ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОК-КУЛЬТУРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10212
Рустам Радикович НУРИСЛАМОВ,
аспирант кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: greenlife5@mail.ru
В статье представлен философско-культурологический анализ рок-культуры как социокультурного феномена современности. Раскрыты ценностные основания в дихотомии философских категорий мира и мироздания, культуры и индивида, время и вечности. На примере становления рок-музыки раскрыты этапы становления рок-культуры в отечественной культуре, выявлены аксиологические основания отечественной рок-культуры на основе языкового менталитета, фольклора и языческих традиций.
Ключевые слова: рок-культура, контркультура, субкультура, рок-музыка, протест, поэзия рока, философско-культурологический анализ, аксиология ценностей.
PHILOSOPHICAL AND CULTURAL ANALYSIS OF ROCK CULTURE AS A MODERN PHENOMENON
Rustam R. Nurislavov, graduate student of the Department of Culturology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: greenlife5@mail.ru
The article presents a philosophical and cultural analysis of rock culture as a social and cultural phenomenon of our time. Values are revealed in the dichotomy of the philosophical categories of the world and the universe, culture and the individual, time and eternity. On an example of rock music, the stages of rock culture formation in domestic culture are exposed, the axiological bases of domestic rock culture based on language mentality, folklore and pagan traditions are revealed.
Keywords: rock-culture, counterculture, subculture, rock music, protest, rock poetry, philosophical and cultural analysis, axiology of values.
Философско-культурологический анализ предполагает изучение социокультурного феномена рок-культуры во всей полноте социально-философских, культурно-исторических, искусствоведческих, психологических и ситуативных характеристик. Так, среди зарубежных исследований нами выделены труды A. Голдмана, T. Жаспера, Д. Мак-Дональда, Дж. Паскаль, Р. Паттисона, Р. Фриппа, Б. Хеландера, Й. Цим-
мера, Д. Чиарди и других, отражающие многоаспектность исследования данного явления.
В отечественной науке теме рок-культуры посвящены многочисленные исследования П. Викке, А. Дидурова, Е. В. Дукова, И. Кормильцева, Е. Овчинникова, С. В. Свиридова и других. В раскрытии феномена рок-культуры прослеживается дифференциация исследований по областям знаний: социологии (А. А. Васильев, С. И. Левикова, Д. В. Петров, Г. М. Иващенко, Т. Б. Щепанская и другие); музыковедения (А. Козлов,
B. Н. Сыров, Е. А. Савицкая); культурологии (Г. С. Кнабе, Ю. В. Китов, Т. Н. Суминова, Т. В. Чередниченко, И. Л. Набок, Г. В. Шостак, С. Л. Гертнер, Л. Н. Воеводина и другие); эстетики постмодернизма (А. Р. Тугушева); филологии (С. Усачева, О. Ю. Панова, С. В. Свиридов, Ю. В. Доманский, А. Троицкий, Е. Фёдоров и другие).
Нами также выявлено, что в указанных исследованиях рок-музыка раскрывается исключительно в контексте протестных молодёжных субкультур. Так, в трудах Д. В. Петрова [10], Е. А. Савицкой [11], В. Конен [8],
C. И. Левиковой [9], Г. С. Кнабе [6] представлены основные типы стилей, направления и классификации таких музыкальных стилей, как хард и арт. Там же даётся история того, как возникала и развивалась рок-культура, проводится сравнение между направлениями рок-музыки, в том числе и классикой.
Действительно, своё становление рок начинал как элемент музыкальной контркультуры 1990-х годов, это подтверждают протестные мотивы, заметно выраженные в самой музыке, в текстах, в атрибутике фанатов и т.д. [3]. Однако со временем стало очевидным, что рок не столько противостоит классической культуре, сколько входит в неё на правах альтернативной системы.
В последние годы стали появляться труды философско-культуро-логической направленности. В частности, нами выделены исследования Е. А. Савицкой [11] и Е. В. Касьяновой [5], в которых раскрыта сравнительная аналитика разных направлений и философии рок-культуры с учётом истории формирования, динамики культурных ценностей, формирования основных принципов возникновения стиля.
По нашему мнению, ценностным основанием рок-культуры как образа жизни является комплекс ценностей, символов, мифов, норм и ритуалов общественного протестного сознания. Как следствие, выявление динамики ценностных оснований рок-культуры возможно при учёте ритуалов её полифункциональной природы, изменения социокультурной ситуации, на основе изучения принадлежности аудитории к определённой группе ценностей и образу жизни в контексте музыкальных интересов протестных движений.
Думается, что дихотомия таких философских категорий, как мир и мироздание, культура и индивид, время и вечность, даёт новое объяснение и раскрытие аксиологических ценностей рок-культуры.
Так, «мир и мироздание» представляет собой базис, на котором проявляется и развивается любая способность, связанная с деятельностью. Под миром имеется в виду мир человека, его культурная среда, наполненная философскими смыслами, определением качества и т.д.
«Вечности vs. время» - всесторонний фундамент, внутри которого раскрывается, по мнению В. К. Суханцевой, «категория времени в музыкальной культуре» [12], процесс образования смыслов в музыке -то, что определяет для музыки принадлежность к миру человека и его субъективного восприятия. Философская идея о том, что время противостоит вечности, отрицает её, приписывалась ещё Платону. Музыка же способна парадоксальным образом объединить и то, и другое.
Если же рассмотреть «культура vs. индивид», то стоит пояснить, прежде всего, о взаимовлиянии личности и культурологического пространства, с учётом динамики связей, неизменно проявляющихся в данном контексте.
Говоря о времени и вечности, следует обратить внимание на концепцию Т. А. Алексиной [1], которая утверждает, что культура - это определённый характерный образ отрезка времени, который включает в себя срез представлений о времени. Основной момент для любой культуры - это её временной отрезок. То, как в данный момент это воспринимается, включает суть культуры, можно сказать, её смысл.
В многообразии мировых культур представлены различные варианты её восприятия. Это говорит о потенциале возможностей человека, находящегося в культурном контексте. Следовательно, музыке свойственна имманентность, особенности - это гибкость связей с динамичностью, она уклоняется от материализации, её невозможно превратить в нечто неизменное.
В целом рок не имеет предмета, в том смысле, что рок-культуру невозможно отождествить с определёнными моментами реальности, но при этом ценности рока обладают предельно определённым содержанием. Как следствие, рок-культура согласовывается с различными культурными пространствами, по-разному воспринимается людьми, несущими определённые социальные и ценностные контексты. При всестороннем обсуждении рок-культуры подвергаются анализу различные модальности отношения к року, от интереса и принятия как ценного элемента культуры до равнодушия и полного отчуждения.
В отечественной истории появление рок-культуры связано с проведением Всемирного фестиваля молодёжи в 1960 году. В своём начальном виде всё движение рок-культуры существовало как подпольное и незаконное движение или явление, презираемое и отрицаемое на
государственном уровне [7]. Она воспринималась как часть идеологической войны капиталистического Запада против коммунистического строя.
Тогда как в западных странах направление рок-культуры было в своём расцвете, в СССР появление первых групп связано с 1980 годами, временем «перестройки» государственных и общественных институтов. Однако в результате идеологической позиции руководителей страны развитие рок-культуры было приостановлено вплоть до 1982-1985 годов, когда направление рок-культуры по-настоящему вошло в социум. Далее стали появляться первые упоминания о группах «металлистов», такие как рок-проект Дмитрия Варшавского и «Круиз». Всему движению были запрещены гастроли, а сами исполнители считались ненадёжными. Группа «Ария», которая долгое время процветала подпольно, стала ещё успешнее после отмены ряда антизападных законов. С тех пор в постсоветском пространстве преобладают классические тяжёлые металл-группы, иногда с лёгким оттенком трэш-металла. Родиной советского хэви-рока стала Москва, где были сформированы известные группы «Легион» и «Ария».
Ситуация в сфере рок-культуры и музыки начала меняться только тогда, когда был успешно проведён фестиваль соответствующей музыки под названием «Рок-панорама 1986 года». К этому времени в Москве появилась «Рок-лаборатория», которая взяла под «своё крыло» ряд известных исполнителей металлистов, таких, например, как «Чёрный обелиск». В 1987 году впервые были выпущены выпуски альбомов, в том числе и группы «Ария».
Первой группой, освоившей стиль трэш-металла стала рок-группа «Фронт» [4]. А в 1987-м впервые появилась на сцене группа «Шех», тексты которой звучали на английском. В 1998-м была создана хардовая группа «Winter», источником вдохновения для которой послужила такая заграничная группа, как «Celtic Frost», работавшая в жанре блэк-металла.
Развивается рок-направление, посвящённое языческой тематике и славянским обрядовым практикам. Отметим такие ведущие коллективы, как «Мельница», «Аркона», «Nocturnal Mortum» на Украине, «Камаедзща» в Беларуси. Весьма разнообразилась культурная сфера индиан-кора, эмо и металкора.
В исследованиях Д. А. Бабушкиной и Н. А. Крыловой подчёркивается, что рок-культура на постсоветском пространстве воспринималась как подпольное явление, появившееся независимо от западной сцены в недрах советской культуры в 1960-1970 годах [2] и оформившееся под значительным государственным надзором. Однако, несмотря на значительное изменение культурных контекстов в начале 1990-х годов, в рок-культуре России появляются новые имена Б. Гребенщикова, А. Макаревича, В. Цоя, Г. Сукачева, Ю. Шевчука, К. Кинчева, В. Бутусова, новые коллективы, жанры и возможности.
Таким образом, на основании вышеизложенного, нами сделаны выводы о том, что рок-культура представляет собой конкретно-историческое явление, возникшее в музыкальном творчестве середины ХХ века, сущность которого состоит в позиционировании себя как контркультуры, противопоставлении культурным ценностям доминирующей культуры, отказе от классических образцов, переходе от реализма в музыкальном искусстве к сюрреалистическим началам, иррациональности в обыденной жизни, мистическим акциям, нигилистическим настроениям. Статус рок-культуры определяется полифункциональностью и изменчивостью ценностно-смысловых императивов от поколения к поколению.
Аксиологический подход в выявлении динамики ценностных оснований рок-культуры, методологической основой которого является теория ценностей, представляет собой философско-культурологиче-скую стратегию анализа структурных изменений доминирующей культуры под воздействием радикального протеста, а также отрицания норм и ценностей существующего миропорядка. Объектом анализа в рок-пространстве становится основополагающий интерес к чувству единства жизни на основе восточной философии, мистики и психоделики, музыки и поэзии, с утверждением духовно-нравственного пафоса ценности человеческой жизни, справедливости и свободы самовыражения.
Ценностным ядром отечественной рок-культуры является воплощение языкового менталитета, запечатлённого в музыке, национальная культура, уходящая корнями в языческие формы фольклора, чувственный резонанс духовности национального языка в поэзии. В отличие от внешней схожести с массовой культурой, рок-культура иррациональна и воплощается в духовном поиске свободы и самоуважения через протест. В своём стремлении ориентироваться на будущее рок-культура постоянно обновляется и отражает тенденции постмодерна в рефлексии неустойчивости в современном измерении доминирующей культуры. В её структуре выделяются функциональная, цивилизационная и морфологическая подсистемы, каждая из которых включает институты хранения, распространения и потребления музыкальной продукции, образцов мировой рок-культуры, обобщает стили жизни рокеров.
Литература
1. Алексина Т. А. Время в культуре мира // Российский университет дружбы
народов (РУДН). Серия: Философия. - 2002. - №№. - С. 39-53.
2. Бабушкина Д. А., Крылова Н. А. Тема старости в русском роке: 70-80 гг., или «Блуждая по территории текста» // Серия «Symposium», Философия старости: геронтософия. Выпуск 24 : сборник материалов конференции.
- Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
- C. 25-29.
3. ЗапесоцкийА., Файн А. Эта непонятная молодёжь...: Проблемы неформаль-
ных молодёжных объединений. - Москва : Профиздат, 1990. - 224 с.
4. Запесоцкий А. С., Бурлака А. П. В ритме эпохи. Очерки истории музыки «рок».
- Санкт-Петербург : Санкт-петербургский университет профсоюзов, 1994.
- 85 с.
5. Касьянова Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры : дис. на соиск. учён. степ. кандидата философских наук : 24.00.01 / Касьянова Екатерина Викторовна. - Санкт-Петербург, 2003. - 162 с.
6. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. - 1990. - № 8.
- С. 39-61.
7. Козлов А. С. Рок: истоки и развитие. - Москва : Мега-Сервис, 1998. - 192 с.
8. Конен В. Д. Музыка Французской революции // Этюды о зарубежной музыке :
[сборник]. - 2-е издание, дополненное. - Москва : Музыка, 1975. - 479 с. : нот. ил.
9. Левикова С. И. Молодёжная субкультура : учебное пособие. - Москва : Фаир-
пресс, 2004. - 608 с.
10. Петров Д. В. Молодёжные субкультуры / под ред. В. Н. Ярской ; Саратовский государственный технический университет. - Саратов : СГТУ, 1996. - 160 с.
11. Савицкая Е. А. Прогрессив-рок: герои и судьбы : [Van der Graaf generator, Marillion, Rick Wakeman, Yes, Rush, Gentle giant, Dream theatre, the Flower kings] / Государственный институт искусствознания. - Москва ; Чехов : Галин А. В., 2015. - 303 с.
12. Суханцева В. К. Категория времени в музыкальной культуре : генезис, сущность, процесс функционирования : дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 09.00.04. - Луганск, 1990. - 334 с.