< DOI 10.22394/1726-1139-2020-3-110-120
2:
^ Состояние и перспективы международного сотрудничества в рамках «БРИКС+»*
Ли Цзинчэн
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация; [email protected]
РЕФЕРАТ
Отношения с международными многосторонними институтами и региональными организациями являются важной проблемой, влияющей на перспективы развития механизма сотрудничества БРИКС (группа стран из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки). Многие крупные международные организации (экономические группы / блоки) имеют больший опыт в налаживании международного сотрудничества, уделяя особое внимание отношениям с другими многосторонними институтами. Основываясь на применении этого формата взаимодействия, международные организации внедряют принятые ими результаты и решения в глобальное управление и финансово-экономическую систему всего мира.
Такой подход может усилить международное влияние и признание, повысить эффективность сотрудничества между государствами-членами организации. А в качестве платформы для сотрудничества между развивающимися странами, БРИКС является открытой международной организацией. В настоящее время в БРИКС нет постоянного учреждения (например, административный аппарат или функционирующий секретариат) для общей координации. Как ожидается, пространство расширения полномочий и возможностей БРИКС достаточно большое.
На сегодняшний день в рамках БРИКС созданы фундаментальные платформы для сотрудничества и диалога — это саммит лидеров стран БРИКС, постоянная министерская встреча, Бизнес-форум, Деловой совет, Совет экспертных центров, Новый банк развития, Пул условных валютных резервов, и инструмент «БРИКС+», последний считается одним из ключевых способов расширения международного участия БРИКС. Под эгидой «БРИКС+», лидеры стран и организаций региона, где проходит саммит, приглашаются для участия в саммите БРИКС. В данной статье обсуждаются теоретические основы и практическая значимость усилий стран БРИКС по расширению международного влияния организации посредством развития «БРИКС+», «БРИКС-аутрич» в рамках создания открытой платформы для обсуждения текущей международной повестки дня и вопросы регионального социально-экономического развития, а также для более широкого международного признания и перспективы реализации проектов БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, БРИКС+, БРИКС-аутрич, международные организации, международные отношения, Россия, Китай, Бразилия, Индия, ЮАР
Для цитирования: Ли Цзинчэн. Состояние и перспективы международного сотрудничества в рамках «БРИКС+» // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 110-120.
Status and Prospects of International Cooperation within the Framework of BRICS+
Li Jingcheng
Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russian Federation; [email protected]
ABSTRACT
Relations with international multilateral institutions and regional organizations are an important issue affecting the prospects for the development of the BRICS cooperation mechanism (a group of
* Статья подготовлена при поддержке Китайского стипендиального фонда (Supported by China Scholarship Council).
countries from Brazil, Russia, India, China and South Africa). Many large international organizations (economic groups / blocs) have more experience in establishing international cooperation, paying particular attention to relations with other multilateral institutions. Based on the application of this interactional format, international organizations integrate their results and decisions into global governance and the financial and economic system of the whole world.
Such an approach can enhance international influence and recognition; increase the effectiveness of cooperation between member states of an organization. And as a platform for cooperation between developing countries, BRICS is an open international organization. There is currently no permanent establishment in BRICS (for example, an administrative apparatus or a functioning secretariat) for overall coordination. As expected, the space for expanding the powers and capabilities of the BRICS is quite large.
Today, BRICS has created fundamental platforms for cooperation and dialogue — summit of BRICS leaders, permanent ministerial meetings, Business Forum, Business Council, BRICS Think Tank meeting, New Development Bank, BRICS Contingent Reserve Arrangement, and the "BRICS+". The "BRICS+" is considered one of the key ways to expand the international participation of the BRICS. Under the auspices of the "BRICS+", leaders of countries and organizations of the region where the summit is held are invited to participate in the BRICS summit. This article discusses the theoretical foundations and practical significance of the efforts of the BRICS countries to expand the international influence of the organization through the development of "BRICS+", "BRICS- Outreach" within the framework of creating an open platform for discussing the current international agenda and issues of regional socio-economic development, as well as for wider international recognition and prospects for the implementation of BRICS projects.
Keywords: BRICS, BRICS+, BRICS outreach, international organizations, international relations, Russia, China, Brazil, India, South Africa
For citing: Li Jingcheng. Status and Prospects of International Cooperation within the Framework of BRICS+ // Administrative consulting. 2020. No. 3. P. 110-120.
Введение
Поскольку глобализация продолжает развиваться, страны мира все еще сталкиваются с более глобальными проблемами, и во многих случаях решение этих проблем требует координации и решения нескольких стран вместе, а не полагаться исключительно на силу одной или стран в отдельности. В этом контексте человеческое сообщество нуждается в глобальном управлении для решения проблем и задач, стоящих перед всеми государствами мира [16, 23].
Глобальное управление означает новый международный политический и экономический порядок, ориентированный на развитие и многосторонность мира, созданный всеми народами, государствами и международными организациями посредством международных механизмов координации и диалога на демократической и равной основе для обеспечения общих интересов всех сторон, вовлеченных в процесс глобализации [17].
Основой глобального управления являются существующие широко признанные платформы для международного сотрудничества — международные организации, заинтересованные группы, военные альянсы, а также неформальные международные механизмы, такие как частые встречи лидеров отдельных стран и неформальные международные ассоциации без постоянного института для общей координации деятельности организации, к которой относится БРИКС [5; 26].
На сегодняшний день в рамках БРИКС созданы фундаментальные платформы для сотрудничества и диалога — это саммит лидеров стран БРИКС, постоянная министерская встреча, Бизнес-форум, Деловой совет, Совет экспертных центров, Новый банк развития, Пул условных валютных резервов и инструмент «БРИКС+» [15]. Среди них «БРИКС+» является наиболее гибкой и свободной формой, если судить по возможности его расширения в составе и эффективности внедрения.
«БРИКС+» ссылается на тот факт, что председательствующая страна-член БРИКС (в отношении проведения саммита БРИКС) приглашает глав государств, международных или региональных организаций принять участие в расширенном саммите. Поскольку термин «БРИКС+» относится к дальнейшему укреплению связей, взаимодействия, диалога и сотрудничества стран БРИКС с другими развивающимися странами и странами с формирующейся рыночной экономикой, а также для лучшего отражения общих позиций и коллективной воли развивающихся стран посредством сотрудничества БРИКС1.
Формат «БРИКС+» и его возможное расширение изучают многие современные ученые: Э. Кокотсис [2], В. Н. Конышев и М. Л. Лагутина [3], М. В. Ларионова и А. В. Шелепов [4; 10; 19], Я. Лисоволик [6; 7; 8], В. Г. Шубин [11], И. З. Ярыгина и О.А. Боровикова [12], Е. Арапова [13], Ван Лэй2, У Лэйлэй и Ван Цзюньфэн [25], Сюй Сюцзюнь [26], которые рассматривают этот вопрос как многообещающий вариант для укрепления доверия и повышения авторитета международного объединения БРИКС, опираясь на разработку совместных платформ с другими мировыми организациями и странами.
Целью исследования являются определение роли формата БРИКС+ для реализации совместного взаимодействия БРИКС с другими странами и международными организациями, а также расширение глобального влияния БРИКС на политическую и экономическую систему. В соответствии с этим были поставлены задачи: а) проанализировать предыдущие саммиты БРИКС с использованием «БРИКС-аутрич» и «БРИКС+» и их ход развития; б) определить основные черты форматов «БРИКС-аутрич» и «БРИКС+»; в) проанализировать перспективы развития механизма взаимодействия БРИКС.
Методологической базой исследования являются теоретический анализ научных источников по вопросу о расширении механизма БРИКС и анализ официальных документов, деклараций саммитов БРИКС и государственной прессы России и Китая.
Истоки и практика формата «БРИКС+»
По словам российского дипломата М. Малькова, формат «БРИКС+» подразумевает более глобальный формат, который позволяет привлекать другие страны БРИКС для решения насущных глобальных проблем. «БРИКС-аутрич» означает более региональный подход для приглашения лидеров соседних стран в регионе председательствующего государства БРИКС, а лидеры стран БРИКС обсуждают с ними вопросы региональной интеграции. М. Мальков считает, что оба формата нуждаются в дальнейшем улучшении3.
Использование «БРИКС+» можно рассматривать с 2011 г., когда Южная Африка присоединилась к БРИК в качестве официального члена4. Эта модель получила дальнейшее развитие в 2013 г., когда лидеры БРИКС провели диалоги с президентом Африканского союза и африканскими лидерами5. Это был также первый саммит лидеров в Африке после того, как Южная Африка стала членом БРИКС.
1 BRICS plus [Электронный ресурс]. URL: http://www.china.com.cn/guoqing/xyinping/2017-09/04/ content_41527060.htm (дата обращения: 20.11.2019).
2 Wang Lei. Что добавит БРИКС+ в БРИКС? // Guangming ribao. 2017. 2 сентября. С. 6.
3 В МИД допустили возможность проведения саммита БРИКС в расширенном формате [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191111/1560805535.html (дата обращения: 20.11.2019).
4 Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/907 (дата обращения: 20.11.2019).
5 Начался диалог между руководителями стран БРИКС и Африки [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31520/8185773.html (дата обращения: 20.11.2019).
С тех пор лидеры стран БРИКС проводили на полях саммитов БРИКС переговоры с лидерами стран Южной Америки1, ШОС и ЕАЭС2, и с лидерами стран «Инициативы Бенгальского залива для многосекторного технического и экономического сотрудничества» (БИМСТЕК)3.
Несмотря на то что формат «БРИКС+», по сути, не носит характер постоянного механизма БРИКС, он также будет широко использоваться странами БРИКС. Дело в том, что это по-прежнему самый эффективный способ расширить свое влияние на международной арене, получив признание не только стран-членов БРИКС, но и ряда приглашенных государств и организаций.
В 2015 г. во время саммита в Уфе Россия пригласила представителей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) принять участие в саммите, что позволило совместно обсудить повестки дня БРИКС, чтобы найти общий язык с рядом международных организаций.
В октябре 2016 г. в индийском штате Гоа состоялся VIII саммит БРИКС. Премьер-министр Индии Нарендра Моди пригласил лидеров стран «Инициативы Бенгальского залива для многосекторного технического и экономического сотрудничества» (БИМСТЕК) принять участие в расширенном заседании в формате «БРИКС-аутрич». Это событие позволило странам БРИКС возобновить дружественные отношения со странами БИМСТЕК (Бангладеш, Бутан, Индия, Мьянма, Непал, Таиланд и Шри-Ланка), развивать торгово-экономические связи4.
На саммите в городе Сямэне китайская сторона планировала использовать идею расширения БРИКС за счет ряда развивающихся стран — «БРИКС+». Естественно, это африканские страны для Южной Африки, страны Латинской Америки для Бразилии, страны СНГ для России и т. д. Но китайская сторона решила пойти дальше и предложила создать постоянный «круг друзей БРИКС», наблюдателей или партнеров по диалогу, которые бы взаимодействовали друг с другом на постоянной основе. Речь идет не о странах региона, а о представителях других регионов.
В этом же контексте была выдвинута китайским руководством новая инициатива «БРИКС+» в рамках проведения Сямэньского саммита. Инициатива оказалась весьма своевременной и актуальной, поскольку БРИКС стремится найти новые пути для развития и стать первым по-настоящему глобальным предприятием развивающегося мира в процессе формирования нового, более сбалансированного политического и экономического порядка.
Идея «БРИКС+» направлена на расширение партнерских отношений и «круга друзей» БРИКС с тем, чтобы в дальнейшем превратить БРИКС в эффективную платформу сотрудничества стран «глобального Юга». Так, на саммит в Китае были приглашены лидеры Египта (штаб-квартира Лиги арабских государств, ЛАГ в г. Каире), Таджикистана (представитель евразийского пространства), Мексики (ведущее государство в Латиноамериканском мире), Гвинеи (ротационная страна-председатель Африканского союза) и Таиланда (представитель АСЕАН) — государств с развивающимися рынками [6]. По словам китайского министра иностранных дел Ван И [24], расширение модели «БРИКС+» и диалог между БРИКС и другими развивающимися странами и их организациями могут создать более широкое партнерство,
1 Встреча лидеров БРИКС с главами южноамериканских государств [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46232 (дата обращения: 20.11.2019).
2 Путин: сотрудничество стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС даст возможности для экономического рывка [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/2107609 (дата обращения: 20.1 1.2019).
3 Встреча лидеров БРИКС с главами делегаций государств — членов БИМСТЕК [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53104 (дата обращения: 20.11.2019).
4 Декларация Гоа [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5139 (дата обращения: 20.11.2019).
расширить «круг друзей» БРИКС, сделать механизм БРИКС самой влиятельной платформой сотрудничества «Юг—Юг» в мире1.
Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью на открытии Бизнес-форума БРИКС в рамках Сямэньского саммита в 2017 г. Он отметил, что платформа сотрудничества БРИКС уже оказала важное международное влияние. Потенциал этой модели сотрудничества намного превзошел все пять стран. БРИКС ожидался странами с формирующимся рынком и развивающимися странами и привлек внимание всего мира. Китайский лидер призвал расширить платформу сотрудничества БРИКС, укрепить равноправное сотрудничество со всеми странами мира, продвигать модель сотрудничества «БРИКС+» и создать открытую многостороннюю сеть сотрудничества в целях развития, чтобы больше развивающихся стран мира могли участвовать в солидарности, сотрудничестве и взаимной выгоде2.
По мнению китайского эксперта, профессора Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн, — «расширенный формат «БРИКС+» позволит объединению наладить более плотное внутреннее сотрудничество между его членами, а также стать более открытым и прозрачным для внешних контактов»3.
В ходе саммита 2018 г. в Йоханнесбурге данный принцип сотрудничества был также задействован странами БРИКС [21]. Так, в первый день саммита состоялся Бизнес-форум стран БРИКС с участием представителей ведущих бизнес-компаний стран-участниц, а затем состоялась встреча со специальными гостями саммита в форматах «БРИКС+» и «БРИКС-аутрич». Южноафриканские власти пригласили на саммит 2018 г. лидеров Аргентины, Египта, Индонезии, Турции, Ямайки, Анголы, Ботсваны, Габона, Замбии, Зимбабве, Лесото, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Намибии, Руанды, Сейшельских островов, Сенегала, Танзании, Того, Уганды и Эфиопии4.
«Мы должны понимать, поддерживать, оставаться навсегда и помогать друг другу, используя сотрудничество «БРИКС+» как возможность построить открытое, всеобъемлющее, взаимовыгодное партнерство и создать платформу для углубления сотрудничества Юг-Юг», сказал китайский лидер Си Цзиньпин на Йоханнес-бургском саммите5.
Индийский специалист Виджай Кумар Бхатия считает, что присоединение стран формирующегося и развивающегося мира к БРИКС не только укрепит организацию, но и поможет ей играть более значимую роль в мировой политике6.
По оценкам экспертов [7; 18], данные инициативы являются платформой для развития интер-региональных и трансрегиональных связей, реализации политики «интеграции интеграций». Так, формат «БРИКС+» предполагает участие представителей из государств, сотрудничество с которыми представляет для стран БРИКС стратеги-
1 Ван И призывает сделать второе десятилетие сотрудничества в БРИКС плодотворным [Электронный ресурс]. URL: http://russian.news.cn/2017-03/08/c_136112514.htm (дата обращения: 20.11.2019).
2 Си Цзиньпин. Выступление на открытии Бизнес-форума БРИКС [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2017-09/03/c_1121596338.htm (дата обращения: 20.1 1.2019).
3 Эксперт: формат БРИКС+ поможет наладить связи между государствами-членами [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20170905/1501785266.html (дата обращения: 20.11.2019).
4 Встреча лидеров БРИКС с главами делегаций приглашенных государств [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru/events/president/transcripts/58116 (дата обращения: 20.11.2019).
5 Xi calls for expanding "BRICS Plus" cooperation to address common challenges [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-07/28/c_137352893.htm (дата обращения: 20.11.2019).
6 Аргентина и Египет значительно усилят БРИКС — индийский эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://eurasia.expert/argentina-i-egipet-znachitelno-usilyat-briks-indiyskiy-ekspert/ (дата обращения: 20.11.2019).
ческий интерес. Формат «БРИКС-аутрич» предоставляет возможность главам государств БРИКС встретиться с коллегами из региона, который представляет страна — организатор саммита1.
13-14 ноября 2019 г. XI Саммит БРИКС состоялся в Бразилиа. Бразильская сторона не использовала формат «БРИКС+» для приглашения на встречу представителей стран, не входящих в объединение БРИКС. Основной темой Бразильского саммита стал «Экономический рост для инновационного будущего»2. Действительно, когда этот формат был инициирован китайской стороной, была сделана оговорка о том, что это не является обязательным условием проведения всех саммитов БРИКС, приглашение сторонних лидеров государств и представителей международных организаций полностью находится на рассмотрении страны-организатора. Комментируя решение правительства Бразилии отказаться от проведения формата «БРИКС+» на саммите, представитель МИД КНР выразил уважение организаторам саммита3.
Директор Института Дальнего Востока РАН, профессор С. Г. Лузянин считает, что, несмотря на региональные политические трудности стран Латинской Америки и продолжение торговых конфликтов между Китаем и США, в целом, Бразильский саммит успешен4.
С 1 января 2020 г. председательство в БРИКС перейдет к России. Саммит состоится в Санкт-Петербурге под девизом «Партнерство в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста». МИД России уже объявил, что Россия может провести XII Саммит БРИКС в 2020 г. в форматах «аутрич» и «БРИКС+»5. Президент РФ В. В. Путин во время Бразильского саммита подтвердил эту возможность, наметив основные направления работы для предстоящего масштабного мероприятия. Путин отметил, что на саммит в Санкт-Петербурге 2020 г. планируется пригласить такие межгосударственные организации, как СНГ и ЕАЭС6.
Процесс оптимизации и пути расширения «БРИКС+»
Бразильский саммит БРИКС в 2019 г. ознаменовал начало второго десятилетия сотрудничества БРИКС. Российский ученый М. В. Ларионова считает, что «создание многостороннего миропорядка, отвечающего интересам развивающихся стран, невозможно без взаимодействия с ключевыми многосторонними организациями» [4].
Дальнейшее развитие формата «БРИКС+» позволяет, прежде всего, содействовать сотрудничеству и диалогу между членами БРИКС и развивающимися странами и международными организациями мира, а затем создавать дополнительные точки роста для стран БРИКС [12] и, в конечном итоге, совершенствовать механизм БРИКС7. Бывший замминистра Международного департамента Центрального комитета Коммунистической партии Китая Юй Хунцзюнь отметил, что «страны БРИКС
1 Лидеры стран БРИКС обсудят четвертую промышленную революцию на юбилейном саммите [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/5400304 (дата обращения: 20.11.2019).
2 BRASILIA DECLARATION [Электронный ресурс]. URL: http://brics2019.itamaraty.gov.br/ images/documentos/Braslia_Declaration.pdf (дата обращения: 20.11.2019)
3 КНР выразила уважение организаторам саммита по поводу отказа от «БРИКС+» [Электронный ресурс]. URL: https://military.china.com/news/568/20191 108/37370106.html (дата обращения: 20.11.2019).
4 Лузянин: саммит БРИКС является качественно новым этапом перехода к конкретным проектам [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/news/show/24478 (дата обращения: 20.11.2019).
5 В МИД допустили возможность проведения саммита БРИКС в расширенном формате [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191111/1560805535.html (дата обращения: 20.11.2019).
6 Владимир Путин обозначил БРИКС направления работы [Электронный ресурс]. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20191114/1560952298.html (дата обращения: 20.11.2019).
7 Wang Lei. Что добавит БРИКС+ в БРИКС? // Guangming ribao. 2017. 2 сентября. С. 6.
могут объединяться с другими влиятельными развивающимися странами или развивающимися странами, которые могут быть включены в структуру «БРИКС+». Новые формы появятся как «БРИКС+3, +5, +7 или +9»1.
БРИКС+ Африка. На V Саммите в Дурбане (ЮАР) формат «БРИКС- аутрич» был впервые использован для привлечения соседних стран для обсуждения актуальных региональных вопросов со странами БРИКС. С другой стороны, члены БРИКС имеют традиционно дружественные государственные отношения со многими странами африканского континента. В частности, на протяжении десятилетий Китай очень активно развивает африканский торговый рынок, инвестиции в сырье и инфраструктуру [9]. Он имеет многостороннее сотрудничество с большинством африканских стран с момента образования Китайской Народной Республики.
Россия также неоднократно заявляла о готовности восстановить свое присутствие в общем социально-экономическом развитии Африки. К примеру, 23-24 октября 2019 г. в Сочи состоялся первый Саммит и Экономический форум «Россия — Африка» с участием более 40 африканских стран. Основной темой саммита была «За мир, безопасность и развитие». В ходе саммита-форума было подписано около 90 документов на общую сумму 1,004 трл руб., охватывающих такие сферы деятельности, как экспорт, инвестиции, промышленность, транспорт, высокие технологии и другие2.
Страны БРИКС должны повысить уровень взаимодействия с африканскими странами в области торговли, инвестиций и финансовой деятельности, направленной на устойчивое развитие и экономический рост, укрепление торгово-валютного сотрудничества [11].
БРИКС+ Азия. Индия и Китай являются крупнейшими азиатскими государствами, присоединившимися к БРИКС. Используя естественное преимущество, страны БРИКС могут участвовать в интенсивной экономической интеграции с азиатскими странами и организациями [22]. Прежде всего, это область сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая представляет собой наиболее значимую региональную межправительственную организацию в Азии с участием 10 стран. В рамках этой организации существует механизм АСЕАН + 3, т. е. саммит с Китаем, Японией и Южной Кореей. Индия, Австралия и Новая Зеландия, не входящие в АСЕАН, также присоединились к этой форме многостороннего диалога. Вопрос о проведении встречи лидеров стран БРИКС и АСЕАН на саммитах двух организаций должен быть посвящен повестке дня БРИКС.
Второе направление углубления взаимодействия между БРИКС и Азией — сопряжение инициатив Евразии — «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза с целью целенаправленного развития торговли и инвестиций на евразийском континенте [1; 3]. Кроме того, следует отметить роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в содействии развитию отношений между БРИКС и Азией. После расширения ШОС она стала более представительной межправительственной организацией в мире, приобретая потенциал для региональной экономической интеграции, совместного развития инфраструктуры, региональной безопасности и борьбы с терроризмом.
БРИКС+ Южная Америка. В 2014 г. на VI саммите БРИКС в Бразилиа (Бразилия) состоялась встреча лидеров стран БРИКС с лидерами стран Южной Америки.
1 Специалисты о «БРИКС+»: расширить круг друзей. Китай лидирует в новом механизме сотрудничества Юг — Юг [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com//world/2017-09/02/c_129694708.htm (дата обращения: 20.11.2019).
2 Подведены итоги первого Саммита и Экономического форума Россия — Африка. Росконгресс продолжит работу на африканском треке в период до следующего Форума [Электронный ресурс]. URL: https://summitafrica.ru/news/podvedeny-itogi-pervogo-sammita-i-ekonomicheskogo-foruma-rossija-afrika-roskongress-prodolzhit-rabotu-na-afrikanskom-treke-v-period-do-sledujuschego-foruma/ (дата обращения: 20.11.2019).
Этому событию предшествовала успешная практика саммита в Дурбане (ЮАР). По словам российского лидера В. В. Путина, такие контакты с различными регионами мира способствуют росту авторитета БРИКС1.
В 2019 г. состоялся очередной саммит в столице Бразилии, аналогичная многосторонняя встреча лидеров стран БРИКС и Южной Америки не состоялась, однако в Декларации отмечалось открытие Американского регионального офиса Нового банка развития БРИКС в Сан-Паулу2, который способствует финансовому сотрудничеству между БРИКС и американскими континентами. Приоритетным направлением совместной деятельности БРИКС и Южной Америки является интеграция рынков, продолжение прагматического сотрудничества между БРИКС и Союзом южноамериканских наций (иЫАБиР) и продвижение инвестиционных проектов в области инфраструктуры в этом регионе.
Российский ученый С. Г. Лузянин полагает, что БРИКС может налаживать отношения сотрудничества в Латинской Америке, в первую очередь, с Карибским сообществом (КАРИКОМ) и Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), особенно с Аргентиной3.
Кроме того, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), возможно, приведет к расширению присутствия БРИКС на двух американских континентах. Россия и Китай являются членами этой организации. Интенсивное развитие отношений с АТЭС не противоречит интересам БРИКС.
БРИКС+ международные организации. Страны БРИКС — крупнейшие в мире развивающиеся страны и страны с развивающейся экономикой. Механизм БРИКС уделяет большое внимание сотрудничеству с развивающимися странами. Учитывая уникальное географическое положение каждой страны БРИКС, уровень экономического развития и культуру народов, различия между странами БРИКС значительно велики [10; 14]. В связи с этим необходимо обратить внимание на существующие региональные организации, являющиеся общепризнанными многосторонними платформами [13], в которые вошли страны БРИКС в своем регионе. По мнению российского эксперта Ярослава Лисоволика, уникальность БРИКС состоит в том, что каждый его член одновременно является ведущей экономикой в регионе и региональных интеграционных процессов [8]:
• Бразилия — в МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки);
• Россия — в ЕАЭС и СНГ;
• Индия — в СААРК (Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества);
• Китай - в ШОС;
• Южная Африка — в САДК (Сообщество развития Юга Африки).
Таким образом, в основе БРИКС усматривается система интер-региональных связей. Уникальность данного механизма состоит в том, что вместо расширения основного состава стран-членов БРИКС, инициатива «БРИКС+» создает новую платформу для укрепления региональных, межрегиональных и двусторонних союзов в разных регионах и на разных континентах при ведущей роли экономик стран БРИКС.
Тем не менее сотрудничество с ведущими международными организациями является одним из приоритетов в этом направлении. Организация Объединенных Наций (ООН) и ее структуры, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и ряд других ключевых многосто-
1 Выступление на встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в расширенном составе [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/46229 (дата обращения: 20.11.2019).
2 BRASILIA DECLARATION [Электронный ресурс]. URL: http://brics2019.itamaraty.gov.br/ima-ges/documentos/Braslia_Declaration.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
3 XI саммит БРИКС: приоритеты бразильского председательства [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/news/show/24469 (дата обращения: 20.11.2019).
ронних учреждений являются партнерами БРИКС. Следует также отметить возможность интенсивного сотрудничества с Группой двадцати [2], Группой семи, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят государства мира с наиболее мощными экономическими возможностями [20].
Развитие взаимоотношений между БРИКС и многосторонними механизмами способствует внутренней солидарности и согласованности БРИКС. Таким образом, БРИКС не только укрепляет свои позиции в качестве новой международной организации по урегулированию международных отношений, но и повышает уровень признания со стороны других международных институтов и мирового сообщества в целом [19].
Выводы
Проанализировав сущность и перспективы развития формата «БРИКС+», автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, БРИКС, являясь неформальным механизмом взаимодействия стран с разных континентов, географически отдаленно расположенных друг от друга, но связанных общими проблемами и подходами к их решению, апробирует новые «мягкие», гибкие форматы сотрудничества и привлечения новых партнеров — «БРИКС+» и «БРИКС-аутрич», в основе которых лежит сеть интер-региональных связей.
Во-вторых, БРИКС находится в состоянии адаптации к новым глобальным условиям и, следовательно, находится в поиске новых механизмов и форм сотрудничества. Поиск новых партнеров для стран БРИКС, основанный на концепции «глобального Юга» и развитии связей по оси «Юг-Юг». Все это способствует реализации цели БРИКС — реформирования мирового порядка и современной финансово-экономической системы [25].
Данный формат представляется новым, но весьма востребованным, как странами БРИКС, так и их соседями и единомышленниками.
Литература
1. Кириленко В. П., Демидов Д. Г. Принципы функционирования Евразийского экономического союза (международно-правовые аспекты) // Управленческое консультирование. 2015. № 3. С. 83-89.
2. Кокотсис Э. «Группа двадцати» и БРИКС: повышение легитимности решений // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. № 2. С. 194-210.
3. Конышев В. Н., Лагутина М. Л. Возможно ли сопряжение китайской и российской моделей интеграции в Евразии? // Управленческое консультирование. 2016. № 11. С. 5767.
4. Ларионова М. В. Российское председательство в БРИКС: модели взаимодействия с международными институтами // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 2. С. 113-139.
5. Ли Цзинчэн. Россия и Китай в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС // Современные востоковедческие исследования. 2019. № 1(1). С. 55-58.
6. Лисоволик Я. БРИКС + новое видение экономической интеграции [Электронный ресурс]. URL: http://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/briks-videnie-ekonomicheskoy-integratsii/ (дата обращения: 20.11.2019).
7. Лисоволик Я. БРИКС-плюс: альтернативная глобализация? [Электронный ресурс]. URL: https://globalaffairs.ru/valday/BRIKS-plyus-alternativnaya-globalizatciya-18973 (дата обращения: 20.11.2019).
8. Лисоволик Я. Переосмысление БРИКС: БРИКС+ и БРИКС++. 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.valdaielub.eom/a/highlights/pereosmyslenie-briks-briks-i-briks/ (дата обращения: 20.11.2019).
9. Михайличенко К. М. Роль Африки в инициативе Китайской Народной Республики «Один пояс и Один путь» // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. № 1. С. 60-68.
10. Шелепов А. В. БРИКС и международные институты: модели взаимодействия в процессе осуществления многостороннего управления // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. № 4. С. 7-28.
11. Шубин В. Г. ЮАР в БРИКС: последняя по очереди, но не по важности // Вестник международных организаций. 2015. Т. 10. № 2. С. 229-247.
12. Ярыгина И. З., Боровикова О. А. БРИКС+ как фактор экономического роста и инвестиционного развития // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 4. С. 111-120.
13. Arapova E. Y. The "BRICS Plus" as the First International Platform Connecting Regional Trade Agreements // Asia-Pacific Social Science Review, 2019. N 19 (2). С. 30-46.
14. De Carvalho E. M. The risks associated with expanding the BRICS // Hermes, La Revue. 2017. N 3. С. 192-203.
15. Huang Maoxing, Tang Jie. Пути реформы механизма сотрудничества БРИКС // Китайская академия общественных наук [Электронный ресурс]. URL: http://news.cssn.cn/zx/bwyc/201808/ t20180816_4543904.shtml (дата обращения: 20.11.2019) (кит.)
16. Jiang Shixue. Роль БРИКС в глобальном управлении // Contemporary World. 2017. N 10. P. 29-32. (кит.)
17. Jingcheng Li, Pogodin S. "Made in China 2025": China experience in Industry 4.0 // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 497 (2019) 012079 doi:10.1088/1757-899X/497/1/012079.
18. Lagutina M. BRICS in a world of regions // Third World Thematic: A TWQ Journal, 2019.
19. Larionova M., Shelepov A. Is BRICS Institutionalization Enhancing its Effectiveness // The European Union and the BRICS: Complex Relations in the Era of Global Governance / M. Rewizorski (ed.). Springer, 2015.
20. Luckhurst J. Building cooperation between the BRICS and leading industrialized states // Latin American Policy. 2013. N 4 (2). P. 251-268.
21. Lyu Ping. Анализ сотрудничества БРИКС с саммита в Йоханнесбурге: перспективы России // Journal of Latin American Studies 2018. N 6. P. 46-65. (кит.)
22. ModiR. BRICS and Bilaterals: Synergies and Contestations // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order / L. Xing (ed.). Ashgate, 2014.
23. Wang Houshuang, Guan Hao, Huang Jinyu. Влияние механизма сотрудничества БРИКС на глобальную систему управления экономикой и механизмом инноваций // Asia-pacific Economic Review. 2015. N 3. P. 3-8. (кит.)
24. Wang Yi. "BRICS Plus" pattern to fully release vitality of BRICS cooperation // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www. fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/ t1489003.shtm (дата обращения: 20.11.2019).
25. Wu Leilei, Wang Junfeng. Платформа сотрудничества БРИКС и строительство новых международных экономических и торговых отношений в Китае // International Business Researh. 2019. N 3. P. 49-56. (кит.)
26. XuXiujun. Развитие исследований БРИКС и оценка его современного положения // Fudan International Studies Review. 2016. N 1. P. 75-91. (кит.)
Об авторе:
Ли Цзинчэн, ассистент Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Санкт-Петербург, Российская Федерация); [email protected]
References
1. Kirilenko V. P., Demidov D. G. Principles of Functioning of the Eurasian Economic Union (International Legal Aspects) // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. No. 3. P. 83-89. (In rus)
2. Kokotsis E. G20 and BRICS: Increasing the Legitimacy of Decisions // Journal of International Organizations: Education, Science, New Economy [Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika]. 2017. No. 2. P. 194-210. (In rus)
3. Konyshev V. N., Lagutina M. L. Is it possible to interface Chinese and Russian models of integration in Eurasia? // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. No. 11. P. 57-67. (In rus)
< 4. Larionova M. V. Russian BRICS Chairmanship: Models of Interaction with International In-z stitutions // Journal of International Organizations [Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii].
2016. V. 11. No. 2. P. 113-139. (In rus)
5. Li Jingcheng. Russia and China in economic cooperation with BRICS countries // Modern Oriental studies [Sovremennye vostokovedcheskie issledovaniya]. 2019. No. 1 (1). P. 55-58. (In rus)
6. Lisovolik Ya. BRICS+ new vision of economic integration [Electronic resource]. URL: http: // ru.valdaiclub.com/a/highlights/briks-videnie-ekonomicheskoy-integratsii/ ( date of address: 20.11.2019). (In rus)
7. Lisovolik Ya. BRICS-plus: alternative globalization? [Electronic resource]. URL: https: // globalaffairs. ru/valday/BRIKS-plyus-alternativnaya-globalizatciya-18973 (date of address: 20.11.2019). (In rus)
8. Lisovolik Ya. Reconsideration of BRICS: BRICS+ and BRICS++. 2017 [Electronic Resource]. URL: http: // ru.valdaiclub.com/a/highlights/pereosmyslenie-briks-briks-i-briks/ (date of the address: 20.11.2019). (In rus)
9. Mikhailichenko K. M. Role of Africa in the initiative of the People's Republic of China "One Belt and One Way" // Journal of PFUR. Series: Political science [Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya]. 2018. No. 1. P. 60-68. (In rus)
10. Shelepov A. V. BRICS and International Institutions: Models of Interaction in the Process of Multilateral Governance // Journal of International Organizations: Education, Science, New Economy [Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika]. 2015. No. 4. P. 7-28. (In rus)
11. Shubin V. G. South Africa in the BRICS: Last But Not Least // Journal of international organizations [Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii]. 2015. V. 10. No. 2. P. 229-247. (In rus)
12. Yarygina I. Z., Borovikova O. A. BRICS as a factor of economic growth and investment development // Economics. Taxes. Law [Ekonomika. Nalogi. Pravo]. 2019. No. 4. P. 111-120. (In rus)
13. Arapova E.Y The "BRICS Plus" as the First International Platform Connecting Regional Trade Agreements // Asia-Pacific Social Science Review, 2019. N 19 (2). С. 30-46.
14. De Carvalho E. M. The risks associated with expanding the BRICS // Hermes, La Revue. 2017. N 3. С. 192-203.
15. Huang Maoxing, Tang Jie. Ways of reforming the BRICS cooperation mechanism // China Academy of Social Sciences [Электронный ресурс]. URL: http://news.cssn.cn/zx/bwyc/201808/ t20180816_4543904.shtml (accessed: 20.11.2019) (in Chinese)
16. Jiang Shixue. The role of BRICS in global governance // Contemporary World. 2017. N 10. P. 29-32. (in Chinese)
17. Jingcheng Li, Pogodin S. "Made in China 2025": China experience in Industry 4.0 // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 497 (2019) 012079 doi:10.1088/1757-899X/497/1/012079.
18. Lagutina M. BRICS in a world of regions // Third World Thematic: A TWQ Journal, 2019.
19. Larionova M., Shelepov A. Is BRICS Institutionalization Enhancing its Effectiveness // The European Union and the BRICS: Complex Relations in the Era of Global Governance / M. Rewizorski (ed.). Springer, 2015.
20. Luckhurst J. Building cooperation between the BRICS and leading industrialized states // Latin American Policy. 2013. N 4 (2). P. 251-268.
21. Lyu Ping. Analysis of the BRICS cooperation since the Johannesburg Summit: Prospects for Russia // Journal of Latin American Studies 2018. N 6. P. 46-65. (in Chinese)
22. Modi R. BRICS and Bilaterals: Synergies and Contestations // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order / L. Xing (ed.). Ashgate, 2014.
23. Wang Houshuang, Guan Hao, Huang Jinyu. The influence of the BRICS cooperation mechanism on the global economic management system and the innovation mechanism // Asia-Pacific Economic Review. 2015. N 3. P. 3-8. (in Chinese)
24. Wang Yi. "BRICS Plus" pattern to fully release vitality of BRICS cooperation // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov. cn/mfa_eng/zxxx_662805/ t1489003.shtm (accesed: 20.11.2019).
25. Wu Leilei, Wang Junfeng. The BRICS cooperation platform and the construction of new international economic and trade relations in China // International Business Researh. 2019. N 3. P. 49-56. (in Chinese)
26. Xu Xiujun. Development of BRICS research and assessment of its current status // Fudan International Studies Review. 2016. N 1. P. 75-91. (in Chinese)
About the author:
Li Jingcheng, lecturer of the Graduate School of International Relations of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint-Petersburg, Russian Federation); [email protected]