Научная статья на тему 'Роль «африканских» саммитов лета 2023 г. в построении нового миропорядка'

Роль «африканских» саммитов лета 2023 г. в построении нового миропорядка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Второй саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка / XV Саммит БРИКС / финансовая безопасность / антиконкурентные практики / внешний аудит / Second Summit and Economic and Humanitarian Forum Russia – Africa / XV BRICS Summit / financial security / anti-competitive practices / external audit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фитуни Леонид Леонидович

Статья посвящена итогам Второго саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка, проходившего 27‒28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге, и его связи и влиянию на ход и решения XV саммита БРИКС, который прошел 22‒24 августа в Йоханнесбурге (ЮАР). В центре внимания автора анализ дискуссий по трем не вполне ожидаемым и практически не затрагиваемым в научных публикациях инновационным сферам российско-африканского взаимодействия: сотрудничество и обмен опытом России со странами Африки в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; борьба с антиконкурентными практиками, пресечение антиконкурентной деятельности трансграничных картелей; внешний аудит как поле сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the “African” Summits of Summer 2023 in Building of a New World Order

The article analyses the results of the Second Summit and the Russia-Africa Economic and Humanitarian Forum, held on July 27-28, 2023 in St. Petersburg and its connection and influence on the course and decisions of the XV BRICS Summit, which was held on August 22-24, in Johannesburg (South Africa). The author focuses on the analysis of discussions on three innovative areas of Russian-African interaction that are not entirely expected and practically not addressed in scientific publications: issues of cooperation and exchange of experience between Russia and African countries in the field of combating money laundering and the financing of terrorism; combating anti-competitive practices, suppressing anti-competitive activities of cross-border cartels; external audit as a field of cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль «африканских» саммитов лета 2023 г. в построении нового миропорядка»

РОССИЯ - АФРИКА

РОЛЬ «АФРИКАНСКИХ» САММИТОВ ЛЕТА 2023 г. В ПОСТРОЕНИИ НОВОГО МИРОПОРЯДКА1

О 2023 л.л. Фитуни

ФИТУНИ Леонид Леонидович, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Африки Российской академии наук. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: africa.institute@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена итогам Второго саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия - Африка, проходившего 27-28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге, и его связи и влиянию на ход и решения XV саммита БРИКС, который прошел 22-24 августа в Йоханнесбурге (ЮАР). В центре внимания автора анализ дискуссий по трем не вполне ожидаемым и практически не затрагиваемым в научных публикациях инновационным сферам российско-африканского взаимодействия: сотрудничество и обмен опытом России со странами Африки в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; борьба с антиконкурентными практиками, пресечение антиконкурентного деятельности трансграничных картелей; внешний аудит как поле сотрудничества.

Ключевые слова: Второй саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия - Африка; XV Саммит БРИКС, финансовая безопасность, антиконкурентные практики, внешний аудит

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-64-3-5-13

Во второй половине лета 2023 г. в России и ЮАР прошли два крупных международных форума, вклад которых в становление нового справедливого миропорядка трудно переоценить. 27-28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге состоялись Второй саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия - Африка, а менее чем через месяц, 2224 августа, в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел XV Саммит БРИКС, на котором было принято решение о вступлении в объединение шести новых членов. Саммит в Йоханнесбурге можно смело назвать «африканским» не только в силу места его проведения, но и потому, что в нем приняли участие 55 африканских стран, 18 из которых были представлены президентами этих стран, шесть - премьер-министрами, семь главами МИД [1]. Из шести вновь приятых членов два - Египет и Эфиопия - африканские.

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783). Положения исследования апробированы в формате научного доклада на XX Международных Лихачевских научных чтениях «Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка» Санкт-Петербург, 9-10 июня 2022 г.

Вскоре по завершении этих и ряда других крупных международных форумов конца лета - начала осени 2023 г., таких как саммит 0-20, госсекретарь США Энтони Блинкен был вынужден констатировать: «То, что мы переживаем сейчас, - это больше, чем испытание на прочность миропорядка, установившегося после холодной войны. Это его конец» [2]. Эти слова, по сути, являются признанием конца однополярного мира, гегемонии и произвола США и их сателлитов.

Одной из черт приходящего нового миропорядка стало возрастание значения Африки не просто как быстро укрепляющейся географической неотъемлемой части такового, но и как все более консолидирующегося в своих стратегиях, планах и действиях на мировой арене ключевого игрока. Африканский Союз, как выразитель объединенной воли и представитель стран континента, занимает достойные его значимости места в таких структурах глобального управления как 0-20, претендует на членство в Совете Безопасности ООН. За симпатии и дипломатическую поддержку Африки борются многие державы - старые и новые тяжеловесы мировой политики.

Причины и ход нарастания глобальной экономической и политической значимости африканского региона, а также эволюция роста внимания к Африке со стороны Запада и Востока раскрыты автором в ряде предшествующих работ [см., например, 3, 4, 5]. Одним из подтверждений такого обостренного внимания является зримое нарастание в последние десять-пятнадцать лет числа крупных форумов и саммитов, аналогичных российско-африканскому, состоявшемуся в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге.

ХОД ПЕТЕРБУРГСКОГО САММИТА

Как и три года назад при проведении Первого российско-африканского саммита в Сочи, Институт Африки РАН принял самое активное участие в подготовке и проведении Петербургского Саммита и Экономического и гуманитарного форума 2023 г. Многие научные сотрудники института выступали на его сессиях в качестве основных док-ладчиков-панелистов. Директор института, член Президиума Российской академии наук, член-корреспондент РАН И.О. Абрамова вела ключевое пленарное заседание форума, на котором выступили президент Российской Федерации В.В. Путин, председатель Африканского союза, президент Союза Коморских Островов Азали Ассумани, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, президент Нового банка развития Дилма Роус-сефф и президент, председатель совета директоров Африканского экспортно-импортного банка Бенедикта Орама.

На этом пленарном заседании В.В. Путин четко выделил фундаментальные причины взаимного тяготения народов России и африканских стран, их заинтересованности к дальнейшей интенсификации сотрудничества: «Россия и государства Африки вместе выступают за построение новой, более справедливой архитектуры мироустройства, сообща отстаивают международное право, Устав ООН, центральную роль этой всемирной организации, стараются координировать подходы по ключевым вопросам международной повестки дня. Характерно, что по многим из них наши позиции очень близки или полностью совпадают» [6].

Среди актуальных сегодня проблем, подробно рассматривавшихся на форуме, большое внимание было посвящено вопросам преодоления исторического наследия европейского колониализма и новым формам неоколониализма в Африке. Специально для форума Институтом Африки было подготовлено исследование «Африка: неоплаченный долг колонизаторов» [7]. Оно было переведено на английский и французский языки [8]. Выставленные на стендах и разложенные на столиках экземпляры книги моментально разошлись среди участников Форума.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, НОВЫЕ ТЕМЫ

Петербургский форум весьма подробно освещался в печати, на телевидении и в Интернете как во время его проведения, так и после его окончания. Однако, следует с сожалением признать, что в фокусе внимания СМИ оказались в основном ключевые «ме-гатемы»: переустройство миропорядка, борьба за суверенитет и равноправие на мировой арене, преодоление современных форм колониализма и, естественно, развитие российско-африканских отношений в области экономики, решения продовольственной проблемы, разблокирования российского зернового экспорта, гуманитарного сотрудничества, науки, образования и т.п.

Между тем форум открыл ряд новых, порой не вполне ожидаемых, возможно даже кажущихся для кого-то «экзотичными», сфер взаимодействия. По нашему мнению, появление этих тем на дискуссионных площадках и сессиях в Санкт-Петербурге как раз и является подтверждением новых позиций и роли стран Африки в формирующейся мировой системе, вступления их государственных структур и институтов в фазу зрелости, реального осознания собственной суверенности, с одной стороны, и силы коллективного действия на мировой арене - с другой.

К числу таких «нетривиальных» тем обсуждений на форуме я бы отнес вопросы российско-африканского сотрудничества в специальных и технологически сложных областях глобального управления в сфере права, финансов, конкуренции и ряде других.

В условиях трансформации существующего миропорядка, глобальных политических и экономических перемен в мире возникают новые угрозы и вызовы в области международной финансовой безопасности. Одновременно открываются новые возможности для сотрудничества в этой области между странами и регионами, связанные с переориентацией международных финансовых потоков на страны Глобального Юга, в том числе на Африку. Поэтому впервые на состоявшемся форуме специальная сессия была посвящена вопросам сотрудничества и обмена опытом России со странами Африки в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Одним из ключевых вопросов дискуссии стала проблема использования новых информационных и финансовых технологий в преступных целях - как в России, так и на Африканском континенте.

Отмечалось, что преступный мир быстро и умело подстраивается под новые реалии и адаптирует современные технологические достижения под свои нужды. Это в том числе телефонное и интернет-мошенничество, финансовые пирамиды в виртуальном пространстве. Для отмывания денег все чаще используется криптовалюта. При этом все заметней транснациональный характер криминальных проявлений.

Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры, не ослабевает угроза терроризма. Остро стоят проблемы сращивания террористических организаций с криминальными элементами, занимающимися незаконным оборотом наркотиков. Использование Африки и России в качестве транзитных маршрутов наркотрафика - общая для нас угроза. Преступники активно используют уже привычные и новые электронные средства платежа как для совершения преступлений, так и для сокрытия доходов. Росфинмониторинг продолжает фиксировать рост отмывания денег через крипто-технологии, рост мошеннических схем с криптовалютой, однако по сравнению с другими странами (например, США) в России это не так распространено. Африка - один из наиболее быстрорастущих регионов активизации «электронной преступности» [9].

Как отметил на сессии Герман Негляд, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), политизация Западом международного антикриминального сотрудничества создает серьезные проблемы и в области про-

тиводействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Нарушаются базовые стандартные процедуры обмена информацией. Запад системно игнорирует запросы РФ по ПОД/ФТ. Африканские страны так не поступают. В настоящее время Росфинмони-торинг на регулярной основе поддерживает обмен информацией примерно с 70 странами, в том числе с 10 африканскими [9].

Участники Форума поделились своим опытом международного сотрудничества в сфере противодействия этим и другим преступлениям, минимизации актуальных рисков и угроз. Африканские участники из Египта и Эфиопии рассказали о практиках национальных подразделений финансовой разведки (ПФР), о том, как работают их анти-отмывочные системы, как выстроено сотрудничество с частным сектором, а также презентовали передовые проекты в этой сфере.

О деятельности региональных объединений по типу ФАТФ - Группы по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ, ESAAMLG) и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма рассказали руководитель юридического отдела ЕСААМЛГ Мулукен Дуба-ле и исполнительный секретарь Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) С.А. Тетеруков [9].

При изучении современных моделей преступной деятельности и выработке передовых методов по выявлению, раскрытию и расследованию дел, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, финансированием терроризма и экстремизма, становится очевидной полезность и желательность объединения усилий России и стран Африки для повышения эффективности национальных и глобальной систем ПОД/ФТ посредством использования лучших практик и технологий.

Созданный в России программный продукт «Прозрачный блокчейн» позволяет видеть и анализировать операции с криптовалютой. Центральный банк Российской Федерации создал электронную платформу «Знай своего клиента», которая на оперативной основе в режиме реального времени дифференцирует клиентов зарегистрированных кредитных организаций по степени риска («зеленый/желтый/красный»). Передовые российские цифровые продукты могли бы стать предметом российско-африканского сотрудничества в сфере технологического обеспечения ПОД/ФТ.

БОРЬБА С АНТИКОНКУРЕНТНЫМИ ПРАКТИКАМИ

Другой «неожиданной» темой для обсуждения возможностей и перспектив российско-африканского сотрудничества, которой была посвящена отдельная сессия, стали вопросы российско-африканского взаимодействия в области борьбы с антиконкурентными практиками, пресечение антиконкурентной деятельности трансграничных картелей.

Максим Шаскольский, руководитель Федеральной антимонопольной службы, констатировал, что в условиях глобализации и существующего экономического миропорядка усиливается влияние транснациональных корпораций, чей технологический потенциал позволяет ограничивать конкурентов и манипулировать потребителями. Увеличивается количество и масштаб сделок экономической концентрации, что приводит к консолидации отраслей, появляются новые типы антиконкурентных соглашений, в том числе заключаемых с помощью искусственного интеллекта. Растет число трансграничных картелей. В этих условиях, считает он, необходимо расширять сотрудничество со странами Африки для эффективного пресечения трансграничных антиконкурентных практик. Он считает, что «почти не различаются те задачи, которые нужно нам решать... На наших встречах мы предлагали коллегам обмениваться опытом. Будем направлять информацию по беспокоящим наших коллег вопросам, таким как социально

значимые рынки. Это - здравоохранение, продовольственные товары. Будем формировать доверие. Мы получим практический результат и через это можно перейти к решению более сложных задач, о которых сегодня говорили: международные нарушения, нарушения крупных компаний. Формирование имеющейся практики по простым делам позволит нам потом заняться и более сложными делами - цифровыми рынками, крупными корпорациями» [10].

Африканские партнеры из ЮАР, Чада, Гамбии, Туниса отметили, что пресечение антиконкурентных практик крупных внешних игроков - важный элемент обеспечения и защиты национального суверенитета. Однако на этом пути перед национальными антимонопольными органами стоит большая проблема - в обеспечении сферы их полномочий квалифицированными национальными кадрами. Ведь их противник - транснациональные корпорации - опытный и изощренный в креативных схемах и правовых манипуляциях.

ВНЕШНИЙ АУДИТ КАК ПОЛЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

Если вышеназванные перспективные инновационные области российско-африканского сотрудничества несмотря на новизну уже ознаменовались начальными примерами взаимодействия, сфера внешнего аудита пребывала до форума на стадии первичных контактов. Это в значительной степени отразилось и на составе участников специальной сессии, посвященной этой теме.

Дискуссия велась в основном вокруг вопросов работы и возможного сотрудничества так называемых высших органов аудита (BOA), то есть российской Счетной палаты и ее африканских аналогов. Обсуждение темы шло как в аспекте определения роли BOA в обеспечении национального суверенитета, так в плане обсуждения прикладных вопросов работы этих государственных органов. По первому аспекту участники пришли к выводу, что высшие органы аудита могут способствовать повышению качества государственного управления не только вследствие вскрытых ими нарушений и недостатков, но и прежде всего выступая партнером органов власти, указывая на проблемные точки, а также содействуя устранению системных нарушений [11].

Выступления африканских участников, руководителей BOA из Намибии, Чада, Буркина Фасо, раскрыли множество прикладных проблем, с которыми сталкиваются контролирующие органы этих государств в своей практической работе - нехватка, а то и практическое отсутствие, квалифицированных специалистов, трения, возникающие между органами законодательной и исполнительной власти, отсутствие действенных механизмов наказания за нарушения. Африканцы заинтересованы в получении от партнеров из России соответствующего содействия.

ВЫВОДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Конечно, вышеперечисленные темы не исчерпывают список высоко специализированных вопросов российско-африканского сотрудничества. Не менее технически сложными и высоко профессиональными были обсуждения вопросов сотрудничества в областях атомных и космических технологий, искусственного интеллекта, энергетики, новых логистических маршрутов между Россией и Африкой, ликвидации голода в африканских странах, развития алмазодобывающих сообществ и др.

Давая общую оценку результатам, можно без сомнения констатировать, что, несмотря на сложную международную обстановку и попытки Запада помешать его проведению, Второй российско-африканский саммит в Петербурге прошел успешно.

По данным «Росконгресса», по итогам Форума было подписано 161 соглашение, но, в отличие от сочинского форума 2019 г., их суммы на этот раз не были преданы гласности. Большинство соглашений заключено в области гуманитарного сотрудничества. Наибольшее количество соглашений заключено в следующих отраслях: международное и межрегиональное сотрудничество - 56; образование и наука - 51; научно-техническое сотрудничество - 10; экспорт и внешнеэкономическая деятельность - 10 [12].

Мероприятие явилось своеобразным мостом к состоявшемуся вскоре в ЮАР XV саммиту БРИКС, во многом предвосхитив на российско-африканском треке обсуждавшиеся в Йоханнесбурге вопросы и принятые решения.

Опыт и результаты Петербургского саммита очевидно внесут свой вклад в дальнейшую работу над Концепцией председательства РФ в БРИКС, которая уже находится в высокой степени готовности. Россия обеспечит преемственность работы объединения на всех направлениях. Как заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков на пресс-конференции, посвященной итогам саммита БРИКС в Южно-Африканской Республике, РФ намерена расширять влияние объединения на мировой арене и налаживать практическое взаимодействие с новыми членами БРИКС, в числе которых два государства Африки - Египет и Эфиопия [13].

Оба «африканских саммита» лета 2023 г. стали важными шагами на пути к формированию нового, подлинно сбалансированного, многополярного миропорядка, в основе которого лежит учет суверенных интересов максимально широкого круга государств, и который давал бы свободу для реализации различных моделей развития и сохранения многообразия национальных культур и традиций.

ИСТОЧНИКИ

1. В саммите БРИКС приняли участие 55 африканских стран. 55 African countries participated in BRICS summit, https://ria.ru/20230824/ briks-1892059679.html (дата обращения 28.08.2023)

2. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Johns Hopkins School of Advanced International Studies (SAIS) "The Power and Purpose of American Diplomacy in a New Era". SPEECH. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-johns-hopkins-school-of-advanced-international-studies-sais-the-power-and-puфose-of-american-diplomacy-in-a-new-era/ (дата обращения 19.09.2023)

3. Фитуни JI.JI. Российско-африканское сотрудничество в научно-технической сфере: стратегический и операционный подходы. Азия и Африка сегодня. 2021, № 5, с. 33-43.

4. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости. Мировая экономика и международные отношения. 2018, т. 62, № 12, с. 5-14.

5. Фитуни Л.Л. Переустройство миропорядка: БРИКС и Африка в эпоху перемен, или «много-

ядерность» против «полицентричности». Ученые записки Института Африки РАН. 2022. №4 (61). С. 17-27.

6. Владимир Путин принял участие в пленарных сессиях второго саммита Россия - Африка. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71826 (дата обращения 29.08. 2023)

7. Африка: неоплаченнът долг колонизаторов. Отв. ред. И.О. Абрамова. М., ИАфр РАН, 2023.

122 с.

8. Africa: Colonizers' Unpaid Debt (ed. by I. Abramova) Moscow, Institute for African Studies of the RAS, 2023. 112 е.; Afrique: la dette impayée des colonisateurs (Ed. by I. Abramova) Moscow, Institute for African Studies of the RAS, 2023. 112 с.

9. Международное сотрудничество в сфере финансовой безопасности. Видеотрансляция. 27.07.2023. 14:00-15:30 International cooperation in the field of economic security. Broadcast. 27.07.2023. 14:00-15:30 https://summitafrica.ru/programme/business-programme (дата обращения 29.08. 2023)

10. Борьба с антиконкурентными практиками, пресечение трансграничных картелей и международное сотрудничество. Видеотрансляция 28.07.2023. 14:00-15:30 Combating Anticompetitive Practices of Large Transnational Corporations, Suppressing Cross-border Cartels and International Cooperation. Broadcast, https://summitafrica.ru/programme/business-programme/ (дата обращения 29.08.2023)

11. Государство в меняющихся условиях: каково будущее у внешнего аудита? 27.07.2023. 16:00-17:30. Видеотрансляция. Government in a Changing Environment: What is the Future of External Audit? 27.07.2023. 16:00-17:30. Broadcast, https://summitafrica.ru/programme/ busi-ness-programme/ (дата обращения 27.08.2023)

12. Подведены итоги второго Саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия -Африка, https://summitafrica.ru/news/podvedeny-itogi-vtorogo-sammita-i-ekonomicheskogo-i-gumanitarnogo-foruma-rossija-afrika/ (дата обращения 01.08.2023)

13. Усиление БРИКС и возможное дальнейшее расширение. Заявления Рябкова по итогам саммита. ТАСС https://tass.ru/politika/18588449 (дата обращения 27.08. 2023)

THE ROLE OF THE "AFRICAN" SUMMITS OF SUMMER 2023 IN BUILDING OF A NEW WORLD ORDER

© 2023 L.L. Fituni

FITUNI Leonid L., Prof., D.Sc., Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Deputy Director, Institute for African Studies, RAS. Russian Federation, 123001, Moscow, Spirido-novka str., 30/1, e-mail: africa.institute@yandex.ru

Abstract. The article analyses the results of the Second Summit and the Russia-Africa Economic and Humanitarian Forum, held on July 27-28, 2023 in St. Petersburg and its connection and influence on the course and decisions of the XV BRICS Summit, which was held on August 22-24, in Johannesburg (South Africa). The author focuses on the analysis of discussions on three innovative areas of Russian-A frican interaction that are not entirely expected and practically not addressed in scientific publications: issues of cooperation and exchange of experience between Russia and African countries in the field of combating money laundering and the financing of terrorism; combating anticompetitive practices, suppressing anti-competitive activities of cross-border cartels; external audit as afield of cooperation.

Keywords: Second Summit and Economic and Humanitarian Forum Russia - Africa; XV BRICS Summit, financial security, anti-competitive practices, external audit

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-64-3-5-13

REFERENCES

55 African countries participated in BRICS summit, https://ria.ru/20230824/briks-1892059679. html (accessed 28.08.2023)

Abramova I.O., Fituni L.L. The African segment of the multipolar world: dynamics of geostrategic

significancy. World economy and international relations. 2018, vol. 62, № 12, p. 5-14. Africa: Colonizers ' Unpaid Debt (ed. by I. Abramova) Moscow, Institute for African Studies of the RAS, 2023. 112 p.; Afrique: la dette impayée des colonisateurs (ed. by I. Abramova) Moscow, Institute for African Studies of the RAS, 2023. 112 p. Combating Anticompetitive Practices of Large Transnational Corporations, Suppressing Cross-border Cartels and International Cooperation. Broadcast, https://summitafrica.ru/programme/business-programme/ (accessed 29.08. 2023) Fituni L.L. Restructuring the World Order: BRICS and Africa at the Time of Change, or ""Multicorc"

against "Polyccntric". Journal of the Institute for African Studies. 2022. № 4 (61). Pp. 17-27. Fituni L.L. Russian-African cooperation in the scientific and technical sphere: strategic and

operational approaches. Asia and Africa today. 2021, № 5, p. 33-43. Government in a Changing Environment: What is the Future of External Audit? 27.07.2023. 16:0017:30. Broadcast, https://summitafrica.ru/programme/business-programme/ (accessed 27.08. 2023)

International cooperation in the field of economic security. Broadcast. 27.07.2023. 14:00-15:30.

https://summitafrica.ru/programme/business-programme/ (accessed 29.08. 2023) Results of the Second Summit and Economic and Humanitarian Forum Russia-Africa drawn up. https://summitafrica.ru/news/podvedeny-itogi-vtorogo-sammita-i-ekonomicheskogo-i-gumanitarnogo-foruma-rossija-afrika/ (accessed 01.08.2023)

Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Johns Hopkins School of Advanced International Studies (SAIS) "The Power and Purpose of American Diplomacy in a New Era". SPEECH, https ://state .gov/secretary-antony-j -blinken-remarks-to-the-j ohns-hopkins-school-of-advanced-inter-national-studies-sais-the-power-and-purpose-of-american-diplomacy-in-a-new-era/ (accessed 19.09. 2023)

Strengthening of BRICS and possible further expansion. Ryabkov's statements following the summit.

mSShttps://tass.ru/politika/18588449 (accessed 27.08. 2023) Vladimir Putin took part in the plenary sessions of the second Russia-Africa summit. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71826 (accessed 29.08. 2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.