Научная статья на тему 'Развод глазами ребенка: социологический аспект'

Развод глазами ребенка: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2034
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / БРАК / MARRIAGE / РАЗВОД / DIVORCE / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / CHILDREN / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна

Поднимается проблема восприятия детско-родительских отношений детьми в условиях развода в семье, а именно выявляются осведомленность детей о разводе, его причинах и источниках информированности о сложившейся ситуации в семье; формирование новой системы отношений с родителями и особенности процесса сепарации с эмоционально значимым родителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVORCE THROUGH THE EYES OF A CHILD: A SOCIOLOGICAL PERSPECTIVE

The problem of a child’s adaptation after his parents' divorce is examined, with the focus on such aspects as the children’s awareness of the divorce and its causes as well as the sources of information about the situation in the family; the formation of a new system of relations with parents and peculiarities of the separation process with the emotionally significant parent.

Текст научной работы на тему «Развод глазами ребенка: социологический аспект»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 1 (37), с. 115-120

115

УДК 316

РАЗВОД ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ © 2015 г. А.В. Ермилова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 09.09.2014

Поднимается проблема восприятия детско-родительских отношений детьми в условиях развода в семье, а именно выявляются осведомленность детей о разводе, его причинах и источниках информированности о сложившейся ситуации в семье; формирование новой системы отношений с родителями и особенности процесса сепарации с эмоционально значимым родителем.

Ключевые слова: семья, брак, развод, родители, дети, отношения, восприятие.

Дети - это особая социально-демографическая группа населения, по своей природе слабо защищенная. Одновременно это социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, политические и социальные изменения в обществе. В истории человечества социально уязвимое детство есть постоянное социальное явление, - меняются лишь его формы, характер. Оно имеет место даже в самых цивилизованных странах, в том числе и в России.

Рассматривая положение детей в России в 2013 г. и в целом в последние годы, необходимо принимать во внимание контекст, в котором о детях и их защите говорит государство. Это, в первую очередь, озабоченность демографической ситуацией в стране. Специалисты считают, что в основе нынешнего демографического кризиса лежит кризис института семьи, ее функций (репродуктивной, социальной и воспитательной). Об этом свидетельствуют показатели семейного неблагополучия (уровень разводов; число детей, рожденных вне брака; число родителей, лишенных родительских прав, и др.).

Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, на территории РФ в 2011 г. вступили в брак 1316 тыс. человек, в 2012 г. - 1213.6 тыс. человек, прошли через процедуру разводов в 2011 г. 669.8 тыс. человек, в 2012 г. - 644.1 тыс. человек [1]. Следует отметить, что число лиц, решивших подать на развод превышает 50%-е значение. Такой высокий уровень разводов, несомненно, неблагоприятно сказывается в целом на социально-демографической ситуации в стране, особенно в современных условиях, когда сепарация между супругами не всегда возможна.

В современном обществе развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали отрицательно, как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможно [2].

Развод представляет собой кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы [3]. В настоящее время выделяют следующие факторы, способствующие росту количества разводов: либерализация взглядов на развод, укрепление самостоятельности и социального равноправия женщин, снижение влияния родителей на выбор детьми супругов, неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров, освобождение от религиозных и этнических норм и др. Рассматривая разнообразные мотивы и причины разводов, не следует забывать об их главном социальном последствии - неполной семье.

Ежегодно вследствие разводов появляется большое количество неполных семей, где ребенок воспитывается одним из родителей. В 2012 г. уполномоченный по правам ребенка при Президенте России П. Астахов сообщил, что количество неполных семей в РФ за последние годы выросло до 30%. По его словам, в настоя-ще время 6.2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5.6 млн матерей-одиночек и 634.5 тыс. одиноких отцов. По статистике, более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически уклоня-

Таблица 1

Наличие совместно проживающего члена семьи у детей разного пола и возраста, в % (N=200 чел.)

Социально-демографические характеристики Совместно проживающие члены семьи

с матерью с отцом у других родственников (бабушка, дедушка, тетя, дядя и др.)

Пол М 45.8 45.8 8.4

Ж 69.2 26.9 3.9

Возраст 12 38.9 50.0 11.1

13 50.0 37.5 12.5

14 57.1 42.9 0

15 82.4 17.6 0

ются от уплаты алиментов, а каждый третий -не платит их вообще [4].

Развод - это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Именно для детей развод родителей является трагичным происшествием, сродни утрате близкого человека. Подавляющее большинство детей от старшего дошкольного до подросткового возраста реагируют на него как на один из самых тяжелых стрессов: ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, возникают проблемы с учебой, разрушаются социальные контакты.

Вопросам семейных конфликтов посвящены труды многих исследователей, и в частности В.А. Сысенко, И.С. Голода, Н.Г. Юркевича, М.Я. Соловьева, С.С. Седельникова, Н.В. Ма-ляровой, Т.А. Гурко, Н.М. Римашевской, Н.В. Гришиной, А.Г. Шмелева, А.Я. Анцупова, В.В. Солодникова. В работах данных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, в частности развод, его причины, формы конфликтного взаимодействия между супругами и др.

Несмотря на издание значительного числа работ по данной проблеме, в социологии по-прежнему остается мало изученной тема, связанная с особенностями восприятия детьми развода родителей.

Кафедрой социальной работы и прикладной психологии ИвГУ было проведено исследование, объектом которого стали дети из разведенных семей. Предмет исследования - восприятие детьми детско-родительских отношений после развода родителей. В качестве основного метода было использовано индивидуальное анкетирование детей из разведенных семей, которое было проведено на базе школ г. Иваново. Объём выборочной совокупности составил 200 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, во-первых, дана сравнительная характеристика удовлетворенности материальной обеспеченностью семьи до развода и после него, а также проанализировано изменение жилищных условий после бракоразводного процесса; во-вторых, определены гендерные особенности взаимодействия детей с отдельно проживающим родителем; в-третьих, выявлены способы информирования детей о предстоящем разводе и факторы, влияющие на восприятие детьми детско-родительских отношений после развода.

В исследовании приняли участие 48.0% мальчиков и 52.0% девочек в возрасте от 12 до 15 лет. Немаловажным при выявлении отношения детей к ситуации развода является стаж брака родителей. Значительная часть детей (30.0%) указала, что их родители прожили вместе 15 и более лет, прежде чем развестись; 22.0% участников опроса указали, что развод пришелся на стаж брака от 10 до 15 лет; в 24.0%

- стаж брака родителей от 5 до 10 лет; в 12.0 %

- от 3 до 5 лет; в 12.0% - до 3 лет. С уверенностью можно констатировать, что пик разводов приходится на 10 и более лет совместной жизни.

Пол родителя, с которым остается жить ребенок, оказывает влияние на эффективность преодоления ситуации развода. Большое число поведенческих проблем констатировалось в случае, когда дети оставались в семье с родителем противоположного пола. В целом по выборке 57.5% ребят после развода родителей остались жить с матерями. Однако сохраняется значительная часть детей (36.4%), которые проживают и со своими отцами.

Следует обратить внимание, что значительная часть девочек (26.9%), особенно младшей возрастной категории, в настоящее время проживает совместно с отцами (табл. 1). Такая си-

Таблица 3

Оценка удовлетворенности материальной обеспеченностью семьи после развода

Таблица 2

Оценка удовлетворенности материальной обеспеченностью семьи до развода в зависимости от пола и возраста детей, в % (N=200 чел.)

Социально-демографические характеристики Уровень удовлетворенности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий затрудняюсь ответить

12.0 24.0 44.0 8.0 10.0 2.0

Пол М 16.7 33.3 41.7 0 8.3 0

Ж 7.7 15.4 46.2 15.4 11.5 3.8

Возраст 12 5.6 38.9 44.4 0 11.1 0

13 12.5 0 87.5 0 0 0

14 14.3 42.9 42.9 0 0 0

15 17.6 11.8 23.5 23.5 17.6 5.9

в зависимости от пола и возраста детей, в % (N=200 чел.)

Социально-демографические характеристики Уровень удовлетворенности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий затрудняюсь ответить

6.0 24.0 36.0 18.0 14.0 2.0

Пол М 4.2 33.3 33.3 12.5 16.7 0

Ж 7.7 15.4 38.5 23.1 11.5 3.8

Возраст 12 5.6 27.8 44.4 11.1 11.1 0

13 12.5 25.0 25.0 37.5 0 0

14 14.3 28.6 28.6 28.6 0 0

15 6.0 24.0 36.0 18.0 14.0 2.0

туация может отрицательно сказаться на развитии девушек, способствовать возникновению многих поведенческих проблем. Аналогичная ситуация может возникнуть и в случае, когда ребенок мужского пола остается жить с матерью. Здесь, как правило, не исключается проблема самоопределения (отсутствие образца поведения отца) и проблема девиантного проведения.

Оценивая жилищные условия семей, в которых проживали дети до и после развода родителей, следует указать, что у большинства ребят они не ухудшились, а скорее, наоборот, улучшились: жили в собственной квартире с родителями 58.0% детей до развода и 70.0% ребят после развода; в собственном доме 14.0% детей до развода и 12.0% после развода. Однако стоит отметить, что существенно возросло количество детей, которые переехали со своим родителем (чаще всего с отцом) на съемные квартиры (на 10.0%) и в общежития (чаще всего с матерью) на 8.0%.

Исследовательский интерес был направлен и на выявление изменений материальной обеспе-

ченности семьи после развода (табл. 2, 3). В данной сфере были отмечены некоторые изменения. Во-первых, снизилось число респондентов, которые оценивают материальное положение семьи в настоящее время как высокое (с 12.0% до 6.0%) и как среднее (с 44.0% до 36.0). Во-вторых, возросло количество семей, уровень материального положения в которых после развода понизился, а именно: удовлетворенность ниже среднего с 8.0% возросла до 18.0%; низкий уровень удовлетворенности с 10.0% вырос до 14.0%. Следует также обратить внимание, что до развода 14.0% женщин не занимались трудовой деятельностью, однако после развода женщин-иждивенцев не осталось ни одной. Приходится констатировать, что, несмотря даже на улучшение жилищных условий, в целом уровень материальной обеспеченности семьи после развода снижается, особенно в материнских семьях. Это может быть связано с вынужденными расходами на жилье, с нарушением регулярности выплаты алиментов, а также с тем, что большая часть затрат ложится на одного родителя независимо от его пола. Дисгармоничные

Оценка осведомленности о причине развода в зависимости от пола и возраста детей,

Таблица 4

Социально-демографические показатели детей Знали о разводе Не знали о разводе

Пол м 50.0 50.0

ж 76.9 23.1

Возраст 12 55.6 44.4

13 37.5 62.5

14 57.1 42.9

15 88.2 11.8

Рис. 1. Источники информирования детей о разводе, в % (N=112 чел.)

отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий.

Одним из видов профилактики проблем, которые могут возникнуть у ребенка, является разговор о предстоящем разводе.

В целом по выборке 56.0% ребят знали, что родители разводятся, при этом девочки в большей степени были осведомлены о предстоящем бракоразводном процессе (76.9% против 50.0%) (табл. 4). Следует также обратить внимание на то, что родители преимущественно делятся подобной информацией с детьми старшей возрастной категории (12 лет - 55.6%; 13 лет -37.5%; 14 лет - 57.1%; 15 лет - 88.2%).

Основным источником информации для детей о предстоящем разводе является разговор с матерью (71.0%). Только 18.0% ребят указали, что именно отец довел до их сведения информацию подобного типа, либо дети подслушали разговор старших (11.1%). Варианты ответов «Из разговора с другими членами семьи», «Из разговора с психологом» не были выбраны; никто из детей не предложил своего варианта ответа (рис. 1). Таким образом, в современной семье вся ответственность за правильное доне-

сение информации до ребенка о разводе, о его причинах и за подготовку ребенка к самому бракоразводному процессу в большей степени ложится на мать.

Достаточно большое количество детей догадывалось о причинах развода своих родителей (68.0%), среди которых были указаны следующие: пьянство (алкоголизм) одного из родителей - 39.0%; нарушение супружеской верности

- 27.0%; несовместимость характеров супругов

- 26.0%; оформление брачных отношений без любви - 8.0%.

По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения его с обоими родителями. По данным американских исследователей Д. Добсона и А. Николи, 50.0% отцов прекращают навещать своих детей спустя три года после развода [5]. Анализируя данные собственного социологического исследования, мы можем наблюдать следующие особенности внутрисемейных отношений.

Во-первых, в 22.0% случаев один из родителей запрещает ребенку общаться с другим родителем, и главной причиной такого запрета является девиантное поведение (алкоголизм) бывшего супруга (52.0%).

Таблица 5

Оценка изменений взаимоотношений между ребенком и родителем, не проживающим с ним, в зависимости от пола и возраста первого, в % (N=125 чел.)

Социально-демографические показатели Демонстративное несогласие с родителем Перестали общаться Появилась обида Вы стали более замкнуты в общении с ним Вы стали опекать родителя

В целом по Ы,% 31.3 21.9 18.8 18.8 9.4

Пол М 25.0 16.7 25.0 25.0 8.3

Ж 36.8 22.3 15.8 15.8 5.3

Возраст 12 33.3 33.3 34.0 0 0

13 50.0 50.0 0 0 0

14 22.2 44.4 22.2 11.1 0

15 29.4 41.2 11.8 11.8 5.9

Во-вторых, большинство ребят, которым разрешено общение с отдельно проживающим родителем, имеют возможность встречаться с ним 1-2 раза в месяц (54.0%). Тем не менее сохраняется значительная часть отдельно проживающих родителей, которые видятся с ребенком каждый день (10.0%) либо 1-2 раза в неделю (21.3%). Однако такая положительная тенденция внутрисемейных отношений после развода характерна практически только для детей в возрасте до 10 лет, далее по мере взросления ребенка количество встреч резко снижается.

В-третьих, с увеличением временного критерия после развода происходит снижение частоты общения с родителем, который не живет совместно с ребенком, и, как указывают сами дети, отдельно проживающие родители просто отказываются с ними встречаться, так как у них, как правило, появляются другие семьи.

Исследовательский интерес был направлен и на выявление отношения детей к отдельно проживающему родителю (табл. 5).

Анализируя полученные данные, следует отметить, что 75 ребят указали, что отношения с отдельно проживающим родителем остались прежними, то есть развод родителей никак не повлиял на них. Однако у остальной части детей произошли изменения в отношениях с родителем, в которых ярко выражены гендерные особенности: во-первых, демонстративное несогласие с отдельно проживающим родителем в большей степени демонстрируют девочки (36.8% против 25.0%), особенно в возрасте 13 лет (50%); во-вторых, респонденты мужского пола стали более замкнутыми в общении с отцом/матерью (25.0% против 15.8%) либо стараются меньше общаться с покинувшим их родителем, так как сильно на него обижаются, особенно ребята младшего подросткового возраста (34.0%). Варианты ответов «Стали более близ-

ки», «Появилась агрессия по отношению к родственникам, родителям» не были выбраны респондентами.

Для того чтобы ребенок как можно легче пережил развод, родители должны поддерживать отношения друг с другом. Так, из всей совокупности респондентов только 36% опрошенных указали, что их родители действительно общаются друг с другом. Однако достаточно велик процент тех, кто ответил отрицательно (64%). При анкетировании дети указывали следующие причины отказа родителей от общения друг с другом: алкоголизм одного из родителей (34.5%); обида друг на друга (чаще всего в основе данной причины лежит измена супруга/ги) - 31.4%; непонимание, возникшее между бывшими супругами после развода (23.5%) и ненависть родителей друг к другу (10.6%) - в основе этих причин лежат разногласия, которые сопряжены с разделом имущества.

Травматичность развода родителей связана с тем, что разрушение семьи не является выбором самого ребенка. Он вынужден смириться с решением родителей. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызвать протестные и депрессивные реакции. Для 46% детей развод родителей стал огромным огорчением, особенно для мальчиков (78.1% против 23.1%) младшей возрастной группы, которые указали на ухудшение самочувствия после развода родителей, на ощущение своей ненужности, на снижение уровня успеваемости в школе. Это может быть связано с тем, что совместно проживающий с ребенком родитель чаще всего вынужден увеличить время занятости на рабочем месте, чтобы прокормить семью, тогда как отдельно проживающий родитель с увеличением стажа разрыва отношений со своей бывшей семьей сокращает количество встреч с ребенком, что является негативным последствием

сепаризации. Чаще всего дети в таких семьях получают одностороннее воспитание, и у них, как правило, складывается искаженное представление о супружестве; поэтому очень важно в период развода и после него дать ребенку возможность остаться в тесном контакте с обоими родителями.

Итак, в настоящее время в структуре современной неполной семьи наблюдается тенденция трансформации данного института, так как все чаще приходится сталкиваться с новой моделью - отцовская семья. Проведенное исследование констатирует увеличение числа представителей нетрадиционного типа неполной семьи, который смог сформироваться в результате лишения матери родительских прав, ее ухода из семьи и др. В основе восприятия ребенком детско-родительских отношений после развода лежат следующие факторы: во-первых, возраст и пол ребенка; во-вторых, особенности протекания развода; в-третьих, характер взаимоотношений между бывшими супругами; в-четвертых, специфика отношений ребенка с совместно и отдельно проживающим родителем; в-пятых, наличие девиантного поведения родителей (родителя) и, в-шестых, финансово-экономическое положение семьи до развода и после него. Полученные результаты могут быть использованы психологами дошкольных и школьных учреждений, психологических служб, социальными педагогами, самими родителями для коррекции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психики детей, переживших развод родителей. В этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе. Заключение договора о полноправном участии каждого из супругов в воспитании ребенка (детей) может стать надежным средством профилактики негативных последствий развода как для ребенка, так и для бывших супругов.

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения 21.05.2014).

2. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 74-87.

3. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

4. Доклад МХГ «Положение детей в РФ в 2013 году». - URL: www.rfdeti.ru/display.php? id=6625 (дата обращения 21.11.2014).

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.

DIVORCE THROUGH THE EYES OF A CHILD: A SOCIOLOGICAL PERSPECTIVE

A. V. Ermilova

The problem of a child's adaptation after his parents' divorce is examined, with the focus on such aspects as the children's awareness of the divorce and its causes as well as the sources of information about the situation in the family; the formation of a new system of relations with parents and peculiarities of the separation process with the emotionally significant parent.

Keywords: family, marriage, divorce, children, relations, perception.

References

1. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudar-stvennoy statistiki. - URL: http://cbsd.gks.ru/ (data obrashcheniya 21.05.2014).

2. Golod S.I. Monogamnaya sem'ya: krizis ili evolyutsi-ya? // Sotsial'no-politicheskiy zhurnal. 1995. № 6. S. 74-87.

3. Andreeva T.V. Semeynaya psikhologiya. SPb.: Rech', 2004. 244 s.

4. Doklad MKhG «Polozheme detey v RF v 2013 godu». - URL: www.rfdeti.ru/display.php? id=6625 (data obrashcheniya 21.11.2014).

5. Osnovy psikhologii sem'i i semeynogo kon-sul'tirovaniya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / Pod obshch. red. N.N. Posysoeva. M.: VLADOS-PRESS, 2004. 328 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.