Научная статья на тему 'Рок-культура как социально-культурный феномен'

Рок-культура как социально-культурный феномен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
755
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
РОК-КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / ДИНАМИКА / РОК-МУЗЫКА / ПРОТЕСТ / ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АКСИОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нурисламов Р. Р.

В статье рассмотрен такой социально-культурный феномен, как рок-культура. Представлен аналитический обзор концептуальных подходов к исследованию ценностных оснований рок-культуры и ее представителей как целостной субкультуры, обозначены основные направления философии рока, обоснован комплексный подход к изучению рок-культуры. Осуществлен сравнительный анализ развития русской и западной рок-культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рок-культура как социально-культурный феномен»

Рок-культура

как социально-культурный феномен

Нурисламов Р.Р.

В статье рассмотрен такой социально-культурный феномен, как рок-культура. Представлен аналитический обзор концептуальных подходов к исследованию ценностных оснований рок-культуры и ее представителей как целостной субкультуры, обозначены основные направления философии рока, обоснован комплексный подход к изучению рок-культуры. Осуществлен сравнительный анализ развития русской и западной рок-культур.

Ключевые слова: рок-культура, субкультура, динамика, рок-музыка, протест, фило-софско-культурологический анализ, аксиология ценностей

Аналитический обзор существующих исследований позволил сделать вывод, что специфика фило-софско-культурологического анализа рок-культуры на данный момент недостаточно изучена. Сама тема в научной области является относительно новой, и до 1990-х годов чаще всего была затронута только в рамках изучения молодёжной контркультуры и субкультуры, что недостаточно точно отражает её место в современной культуре.

Следует уточнить, что рок начинал своё развитие как элемент музыкальной контркультуры, это подтверждают протестные мотивы, заметно выраженные в самой музыке, в текстах, в атрибутике фанатов и т.д. Но со временем становится очевидно, что рок не противостоит классической культуре, а скорее всего входит в неё на правах альтернативной системы.

За последние 20 лет начали появляться работы, раскрывающие рок-культуру в контексте философского знания. В частности, в исследованиях А.Е. Савицкой [12] и Е.В. Касьяновой [5] раскрыта сравнительная аналитика разных направлений и философии рок-культуры с

учётом истории формирования, культурных ценностей, основных принципов возникновения стиля. Рок как жанр рассмотрен как явление, представлены группы тех или иных его отдельных направлений. Рок-культура в дискурсе социологии представлена как элемент молодежной культуры, филологи в своих работах формулируют понятие, касающееся текстовой компоненты рока, которая понимается как «поэзия рока». Таким образом, благодаря своей истории развития, рок-культура выросла в уникальный социокультурный феномен со своей неповторимой спецификой, отличной от специфики данного жанра в англоязычной или, скажем, в германоязычной среде.

Комплексный подход к изучению рок-культуры дает понять специфические факторы человеческого восприятия, касающегося художественного произведения. Самыми главными считаются принципы рационально-чувственного понимания механизма творения, от самого его начала до готового произведения, должен достигаться определённый уровень абстрактного представления, который способен обеспечить внутреннюю целостность при попытке интерпретировать причины возникновения тех или иных структурированных явлений в творческом способе понимания мира.

Если говорить о векторе роста оснований рока в перспективе, то можно сказать, что это движение и конкретная субкультура вступают в симбиоз друг с другом в образе некоего временного поля: речь идёт об изменениях в динамике, во времени под влиянием различных социальных и культурных факто-

ров, так и о глобальных изменениях. К последним можно отнести ту адаптацию, которую рок-культура претерпела при переходе с Запада на постсоветское пространство.

В некоторых группах общества движения рок-культуры связаны с протестным элементом. Это не является абсолютным правилом, если мы говорим об обществе и культуре как о едином целом. Многое зависит от определенной культуры, её особенностей, того, что вобрала в себя рок-культура, как объект выражения тех или иных настроений. В данном контексте, необходимо обратить внимание на молодежь как общественную группу, без которой невозможно развитие культуры и формирование цивилизованного общества.

Проблематика формирования ценностных оснований является сквозной линией в истории философии культуры, в ее западноевропейской и отечественной традиции, определившей аксиологию как научную область знания. В истории философской науки, одними из первых представителей античной философии, утверждавших аксиологические подходы, стали мыслители Сократ, Аристотель и Платон, которые сравнивали категории «добродетель» и «благо» с ценностью общественного бытия. Поэтому в средневековье, религиозные ценности стали основой теоцентристской философии.

В исследованиях Й. Хейзинги [15] доказывается, что возникновение всей культурологической деятельности из игры как естественного действия, свойственного человеку.

Весь мир пронизан ритмом и гармонией как «системообразую-

ц Гп::а 1

щим началом» [14]. Вследствие этого посредством игры можно оценить и музыку, которая фиксируется специфическим языком во многочисленных текстах произведений, что позволяет по-разному воспринимать фиксируемые и отражаемые идеи.

Рок-культура как явление существует вне пространства и времени, но неизбежно испытывает влияния современных ей политических и общественных событий, изменений и катаклизмов, которые и делают её частью массовой культуры. Субкультуры переживают взлеты и падения, и все это не остаётся без внимания. Сам факт того, что рок-культура эволюционирует и осуществляет свой вклад в общую культуру, очень важен для современной культуры.

Многогранность и эклектичность понятия рок-культуры отражены и в существующих определениях контркультуры. Такое определение продиктовано уровням эпатажа с демонстрацией всей сцены, её ключевая особенность на привлечения внимания зрителей, разрушение многих устоявшийся стереотипов через «яркие, системные элементы, року присущие, через его агрессию и движению»; как субкультуры, акцентированной на инакомыслии, независимости, самобытности и многих аспектах которые характерны для молодёжи; как бардового стиля, а не только музыки в рок среде.

Противоречия, лежащие между множеством оценок и суждений о культуре, рок-культуре, связано с довольно продолжительным периодом идеологизации философии. Рефлексия процессов развития рок - культуры и субкультур связана с

историческим периодом конца ХХ -начала XXI века, переходом от общества закрытого идеологического типа к современной либерально-демократической формации.

Также источником противоречия является недостаточная изученность субкультур. В культуре есть многочисленное количество субкультур, особенно если она массовая - была и остаётся важным фактором общественности и изучением научной деятельности ученых из множества разных отраслей науки. Из всего богатого списка субкультур выделяются те, в которых сосредоточено значительное количество современной молодёжи.

Показано, что молодые люди как представители социально-демографической группы, в силу возрастных характеристик, подвержены маргинальным моделям поведения. Согласно исследованиям В.А. Ядова [16], динамичность процессов перестройки сознания влияет на адаптивные механизмы личности, поэтому молодежь становится лидером социокультурных трансформаций. Соответственно типы мышления и культурных норм молодежи являются опережающими.

В человеческом сознании одновременно существует огромное количество ценностей, что позволяет говорить об аксиологической системе, поскольку, как правило, они не сосуществуют хаотично, а систематизированы в определенном порядке. Подобная иерархия ценностей выстраивается в системе по возрастающей важности. Существует уровень высших или абсолютных ценностей, с потерей которого существование культуры в

этой форме абсолютно теряет свое значение. Таких ценностей немного, и зачастую высшая ценность, как правило, одна.

Если сравнивать системы ценностей поколений, исследователи отмечают важнейшую смену поколений - изменение роли и важности личности, повышение ее активности, независимости, субъективности. Так, исследователи НИЦ в Институте молодежи выделяют категорию свободы как ценности самоутверждения и основы деятельности, условия плодотворной самореализации.

Ценностные основания социальных систем являются предметом внимания общества в целом, а также гуманитарных наук. Ценности являются регулятором поведения человека и высшей целью его деятельности. Данная принципиальная установка является основой аксиологического подхода.

Однако, несмотря на желание раскрыть самое важное в культуре, по мнению М.С. Кагана[6], все подходы к ней будут односторонними, так как культура представляет собой одновременно «творчество, деятельность, и набор ценностей, и система знаков, или культурных кодов, значения которых составляют внутреннее содержание культуры, и многое другое». Философ рассматривает культуру как динамично развивающуюся целостную систему, в которой ценности являются характеристикой отношения человека к объекту, которая зафиксирована в его сознании.

Предметы, дающие ему положительные эмоции, такие как удовольствие, радость, удовольствие и т.д., имеют ценность для человека. Поэтому он хочет и ищет их.

Сами по себе объекты не являются ценностями, ибо ценность становится формой и особым смыслом для человека, который выражается в отношении. Как следствие, объективация смысла трансформируется в ценность как особое духовное образование.

В нашем понимании, ценностным основанием рок-культуры как образа жизни является комплекс ценностей, символов, мифов, норм и ритуалов общественного про-тестного сознания. Как следствие, выявление динамики ценностных оснований рок-культуры возможно при учете ритуалов ее полифункциональной природы, изменения социокультурной ситуации, изучения принадлежности аудитории к определенной группе ценностей и образа жизни на основе музыкальных интересов протестных движений.

Нами выделены характерные особенности рок-культуры в контексте понимания молодежных субкультурных движений, обуславливающие: а) коммуникативность фанатов и любителей рока, позиционирующих интересы рок-культуры; б) институцианализацию форм общения в фанклубах и неформальных группах; в) протест-ность самовыражения в создании образа фанатов рок-культуры; г) компенсаторность эмоционального вакуума обыденности иллюзорными представлениями; д) гедонистическим наслаждением от артефактов рок-культуры.

Обратимся к становлению лексической основы музыкальной рок-культуры. Ее классическими представителями рок-культуры являются Beatles. Именно они основали базовые ценности рока в привыч-

F1

Ц Fn::¿ 1

ном ее понимании. Простейшим вариантом синтеза с классикой является прямое из нее заимствование. Этим отличалась группа Deep Purple, вставлявшая в свои чисто роковые номера, обработанные для гитары и электрооргана фрагменты классических произведений. Emerson, Lake & Palmer неоднократно исполняли классические произведения целиком. Так, например, ими был записан целый альбом «Pictures at an Exhibition» («Картинки с выставки»), базирующийся на одноименном произведении М. Мусоргского. В настоящее время заимствования из классики -обычное явление в произведениях Speed - и Power-металлических групп.

Одним из первых экспериментов музыкальной рок-культуры стала песня «April» (1969) группы Deep Purple, в которой был включен двенадцатиминутной композиции фрагмент, исполняемый на классических инструментах. Эксперимент получился удачным, и, вдохновленные им, Deep Purple записали «Concerto for Group and Orchestra» - первый пример использования рок-группой оркестра, не в качестве фона для собственной песни, а как полноценную часть произведения. Чуть позже этот эксперимент повторила группа Pink Floyd в своей композиции «Atom Heart Mother». Исполнители были удостоены чести выступать с этой композицией на фестивале классической музыки в Монтрее. Особое место в работах такого плана занимают сольные проекты Джона Лорда. «Gemini Suite», «Windows» и «Sarabande» представили отличный от «Concerto...» способ преподнесения музыкального материала.

Здесь рок и классика не просто смешаны, а еще и сближены. Если «Concerto...» все-таки был классическим произведением с использованием рок-арсенала, то отнести к той или другой категории сольные работы Лорда не представляется возможным.

Бытует мнение, что принадлежность к классическому року следует определять не по стилистике рок-группы, а по периоду ее возникновения. В соответствии с этим мнением, к классическом уроку могут быть отнесены лишь те, кто начал свой творческий путь на заре появления этого музыкального стиля, то есть, в 1960-1970-е. Однако согласно данному подходу, никто из рок-исполнителей нашего времени не может иметь отношения к классическому року даже несмотря на то, что может играть чистейший классический рок. Данная система также приводит к тому, что в разряд классических рокеров автоматически попадают те многие старые исполнители и коллективы, которые имеют вполне четкую принадлежность к другому направлению рок-музыки. Думается, что все это делает выделение термина «классический рок» почти бессмысленным и ненужным.

С 1957 года пошло снижение интереса американских масс-слушателей к рок-н-роллу. Одно из важнейших качеств яркой культуры текста и самовыражения, громкий звук - все это дает року возможность предлагать музыку (внушение). Рок-концерты удивляют публику своим опытом. Интернационализм и рок-демократия сделали его своеобразным эсперанто для молодежи.

Но уже в 1970-80 е годы возникает кризис в рок-культуре. Ком-

мерция стала поглощать рок-культуру, и как следствие, стал происходить разрыв шаблонов с духовного мира рок и культуры бунтарства.

С 1990-х годов рок-культура пошла по такому развитию, что опровергла все теории скептиков о том, что рок-культура уже на закате своего величия. С началом перестройки на рубеже 1986-1987 годов на поверхности общественной жизни появилось движение «рок». Концерты легализованы справедливым образом, создаются рок -клубы, а в последние годы в подполье формируются новые авторы. С начала 1990-х годов в отечественной рок-музыке возникает затяжной кризис.

С каждым годом все больше информации о рок-культуре в целом, зарубежной и русской рок-музыке появляется в русскоязычном интернете. Основные рок-клубы страны имеют свои собственные площадки. Растет популярность музыкальных клубов в сети Интернет, особенно интересна доступность зарубежных сайтов на русском языке в сети Интернет.

Сравнительный анализ развития русской и западной рок-культур выявил своеобразие и самобытность каждой из них. В частности, для западной рок-культуры характерна неоднородность, отсутствие языковых концептов и корней национальной культуры в американском менталитете, ритмичность музыки.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что рок-культура представляет собой уникальный социально-культурный феномен, возникающий в условиях определенного контекста и динамично меняющий-

ся в зависимости от различных историко-культурных трансформаций. Изменениям подвергаются идеи, мысли, сознание, контент многочисленных представителей рок-культуры, формирующих поливекторную субкультуру с собственным видением, восприятием и интерпретацией мира, что оказывает существенное воздействие на бытие культуры, в том числе художественной.

Литература

1. Алексина Т.А. Время в культуре мира // Вестник РУДН. М., 2002. -С.39-53.

2. Бабушкина Д.А., Крылова Н.А. Тема старости в русском роке: 7080 гг. или «блуждая по территории текста» //Серия «Symposium», Философия старости: геронтософия. Выпуск 24: Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.- C.25-29.

3. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990. -224 с.

4. Запесоцкий А.С., Бурлака А.П. В ритме эпохи. Очерки истории музыки «рок». СПб: Санкт-петербургский университет профсоюзов, 1994.- 85 с.

5. Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: дис... канд.филос.наук. СПб., 2003. - 162 с.

6.Каган М.С. Философская теория ценности С.-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманитар. наук. - СПб. : Петрополис, 1997. - 204 с

7. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура //Вопр. философии. 1990. № 8. С. 39 - 61.

8. Козлов А.С. Рок: истоки и развитие. М., 1998.- 192 с.

9. Конен В.Д. Музыка Французской революции. Этюды музыки запада. М., 1975 482 с.

10. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: Фаир-пресс, 2004. - 608 с.

11. Петров Д.В. Молодежные субкультуры: Автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. - Саратов, 1996. - 21 с.

12. Савицкая Е.А. Прогрессив-рок: Герои и судьбы. М., 2015.-150с.

13. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. К.: Лыбидь, 1990. - 184 с.

14. Суминова Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии. М.: Академический проект, 2005. 448 с.: ил.

15.Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.- 416 с.

16.Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Мир России. 1995. № 3-4. С. 158 - 181.

Rock culture as a socio-cultural phenomenon

Nurislamov R.R.

Moscow State Institute of Culture The article deals with such social and cultural phenomenon as rock culture. Analytical review of conceptual approaches of the study of the value "basis" of rock culture and its representatives as a whole subculture is presented, the main features of rock philosophy are outlined, and a complex approach of the study of rock culture is substantiated. The comparative analysis of the development of Russian and Western rock-cultures is carried out. Keywords: rock culture, subculture, dynamics, rock music, protest, philosophical and cultural analysis, axiology of values

References

1. Aleksina T.A. Time in the culture of the world

// Bulletin of RUDN University. M., 2002.-S. 39-53.

2. Babushkina D.A., Krylova N.A. Theme of old

age in Russian rock: 70-80 years. or "wandering around the territory of the text" // Series "Symposium", Philosophy of old age: gerontosophy. Issue 24: Proceedings of the conference St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2002.- C.25-29.

3. Zapesotsky A., Fayn A. This obscure youth:

Problems of informal youth associations. M .: Profizdat, 1990 .-- 224 p.

4. Zapesotsky A.S., Burlaka A.P. In the rhythm

of the era. Essays on the history of rock music. St. Petersburg: St. Petersburg University of Trade Unions, 1994.- 85 p.

5. Kasyanova E.V. Rock culture in the context

of modern culture: dis ... cand.philos.science. SPb., 2003 .-- 162 p.

6.Kagan M.S. Philosophical Theory of Value St. Petersburg. state University, Acad. humanitarian. sciences. - SPb. : Petropolis, 1997 .-- 204 s

7. Knabe G. The phenomenon of rock and counterculture // Vopr. philosophy. 1990. No. 8. P. 39 - 61.

8. Kozlov A.S. Rock: origins and development.

M., 1998.- 192 p.

9. Konen V.D. Music of the French Revolution.

Etudes of Western music. M., 1975 482 p.

10. Levikova S.I. Youth subculture. M .: Fairpress, 2004 .-- 608 p.

11. Petrov D.V. Youth subcultures: Abstract. dis. ... cand. sociol. sciences. - Saratov, 1996 .-- 21 p.

12. Savitskaya EA Progressive Rock: Heroes and Fates. M., 2015 .-- 150 s.

13. Sukhantseva V.K. The category of time in musical culture. K .: Lybid, 1990 .-- 184 p.

14. Suminova T.N. Noosphere: the search for harmony. M .: Academic project, 2005.448 s.: Ill.

15.Hoizinga Johan. Homo ludens. The man is playing. St. Petersburg: Ivan Limbach Publishing House, 2011 .-- 416 p.

16.Yadov V.A. Social and socio-psychological mechanisms of the formation of social identity of a person // World of Russia. 1995. No. 3-4. S. 158 - 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.