Научная статья на тему 'Позиция подростков в современной семье Калмыкии (на материале социологического исследования)'

Позиция подростков в современной семье Калмыкии (на материале социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нусхаева Б.Б.

В статье рассмотрены особенности приобщения современных подростков к домашней работе и их участие в решении семейных вопросов. Анализ показывает о влиянии пола, возраста и места проживания при определении круга домашних поручений детей. От пола и возраста также зависит активность детей при обсуждении семейных вопросов. Как показывает исследование, национальность на распределение ответов не влияет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиция подростков в современной семье Калмыкии (на материале социологического исследования)»

НУСХАЕВА Б. Б.

ПОЗИЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ КАЛМЫКИИ

(на материале социологического исследования)

Аннотация: В статье рассмотрены особенности приобщения современных подростков к домашней работе и их участие в решении семейных вопросов. Анализ показывает о влиянии пола, возраста и места проживания при определении круга домашних поручений детей. От пола и возраста также зависит активность детей при обсуждении семейных вопросов. Как показывает исследование, национальность на распределение ответов не влияет.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, социализация детей, позиция ребенка.

Социализация детей в конце XIX - в начале XX вв. осуществлялась за счет приобщения к труду взрослых. Содержание социализации определялось половой принадлежностью и социальным происхождением. Рассматривая жизненное пространство детей в крестьянских семьях, Н. А. Лихова пишет: «Детей рано приучали к нелегкому крестьянскому труду. Нередки были случаи, когда 5-6-летних детей посылали за десятки верст отвести хлеба или воды работающей семье. Мальчики этого возраста пасли скот, управляли лошадью при вспашке и бороновании, в 12-13 лет пробовали бороновать и пахать самостоятельно, 14-15-летние подростки уже выполняли все традиционные мужские работы в поле» [1]. В этнографических исследованиях об особенностях воспитания детей в калмыцкой семье кочевника также отмечают раннее приобщение детей к труду взрослых. О возрастных достижениях мальчика - калмыка писал А. Павлов: «к семи годам мальчик умел ездить верхом, к девяти - становился способным смотреть за табуном, отарой, к двенадцати - свободно ловил арканом лошадь, а при необходимости мог и объезжать ее в седле» [2]. Круг обязанностей девочек определялся видами женской работы и помощью в уходе за младшими.

Современные условия предъявляют новые требования к содержанию и задачам социализации детей. При рассмотрении различных институтов социализации, прежде всего, выделяют семью. Согласно А. Г. Харчеву, функция социализации детей относится к специфическим функциям семьи, т. е. вытекает из сущности семьи и остается при всех изменениях общества [3]. Семья является первым социальным окружением и важнейшим институтом социализации детей в силу ее значимости для ребенка: первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители.

В отечественной психологии признается активная позиция ребенка в процессе приобщения к социальному опыту. Эта активность является неотъемлемой частью процесса социализации. Так, в определении Г. М. Андреевой выделяются две стороны процесса социализации: с одной стороны - усвоение индивидом социального опыта, с другой — активное воспроизводство через деятельность [4]. Именно активность ребенка, его позиция в современной семье и участие в жизнедеятельности семьи будут рассмотрены в данной статье.

Этот аспект детско-родительских отношений был рассмотрен в рамках социологического исследования, проведенного автором в 2015 г. в школах Калмыкии. Опрошено 524 ученика 6-10-х классов г. Элисты и трех сельских школ (п. Ики-Бурул, с. Приютное, с. Яшкуль), из них 279 девочек и 245 мальчиков. В том числе 237 подростков элистинских школ и 287 - сельских.

Одной из характеристик активности детей выбран показатель участия детей в решении разных вопросов семьи. Из предложенного в анкете списка вопросов дети указывали те, в обсуждении которых они принимают участие.

Среди основных проблем, в решении которых принимают участие подростки, наибольшая активность отмечается в следующих вопросах: организация летнего отдыха

(41,7%), принятие важные решений (33,1%), организация отдыха в выходной день (32,1%), покупка дорогих вещей (28,8%). Незначительное участие детей наблюдается в вопросе распределения семейного бюджета (6,7%).

Если сравнивать участие детей в обсуждении важных вопросов в зависимости от пола, то можно отметить более высокую активность девочек в обсуждении некоторых вопросов (табл. 1). Согласно опросу девочки чаще мальчиков участвуют в обсуждении вопросов «организация летнего отдыха» (46,9% в сравнении с 36,4%) и «организация отдыха в выходной день» (27,3% и 36,7% соответственно). Также в вопросе о покупке дорогих вещей девочки активнее мальчиков: 33,5% напротив 24,0%. Активность в обсуждении других вопросов не зависит от пола. Например, 30,6% мальчиков и 35,6% девочек участвуют в принятии важных вопросов. Незначительная доля мальчиков и девочек привлекается в обсуждение распределения семейного бюджета: 6,6% и 6,9% соответственно. Как правило, не участвуют в обсуждении важных вопросов 24,0% мальчиков и 16,7% девочек. Таким образом, активность подростков в обсуждении важных вопросов семьи имеет некоторую зависимость от пола.

Как показывает исследование, место жительства не оказывает влияние на активность детей в обсуждении семейных вопросов. Близкие значения показателей наблюдаются практически по всем вопросам. Так, участвуют в обсуждении вопроса о покупке дорогих вещей 30,9% городских и 27,1% сельских детей. Чуть более 30 % школьников участвуют в принятии важных решений: 31,8% городских и 34,2% сельских. Незначительное число городских и сельских подростков принимают участие в распределении семейного бюджета: 5,9% и 7,4% соответственно. Нет существенной разницы в распределении ответов детей по таким вопросам как организация отдыха: 35,2% городских и 29,6% сельских детей обсуждают организацию отдыха в выходной день и 38,6% городских и 44,4% сельских школьников участвуют в обсуждении летнего отдыха. Как правило, не участвуют в обсуждении важных вопросов около 20% детей в каждой группе: 18,6% городских и 22,2% сельских. То есть активность подростков в обсуждении важных вопросов не зависит от места проживания семьи.

Таблица 1

Участие детей в обсуждении семейных вопросов

Покупка Принятие Распределение Организация Организация Как

дорогих важных семейного отдыха в летнего правило,

вещей решений бюджета выходной день отдыха не участвую

в зависимости от пола

Муж 24,0 30,6 6,6 27,3 36,4 24,0

Жен 33,5 35,6 6,9 36,7 46,9 16,7

в зависимости от места проживания

Город 30,9 31,8 5,9 35,2 38,6 18,6

Село 27,1 34,2 7,4 29,6 44,4 22,2

в зависимости от национальности

Калмыки 27,7 33,9 7,3 33,1 42,3 19,3

Русские 28,0 30,5 7,3 31,7 46,3 19,5

в зависимости от возраста детей

11-12 24,8 23,4 3,6 32,8 45,3 21,2

лет

13 лет 29,8 33,8 8,6 30,5 39,7 24,5

14 лет 32,3 37,1 4,0 34,7 46,8 16,1

Старше 29,8 41,3 11,5 31,7 34,6 17,3

15 лет

Не обнаружено зависимости и от национальной принадлежности детей. В данном случае по всем вопросам разница в ответах детей, принадлежащих к калмыцкой и русской этнической группе, не более 3,4 %. Например, в вопросе распределения семейного бюджета участвуют по 7,3 % в каждой этнической группе. Можно сделать вывод, что национальность не влияет на активность детей в обсуждении важных вопросов семьи.

Как и предполагалось, наибольшее влияние оказывает возраст детей. Безусловно, чем старше ребенок, тем чаще его привлекают к обсуждению семейных вопросов. Согласно опросу, наименьшая активность детей наблюдается в обсуждении распределения семейного бюджета. Если рассмотреть участие детей разного возраста в этом вопросе, можно увидеть рост числа детей: от 3,6% до 11,5% в возрастных группах 11-12 лет и старше 15 лет соответственно. Рост активности отмечается и в обсуждении важных вопросов. Участвуют в принятии важных решений 23,4% двенадцатилетних детей, 33,8% тринадцатилетних детей, 37,1 % четырнадцатилетних детей и 41,3 % детей в возрасте старше 15 лет. Как видим, с каждой возрастной группой растет доля детей, участвующих в обсуждении важных вопросов. Соответственно снижается доля тех, кто не участвует в обсуждении семейных вопросов: с 21,2% до 17,3%. Таким образом, наибольшее влияние на активность детей в обсуждении семейных вопросов оказывает возраст детей.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что национальность и место проживания не влияют на участие детей в обсуждении семейных вопросов. Некоторое влияние оказывал пол ребенка и, безусловно, активность детей зависит от возраста ребенка.

Включение ребенка в хозяйственную деятельность семьи - одна из форм приобщения к трудовой деятельности и методов воспитания. Родители определяют круг обязанностей подростка. Домашние поручения, их содержание в зависимости от пола, возраста, место проживания и национальности были проанализированы в рамках нашего исследования.

Согласно ответам школьников, чаще всего в круг их обязанностей входит: уборка квартиры (79,1%), помощь младшим (42,5%), покупка продуктов (39,5%), уход за животными (26,4%). Другие поручения выполняются детьми значительно реже: оплата коммунальных услуг (2,7%), приготовление еды (9,4%), починка бытовых приборов (2,0%), другое (3,7%).

Рассмотрим распределение ответов детей о домашних поручения в зависимости от пола респондента. На рис 1. представлены наиболее распространенные домашние поручения мальчиков и девочек. Можно увидеть существенные различия в содержании домашних поручений у мальчиков и девочек. Например, покупка продуктов чаще возлагается на мальчиков, чем на девочек (50,0% в сравнении с 30,1%). Обратная ситуация при уборке квартиры: 90,4 % девочек и 66,5 % мальчиков обязаны заниматься уборкой квартиры. А такие поручения, как помощь младшим и уход за животными, входят в обязанности мальчиков и девочек в равной мере. А именно 41,5% мальчиков и 43,8% девочек помогают младшим, и 27,5% мальчиков и 25,0% девочек ухаживают за домашними животными.

Рис. 1. Содержание домашних поручений в зависимости от пола ребенка

Остальные виды поручений не имеют большой распространенности среди подростков, но хотелось бы отметить, что девочки почти в три раза чаще указывают, что в круг их обязанностей входит приготовление еды, чем мальчики: 13,6% напротив 4,7%. Таким образом, на содержание домашних поручений подростков влияет пол. Родители приобщают к хозяйственной деятельности согласно гендерному распределению домашней работы.

Сравнение содержания домашних поручений в зависимости от места проживания показывает, что родители определяют примерно одинаковый круг обязанностей своих детей (табл. 3). Городские и сельские дети отвечают за уборку квартиры (80,5% и 77,9% соответственно), оказывают помощь младшим (42,4% и 42,5%), покупают продукты (36,8 % и 42,5%) и готовят еду (9,5% и 9,3%). Небольшая разница определяется лишь в уходе за домашними животными: сельские подростки чаще своих городских сверстников ухаживают за домашними животными (31,4% напротив 20,3%). Сельский образ жизни и наличие домашних животных определяют данное отличие. В целом круг обязанностей городских и сельских подростков одинаковый, за исключением более активным приобщением к уходу за домашними животными сельских детей.

Проанализируем круг обязанностей современных подростков в зависимости от национальности. Ответы детей свидетельствуют, что уборкой квартиры, приготовлением еды, помощью младшим заняты калмыки и русские в равной мере (табл. 3).

Таблица 3

Содержание домашних поручений в зависимости от возраста, места проживания и национальности (в %)

Покупка продуктов Уборка квартиры Оплата коммунальны х услуг Приготовлени е еды Помощь младшим Уход за домашними животными

в зависимости места проживания

Город 36,8 80,5 3,5 9,5 42,4 20,3

Село 41,8 77,9 2,1 9,3 42,5 31,4

в зависимости от национальности

Калмыки 40,5 79,8 2,0 8,5 43,6 23,4

Русские 32,1 77,8 3,7 6,2 37,0 40,7

в зависимости от возраста

11-12 лет 39,0 72,8 0,7 6,6 41,9 25,7

13 лет 42,3 79,2 2,0 10,1 43,6 21,5

14 лет 43,8 81,8 4,1 7,4 47,1 34,7

Старше 15 лет 31,7 86,1 5,0 14,9 35,6 24,8

Уход за домашними животными больше определяют как собственное домашнее поручение дети из русской семьи, чем калмыцкой (40,7 % напротив 23,4 %). Объяснить данное явление достаточно сложно. Для определения причин такого распределения ответов детей необходимо дополнительное исследование. Можем отметить, что национальность оказывает некоторое влияние на определение содержания домашних поручений детей.

Возраст детей также оказывает влияние на содержание домашних поручений. Прежде всего, чем старше ребенок, тем активнее он привлекается к выполнению домашних поручений. Так, возрастает число детей, привлекающихся к уборке квартиры (с 72,8% до 86,1%), к приготовлению еды (с 6,6% до 14,9%), оплате коммунальных услуг (с 0,7% до 5,0%) . Такие виды поручений, как покупка продуктов, помощь младшим и уход за домашними животными от возраста не зависят.

Изучение содержания домашних обязанностей детей позволяет раскрыть наиболее распространенные виды домашних поручений. В круг обязанностей современных подростков входит уборка квартиры, помощь младшим, покупка продуктов и уход за домашними животными. Стоит отметить, что на содержание домашних поручений влияют пол ребенка, место проживания, национальность.

Таким образом, современные подростки активно вовлекаются в домашнюю работу и являются участниками обсуждений семейных вопросов.

1. Лихова Н. А. Жизненное пространство детей в крестьянской семье на рубеже XIX-XX вв. (на примере Ярославской губернии). // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Том. 1. С. 326-328.

2. Павлов А. О калмыках, кочующих по Астраханской губернии. СПб., 1845.

3. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - Перепеч. с изд. 1979 г. -М.: ЦСП, 2003. - 342 с.

4. Андреева Г. М. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.