Научная статья УДК 781
https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.23
Роль А.И. Зилоти в формировании творческой личности С.В. Рахманинова-пианиста
Светлана Владимировна Горобец
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, sv1357@mail.ru
Аннотация. В статье показаны важные моменты творческой биографии С.В. Рахманинова. Отмечено, что ключевую роль в процессе его личностного и профессионального становления как музыканта, композитора сыграл двоюродный брат А.И. Зилоти - пианист, музыкально-общественный деятель, организатор легендарной антрепризы «Концерты А. Зилоти», сопоставимой по своему национальному значению с европейскими мероприятиями XIX - начала ХХ в., ориентированными на современную музыку и премьеры сочинений новейших композиторских школ. Анализируются мотивы действий А. Зилоти, а также его роль в культуре Петербурга-Петрограда начала XX в. Делается краткий обзор концертных программ антрепризы. Отмечается, что сочинения Сергея Рахманинова - «Второй фортепианный концерт» и «Вторая сюита для двух фортепиано» - были заявлены в программе каждого концертного сезона. Заключается, что имена А. Зилоти и С. Рахманинова являются знаковыми в истории музыкального искусства, обоюдно неразрывно связанными, как и судьбы их носителей.
Ключевые слова: С.В. Рахманинов, А.И. Зилоти, Н.С. Зверев, Петербург, антреприза «Концерты А. Зилоти»
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Горобец С.В. Роль А.И. Зилоти в формировании творческой личности С.В. Рахманинова-пианиста // Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. С. 162-166. https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.23.
Original article
The Role of A.I. Ziloti in the Formation of the Creative Personality of S.V. Rachmaninoff-Pianist Svetlana V. Gorobets
St. Petersburg State Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia, sv1357@mail.ru
Abstract. The article distinguishes and describes important moments of S.V. Rachmaninoff's creative biography. It is emphasized that the key role in the process of his personal and professional development as a musician and composer was played by his cousin A.I. Ziloti - pianist, musical and public figure, organizer of the legendary entreprise "A. Ziloti's Concerts", comparable in its national significance to European events of the XIX - early XX centuries, focused on contemporary music and premieres of works by the latest schools of composers. The motives behind A. Ziloti's actions are analyzed, as well as his role in the culture of St. Petersburg-Petrograd in the early XX century. A brief overview of the entreprise's concert programs is given. It is stated that Sergei Rachmaninoff's works - "Second Piano Concerto" and "Second Suite for Two Pianos" - were announced in the program of each concert season. Conclusion dwells upon the fact that A. Ziloti and S. Rachmaninoff's names are iconic in the history of musical art, mutually inseparable, as are the destinies of their bearers.
Keywords: S.V. Rachmaninoff, A.I. Ziloti, N.S. Zverev, St. Petersburg, "A. Ziloti's Concerts" entreprise Funding: Independent work.
For citation: Gorobets, S.V. (2023) The Role of A.I. Ziloti in the Formation of the Creative Personality of S.V. Rachmaninoff-Pianist. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 162-166. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.9.23 (In Russian).
2023 год оказался богатым на значимые юбилейные даты многих деятелей отечественной культуры и искусства: 200-летие Александра Островского, 155-летие Максима Горького, 150-летие Фёдора Шаляпина, 130-летие Владимира Маяковского, 120-летие Арама Хачатуряна, 140-летие Михаила Гнесина и другие. Но особняком в ряду этих имен стоит имя великого русского музыканта -Сергея Васильевича Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечает весь мир.
Всестороннее изучение деятельности композитора, его вклада в художественную культуру невозможно без упоминания имени А.И. Зилоти, 160-летие со дня рождения которого тоже приходится на этот год. Это яркая личность рубежа XIX-XX вв., пианист-просветитель, крупный музыкально-общественный деятель, ученик Н. Рубинштейна и фаворит Ф. Листа, а также двоюродный
© Горобец С.В., 2023
брат С.В. Рахманинова1, благодаря которому последний стал величайшим пианистом. Александр Ильич Зилоти сыграл огромную роль в формировании творческой личности Сергея Рахманинова.
Отношение современных исследователей к личности А. Зилоти различное. Одни считают его ярким музыкантом своего времени, другие уверены, что он прославился только потому, что находился в кругу известных людей (Крутов, Швецова-Крутова, 2004). Но проведенный анализ его масштабной культуротворческой деятельности показывает, что А. Зилоти являлся значимым человеком в жизни С. Рахманинова.
В книге «Молодые годы Рахманинова» отмечается, что решающими фигурами, «встретившимися на пути» молодому Сергею Рахманинову, были сначала А. Зилоти и Н. Зверев, затем С. Танеев, А. Аренский, П. Чайковский2. Как видим, имя Зилоти стоит первым в этом ряду, и это неслучайно: именно он принимает судьбоносное решение о переводе в 1885 г. 12-летнего учащегося фортепианного класса Серёжи Рахманинова из Петербургской консерватории в Московскую.
По настоянию А. Зилоти будущий композитор начинает заниматься в классе талантливого педагога Николая Сергеевича Зверева, попадает в музыкальную семью, где всех учеников называли «зверятами», большая часть которых находилась на полном пансионе учителя, очень требовательного и обладающего огромной любовью к одаренным воспитанникам. В классе Н. Зверева в разные годы обучались Александр Зилоти, Анатолий Галли, Сергей Ремезов, Коля Цвиленев, Максим Пресман, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Е. Бекман-Щербина.
Проучившись три года на младшем отделении у Н. Зверева, С. Рахманинов переходит к А. Зилоти, который был приглашен в 1888 г. профессором в Московскую консерваторию. В фортепианном классе у него, кроме С. Рахманинова, обучались ещё К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Максимов и др. Уже в первый год занятий Рахманинов вырос в техническом и художественном плане. А. Зилоти активно поддерживал молодое творческое дарование. Как известно, через три года профессор покинул консерваторию, а его учеников перераспределили по другим классам преподавателей. Сергей Рахманинов отказался менять педагога. За три недели до экзамена он выучил необходимые произведения, и ему разрешили сдать его досрочно. Это говорит о чувстве глубокого уважения к Зилоти и преданности С. Рахманинова ему как педагогу.
Данный сюжет перекликается с фактом биографии самого А. Зилоти. Его учитель Николай Григорьевич Рубинштейн, предчувствуя свою скорую кончину, в 1881 г. советует Зилоти не переходить в класс другого педагога, а сдавать переводной экзамен на последний курс обучения «от себя», то есть без участия педагога. Будущий профессор так и поступил, и для него этот экзамен стал выпускным.
Многие музыканты-современники признавали А. Зилоти заметной творческой личностью и посвящали ему свои сочинения. Например, близкий друг Пётр Ильич Чайковский - «Скерцо-фантазию» (оп. 72 № 10); начинающий композитор Михаил Гнесин - «Сонату-балладу» для виолончели и фортепиано (оп. 7), редко сейчас исполняемую; Игорь Стравинский - «Фантастическое скерцо», Л. Годовский - «Интермеццо». Сергей Рахманинов посвятил А. Зилоти «Первый фортепианный концерт» (оп. 1) и «Десять фортепианных прелюдий» за популяризацию своего творчества как композитора. Французский композитор-новатор Жан-Жюль Роже-Дюкас за хлопоты по организации постановки лирической мимодрамы «Орфей» в Мариинском театре на первой странице партитуры указал: «... a Alexandre Ziloti et Michel Terestshenko - en actions de graces... R.-D. Le Taillen. 1913».
А. Зилоти был активным пропагандистом сочинений С. Рахманинова. Будучи в гастрольных поездках в европейских странах (1887-1889, 1891-1900 гг.), он неоднократно исполнял его произведения. Так, в 1893 г. Зилоти играл «Первый фортепианный концерт» С. Рахманинова в Германии, в городе Висбадене. Он регулярно выступал перед заграничной публикой с произведениями ещё никому не известного композитора.
А в России памятный концерт состоялся 2 декабря 1900 г. - он считается важным событием в творчестве С. Рахманинова, поскольку послужил импульсом к дальнейшему развитию его композиторского творчества. В концерте принимали участие А. Зилоти, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин. Звучала популярная сейчас «Прелюдия до-диез минор ор. 3 № 2».
Александр Зилоти, будучи руководителем Московского филармонического общества в 1901-1902 гг., исполнил в качестве дирижера «Второй фортепианный концерт» С. Рахманинова. Примечательно, что солисты менялись местами: за фортепиано - А. Зилоти, за дирижерским пультом - автор, или наоборот.
Первое публичное выступление А. Зилоти и С. Рахманинова в фортепианном дуэте состоялось в зале Дворянского собрания 6 октября 1901 г., в рамках общедоступного концерта они
1 Зилоти и Рахманинов были двоюродными братьями. Мать А. Зилоти - Юлия Аркадьевна, урожденная Рахманинова - сестра отца С.В. Рахманинова Василия Аркадьевича.
2 Молодые годы С.В. Рахманинова. Письма. Воспоминания / под общ. ред. В.М. Богданова-Березовского. Л. ; М., 1949. 187 с.
исполнили «Вторую сюиту для двух фортепиано» (первое исполнение). Музыканты любили играть вдвоем и замечательно дополняли друг друга.
В отношении личности А.И. Зилоти сложился определённый стереотип, согласно которому он является представителем московской культуры, так как композитор учился, а затем и работал в Московской консерватории, был руководителем московского филармонического общества, продолжал развивать традиции своих учителей Н. Рубинштейна и Ф. Листа (Горобец, 2016).
Культура Петербурга стала центром формирования творческих установок А.И. Зилоти как просветителя, дирижера, музыкального деятеля. Созданная им легендарная антреприза - «Концерты А. Зилоти» - по абонементу в Петербурге была доступна для разных слоев населения на протяжении 15 лет - с 1903 по 1918 гг. (Горобец, 2013; 2015). Это концертное предприятие можно считать отражением веяний эпохи, новой формой музыкального просвещения и пропаганды сочинений современников - еще малоизвестных композиторов.
Много сил и энергии отдавал А. Зилоти популяризации творчества С. Рахманинова. Особую роль в этом играли его собственные концерты, на которых были впервые исполнены все симфонические и фортепианные сочинения выдающегося ученика. «Мои концерты не предусматривают абсолютно никаких коммерческих целей, а только имеют художественно-образовательное значение, чему служат доказательством мои программы», - писал А. Зилоти в письме, адресованном В.А. Те-ляковскому1.
Часто на концертных мероприятиях звучали особо понравившиеся публике произведения С. Рахманинова - «Концерт № 2 для фортепиано», «Сюита № 2», прелюдии из опуса № 23. Во втором сезоне 1904-1905 гг. А. Зилоти исполнил 10 прелюдий Рахманинова из оп. 23 (первое исполнение), а 8 января 1905 г. прозвучала кантата «Весна», солистом выступил Федор Шаляпин. Второй раз это произведение было исполнено в сезоне 1912-1913 гг. при участии артиста Мариинского театра П. Андреева. В третьем сезоне 1905-1906 гг. звучали романсы С. Рахманинова в исполнении Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Н. Забелы-Врубель, Н. Кошиц и других. В четвертом - публике были представлены сцены из оперы «Франческа да Римини» и оперы «Скупой рыцарь». Сонату для фортепиано виолончели С. Рахманинова исполняли А. Зилоти и П. Казальс. В пятом сезоне 19071908 гг. прозвучала «Симфония № 2» под управлением автора, прелюдии оп. 23 и романсы. В шестом сезоне 1908-1909 гг. - «Концерт № 2 для фортепиано», солировал автор. В камерном концерте седьмого сезона, 7 января 1909 г., в Малом зале консерватории были исполнены: «Соната для фортепиано и виолончели» (автор и А. Брандуков), «Сюита № 2 для двух фортепиано» (С. Рахманинов и А. Зилоти), «Соната для фортепиано ор. 28» в исполнении автора. А в 8 сезоне 19101911 гг. в зале Дворянского собрания проходил концерт, целиком состоящий из произведений С. Рахманинова. На нем прозвучали: симфоническая поэма «Остров мертвых» и «Симфония № 2» под управлением автора, «Концерт № 3 для фортепиано» (первое исполнение). Кроме этого, 5 декабря 1911 г. прошел внеабонементный концерт. «Аплодировать музыке Рахманинова стало модным занятием в Петербурге», - писала «Русская музыкальная газета»2.
С. Рахманинов приезжает в Петербург 22 марта 1911 г. в связи с подготовкой премьерного сочинения - «Литургии святого Иоанна Златауста». Остановился Сергей Васильевич на квартире А. Зилоти, о чем Вера Павловна Зилоти - супруга Александра Ильича и старшая дочь знаменитого коллекционера Павла Третьякова - упоминает в письме своей сестре Александре: «Теперь пойдет большая возня с "Литургией"; все время скандалы то с цензурой, то с полицией - надоело. Например, нельзя печатать "песнопение" из Литургии и нельзя печатать "Литургия" и т. д., тысячу раз меняют»3.
25 марта 1911 г. в зале Дворянского собрания прошел экстренный духовный концерт, на котором впервые были исполнены песнопения из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» (сочинение 31) для четырехголосного смешанного хора под управлением С. Рахманинова при участии коллектива Императорской русской оперы. Данный концерт шел вне плана, как можно судить из названия. В зале Дворянского собрания звучала православная церковная музыка, присутствовали лица в духовных одеждах. Аплодисменты, по указанию церковной власти, были запрещены.
В Петербурге Сергей Васильевич Рахманинов часто останавливался на квартирах, которые снимал А. Зилоти. Последний адрес его, пожалуй, самый известный - дом номер 14 на набережной Крюкова канала. Квартира Зилоти располагалась на третьем этаже и состояла из шести комнат (Горобец, 2014). Это доходный дом Р.Г. Веге с парадным двором, въездной аркой, украшенной атлантами в стиле неоренессанса. Здесь частыми гостями были С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Э. Направник, который жил на этой же набережной в доме № 6.
1 Российский государственный исторический архив. Ф. 497. Оп. 10. Д. 993. Л. 6.
2 Русская музыкальная газета. 1909. № 3. Стлб. 75.
3 А.И. Зилоти. Воспоминания и письма / сост. Л.М. Кутателадзе ; под ред. Л.Н. Раабена. Л., 1963. С. 386.
В летнее время после многочисленных концертов С. Рахманинов и А. Зилоти отдыхали неподалеку друг от друга - в Выборгской губернии на Карельском перешейке. Они были вместе и в имении Ивановка, где находилось 5 роялей, а музыка звучала из всех комнат. Занимались общей работой - подготовкой к концертам. В программе каждого сезона были заявлены полюбившиеся публике произведения - «Второй фортепианный концерт» и «Вторая сюита для двух фортепиано». Когда были небольшие финансовые затруднения в ходе концертов А. Зилоти, С. Рахманинов всегда приходил на помощь брату в привлечении публики, помогая своими выступлениями и уже прославленным именем.
Абонементные (симфонические и камерные), экстренные и юбилейные концерты А. Зилоти задавали направление музыкально-культурной жизни Петербурга-Петрограда. Исключительное место в них занимало творчество С. Рахманинова. В Петербурге были исполнены впервые все его симфонические и фортепианные сочинения, и повторялись они на концертах по несколько раз.
А. Зилоти и С. Рахманинова до самого конца жизни связывала дружба, основанная на взаимной симпатии, тесном семейном общении, преданности друг другу. Последний в трудные моменты жизни всегда считался с мнением своего друга и наставника и абсолютно верил в его «золотую душу».
Подводя итог сказанному, отметим то, как прочно были связаны эти два имени узами сотрудничества. Для становления С. Рахманинова как пианиста «слово и вера» в собственное дарование старшего брата и учителя - А. Зилоти - имели большое значение.
Сегодня имя А. Зилоти не стоит в первом ряду известных музыкантов. В советское время оно замалчивалось, как имена многих представителей русской интеллигенции, не сумевших принять события 1917 г. А возможно, это связано с его удивительной природной скромностью, отсутствием привычки бравировать достижениями и заслугами. При этом современники наградили А. Зилоти громкими эпитетами, например, Ф. Лист называл его «Золотиссимус». Зилоти жил, придерживаясь своего принципа: «Самое большое счастье - помогать другим, самое большое несчастье - не иметь возможность всем помочь». Именно эту фразу он оставил в виде автографа в альбоме1. Можно считать, что в ней заключается жизненное кредо музыканта.
В заключение уместно привести строки-воспоминания русской балерины и поэтессы Л.Я. Нелидовой-Фивейской, которые приводит В.А. Росов, описывая окружение писателя русского зарубежья Г.Д. Гребенщикова (Росов, 2021). Это стихотворение было написано ею в 1950 г., в Америке, где она недолго проживала с мужем - композитором и дирижером М.М. Фи-вейским. В их доме часто проходили встречи с известными людьми. В стихотворении она вспоминает разговоры с писателем русского зарубежья Г.Д. Гребенщиковым:
Литературный помню вечер: Вы говорили про Алтай. На кафедре мерцали свечи. За окнами струился май. Рахманинов, Шаляпин в зале... Зилоти, Фокин. Их уж нет. Но все, о чем Вы рассказали, Живет в душе, как тихий свет.
Список источников:
Горобец С.В. Александр Зилоти - ученик и последователь великого Ференца Листа // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (27). С. 133-136.
Горобец С.В. Дом на Крюковом канале // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 3 (32). С. 116-119.
Горобец С.В. Концерты А. Зилоти в культуре Санкт-Петербурга // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 3 (28). С. 164-167.
Горобец С.В. Обзор репертуара «Концертов А. Зилоти» (к 70-летию со дня смерти пианиста) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2015. № 4 (38). С. 53-59.
Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Мир Рахманинова : в 2 кн. Кн. 1. Сережа. М., 2004. 439 с.
Росов В.А. Георгий Гребенщиков: сын Белухи. Барнаул ; Новосибирск, 2021. 544 с.
References:
Gorobets, S. V. (2013) Kontserty A. Ziloti v kul'ture Sankt-Peterburga [Concerts by A. Ziloti in the culture of St. Petersburg]. Society. Environment. Development. (3 (28)), 164-167. (In Russian).
Gorobets, S. V. (2014) Dom na Kryukovom kanale [House on the Kryukov Canal]. Society. Environment. Development. (3 (32)), 116-119. (In Russian).
Gorobets, S. V. (2015) Survey of "A. Siloti's Concerts" Repertoire (to the 70th Anniversary of Pianist's Death). Actual Problems of Higher Musical Education. (4 (38)), 53-59. (In Russian).
1 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 459 (А.Г. Максимов и М.К. Максимова). Собрание автографов разных лиц. 1900-1917 гг. Ед. хр. 1. С. 12.
Gorobets, S. V. (2016) Aleksandr Ziloti as a Disciple and Follower of the Great Ferenc Liszt. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. (2 (27)), 133-136. (In Russian).
Krutov, V. V. & Shvetsova-Krutova, L. V. (2004) Mir Rakhmaninova [The world of Rachmaninoff]. Vol. 1. Moscow. 439 р. (In Russian). Rosov, V. A. (2021) Georgii Grebenshchikov: syn Belukhi [Gergiy Grebenshchikov: Son of a beluga whale]. Barnaul ; Novosibirsk. 544 р. (In Russian).
Информация об авторе С.В. Горобец - доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано, ученый секретарь ученого совета Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301638
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author S.V. Gorobets - D.Phil. in Cultural Studies, PhD in Education Science, Professor, Piano Department, Scientific Secretary of the Academic Council, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301638
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.