Научная статья на тему 'Александр Зилоти - ученик и последователь великого Ференца Листа'

Александр Зилоти - ученик и последователь великого Ференца Листа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1087
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / УРОКИ Ф. ЛИСТА / КОНЦЕРТЫ А. ЗИЛОТИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / MOSCOW CONSERVATORY / FERENC LISZT'S LESSONS / ALEKSANDR ZILOTI'S CONCERTS / MUSICAL ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

Рассматривается личность Александра Ильича Зилоти, которая уникальна по многогранности таланта и его применения. Продолжая дело учителей, он видел свою миссию в просвещении и образовании публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aleksandr Ziloti as a disciple and follower of the great Ferenc Liszt

The personality of Aleksandr Ilich Ziloti, which is unique in the many-sidedness of its talent and its application, is examined. Continuing the affair of his teachers, he saw his mission in instruction and education of public.

Текст научной работы на тему «Александр Зилоти - ученик и последователь великого Ференца Листа»

УДК 78.07:929 Зилоти

С. В. Горобец

Александр Зилоти - ученик и последователь великого Ференца Листа

Рассматривается личность Александра Ильича Зилоти, которая уникальна по многогранности таланта и его применения. Продолжая дело учителей, он видел свою миссию в просвещении и образовании публики.

Ключевые слова: Московская консерватория, уроки Ф. Листа, концерты А. Зилоти, музыкальное просветительство

Svetlana V. Gorobets Aleksandr Ziloti as a disciple and follower of the great Ferenc Liszt

The personality of Aleksandr Ilich Ziloti, which is unique in the many-sidedness of its talent and its application, is examined. Continuing the affair of his teachers, he saw his mission in instruction and education of public.

Keywords: Moscow Conservatory, Ferenc Liszt's lessons, Aleksandr Ziloti's concerts, musical enlightenment

Он отличный человек, с широкой артистической душой, узнаешь его ближе -полюбишь1.

А. К. Лядов

8 декабря 2015 г. исполнилось 70 лет со дня смерти Александра Ильича Зилоти - замечательного пианиста, дирижера, общественного деятеля, редактора и аранжировщика многих известных произведений И.-С. Баха и П. И. Чайковского. Его талант в конце XIX - начале ХХ в. сверкал на многих мировых сценах.

А. И. Зилоти с юношеских лет очень везло с педагогами. Первым его учителем и воспитателем в Московской консерватории был Николай Сергеевич Зверев, затем он занимался в классе Николая Григорьевича Рубинштейна, Петра Ильича Чайковского, Сергея Ивановича Танеева, Николая Альбертовича Губерта. Согласитесь, что не каждому посчастливилось учиться у таких педагогов! Более того, после окончания консерватории, с 1883 по 1886 г., Зилоти стажируется у Ф. Листа, к которому, как известно, съезжались многие пианисты, уже завершив свое музыкальное образование. Этот период творческой жизни стал достаточно важным для Зилоти, что доказывают его письма и воспоминания о великом Листе2. Уроки Листа стали квинтэссенцией музыкального развития Зилоти. Именно Лист заложил фундамент музыкального просветительства, на основе которого формировались основные художественные принципы Зилоти-музыкан-та. Лист верил в силу искусства, способного влиять на людей и бороться со злом.

Уроки Листа - тема отдельного большого исследования3. Его учение скореее художественное совершенствование уже в достаточной мере сложившихся творчески и обла-

давших большой виртуозностью пианистов. Творческую мастерскую Листа посещали Г. Бюлов, К. Таузига, К. Клиндворт, И. Бронсар, Д. Прукнер, А. Винтербергер, Э. Д'Альбер, Э. Зауэр, С. Ментер, А. Рейзенаур, М. Розен-таль и др. Среди учеников был и А. Зилоти. Всего по спискам, которые составил биограф Геллерих, через класс великого пианиста прошло 409 человек4.

К Александру Зилоти Лист относился с большой симпатией, не только потому, что он видел в нем выдающегося музыканта, но, возможно, и потому, что Зилоти внешне очень напоминал сына Листа Даниеля, который в конце 1850-х гг. скончался. Занятия с великим мастером вскоре переросли в дружбу. «Дорогой Золотиссимус» - так ласково обращался композитор к своему воспитаннику в письмах. А подписывался - «благодарный и преданный Ф. Лист»5.

Листа по праву считают одним из первых музыкантов-просветителей. Обладая большой художественной одаренностью, для популяризации произведений композиторов-классиков он делал переложения симфонических, оперных, камерных произведений; обогатил фортепианный репертуар транскрипциями, фантазиями, обработками и другими произведениями. В своем исполнительском творчестве Лист шел по пути наибольшего сопротивления, включая в программу выступлений серьезную музыку классиков, считая своим долгом донести до массовой аудитории лучшие музыкальные образцы искусства. Идеи просветительства были

и в педагогической деятельности великого музыканта6.

Отсюда впоследствии сильное увлечение Зилоти созданием и исполнением разного рода переложений, транскрипций, фантазий и парафраз. В редакторской деятельности он исходил из весьма распространенных в ту пору принципов свободного концертного редактирования, унаследованных в значительной степени именно от Листа. Зилоти продолжал и педагогические принципы своего наставника. Опираясь на воспоминания его ученика А. Б. Гольденвейзера, можно отметить, что на уроках Зилоти присутствовали если не все, то часть его учеников. Занятия проходили по системе «мастер-класса» в союзе с индивидуальным подходом к каждому ученику7.

Немаловажно, как известно, личное обаяние педагога, умение расположить к себе ученика. Внешность Александр Ильича притягивала: высокий, статный, красивое благородное лицо, открытый взгляд, приятен в общении, почти всегда в великолепном настроении, внимателен к ученикам. Такой внешний портрет можно составить по воспоминаниям его учеников8. Улавливается даже внешнее, портретное сходство Зилоти с Листом: похожие фигуры, рост, у обоих небольшая бородавка на подбородке, что отмечала жена Зилоти - Вера Павловна9, а сам Зилоти в своих воспоминаниях пишет, что «родинки на лице были и меня, и у Листа на одних и тех же местах»10.

Зилоти все время был увлечен мыслями о музыкальном просвещении, заложенными педагогикой Листа. Всю свою жизнь русский пианист был миссионером. Особенно это отчетливо можно проследить по его деятельности в петербургский период с 1900 по 1919 г.11 Благодаря энтузиазму, неиссякаемой энергии, практическому уму и превосходным организаторским способностям Александр Ильич в 1903 г. в столице создает свое предприятие -антрепризную организацию «Концерты А. Зилоти», которое пользовалось большой популярностью у слушателей. Были представлены программы симфонической, камерной, органной музыки, а также проводились общедоступные и народные бесплатные концерты с целью просвещения и образования публики12.

Произведения Листа на протяжении 15 сезонов «Концертов А. Зилоти» занимали особое место в симфонических и камерных концертах. Они исполнялись регулярно, что можно проследить по афишам13. Зилоти, страстный «листианец», музыку Листа исполнял с блеском как солист. Дань Учителю - про-

паганда его сочинений - было делом всей жизни Зилоти. Симфонией «Фауст» под управлением А. Архангельского был открыт первый абонементный концерт 18 октября 1903 г. в зале Дворянского собрания. В течение всего периода «Концертов А. Зилоти» с 1903 по 1919 г. прозвучали: симфонии «Фауст», «Данте», симфонические поэмы «Орфей», «Венгрия», «Мазепа», «Тассо. Жалоба и Триумф», «Мефисто-вальс», Венгерские рапсодии № 1, № 2 и № 5, «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (солист А. Зилоти), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (солист И. Гофман), Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (солист В. Сапельников), Рапсодия № 1, Рапсодия № 5 и многие другие произведения венгерского гения. А концерт 10 декабря 1911 г. под управлением Ф. Вейнгартнера был полностью посвящен сочинениям Листа.

Известно, что венгерский музыкант уделял большое значение вопросам художественной критики, развивая мысль о том, что артисты сами обязаны взяться за критическое перо, отстаивать свои убеждения и намерения и призывал приняться за такую деятельность каждого артиста, обладающего дарованием, умом, знаниям14. Зилоти, будучи человеком неравнодушным к вопросам воспитания юных пианистов, принимал активное участие в обсуждении учебных вопросов Московской консерватории, о чем не раз писал на страницах газет. Эти воззрения Александра Ильича являлись продолжением традиций его учителей - Н. Зверева, Н. Рубинштейна, Ф. Листа.

Эмигрировав из России в 1919 г., Зилоти продолжал знакомить публику с сочинениями своего учителя. На концертах в Британии и Америке постоянно звучали произведения Листа15. 15 ноября 1920 г. в Королевском Холле с Лондонским симфоническим оркестром Зилоти дважды исполнил «Пляску смерти». В музыкальных сводках газета «Таймс» отмечала, что пианист играл с невероятной живостью и наслаждением, которое он мог передать публике. Один из газетных обозревателей делился своими впечатлениями о «Пляске смерти»: «Это произведение было настолько быстро сыграно Зилоти, что публика была вынуждена попросить повторить его. Возможно, слушатели ожидали небольшого сольного лакомого кусочка, как, например, в Ноктюрне Шопена. Но наверняка, к разочарованию любезной публики, она получила большую партию оркестровки и невероятного фортепиано, что заставило зал выдать бурные аплодисменты, больше похожие на возмущение»16. А американская газета писа-

Александр Зилоти - ученик и последователь великого Ференца Листа

ла: «Он играет музыку Листа с таким глубоким смыслом, которым могут обладать только ученики музыканта»17.

К этому времени Александр Ильич уже определился со своей линией репертуара, чаще всего он исполнял сочинения Баха, Листа, Чайковского, Шопена. Верил, что исполняя музыку великих композиторов, он выражал их мысли. Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что Зилоти исполнял произведения Листа как будто они были написаны специально для него. Эти концерты повлекли за собой высокую оценку достижений Зилоти и значительный подъем его карьеры. «Зилоти остается неразрывно связан со своим наставником Листом. Там, где находится Зилоти, присутствует и Лист <...> Зилоти сейчас остается священником в храме Листа. Он знает те мысли и чувства, которые передает нам композитор языком музыки»18. Корреспондент Олин Даунс писал: «Зилоти - великий мастер прошедшей, более романтической эпохи в музыке. Лист говорил со своими слушателями в 1930 г. через время и музыку Зилоти»19.

7 ноября 1936 г. прошел прощальный концерт Зилоти. На этом концерте Зилоти почтил память своего учителя, ушедшего 50 лет назад, исполнив репертуар своего первого перед Листом концерта 1882 г.: «Пляску смерти», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, а с Ольгой Авьерино (сопрано) были исполнены четыре песни Листа. Но самый последний выход на сцену у Зилоти был 19 ноября 1937 г. В концертном зале Джульярда он играл потрясающую программу: «Пляску смерти» Листа, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского и «Странника» Шуберта в своей обработке. Все музыканты оркестра были заворожены, они знали, что Зилоти был учеником Листа и умел «общаться» со своим учителем через музыку.

Артист оркестра Джульярда - Евгений Вайнтрауб - вспоминал, что было в день концерта: «Репетиция началась в 10 часов утра, но назовите это как хотите, а репетицией это не было <...> Мы ждали его появления. Наконец великий бог прошлого столетия появился, одет в широкий расстегнутый плащ. Он сказал некоторым из нас, что он говорил с Листом, который дал ему напутствие относительно предстоящего концерта. Кто-то может подумать, что Зилоти не требовалось напутствий об исполнении пьесы, которую оно играл уже много лет, но, видимо, Листу нужно было еще раз „посовещаться" со своим учеником»20.

Лист настолько крепко вошел в сознание музыканта, что, по словам дочери Зилоти Ки-

риены, последний на склоне своих лет, будучи уже не в столь уравновешенном психическом состоянии, на обеденный стол всегда просил поставить столовые приборы и для Листа, чтобы обозначить его присутствие не только внутреннее, но и внешнее. Этим мы хотим подчеркнуть не тяжелое состояние здоровья пианиста в последние годы, а то, что Зилоти всю свою жизнь хотел зримо ощущать своего Учителя, слышать и видеть его.

Зилоти был верен своему учителю, продолжал его традиции и принципы фортепианной игры, делал все возможное для пропаганды сочинений венгерского художника. Зилоти стал талантливейшим «листианцем». Организованное им в 1885 г. в Лейпциге общество Ф. Листа, знаменитое ^¡Б21:^егет», объединяло всех многочисленных учеников и почитателей великого композитора. Цель общества - пропаганда творчества Листа и издание полного собрания его сочинений. Зилоти высоко ценил своего учителя (не менее чем и других), и в памяти современников он остался музыкантом, выполнившим его заветы: «Мне Лист завещал высоко держать знамя искусства, и я буду это делать всегда»21.

Примечания

1 Лядов А. К. Письмо А. Н. Скрябину от 13 мая 1911 г. // Письма А. Н. Скрябину в фондах Государственного мемориального музея А. Н. Скрябина / сост., коммент. О. М. Томпаковой. СПб.: Композитор СПб., 2010. С. 47.

2 Зилоти А. И. Мои воспоминания о Ф. Листе. СПб.: Тип. С. Л. Кинда, 1911. 55 с.; Его же. Лучший из смертных // Муз. жизнь. 2001. № 8/9. С. 27-30; Александр Ильич Зилоти: воспоминания и письма / сост. Л. М. Кутателадзе; под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Музгиз, 1963.

3 См.: Мальцева Е. Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Ростов. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 2014. Л. 43-53.

4 Будяковский А. Е. Ференц Лист: пианист, педагог. СПб.: Композитор СПб., 2012. С. 98.

5 Александр Ильич Зилоти. С. 74-78.

6 См.: Мельникова Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Моск. гос. откр. пед. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2005. 163 л.

7 Гольденвейзер А. Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинова: в 2 т. / сост., ред. З. Апетян. М., 1988. Т. 1. С. 414-434; Меркулов А. М. А. Б. Гольденвейзер и его фортепианные учителя: проблемы взаимодействия и преемственности // Наставник: Александр Гольденвейзер глазами современников.

М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив: Университет. кн., 2014. С. 398-418.

8 См.: Гольденвейзер А. Воспоминания. М., 2009. С. 190-194; Игумнов К. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1973. Вып. 3. С. 11.

9 Зилоти В. П. В доме Третьякова: мемуары / вступ. ст. М. Л. Гавлина. М.: Высш. шк., 1992. 256 с.

10 Александр Ильич Зилоти. С. 75.

11 См.: Горобец С. В. Петербургский период жизни и творчества А. Зилоти // Вестн. СПбГУКИ. 2014. № 4 (21), дек. С. 120-124; Ее же. Штрихи к портрету пианиста А. И. Зилоти // Там же. 2015. № 3 (24), сент. С. 136-139.

12 См.: Горобец С. В. Петербургский период жизни и творчества А. Зилоти. С. 120-124; Ее же. Обзор репертуара «Концертов А. Зилоти» // Актуал. проблемы высш. муз. образования. 2015. № 4. С. 53-58.

13 Концерты А. И. Зилоти: программы концертов: за 10 сезонов. 1903/1904-1912/1913. СПб.: Тип. С. Л. Кинда, 1913.

145 с. Афиши зилотиевских концертов из музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

14 Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3 т. / сост., текст., подгот., коммент. и вступ. ст. Л. А. Баренбойм. М.: Музыка, 1983. Т. 1. 214 с.

15 Американский период жизни и творчества А. И. Зилоти описан в монографии Чарльза Барбера «Затерянный среди звезд: забытая музыкальная жизнь Александра Зилоти» (Barber C. Lost in the stars: the forgotten musical life of Alexander Siloti. Lanham: Scarecrow Press, 2002. 429 p.). Отдельные разделы монографии переведены и опубликованы И. В. Куликовой.

16 Barber C. Op. cit. P. 189. Здесь и далее пер. авт. ст.

17 Ibid. P. 199.

18 Ibid. P. 203.

19 Ibid.

20 Ibid. P. 250.

21 Александр Ильич Зилоти. С. 420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.