https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.8.41
Уланова Адина Улановна
РОЛЬ А. МАЛДЫБАЕВА В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КЫРГЫЗСТАНА
Статья посвящена исследованию творчества кыргызского композитора, певца, актера А. М. Малдыбаева, его роли в культурном пространстве республики. Рассматривается разносторонняя деятельность А. М. Малдыбаева в контексте становления профессионального искусства Кыргызстана. Именно яркая индивидуальность таланта, тесная и глубокая связь с народными корнями в сочетании с плодотворным усвоением достижений классического оперного наследия сделали А. М. Малдыбаева одним из основоположников кыргызской советской композиторской школы. Автор дает краткий обзор произведений композитора, многие из которых остаются неизвестными широкой научной общественности, но не теряют своей актуальности.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/8/41.Ит!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. C. 207-211. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
2. Современные уличные художники активно наследуют стратегии и приёмы авангардистов первой половины XX века, что позволяет нам говорить об уличном искусстве как о значимом элементе истории искусства, избегая сведения генезиса уличных практик к маргинальным граффити.
В этой связи представляется интересным и многообещающим продолжить исследование не только опыта прямого наследования, но и опыта интерпретации и переосмысления традиции авангарда современными уличными художниками.
Список источников
1. Авангард в культуре XX века. 1900-1930 гг. Теория. История. Поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 704 с.
2. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 318 с.
3. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне: тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман. М.: Республика, 2001. 512 с.
4. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2014. 191 с.
5. Дебор Г. Психогеография. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 217 с.
6. Рихтер Г. ДАДА: искусство и антиискусство. СПб.: Гилея, 2014. 320 с.
7. Тарасов А. Ситуационисты и город // Художественный журнал. 1999. № 24. С. 29-33.
8. Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака: очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: Языки славянской культуры, 2014. 640 с.
9. Юренева Т. Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2004. 544 с.
10. Bacharach С. Street Art and Consent // The British Journal of Aesthetics. 2015. Vol. 55. Iss. 4. P. 481-495.
11. http://partizaning.org/?page_id=6 (дата обращения: 18.06.2019).
12. Lewisohn C. Street Art: The Graffiti Revolution. L.: Tate Publishing, 2009. 144 p.
13. Riggle N. Street Art: The Transfiguration of the Commonplace // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2010. Vol. 68. № 3. Р. 243-257.
14. Waclawek A. Graffiti and Street Art. N. Y.: Thames & Hudson, 2011. 320 p.
STREET ART IN THE CONTEXT OF THE EUROPEAN AVANT-GARDE TRADITION
Tylik Artem Yurevich, Ph. D. in Philosophy State Budgetary Educational Institution "Lyceum № 597", St. Petersburg tylik-wr@yandex. ru
The author suggests considering the tradition of the European avant-garde as one of the sources of modern street art along with the American graffiti culture of the 1960s. The article studies the motives that determined avant-garde artists' movement from traditional exhibition spaces to the space of a modern human's life - urban environment: art democratization, change in the format of relation between an artist and his audience, radical reconsideration of artistic work tasks, everyday life poetization. The paper shows examples of direct inheritance of the XX-century avant-garde artists' strategies, methods and techniques by street artists.
Key words and phrases: street art; art in life space; urban interventions; everyday life poetization; street art genesis.
УДК 782(=512.154)(092) Дата поступления рукописи: 12.06.2019
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.8.41
Статья посвящена исследованию творчества кыргызского композитора, певца, актера А. М. Малдыбаева, его роли в культурном пространстве республики. Рассматривается разносторонняя деятельность А. М. Малдыбаева в контексте становления профессионального искусства Кыргызстана. Именно яркая индивидуальность таланта, тесная и глубокая связь с народными корнями в сочетании с плодотворным усвоением достижений классического оперного наследия сделали А. М. Малдыбаева одним из основоположников кыргызской советской композиторской школы. Автор дает краткий обзор произведений композитора, многие из которых остаются неизвестными широкой научной общественности, но не теряют своей актуальности.
Ключевые слова и фразы: оперное искусство; киргизское народное творчество; фольклор; театр; композитор; А. М. Малдыбаев; европейская культура.
Уланова Адина Улановна
Санкт-Петербургский государственный институт культуры [email protected]
РОЛЬ А. МАЛДЫБАЕВА В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КЫРГЫЗСТАНА
Профессиональное музыкально-драматическое искусство кыргызского народа развивалось в период становления советской власти - 20-е гг. XX в.
В дореволюционные годы кыргызам не были известны не только многие жанры профессиональной музыки - опера, симфония, но даже широко распространенные у многих народов многоголосное хоровое пение, инструментальный ансамбль. Поэтому огромное научное и практическое значение имеет исторический опыт, привнесенный участием в становлении и развитии кыргызского профессионального искусства российских музыковедов, композиторов и первых национальных кадров - зачинателей профессионального музыкально-драматического искусства Кыргызстана.
В связи с этим особенно актуально исследование и изучение жизни и деятельности первого композитора, мелодиста, актера, певца А. Малдыбаева (1906-1978 гг.), который являлся основоположником современного профессионального (многоголосного) искусства письменной традиции в Кыргызстане после вхождения в состав Советского Союза.
Он сочинил в соавторстве с русскими композиторами В. Власовым и В. Фере более десяти национальных опер, поставленных Кыргызским театром оперы и балета [6, с. 10], и принимал активное участие в формировании процессов развития в области музыкального сценического профессионального искусства.
В советской и постсоветской искусствоведческой и исторической науке деятельность А. Малдыбаева не стала отдельным объектом исследования.
В связи с этим основной задачей данной статьи является объективное изучение вклада А. Малдыбаева в становление музыкально-драматического искусства Кыргызстана на основе анализа особенностей формирования его музыкального профессионализма, национального исполнительского стиля в контексте культурной политики советского государства.
Научная новизна исследования заключается в анализе малоизученных документов о жизни и творческой деятельности А. Малдыбаева, его роли в поэтапном становлении профессионального музыкального искусства в Кыргызстане, повлиявшей при формировании профессиональной композиторской деятельности на функционирование принципов синтеза народной музыки с русской музыкальной культурой.
Незаурядный мелодический дар А. Малдыбаева обнаружился еще в 16 лет, когда, будучи пастухом, он сочинил первую песню «Акинай», отличавшуюся мягкой проникновенной мелодией, широким свободным распевом и запоминающимся звучанием аккомпанемента национальных инструментов, восходящего к фольклорной кыргызской традиции.
Осознание необходимости изучения музыкальной грамотности и ассимиляция на национальной почве классического наследия позволили А. Малдыбаеву поступить в Казахско-киргизский институт просвещения в Алма-Ате в 1923 году, а в 1926 году учащихся кыргызской группы перевели в только что открывшийся педагогический техникум в городе Фрунзе (ныне г. Бишкек). Во время обучения А. Малдыбаев принимал активное участие в песенно-хоровом, драматическом и других творческих кружках, возглавлял оркестр струнных инструментов [7, с. 34].
После окончания техникума в 1928 году А. Малдыбаев был назначен заведующим учебной частью объединенной студии по музыке, драме и изобразительному искусству, что дало толчок еще большему профессиональному росту и раскрытию его разносторонних талантов. Сочетая преподавательскую деятельность с обучением дирижерскому и композиторскому искусству у П. Шубина1, А. Малдыбаев создает ряд напевов для голоса с фортепиано. Его мало привлекает административная карьера, и он в 1933 году переходит работать в театр в качестве актера, где его талант развивается в двух направлениях - драматическом и музыкальном.
В театре он обучается музыкальной грамоте, сольфеджио, сценическому искусству, знакомится с музыкальной литературой.
В спектаклях, выступая как актер, одновременно вместе с музыкантами-профессионалами разрабатывает музыкальные сценарии, сочиняет мелодии. Вместе с П. Шубиным пишет музыку к пьесе драматурга К. Джан-тошева «Карачач» (имя девушки, переводится как «темные волосы»), в которой были использованы народные мелодии, переложенные для струнного оркестра. Позже А. Малдыбаев напишет свою самостоятельную хоровую песню «Кайым айтышуу» («Словесный поединок»), где органично соединились элементы национального песенного творчества с привнесенным хоровым началом, не свойственным кыргызскому фольклору [5, с. 75].
В 30-е годы А. Малдыбаев напишет одну из лучших песен - «Забойщиктер» («Забойщики»). Содержание текста вдохновило автора на создание принципиально новой мелодии с широким диапазоном и четким ритмическим рисунком. Исполняется песня в темпе быстрого марша. Энергичная мелодия песни начинается скачком на октаву у мужских голосов. Начиная с припева, группы мужских и женских голосов чередуются между собой, создавая впечатление состязания, где последние 8 тактов припева, исполняемые всем составом хора, приобретают обобщающее значение. В четком, маршеобразном ритме песни, частой смене хоровых групп образно представляется атмосфера радостного труда. Характер изложения развивает народные традиции и служит дальнейшим шагом на пути к овладению кыргызскими исполнителями коллективным пением (в то время пока еще одноголосным), первые ростки которого получили свое развитие именно в новых песнях А. Малдыбаева. Кроме песен впервые в кыргызской музыке А. Малдыбаев разрабатывает ораториально-кантатные формы. Ему принадлежат совместно с В. Власовым и В. Фере оратория «Бакыт издегендер» («Искатели счастья»), кантата «Москвага салам» («Привет Москве») и др. [4, с. 32]. Он славит коммунистическую партию («Партия», «Партбилет»), трудящихся («Шахтеры», «Ждет нас целина») и братство
1 Петр Федорович Шубин - педагог, дирижер и композитор, член Союза композиторов Киргизской ССР, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, организатор и руководитель первого оркестра народных инструментов.
советских народов («Москва», «Родина наша - это мир»). Таким образом, музыкальные произведения А. Малдыбаева характеризуются патриотической направленностью, темы которых он брал из жизни народа. Музыка отличалась мелодичностью и оказывала огромное влияние на широкую аудиторию.
Музыка А. Малдыбаева характеризовалась мелодичностью, которая оказывала огромное влияние на широкую аудиторию.
Одно из принципиально важных завоеваний А. Малдыбаева состоит в том, что он основывал свои песни на попевке - фразе, непосредственно заимствованной из народного фольклора. Например, начальное мелодическое построение песни «Кызыл жоолукчан» («В красном платке») представляет собой главную тему из «Кичине шынгырама» («Маленький наигрыш»), в «Песню победы» вкраплен наигрыш из кюу «Кер езен» («Широкая река»), ария Искендера из «Ажал ордуна» содержит фрагмент из народной песни «Кара кез» («Черные глаза»).
Но в основном А. Малдыбаев создает оригинальный мелос, родственные связи которого с фольклором можно проследить на типичных для произведений народного творчества каденциях, он лирик, воспитанный в атмосфере широкого народного мелоса, стиля пастушеских песен [1, с. 24].
Преобразование Кыргызского государственного театра в музыкально-драматический 7 октября 1936 г. совпало с открытием Кыргызской филармонии, в тот период она состояла из одного оркестра народных инструментов, в репертуаре которого отдавалось предпочтение пьесам с насыщенной музыкой, пением, танцами и народными играми [Там же, с. 140].
В этом же году, в связи с подготовкой к декаде кыргызского искусства в г. Москве, в Кыргызстан приезжают московские композиторы - В. А. Власов и В. Г. Фере, которые начали тесно сотрудничать с А. Малдыбаевым.
В результате их совместной деятельности 12 мая 1937 г. состоялась премьера музыкальной драмы «Алтын кыз» («Золотая девушка») по пьесе поэта-драматурга Дж. Боконбаева, заложившая основу профессионального становления кыргызского музыкального театра.
При создании драмы «Алтын кыз» А. Малдыбаев выступал в качестве музыкального консультанта, а в отдельных эпизодах - и автором мелодий (ария Джапара и песня в финальной сцене), вошедших в репертуар драмы.
Об этом музыкальный критик А. Петров писал: «С естественной и понятной робостью принимались композиторы за создание первого музыкального спектакля. Они ставили себе по видимости весьма скромные, но по сути дела очень трудные задачи: быть как можно ближе к кыргызскому народному творчеству, к народной песенности, к характеру кыргызского фольклора (автором песни является Абдылас Малдыбаев). В самой оркестровке композиторы стремились передать звучание народных инструментов» [10].
Экзаменом зрелости профессионального искусства Кыргызстана стала первая московская декада литературы и искусства, к которой была приурочена премьера постановки 26 марта 1938 г., второй по счету исторической музыкальной драмы «Ажал ордуна» («Не смерть, а жизнь») по либретто Дж. Турусбекова на музыку В. Власова, В. Фере и А. Малдыбаева.
В сюжете «Ажал ордуна» описывается один из эпизодов кыргызского восстания 1916 года, когда народ отказался подчиниться царскому манифесту о призыве в тыловое ополчение и выступил против царских чиновников и местных байманапов. А. Малдыбаев, видевший страдания родного народа на чужбине, помнивший, как кыргызы-беженцы продавали своих детей, жен и сестер в рабство за кусок хлеба, сочиняет прекрасные образцы песен-характеристик, глубоко раскрывающие душевное состояние героев. На основе его мелодий В. Власов и В. Фере создали волнующую музыкальную драму, которая смогла обогатить кыргызский национальный колорит современными звучаниями [6, с. 10].
Таким образом, как и большинство национальных оперных театров бывших Советских Республик, Кыргызский музыкальный театр начал свою деятельность с постановок музыкальных драм, таких, как «Алтын кыз», «Ажал ордуна». На тот момент «Ажал ордуна» была уже почти оперой, и коллектив театра поставил своей целью осуществить его постановку [4, с. 16].
1939 г. стал особенно памятным для музыкального театра, в соавторстве с тремя композиторами была написана первая национальная полусказочная опера - «Айчурек»1 (имя девушки), которая отразила прошлое свободолюбивого кыргызского народа, героически отстаивавшего свою независимость. В основе сюжета лежит эпизод из известного кыргызского эпоса «Манас»2, повествующий о любви прекрасной Айчурек к сыну Манаса батыру Семетею, выдержавшей все испытания. Своей яркой зрелищностью фантастических сцен, запоминающейся слушателям музыкой опера завоевала видное место в истории кыргызской культуры и вошла в «Золотой фонд» советского искусства.
В опере многократно используются народные мелодии и наигрыши. Именно постановку оперы «Айчу-рек» 12 апреля 1939 г. музыкальные критики отметили как день рождения национальной оперы. Композитор А. Малдыбаев собрал весь мелодический материал, частью самостоятельно сочинив его, частью подбирая
1 Айчурек - либретто, основанное на материале эпоса «Манас», было написано поэтами К. Маликовым, Д. Боконбаевым и Дж. Турусбековым.
2 Манас - энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица - богатыря Манаса. Величественный памятник многовековой жизни народа -трилогия «Манас», «Семетей» (сын Манаса) и «Сейтек» (Сын Семетея) - создавался многими поколениями народных сказителей. Авторство его анонимно.
из народных напевов. Позже он рассказывал: «Когда я сочинял музыку "Айчурек", - образы этой оперы как живые стояли передо мной. Мне был ясен характер каждого, его отличительные черты» [8, с. 94].
Специалисты-музыковеды дали высокую оценку этой постановке. Композитор Р. Глиэр тогда отметил: «В. Власов и В. Фере добились большой победы в работе над "Айчурек" прежде всего благодаря своему умению чутко уловить самое характерное в интонационной и ладовой природе кыргызского мелоса. Элементы кыргызской народной музыки композиторам удалось очень культурно использовать для законченных оперных частей "Айчурек". Некоторые ариозо, симфонические и хоровые эпизоды производят глубокое впечатление, А. Малдыбаев проявил много вкуса и умения в собрании кыргызского фольклора» [3, с. 3].
В музыкальных спектаклях декады кыргызской литературы и искусства в Москве кроме композиторской деятельности проявился и многогранный талант исполнительского дарования А. Малдыбаева в главных ролях спектаклей - Кузнецова в «Алтын кыз», Бектура в «Ажал ордуна» и Кульчоро в «Айчурек». А. Малды-баев стремился обрисовать героев так, чтобы у зрителей не оставалось ни малейшего сомнения в правдивости образов. Также он выступал в драматических спектаклях и как певец, удивляя зрителей своей музыкальностью, красивым тенором.
Учитывая успехи недавно созданного театра и молодого кыргызского композитора, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1939 г. Киргизский государственный музыкально-драматический театр был награжден высшей правительственной наградой - орденом Ленина, звание народного артиста СССР было присвоено композитору и артисту А. Малдыбаеву [9].
А. Малдыбаев никогда не останавливался на достигнутом. Через два года, 14 ноября 1941 г. состоялась премьера двухактной оперы А. Малдыбаева, В. Власова и В. Фере «Патриоты» по либретто К. Маликова и А. Куттубаева. Это первая советская опера, посвященная Великой Отечественной войне. Музыка основана на мелодическом материале А. Малдыбаева, который, помимо использования народных напевов, создал ряд оригинальных музыкальных тем, раскрывающих образы патриотов [11, с. 15].
В связи с преобразованием в августе 1942 г. музыкального театра в Кыргызский государственный театр оперы и балета появилось много новых опер на насущные темы.
Опера «Манас» В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере, либретто А. Токомбаева и К. Маликова по мотивам героического эпоса «Манас» (премьера прошла в середине 1945 года) была подготовлена к 20-летию создания Киргизской ССР. Это было не случайно, в основу либретто был положен эпизод глубокого патриотического содержания. На страну нападает коварный, злобный враг, и Манас (имя кыргызского богатыря), объединив в своем войске кыргызских богатырей, освобождает землю от захватчиков.
Вскоре композиторы А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере напишут песню, которая была утверждена в качестве Государственного Гимна Кыргызской Республики.
Вторая декада кыргызской литературы и искусства в Москве, которая проходила с 14 по 26 октября 1958 г., открылась оперой «Токтогул», либретто Дж. Боконбаева и К. Маликова, композиторами которой являлись А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере. В основу либретто этой героико-драматической оперы легли реальные факты из жизни акына1, демократа Токтогула Сатылганова2. В ней показана жизнь Токтогула на родине, где он борется с местными байманапами («феодалы»), и пребывание акына на каторге в Сибири [5, с. 225].
Образ замечательного народного певца, мыслителя и композитора Токтогула Сатылганова был настолько близок А. Малдыбаеву, что для совместного написания данной оперы он обратился в 1941 году к композитору А. М. Веприку. В опере «Токтогул» были использованы песни и кюу3 акына.
К декаде вышел в свет большой сборник А. Малдыбаева «Мой труд - народу моему», вобравший 60 песен, романсов и хоров, созданных им в разные годы. Кроме этого, он написал музыкально-педагогическое пособие для учителей музыки и пения в общеобразовательных школах, а также для педагогов музыкальных факультетов в высших и средних педагогических учебных заведениях.
В соавторстве с другими композиторами А. Малдыбаев, кроме вышеперечисленных музыкальных произведений, написал такие оперы, как «На берегу Иссык-Куля» (1951 г.), музыкальную комедию «Ким кантти» («Кто что сделал»), праздничную оду «Вековая дружба», кантату «Великие сорок лет», оратории «Сын киргиза», «Свадебные вечера» и др. Особенно в опере «На берегу Иссык-Куля» прозвучавшие его песни «Марш киргизских пионеров» и «Марш труда» приобрели у кыргызского народа широкую популярность.
Следовательно, глубокое знание кыргызской народной музыки, высокий профессионализм и внутренняя требовательность к себе4 позволили А. Малдыбаеву встать в один ряд с выдающимися деятелями социалистического музыкального искусства.
Ему принадлежат более 300 песен и романсов, ораторий, кантат, многие из которых пользуются широкой известностью в разных уголках страны, которые составили энциклопедию музыкального искусства.
Его песни оказали благотворное влияние на формирование песенного творчества кыргызских композиторов последующего поколения - М. Абдраева, А. Тулеева, К. Молдобасанова, Т. Эрматова, Н. Давлесова и др.
1 Акын - народный поэт, певец-импровизатор.
2 Токтогул Сатылганов (1864-1933), автор стихов, оригинальных мелодий, блестящий интерпретатор собственных вокальных и инструментальных произведений, произведений народной музыки, смелый певец свободы, призывавший народ к борьбе против угнетателей.
3 Кюу - инструментальная пьеса на национальных инструментах.
4 В 1940-1941 гг. А. Малдыбаев учится в национальной студии, а в 1950 г. оканчивает специальный курс Московской консерватории.
А. Малдыбаев ушел из жизни 1 июня 1978 года. Но он остался в памяти народа как выдающийся композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. Токтогула, имя его с 1978 года носит Кыргызский национальный академический театр оперы и балета.
Анализ творческой деятельности А. Малдыбаева подтверждает, что он является одним из первых национальных композиторов, органично освоившим ту «сумму знаний», которая явилась фундаментом на этапе становления и развития профессионального музыкального искусства в Кыргызстане. Огромную роль в формировании творческого, композиторского метода и оперного стиля А. Малдыбаева сыграла русская музыкальная школа в лице композиторов В. Власова и В. Фере.
Яркая индивидуальность таланта, тесная и глубокая связь с народным творчеством в сочетании с плодотворным освоением достижений классического оперного и других жанров профессиональной музыки сделали А. Малдыбаева одним из основоположников и классиков кыргызской советской композиторской школы.
Его общественная и профессиональная деятельность стала социально-политической базой процесса взаимодействия братских советских республик, позволила создать огромный потенциал для включения Кыргызстана в мировую музыкальную культуру.
Список источников
1. Брудный Д. Л. Из истории русско-киргизских литературных связей. Фрунзе: Киргизучпедгиз, 1960. 208 с.
2. Виноградов В. С. А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере. М.: Советский композитор, 1958. 72 с.
3. Глиэр Р. Ай-Чурек // Литературная газета. 1939. 30 мая.
4. Искусство Советской Киргизии / ред. А. Рототаев. М. - Л.: Искусство, 1939. 174 с.
5. История киргизского искусства: краткий очерк / под ред. А. Салиева. Фрунзе: Илим, 1971. 406 с.
6. Киргизский государственный ордена Ленина театр оперы и балета / сост. В. Шахрай и А. Куттубаев. М.: Московская правда, 1958. 45 с.
7. Кузнецов А. Г. Композиторы Кыргызстана. Очерки жизни и творчества. Бишкек: Кербез, 2014. 288 с.
8. Львов Н. Киргизский театр. Очерк истории. М.: Искусство, 1953. 228 с.
9. О присвоении звания народного артиста СССР А. Малдыбаеву: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1939 г. // Правда. 1939. 8 июня.
10. Петров А. Алтын кыз // Советское искусство. 1939. 2 июля.
11. Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана: в 2-х ч. / сост. Дж. Уметалиева. Бишкек: Турар, 2010. Ч. 1. 752 с.
A. MALDYBAEV'S ROLE IN KYRGYZSTAN MUSICAL ART FORMATION
Ulanova Adina Ulanovna
Saint-Petersburg State University of Culture and Arts bliwka_96@mail. ru
The article is devoted to the study of the creative work of the Kyrgyz composer, singer, actor A. M. Maldybaev and his role in the republic's cultural space. A. M. Maldybaev's versatile activity is considered in the context of professional art formation in Kyrgyzstan. Bright individuality of talent, close and deep connection with folk roots in combination with successful assimilation of classical opera heritage achievements made A. M. Maldybaev one of the founders of the Kyrgyz Soviet composer's school. The author gives a brief overview of his works, many of which remain unknown to the scientific community but do not lose their relevance.
Key words and phrases: opera art; Kyrgyz folk art; folklore; theater; composer; A. M. Maldybaev; European culture.