ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
УДК 37.018.26
ББК Ч420.5 ГРНТИ 15.41.21 Код ВАК 19.00.07
Берзин Борис Юрьевич,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].
Мальцев Алексей Владимирович,
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].
Панченко Полина Борисовна,
ассистент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].
Садкина Татьяна Михайловна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Сыманюк Эльвира Эвальдовна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, директор Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].
Шкурин Денис Вадимович,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].
Щипанова Ирина Анатольевна,
лаборант кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ О СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учителя; родители; общеобразовательные учебные заведения; задачи школы; проблемы школьного образования; качество школьных услуг.
АННОТАЦИЯ. В статье изложены результаты исследования, посвященного изучению представлений родителей учащихся (n=1520) о задачах современной школы, ее проблемах и качестве школьных услуг. Анкета, предназначенная для опроса родителей, была разработана преподавателями и сотрудниками Уральского гуманитарного института УрФУ. Полученные данные сгруппированы в следующих содержательных блоках: представления учителей и родителей учащихся о задачах школы в образовании и воспитании детей; проблемы, препятствующие повышению эффективности школьного образования; отношение родителей к организации обучения и другим видам деятельности школы. Сравнительный анализ ответов родителей школьников и учителей позволил выявить общее и различия в их представлениях о задачах школы, факторах, отрицательно влияющих на качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся. И родители, и учителя приоритетными задачами школы считают формирование прочных знаний и развитие способностей учащихся. Однако у родителей это связано с прагматическими целями - поступлением ребенка в вуз, а у учителей - с задачей воспитания высококультурного человека. Основными факторами, отрицательно влияющими на качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся, родители считают низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся, управление системой образования и неэффективную организацию учебного процесса. Учителя главными факторами называют слабую заинтересованность родителей в качестве образования своих детей и низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся. Таким образом, ответственность за эффективность школьного образования учителя возлагают прежде всего на семью, а родители преимущественно на школу. Оценки, данные родителями качеству школьных услуг, позволили охарактеризовать состояние удовлетворенности родителей различными аспектами деятельности школы: наиболее удовлетворены родители образовательным процессом, наименее - медицинским обслуживанием.
Berzin Boris Yurievich,
Doctor of Philosophy, Professor, Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Maltsev Alexey Vladimirovich,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of General Psychology and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Panchenko Polina Borisovna,
Assistant Lecturer, Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of
Russia, Ekaterinburg, Russia.
Sadkina Tatyana Mikhajlovna,
Candidate of Philosophy, .Associate Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Ural State Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia.
Symanyuk Elvira Evaldovna,
Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of General and Social Psychology, Head of Ural Institute of the Humanities, Ural Federal University named after the first President of Russia, Ekaterinburg, Russia.
Shkurin Denis Vadimovich,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Applied Sociology, Ural Federal University named after the first
President of Russia, Ekaterinburg, Russia.
Shchipanova Irina Anatolevna,
Laboratory Assistant, Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of
Russia, Ekaterinburg, Russia.
PARENTS' VIEWS ON MODERN SCHOOL
KEYWORDS: teachers; parents; comprehensive schools; school aims and objectives; problems of school system; education quality.
ABSTRACT. The article presents the results of a study of the views of parents on modern school (n = 1520). The questionnaire designed to interview parents was developed by teachers and staff at the Ural Institute of the Humanities, UrFU. The data is grouped in the following content blocks: teachers' and parents' views on school aims and objectives in education and upbringing; challenges to effectiveness of school education; the attitude of parents towards the organization of teaching and other activities of school. Comparative analysis of the answers of parents and teachers allowed to identify the similarities and differences in their views of the school aims, factors that negatively affect the quality of education and the level of educational outcomes. Both parents and teachers consider that the school's priority objectives are transfer of deep knowledge and development of students' abilities. However, parents set a pragmatic goal of enrolment in university, and teachers regard development of a highly educated person as the aim of school. Parents consider that the main factors negatively affecting the quality of education and the level of educational outcomes are the low level of abilities and weak motivation of students, management of the education system and poor organization of the educational process. Teachers name the other factors that hinder education, among them are low parents' interest in the quality of their children's education and low level of the students' abilities and motivation. Thus, teachers assign responsibility for the effectiveness of school education primarily to the family, and parents assign it primarily to school. The assessments given by parents to the quality of school services allowed describing the state of parents' satisfaction with various aspects of school activities. Parents are most satisfied with the educational process, the least - with medical care.
Школа наряду с семьей является важнейшим институтом социализации детей и подростков, а учителя и родители - основными акторами процесса их образования и воспитания. Вопросы, касающиеся различных аспектов школьного образования, постоянно обсуждаются профессиональным сообществом, широко представлены в научных публикациях. В меньшей степени в исследованиях анализируются запросы родителей к системе школьного образования и степень их удовлетворенности качеством деятельности школы. Между тем, родители учащихся -полноправные участники образовательного процесса и их мнение относительно различных аспектов деятельности школы должно являться одним из индикаторов ее эффективности [1].
В ряде научных публикаций последних лет затрагиваются вопросы, связанные с отношением родителей к различным аспектам школьного образования. Спектр проблем,
волнующих родителей учащихся и, соответственно, вызывающих исследовательский интерес, весьма широк. В публикациях анализируется мнение родителей о недостатках и желательных характеристиках современной школы [1; 4]; удовлетворенность родителей учащихся начальной, основной и старшей школы различными аспектами обучения [1; 10; 11; 12; 14]; оценка родителями успешности освоения детьми школьной программы в образовательных учреждениях с различным статусом [1; 10; 11]; контроль и оценка качества образования родительской общественностью [2; 6; 7; 11; 12]; конфликтные ситуации и претензии родителей к школе [2; 5; 8]; справедливость педагогов в оценке знаний учащихся [10; 14]; сотрудничество родителей и учителей [3; 8; 9; 13] и другие.
Цель исследования, проведенного в 2017 г., состояла в изучении представлений родителей учащихся о задачах современной школы, ее проблемах и качестве школьных услуг.
© Берзин Б. Ю., Мальцев А. В., Панченко П. Б., Садкина Т. М., Сыманюк Э. Э., Шкурин Д. В., Щипанова И. А., 2018
Число опрошенных родителей составило 1520 человек. Всего анкетированием было охвачено 35 школ г. Екатеринбурга.
На этапе обработки информации применялись методы математической статистики. Обработка данных проводилась в программе Vortex, версия 10.
В статье используются материалы исследования, проведенного в 2016 г. на выборке учителей школ г. Екатеринбурга [15], дается сравнительный анализ ответов учителей и родителей на поставленные вопросы.
Полученные ответы были сгруппированы в содержательные блоки. В статье представлены результаты анкетирования по трем блокам.
• Представления учителей и родителей учащихся о задачах школы в образовании и воспитании детей
Целью школьного образования и государственной образовательной политики в целом является формирование личности, готовой успешно ответить на вызовы современного мира, умеющей применять полученные знания на практике - другими словами, подготовить социально адаптированного человека, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками. Достижение данной цели связано с решением школой целого ряда задач (см. табл. 1).
Задачи школы в образовании и воспитании детей (в % от количества опрошенных)
Таблица 1
№ Задачи школы Учителя Родители
% Ранг % Ранг
1 Прочные знания 16,2 2 39,3 1
2 Разностороннее развитие способностей 64,4 1 28,8 2
3 Хорошая подготовка для поступления в вуз 5,8 4 24,2 3
4 Хорошая профессиональная подготовка 0,5 6 3,7 4
5 Воспитание высококультурного человека 10,8 3 2,8 5
6 Другое 2,3 5 1,3 6
Сравнительный анализ представлений учителей и родителей относительно задач школы в образовании и воспитании детей показал, что они не совпадают. Учителя главной задачей школы считают развитие способностей учащихся, родители поставили ее на второе место, но количество родителей, считающих ее одной из важнейших в деятельности школы, в два раза меньше, чем количество учителей, что свидетельствует о разном понимании тенденций современной эпохи и особенностей психического развития человека. Культурное воспитание детей для учителей входит в тройку приоритетных задач, тогда как для родителей она одна из наименее значимых. Между тем, это одна из важнейших инте-гративных характеристик личности и всего общества. «Система образования, - по словам А. А. Иудина, - это не фабрика знаний, не стойло зубрежки, а тончайший институт социализации молодого человека, институт формирования культурного пласта социальной жизни. И именно от школы в первую очередь зависит, насколько мощным будет этот культурный пласт. И именно от его качества зависит успешность функционирования и развития всего общества» [4, с. 80].
Таким образом, представления о главных задачах школы у учителей и родителей существенно отличаются. В представлениях
значительной части родителей школьное образование должно иметь прагматическую направленность, в частности, обеспечивать хорошую подготовку для поступления выпускников в вуз. Родители данную задачу включают в число приоритетных задач школы (занимает третью позицию в перечне). У учителей она занимает четвертую позицию из шести, причем в выборке родителей процент респондентов, считающих хорошую подготовку для поступления выпускников в вуз важной задачей школьного образования, в четыре раза больше, чем в выборке учителей.
О несовпадении позиций свидетельствует коэффициент ранговой корреляции Спирмена р=0,б7.
• Проблемы, препятствующие повышению эффективности школьного образования
Важнейшими показателями эффективности школьного образования являются качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся. В ходе исследования установлены факторы, оказывающие, согласно мнению учителей и родителей, негативное влияние на данные показатели эффективности школьного образования. По результатам анализа ответов респондентов из них было выделено восемь ключевых факторов (табл. 2).
Таблица 2
Факторы, отрицательно влияющие на качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся (% от количества ответов по каждой группе)
№ Факторы учителя родители
% Ранг % Ран г
1 Низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся 19,67 2 17,6 1
2 Неэффективное руководство системой образования 9,87 5 17,5 2
3 Неэффективная организация учебного процесса 11,20 4 13,4 3
4 Недостаточное материально-техническое обеспечение образовательной программы 13,60 3 13,0 4
5 Слабая заинтересованность родителей в качестве образования своих детей 23,33 1 12,2 5
6 Недостаточное учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы 8,20 6 10,0 6
7 Недостаточный профессиональный уровень учителей 6,73 7 9,0 7
8 Необъективность оценки уровня образовательных результатов 5,93 8 7,0 8
9 Другое 1,5 9 0,2 9
На первый взгляд, различия между рангами, присвоенными выделенным факторам учителями и родителями, не очень велики. Полное совпадение мест произошло по последним позициям (коэффициент ранговой корреляции Спирмена р=0,77, при а=0,05, следовательно, можно говорить о достаточно высокой степени ранговой корреляции, то есть о совпадении позиций).
По-иному выглядят результаты анализа ответов респондентов в процентах от количества опрошенных. 66,2% учителей основным негативным фактором считают слабую заинтересованность родителей в качестве образования своих детей, среди родителей этот вариант ответа выбрало только 27,8% опрошенных - различие более чем в два раза. Заметно расхождение и в оценке учеников: на низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся указали 55,8% учителей и 40% опрошенных родителей. Возможное объяснение этого противо-
речия - недостаточно критическое отношение родителей к самим себе и своим детям как к участникам образовательного процесса. Имея общую цель - образование и воспитание ребенка, родители и учителя занимают в образовательном процессе разные позиции. Родители, как правило, руководствуются «родительскими чувствами... Позиция учителя обусловлена целями и задачами учебного и воспитательного процесса, достижение которых невозможно без соблюдения системы норм и правил. Труд учителя включает в себя оценочную деятельность, применение системы санкций, что может сопровождаться несогласием как учеников, так и их родителей» [5, с. 34].
• Отношение родителей к организации обучения и другим видам деятельности школы
Главным индикатором отношения родителей к школе можно считать оценку качества оказываемых ею услуг (табл. 3).
Оцениваемая услуга Средняя оценка по пятибалльной шкале
Образовательный процесс 4,09
Культурно-массовые мероприятия 3,90
Воспитание детей 3,85
Физкультурно-оздоровительные мероприятия 3,75
Организация школьного питания 3,40
Медицинское обслуживание 3,37
Таблица 3
Оценка родителями качества школьных услуг
Из шести оцениваемых услуг наиболее удовлетворены родители образовательным процессом - средняя оценка 4,09 балла. При почти равном числе поставленных «пятерок» (38,4%) и «четверок» (40,9%), 14,9% родителей оценили образовательный процесс в школе на «тройку», 5,7% считают его неудовлетворительным. Тем не менее, можно говорить о достаточно высокой, в целом, удовлетворенности родителей уровнем образовательных услуг: оценки «четыре» и «пять» в совокупности составляют 79,3%.
Несколько меньше удовлетворены родители культурно-массовыми мероприятиями, воспитательным процессом, физкультурно-оздоровительными мероприятиями, однако разница в оценках между ними невелика.
Заметно ниже удовлетворенность родителей медицинским обслуживанием и организацией питания в школе: по этим показателям значительно меньше отличных оценок (20,1% и 21,1% соответственно) и существенно больше неудовлетворительных: «двоек» (14,6% и 12,0% соответственно) и «единиц» (9,5% и 10,4% соответственно).
Помимо оценки указанных школьных услуг родители и учителя высказывали свое отношение к формированию у школьников дополнительных навыков, не связанных с образовательной программой (искусство, спорт и др.). Среди родителей 85,9% считают, что эта дополнительная нагрузка необходима для наиболее полной самореализации детей в будущем, процент таковых среди учителей еще выше - 97. Однако 12% родителей считают дополнительную нагрузку ненужной, среди учителей таковых всего 2,3%. Также родители и учителя однозначно положительно оценивают участие школьников в общественно-полезной деятельности (95,8% родителей, 85,4% учителей). При этом родители в первую очередь отмечают, что наличие таких навыков способствует развитию личностных качеств, указывая и другие положительные моменты: формирование умения работать в команде, приучение к труду и расширение кругозора.
По результатам исследования установлены различия в представлениях родителей
и учителей о главных задачах школы. С точки зрения родителей, школьное образование прежде всего должно давать учащимся прочные знания, обеспечивать хорошую подготовку для поступления в вуз, что свидетельствует о прагматическом характере представлений родителей о задачах школы. Учителя считают, что школьное образование в большей степени должно быть нацелено на всестороннее развитие личности учащихся. Основными задачами школы, по их мнению, являются разностороннее развитие способностей детей, прочные знания и привитие высокой культуры.
В представлениях учителей и родителей о факторах, отрицательно влияющих на качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся, также выявлены различия. Учителя основными факторами, препятствующими эффективности школьного образования, считают слабую заинтересованность родителей в качестве образования своих детей и низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся. Родители относят к ним низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся, неэффективное руководство системой образования и недостатки в организации учебного процесса. Таким образом, ответственность за эффективность школьного образования учителя возлагают прежде всего на семью, а родители преимущественно на школу.
Анализ оценок, данных родителями шести школьным услугам, показал, что наиболее они удовлетворены образовательным процессом. Что касается других услуг, то по ним оценки ниже, однако большинство родителей в целом удовлетворены качеством школьных услуг.
Исследование показало достаточно высокую заинтересованность родителей учащихся в делах школы. Это обусловлено тем, что большинство из них связывает будущее своих детей, их жизненный успех с качеством школьного образования [4]. Родителей волнуют те же самые проблемы, что и учителей. Поэтому сегодня одна из актуальных задач, требующих решения, -организация эффективного взаимодействия школы и семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Эффективность школы - позиция родителей // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 118-134.
2. Адамчук Д. В. Проблемы качества образования: мнения администраторов, педагогов, родителей и школьников / отв. редактор Л. Е. Курнешова. - М. : Московский центр качества образования, 2010. - 32 с.
3. Баринова Л. В., Плетенева И. Ф. Сотрудничество семьи и образовательного учреждения как средство развития обучаемых // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2 (62). -Т. 4. - С. 49-53.
4. Иудин А. А., Овсянников А. А., Ковшова Е. С. Родители школьников о системе образования: реформисты и консерваторы / / Народонаселение. - 2017. - № 1 (75). - С. 79-91.
5. Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 156 с.
6. Лепнева О. А., Тимошко Е. А. К проблеме оценки качества школьного образования субъектами образовательного процесса // Наука и современность. - 2014. - № 34. - С. 52-58.
7. Скударева Г. Н. Общественное участие родителей в формировании механизмов оценки качества образования / / Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - № 2. - С. 151-154.
8. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Учитель о включенности родителей в образовательный процесс // Человек и образование. - 2015. - № 3 (44). - С. 102-111.
9. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Особенности отношения родителей к школе в зарубежных исследованиях (по материалам публикаций в журнале Social and behavioral sciences за 2011-2015 гг.) // Наука и школа. - 2016. - № 3. - С. 51-60.
10. Собкин В. С., Адамчук Д. В., Калашникова Е. А., Коломиец Ю. О., Лыкова Т. А. Школьное образование: мнение родителей // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. - № 3 (63). - С. 220-230.
11. Федотова А. В. Оценка родителями школьников качества образовательных услуг (по материалам анкетного опроса) // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. - № 3 (63). - С. 241-246.
12. Шадрина Н. М., Фомицкая Г. Н. Состояние муниципальной образовательной системы и уровень удовлетворенности субъектов образования организацией образовательных услуг // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 7. - С. 84-92.
13. Шимутина Е. Н., Иванов И. Ю. Исследование вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте повышения эффективности управления образованием // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Экономика. - 2017. - № 4 (14). - С. 8-20.
14. Якиманская И. С. Социальные представления родителей о школе в условиях внедрения новых ФГОС // Проблемы современной науки. - 2012. - № 5-1. - С. 225-235.
15. Permiakova M., Berzin B., Ershova I., Vindeker O., Maltsev A. The socio-psychological well-being of teachers 25 years later // INTED2017 11th International Technology, Education and Development Conference. -Valencia, Spain : Proceedings, 2017. - P. 1813-1820.
REFERENCES
1. Avraamova E. M., Klyachko T. L., Loginov D. M. Effektivnost' shkoly - pozitsiya roditeley // Voprosy obrazovaniya. - 2014. - № 3. - S. 118-134.
2. Adamchuk D. V. Problemy kachestva obrazovaniya: mneniya administratorov, pedagogov, roditeley i shkol'nikov / otv. redaktor L. E. Kurneshova. - M. : Moskovskiy tsentr kachestva obrazovaniya, 2010. - 32 s.
3. Barinova L. V., Pleteneva I. F. Sotrudnichestvo sem'i i obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak sredstvo razvitiya obuchaemykh // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 2 (62). - T. 4. -S. 49-53.
4. Iudin A. A., Ovsyannikov A. A., Kovshova E. S. Roditeli shkol'nikov o sisteme obrazovaniya: reformisty i konservatory // Narodonaselenie. - 2017. - № 1 (75). - S. 79-91.
5. Klimenskikh M. V., Ershova I. A. Pedagogicheskie konflikty v shkole : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2015. - 156 s.
6. Lepneva O. A., Timoshko E. A. K probleme otsenki kachestva shkol'nogo obrazovaniya sub"ektami obrazovatel'nogo protsessa / / Nauka i sovremennost'. - 2014. - № 34. - S. 52-58.
7. Skudareva G. N. Obshchestvennoe uchastie roditeley v formirovanii mekhanizmov otsenki kachestva obrazovaniya // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. - 2012. - № 2. - S. 151-154.
8. Sobkin V. S., Adamchuk D. V. Uchitel' o vklyuchennosti roditeley v obrazovatel'nyy protsess // Chelovek i obrazovanie. - 2015. - № 3 (44). - S. 102-111.
9. Sobkin V. S., Fomichenko A. S. Osobennosti otnosheniya roditeley k shkole v zarubezhnykh issledovani-yakh (po materialam publikatsiy v zhurnale Social and behavioral sciences za 2011-2015 gg.) // Nauka i shkola. -2016. - № 3. - S. 51-60.
10. Sobkin V. S., Adamchuk D. V., Kalashnikova E. A., Kolomiets Yu. O., Lykova T. A. Shkol'noe obrazovanie: mnenie roditeley // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2017. - № 3 (63). - S. 220-230.
11. Fedotova A. V. Otsenka roditelyami shkol'nikov kachestva obrazovatel'nykh uslug (po materialam an-ketnogo oprosa) // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2017. - № 3 (63). - S. 241-246.
12. Shadrina N. M., Fomitskaya G. N. Sostoyanie munitsipal'noy obrazovatel'noy sistemy i uroven' udovletvorennosti sub"ektov obrazovaniya organizatsiey obrazovatel'nykh uslug // Sovremennaya nauka: ak-tual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2017. - № 7. - S. 84-92.
13. Shimutina E. N., Ivanov I. Yu. Issledovanie vovlecheniya roditeley v obrazovatel'nyy protsess v kontekste povysheniya effektivnosti upravleniya obrazovaniem // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo uni-versiteta. Seriya : Ekonomika. - 2017. - № 4 (14). - S. 8-20.
14. Yakimanskaya I. S. Sotsial'nye predstavleniya roditeley o shkole v usloviyakh vnedreniya novykh FGOS // Problemy sovremennoy nauki. - 2012. - № 5-1. - S. 225-235.
15. Permiakova M., Berzin B., Ershova I., Vindeker O., Maltsev A. The socio-psychological well-being of teachers 25 years later // INTED2017 11th International Technology, Education and Development Conference. -Valencia, Spain : Proceedings, 2017. - P. 1813-1820.