Научная статья на тему 'ОБЗОР РЕПЕРТУАРА "КОНЦЕРТОВ А. ЗИЛОТИ" (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ПИАНИСТА)'

ОБЗОР РЕПЕРТУАРА "КОНЦЕРТОВ А. ЗИЛОТИ" (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ПИАНИСТА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ЗИЛОТИ / КОНЦЕРТЫ / СОЛИСТЫ / ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

Обширный репертуар антрепризы «Концерты А. Зилоти» включал сочинения различных эпох и жанров. В статье представляется наиболее полный репертуарный список этих концертов и дана оценка музыкально-просветительской деятельности Александра Ильича Зилоти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURVEY OF "A. SILOTI’S CONCERTS" REPERTOIRE (TO THE 70TH ANNIVERSARY OF PIANIST’S DEATH)

The extensive repertoire of enterprise «A. Siloti’s concerts» included compositions of different epochs and genres. The most complete repertoire list of these concerts is represented in the article for the first time and the enlightenment activity of Alexander Ilyich Siloti is estimated.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РЕПЕРТУАРА "КОНЦЕРТОВ А. ЗИЛОТИ" (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ПИАНИСТА)»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

© Горобец С. В., 2015 УДК 781.6

ОБЗОР РЕПЕРТУАРА «КОНЦЕРТОВ А. ЗИЛОТИ» (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ПИАНИСТА)

Обширный репертуар антрепризы «Концерты А. Зилоти» включал сочинения различных эпох и жанров. В статье представляется наиболее полный репертуарный список этих концертов и дана оценка музыкально-просветительской деятельности Александра Ильича Зилоти.

Ключевые слова: Александр Зилоти, концерты, солисты, программы

Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств развития музыкального вкуса и понимания.

А. П. Бородин

Свой вклад в сокровищницу русской музыкальной культуры внесли многие музыканты. Среди них редко упоминается имя Александра Ильича Зилоти (1863-1945). Изучение деятельности Зилоти в контексте эпохи Серебряного века поможет более полно представить яркую картину музыкального искусства начала ХХ века — небывалого расцвета в истории отечественной культуры.

Выдающийся пианист, ученик Николая Зверева, Николая Рубинштейна, Ференца Листа — А. И. Зилоти в 1903 году в Петербурге организовал свою антрепризу под названием «Концерты А. Зилоти», которая во многом определила музыкальную жизнь столицы1. Уже через три года говорили о его концертах как о событии в музыкальной жизни Петербурга. Вклад Зилоти как деятеля в культуру Петербурга прежде не из-учался2, хотя в последнее десятилетие его многогранная деятельность стала предметом научных исследований3. Именно в контексте культуры Петербурга-Петрограда и примечательна личность Зилоти, неосвещенные материалы его творчества надлежит искать именно здесь, где по причинам нам известным и может быть неизвестным, закончилась его деятельность в России4. Этим и вызван наш интерес к личности Александра Ильича и его петербургскому периоду творчества, который длился почти 20 лет.

Артист должен чувствовать себя миссионером, чувствовать в себе жреца, провозглашающего святое слово. Задача высокая, но и нелегкая.

А. Г. Рубинштейн

На фоне существующих концертных организаций в Петербурге в начале ХХ века явно выделялись «Концерты А. Зилоти». Организовать новую организацию, при десятках уже существующих, было делом не легким5. Зилоти не обладал большими материальными возможностями, не имел унаследованных торговых фирм, как Митрофан Петрович Беляев; не имел собственного оркестра, как граф Шереметев. Но Зилоти обладал исключительными организаторскими способностями, огромным собственным артистическим опытом, твердым характером, упорством, и, главное, большим желанием в продвижении «новой» музыки.

Талантливый пианист Александр Ильич Зилоти организовал сугубо петербургское предприятие, в отличие от «Концертов С. Кусевицко-го», которые давались и в Москве, и в Петербурге (по шесть выступлений ежегодно), и в других городах России. Вся деятельность Зилоти была пронизана просветительским духом, которым он пропитался еще будучи «в учениках» у Ф. Листа. Музыкально-просветительская деятельность Александра Ильича, по нашему мнению, заслуживает более подробного внимания. Обращение к данному аспекту исследования потребовало опоры на неопубликованные архивные источники и программы концертов за 15 сезонов [7].

Его концерты не предусматривали никаких коммерческих целей, а имели «художествен-

но-образовательное значение»6, и вел он их «с убежденной преданностью идее, с непоколебимым мужеством»7. Зилотиевские концерты отличались блестящим музыкальным исполнением, в них он сам систематически выступает как пианист, ансамблист и дирижер. Для участия в концертах в качестве солистов приглашались выдающиеся европейские и отечественные знаменитости. За 15 концертных сезонов с 1903/1904 года по 1917/1918 год прошло 253 концерта. Из них 93 концерта абонементных, 32 внеабонементных, 49 камерных, 1 юбилейный, посвященный 25-летию композиторской деятельности А. Глазунова, 2 духовных, 11 общедоступных, 56 народных бесплатных, 9 органных8.

Клавирная музыка ХУШ века была представлена в концертах сочинениями Рамо («Бурлеска», «Ария»), Скарлатти («Балетная сюита», концерт соль минор). Все произведения в афише были отмечены звёздочкой, что означало их исполнение в первый раз. Клавирная музыка встречалась эпизодически, была составной частью блока классической музыки.

Звучала музыка Глюка — увертюра к опере «Альцеста» и «Балетная сюита». Испанская певица Мария Гай (меццо-сопрано) пела арию из оперы «Елена и Парис». Сочинения Генделя — «Concerto grosso» ре мажор и «Concerto grosso» ре минор для струнного оркестра, Соната № 3 для фортепиано и скрипки, Увертюра ре мажор, Концерт для контрабаса и оркестром (солист С. Кусе-вицкий) — также исполнялись в первый раз.

Одна из главных заслуг Зилоти — постоянная популяризация творчества И. С. Баха. Только в первые десять лет его симфонических концертов были исполнены все Бранденбургские концерты, которые в России звучали впервые. Сюиты, чаконы, сонаты, хоры, концерты для отдельных инструментов, органная музыка, кантаты, хоралы и др. До Зилоти в течение второй половины Х1Х века интерес к музыке Баха был очень ограниченным, и в русской музыке господствовала бетховенская традиция. Лишь к концу Х1Х века начался поворот к Баху, чутко уловленный Зилоти. Именно в «Концертах А. Зилоти» впервые прозвучали крупные сочинения гениального композитора, такие как «Магнификат», «Траурная ода» для соло, хора и оркестра (перевод О. Г. Каратыгиной). Если в концерте были запланированы хоралы или арии, то часто выпускались для слушателей аннотации с текстом и выписанными хоральными мелодиями. Тексты приходилось специально переводить, что требовало значительной предварительной подготовки. Проводились вечера, составленные исключительно из произведений И. С. Баха, на-

пример, 14 декабря 1913 года и 7 ноября 1915 года в Мариинском театре. В аннотации к своим концертам Зилоти писал: «В целях предоставления публике возможности ознакомиться с органными произведениями И. С. Баха, в подлинниках почти неизвестных в России, дирекция "Концертов А. Зилоти" устраивает в Малом зале консерватории ежегодно концерты для исполнения на органе сочинений Баха. Каждая программа будет состоять из 6 номеров: 4 органных и 2 вокальных сочинений Баха. Предполагается в течение 4-х сезонов представить все органное творчество Баха. Исполнение на органе принял на себя профессор петербургской Консерватории Я. Я. Гандшин»9. С уверенностью можно сказать, что творчество И. С. Баха занимало в программах исключительное место. Кроме произведений И. С. Баха, Зило-ти знакомил Петербург с концертами Вивальди, Генделя и произведениями Ф. Э. Баха, В. Ф. Баха.

Немного обойденными оказались Гайдн и Моцарт. Музыка Гайдна звучала редко, только два раза за десять лет: симфонии № 2, № 13 и Концерт для виолончели с оркестром (солист П. Ка-зальс). Из произведений Моцарта были исполнены увертюры к операм «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Дон-Жуан», Концерт № 6 для скрипки с оркестром (солист Ж. Тибо), Концерт № 7 для скрипки с оркестром (солист Дж. Энеску) и др. Значительное место в программах уделялось музыке Бетховена. Исполнялись все симфонии, кроме Второй, также «Юношеская симфония» и увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора» № 2, Концерт № 5 для фортепиано с оркестром (солист А. Зилоти). Концерт 12 ноября 1911 года под управлением Ф. Вейнгартнера и концерт 25 марта 1914 года были полностью посвящены сочинениям Бетховена.

Сочинения романтиков — произведения Мендельсона, Шуберта, Шумана, Брамса (Симфонии № 1, 2, 4, «Вариации на тему Гайдна», Концерт для скрипки с оркестром), Шопена — ежегодно включались в программы. Шопен, как известно, был одним из любимейших композиторов Зилоти. Звучали все жанры шопеновской музыки: прелюдии, ноктюрны, экспромты, баллады. К примеру, 4 ноября 1908 года в первом Камерном концерте в Малом зале консерватории в исполнении А. Зилоти прозвучали шесть произведений Шопена: Фантазия, Ноктюрн ор. 27 № 2, Скерцо ор. 39, Баркарола ор. 60, Ноктюрн ор. 48 № 1, Баллада ор. 23.

Особое место в симфонических и камерных концертах занимали произведения Листа. Зилоти — страстный «листианец». Музыку великого Листа, у которого он стажировался после

окончания Московской консерватории с 1883 по 1886 год, он с блеском исполнял как солист. Дань Учителю, пропаганда его сочинений — было делом всей жизни Зилоти. Следует отметить, что симфонией «Фауст» для оркестра, тенора-соло и мужского хора под управлением А. Архангельского был открыт первый абонементный концерт

18 октября 1903 года в зале Дворянского собрания. В течение всего периода «Концертов А. Зи-лоти» прозвучали симфонии «Фауст», «Данте», симфонические поэмы «Орфей», «Венгрия», «Мазепа», «Тассо», «Мефисто-вальс», рапсодии № 1, № 2 и № 5, «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (солист А. Зилоти), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (солист И. Гофман), Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (солист В. Сапельников) и многие другие произведения этого гения. А концерт 10 декабря 1911 года под управлением Ф. Вейнгартнера был полностью посвящён сочинениям Листа.

Очень мало исполнялись произведения Берлиоза (только увертюра «Римский карнавал») и Брамса (симфонии № 1, № 2, № 4, «Вариации на тему Гайдна», Концерт для скрипки с оркестром (солист Э. Изаи), Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (солисты — Э. Изаи, П. Казальс)). Вагнер пользовался признанием у Зилоти. Из сочинений Вагнера, среди которых увертюра Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» была особо привлекательной для Зилоти-дирижера, составлялись целые программы. Например, под управлением Ф. Моттля 16 января 1910 года, прозвучало вступление к «Лоэнгрину», «Парсифалю», «Мейстерзингерам». К 100-летию со дня рождения Вагнера был дан концерт под управлением А. Ко-утса в зале Дворянского собрания 1 декабря 1912 года и повторен был 15 декабря того же года.

Важнейшим делом Зилоти считал пропаганду отечественной музыки. В этой части репертуара преобладала музыка П. И. Чайковского, А. К. Глазунова. Зилоти с Чайковским связывало не только творчество, но и крепкая дружба, начавшаяся еще во время обучения в консерватории. Из симфоний Чайковского исполнялась Четвертая, Шестая, также увертюра «1812 год», симфоническая баллада «Воевода», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Гамлет», Концерт для скрипки с оркестром (солист А. Бродский), Первый концерт для фортепиано (солистами в разные годы были А. Зилоти и И. Гофман), Концерт № 2 для фортепиано (солист Г. Романовский) и многие романсы. Особенно часто Зилоти обращался к исполнению музыки Чайковского после смерти композитора. Один из общедоступных концертов

19 октября 1913 года и внеабонементный концерт

под управлением А. Никиша 2 ноября 1913 года были посвящены памяти композитора.

Зилоти первый провел в Малом зале Петербургской консерватории цикл камерных концертов, посвященный сочинениям Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсако-ва. Благодаря его концертам музыка этих композиторов становилась известной и любимой.

Зилоти боготворил Глазунова, восхищался его музыкой. В концертах были исполнены все симфонии под управлением автора, сюита «Из средних веков», посвященная А. Зилоти, «Море», Торжественная увертюра, музыка к балету «Времена года», «Испанская серенада для виолончели с оркестром» (солист П. Казальс), «Лирическая поэма», «Восточная рапсодия» и другие произведения. В зале Дворянского собрания в честь 25-летия композиторской деятельности Глазунова 27 января 1907 года был дан концерт, на котором прозвучали «Здравица А. Глазунову» (рукопись Н. А. Римского-Корсакова), «Встреча А. Глазунова» (рукопись А. Лядова), написанные специально в честь юбиляра и были дважды повторены для публики. Также в юбилейном концерте прозвучали Симфония № 1 (под управлением Римского-Корсакова) и Симфония № 8 (по рукописи) под управлением Зилоти. 4-й абонементный концерт 17 ноября 1912 г. под управлением Глазунова включал только его сочинения: Первую греческую увертюру, Симфонию № 5, Концерт для фортепиано с оркестром, сюиту «Из средних веков». К этому концерту были выпущены специальные программы для слушателей с пояснениями произведений и справками о деятельности композитора.

Исключительное место в концертах отдавалось музыке Рахманинова, который, как известно, был двоюродным братом Зилоти. В Петербурге были исполнены впервые все симфонические и фортепианные сочинения, и повторялись они по несколько раз. Песнопения из «Литургии св. Иоанна Златоуста» для смешанного хора (рукопись), кантата «Весна» для солиста, хора и оркестра (солист Ф. Шаляпин) исполнялись 8 января 1905 г. В камерном концерте 7 января 1909 г. в Малом зале Петербургской консерватории звучали: Соната для фортепиано и виолончели (исполнители — автор и А. Брандуков), Соната № 2 для двух фортепиано (исполнители — автор и А. Зилоти), Соната для фортепиано ор. 28 в исполнении автора. Согласно программе 7 абонементного концерта 12 февраля 1911 г. звучали симфоническая поэма «Остров смерти», Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, Симфония № 2. Кроме этого, внеабонементный концерт 5 декабря 1911 г. был

составлен из шести прелюдий, Баркаролы и Сонаты Рахманинова.

Много звучало музыки Аренского, особенно в первые годы. «Фантазия на темы Рябинина», «Вариации на тему Чайковского» для струнного оркестра под управлением автора, увертюра к опере «Сон на Волге», «Вариации на русскую тему», мелодекламация на стихи Тургенева в исполнении В. Ф. Комиссаржевской [1, с. 54-58]. С успехом Зилоти дирижировал сочинениями Лядова: пятью русскими песнями, «Волшебным озером», «Кикиморой» и другими произведениями.

С 1911 г. наблюдается увлечение музыкой А. Скрябина. Зилоти устраивает концерты с участием самого автора. Так, 31 октября и 7 ноября 1911 г. в камерных концертах сам композитор исполнял свои фортепианные произведения. Прозвучали все прелюдии, несколько сонат, этюдов, поэмы, Концерт для фортепиано с оркестром ор. 20 (партию фортепиано исполнял автор) и Симфония № 2. Знаковым событием было исполнение «Прометея» («Поэмы огня») 5 ноября 1911 г. Зилоти очень нравилась эта симфоническая поэма. За небольшой промежуток времени он продирижировал «Прометеем» пять раз. Александру Ильичу таких концертов показалось мало. Тогда он решает: для того чтобы публика лучше разоралась в этом удивительном творении, сыграть «Прометея» два раза в один вечер! Такой концерт состоялся в рамках третьего общедоступного концерта в 1913 г. Это был довольно рискованный шаг, но с концерта никто не ушел, и все были очень довольны [4, с. 438]. После смерти Скрябина Зилоти проводил камерные концерты «Памяти А. Н. Скрябина», которые прошли 30 сентября и 5 октября 1915 г. К этим концертам были напечатаны программки с комментариями и справками, касающиеся жизни и творчества композитора, Зи-лоти дирижировал всеми симфоническими произведениями покойного композитора [4, с. 35].

Большое место в программах отводилось молодым композиторам, пропаганде еще никому не известных сочинений Прокофьева, Стравинского, Штейнберга, Гнесина, Гедике, Метнера, Вейсберга, Василенко, Щербачева и др. Многие из этих имен, к сожалению, уже практически забыты. Зилоти «продвигал» в жизнь их музыку. Например, Михаил Гнесин вспоминает: «Когда Зилоти помогал нам, молодым композиторам, он делал все для того, чтобы "протолкнуть" написанное сочинение в жизнь. Даже если ему лично оно не особенно нравилось, но, по его мнению, было достаточно значительным для появления в печати или на эстраде, то прилагал все усилия к тому, чтобы этого добиться. <...> Все это он устроил в

своей обычной скромной манере. Необыкновенно характерно для Зилоти: помощь оказывать надо, где и когда можно, но знать об этом не должен никто, и благодарить тоже нельзя. Удивительный человек!» [4, с. 412]. Впервые по рукописи были исполнены «Фантастическое скерцо», «Фейерверк» и сюита из балета «Жар-птицы» Стравинского. Позже — «Весна священная» и опера «Соловей». Благодаря природному дару распознавания талантов, как говорится, с первого взгляда, Зилоти включал в программу концертов «Скифскую сюиту» Прокофьева.

С 1912 г. усиливается интерес Зилоти к сочинениям современных французских композиторов. В его концертах исполнялись сочинения Ре-гера, Дебюсси, Шоссона, Равеля, Роже-Дюкаса, Форе, Сен-Санса, Моорэ, Эльгара, Юрэ, Дюка и др. Именно в «Концертах А. Зилоти» состоялись многие премьеры. В фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) сохранились бесплатные приложения к некоторым абонементным концертам А. Зилоти. Например, перевод текста к лирической мимодраме Ж. Ж. Роже-Дюкаса «Орфей», сделанный О. Г. Каратыгиной, издание «Концертов А. Зилоти», Санкт-Петербург, 1914 г.; «Песня Ведьмы» из баллады Э. Вильденбуха в переводе М. И. Чайковского; второй акт «Парси-фаля» Р. Вагнера в переводе В. Коломийцева, изданный в типографии С. Л. Кинда.

Уделял внимание Зилоти и северным композиторам — Григу, Сибелиусу. Звучали григов-ский Концерт для фортепиано с оркестром (солист Р. Пюнью), Соната для фортепиано и виолончели (солист П. Казальс), Концертная увертюра «Осенью», «Последняя весна». Из сочинений Сибелиуса были исполнены Симфония № 3, легенда «Возвращение Лемминкайнена», симфоническая фантазия «Дочь Похьолы», «Туонельский лебедь» под управлением автора.

«Концерты А. Зилоти» проходили в зале Дворянского собрания (сейчас Большой зал филармонии им. Д. Д. Шостаковича), в Большом и Малом залах Петербургской консерватории, в Ма-риинском театре. Получить такие залы для проведения концертов было нелегко. В фондах Центрального государственного исторического архива (ЦГИА СПб) сохранились документы «Прошения» свободного художника Зилоти «Господину С.-Петербургскому Губернскому Предводителю Дворянства его Светлости Князю Ивану Николаевичу Салтыкову» о предоставлении зала Дворянского собрания на концертный сезон 1910-1911 года и на последующие с обещанием внести задатки за все дни [11]. Также в ЦГИА СПб имеется очень интересный документ «Его Светлости Кня-

зю Ивану Николаевичу Салтыкову от директора Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального общества» с просьбой устранить привилегию г-ну Зилоти в пользовании залом Дворянства в субботние дни сезона 1910-1911 г. и представить его Музыкальному обществу. «По своим акустическим свойствам зал этот лучший в столице, а субботы наиболее желательные для симфонических концертов дни, по той причине, что публика не отвлечена театральными представлениями и другими концертами в той степени как в иные дни недели». «При полном сочувствии и уважении к деятельности г-на Зилоти ИРМО, преследуя исключительную просветительную цель распространения музыки и ее развития в Империи, не может быть ни в каком отношении его конкурентом и просит лишь о предоставлении возможности пользования залом Дворянства на одинаковых справедливых началах с г-ном Зилоти» [10].

Александру Ильичу, обладающему даром талантливого менеджера, удалось привлечь к своим концертам много слушателей-поклонников. После десятого — юбилейного — сезона своих концертных программ Зилоти получает много поздравлений, за которые благодарит и пишет ответное письмо в Русскую музыкальную газету: «Позвольте через посредство Вашей уважаемой газеты принести мою благодарность по случаю десятилетия моих концертов и принявших участие в чествовании 9-го февраля. <...> Не могу не выразить моей глубокой признательности действительным "юбилярам" — тем моим верным абонентам, которые в продолжение десяти лет оказывали неизменное доверие моему делу» [9].

В периодических изданиях начала ХХ века о концертах Зилоти писали очень восторженно. Московский журнал «Музыкальный труженик» в разделе «Музыкальная летопись Петербурга» отмечает, что на первом плане, несомненно, стоят в Петербурге концерты А. Зилоти, «в последние годы все более и более захватившего в свои руки бразды правления вкусов своей очень значительной (в нынешнем году — переполненной, несмотря на общие размеры зала Дворянского собрания) аудитории. И в самом деле — знакомству с новыми художниками Регером, Сибелиусом, Изаи петербургская публика обязана исключительно энергичному А. Зилоти, порешившему с прежней концертной рутиной симфонического собрания ИРМО и создав концерты с новой программой, с действительно новыми и выдающимися исполнителями» [6, с. 14].

По программам «Концертов А. Зилоти» можно отметить высокий исполнительский уро-

вень и культуру, которая сохранила в себе старые традиции, а также не угасшие еще традиции музыкального просветительства. Именно энтузиазму Александра Ильича в значительной мере обязана наша отечественная музыкальная культура. В год 70-летия его кончины хочется еще раз вспомнить великолепного музыканта, пианиста, дирижера.

Примечания

1 Первый концерт состоялся 18 октября 1903 года в зале Дворянского собрания, последний — 21 апреля 1918 года в Реформаторской церкви на Морской улице, дом 60.

2 Стоит отметить, что на сегодняшний день мы имеем две книги, которые посвящены музыканту. Первая — «Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма» — вышла в Ленинграде в 1963 году к столетию со дня рождения этого замечательного деятеля искусства. Она содержит воспоминания А. Зилоти о Ф. Листе, переписку В. Зилоти со многими композиторами (П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, С. С. Прокофьевым и др.), исполнителями как отечественными, так и зарубежными. Предваряет книгу содержательная статья «А. И. Зилоти — пианист, дирижер, музыкальный деятель» кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Института истории искусств Л. Н. Раабена, под чьей редакцией и вышла книга о А. Зилоти. Вторая книга Чарльза Барбера «Потерянный в звездах: забытая музыкальная жизнь Александра Зилоти» вышла за рубежом, в Америке, в 2002 году, и представляет собой описание творческого пути музыканта как русского, так и зарубежного периодов жизни.

3 В 2014 и 2015 годах были защищены две диссертации по музыковедению, посвященные различным аспектам деятельности А. И. Зилоти. Это диссертации: Мальцева Е. Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: автореф. дис. ... канд. искусств. Ростов-на-Дону, 2014. 26 с.; Изотова С. А. А. И. Зилоти и его роль в рецепции творчества И. С. Баха: автореф. дис. ... канд. искусств. Саратов, 2015. 26 с.

4 В 1919 году Зилоти с семьей эмигрирует в Финляндию, затем в Европу. С 1922 года постоянно живет в Америке.

5 Насыщенность музыкальной жизни столицы в то время раскрывалась в симфонических и камерных концертах Русского музыкального общества (РМО, впоследствии — Императорское русское музыкальное общество ИРМО), в «Русских симфонических вечерах» и «Русских квартетных вечерах», проводимых М. П. Беляевым, концертах графа А. Д. Шереметева, «Вечерах современной

музыки», с 1909 г. «Концертах С. Кусевицкого» и др. Подробнее, например, см.: Горобец С. В. Музыкально-просветительские организации Петербурга в начале ХХ века // КЛИО. Журнал для ученых. 2015. № 2 (98). С. 152-156.

6 Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 497. Оп. 10. Д. 993. Л. 2.

7 Оссовский А. В. Второй симфонический концерт А. И. Зилоти // Музыкально-критические статьи (1894-1912) / общ. ред., вступ. ст. Ю. А. Кремле-ва. Л.: Музыка, 1971. С. 114.

8 По материалам КР РИИИ. Репертуар и перечень дирижеров и композиторов в Концертах с 19031904 по 1917-1918 г. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 190. 5 л.

9 Анонс XIV сезона «Концертов А. Зилоти» 1916/ 1917 год. Музыкальная библиотека Филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Гандшин Я. Я.-Жак Са-муэль Хандшин (1886-1955) — российско-швейцарский органист, преподавал в Петербургской консерватории с 1909 по 1915 год. Был органистом лютеранской церкви святого Петра. С 1910 года жил в Швейцарии.

1.

2.

Литература

Горобец С. В. Комиссаржевская - Зилоти: творческие и дружеские связи // Музыкальная академия. 2014. № 3. С. 54-58. Горобец С. В. Музыкально-просветительские организации Петербурга в начале ХХ века // КЛИО. Журнал для ученых. 2015. № 2 (98). С. 152-156.

3. Дмитриевский В. Н., Катеринина Е. Р. Шаляпин в Петербурге-Петрограде. Л.: Лениздат, 1976. 264 с.

4. Зилоти А. И. Воспоминания и письма / сост. Л. М. Кутателадзе, под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Музгиз, 1963. 438 с.

5. Иванов М. М. История музыкального развития России: в 2-х т. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1912. Т. 2. 305 с.

6. Музыкальный труженик. Двухнедельный журнал. 1906. № 10.

7. ОР РНБ. Ф. 816 (Финдейзен Н.). Ед. хр. 1391. Л. 90. Программы концертов А. Зилоти за 10 сезонов в 1903-1913 гг. Также программы «Концертов А. Зилоти» с 1903 по 1918 г. хранятся в музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

8. Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912) / общ. ред., вступ. ст. Ю. А. Кремлев. Л.: Музыка, 1971. 370 с.

9. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Письмо А. И. Зилоти в редакцию РМГ. Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзен). Оп. 2. № 1393. С. 5.

10. ЦГИА СПб. Ф. 536. Прошение свободного художника Зилоти Господину С.- Петербургскому Губернскому Предводителю Дворянства его Светлости Князю Ивану Николаевичу Салтыкову.

11. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СПб.). Ф. 536. Оп. 14. Д. 26.

Приложение 1

КОНЦЕРТЫ А. ЗИЛОТИ.

ПРОГР Ш КОНЦЕРТОВЪ ЗА ДЕСЯТЬ СЕЗОНОВЪ.

(1903/1904—1912/1918).

Набросок А. И. Зилоти концертной программы. ОР РНБ. Ф. 816 (Финдейзен Н.). Ед. хр. 1391. Л. 27

58

Титульный лист программ концертов

А. Зилоти за десять сезонов

Приложение 2

Сводная таблица количества концертов, данных организацией «Концерты А. Зилоти»

в период с 1903 по 1918 г.

Концертные сезоны (н 4 0 9 (н 5 0 9 (н 6 0 9 (н 7 0 9 (н 8 0 9 (н 9 0 9 (н 0 91 (н 91 (н 2 91 (н 3 91 (н 4 91 .г1 5 91 (н 6 91 (н 7 91 (н 8 91

Концертные залы гл 0 с^ н о з е с ^ 0 н о з е с 2 0 н о з е с 3 Со 0 н о 3 е с 4 ¡-^ 0 н о з е с 5 00 0 н о з е с 6 с^ 0 с^ н о з е с 7 о н о з е с 8 н о з е с 9 н о з е с 0 СП н о з е с н о з е с 2 с^ н о з е с 3 чо н о 3 е с 4 н о з е с 5

Абонементные концерты

(залы Дворянского собрания, 5 6 6 7 8 7 7 7 8 8 8 8 8 8

Мариинского театра)

Внеабонементные

концерты

(Залы Дворянского — — 1 2 4 1 4 5 4 4 5 2 2 —

собрания,

Мариинского театра)

Камерные концерты

(Малый зал Петербургской — — — 2 — 3 4 5 7 3 5 5 4 1

консерватории)

Экстренные концерты 2 1 2 — — — — —

Общедоступные концерты (здание Биржи) 3 6 — 2 —

Духовные концерты 1 1

(Реформаторская церковь)

Народные бесплатные

концерты (Городская Дума, 14 8 —

Калашниковая биржа)

Органные концерты

(Малый зал Петербургской — 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

консерватории)

Общее количество данных концертов 5 6 7 11 12 11 17 19 21 18 24 29 28 14

1 Таблица составлена автором статьи, исходя из афиш и программ «Концертов А. Зилоти» и прошения А. Зилоти о зале Дворянского собрания на 1914-1915 гг. (ЦГИА СПб. Ф. 536. Оп. 35. Д. 153. Л. 7), сохранившихся в музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Материалы за 12-й сезон не сохранились. Можно предположить, что было проведено около 30 концертов, исходя из документов переписки и воспоминаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.