стран уже использовали подобную практику привлечения международных инвесторов. Theodore Moran. Foreign Direct Investment and Development: The New Policy Agenda for Developing Countries and Economies-In-Transition. — 1998.

20 Nathan M. Jensen (2008). Nation-States and the Multinational Corporation: A Political Economy of Foreign Direct Investment, Р. 35-37.

Там же.

22 URL: http://www.cinde.org.

23 Совет по экономическому развитию Республики Сингапур (Singapore Economic Development Board, EBD) — инвестиционное агентство Республики Сингапур. URL: http://www.edb.gov.sg.

24 Подтвержденные прямые инвестиции: в чистом поле и трансграничные слияния и поглощения. URL: http://www.edb.gov. sg/content/edb/en.html?cmpid=edb_ en33, annual report 2008-2009.

25 Госучреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» учреждено указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 года №273. URL: http://investinbelarus.by/ about/history/.

26 URL: http://investforum.by/media_ references.

27 URL: http://www.investinbelarus.by/ invest/opportunities/directions/.

28 URL: https://www.wbginvestmentclimate. org/uploads/Global%20Investment%20 Promotion%20Best%20Practices_web.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Nathan M. Jensen (2008). Nation-States and the Multinational Corporation: A Political Economy of Foreign Direct Investment, Р. 35-37.

30 Несмотря на положительное отношение к инвесторам, руководство развитых государств все же сохраняет закрытыми для инвестиций стратегические отрасли.

31 Исследователи Jacques и AndrewsJohnson в научной работе сделали вывод, что при повышении бюджета инвестиционного агентства на 10% повышается приток ПИИ на 3% в экономике с хорошим бизнес-климатом. Для сравнения: при таком уровне затрат на привлечение инвестиций в странах со слабым бизнес-климатом приток ПИИ может быть увеличен лишь на 1,9%.

32 Morisset Jacques, Kelly Andrews-Johnson (2004). The Effectiveness of Promotion Agencies at Attracting Foreign Direct Investment". — FIAS Occasional Paper

16, Р. 15.

33 Полтерович В.М. Элементы теории реформ. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — С. 23.

Список использованной литературы

1. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — С. 445.

2. Hornberger K., Battat J., Kusek P. (2011). Attracting FDI: How Much Does Investment Climate Matter? Finance and Private Sector Development. — View Point Number 327, World

Bank Group.

3. Torfinn Harding, Beata S. Javorcik (2011). Roll out the Red Carpet and They Will Come: Investment Promotion and

FDI Inflows. // The Economic Journal, Volume 121, Issue 557.

4. Nathan M. Jensen (2008). Nation-States and the Multinational Corporation: A Political Economy of Foreign Direct Investment. — P. 216.

5. Torfinn Harding, Beata S. Javorcik (2007). Developing Economies and International Investors: Do Investment Promotion Agencies Bring Them Together? — World Bank Policy Research Working Paper 4339.

6. Andrew Charlton, Nicholas Davis (2007). Does Investment Promotion Work? // The Berkley Electronic Journal of Economic Analysis and Policy: Vol. 7, Issue 1, Article 42.

7. Morisset Jacques, Kelly Andrews-Johnson (2004). The Effectiveness of Promotion Agencies at Attracting Foreign Direct Investment. — FIAS Occasional Paper 16.

8. Wells L.T., Wint A.G. (1990). Marketing a Country: Promotion as a Tool for Attracting Foreign Investment. — FIAS occasional Paper 1 (Washington D.C.: Foreign Investment Advisory Services).

Ключевые слова: инвестиционное агентство, прямые иностранные инвестиции, промышленная политика, инвестиционный климат, экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.