Научная статья на тему 'Оценка подростками основых аспектов жизнедеятельности семьи (на примере республики Калмыкия)'

Оценка подростками основых аспектов жизнедеятельности семьи (на примере республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
FAMILY / PARENTS / TEENAGERS / BEHAVIOR PATTERNS / KAMYKIA REPUBLIC / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нусхаева Байрта Басанговна

Семья является основным институтом социализации и воспитания детей. Значимость родителей и семьи освещается в трудах известных ученых прошлого и современности. По мнению исследователей, воспринятые в родительской семье образцы поведения воспроизводятся в собственном поведении и построении социальных контактов. По результатам опроса, проведенного автором в школах Республики Калмыкия в 2015 г., рассматривается оценка подростками основных аспектов жизнедеятельности родительской семьи. Наибольшее одобрение родительских моделей поведения подростки выражают в таких сферах, как отношение к пожилым родителям, отношения с друзьями и отношение к своей работе. Наименьшую поддержку у подростков находят такие сферы, как взаимоотношения между родителями и организация свободного времени. Анализ ответов детей в зависимости от пола, места проживания и национальности показывает, что оценка подростков таких сфер, как организация свободного времени родителями и распределение домашней работы между родителями, зависит от пола и места проживания. Влияние национальности респондентов обнаружено в оценке воспитательных стратегий, принятых в семье. Сравнение результатов исследований, проведенных в 2004 и 2015 гг., свидетельствует о том, что наиболее одобряемыми со стороны детей аспектами жизнедеятельности семьи остаются «отношение к пожилым родителям» и «отношение к работе». Заметные изменения наблюдаются в оценке организации свободного времени родителями: возросла доля детей, удовлетворенных тем, как родители проводят свободное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers’ Assessment of the Main Activities of the Family (evidence from the Republic of Kalmykia)

The family is the basic unit of children’s socialization and education. The significant role of the family and parents has been described in a number of works by prominent historic and modern authors. According to the researchers, behavior patterns of the parental family are subsequently adopted and reproduced by an individual and are applied in establishment of social contacts. With evidence from a survey conducted in schools of the Republic of Kalmykia in 2015, the article examines a teenagers’ assessment of the main activities of the parental family. The most appreciated (by the teenagers) parental behavior patterns are related to such aspects as treatment of old people, relations with friends and attitude to work. The least supported realms are those of relations between parents and organization of leisure time. The analysis of children’s answers by the categories of gender, place of living and nationality testifies that teenagers’ assessment of parents’ organization of leisure time, distribution of household duties between parents depends on the gender and place of living. Influence of the nationality factor became evident in the assessment of educational strategies adopted within a family. Comparison of the results of the 2004 and 2015 surveys testifies that the activities of the family most approved by children are still “treatment of old people” and “attitude to work”. Significant changes are there in the assessment of organization of leisure time: a share of children satisfied with how parents spend their leisure time has increased.

Текст научной работы на тему «Оценка подростками основых аспектов жизнедеятельности семьи (на примере республики Калмыкия)»

SOCIOLOGY

Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 25, Is. 3, pp. 218-228, 2016

DOI 10.22162/2075-7794-2016-25-3-218-228

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 316

Teenagers' Assessment of the Main Activities of the Family (evidence from the Republic of Kalmykia)

Bayrta B. Nuskhaeva1

1 Ph. D. in Sociology, Research Associate, Department of Social and Economic Studies, Kalmyk

Institute for Humanities of the RAS (Elista, Russian Federation). E-mail: nuskhaevabb@kigiran.com.

Abstract

The family is the basic unit of children's socialization and education. The significant role of the family and parents has been described in a number of works by prominent historic and modern authors. According to the researchers, behavior patterns of the parental family are subsequently adopted and reproduced by an individual and are applied in establishment of social contacts.

With evidence from a survey conducted in schools of the Republic of Kalmykia in 2015, the article examines a teenagers' assessment of the main activities of the parental family. The most appreciated (by the teenagers) parental behavior patterns are related to such aspects as treatment of old people, relations with friends and attitude to work. The least supported realms are those of relations between parents and organization of leisure time.

The analysis of children's answers by the categories of gender, place of living and nationality testifies that teenagers' assessment of parents' organization of leisure time, distribution of household duties between parents depends on the gender and place of living. Influence of the nationality factor became evident in the assessment of educational strategies adopted within a family.

Comparison of the results of the 2004 and 2015 surveys testifies that the activities of the family most approved by children are still — "treatment of old people" and "attitude to work". Significant changes are there in the assessment of organization of leisure time: a share of children satisfied with how parents spend their leisure time has increased.

Keywords: family, parents, teenagers, behavior patterns, Kamykia republic.

Родители являются первым социальным окружением детей. Именно их модели поведения ребенок усваивает с первых лет жизни. Информацию о влиянии семьи, родителей на развитие ребенка можно найти в трудах известных исследователей. Выдающиеся отечественные психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин подчеркивали значение взрослых в развитии ребенка. Л. С. Выготский выделял роль социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Как считал исследователь, в процессе общения и совместной деятельности ребенок принимает образцы поведения, и происходит развитие психических процессов [Выготский 1996: 55]. Д. Б. Эльконин указывает, что конкретными носителями того, чем ребенок должен овладеть в ходе жизни, являются воспитывающие и обучающие его взрослые. Д. Б. Эльконин утверждал: «Ребенок овладевает всем богатством действительности — миром предметов и действий с ними, языком, человеческими отношениями, мотивами человеческой деятельности и всеми человеческими способностями — только через и при посредстве взрослых людей» [Эльконин 2006: 18]. Особое значение семье (или «первичным группам») придает Ч. Кули. К первичным группам он относит семью, игровые группы детей, соседей и общинную группу старших. Они характеризуются «тесными, непосредственными связями и сотрудничеством» и являются «фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивидов» [Кули 1996: 328]. Как пишет социолог Г. Тарда, в основе формирования поведения человека лежит подражание. По его мнению, подражание есть основа социальности, а именно: «Общество — это подражание, а подражание — род гипноза...» [История теоретической социологии, I 2002: 310]. Г. Тард выделяет три основных социальных процесса: повторение (подражание), противоположение (оппозиция) и приспособление (адаптация). Подражание, по мнению Г. Тарда, имеет социальное значение, благодаря которому возникают групповые и общественные ценности и нормы.

Современные исследователи также подчеркивают особую значимость семьи в развитии личности ребенка. Например, в своем диссертационном исследовании А. В. Рыжкова пишет: «Родительская семья становится источником социального наследования

в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам идентификации и подражания» [Рыжкова 2009: 3]. Таким образом, известные психологи и социологи придают особое значение семье и родителям в развитии личности и формировании поведения.

В современных исследованиях рассматриваются различные аспекты влияния родительской семьи. Можно выделить такое направление исследований, как влияние родительской семьи на подготовку к семейной жизни и родительству. Как пишет С. Ю. Девятых, «роль родительского поведения как модели для подражания важна для ребенка, так как единственной хорошо знакомой для ребенка и наблюдаемой им в течение длительного срока ролью являются супружеские отношения между родителями» [Девятых 2011: 20]. В. М. Карпова и Е. В. Филиппова исследовали взаимосвязь представлений о родительской семье и своей будущей семье среди подростков и юношеского возраста. Авторы выявили, что в таких сферах семейной жизни, как «контроль», «семейные роли», «дисциплина в семье и семейные правила», респонденты «в большей степени ориентируются на родительскую семью при размышлении о характеристиках своей будущей семьи» [Карпова, Филиппова 2013: 91]. Исследование кабардино-балкарских ученых демонстрирует, что «плохая организация родителями семейной жизни приводит к тому, что их дети фактически дезориентированы в сфере брачно-семейных отношений: они не могут ни оценить однозначно уже существующий брачный союз, ни определиться со своими планами по поводу своего семейного будущего» [Нагоев и др. 2016: 180]. Психологи обращают внимание на то, что существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и формированием будущего родитель-ства. Л. А. Николаева приходит к выводу, что «такие стили семейного поведения, как кооперация ребенка с родителем, выражающаяся в стремлении взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявляющаяся с их стороны в искренней заинтересованности и участии в делах ребенка, симбиоз ребенка и родителя, выражающийся в стремлении взрослого к единению с ребенком, являются „наследуемыми" факторами» [Нико-

лаева 2013: 75]. Девочки в своей будущей семье также воспроизводят систему взаимодействия с супругом. По мнению автора, выбор позиции «доминирования в семье» или «зависимости от мужа» также относится к «наследуемым» факторам [Николаева 2013: 75].

Другим направлением можно считать изучение влияния семьи на формирование девиатного, асоциального поведения. В диссертационном исследовании И. С. Га-нишина описывает механизм психологического воздействия неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. Автор приходит к выводу, что неблагополучная семья создает стрессовые и дистрессовые ситуации, способствует возникновению психической травмы, появлению психотравмирующего переживания, дезадаптации, формированию девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних [Ганишина 2004: 9]. По мнению исследователей, воспринятые в родительской семье образцы поведения воспроизводятся в собственном поведении и построении социальных контактов. В связи с этим С. А. Терехина считает, что важной «научно-практической задачей является разработка принципов и методов профилактики передачи из поколения в поколение дисфункциональных паттернов внутрисемейного взаимодействия, приводящих к формированию отклоняющегося поведения подростков» [Терехина 2006: 1]. Как пишет психотерапевт Г. Т. Хоментаускас, нарушение эмоционального состояния ребенка, его плохое поведение, как правило, является симптомом других семейных болезней [Хо-ментаускас 1989: 67].

В рамках социологического исследования по проблемам современных подростков, проведенного автором в 2015 г. в школах Калмыкии, была изучена оценка подростков Республики Калмыкия различных сфер жизнедеятельности родительской семьи. Всего опрошено 524 ученика 6-10-х классов г. Элисты и трех сельских школ (п. Ики-Бурула, с. Приютного, пос. Яшку-ля), из них — 279 девочек и 245 мальчиков. В том числе 237 подростков элистинских школ и 287 — сельских.

В анкете предлагалось определить готовность — не готовность воспроизвести модели поведения своих родителей в следующих сферах:

• взаимоотношения между супругами;

• организация свободного времени;

• распределение домашней работы между родителями;

• воспитание детей;

• взаимоотношения родителей с друзьями;

• отношение к пожилым родителям;

• отношение к работе.

Анализ ответов детей показывает, что наибольшее одобрение родительским моделям поведения подростки выражают в таких сферах, как отношение к пожилым родителям, отношение с друзьями, отношение к своей работе. Как видно на рис. 1 «Готовность подростков воспроизвести родительские модели поведения в различных аспектах жизнедеятельности семьи», 83,6 % детей хотели бы в своей будущей семье воспроизвести отношение родителей к своим пожилым родителям. Наибольшее одобрение подростки выразили тому, как родители строят свои отношения с друзьями (72,7 %) и относятся к своей работе (71,2 %). Нежелание воспроизвести родительскую модель поведения в этих сферах показала незначительная доля детей (4,1 %, 5,8 % и 5,6 % соответственно). Несколько меньше дети одобряют то, как родители воспитывают детей и распределяют между собой домашнюю работу. Вариант ответа «хотел(а) бы» воспроизвести выбрали 72,7 % подростков в оценке воспитательных стратегий родителей и 66,0 % — в сфере распределения домашней работы между родителями. Отвергают родительскую модель 8,7 % и 12,8 % опрошенных. Около 50 % подростков готовы принять родительскую модель поведения в организации свободного времени (53,1 %) и во взаимоотношениях между родителями (46,6 %). В этих двух аспектах около 15 % респондентов не одобряют родительскую модель поведения (15,6 % и 13,7 % соответственно). Более 30 % подростков выбрали вариант «не во всем» в оценке этих двух аспектов (31,3 % и 39,7 % соответственно).

Рис. 1. Готовность подростков воспроизвести родительские модели поведения в различных аспектах жизнедеятельности (в %)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что подростки Калмыкии удовлетворены основными аспектами жизнедеятельности семьи и готовы принять родительскую модель поведения за исключением двух аспектов: взаимоотношения между супругами и организация свободного времени.

Далее рассмотрим оценку каждого из аспектов в жизнедеятельности семьи в зависимости от пола, места проживания и национальности респондентов.

Взаимоотношения между супругами. Результаты опроса представлены в таблице 1 «Распределение ответов на вопрос ,Хотел(а) бы ты, чтобы в твоей собствен-

ной семье у тебя были такие же отношения с мужем (женой)" в зависимости от пола, места проживания, национальности (в %)». Анализ ответов подростков показывает, что мальчики чаще девочек одобряют взаимоотношения своих родителей (52,4 % напротив 42,1 %). Примерно равная доля детей негативно оценивают родительские взаимоотношения (11,7 % и 15,5 %). Неоднозначно воспринимают взаимоотношения между родителями 35,9 % мальчиков и 42,5 % девочек. Другими словами, распределение ответов свидетельствует о некотором влиянии пола на оценку родительских взаимоотношений.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы у тебя были такие же отношения с мужем (женой)» в зависимости от пола, места проживания, национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 52,4 35,9 11,7

женский 42,1 42,5 15,5

в зависимости от места проживания

город 41,3 43,3 15,4

село 51,0 36,7 12,4

в зависимости от национальности

калмыки 45,1 41,9 13,0

русские 44,6 35,1 20,3

Сравнение ответов городских и сельских детей позволяет сделать вывод, что сельские подростки в большей степени удовлетворены взаимоотношениями между родителями. Готовность воспроизвести эти отношения в своей будущей семье выразило 51,0 % сельских и 41,3 % городских детей. Вариант «не хотел(а) бы» указали 15,4 % городских и 12,4 % сельских подростков. Такая переменная, как «национальность», не влияет на оценку подростков в сфере взаимоотношений между родителями: 45,1 % калмыков и 44,6 % русских готовы воспроизвести взаимоотношения между родителями в своей будущей семье. Не одобряют взаимоотношения между родителями 13,0 % калмыков и 20,3 % русских. Можно отметить близкие значения в двух сравниваемых группах.

Таким образом, на оценку подростками взаимоотношений между родителями ока-

зывают некоторое влияние пол и место проживания.

Организация свободного времени.

Результаты опроса представлены в таблице 2 «Распределение ответов на вопрос „Хотел(а) бы ты, чтобы вы так же проводили свободное время" в зависимости от пола, места проживания, национальности (в %)». Изучение отношения подростков к организации свободного времени родителями показывает, что мальчиков, готовых воспроизвести родительскую модель поведения, больше, чем девочек (59,4 % в сравнении с 47,8 %). Удельный вес неудовлетворенных ответов среди мальчиков составил 12,0 %, среди девочек — 18,4 %. Следовательно, на оценку родительской модели поведения в организации свободного времени влияет пол ребенка.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы вы так же проводили свободное время» в зависимости от пола, места проживания, национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 59,4 28,5 12,1

женский 47,8 33,7 18,4

в зависимости от места проживания

город 46,4 34,0 19,6

село 58,7 29,1 12,2

в зависимости от национальности

калмыки 52,4 31,7 16,0

русские 56,0 29,3 14,7

Следующей переменной для анализа выбрано место проживания респондентов. Анализ показывает, что сельские подростки больше удовлетворены тем, как родители организуют свое свободное время, чем их городские ровесники (58,7 % напротив 46,4 %). Возможно, более развитая сеть до-суговых учреждений в городе оказывает такое влияние на ответы детей. Близки значения среди сельских и городских подростков, отвергающих родительскую модель поведения в организации свободного времени: 12,2 % и 19,6 % соответственно. В этом вопросе также не выявлено влияния национальности респондентов. Более половины опрошенных калмыков и русских (52,4 % и 56,0 %) хотели бы также проводить свободное время в будущей семье, как и их родители. Среди не желающих воспроизвести родительскую модель — 16,0 % калмыков и 14,7 % русских.

Таким образом, на оценку родительской модели поведения в сфере организации свободного времени влияют пол и место проживания подростков.

Распределение домашней работы между родителями. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы вы так же распределяли между собой домашнюю работу» в зависимости от пола, места проживания, национальности (в %) представлено в таблице 3. Сравнение ответов мальчиков и девочек показывает, что пол оказывает значительное влияние на оценку подростков по распределению домашней работы, принятой в родительской семье. Родительскую модель поддерживают 66,7 % мальчиков и 49,8 % девочек, т. е. разница составляет около 17 %. Обратная ситуация при выборе варианта «не хотел(а) бы»: девочек, выбравших этот вариант ответа, в два раза больше, чем мальчиков (16,6 % в сравнении с 8,2 %).

Девочек, одобряющих распределение домашней работы между родителями, меньше, чем мальчиков. Такая ситуация свидетельствует о возникающем противоречии между традиционными и современными представлениями о распределении домашних обязанностей.

Место проживания также влияет на распределение ответов в этом вопросе. Сельские подростки чаще городских выражают готовность воспроизвести родительскую

модель распределения домашней работы в семье (62,9 % в сравнении с 51,0 %). Среди городских подростков — больше детей, не разделяющих принятую в семье модель поведения, чем среди сельских (16,7 % и 9,6 % соответственно). Возможно, традиционный уклад сельской семьи и преемственность поколений в воспроизведении распределения домашней работы между родителями более свойственен сельским детям, что и повлияло на распределение ответов детей.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы вы так же распределяли между собой домашнюю работу» в зависимости от пола, места проживания, национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 66,7 25,1 8,2

женский 49,8 33,6 16,6

в зависимости от места проживания

город 51,0 32,4 16,7

село 62,9 27,5 9,6

в зависимости от национальности

калмыки 57,2 30,6 12,2

русские 57,9 25,0 17,1

Анализ показывает, что национальность не влияет на распределение ответов подростков. Достаточно близкие значения наблюдаются в выборе ответов калмыков и русских. Хотели бы также распределять между собой домашнюю работу 57,2 % калмыков и 57,9 % русских и не хотели бы 12,2 % калмыков и 17,1 % русские. Калмыки и русские примерно одинаково оценивают родительскую модель распределения домашней работы в семье. Такое явление можно объяснить равными условиями жизнедеятельности современных семей. Как пишет Л. В. Намруева, «унификация культуры, которая особенно усилилась в условиях глобализации, приводит к стиранию специфических этнических свойств, утрате производственных и хозяйственных функций» [Намруева 2016: 143].

Таким образом, на готовность / неготовность принять родительскую модель распределения домашней работы оказывают влияние пол и место проживания.

Воспитание детей. Распределение от-

ветов на вопрос «Хотел(а) бы ты воспитывать детей так же, как воспитывают тебя?» в зависимости от пола, места проживания и национальности представлено в таблице 4.

Сравнение ответов респондентов в зависимости от пола показывает отсутствие разницы в ответах мальчиков и девочек. Так, 65,4 % мальчиков и 66,7 % девочек готовы принять родительскую модель поведения в сфере воспитания детей. И равная доля мальчиков и девочек не хотят воспроизводить родительскую модель поведения: 9,6 % и 8,0 % соответственно. Пол не влияет на оценку воспитательных стратегий своих родителей.

Как показывают результаты исследования, место проживания также не влияет на распределение ответов детей в этом вопросе. Хотели бы также воспитывать своих детей 62,6 % городских и 68,8 % сельских подростков. Вариант «не хотел(а) бы» выбрали 11,2 % городских и 6,6 % сельских подростков. Удовлетворенность подростками воспитательными стратегиями родите-

лей не зависит от места проживания.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты воспитывать детей так же, как воспитывают тебя?» в зависимости от пола, места проживания и национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 65,4 25,0 9,6

женский 66,7 25,3 8,0

в зависимости от места проживания

город 62,6 26,2 11,2

село 68,8 24,6 6,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в зависимости от национальности

калмыки 66,7 26,9 6,5

русские

53,9

пола, медуз проживания и национальности

представлено в таблице 5. Эта сфера роди тельской модели поведения является одной из наиболее поддерживаемых среди под ростков. Анализ показывает, что выявлена зависимость от одной переменной — от пола. Другие переменные (место проживания и национальность) на оценку детей не влияют. Согласно опросу, мальчики чаще девочек положительно оценивают взаимо отношения родителей с друзьями: 78,0 % и 68,8 % соответственно. Незначительная доля детей дает негативную оценку данной сфере: 4,4 % мальчиков и 7,0 % девочек Большинство городских и сельских под ростков удовлетворено тем, как родители строят свои отношения с друзьями (71,4 % и 73,8 % соответственно). Более 70 % кал мыков и русских хотели бы воспроизве сти систему взаимоотношения родителей с друзьями в своей будущей жизни (72,8 % и

Обращает на себя внимание единичный лучай зависимости распределения ответов от национальности. Согласно полученным данным, 66,7 % калмыков и 53,9 % русских одобряют воспитательные стратегии своих родителей. Калмыков, положительно оценивающих родительскую модель поведения, больше, чем русских. Объяснить данную зависимость сложно без дополнительного исследования. Мы можем лишь кон-татировать, что национальность влияет на оценку детей воспитательных стратегий воих родителей. Отметим, что это един-твенный случай влияния национальности на распределение ответов подростков.

Взаимоотношения родителей с друзьями. Распределение ответов детей на вопрос «Хотел(а) бы ты так же строить отношения с друзьями?» в зависимости от

70,7 % соответственно). Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты так же строить отношения с друзьями?» в зависимости от пола, места проживания и национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 78,0 17,6 4,4

женский 68,8 24,2 7,0

в зависимости от места проживания

город 71,4 21,0 7,6

село 73,8 21,8 4,4

в зависимости от национальности

калмыки 72,8 20,9 6,3

русские

70,7

проживания и национальность никакого

Можно сделать вывод, что на оценку подростками такой сферы жизнедеятельности как взаимоотношения с друзьями оказывает некоторое влияние пол, а место

влияния не оказывают.

Отношение к пожилым родителям

Распределение ответов детей на вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы в твоей собственной семье так же относились к своим пожилым

родителям?» в зависимости от пола, места проживания и национальности (в %) представлено в таблице 6. Большинство детей независимо от пола, места проживания и национальности удовлетворены тем, как родители относятся к своим пожилым родителям. Так, 86,0 % мальчиков и 81,6 % девочек готовы принять родительскую модель пове-

к своим пожилым родителям, не более 5,3 % в каждой из анализируемых групп. Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы в твоей собственной семье так же относились к своим пожилым родителям?» в зависимости от пола, места проживания и национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 86,0 10,6 3,4

женский 81,6 13,7 4,7

в зависимости от места проживания

город 80,9 13,9 5,3

село 85,8 11,0 3,1

в зависимости от национальности

калмыки 84,5 12,1 3,4

русские 78,9 15,8 5,3

дения в отношении к пожилым родителям Большинство городских подростков, как и сельских, одобряют отношение своих роди телей к своим пожилым родителям (80,9 % и 85,8 % соответственно). Хотели бы вос произвести родительскую модель поведения 84,5 % калмыков и 78,9 % русских. Детей. неудовлетворенных отношением родителей

Таким образом, именно эта сфера жизнедеятельности — отношение родителей к своим пожилым родителям — находит наибольшую поддержку среди детей и не зависит ни от пола, ни от места проживания, ни от национальности.

Отношение к работе. Распределение ответов детей на вопрос «Хотел бы ты, чтобы в твоей собственной семье так же относились к своей работе?» в зависимости от пола, места проживания и национальности

представлено в таблице 7. В оценке детей отношения родителей к своей работе не обнаружено зависимости от пола, места проживания национальности. Около 70 % мальчиков и девочек дают положительную оценку родительской модели поведения (73,5 % и 69,2 % соответственно). Близкие значения в ответах городских и сельских подростков 69,2 % и 72,8 % соответственно. Нацио нальность также не влияет на ответы детей 70,4 % калмыков и 71,1 % русских хотели бы так же относиться к своей работе в бу

дущем.

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «Хотел(а) бы ты так же относиться к своей работе?» в зависимости от пола, места проживания и национальности (в %)

Хотел(а) бы Не во всем Не хотел(а) бы

в зависимости от пола

мужской 73,5 21,3 5,2

женский 69,2 24,9 5,9

в зависимости от места проживания

город 69,2 24,2 6,6

село 72,8 22,4 4,7

в зависимости от национальности

калмыки 70,4 25,3 4,3

русские 71,1 18,4 10,5

Таким образом, большинство детей удовлетворены отношением родителей к своей работе, оценка не зависит от пола, национальности и места проживания.

Представляется интересным сравнить результаты исследований, проведенных в 2004 и 2015 гг. Исследование проводилось по одной методике, что исключает смещение данных. Согласно исследованию «Дети-2004», наибольшее принятие детьми родительских моделей поведения выражено в сферах «отношение к пожилым родителям» и «отношение к работе» (80 % и 72 %) [Нусхаева 2007: 106]. Согласно данным двух исследований, эти аспекты остаются наиболее одобряемыми (рис. 2). Так, «отношение к пожилым родителям» готовы принять 84 % и 80 % детей в 2015 и 2004 гг. Сходные значения в оценке

«отношения к работе»: 71 % и 72 % респондентов одобряют родительскую модель поведения в 2015 и 2004 гг. соответственно. Не обнаружены изменения в распределении ответов по аспекту «взаимоотношения между родителями» и «распределение домашней работы». В 2004 г. детей, готовых принять существующую в семье модель «взаимоотношения между родителями», — всего 42 %, а в 2015 г. — 47 %. Нет значимых различий в оценке «распределения домашней работы»: одобряют 58 % в 2015 г. и 51 % в 2004 г. Эти аспекты жизнедеятельности семьи по-прежнему имеет наименьшую поддержку со стороны подростков. Методами воспитания детей удовлетворены 66 % и 68 % детей, опрошенных в 2015 г. и 2004 гг. соответственно. Следовательно, и в этом аспекте оценка родительской модели поведения со-

храняется.

Рис. 2. Сравнение готовности подростков воспроизвести родительские модели поведения в различных аспектах жизнедеятельности по результатам исследований «Дети-2004» и

«Дети-2015» (в %)

Изменение отношения к модели родительского поведения наблюдается в аспекте «организация свободного времени». Если в 2004 г. данный аспект готовы были поддержать всего 37 % детей, то в 2015 г. доля таких детей возросла до 53,1 %. Это свидетельствует о том, что свободное время современных родителей стало интереснее. Возросла доля детей, одобряющих родительскую модель в отношении с друзьями: с 66 % до 73 % в 2004 и 2015 гг. соответственно, но разница незначительная, и говорить об изменении оценки детей этого аспекта

жизнедеятельности нет оснований.

Можно сделать вывод, что «отношение к пожилым родителям» и «отношение к работе» по-прежнему являются наиболее одобряемыми со стороны детей аспектами жизнедеятельности семьи, а сфера «взаимоотношения между родителями» находит наименьшую поддержку на протяжении десяти лет. Заметные изменения наблюдаются в оценке организации свободного времени родителями: возросла доля детей, удовлетворенных тем, как родители проводят свободное время.

Изучение оценки подростками различ-

... канд. психол. наук СПб., 2009.

Терехина С. А. Образцы родительской и будущей семьи у девочек с делинкветным поведением: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 196 с.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 80 с.

Эльконин Д. Б. Психология развития. 2-е изд. М.: Изд. центр Академия, 2005. 144 с.

References

Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika-Press, 1996, 536 p. (In Russ.).

Ganishina I. S. Psihologicheskoe vlijanie neblagopoluchnoj sem'i na deviantnoe povedenie nesovershennoletnih: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological influence of a troubled family on deviant behavior of teenagers. An abstract of a Ph. D. thesis]. Ryazan, 2004, 28 p. (In Russ.).

Istorija teoreticheskoj sociologii V 4-h t. T. 1. / otv. red i sost. Ju. N. Davydov [The history of theoretical sociology. In 4 vol. Vol. 1. Edit. and comp. by Y. N. Davydov]. Moscow, Kanon Plus Publ., 2002, 496 p. (In Russ.).

Karpova V. M., Filippova E. V. Predstavlenie o roditel'skoj i budushhej sem'e v podrostkovom i junosheskom vozraste [The narrative of the parental and one's own future family among teenagers and young adults]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2013, No. 4, pp. 84-96 (In Russ.).

Kuli Ch. Pervichnye gruppy / Amerikanskaja sociologicheskaja mysl'. Teksty / pod red. V. I. Dobren'kova [Primary groups. The American sociological thought. Texts. Edit. by V I. Dobrenkov]. Moscow, International University of Business and Management Press, 1996, 560 p. (In Russ.).

Nagoev B. B., Pashtov T. Z., Malamatov A. H. Vlijanie udovletvorennosti brakom roditelej na otnoshenie vzroslyh detej k budushhej sem'e [An impact of parents' marital satisfaction on the attitude of their adult children to a future family]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The World of Science, Culture and Education], 2016, No. 4 (59), pp. 177-180 (In Russ.).

Namrueva L. V. Nabljudenie za zhiznju sel'skih detej Kalmykii v aspekte ih socializacii [Observations on the life of children in rural Kalmykia in the aspect of their socialization]. Deti i obshhestvo: tradicii i sovremennost'. Materialy Vserossijskoj zaochnoj nauchnoj konferencii (Elista, 1 ijunja 2016 g.) [Proc.

ных аспектов жизнедеятельности семьи показывает, что они удовлетворены основными аспектами жизнедеятельности семьи и готовы принять родительскую модель поведения в пяти ее аспектах. Распределение ответов детей в оценке организации свободного времени родителями, распределения домашней работы между родителями зависит от пола и места проживания. Влияние национальности респондентов обнаружено в оценке воспитательных стратегий, принятых в семье.

Литература

Выготский Л. С. Педагогическая психология.

М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. Ганишина И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 28 с. История теоретической социологии В 4-х т. Т. 1 / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М.: «Канон +» ОИ «Реабилитация», 2002. 496 с. Карпова В. М., Филиппова Е. В. Представление о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 84-96.

Кули Ч. Первичные группы / Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 560 с. Нагоев Б. Б., Паштов Т. З., Маламатов А. Х. Влияние удовлетворенности браком родителей на отношение взрослых детей к будущей семье // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 177-180. Намруева Л. В. Наблюдение за жизнью сельских детей Калмыкии в аспекте их социализации // Дети и общество: традиции и современность. Мат-лы Всерос. заочн. научн. конф. (Элиста, 1 июня 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 140-146. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения и будущее родительство // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 72-75. Нусхаева Б. Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия): дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 165 с.

Рыжкова А. В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей. автореф. дис.

of the all-Russia scientific teleconference — Children and Society: Traditions and Modernity. Elista, July 1, 2016]. Elista, KIGI RAN (Kalmyk Institute for Humanities of the RAS) Publ., 2016, pp. 140-146 (In Russ.).

Nikolaeva L. A. Detsko-roditel'skie otnoshenija i budushhee roditel'stvo [Children-parent relations and future parenthood]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New series. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogics], 2013, vol. 13, iss. 3, pp. 72-75 (In Russ.).

Nushaeva B. B. Nepolnaja semja kak institut socializacii detej (na primere Respubliki Kalmykija): dis. ... kand. sociol. nauk [The incomplete family as a unit of child socialization. A Ph. D. thesis]. Moscow, 2007, 165 p. (In Russ.).

Ryzhkova A. V. «Obraz sem'i» u detej doshkol'nogo vozrasta i ih roditelej. avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [The narrative of the family among preschool children and their parents. A Ph. D. thesis]. Saint Petersburg, 2009 (In Russ.).

Terehina S. A. Obrazcy roditel'skoj i budushhej sem'i u devochek s delinkvetnym povedeniem: dis. ... kand. psihol. nauk [Samples of parental and future families among girls with delinquent behavior. A Ph. D. thesis]. Moscow, 2006, 196 p. (In Russ.).

Homentauskas G. T. Semja glazami rebenka [The family with the eyes of a child]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989, 80 p. (In Russ.).

El'konin D. B. Psihologija razvitija. 2-e izd. [Philosophy of development. 2-nd edition]. Moscow, Academia Publ. Center, 2005, 144 p. (In Russ.).

УДК 316

ОЦЕНКА ПОДРОСТКАМИ ОСНОВЫХ АСПЕКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕМЬИ (на примере республики Калмыкия)

Байрта Басанговна Нусхаева1

1 кандидат социологических наук, научный сотрудник, отдел социально-экономических исследований, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН (Элиста, Российская Федерация). E-mail: nuskhaevabb@kigiran.com.

Аннотация. Семья является основным институтом социализации и воспитания детей. Значимость родителей и семьи освещается в трудах известных ученых прошлого и современности. По мнению исследователей, воспринятые в родительской семье образцы поведения воспроизводятся в собственном поведении и построении социальных контактов. По результатам опроса, проведенного автором в школах Республики Калмыкия в 2015 г., рассматривается оценка подростками основных аспектов жизнедеятельности родительской семьи. Наибольшее одобрение родительских моделей поведения подростки выражают в таких сферах, как отношение к пожилым родителям, отношения с друзьями и отношение к своей работе. Наименьшую поддержку у подростков находят такие сферы, как взаимоотношения между родителями и организация свободного времени.

Анализ ответов детей в зависимости от пола, места проживания и национальности показывает, что оценка подростков таких сфер, как организация свободного времени родителями и распределение домашней работы между родителями, зависит от пола и места проживания. Влияние национальности респондентов обнаружено в оценке воспитательных стратегий, принятых в семье.

Сравнение результатов исследований, проведенных в 2004 и 2015 гг., свидетельствует о том, что наиболее одобряемыми со стороны детей аспектами жизнедеятельности семьи остаются «отношение к пожилым родителям» и «отношение к работе». Заметные изменения наблюдаются в оценке организации свободного времени родителями: возросла доля детей, удовлетворенных тем, как родители проводят свободное время.

Ключевые слова: семья, родители, подростки, модели поведения, республика Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.