1Е.Л. Горлова
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
Предлагается обзор отечественных и зарубежных исследований роди-тельства: выделены основные проблемные области, представлены методы их изучения современными авторами, описаны главные результаты прак-тико-ориентированных работ, позволяющих решать актуальные задачи психологического консультирования родителей. В статье раскрыты возможные перспективы будущих исследований родительской компетентности.
Ключевые слова: семья, родительство, родительская компетентность, родительское отношение, родительское поведение, стили воспитания.
Писатель-фантаст Станислав Лем в романе «Возвращение со звезд» (1961) описывает будущее человеческого общества, в котором рождение и воспитание детей разрешается только при наличии у будущих родителей высокой квалификации и всесторонней подготовки, даже специального обучения. Лем пишет: «... в старом обществе нельзя было, например, строить дом, мост, лечить болезни, наконец, просто выполнять административную работу, не имея соответствующего образования, и только наиболее ответственное дело - рождение детей, формирование их психики -было отдано на произвол слепого случая и минутного желания, а общество вмешивалось лишь тогда, когда ошибки - если они были совершены - уже поздно было исправлять»1. В новом «искусно построенном обществе непрерывной и стабилизированной гармонии» будет естественным сдавать что-то вроде экзаменов, для получения разрешения завести ребенка.
В настоящее время никого особенно не удивишь существованием специальных программ, занятий по подготовке к материнству
© Горлова Е.Л., 2010
и отцовству (правда, на добровольных началах и без выдачи разрешающего сертификата). О психолого-педагогическом сопровождении родительства написаны статьи и книги, на конференциях обсуждаются результаты научных исследований по проблемам семьи. Возрастание внимания общественных институтов к проблемам воспитания детей в семье объясняется тем, что все чаще родители сами «расписываются» в своих затруднениях и неумениях, в неспособности общаться с детьми и воспитывать их. Обращения родителей за психологической помощью - реалии сегодняшнего дня. Однако возникает вполне закономерный вопрос: насколько данная помощь может быть эффективной, т. е., с одной стороны, минимизирующей возникающие трудности в родительско-детских отношениях, с другой - обеспечивающей успешность в реализации родительских функций супругами.
Выделяются два устойчивых мнения в практике психологической помощи родителям: первое - родителям сложно помочь в их родительском (прежде всего материнском) самоосуществлении. Например, Д.В. Винникотт считает, что «мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука - это ее собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, и, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и - что очень важно - она многому научилась в раннем детстве, играя в "дочки-матери"»2. В данном контексте психологическая помощь представляется как экспансия чужого опыта, который будет, скорее, выступать препятствием в развитии материнской интуиции и готовности слушать собственное сердце.
Другая позиция - формирующего психологического оптимизма - расценивает родительство как освоение новой роли и новых форм общения и деятельности. Данная трактовка предусматривает не только возможность, но и необходимость помощи общественных институтов в ситуациях, когда родитель по каким-либо причинам не справляется со своей ролью. Психологическая помощь может оказываться наряду с юридической, социальной, педагогической и др.
В психологической практике обращение родителей к консультанту или психотерапевту сопряжено с острыми переживаниями по поводу собственной несостоятельности. Индивидуальный характер возникших затруднений, конкретность обстоятельств предполагают поиск альтернативных способов решения проблемы в строго очерченных границах. Важнейшее условие действенности помощи - это сохранение родителями веры в себя, положительное
оценивание ими собственных ресурсов и способностей в преодолении сложившейся ситуации.
Задача данной статьи - проанализировать результаты современных исследований родительской компетентности с точки зрения возможностей их применения в практике психологического консультирования. При сравнении общих смысловых контекстов психологических исследований в зарубежной и отечественной психологии выявили одно из существенных отличий. В англоязычных публикациях обсуждаются психологические аспекты острых социальных проблем современной семьи, констатируются те или иные специфические черты родительского поведения в различных по составу семьях, с разным уровнем жизни, социальным статусом, в разных этносах и др. В русскоязычных работах с самого начала задается направленность на поиск путей оптимизации психологической помощи родителям. Приведем в качестве примеров отдельные работы в современной отечественной и зарубежной психологии, выполненные в данных контекстах.
В работе И. В. Ткаченко семья исследуется с точки зрения ее психических ресурсов для личности3. Развитие семейных ресурсов предполагается выстраивать в следующей последовательности: развитие ресурсов личности ^ развитие ресурсов супружеских отношений ^ развитие ресурсов детско-родительских отношений. В концепции автора личностно-развивающие ресурсы семьи включают в себя ресурсы двух типов - адаптации и социализации личности.
Семейные ресурсы адаптации состоят из эмоциональных ресурсов, ресурсов родительской любви, ресурсов безопасности и ожидания будущего. Данный тип ресурсов обеспечивает чувство стабильности, защищенности ее членов, способствует сохранению психического здоровья личности.
Семейные ресурсы социализации включают в себя три составляющие: когнитивные ресурсы, поведенческие ресурсы и ресурсы личностных достижений. Они направлены на создание условий для обогащения представлений личности о себе и окружающих, о возможных способах построения межличностных контактов, расширении диапазонов поведенческой активности личности.
С точки зрения автора, проблемы развития личности в семье возникают в случае ее чрезмерной ориентированности на один тип ресурсов семьи в ущерб другому типу. Так, доминантное использование ресурсов адаптации в ущерб ресурсам социализации может привести к росту тревожности личности; использование ресурсов социализации в ущерб ресурсам адаптации - к внутренней конфликтности, самообвинению, аффективному поведению, социаль-
ной фрустрированности, субъективному переживанию одиночества, эмоциональному истощению.
Актуализации личностно-развивающих ресурсов семьи способствует компенсационный подход. Сутью данного подхода является проведение работы по развитию у личности того типа лич-ностно-развивающих ресурсов семьи, который раньше не входил в сферу его приоритетов. Так, доминирование у личности семейных ресурсов адаптации требует актуализации ресурсов социализации, и наоборот.
Эмпирическое исследование И.В. Ткаченко показало, что ресурсами личностного развития родителей в пространстве детско-родительских отношений выступают: родительская любовь, безопасность, личностные достижения и ожидания будущего. Именно они влияют на успешность выполнения родителями своих обязанностей, на преодоление жизненных трудностей, сохранение семьи, воспитание детей, достижение высоких результатов в различных сферах жизнедеятельности.
В исследовании разработаны методика диагностики доминирующего и личностного ресурса семьи и средства актуализации личностно-развивающих ресурсов семьи. Психологическое проектирование раскрывается как основное средство работы с семейными ресурсами. В качестве принципов психологического проектирования личностно-развивающих ресурсов семьи выделены: принцип системности, принцип учета типичного и единичного, принцип обращения к внутренним ресурсам личности, принцип оптимизации основных ресурсных составляющих семьи.
На наш взгляд, данная работа подчеркивает важность целостного взгляда на семью, в которой личность представлена через призму супружеских и родительских отношений, их взаимосвязей. Раскрыто понятие энергоемкости семьи как интеграции ее ресурсов. Задача психолога в данном контексте - проектирование условий оптимизации энергоемкости семьи как залог успешного супружества и родительства. В исследовании акцент смещен на оценку ресурсов семьи для развития ее взрослых членов, семья здесь рассматривается с точки зрения ее психотерапевтической функции. Вместе с тем данная функция стала выделяться лишь в последние десятилетия, в то время как репродуктивная и социализирующая функции традиционно считаются важнейшими для семьи. Многочисленные работы посвящены оцениванию потенциала семьи именно в воспитании и психологическом развитии ребенка, разработке путей развития именно этих функций семьи.
В исследовании О.А. Карабановой раскрывается становление и функционирование динамической структуры социальной ситуа-
ции развития в детском и подростковом возрасте4. Проанализировано понятие социального контекста психического развития ребенка как общения и сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками в рамках определенных социальных институтов - семейного, образовательного, групп сверстников. Представлена новая теоретическая модель структуры социальной ситуации развития, которая включает в себя понятия «социальный контекст», «ориентирующий образ», «внутренняя позиция», «социальные ожидания». Динамика социальной ситуации развития определяется активностью субъекта развития, механизмами опосредствования отношений ребенка и социальной среды, что позволяет выявить индивидуальные варианты в пространстве нормативного возрастного развития. Результаты данного исследования доказывают необходимость выхода в коррекционной работе за пределы модели типа «психолог - ребенок» к модели «психолог - социальное окружение - ребенок». Только изменение жизнедеятельности ребенка в системе его социальных связей и отношений позволяет успешно разрешить проблемы психического развития и предотвратить отклонения и нарушения развития.
Важнейшей целью коррекции психического развития ребенка, по мнению автора, является оптимизация социальной ситуации развития, требующая решения задач в четырех областях: «ребенок-родитель»; «ребенок-образовательная среда»; «ребенок-социальный взрослый»; «ребенок-сверстники». В содержании детско-родительских отношений главными являются следующие задачи: гармонизация типа семейного воспитания и родительской позиции; повышение уровня родительской психолого-педагогической компетентности, включая ориентацию в возрастно-психоло-гических и индивидуально-личностных особенностях детей и психологическую готовность к перестройке форм сотрудничества и совместной деятельности с учетом этих особенностей; оптимизацию образа детско-родительских отношений с акцентом на позитивные установки в отношении партнера и повышение уровня рефлексивности и адекватности осознания особенностей детско-родительских отношений обеими сторонами. Родительская компетентность рассматривается как компонент более широкого понятия родительско-детских отношений.
В работе М.В. Соколовой рассматриваются особенности родительского отношения на разных этапах возрастного развития ребенка5. Генезис родительства в связи с детским онтогенезом -основной контекст данного исследования. На основе всестороннего анализа зарубежных и отечественных работ по проблемам родительского отношения автор заключает, что специфика роди-
тельского отношения состоит в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается, с точки зрения автора, в максимальной выраженности и напряженности обоих полюсов. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т. е. личностного, отношения. С другой стороны, ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль за его действиями, превращая ребенка в объект воспитания и, как следствие, направленность родителя на формирование определенных качеств, ценных с его точки зрения, объективную оценку действий и состояний ребенка.
Таким образом, М.В. Соколова рассматривает личностное и предметное начало как структурные составляющие родительского отношения. В исследовании доказано, что тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяются не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Например, на ранних стадиях развития максимально выражено личностное начало, по мере взросления на первый план выходит предметная составляющая родительского отношения. Автором разработана диагностическая методика, выявляющая преобладающий стиль взаимодействия родителя с ребенком, разработаны пути оптимизации и оздоровления родительско-детских отношений.
Краткий анализ трех работ позволяет увидеть следующие смысловые контексты изучения родительства отечественными учеными: как этапа развития личности взрослого человека и один из ресурсов семьи; как одного из важнейших социальных институтов развития ребенка наряду с институтом общественных взрослых и сверстников; как части целостных родительско-детских отношений, комплементарных возрастному развитию детей.
Выделим еще некоторые общие контексты изучения родитель-ства отечественными авторами: этапы развития образов идеальной и собственной семьи в целом и родителей в частности у детей различных возрастов; специфика родительского отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья; готовность к роди-тельству; сходства и различия отцовства и материнства и другие. Хочется отметить важнейшее отличие большинства современных отечественных исследований: обязательно затрагивается
какой-либо аспект развития практики психологической помощи родителям.
В кратком обзоре зарубежной психологии родительства представим наиболее актуальные контексты работ и приведем примеры для иллюстрации некоторых из них.
Р. Вэйс измеряет родительский потенциал в неблагополучных афро-американских семьях на основе данных опроса родителей и наблюдений за родительско-детским взаимодействием в домашних условиях6. Основываясь на работах предшественников, исследователь вначале на основе сравнения выраженности таких единиц, как материнское тепло, контроль и гнев, выделяет типы родительского воспитания: пренебрежительный, разрешающий, авторитетный, обеспокоенный (дистрессовый), и, далее, анализируя данные наблюдений, выявляет специфику родительского взаимодействия с детьми в домашних условиях (познавательная стимуляция, эмоциональная поддержка, окружающая среда, жесткость дисциплины). Вэйс выявляет наиболее приемлемые типы родительского воспитания, а также сравнивает их с общим уровнем образования матерей, социально-демографическими данными, уровнем материнской депрессии. В последующем раскрывает связь каждого типа родительского воспитания с различными видами проблем в поведении детей: незрелость, неприемлемость поведения; социальные проблемы в поведении; детская тревога и депрессия; гнев и агрессия; импульсивность, гиперактивность и невнимательность. Кроме этого, автор изучает и обратную сторону детского поведения - его адаптивность (поведенческая компетентность, опора на собственные силы, социально-эмоциональная компетентность) при реализации родителями разных типов родительского поведения. Работа отличается подробным изложением всех выявленных связей и описанием наиболее благоприятного (авторитетный) и самого проблемного (обеспокоенный) типов родительского воспитания.
Это пример одного из распространенных контекстов изучения родительства в зарубежной психологии: констатация особенностей родительского отношения и поведения в семьях групп риска (к примеру, изучение особенностей восприятия собственной родительской роли женщинами после отбывания срока тюремного заключения); проблема семейного насилия и родительской компетентности в латино-американских семьях; личностный и социальный ресурс бездомных испаноязычных родителей в воспитании детей. Авторы выводят важнейшие проблемы современной семьи из «тени», обращают внимание общественности на существующие нарушения в функционировании современной семьи, рассматри-
вают причины и следствия, тем самым косвенно определяют направления возможной психологической помощи в развитии родительской компетентности.
Вместе с тем есть работы, направленные на поиск конкретных механизмов и способов преодоления проблем в родительском поведении. В данном ключе построено исследование причин жестокого обращения отцов по отношению к сыновьям исследователями Ю.-Р. Ли и Р.Д. Инрайт7. Авторы связывают агрессивное поведение отцов по отношению к их собственным сыновьям с тем, что в своей родительской семье сами отцы в прошлом испытали обиду и гнев в связи с несправедливым обращением. В работе доказано, что те отцы, которые не простили собственного отца и того, как с ними обращались в детстве в их родной семье, перемещают свой гнев на своих сыновей и испытывают трудности в их воспитании в своей нынешней семье. Прощение собственных отцов выступает в этом исследовании медиатором в разрешении конфликта отцов и сыновей, имеющего корни в предыдущем поколении. Межпоколенный конфликт, по данным этого исследования, передается именно в отношениях отцов и сыновей, что объясняется теорией социального научения. Выход на практику здесь связан с тем, что прощение отцами своих отцов позитивно влияет на эмоционально-личностное благополучие сыновей в следующем поколении.
Взаимоотношения родителей с детьми различных возрастов и статусов здоровья, а также поиск путей оптимизации роди-тельско-детского взаимодействия - еще одна проблемная область исследований зарубежных коллег, например сравнение особенностей взаимодействия родителей с подростками из японской семьи и семей американских этнических групп; взаимоотношения матерей с депрессивными подростками; причины конфликтов родителей и подростков и другие.
В зарубежной психологии семьи (в отличие от отечественной) стали уже традиционными кросскультурные исследования родительского поведения с точки зрения его социализирующего влияния. Здесь родительская компетентность рассматривается в контексте социализации ребенка в условиях конкретной культуры. Работы выполнены на пике актуальных запросов психологической практики, однако часто носят характер констатации, разъяснений и реже конкретных рекомендаций практическим психологам.
Кросскультурное исследование, выполненное группой авторов из Великобритании, Канады, Китая, США, выявило различия в родительском поведении канадских и китайских матерей по отношению к двухлетним детям8. Авторы, анализируя предыдущие исследования, ссылаются на тот факт, что их большая часть
сосредоточена на анализе убеждений и взглядов родителей из разных культур. Так, по результатам прошлых работ, китайские родители чаще выбирают авторитарный стиль, нежели их западные «коллеги». Однако, несмотря на всю важность такого рода работ, авторы отмечают, что родительские отношения не обязательно могут быть отражены в родительском поведении, так как всегда кроме культурного пространства, в котором складываются ценности и убеждения, есть конкретно-свободное поведение ребенка, обусловливающее родительско-детское взаимодействие. Именно поэтому в данной работе, во-первых, выбраны ведущие ценностные ориентиры двух культур (индивидуалистическая направленность, когда поддерживается самодостаточность, автономность, независимость, и противоположная направленность на связь с другими людьми, включенность в сеть отношений, развитие сотрудничества), во-вторых, материал исследования - это видеозаписи свободных игровых сеансов (родитель-ребенок). Обнаруженное сходство состоит в том, что и китайские, и канадские матери чаще поддерживают автономные действия ребенка, чем партнерские. Авторы это связывают с возрастными особенностями детей, когда происходит быстрый рост опорно-двигательных и познавательных способностей детей в любой культуре, а значит, расширяется пространство самостоятельных действий. Вместе с тем канадские матери все же чаще китайских матерей поддерживают автономность, нежели стремление ребенка к установлению эмоциональной связи с матерью. Различия касаются того, что китайские дети чаще самостоятельно инициируют партнерские отношения с матерью и сохраняют более длительное время физический контакт с нею. Это позволяет и матери более активно включаться в активность ребенка и вмешиваться в его деятельность, в отличие от канадской матери. Таким образом, китайские матери в большей мере вовлечены во взаимодействие со своим ребенком, нежели канадские. Обнаружены также и другие отличия, которые объясняются исследователями как с точки зрения общекультурных изменений в современном китайском обществе, так и особенностями родительской позиции по отношению к двухлетнему ребенку. Авторы показывают возможные перспективы будущих исследований - выбор таких культурных ценностей воспитания, как самостоятельность и ответственность детей, проведение наблюдений в домашних условиях.
В данной работе, на наш взгляд, поднимается важнейший вопрос доверия к данным, полученным с помощью анкетных опросников: эффект социальной желательности и неосознанное стремление быть хорошим родителем для своего ребенка снижают перспективность результатов такого рода исследований для использо-
вания в психологической работе с семьей. Вместе с тем и лабораторные условия для проведения наблюдений могут снизить объективность оценки родительского поведения, исказить реальную ситуацию. Мы солидарны с данной группой авторов и считаем, что разработка категориального аппарата для проведения стандартизированных наблюдений за родительским поведением в естественных условиях воспитания - актуальная задача современной психологии родительства.
Наш обзор «выхватывает» отдельные примеры исследований родительства с целью обозначения более широких контекстов (тематики, проблемных областей), попадающих в поле зрения современных ученых. Наиболее явная тенденция, объединяющая и зарубежные, и отечественные исследования, - это нацеленность на оценку родительской компетентности и как отношения к ребенку, и как поведения, направленного на социализацию, а также на раскрытие разного рода причин, препятствующих позитивному родительскому самоосуществлению.
На наш взгляд, достоинством отечественных работ по данной проблематике является их преемственный характер, возможность сопоставления данных, полученных разными авторами, нацеленность на определение конкретных путей решения тех или иных проблем. Это связано, во-первых, с выбором большинством исследователей единой методологической основы - культурно-исторической психологии и, во-вторых, с ограниченностью методических средств исследования, когда одни и те же опросники и проективные методики используются на различных выборках. Перспектива развития данного направления - разработка такого инструментария, который связывал бы воедино практику научного исследования и практику психологической помощи родителям, обеспечивал бы выход в кросскультурное пространство. В зарубежной психологии родительства представлено разнообразие родительских групп (выборок) и охватываемого поля современных проблем, авторы разрабатывают и активно модифицируют методики для тщательного изучения взаимосвязей различных характеристик родительского поведения, ценностей, отношений, стилей воспитания и психологического благополучия ребенка.
Возможно, благодаря пристальному вниманию ученых-психологов к проблемам семьи и родительства, уже в ближайшие годы родители смогут выбирать наиболее ценные для них программы психологической помощи, обеспечивающие преодоление/профилактику трудностей и проблем в воспитании детей.
Примечания
1 Лем С. Возвращение со звезд. М.: АСТ, 2009. С. 265.
2 Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери: Учеб. пособие по специальности «Психотерапия и медицинская психология». М., 1998. С. 23.
3 Ткаченко И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Сочи, 2009.
4 Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (Структура, динамика, принципы коррекции): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. С. 3-23.
5 Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
6 Weis R. Parenting Dimensionality and Typologyin a Disadvantaged, African American Sample: A Cultural Variance Perspective [Электронный ресурс] // Journal of Black Psychology. 2002. Vol. 28 No. 2. P. 142-173. URL: http:// jbp.sagepub.com/cgi/content/abstract/28/2/142/ (дата обращения: 27.04.2009).
7 Lee Yu-Rim, Enright Robert D. Fathers' Forgiveness as a Moderator Between Perceived Unfair Treatment by a Family of Origin Member and Anger With own Children [Электронный ресурс] // The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families. 2009. Vol. 17. No. 1. P. 22-31. URL: http:// tfj.sagepub.com/cgi/content/abstract/17/1/22/ (дата обращения: 23.04.2009).
8 Liu М, Chen X., Rubin K, Zheng S, Cui L, Li D., Chen H, Wang L. Autonomy- vs. connectedness-oriented Parenting Behaviours in Chinese and Canadian Mothers [Электронный ресурс] // International Journal of Behavioral Development. 2005. 29 (6). P. 489-495. URL: http://jbd.sagepub.com/cgi/content/abstract/ 29/6/489/ (дата обращения: 23.04.2009).