ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Л.Б. ВАСИЛЕВА* Институт психологии, Болгарская академия наук, София, Болгария
Оптимальное социальное развитие в подростковом возрасте осуществляется на основе привязанности к родителям и расширения дружеских взаимоотношений со сверстниками. Настоящая работа посвящена изучению взаимоотношений между родителями и детьми 11, 13 и 15 лет. Полученные нами данные показывают, что подростки, которые имеют наиболее высокую степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье, легче разговаривают с родителями о важных для них делах и проблемах, больше времени общаются с родителями в разных видах совместной деятельности и более четко ощущают родительскую поддержку.
Ключевые слова: структура семьи, общение с родителями, удовлетворенность семейными взаимоотношениями.
Введение
Семья является одним из важнейших факторов психического развития детей и подростков. Вместе с школьной средой и взаимоотношениями со сверстниками она определяет жизненный контекст их формирования и социализации. С другой стороны, семья не является замкнутой и статической единицей, а сложной динамической системой, которая меняется под влиянием социального, культурного и исторического развития общества [5, 6]. Существует множество перспектив в изучении влияния родителей и семьи на развитие детей и подростков: ролевые модели, родительский стиль, родительские нормы и ценности, социальное подкрепление, родительская привязанность [8, 9, 11]. Оптимальное социальное развитие в подростковом возрасте реализуется на основе привязанности к родителям и расширения дружеских взаимоотношений со сверстниками. Взаимоот-
© Василева Л.Б., 2009
* Для корреспонденции:
Василева Лидия Бонева, кандидат психологических наук Институт психологии, Болгарская академия наук 1113 София, ул. Акад. Г. Бончев, бл. 6
ношения между родителями и детьми устанавливают главные направления и надежную базу поиска идентичности подростков в мире взрослых. Общение между родителями и детьми представляет собой один из ключевых элементов при анализе семьи как окружения развития, вместе с тем оно является защитным фактором роста в подростковом и юношеском возрасте [6, 12].
Ряд исследований указывает на то, что семья, в которой имеются хорошие взаимоотношения, легче справляется с проблемами развития детей по сравнению с теми, у которых есть проблем в общении [10, 11]. Известен факт, что в подростковом и юношеском возрасте дети меньше разговаривают с родителями, общение осуществляется труднее и одновременно с этим увеличивается напряженность контактов между двумя поколениями [4, 8, 11]. В некоторых исследованиях подчеркивается склонность подростков и юношей скрывать свою любовь и привязанность к родителям, что представляет собой способ утверждения их автономности и независимости [3, 8].
Настоящая работа посвящена изучению структуры семьи и взаимоотношений между родителями и детьми 11, 13 и 15 лет.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть структуру семьи, характер общения детей с родителями, родительскую привязанность и степень удовлетворенности детей взаимоотношениями в семье.
2. Проследить возрастные и половые различия в общении с матерью и с отцом.
3. Выявить факторы удовлетворенности взаимоотношениями в семье.
Предполагается, что удовлетворенность взаимоотношениями в семье находится под влиянием структуры семьи, характера общения с родителями и родительской поддержки. Наши конкретные предположения состоят в следующем:
- Структура семьи и характер общения с родителями являются факторами удовлетворенности семейными взаимоотношини-ями у детей школьного возраста.
- Удовлетворенность взаимоотношениями в семье находится под влиянием качества общения, совместной деятельности и родительской поддержки.
Методика
Представленные результаты являются небольшой частью данных международного исследования 41 стран по проекту «Поведение и здоровье детей школьного возраста» (Health Behavior in School-aged Children - HBSC), в котором Болгария впервые принимала участие в 2005/2006 гг.
Обследованы в целом 4854 детей школьного возраста 11, 13 и 15 лет с помощью международного стандартизированного вопросника [1, 7]. В этом анализе использована только часть международного вопросника, которая отражает структуру семьи, общение с родителями в семье и удовлетворенность семейными взаимоотношениями.
С целью раскрытия отдельных факторов, влияющих на удовлетворенность взаимоотношениями в семье и на общую удовлетворенность, нами использован метод логистического регрессионного анализа.
А. Характеристика семьи:
1. Структура семьи: ребенок живет с двумя родителями, с одним из родителей или в семье второго (третьего) брака.
2. Общение ребенка с родителями -ответы на вопрос: «Насколько легко тебе говорить о вещах, которые тебя действительно волнуют: с отцом; с матерью» Возможные ответы: «очень легко», «легко», «сложно», «очень сложно»;
3. Родительская озабоченность о детях: ответы на вопрос: «Мать/Отец: Помогает, когда надо и насколько нужно; Любит меня; Понимает мои проблемы и тревоги; Нравится, когда самостоятельно принимаю решений; Пытается контролировать все, что делаю».
Возможнье ответы: «почти всегда», «иногда», «редко», «никогда».
4. Привязянность к семье: ответы на вопрос: «Обычно сколь часто ты и твоя семья делаете совместно следующее...?». (Школьникам предоставлены 8 видов совместных деятельностей).
Возможнье ответы: «каждый день», «большинство дней», «примерно раз в неделю», «редко» и «никогда».
5. Родительская поддержка по отношению к школьным проблемам: оценивается на базе трех утверждений: «Если в школе имею проблемы, то родители готовы мне помочь»; «Родители поощряют меня, когда я хорошо справляюсь в школе»; «Родители интересуются, что происходит со мной в школе.» Возможнье ответы: по четырех-степенной шкале, начиная с «Вполне согласен» и кончая с «Вполне несогласен»
Б. Измерение удовлетворенности семейными взаимоотношениями:
Удовлетворенность детей 13 и 15 лет взаимоотношениями в семье измеряется Шкалой удовлетворенности семейной атмосферой, которая содержит 11 степеней, начиная с «очень плохие» - 0 и кончая «очень хорошие» - 10. Используется версия шкалы Кантрила (Cantril Scale) об удовлетворенности жизнью [2, 8], которая является индикатором семейных отношений.
Результаты и обсуждение
Структура семьи. Результаты проведенного нами исследования показывают, что в Болгарии традиционная структура семьи, включающая в себя обоих родителей и их детей, является преобладающей: большинство детей (80,7%) живет с двумя родителями; гораздо меньше из них живут только с одним из родителей (13%). Вместе с тем социально-экономические перемены в стране оказывают существенное влияние на структуру семьи: обычно в семье есть один ребенок (63,6%), появляются другие виды организации семьи - с одним родителем, вторая семья, сожительство без брака и т.д.
Актуальным является вопрос о том, как и при каких условиях состояние семьи влияет на поведение, здоровье и развитие детей школьного возраста. Влияние семейной структуры на физичиское и психическое здоровье подростков показывает, что те, которые живут с двумя родителями, более часто определяют свое состояние здоровья как отличное (86%) по сравнению с теми, живущими с одним из родителей (75,4%).
Общение в семье. Вопрос, отражающий характер общения с родителями в семье,
сформулирован в утверждении о том, насколько детям легко разговаривать с матерью и с отцом о том, что их действительно тревожит. Выбираемые ответы обобщены в двух категориях: легкость («очень легко», «легко»), затрудненность общения («трудно», «очень трудно»). Результаты ответов, которые являются показателем хорошего уровня (легкость) общения с родителями, представлены на рисунке 1.
Удовлетворенность семейными взаимоотношениями. Полученные нами данные по отношению к удовлетворенности взаимоотношениями в семье показывают, что 82% подростков 13 и 15 лет удовлетворены (6-10) и 18% не удовлетворены (0-5) семейной атмосферой. На наиболее высокие степени удовлетворенности (9-10) указывают 47,4% подростков, в то же время 8,2% указывают на наиболее низкие степени удовлетворенности (с 0 по 4).
Данные, полученные при сравнении общения с родителями между группами, указавшие на эти две крайние степени удовлетворенности, показывают следующее. Подростки, которые в наибольшей степени удовлетворены отношениями в семье, легко разговаривают с матерью (92,9%) и с отцом (79,2%) о важных для них проблемах. В то же время те, у которых обнаруживается
□ легкость общения с матерью ш легкость общения с отцом
92^2 9X8 ~~
85,5 --85,8 83 8
172,7 --р-[74,1
мши
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
11 лет 13 лет 15 лет
Рис. 1. Общение с родителями: легкость общения с матерью и с отцом (% случаев)
наиболее низкая степень удовлетворенности семейной атмосферой, очень часто встречаются затруднения в контактах с родителями - около половины из них (52,9%) легко разговаривают с матерью и только 26,2% - с отцом.
Привязанность к семье. Она рассматривается на основе вопросов о разных видов совместной деятельности детей 13 и 15 лет с родителями. Школьникам предоставлены 8 видов совместной деятельности: смотреть телевидение, занимательные игры, за столом, прогулки, нахождение в гостях, посещение разных мест, занятия спортом, разговоры.
Анализ ответов показывает, что пять из восьми видов совместной деятельности отмечаются наиболее часто («каждый день» и «большинство дней») - за столом, разговоры, смотреть телевидение, нахождение в гостях, посещение разных мест. Остальные три вида деятельности (занимательные игры, занятия спортом, прогулки) отмечены небольшой частью исследованных лиц (рис.2).
Большая разница по отношению к семейной привязанности обнаружена между двумя группами подростков, которые указывают на крайную степень удовлетворенности или неудовлетворенности семейными взаимоотношениями.
Это особенно выражено по отношению к совместным разговорам, хождению в гости, посещению разных мест. Дети с наиболее низкой степенью удовлетворенности семейными взаимоотношениями намного реже выполняют эти виды деятельности совместно с родителями по сравнению с теми, которые указывают на высокую степень удовлетворенности.
Родительская поддержка по отношению к школьным проблемам оценивается на базе на трех утверждений, которые отражают, каким образом дети подросткового возраста воспринимают готовность родителей оказать помощь, поощрять и проявлять интерес по отношению к тому, что происходит в школе.
Распределение ответов при сравнении двух крайних степеней удовлетворенности семейными взаимоотношениями по отношению к тесту «Родительской поддержки по отношению к школе» показывают следующее:
- Более 90% подростков, которые в наибольшей степени удовлетворены взаимоотношениями в семье, ощущают родительскую поддержку; в группе неудовлетворенных их процент гораздо меньше - около 63%.
- Школьники, которые очень высоко удовлетворены семейными взаимоотноше-
Рис. 2. Сравнение двух крайних степеней удовлетворенности семейными взаимоотношениями по отношению к «семейной привязанности» (% случаев)
ниями, считают, что родители почти всегда интересуются их успехами в школе (93%), помогают (91%) и поощряют своих детей (92%).
- У подростков, имеющих наиболее низкую степень удовлетворенности, родители более редко помогают (63%), поощряют их хорошо справляться (68%) и интересуются их успехами в школе (72%).
Можно обобщить, что те подростки, которые испытывают наиболее высокую степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье, с большей легкостью разговаривают с родителями о том, что действительно их беспокоит; они намного больше общаются с родителями и совершают разные виды совместной деятельности, в большей степени ощущают родительскую поддержку в школьных делах.
Родительская озабоченность о детях. Оценка подростков отношения родителей к ним является другим аспектом семейной привязанности, который включает в себя любовь, понимание, оказание помощи, контроль и признание самостоятельности. Все это прослеживается в группе 11-летних детей с помощью шкалы, которая отражает их оценку уровня эмоциональной привязанности родителей к ним.
Оценки детьми матерей (которые представлены на рисунках 3а и 3б) показывают следующее:
- матери наиболее часто проявляют любовь, помогают и понимают своих детей;
- матерям гораздо реже нравится, когда их дети принимают самостоя-тельне решения, однако они редко пытаются контролировать все, что дети делают;
- нет существенных различий в оценках мальчиков и девочек об отношении к ним их матерей, однако девочки обнаруживают тенденцию к более высокой оценке характеристики матери как «любящая».
Оценки детьми отцов показывают такой же профиль, как и по отношению к ма-
терям, только они более слабо выражены, за исключением поддержки самостоятельных решений.
Дети считают, что отец чаще, чем мать, одобряет их самостоятельность. Мальчики сравнительно чаще, чем девочки, отмечают выяснение отношений с отцом.
С целью исследования независимого влияния разных факторов на удовлетворенность взаимоотношениями в семье проделан логистический регрессионный анализ (табл. 1).
Результаты потверждают положительное влияние следующих факторов на шанс удовлетворенности семейными взаимоотношениями: легкость общения с родителями, чувство семейной привязанности, родительская поддержка, экономический статус семьи и семейная структура.
Наиболее выраженными являются влияние семейной привязанности и общение с родителями.
У детей, которые плохо общаются с родителями, их шанс удовлетворенности семейными взаимоотношениями уменьшается на 81% по сравнению с теми, которые легко общаются.
Почти то же самое уменьшение шансов удовлетворенности (83%) наблюдается у подростков, которые имеют низкий уровень привязанности к семье.
Другими словами, подростки, которые имеют наиболее высокую степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье, легче разговаривают с родителями, больше времени общаются с ними в разных видах совместной деятельности, более четко ощущают родительскую поддержку и защиту.
Шанс удовлетворености семейными взаимоотношениями у детей, живущими с одним из родителей, уменьшается по сравнению с теми, которые живут с двумя родителями, на 47%.
Кроме того, значимо падает шанс удовлетворенности у детей с низким экономическим статусом семьи (42%) по сравнению с теми, которые имеют высокий статус.
мать -■— отец
90 80 79,1 * 75,8 80,6 ___—•
70 - ____ \
60 -50 69,9 64,4 70,2\ \ \ 43,8
40 - 30 - \\ 31,5 41,8
20 - 29,3
10 -
0 -
помогает понимает меня любит меня контролирует все нравятся самостоятельные решения
Рис. 3а. Оценки мальчиков о родительской озабоченности матери и отца по отношению к ним (распределение ответов «почти всегда» в %)
мать —»—отец
84 ___ 82,5 90,1 —_____
\
- А.\
63,8 """ \ ^
53,5 \\ 38,9
\\ 26,3
35,5
21,8
помогает понимает меня любит меня контролирует все нравятся самостоятельные решения
Рис. 3б. Оценки девочек о родительской озабоченности матери и отца (распределение ответов «почти всегда» в %)
Таблица 1
Факторы, влияющие на шанс удовлетворенности семейными взаимоотношениями
Примечание: В скобках отмечены базисные категории; В - влияние фактора на зависимую переменную; Sig. - значимость влияния; Ехр(В) - количественная выраженность факторов, влияющих на шанс удовлетворенности семейными взаимоотношениями
Заключение
Семейная структура, общение и привязанность к родителям, а также родительская поддержка являются факторами, которые оказывают независимое влияние на степень удовлетворенности подростков взаимоотношениями в семье. При ухудше-
нии любого из этих факторов уменьшается вероятность удовлетворенности детей их взаимоотношениями в семье.
С возрастом трудности в общении с родителями у подростков увеличиваются, признание привязанности к семье и к родителям падает, однако в большинстве семей родители стараются поддерживать положительные эмоциональные связи с детьми.
Полученные нами результаты подтверждают значимую роль общения в семье как фактора, обеспечивающего субъективное благополучие подростков. Особенно важно, чтобы родители уделяли достаточно времени семейным контактам, вовлекающим подростков в совместную деятельность и доверительное обсуждение проблем. Все это, несомненно, может привести к улучшению семейных взаимоотношений и повышению удовлетворенности жизнью подростков.
Литература
1. Василева Л., Александрова Б., Александрова-Караманова А., Богданова Е., Димитрова Е., Коцева Т., Тодорова И. Поведение и здраве при деца в училищна възраст, РА Очи ЕООД. - София, 2008.
2. Василева Л., Александрова Б., Богданова Е. Удовлетвореност от взаимоотношения-та в семейството при юноши от VII-ми и 1Х-ти клас. В сб.: Материали от научно-приложна конференция с международно участие на тема: «Младите хора в Европей-ска Българиа». - София, 2007.
3. Силгиджиян-Георгиева Х. Аз - концепция и психосоциална идентичност (Жизненият преход към зрелостта). - Университетско издателство «Св. Климент Охридски» София, 1998.
4. Barnes H.L., Olson D.H. Parent-adolescent communication and the circumplex model // Child Development, - 1985. - Vol. 56. - P. 438-444.
5. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. - Cambridge, MA, Harvard University Press, 1979.
6. Collins W.A., Laursen B. Parent-adolescent relationships and influences / In: R. Lerner
Факторы B Sig. Exp(B)
Пол: девочка (мальчик) -,147 ,182 ,863
Возраст: 15 лет (13 лет) -,204 ,057 ,815
Экономический статус семьи: средний (высокий) уровень низкий (высокий) -,269 -,651 ,025 ,000 ,765 ,521
Семейная привязанность: средний (высокий) уровень низкая (высокая) -,832 -1,785 ,000 ,000 ,435 ,168
Общение с родителя -ми: затрудненное(хоро-шее) плохое (хорошее) -1,357 -1,653 ,000 ,000 ,258 ,192
Родительская поддержка: средний (высокий) уровень низкий (высокий) -,723 -,876 ,000 ,000 ,485 ,416
Структура семьи: один родитель (двое родителей) вторая семья (двое родителей) -,634 -,257 ,000 ,465 ,530 ,773
& Steinberg (Eds.), Handbook of adolescent psychology. - NY: Wiley, 2004. - P. 331-361.
7. Currie C., Gabhaim S., Godeau E., Smith R. et al. Inequalities in young people's health: HBSC international report from the 2005/2006 Survey, (Vol. 5). - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2008.
8. Moreno C., Borup I., Kuzman M., Zalrrskis A., Kuntsche E. et al. Family Culture. HBSC Research Protocol for 2005/06 Survey. Section 2, Scientific rationales for focus areas: Family Culture, 2007.
9. Laursen B., & Collins W.A. Parent-child communication during adolescence / In: A.L. Vangelisti (Ed.). Handbook of Family Communication. - Mahwah, NJ: Erlbaum, 2008.
10. Loeber R., Drinkwater M., Yin Y., Anderson S.J., Schmidt L.C., & Crawford A. Stability of family interaction from ages 6 to 18. J. of Abnormal Child Psychology. - 2000. - Vol. 28. - P. 353-369.
11. Pedersen M., Granado-Alkcon M., Rodrigues C., Smith R. Family. Young people's health in context / In: Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: International report from the 2001/2002 survey. Eds. C. Currie et al. Health policy for Children and Adolescents, N4. - WHO: Europe, 2006.
12. Steinberg L. We know some things: adolescent-parent relationships in retrospect and prospect // J. of Research on Adolescents. - 2001. - Vol. 11. - P. 1-20.
FEATURES RELATIONSHIP SCHOOL-AGE CHILDREN IN THE FAMILY
L.B. VASILEVA
Institute of Psychology, Bulgarian Academy of Sciences, Sofia, Bulgaria
Optimal social development in adolescence is based on attachment to parents and expansion of friendly relations with peers. This paper studies the relationship between parents and children 11, 13 and 15 years. Our findings show that adolescents who have the highest degree of satisfaction with family relationships, easier to talk with parents about important matters for them and the problems more time to communicate with parents in different kinds of joint activities and more clearly perceive parental support.
Keywords: family structure, communication with parents, satisfaction family relationships.