УДК 37.015.31
Н. М. Ноговицына
Родительский авторитет в развитии личности подростка
СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Исследование детско-родительских отношений в последние годы становится все более актуальным. Это связано с изменением социального статуса ребенка в обществе, с повышением требований к родительской ответственности, с повышением мобильности жизни и развитием Интернет-ресурсов, определяющих основной поток информации, влияющей на социализацию личности подростков. Большинство родителей испытывает трудности в воспитании подростков и нуждается в социально-педагогической и психологической поддержке в этот период. Испытанию подвергается также и авторитет родителей. В статье рассматриваются вопросы удержания и сохранения родительского авторитета в глазах детей подросткового возраста. Раскрывается понятие и сущность термина «авторитет». Отмечаются особенности воспитания детей и подростков в семье с учетом реалий современного общества, выявлены основные проблемы детско-родительских отношений в данный период социализации. В статье представлены результаты опроса подростков, проведенного в 2004 г. в г. Москве и г. Якутске, дан сравнительный анализ результатов опроса. Для определения проблемы в динамике был проведен тот же опросник среди учащихся среднего звена СОШ №21 и Саха-политехнического лицея г. Якутска. Выявлено, что референтная функция семьи усилилась, авторитет родителей повысился, но перешел на качественно другой уровень. Чтобы не потерять связь с ребенком, быть в его глазах авторитетом, родители должны обладать определенным социальным статусом в обществе, иметь уважаемую профессию, обладать знаниями, которые они могут передать детям, постоянно самосовершенствоваться и развиваться и т. д.
Ключевые слова: подросток, родители, авторитет, социализация, детско-родительские отношения, родительская ответственность, общение, доверие, уважение, современное общество.
N. M. Nogovitsyna
Value of the Parental Authority in the Development of Teenager Identity
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The research of child-parent relations becomes more and more relevant in recent years. It is concerned with change of the social status of the child in society, with increasing requirements for parental responsibility, and with increase in mobility of life and development of Internet resources defining the main flow of information that influences on socialization of the teenagers identity. Most of parents experience difficulties in education of teenagers and need social, pedagogical, and psychological support during this period. The authority of parents is subjected to test as well. In this article, questions of deduction and maintaining parental authority in eyes of teenagers are considered, and the concept and essence of the "authority" term reveals. Features of children' and teenagers' education in family under conditions of modern society are also noted, the main problems of the child-parent relations during this period of socialization are revealed. Article shows results of poll among teenagers the Moscow psychologists made in Moscow and Yakutsk in 2004, and the comparative analysis of poll results. For definition of a problem in dynamics the same poll has been carried out among secondary school students of School #21 and Sakha-Polytechnical lyceum of Yakutsk. It is revealed that reference function of family has amplified, the authority of parents has increased, but has moved to other qualitative level. For staying in touch with the children and to be an authority for them, parents should have a certain status in society,
НОГОВИЦЫНА Надежда Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
NOGOVITSYNA Nadezhda Mikhailovna - Candidate of Pedagogic Sciences, Department of Social Pedagogics, Pedagogical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
a respectable profession, a knowledge which they can transfer to children, and constantly self-improve and develop themselves, etc.
Keywords: teenager, parents, authority, socialization, child-parent relations, parental responsibility, communication, trust, respect, modern society.
Введение
Детско-родительские отношения имеют большое влияние на формирование необходимого во взрослой жизни социального опыта. Современные родители нередко признаются, что нуждаются в специальных знаниях в области семейного воспитания, возрастной психологии, профилактики межличностных конфликтов, они утвердились во мнении, что им необходимо системное и методически грамотное просвещение в вопросах педагогики, психологии, физиологии, генетики, коррекционной педагогики и т.д. Следовательно в содержание понятия «современная культура» включаются также и знания научных основ современной семьи и воспитания ребенка в семье.
Детско-родительские отношения стали объектом научного интереса сравнительно недавно. Актуальность проблемы становится непреходящей, т.к. меняется социальная ситуация развития, возрастает темп жизни, усиливаются требования к родителям, расширяется система защиты детства. В арсенале родителей самым действенным способом педагогического воздействия на ребенка остается общение. Ведущими специалистами по проблеме общения по праву считаются Л.С. Выготский [1], А.А. Леонтьев [2], С.Л. Рубинштейн [3], большой вклад в изучение общения как психологического феномена внесли труды Г.М. Андреевой [4], Э. Берна [5], А.В. Петровского [6] и др. По мнению Е.В. Гуровой [7] и Е.П. Ильина [8], отношения детей и родителей стали сложнее, приобретают другие формы, появляются новые проблемы, требующие иного подхода в решении. Общение и доверительное отношение в детско-роди-тельских отношениях напрямую влияют на такую важную составляющую семейного воспитания как авторитет родителей. Анализ научной литературы выявил противоречия между настоятельной необходимостью сохранять родительский авторитет в глазах детей-подростков и недостаточным количеством фундаментальных исследований, посвященных данному вопросу, что и определяет актуальность проблемы.
Причины и факторы снижения родительского авторитета
Особые трудности в воспитании и поддержании доверительных детско-родительских отношений испытывают родители, чьи дети достигли подросткового возраста, т.к. именно в этом возрасте проявляются различные девиации в поведении, обнаруживаются ошибки и дефекты в воспитании ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу позволил сделать ряд выводов касательно причин возникновения трудностей в общении родителей с детьми-подростками. В настоящее время становится модным следовать новым веяниям в вопросах воспитания детей, которыми изобилуют социальные сети, глянцевые журналы и т. д., при этом многие родители отказываются от традиционных ценностей в воспитании. Такой подход зачастую стирает границы иерархии в детско-родительских отношениях. Дети общаются с родителями на равных, при этом родители считают, что они являются для своего ребенка другом, тогда как ребенок их воспринимает «ровней» себе. Данное положение усугубляется искаженными ценностями, которые прививает нам «общество потребителя». Кроме того, современные родители много времени уделяют карьере, профессиональному становлению, часто отсутствуют дома, компенсируя недостаток внимания к детям подарками, деньгами, развлечениями, в которых сами они не участвуют, превращаясь в так называемых родителей-праздник.
У современных родителей «почву из-под ног» выбивают рассуждения «о правах ребенка», связанные с реализацией элементов ювенальной системы, принятие различных законов в данном направлении (например, Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г. 1604-З № 737-V «Об ответственном родительстве»). Дети оказываются более просвещенными в пра-
вовых вопросах, чем их родители, они знают, что вся государственная система стоит на страже их прав. Поэтому родители нередко оказываются беспомощными и растерянными от такого вмешательства в вопросы семейного воспитания, огромного груза ответственности и неготовностью оказывать рациональное и эффективное педагогическое влияние на своих детей.
Из вышесказанного становится понятно, что причин трудностей в общении родителей с подростками, с одной стороны, много, а с другой стороны, они все в основном упираются в отсутствие, утрату или искажение родительского авторитета. Таким образом, центральной проблемой в детско-родительских отношениях в период, когда дети достигают подросткового возраста, становится вопрос об укреплении авторитета родителей, как важнейшего механизма социального наследования.
Результаты исследования
Термин «авторитет», который в прямом переводе с латинского означает «власть, влияние», можно раскрыть как обладание властью на основе собственной значимости в глазах других. В рамках наших научных изысканий более приемлемо другое, более узкое, определение - влияние, побуждающее уважением и признанием родительской мудрости, знания и добродетели. Следовательно, власть авторитета основана на добровольном подчинении, в отличие от принуждения. По мнению М. Вебера: «Авторитет может освящаться тремя источниками: традиция, рационально обоснованная законность, аффективная законность, основанная на харизме лидера» [9, с. 234-237].
Рассмотрим вопрос об авторитете родителей в динамике. Еще в конце 90-х годов прошлого столетия «с целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка в городском социуме московскими психологами был разработан специальный вопросник. Входящие в него вопросы позволяли получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего выделено пять основных сфер: семья (1-4 вопросы); школа (10-14 вопросы); референтная группа (15-19 вопросы); интимно-личностное общение (20-24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность (5-9 вопросы)» [10]. Нас в основном интересует степень доверия подростков родителям и уверенность в том, что родители могут действенно помочь ребенку при необходимости. По мнению Д.В. Ярцева, «у подростков того времени было затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений» [10]. Это исходило из того, что референтная функция большинства семей страдает и подростки часто обращаются за помощью не к родителям, а к сверстникам или к специалистам. Такая ситуация, в свою очередь, привела к тому, что подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.
В проведенном нами исследовании, отраженном в диссертации Н.М. Ноговицыной: «В 2004 году в целях сравнительного анализа особенностей социализации подростков в крупных мегаполисах и периферийных городах, данный вопросник был опробован в средних общеобразовательных школах №№ 3, 7, 35 г. Якутска в 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классах, а также среди студентов 1 курса факультета социальной педагогики и инженерно-педагогического факультета педагогического института ЯГУ, большинство которых не достигли 18-летнего возраста. Всего в нем приняло участие 317 учащихся, среди которых на 8 класс пришлось 48 человек, на 9 класс пришлось 64 человека, 10 класс - 87, на 11 класс - 57 человек, студентов - 61. В результате исследования мы пришли к выводу, что в отличие от московских школьников, семья занимает больше места в жизни якутян, почти половина опрашиваемых ответили, что делятся со своими проблемами с родителями, и в тяжелой ситуации совет родителей просто необходим. К сожалению, многие ответили, что не обсуждают проблемы в кругу семьи. Следовательно, референтная функция семьи все-таки была ослаблена. Действительно, подростки
предпочитают ни к чему не обязывающие отношения в компаниях. Каждый хочет быть в центре внимания в своей компании, но при этом, чтобы никто «не лез в душу». Конечно, многие хотят иметь настоящего друга, но затрудняются сказать, смогут ли они сами стать кому-нибудь настоящим другом» [11].
Таким образом, тенденции таковы, что «чем крупнее город, тем больше люди отдаляются друг от друга, в т. ч. внутри одной семьи; и родители, и дети больше ориентированы на материальное благополучие семьи; все школьники, независимо от места проживания, отмечают, что после совершеннолетия желали бы сразу жить самостоятельно, на отдельной жилплощади» [11].
Взяв за основу данный опросник, мы расширили и адаптировали вопросы, касающиеся сферы «семья» и «референтная группа».
«Опросник содержит 12 вопросов относительно характера взаимоотношений в семье.
1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?
2. Рассказываешь ли ты родителям о своих переживаниях, тревогах, неудачах?
3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?
4. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация к кому ты обращаешься за помощью?
5. Всегда ли ты можешь постоять за себя?
6. Нужно ли в твоем возрасте иметь настоящего друга?
7. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?
8. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?
9. Сколько времени ты проводишь в социальных сетях ежедневно?
10. Считаешь ли ты что виртуальное общение мешает тебе общаться со сверстниками или родителями?
11. Как предпочитаешь проводить свой досуг?
12. Есть ли у тебя уверенность, что в сложной ситуации родители будут на твоей стороне и смогут оказать реальную помощь?» [10].
Данный опросник был проведен анонимно с помощью студентов кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в 7-8 классах средних общеобразовательных школ .№21 и .№14 г. Якутска (табл.).
Таблица
Результаты опроса учащихся 7-8-х классов школ г. Якутска
2018 г.
№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)
1 Тебе нравится общаться с членами твоей семьи? 76 10,5 13,5
2 Рассказываешь ли ты родителям о своих переживаниях, тревогах, неудачах? 44,5 44,5 11
3 Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу? 81 11,5 7,5
4 Всегда ли ты можешь постоять за себя? 52,5 28 19,5
5 Нужно ли в твоем возрасте иметь настоящего друга? 81 7,5 11,5
6 Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг? 68,5 21 10,5
7 Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг? 55 26 19
8 Есть ли у тебя уверенность, что в сложной ситуации родители будут на твоей стороне и смогут оказать реальную помощь? 87 13
Из таблицы видно, что референтная функция семьи возросла по сравнению с 2004 г. Например, на вопрос «Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?» в 2004 г. «да» ответили 54%, а в 2018 г. - 76%, наблюдается положительная динамика. Кроме того, 87% подростков уверены в том, что родители при любых обстоятельствах помогут им решить проблемы, тогда как в 2004 г. такую уверенность выказывали всего 48%. Есть мнение, что современные под-
ростки более инфантильны, поэтому надеются на родителей в любых вопросах, однако это так или иначе влияет на повышение авторитета родителей. На первый взгляд, положительная динамика наблюдается также и в сфере «дружба». Однако при беседе выяснилось, что большая доля «друзей» у подростков из социальных сетей. Они считают их настоящими друзьями, т. к. общаются с ними в разных приложениях практически ежедневно, делятся своими переживаниями и секретами. На вопрос: «Кто знает больше секретов о тебе: родители или друзья?», большинство ответили «друзья», что объясняется тем, что ведущим видом деятельности у подростков является неформальное общение со сверстниками. Сказывается также феномен социальной анонимности.
Таким образом, авторитет родителей переживает определенные испытания в период достижения ребенком подросткового возраста. Поэтому в данном возрасте «есть необходимость постепенно менять формат отношений на более взрослый, «считаться» с мнением подростка. Но один существенный нюанс, который необходимо сразу транслировать ребенку - именно взрослый формат подразумевает не только свободу выбора и действий, но и ответственность, самодисциплину, а также выдвигает к подростку определенные требования» [12].
Однако не все родители готовы к такому повороту событий. Кроме того, укреплению авторитета родителей мешает высокий уровень технологического прогресса, многие подростки владеют компьютерной техникой гораздо лучше родителей. Помогая родителям разобраться с компьютером или телефоном, подростки меняются с родителями социальными ролями, что тоже негативно сказывается на родительском авторитете. Следовательно, чтобы не потерять связь с ребенком, быть в его глазах авторитетом, родители должны обладать определенным социальным статусом в обществе, иметь уважаемую профессию, обладать знаниями, которые они могут передать детям, постоянно самосовершенствоваться и развиваться.
Заключение
Таким образом, исследование показало, что:
- референтная функция семьи по сравнению с 2004 г. возросла в среднем на 31%, что повышает значение авторитета родителей в развитии личности подростка;
- родители, чьи дети достигли подросткового возраста, нуждаются в психолого-педагогической поддержке по вопросам сохранения и укрепления своего авторитета, т.к. в этот период дети предъявляют завышенные требования к родителям, касающиеся не только выполнения роли «отца» и «матери», но и личности родителей, их социального статуса, интересов, профессиональной состоятельности и т. д.;
- социально-педагогическая и психологическая поддержка родителей, чьи дети достигли подросткового возраста, помощь в укреплении их авторитета является важной частью процесса профилактики девиантного поведения подростков.
Вопросы сохранения и укрепления родительского авторитета не теряют актуальности и требуют постоянного совершенствования процесса педагогического и психологического просвещения родителей с учетом реалий современного общества. В дальнейшем планируется проведение опроса родителей по выявлению их отношения к слагаемым истинного авторитета: искренний интерес к мироощущению ребенка, способность и возможности оказать действенную помощь в сложных ситуациях, создание условий для развития личности подростка.
Литература
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л. С. Выготский. - Т. 1. - М., 1982. - 487 с.
2. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебник для вузов / А. А. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник для вузов / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. - СПб: Питер, 2000
4. Андреева, Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Г. М. Андреева. - М., 2009.
5. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психотерапия / Пер. с англ. А. Калмыкова, В. Калиненко. - М.: Академический Проект, 2006. - 320 с.
6. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
7. Гребенникова, Н. В. Психология семьи: учебное пособие / Н. В. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. И. Захарова, Е. Г. Суркова. - М.: Академия, 2014. - 237 с.
8. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений: пособие / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
9. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма: [эл. ресурс] / М. Вебер. - Режим доступа: http://vikent.ru/enc/5912. - Дата обращения: 23.05.2018.
10. Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка: [эл. ресурс] / Д. В. Ярцев. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1999/996/996054.htm. - Дата обращения: 09.06.2018.
11. Ноговицына, Н. М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях городского социума: автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Н. М. Ноговицына. - Якутск, 2004. - [http:// nauka-pedagogika.com]
12. Бронсон, П. Мифы воспитания. Наука против интуиции: научно-популярное издание / П. Брон-сон, Э. Мерримен. - М.: Манн, Иванов и Фебер, 2014.
References
1. Vygotskij, L. S. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah / L. S. Vygotskij. - T. 1. - M., 1982. - 487 s.
2. Leont'ev, A. A. Psihologiya obshcheniya: uchebnik dlya vuzov / A. A. Leont'ev. - 2-e izd., ispr. i dop. -M.: Smysl, 1997. - 365 s.
3. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshchej psihologii: uchebnik dlya vuzov / sost. A. V. Brushlinskij, K. A. Abul'hanova-Slavskaya. - SPb: Piter, 2000
4. Andreeva, G. M. Social'naya psihologiya segodnya: poiski i razmyshleniya / G. M. Andreeva. - M., 2009.
5. Bern, E. Transaktnyj analiz v psihoterapii: sistemnaya individual'naya i social'naya psihoterapiya / Per. s angl. A. Kalmykova, V. Kalinenko. - M.: Akademicheskij Proekt, 2006. - 320 s.
6. Petrovskij, A. V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. / A. V. Petrovskij. - M.: Politizdat, 1982. - 255 s.
7. Grebennikova, N. V. Psihologiya sem'i: uchebnoe posobie / N. V. Grebennikova, E. V. Gurova, E. I. Zaharova, E.G. Surkova. - M.: Akademiya, 2014. - 237 s.
8. Il'in, E. P. Psihologiya obshcheniya i mezhlichnostnyh otnoshenij: posobie / E. P. Il'in. - SPb.: Piter, 2009. - 576 s.
9. Veber, M. Izbrannoe: protestantskaya ehtika i duh kapitalizma: [ehl. resurs] / M. Veber. - Rezhim dostupa: http://vikent.ru/enc/5912. - Data obrashcheniya: 23.05.2018.
10. YArcev, D. V. Osobennosti socializacii sovremennogo podrostka: [ehl. resurs] / D. V. YArcev. - Rezhim dostupa: http://www.voppsy.ru/issues/1999/996/996054.htm. - Data obrashcheniya: 09.06.2018.
11. Nogovicyna, N. M. Pedagogicheskoe obespechenie profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah gorodskogo sociuma: avtoreferat na soiskanie uchenoj stepeni kand. ped. nauk 13.00.01 - obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya / N. M. Nogovicyna. - YAkutsk, 2004. - [http://nauka-pedagogika.com]
12. Bronson, P. Mify vospitaniya. Nauka protiv intuicii: nauchno-populyarnoe izdanie / P. Bronson, E. Merrimen. - M.: Mann, Ivanov i Feber, 2014.