Научная статья на тему 'Роль А. М. Новикова в развитии теории и методологии профессионального образования'

Роль А. М. Новикова в развитии теории и методологии профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / INDUSTRIAL PROFESSIONS / PROFESSIONAL SPECIALTIES / PROFESSIONAL EXPERIENCE / CONTINUOUS EDUCATION / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / POSTGRADUATE EDUCATION / SYSTEM THEORY OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов Иннокентий Александрович

В статье автором анализируются взгляды академика РАО А.М. Новикова на развитие профессионального образования в современном мировом и отечественном образовательном пространстве. Автором особо выделяются идеи Александра Михайловича о трехуровневой модели распределения профессиональных образовательных программ между федеральными, региональными, муниципальными образовательными учреждениями, а также подчеркивается важность разработанной ученым системной теории развития профессионального образования на обозримое будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.M. NOVIKOV''S ROLE IN DEVELOPMENT OF THE THEORY AND METHODOLOGIES OF PROFESSIONAL EDUCATION

In article the author analyzes views of the academician of Russian joint stock company A.M. Novikov of development of professional education in modern world and domestic educational space. The author especially distinguishes Alexander Mikhaylovich's ideas about three-level model of distribution of professional educational programs between federal, regional, municipal educational institutions, and also importance of the system theory of development of professional education developed by the scientist on the foreseeable future is emphasized.

Текст научной работы на тему «Роль А. М. Новикова в развитии теории и методологии профессионального образования»

УДК 377:001

РОЛЬ А. М. НОВИКОВА В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Маланов Иннокентий Александрович

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей педагогики Педагогического института, Бурятский государственный университет

В статье автором анализируются взгляды академика РАО А.М. Новикова на развитие профессионального образования в современном мировом и отечественном образовательном пространстве. Автором особо выделяются идеи Александра Михайловича о трехуровневой модели распределения профессиональных образовательных программ между федеральными, региональными, муниципальными образовательными учреждениями, а также подчеркивается важность разработанной ученым системной теории развития профессионального образования на обозримое будущее.

Ключевые слова: профессиональное образование, индустриальные профессии, профессиональные специальности, профессиональный опыт, непрерывное образование, качество профессионального образования, послевузовское образование, системная теория развития профессионального образования.

В многочисленных работах Александра Михайловича Новикова практически разработана теория и методология профессионального образования постиндустриального этапа развития нашего общества. Когда изучаешь его работы, посвящённые этой проблеме, то поражаешься широтой и энциклопе-дичностью взглядов, глубиной проникновения в методолого-теоретические основы современной педагогической науки и практики, а также восхищаешься его гражданской позицией и патриотизмом.

Так его удивляло и возмущало то, что государственный аппарат нашей страны пытается слепо копировать западные образцы развития не только экономики, но и образования, что является, по его мнению, весьма опасной тенденцией.

По мнению Александра Михайловича, современные глобальные процессы негативно влияют на экономику западных стран и порождают в ней некоторые негативные деформации. В частности, данное обстоятельство влияет на сворачивание производства в США, а также порождает упадок лёгкой, автомобильной промышленности и кризис в других отраслях материального производства.

Такое же положение характеризует экономику в странах Западной Европы. По мнению А. М. Новикова виной всему — сложившаяся ситуация в профессиональном образовании западных стран.

В последние десятилетия большая часть молодёжи в этих странах поступают в высшие учебные заведения и получают профессиональное образование не по индустриальным профессиям. В США около 85% населения занимаются финансовым бизнесом или информационными технологиями, а в Западной Европе молодёжь стремится получить в вузах «престижные» юриди-

ческие, экономические, медицинские специальности [3]. А рабочие места заполняются эмигрантами различных национальностей.

К сожалению, Россия, считал академик Новиков, повторяет ошибочный путь стран Запада. Статистические данные говорят, что с 2000-х годов подавляющее большинство выпускников поступили во-первых в вузы, а во-вторых опять же на престижные специальности: экономистов, юристов, психологов, менеджеров. В то же время в ведущих индустриальных центрах России рабочие места на стройках, фабриках, заводах пустуют. И у нас также как в Западных странах эти места заполняются эмигрантами [2]. При этом общеобразовательная школа теряет большую часть выпускников и учащихся, которые уходят из школы «в никуда», становясь ненужными обществу людьми: люмпенами, маргиналами, преступниками, наркоманами.

Такой перекос в системе профессионального образования вносит дисгармонию в развитие экономики и человеческих ресурсов, что может привести к развалу материального производства, которое в России ещё по-настоящему не возродилось, а, следовательно, это может нанести непоправимый ущерб национальной безопасности страны. Александр Михайлович, как истинный патриот своей родины, одним из первых в научном сообществе связал образование с национальной безопасностью.

Выходом из сложившегося положения в профессиональном образовании он считал решение проблемы перераспределение потоков учащейся молодёжи по ступеням профессионального образования. В частности, как он считал, необходимо увеличить приём в образовательные организации начального и среднего профессионального образования, сократив приём в государственные вузы на бесплатные образовательные программы. Причём приём в вузы не должен осуществляться только лишь по результатам ЕГЭ, так как это значительно снижает конкурентоспособность талантливых выпускников из сельских школ. Общеизвестно, что в настоящее время в решении этого вопроса наметился некоторый прогресс. Механизм ЕГЭ также снижает возможности поступления в вузы выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования. Хотя, по глубокому убеждению Александра Михайловича, основанного на жизненных наблюдениях, именно студенты, имевшие производственный опыт и получившие в последствие высшее образование становятся по-настоящему классными специалистами. Он считал необходимым создать для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования льготные условия для продолжения образования в вузах по заочной, вечерней, открытой дистанционной и другим формам обучения.

Александр Михайлович также считал необходимым законодательно закрепить возможность получения молодёжью высшего образования в колледжах на уровне бакалавриата, как это имеет место во всём мире, но он был против интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования в университетские комплексы, считая их средствами поглощения профессиональных лицеев и ССУЗов вузами.

Ещё одной проблемой, требующей решения в профессиональном образовании, является проблема перераспределения учащейся молодёжи по специальностям и профилям.

В условиях развития теневой экономики в России, по мнению академика А. М. Новикова, возрастает значение ремесленного образования для лиц, имеющих высшее образование, занимающихся предпринимательством в сфере индивидуальной трудовой деятельности, через систему переподготовки кадров. Но возможен и другой, более перспективный путь: получение рабочей квалификации, возможно ремесленного профиля в профессиональном лицее, колледже с дальнейшим получением образования в вузе. Примеры одновременного профессионального обучения в профессиональном лицее, колледже и вузе, отмечал в 2000-х годах А. М. Новиков, имелись, например, в Бурятии и Якутии. Да действительно в это время у нас в Бурятии такой опыт складывался, что не преминул заметить учёный и отразил в своей работе.

Перераспределение учащейся молодёжи по специальностям и профилям требует решения вопроса о передачи образовательных программ регионам по специальностям, не связанным с национальной безопасностью, но которые нужны для развития региональной экономики.

По мнению академика А. М. Новикова может быть предложена трёхуровневая модель распределения профессиональных образовательных программ:

1. На федеральном уровне должны быть программы, связанные с подготовкой специалистов для оборонного комплекса, добывающей отрасли, энергетики, транспорта, связи, а также сельского хозяйства. Для сохранения продовольственной безопасности приоритетное значение в России должны иметь профессиональная подготовка специалистов для этой отрасли экономики страны.

Кроме того, на федеральном уровне должны готовиться кадры для культуры, науки и подготовка по редким профессиям, по которым в регионе нет соответствующих условий и специалистов.

2. На региональном уровне, пи финансировании самих регионов должны реализовываться профессиональные программы подготовки специалистов крайне необходимым регионам.

3. На муниципальном уровне должны быть реализованы программы профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания: продавцов, парикмахеров, шофёров и так далее, а также работников жилищно-коммунального хозяйства.

Ещё одной важной проблемой развития профессионального образования является проблема качества профессионального образования.

К сожалению, подготовка специалистов в учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, да и во многих вузах, как считает А. М. Новиков, далеко не направлена на овладение учащимися технологией высших достижений, то есть квалификация преподавателей и уровень подготовки не позволяет выпускать специалистов, владеющих высокими технологиями в своих производствах.

В связи с этим необходима переподготовка преподавательских кадров, через стажировки на передовых предприятиях, как в России, так и за рубежом,

их, в частности, необходимо, например, научить читать современную техническую литературу, в том числе на иностранных языках, а также направлять их на обучение в зарубежные профессиональные учебные заведения.

Качество профессионального образования, по мнению А. М. Новикова, также связано с новым пониманием профессиональной деятельности специалиста в условиях рыночной экономики, требующей новых профессиональных качеств у выпускников, которые могут им помочь эффективно конкурировать на рынке труда.

Большое значение для повышения качества профессионального образования является создание условий для приобретения производственного и социального опыта выпускниками образовательных учреждений через создание производственных структур, которые имеют разные названия: бизнес — инкубаторы, тренажёрные фирмы, производственные центры и т. п. Особый интерес в этом аспекте, по мнению А. М. Новикова, имеют технопарки, научно-производственные фирмы, где разрабатываются на базе фундаментальных исследований инновационные технологии и продаются в производство.

И ещё немаловажной проблемой, считал А.М. Новиков, для развития профессионального образования необходимо создание системы послевузовского образования, так как Министерство образования и науки РФ и другие органы управления образованием курируют только учебные заведения для молодёжи — от 3 до 22 лет — возраста окончания вуза, а все остальные годы, то есть около 70% жизни человека образованием никто не занимается. Поэтому, необходимо создавать действенную систему непрерывного образования.

На основе своих взглядов на проблемы профессионального образования академиком А.М. Новиковым, совместно с Д.А. Новиковым, разработана системная теория развития профессионального образования на классификационной основе.

Исходя из того, что профессиональное образование направлено на удовлетворение потребностей четырёх субъектов/объектов: личность; общество; государство; производство; система профессионального образования. Основными идеями, направлениями развития системы профессионального образования соответственно должны являться:

1. Гуманизация профессионального образования (направленность на личность);

2. Демократизация профессионального образования (направленность на общество, государство);

3. Опережающее профессиональное образование (направленность на производство);

4. Непрерывное профессиональное образование (направленность на систему профессионального образования).

Развитие профессионального образования по каждому направлению предусматривает выполнение соответствующих принципов, органично раскрывающих основополагающие идеи, а для реализации принципов необходимо выполнение соответствующих условий. Разработанная авторами иерархия 4-х направлений, 13-ти принципов и 41-го условия обусловливает структуру изложения системной теории развития профессионального образования.

Данные принципиальные исходные положения можно рассматривать как методолого-теоретическую основу развития профессионального образования на обозримую перспективу. Многие идеи А. М. Новикова нашли и находят реализацию в процессе развития современного образования, а большинство идей опережают динамику развития образования, но возможно в будущем идеи академика будут реализованы теми, кто сейчас получает профессиональное образование, а некоторые находятся на подступах к нему.

Особой заслугой профессора А. М. Новикова является то, что его научная деятельность и научное наследие создали новую педагогическую реальность, которая повлияла на преобразование педагогической действительности в соответствии с тенденциями развития постнеклассического общества и науки.

Литература

1. Маланов И. А. Развитие образовательного пространства региона: цивилизаци-оннный подход. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 383 с.

2. Новиков А. М. ССУЗ в образовательном пространстве // Специалист. — 1998. — № 11.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А.. Структура системной теории развития профессионального образования // Труды четвертых международных научных чтений, посвященных памяти Героя Советского союза, академика РАО С.Я. Батышева. Россия, Москва, 18-20 октября 2010 г. / под ред. Академика РАО А. М. Новикова. — М.: Изд-во ЭГВЕС, 2010. — 218 с.

4. Новиков А. М. Профессиональное образование и национальная безопасность России // Специалист. — 2003. — № 6.

A. M. NOVIKOV'S ROLE IN DEVELOPMENT OF THE THEORY AND METHODOLOGIES OF PROFESSIONAL EDUCATION

Malanov Innokentiy A.

doctor of pedagogical sciences, associate professor, department chair of general pedagogics of Teacher training college Buryat state university E-mail: pedagogika@bsu.ru

In article the author analyzes views of the academician of Russian joint stock company A. M. Novikov of development of professional education in modern world and domestic educational space. The author especially distinguishes Alexander Mikhaylovich's ideas about three-level model of distribution of professional educational programs between federal, regional, municipal educational institutions, and also importance of the system theory of development of professional education developed by the scientist on the foreseeable future is emphasized.

Keywords: professional education, industrial professions, professional specialties, professional experience, continuous education, quality of professional education, postgraduate education, system theory of development of professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.