Научная статья на тему 'Родители мегаполиса глазами учителей: характер отношений'

Родители мегаполиса глазами учителей: характер отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные общности / мегаполис / учителя / родители / отношения между образовательными общностями / социальная активность / educational community / the metropolis / the teachers / the parents / the relationship between the educational communities / social activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — H. B. Шаброва

В статье представлены результаты исследования образовательных общностей типичного российского мегаполиса г. Екатеринбурга. В фокусе внимания мнение учителей о характере отношений между учителями и родителями. Показывается, что изменения в системе школьного образования усиливают напряженность между образовательными общностями, порождая в том числе рост недоверия учителей к родителям. Делается вывод о том, что в условиях усиления требований родителей к качеству образования, рассогласования между ожиданиями и исполнениями ролей учителя и родителя, активизации социальной активности родителей, представителям образовательных общностей необходимо искать новые формы и методы взаимодействия, базирующиеся на принципах социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARENTS OF THE METROPOLIS THROUGH THE EYES OF TEACHERS: THE NATURE OF THE RELATIONSHIP

The article presents the results of the research and educational communities typical of the Russian metropolis of Yekaterinburg. In focus teachers' opinion about the nature of the relationship between teachers and parents. It is shown that changes in the schooling system increase tension between the educational communities, giving rise, including a growing mistrust of teachers to parents. It is concluded that in the conditions of growing demands of parents for quality education, the mismatch between expectations and performances of the roles of teachers and parents, activating the social activity of parents, representatives of educational communities need to seek new forms and methods of interaction based on the principles of social partnership.

Текст научной работы на тему «Родители мегаполиса глазами учителей: характер отношений»

YAK 37.015.4 ББК 60.561.9

H.B. ШАБРОВА

N.V. SHABROVA

РОДИТЕЛИ МЕГАПОЛИСА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ: ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ

THE PARENTS OF THE METROPOLIS THROUGH THE EYES OF TEACHERS: THE NATURE OF THE RELATIONSHIP

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00051

«Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности»

В статье представлены результаты исследования образовательных общностей типичного российского мегаполиса - г. Екатеринбурга. В фокусе внимания мнение учителей о характере отношений между учителями и родителями. Показывается, что изменения в системе школьного образования усиливают напряженность между образовательными общностями, порождая в том числе рост недоверия учителей к родителям.

Делается вывод о том, что в условиях усиления требований родителей к качеству образования, рассогласования между ожиданиями и исполнениями ролей учителя и родителя, активизации социальной активности родителей, представителям образовательных общностей необходимо искать новые формы и методы взаимодействия, базирующиеся на принципах социального партнерства.

The article presents the results of the research and educational communities typical of the Russian metropolis of Yekaterinburg. In focus - teachers' opinion about the nature of the relationship between teachers and parents. It is shown that changes in the schooling system increase tension between the educational communities, giving rise, including a growing mistrust of teachers to parents.

It is concluded that in the conditions of growing demands of parents for quality education, the mismatch between expectations and performances of the roles of teachers and parents, activating the social activity of parents, representatives of educational communities need to seek new forms and methods of interaction based on the principles of social partnership.

Ключевые слова: образовательные общности, мегаполис, учителя, родители, отношения между образовательными общностями, социальная активность.

Key words: educational community, the metropolis, the teachers, the parents, the relationship between the educational communities, social activity.

Объективные изменения в структуре и содержании функций социальных институтов современного российского общества не могли не сказаться на трансформации отношений между общностями в сфере образования. Образовательные общности трактуются исследователями как взаимосвязь (совокупность) людей, их групп и объединений, которая характеризуется доминантой образовательной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов, относительной однородностью (гомогенностью) состава, наличием внутренней структуры, возрастных параметров, устойчивостью, стабильностью существования во времени и пространстве, способностью к взаимодействию с другими, в первую очередь образовательными, социальными общностями [4, с. 179].

К образовательным общностям относят, прежде всего, педагогов и учащихся. Действительно, для них образование является доминирующим видом деятельности. Однако, следует отметить, что помимо этих «парных» общностей в образовании существуют и другие, в повседневной жизни которых образовательные практики занимают важное место. В частности, к образова-

тельной деятельности детей причастными оказываются многие родители. Они заинтересованы в обучении, воспитании, социализации своих детей и, таким образом, вовлечены в образовательную деятельность [8, с. 62].

Роль общности родителей в последнее время непрерывно возрастает. С одной стороны - вследствие повышения социальной активности самой родительской общности. С другой - благодаря «Закону об образовании в РФ», в котором получили отражение нормативно-правовые механизмы воздействия родительского сообщества на систему образования.

Целью данной статьи является анализ мнения педагогов об отношениях, которые складываются между общностями учителей и родителей в таком мегаполисе, как г. Екатеринбург. Необходимость изучения этой проблемы, на наш взгляд, обусловлена рядом факторов. Прежде всего, тем, что отношения между образовательными общностями учителей и родителей выступают ключевым социально-психологическим условием, непосредственно влияющим на социальное самочувствие учащихся, их мотивацию к образовательной деятельности. Они формируют у субъектов образования взаимную удовлетворенность и доверие, во многом определяют состояние и перспективы развития всего института школы и конкретных образовательных организаций. Если уровень отношений соответствует потребностям образовательных общностей, обеспечивает для них комфортную среду, то возникают хорошие предпосылки для реализации основных социальных функций школы [8, с. 69].

Кроме того, исследовательское внимание к отношениям между образовательными общностями в мегаполисе связано с тем, что именно большой город обладает развитой инфраструктурой, потенциалом науки, культуры, широким спектром возможностей и ресурсов, необходимых для успешного взаимодействия названных образовательных общностей, самореализации и развития их представителей [4, с. 178]. В мегаполисе учителя и родители включены в обширную сеть формальных и неформальных социальных и профессиональных взаимодействий, имеют возможность сопоставлять практики конкретных образовательных учреждений и инициировать их внедрение в свои.

Эмпирической основой статьи стали результаты анкетного опроса учителей г. Екатеринбурга, проведенного в рамках второго этапа полевых работ по исследованию «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности» в мае-июне 2017 г. Объем выборочной совокупности составил 338 человек. В ходе исследования была реализована квотная выборка. Она формировалась на основе статистических данных распределения учителей города по полу и типу школы, где ими реализуется профессиональная деятельность [3, 5]. Информация о квотах и участниках исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Участники исследования в зависимости от пола и типа школы, в которой они работают (% от общего числа)

Категории участников исследования Квоты в генеральной совокупности, в % от общего числа работников Объем выборочной совокупности, % от числа ответивших

Пол

Мужской 8 7

Женский 92 93

Тип школы

Общеобразовательная 58 56

Гимназия 17 17

Лицей 8 9

Школа с углубленным изучением отдельных предметов 17 18

Итого 100 100

Реализуя задачу изучения отношений между образовательными общностями вообще и родителями, в частности, в ходе исследования мы задали учителям вопрос о принципах, на которых строятся отношения в системе школьного образования. Наиболее позитивно учителя оценивают отношения со своими коллегами (табл. 2). Такие положительные принципы как «доверие, партнерские отношения» и «взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение» выбирались учителями в отношении педагогов гораздо чаще, чем в целом по массиву. А такие отрицательные принципы как «жесткая регламентация отношений» и «соблюдение социальной дистанции» указывались респондентами реже. В тоже время, следует отметить крайне негативную оценку учителями отношений с администрацией школы.

Таблица 2

Мнение учителей о принципах, на которых строятся отношения в системе школьного образования (% от числа ответов)

Принципы, на которых строятся отношения в системе школьного образования Между учителями и учащимися Между учителями и родителями Между учителями Между учителями и руководством школой

Доверия, партнерских отношений 50 40 64 41

Информационной открытости 48 59 41 43

Жесткой регламентации отношений 12 13 6 20

Толерантности (терпимости друг к другу) 52 43 41 28

Соблюдения формальных правил взаимодействия 30 33 35 37

Соблюдения социальной дистанции 24 28 9 24

Корпоративной закрытости 3 4 7 13

Взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоуважения 56 42 66 50

Итого 275 262 269 256

Индекс отношений между образовательными общностями* 1,37 1,06 1,55 0,68

Примечание. Индекс отношений между образовательными общностями рассчитан как условная средняя между позитивными и негативными принципами.

Как видно из таблицы 2, представители администрации школы имеют самый низкий уровень индекса отношений между образовательными общностями (0,68). Данное обстоятельство, на наш взгляд, обусловлено тем, что администрация, реализуя политику реформирования в сфере образования, не всегда учитывает и принимает во внимание мнение рядовых учителей.

Важно отметить, что мнение учителей об отношениях с учащимися базируется на позитивных оценках: 50% учителей характеризуют их как доверительные, открытые, толерантные, базирующиеся на взаимоуважении и взаимопомощи.

*Сумма больше 100%, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Анализируя характер отношений учителей с родителями, следует отметить, что оно (отношение учителей к родителям) весьма противоречиво. С одной стороны, более половины учителей отмечают такой положительный момент в их отношениях с родителями, как информационная открытость (табл. 2). Причем эти данные превышают аналогичный показатель в целом по массиву. И здесь наши данные коррелируют с результатами исследования, проведенного в марте 2015 г. специалистами МБОУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя». Согласно данным этого исследования, почти 90% и учителей, и родителей оказались удовлетворенными именно оперативностью контактов между собой [1].

С другой стороны, результаты нашего опроса показывают, что родители находятся лишь на третьем месте (после коллег и учащихся) по уровню индекса отношений между образовательными общностями (1,06). Учителя, отвечая на контрольный вопрос о доверии к представителям образовательных общностей (табл. 3), отметили наименьший уровень доверия именно к родителям (индекс доверия +0,3).

Таблица 3

Учителя школ г. Екатеринбурга о доверии к образовательным общностям

(% от числа ответивших)

Испытываете ли Вы чувство доверия к ... Скорее да Скорее нет Затрудняюсь ответить Индекс доверия*

Администрации школы 70 18 12 +0,5

Общественному совету школы 59 16 25 +0,6

Коллегам по работе 85 9 6 +0,8

Учащимся 78 12 10 +0,7

Родителям 55 24 21 +0,3

Примечание. Индекс доверия рассчитан как условная средняя по порядковой шкале, колеблется в границах от -1 до +1.

Что же лежит в основе столь негативного отношения учителей к родителям? С нашей точки зрения, такая ситуация сложилась в результате целого комплекса причин. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, причиной негативного отношения учителей к родителям является сохраняющееся противоречие между педагогами и родителями относительно доминирующего канала воспитания, обучения и социализации детей: учителя считают, что все эти функции должны выполнять родители, а родители, наоборот, школа и учителя. Так, по данным исследователей МБОУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», большинство родителей (80%), придерживаются мнения, что качество образования в школе зависит от педагогических работников, тогда как среди педагогов подобную точку зрения разделяют лишь 20% [1]. В качестве еще одного доказательства приведем высказывание учителя, выступавшего в качестве информанта в исследовании уральских социологов: «Родители говорят о том, что всем должна заниматься школа. Результат: школа замкнута сама на себе. Очень жалко, что учитель сегодня остался наедине, так сказать, с самим собой» [8, с. 188].

Во-вторых, такая оценка учителями отношений с родителями обусловлена ростом требований родителей к качеству школьного образования. Подавляющее большинство педагогов (84%) в нашем исследовании отметили, что за последние пять лет требования родителей повысились (табл. 4). Нами зафиксирована достаточно сильная связь между стажем учителя и его оценкой изменений требований родителей: чем больше педагогический стаж респондента, тем чаще он отмечает повышение требований родителей к качеству школьного образования (асимптотическая значимость 2-сторонняя равна 0,0; коэффициент Крамера 0,358).

Таблица 4

Мнение учителей о направлении изменений требований родителей к качеству школьного образования за последние 5 лет (% от числа ответивших)

Мнение учителей о направлении изменении требований родителей к качеству школьного образования % от числа ответивших

Требования родителей к качеству школьного образования скорее повысились 92

Требования родителей к качеству школьного образования скорее понизились 8

Итого 100

Безусловно, озабоченность качеством образования волнует как родителей, так и учителей. Но именно последним приходится реагировать на эти требования, прилагая огромные усилия. Данный аспект хорошо иллюстрирует фрагмент из интервью с учителем: «Даже праздники не праздники, родители бесконечно звонят, что-то забыли, по какому-нибудь вопросу надо посоветоваться... На работу идешь раньше, бесконечно кого-то прозвани-ваешь...» [8]. Повышенные требования родителей усиливают напряженность труда педагога и, как результат, ухудшают отношения с родителями.

Напряженность в отношениях между родителями и учителями, по нашему мнению, усиливает и тот факт, что родители, предъявляя повышенные требования к качеству школьного образования, ориентируются на свой личный опыт обучения в «советской школе», когда учитель был не только проводником в мир знаний, но и «второй мамой». Сегодня же, в условиях отсутствия нормативного закрепления обязанностей классного руководителя, возникает определенное рассогласование между ролевыми ожиданиями родителей относительно функций педагогов и ролевым исполнением учителей.

В-третьих, значимой причиной негативного отношения учителей к родителям выступает социальная активность последних. С одной стороны, мы наблюдаем критику тех родителей, которые не желают участвовать в жизни школы [6, 7, 9]. Например, по данным опроса учителей и родителей г. Екатеринбурга, проведенного И.А Щипановой, 74 % учителей считают родителей пассивными, не принимающими участия в жизнедеятельности школы. Но, вместе с тем, 39 % опрошенных ею родителей отметили помощь учителям в организации праздников, экскурсий, спортивных соревнований, походов в театр и др. [9, с. 150].

По результатам нашего исследования, мы видим, что родители игнорируют лишь каждую пятую практику, в которую их вовлекают учителя (табл. 5)*.

Определенной частью педагогического сообщества социальная активность родителей воспринимается как негативное явление, угроза их спокойствию и безопасности. Исследователи отмечают важность поиска путей защиты от «нерадивых родителей, ложно обвиняющих классного руководителя или учителей-предметников» во властных структурах. Некоторые из них даже предлагают введение формальных бюрократических процедур письменного извещения под роспись, гасящих гиперактивность родителей [2].

*Цифра получена путем деления количество откликов родителей (400) на общее количество практик, в которые учителя вовлекают родителей (504).

Таблица 5

Направления деятельности, в которые учителя включают родителей

(% от числа ответов)

Направления деятельности Виды деятельности, в которые учителя включают родителей Виды деятельности, которые находят отклик у родителей

Работа в органах общественного управления школой 56 31

Работа в родительском комитете школы 88 79

Подготовка школьников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах 55 56

Организация и проведение социальных акций 52 47

Подготовка школы к конкурсам 41 30

Оказание спонсорской помощи хозяйственной деятельности школы 54 38

Включение в городские образовательные интернет-ресурсы 26 15

Включение в образовательную среду городских музеев 33 30

Включение в образовательные ресурсы городских театров 32 23

Включение в систему дополнительного образования 36 30

Включение в систему открытого образования в городе 21 13

Включение в городские клубы по интересам 10 8

Итого 504 400

Перечень причин напряженности в отношениях между учителями и родителями можно продолжать до бесконечности. Среди них могут быть названы деструктивные последствия реформирования системы образования в целом и школьного, в частности; коммерциализация; формализация общего образования; увеличение учебной, учебно-методической, внеучебной нагрузки учителей; усиливающееся административное давление на педагогов; падение престижа профессии учителя. Все эти факторы негативным образом сказываются на социальном самочувствии педагогов и приводят их к отчуждению от профессиональных обязанностей, нежеланию выстраивать продуктивные отношения с родителями.

Выход из данной ситуации нам видится в поиске путей сотрудничества со стороны как педагогов, так и родителей. Только в условиях социального партнерства, базирующегося на принципах гибкости, активности, доверия, парсипативности, свободы выбора в ходе совместной деятельности по воспитанию, социализации молодого поколения, появится возможность для выведения отношений между учителями и родителями на качественно новый, конструктивный уровень.

*Сумма больше 100%, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Литература

1. Аналитический отчет о результатах социологического исследования об удовлетворенности качеством общего образования (оценка степени удовлетворенности качеством образования учащимися муниципальных общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга, их родителями (законными представителями) и педагогами в 2014-2015 учебном году) [Электронный ресурс] // Информационный портал Екатеринбурга. - Режим доступа: ека-Tеринбург.рф/file/d968b7a7c29e77b6d04668f9beff9b44 (дата обращения: 19.04.2017).

2. Букреева, Т.А. О взаимодействии классного руководителя с учителями-предметниками и родителями в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / Т.А. Букреева, С.И. Букреев, Е.А. Мотлохова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 4-1 (11). - С. 95-97.

3. Год учителя: от качества условий к качеству результата образования [Электронный ресурс] : Информационно-аналитические мат-лы августовского совещания руководящих и педагогических работников системы образования города Екатеринбурга 2010 года. - Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010. - 214 с. - Информационный портал Екатеринбурга. - Режим доступа: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/Шe/0a1775f3c8c70a 2f9e401250485955c0 (дата обращения: 13.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зборовский, Г.Е. Методологические подходы к исследованию нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса [Текст] / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова // Известия Уральск. федер. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 22. - № 4 (156). - С. 175-184.

5. Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» за 2015 год [Электронный ресурс] // Информационный портал Екатеринбурга. - Режим доступа: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/Шe/f178ca4ef81311e801b1264541cfcad5 (дата обращения: 13.03.2017).

6. Коробкина, Н.М. Оказание помощи школьному учителю в воспитании ученика - долг каждого родителя [Текст] / Н.М. Коробкина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 6-9. - С. 112-114.

7. Собкин, В.С. Учитель о включенности родителей в образовательный процесс [Текст] / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук // Человек и образование. - 2015. -№ 3 (44). - С. 102-111.

8. Учительство ХМАО-Югры как социально-профессиональная общность [Текст] : монография / В.П. Засыпкин [и др.] - Тюмень : Аксиома, 2013. -352 с.

9. Щипанова, И.А. Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей [Текст] / И.А. Щипанова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 4. - С. 147-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.