Научная статья на тему 'Ценности рок-культуры запада'

Ценности рок-культуры запада Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / АНДЕГРАУНД / РОК / ПРОТЕСТ / РОК-КУЛЬТУРА / РОК-ДВИЖЕНИЕ / РОК-МУЗЫКА / РОК-ПОЭЗИЯ / МОЛОДЁЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / РУССКИЙ РОК / ЭСТЕТИКА РОК-МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурисламов Р. Р.

В статье рассмотрены ценности рок-культуры запада. В настоящее время рок-культура распространилась по всей планете, приобретя интернациональный характер. Рок-движение, вне зависимости от географических рамок, переживает апогей развития накануне значимых социально-политических изменений в государстве (на Западе 1968 год, Австрия 70-е годы, во время модернизации государственного устройства, в России накануне перестройки). Рок-культура в такие периоды становится носителем социокультурных ценностей и идеалов эпохи и поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности рок-культуры запада»

Ценности рок-культуры запада

Нурисламов Р.Р.

В статье рассмотрены ценности рок-культуры запада. В настоящее время рок-культура распространилась по всей планете, приобретя интернациональный характер. Рок-движение, вне зависимости от географических рамок, переживает апогей развития накануне значимых социально-политических изменений в государстве (на Западе - 1968 год, Австрия - 70-е годы, во время модернизации государственного устройства, в России - накануне перестройки). Рок-культура в такие периоды становится носителем социокультурных ценностей и идеалов эпохи и поколений. Ключевые слова: трансформация ценностей, культура, массовая культура, молодёжная культура, субкультура, контркультура, андеграунд, рок, протест, рок-культура, рок-движение, рок-музыка, рок-поэзия, молодёжные движения, русский рок, эстетика рок-музыки.

Массовое молодёжное контркультурное явление, получившее название «рок-культура», в советской России возникло в конце 50-х годов XX века после проведения Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957г.) и сыграло основополагающую роль в формировании мировоззрения и духовных ориентиров творческой молодёжи. В США и Великобритании к этому времени рок-движение как составляющая часть «всемирного восстания»^], предпосылками которого были общественно-исторические и социально-политические события (военные действия США во Вьетнаме, изобретение и применение атомного оружия, расовая политика, эмансипация), уже имело вполне сформировавшиеся каноны и традиции (Элвис Пресли, The Beatles, The Rolling Stones). Рок возник как попытка создания нового мировоззрения и мировосприятия, основанного на протесте милитаризму и технократии.

Во второй половине XX молодёжный бунт в Европе и США достигает высшей точки накала вследствие духовного и нравственного кризиса общественного самосознания, именно в это время рок-культура переживает период расцвета и утверждения. «Музыка и идеи политического и индивидуального освобождения и самовыражения были тесно связаны», -подчёркивал С. Митчелл [17, с.7-

18]. Песни протеста звучали на антивоенных митингах, нередко сопровождаясь открытой пропагандой употребления наркотиков как способа наиболее полного познания реальности. Напряжённая социально-политическая обстановка, расовая ненависть, страх перед атомной войной, военные действия США во Вьетнаме спровоцировали массовые беспорядки, что привело к противостоянию власти и молодого поколения. В погоне за стабильностью и успехом нравственные идеалы равенства и братства утратили ценностный приоритет, уступив пальму первенства стремлению к материальному изобилию и психологическому комфорту, что привело к обесцениванию человеческой личности, игнорированию её духовных потребностей, поскольку ценностные характеристики потребительского общества не включали в себя идеалы нравственного совершенствования.

Рок-культура в США позиционировалась как явление, манифестирующее отрицание примитивных ценностей массовой культуры, утверждающее идеи гендерного переустройства и сексуальной революции, пропагандирующее изучение древневосточных духовных практик на основе психоделического мироощущения.

Внешняя политика США стала главным условием доминирования пацифистских настроений в молодёжной среде при практически тотальной её аполитичности, а рок-андеграунд был выразителем антивоенных настроений. Пацифизм выступает в качестве главного ценностного ориентира в творчестве The Doors («The End», «Unknown Soldier»), «The Jimmy

Hendrix Experience» («Purple Haze»), которые стали антивоенными гимнами.

Сексуальная революция с принципом сексуальной свободы выбора основывалась на отрицании консервативных канонов, регламентирующих отношения полов в буржуазном обществе, и заключалась в переосмыслении и преобразовании сексуальных ориентаций и поведенческих моделей.

Задача гендерного преобразования общества состояла в достижении равноправного положения вне зависимости от половой принадлежности. В контексте рок-культуры определялась одинаковая социальная значимость и мужских, и женских интересов. Женская эмансипация утвердилась как антипод пуританской идеологии протестантов, в которой женщина позиционировалась только как мать, жена и хозяйка.

Особенно значимым в социокультурном отношении стал кризис семейных ценностей как результат сексуальной революции и женской эмансипации в противовес традиционным ценностям буржуазного общества (семья, моногамия, постоянное сексуальное партнёрство)[7, с. 161].

Изменение сознания - одна из доминантных ценностей рок-культуры США второй половины XX века. Осознание бесперспективности протеста в политической, экономической и идеологической сферах повлекло за собой переключение внимания мыслящей молодёжи к стремлению изменить мир при помощи внутренней трансформации сознания личности. Психоделическая революция породила «религию ЛСД», массовое изменение молодёжного сознания вслед-

ствие употребления галлюциногенных наркотиков для достижения полной свободы личности.

Квинтэссенция социокультурных процессов того времени выразилась в музыке фолк-рока, композиции Боба Дилана об угрозе ядерного конфликта, о расовом угнетении стали гимнами эпохи, которые звучали на студенческих митингах, массовых демонстрациях с требованием мира в Юго-Восточной Азии, маршах свободы в защиту прав меньшинств. В 1963г. в составе альбома «Freewheelin Bob Dylan» выходит гимн политического протеста «Blowin In The Wind» («Витающее в воздухе»), основное содержание которой сводится к поиску ответа на вопрос: «Как долго ещё это будет продолжаться?» и призывает не оставаться в стороне. Появление вопроса связано с мировыми социально-политическими событиями, (возведение Берлинской стены, вооружённое столкновение в заливе Кочинос, убийство Медгара Эверса, арест Мартина Лютера Кинга, возобновление испытаний ядерного оружия США, война во Вьетнаме, расовое неравноправие (арест чернокожих молодых людей, вошедших в кафе для белых, лозунг Уоллеса: «Расовая сегрегация - навсегда!»)).

В композиции «Masters Of War» («Мэтры войны», «Freewheelin Bob Dylan»,1963) даётся развёрнутая критика правительства в связи с развитием военного конфликта на Юго-востоке и одновременным наращиванием вооружения. Дилан утверждает, что в войне «всех против всех» победа невозможна, правительства, воюющие друг против друга, играют миром и народами.

История Америки с позиций вооружённых конфликтов раскрыва-

ется перед слушателем в альбоме The Times Are A-Changin' («Времена меняются», 1964), который показывает современную реальность как тёмное, смутное время, в которое только Бог может остановить нарастающую агрессию и предотвратить новую войну, способную уничтожить человечество. Главные темы - социальные потрясения, нищета, расизм, социальное неравенство. В альбоме творчески переосмысливаются нравственные категории независимости и свободы выбора («Ballad of Hollis Brown»), поднимаются проблемы бесправного положения афроаме-риканского населения («North Country Blues», «The Lonesome Death of Hattie Carroll»), а композиция «Only a Pawn in Their Game» посвящена убийству лидера движения за гражданские права чернокожих Медгара Эверса.

В текстах альбома The Times Are A-Changin' Дилан объявляет современное общество соучастником преступлений на расовой почве, утверждая, что убийства и разбои - плод господствующей идеологии превосходства белой расы.

В середине 1960гг. Дилан отходит от традиций фолк-рока, политический протест уступает место самосозерцанию и самоуглублению, осмыслению собственного внутреннего мира и настроения, чему способствовало недолгое увлечение музыканта психоделическими препаратами. Композиция «Mr. Tambourine Man» (1965) передаёт стремление автора зафиксировать момент ощущения (ощущение усталости после бессонной карнавальной ночи в Новом Орлеане, стирающее границы между иллюзией и реальностью).

Fl

Ц rn::¿ Д

Родиной рок-музыки, местом её стилистического и смыслового становления является Великобритания, где во второй половине XX века вследствие негативной социально-политической обстановки произошёл всплеск протестного движения рабочей молодёжи.[4, с.30] Распад Британской колониальной системы после Второй мировой войны, вступление Великобритании в НАТО, экономическая нестабильность, безработица, снижение жизненного уровня трудящегося населения - всё это способствовало подъёму забастовочного движения нонконформистского протеста. Биг-бит как музыкальное направление, ставшее прародителем рок-музыки, сформировался не в профессиональной музыкальной среде, а в эпицентре бунтующей молодёжи. Весь состав The Beatles - выходцы из бедных кварталов Ливерпуля, соответственно, британская молодёжь считала их представителями рабочего класса. Массовое признание сингла The Beatles «I Want to Hold Your Hand» (1963) положило начало «британскому вторжению» («British Invasion») в мировое культурное пространство. Социокультурные и ценностные ориентиры молодого поколения определялись с позиций принадлежности к рабочему классу и во многом были ориентированы на американскую рок-культуру как образец нового в противовес консервативному английскому.

Бит-рок завоевал для британской музыки мировую известность. Наряду с The Beatles широкую популярность набирают группы The Rolling Stones, The Kinks. Творческие лидеры и идейные вдохновители The Kinks братья Рей Дэвис и

Дейв Дэвис не имели высшего образования, поскольку происходили из многодетной бедной семьи, проживавшей в пригороде Лондона. Социальное происхождение определило творческую позицию музыкантов, направленную на актуализацию рабочей культуры в среде отечественной аудитории.

Новаторство The Kinks заключалось в творческом переосмыслении ценностей современного английского общества, что, по мнению социолога Ника Бэкстера-Мура «представляло собой уникальный вклад в развитие популярной культуры Великобритании, поскольку другие британские группы подражали своим коллегам из США». [15, с.145-146]

Творчество музыкантов призывало к сохранению культуры рабочего класса, подчёркивая классовое неравноправие и социальную нестабильность. Тематической основой многих произведений были сюжеты из повседневного быта трудящегося населения. Композиция «Where Have All The Good Times Gone» (1965) посвящена размышлениям об идентификационной трансформации рабочей молодёжи 60-х и их родителей, представителей довоенного поколения. В песне с сожалением говорится, что ценности старой Англии остаются в прошлом, по мнению авторов, «лучшем времени»: «Ma and Pa look back at all the things they used to do / Didn't have no money and they always told the truth / [...] / Won't you tell me / Where have all the good times gone?» («Мать и отец вспоминают прошлое, всё то, к чему они привыкли / Не было такого, чтобы не было денег, а они всегда говорили правду / [...] / Ска-

жите мне, / Куда ушли эти благословенные времена?»).

Проблема сохранения британских традиций и базовых национальных ценностей, языка, архитектуры в сочетании с новым, прогрессивным опытом в культурном пространстве Англии - значимые категории творчества The Kinks.

Безработица и нищета современности, убогое существование населения городских бедных кварталов - подобным образом Великобритания раскрывается перед слушателем в композиции «Dead End Street» (1965). Дэвис старался привлечь внимание прогрессивной общественности к низкому социальному обеспечению промышленных регионов страны, к жилищным проблемам трудящегося класса на фоне викторианской индустриальной культуры и традиций, которые, по его мнению, во многом устарели к 60-м годам. Актуализации проблемы способствовала волна недовольства политикой городской застройки и планирования, результатом которой был снос старых зданий викторианской эпохи.

Ценность воспоминаний - ключевая для творчества группы, поскольку нравственная основа современности базируется на опыте прошлых эпох («Do Your Remember Walter?»). Воспоминания о собственном детстве, позиционирование семьи как главной социальной и духовно-нравственной ценности -лейтмотив композиций «Picture Book» и «People Take Pictures of Each Other», при исполнении которых Дэвис призывал аудиторию не забывать об истории собственных семей для сохранения настоящего. Прошлое осмысливалось как нечто ушедшее навсегда, что уже не вер-

нуть, но без сохранения традиций минувших эпох невозможно будущее.

Британская рок-культура стала катализатором общественных процессов в стране, которые спровоцировала социально-экономическая политика Маргарет Тэтчер. Рубеж 60-70 гг. XX столетия ознаменовался зарождением английского панк-рока, объединившего агрессивно настроенную часть молодёжи. Лозунг британских панков «Blank Generation» (с англ. -«пустое поколение») кратко и лаконично передавал нравственное состояние молодого поколения того времени: отрицание идеалов, нигилизм, отсутствие сформированных ценностных установок.

Эпатажная манера исполнения культовой группы Sex Pistols в полной мере реализовала эстетическую позицию индивидуализма панк-рока, абстрагированность его от социальных и политических проблем. Sex Pistols - революционный вызов консервативной британской культуре и обществу, эстетическим выражением которого стала внешняя атрибутика - яркий макияж, причёски, символика, провокационные жесты, демонстративное поведение. Панк-движение позиционировало себя как анархическое, лозунг «No Future», звучавший в рефрене композиции «God Save the Queen» группы Sex Pistols стал девизом мирового панк-рока.

Группа The Clash, лидер британского панка, актуализировала проблемы современной Англии, открыто критикуя действующее правительство (альбом «The Clash»). В текстах композиций переосмысливались проблемы безработицы («Career Opportunities»),

монотонного труда («48-Hours»), насилия, классового расслоения и социальной нестабильности

(«1977», «Remote Control», «Hate and War»). Основное отличие группы состояло в том, что её репертуар актуализировал проблемы не только рабочей молодёжи, но и мигрантов, политических активистов, маргиналов, творчество Sex Pistols, например, было направлено на репрезентацию ценностей рабочей молодёжи, её идеологии и социальных противоречий.

Высокая политизированность, военная национальная тематика, угнетение и расовая дискриминация (геноцид аборигенов в Австралии, диктатура Пол Пота в Камбодже, столкновения в Северной Ирландии) воплотились в содержании альбома «ЛЕт Enough Rope» (1978), смысловым стержнем которого стала тема растущего авторитаризма.

Группа The Clash придала панк-движению социально-политическую направленность, призывала аудиторию к активному участию в общественной жизни, акцентировала внимание на проблемах мировой нестабильности в свете революционных волнений и освободительного движения.

Одним из главных достижений западной рок-культуры считается появление хард-рока (Hard rock -дословно: жестокий или тяжёлый рок). Хард-рок зародился в конце 60-х годов прошлого столетия (Джим Хендрикс), полностью сформировался в середине 70-х годов. Первыми знаковыми хард-коллективами были Cream, Experience, и The Who (Британия); Iron Butterfly, MC5, Blue Cheer (США).

Окончательное формирование хард-рока происходит в период расцвета творчества Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin (тяжёлый блюз-рок).

На основе традиций хард-рока в середине 70-х годов возникает новое направление в рок-музыке -хэви-металл (англ. heavy metal). Отличительная черта данного направления в Великобритании состоит в том, что наиболее заметные металл-группы сформировались в крупных промышленных регионах и городах страны (Judas Priest - Бирмингем, Iron Maiden -Лондон, Def Leppard - Шеффилд, Raven - Ньюкасл). Становление хэви-металл хронологически совпало с усилением политических позиции Маргарет Тэтчер, застоем в экономике страны, нарастанием безработицы в промышленных регионах. Значимая социокультурная основа направления - рабочее происхождение и

Русский рок - уникальное явление в мировой рок-культуре, поскольку, являясь одновременно и андеграундом, и массовой культурой, усвоил лучшие традиции западного рока, адаптировав их к русской ментальности в контексте советского мировоззрения под влиянием политики цензурных ограничений. Главной отличительной чертой русского рока является доминирующее значение содержательно-смыслового компонента, без которого невозможно формирование социальной самоидентификации личности.

В традиции европейского рока значение вербального воздействия на слушателя изначально тоже имело большое значение, большую часть «золотого фонда» мировой

рок-музыки составляют западные композиции (Джон Леннон, Мик Джаггер, Джим Моррисон). Снижение роли смысловой нагрузки текста произошло вследствие коммерциализации, вовлечения рок-культуры в сферу социально-экономических отношений, результатом чего первостепенное значение приобрело не содержание текста, а способ его выражения, показа.

Литература

1. Арнольдов А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии //Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. С. 5-25.

2. Кнабе Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры

3. Бокарев В. В. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008. - 28с.

4. Борисова Е. Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ: автореф.дис. канд. соц. наук. - СПб., 2005. - 30 с.

5. Давлетшина Д. М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Казань, 1998. - 24 с.

6. Китов Ю.В., Гертнер С.Л. Элита и интересы: монография. М., 2004. 166 с.

7. Корж Н.В. Трудовые ценности современной студенческой молодежи: дис. канд.социол.наук. Пенза, 2011. 161 с.

8. Лебедев А.А. Ценностные основания человеческой деятельно-

сти: философский анализ: дис.. канд.филос.наук. М., 2006. 147 с.

9. Наташа Ройтберг. Рок-поэтика // Н. Ройтберг, 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litres.ru/natasha-roytberg/rok-poetika/ch itat-onlayn/ / Дата последнего обращения -17.09.2019

10. Мякотин Е. В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического анализа: автореф. дис. ... канд. ис-кусст. - Саратов, 2006. - 24 с.

11. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический проект, 2006. 480 с.: илл.

12. Хайдеггер М. Бытие и время /Пер. с нем. М.: Ad Marginem, 1997. 451 c.

13. Чечева А. В. Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры: автореф.дис. ... канд. культурологии. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.

14. Шостак Г.В. Многообразие тематики рок-жанра //Личность-слово-социум: междунар.науч.-практич.конф., 2008. URL: http://www.pws-

conf.ru/nauchnaya/lss-2008/263-esteticheskoe-obrazovanie/6673-mnogoobrazie-tematiki-rok.html (дата обращения: 05.10.2019.)

15. Baxter-Moore N. «This Is Where I Belong» - Identity, Social Class, and the Nostalgic Englishness of Ray Davies and the Kinks // Popular Music and Society. 2006. Vol. 29. No.2. P. 145-146.

16. Hinman D. The Kinks: All Day and All of the Night. Day by Day Concerts, Recordings, and Broadcasts, 1961-1996. San Francisco, 2004. P. 75

17. Mitchell, S.P. You Say You Want a Revolution?: Popular Music

and Revolt in France, the United States and Britain During the Late 1960s // Actual History. - 2005 - №8 - p.7-18

Values of Western rock culture Nurislamov R.R.

Moscow State Institute of Culture The article considers the values of rock culture of the west. Nowadays, rock culture has spread all over the planet, having acquired an international character. The rock movement, regardless of the geographical scope, is at its apogee on the eve of significant socio-political changes in the state (in the West - 1968, Austria - 70s, during the modernization of the state system, in Russia - on the eve of perestroika). Rock culture in such periods becomes a carrier of socio-cultural values and ideals of the era and generations. Keywords: transformation of values, culture, mass culture, youth culture, subculture, counterculture, underground, rock, protest, rock culture, rock movement, rock music, rock poetry, youth movements, Russian rock, rock music aesthetics.

References

1. Arnoldov A. I. Theory of culture: historicism

and questions of methodology // Culture, man and the picture of the world. M .: Nauka, 1987.S. 5-25.

2. Knabe G. S. Rock music and rock medium

as forms of counterculture

3. Bokarev VV Social views, socio-political and

creative activities of J. Lennon during the "youth revolution" in the West: author. dis. ... cand. East. sciences. - M., 2008 .-- 28 p.

4. Borisova Ye. B. Music as a factor in the formation of youth subcultures: a sociological analysis: author. Cand. social sciences. - SPb., 2005 .-- 30 s.

5. Davletshina D. M. Musical culture as a factor

in the formation of spiritual values of students in modern conditions: author. dis. ... cand. social sciences. - Kazan, 1998 .-24 p.

6. Kitov Yu.V., Gertner S.L. Elite and interests:

monograph. M., 2004.166 s.

7. Korzh N.V. Labor values of modern student

youth: dis ... Cand. Sociol. Penza, 2011.161 s.

8. Lebedev A.A. Value foundations of human

activity: philosophical analysis: dis .... Candidate of Philosophy M., 2006.147 s.

9. Natasha Roytberg. Rock poetics // N. Roitberg, 2019 [Electronic resource] Access mode: https://www.litres.ru/natasha-roytberg/rok-poetika/chitat-onlayn/ / Last accessed date - 09/17/2019

10. Myakotin E.V. Rock music. The experience of structural and anthropological analysis: abstract. dis. ... cand. art history. - Saratov, 2006 .-- 24 p.

11. Suminova T.N. Information resources of art culture (artosphere). M.: Academic project, 2006. 480 p .: ill.

12. Heidegger M. Being and Time / Transl. with him. M .: Ad Marginem, 1997.451 c.

13. Checheva A. V. Punk movement as a phenomenon of the modern informal youth subculture: author. ... cand. culturology. -Ulan-Ude, 2011 .-- 24 p.

14. Shostak G.V. The diversity of the themes of the rock genre // Personality-word-society: international scientific-practical conference, 2008. URL: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/263-esteticheskoe-obrazovanie /6673-mnogoobrazie-tematiki-rok.html (Accessed: 10/05/2019.)

15.Baxter-Moore N. "This Is Where I Belong" -Identity, Social Class, and the Nostalgic Englishness of Ray Davies and the Kinks // Popular Music and Society. 2006. Vol. 29. No.2. P. 145-146.

16. Hinman D. The Kinks: All Day and All of the Night. Day by Day Concerts, Recordings, and Broadcasts, 1961-1996. San Francisco, 2004. P. 75

17. Mitchell, S.P. You Say You Want a Revolution ?: Popular Music and Revolt in France, the United States and Britain During the Late 1960s // Actual History. -2005 - No. 8 - p. 7-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.