Научная статья на тему 'Род Строгановых по записям нижегородских и вятских синодиков'

Род Строгановых по записям нижегородских и вятских синодиков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
531
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОД СТРОГАНОВЫХ / ЦЕРКОВНЫЕ СИНОДИКИ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ / ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусихин Алексей Леонидович

Рассматриваются записи рода Строгановых в синодиках нижегородских и вятских церквей XVII–XVIII вв. Показано их значение для изучения истории рода Строгановых и составления их родословной росписи. Данные записи подтверждают известный перечень первых представителей рода. В приложении дается первая публикация рассмотренных записей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STROGANOV FAMILY IN THE RECORDS OF NIZHNI NOVGOROD AND VYATKA SYNODICS

Records of the Stroganov family in Nizhni Novgorod and Vyatka church synodics of the 17 th–18 th centuries are considered. Their value for studying the history of the Stroganov family and drawing up their genealogical list is shown. These records confirm the known list of the first representatives of the family. The appendix contains the first publication of the records being considered.

Текст научной работы на тему «Род Строгановых по записям нижегородских и вятских синодиков»

К400-летию начала преодоления Смуты Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (3), с. 88-94

УДК 929.5

РОД СТРОГАНОВЫХ ПО ЗАПИСЯМ НИЖЕГОРОДСКИХ И ВЯТСКИХ

СИНОДИКОВ

© 2012 г. А.Л. Мусихин

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

[email protected]

Поступила в редакцию 8.11.2012

Рассматриваются записи рода Строгановых в синодиках нижегородских и вятских церквей XVII-XVIII вв. Показано их значение для изучения истории рода Строгановых и составления их родословной росписи. Данные записи подтверждают известный перечень первых представителей рода. В приложении дается первая публикация рассмотренных записей.

Ключевые слова: род Строгановых, церковные синодики, Нижегородская земля, Вятская земля.

В 2005 г. в Челябинске была опубликована самая полная на сегодняшний день родословная знаменитой фамилии Строгановых, составленная историком И.В. Купцовым [1]. Однако и в ней на момент составления, как указывает

Н.А. Мудрова, имелись некоторые ошибки и неточности. Она справедливо считает, что издание полной родословной росписи Строгановых будет возможно только после использования «всех известных ранее родословных таблиц и источников, среди которых наиболее значимыми для нас являются Синодики Строгановых» [2, с. 49]. В данном случае речь идёт о синодиках, при которых имеются родительские летописцы Строгановых, указывающие конкретные даты смерти и даты памяти отдельных представителей рода.

Но и «обычные» записи рода Строгановых в церковных синодиках представляют интерес как для изучения истории рода, так и для составления родословной росписи. В настоящей статье мной рассматриваются такие записи в синодиках нижегородских и вятских церквей. Появление их там неслучайно. Строгановых связывали с этими территориями деловые отношения, начиная с основателя пермской династии Строгановых - Аникия Фёдоровича. Нижегородская и Вятская земли являлись как транзитными пунктами хранения соли, так и местами её продажи. Вятка, кроме того, была поставщиком в земли Строгановых хлеба и работных людей [1, с. 26, 62, 63, 70, 72, 74, 75, 81, 85, 87, 110; 3, с. 92, 118; 4, с. 110; 5, с. 37, 200, 212, 260, 267, 275, 278-284; 6, с. 72, 148].

В предисловиях к синодикам указывалось: «Аще кто начнет отходити света сего, имея жену и чада... или други верны... и тем достоит

оставшаяся имения приказывати, и велети давати ч(е)стным мон(ас)тирем на строение, и с(вя)тым ц(е)рквам на оукрашение, а имена их писати в синодики ц(е)рковныи, попом и диаконом давати потребная» [7, л. 9-9 об.]. Хотя это условие и не являлось обязательным, но для Строгановых и их друзей было вполне осуществимо. Таким образом, например, появилась запись в синодике Нижегородского Вознесенского Печёрского монастыря: «Лета 7129 (1621) года, месяца февраля 1-й день, боярин Петр Петрович Головин дал вкладу по Никите Григорьевиче Строгонове: ризы отлас золотной на червчетой земле, розвозы лазоревой шолк, оплечья немецкое шито золотом сплошь по белой земле, круживо крук риз, бархат цветной по белой же земле, подложены рызы зендень лазо-реваю, подпушены дорогами рудожелтыми, в поминок за петдесят рублев. И архимаритом на Никитино преставление месяца ноября в 23-й день понахиды и обедни слоужити собором, и кормы на братию ставити с калачи, и с рыбами, и с преженьем, и с пивом, ежегод без переводу, покаместа святая сия обитель стоит» [8, с. 5355; 9, с. 5; 10, стлб. 339]. А сам Никита Строганов был записан в этот синодик для поминания [8, с. 489]. В том же синодике между 1625 и 1639 гг. была сделана запись рода Андрея и Петра Семёновичей Строгановых [8, с. 628]. Эта запись уникальна тем, что в ней дед и прадед братьев указаны под своими крестильными именами, т.е., соответственно, Ианикий и Феодор, а не под иноческими именами, принятыми перед смертью, т.е. инок Иоасаф и инок Феодосий. Здесь же их отец Семион отмечен как убиенный, чего в других синодиках также не наблюдается. Андрей и Пётр Семёновичи и

Иван и Максим Максимовичи Строгановы записали своих предков для поминовения и в синодик Нижегородского Благовещенского монастыря, в который «лета 7133 (1625) г. марта в 23 д(е)нь дали анбар соляной» [11, л. 41 об.; 12, с. 406 (примеч. 3)].

Однако в синодиках писали и такое: «Помяни, Г(оспо)ди, д(у)шы тех, иже даша села, имения, или книги, или иная потребная с(вя)тым твоим ц(е)рквам или м(о)н(ас)т(ы)рем, и служителем ц(е)рковным потребным давати» [13, л. 13-13 об.]. Т.е. делая вклады по душам своих предков, человек автоматически обеспечивал будущее поминовение своей собственной души. Поэтому, например, в синодике Нижегородского Благовещенского монастыря в 1655/56 г. появилась запись рода умершего к тому времени Петра Семёновича Строганова. При этом на помин уже его души, вероятно по приказу его сына Фёдора, в монастырь «дал лодью приказчик их Петр Васильев» [11, л. 42; 12, с. 406 (примеч. 3)]. Архимандрит Макарий отмечал, что Строгановы «давали также ежегодно по две ладьи на монастырский огород» [12, с. 406 (примеч. 3)]. Наиболее последовательно это делал Григорий Дмитриевич Строганов, который жаловал в Нижегородский Печёрский монастырь «на манастырское строение» лодьи в 1667 (вместе с отцом Дмитрием Андреевичем), 16741676, 1679-1683, 1689, 1692-1708 гг.1 Кроме того, он часто жаловал туда соль. Дважды (в 1674 и 1680 гг.) вклады были сделаны «по ро-дителех своих на помяновение» [14, с. 33-34, 47, 55-57, 59, 62-68]. Поэтому очевидно, что в синодиках Нижегородского Печёрского монастыря после 1715 г. должно было появиться его имя для поминания. Г.Д. Строганов делал вклады и в другие нижегородские монастыри и церкви: в Нижегородский Благовещенский и Макарьево-Желтоводский монастыри, в Нижегородскую Рождественскую и Гордеевскую Смоленскую церкви, построенные его иждивением [12, с. 329-330, 389, 496-497, 504-505]. Он делал вклады и в Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор, например архиерейский посох, называемый Строгановским, и шитую пелену [12, с. 282, 285]. Поэтому не случайно в синодике этого собора имеются записи рода «имянитого ч(е)л(ове)ка Григорья Димит-риевича Строгонова» и «Марии Иаковлевны и дете(й) ея Александра Григорьевича, Николая Григорьевича, Сергиа Григорьевича Строгоновых» [15, л. 90 об. - 91]. Также в данном синодике имеется запись рода «Аникия Феодорова с(ы)на Строганова» [15, л. 90-90 об.]. Судя по упоминаемым в ней именам она появилась во

времена VII поколения Строгановых (в начале XVII в.) и могла быть сделана Максимом Яковлевичем, Никитой Григорьевичем, Петром или Андреем Семёновичами Строгановыми.

Из всех известных в настоящее время вятских синодиков [16, с. 152] записи рода Строгановых имеются только в двух: Вятского Успенского Трифонова и Слободского Богоявленского монастырей. Это представляется неслучайным. Оба монастыря связаны с именем преподобного Трифона Вятского. Из Жития Трифона известно об участии Строгановых в его судьбе. В отдельные периоды жизни преподобного эти взаимоотношения были различны, от помощи и поддержки до временного охлаждения [17, с. 49-55; 18-21]. Трифон, сам будучи ещё отроком, по просьбе Якова Строганова излечил его сына Максима «от телесныя скорби». Именно «оттоле познан бысть блаженный Иакову Строганову и сродником его». В данном рассказе Жития очень важной для понимания причин, побуждавших всех Строгановых делать церковные вклады и поминать в синодиках своих предков, является молитва, произнесённая Трифоном: «...помилуй раб твоих Иакова и сына его, даждь им, Господи, душевное спасение и телесное здравие и приложение лет, и во исполнение дому их всяких благ и чадом его в наследие рода их. Буди, Господи, во имя твое благословение на них и на всех сродницех их отныне и на веки! Укрепи их, Господи, силою Твоею, и обрати сердца их к нам, нищим, паче же и ко всем любящим имя Твое святое в милость и щедроты и братолюбие, да сего ради зде при-имут благая и в будущий век живот вечный наследят» [22, с. 19-22]. Существенное дополнение имеется в другой редакции Жития: «И тако блаженный отрок (Трифон. - А.М.), не токмо в то время, но до исхода души своей о Иакове, и о сыне его Максиме, и о Никите, и о всех сродников их соборне и келейне, о живых за здравие, о усопших заупокой безпрестани Бога моляше (якоже и книги церковныя свидетельствуют его Трифонова моления)» [23, с. 16]. Речь, вероятно, идёт о поминальных записях рода Строгановых в синодике Вятского Успенского монастыря. Можно предполагать, что у Трифона имелся Строгановский родительский синодик, из которого после основания им в 1580 г. Успенского монастыря запись рода «Аникиа Феодорова Строганова» была переписана в общий синодик2, а из него - в существующий ныне синодик 1670-х гг. [25, л. 113 об.

- 114]. В этой записи указаны имена по V колено рода, т.е. заканчивая Аникием и его братья-ми-сёстрами3. Наличие её у Трифона до прихо-

да на Вятку объясняет отсутствие имён Якова и Григория Аникиевичей, умерших в 1577 г.

С Никитой Григорьевичем Строгановым, упоминаемым в вышеприведённой цитате из Жития, преп. Трифон впервые встретился в Москве, скорее всего после дозора Успенского монастыря в 1601 г. Н.Г. Строганов тогда очень помог Трифону, пригласил его к себе в Сольвы-чегодск и дал струг, людей и припасы для поездки в Соловецкий монастырь. Когда же Трифон ушёл из Вятского Успенского монастыря в Слободской Богоявленский монастырь (вероятно, в 1608 г.), он вместе со своим учеником До-сифеем «поидоша в Поморскую страну для собрания на церьковное строение и на монастыр-ския потребы». Тогда в Сольвычегодске «Никита даде преподобному милостыню в дом Богоявления Господня на церковное здание и на монастырское строение: икон и книг и риз, соли и железа, и братии на потребу» [22, с. 92-99; 23, с. 85-89]. В Богоявленском монастыре до 1917 г. хранилась икона Вседержителя с надписью на обороте: «119 (1610/1611 г.) поставление Никиты Григорьевича Строганова» [20, с. 46]. Поэтому не случайно в синодике Слободского Богоявленского монастыря4 первыми из «Строгановских» записей были записи рода «Аникея Федоровича Строганова» и рода «Никиты Гр(игорьеви)ча Строганова» [28, л. 4 об.].

Позднее инок Досифей неоднократно бывал у Строгановых, о чём в одной из редакций Жития говорится так: «Егда же Досифей из Богоявленского монастыря к Соле Вычегоцкой5 к Строгановым прихождаше для соли в милостыню братии на препитание прошаше, и Андрей, и Иван, и Петр, по них же и дети их Дмитрей, и Данило, и Федор Строгановы, паче же всех вдова Матрена Петровская жена Строгановых, пространную милостыню вдающи в Богоявленской и в Успенской монастыри для преподобнаго началника Трифона, и велию веру к нему имущи, и понахиды по нем преподобном повелева-ше пети» [23, с. 98]. Этот фрагмент Жития объясняет появление других записей в вятских синодиках, где имеются запись рода «Максима Як(овлеви)ча Строганова», сделанная Даниилом Ивановичем, и запись рода «Федора Петровича Строганова» [28, л. 4 об. - 5]. Интересна объёмная запись в синодике Вятского Успенского монастыря, сделанная, вероятно, совместно всеми названными в Житии представителями рода Строгановых - «Род Симеона да Максима Строгановых» [25, л. 114-115 об.]. Первоначально в ней было записано 71 имя, позднее в разное время добавлено ещё 39 имён.

Потомки Строгановых и позднее поминали своих предков в этих вятских монастырях, тем самым сохраняя традицию почитания преп. Трифона Вятского. После смерти Григория Дмитриевича Строганова (в 1715 г.) его имя было добавлено ко всем «Строгановским» записям синодика Слободского Богоявленского монастыря [28, л. 4 об. - 5], а в синодике Вятского Успенского монастыря в 1758 г. появилась запись рода «господ баронов Строгановых», дополненная в 1790 г. [25, л. 91].

Даже поверхностный анализ представленных в настоящей статье записей подтверждает известный перечень первых представителей рода -Спиридон, Козьма, Лука, - что с очевидностью опровергает измышления П.Н. Петрова и его современных последователей Г.А. Бординских и других о родстве Строгановых с известным двинским боярином Анфалом Никитиным [29, с. 152; 30, с. 48-49]6. Только синодик Вятского Успенского монастыря указывает на то, что Осип (Иосиф) Фёдорович Строганов был убит. Более углублённый анализ данных записей позволит обнаружить и другие уникальные сведения. Для наиболее точного определения всех представителей рода, времени появления поминальных записей, выявления особенностей отдельных записей необходим комплексный сравнительный анализ всех известных записей рода Строгановых. Выявить ещё неизвестные поминальные записи, как показано в настоящей статье, могут помочь известия о вкладах представителей рода в различные российские монастыри и церкви .

Примечания

1. Стоимость изготовления одной лодьи составляла 500-700 рублей, а в XVIII в. - 1000 рублей [5, с. 210-212]. Г.Д. Строганов иногда, а с 1703 г. постоянно жаловал в монастырь сразу по две лодьи.

2. В описи Вятского Успенского монастыря 1601 г. синодики не названы, но упоминаются «сена-ничные» деньги, т.е. деньги, даваемые прихожанами для записи в синодик их предков [24, с. 34].

3.. Запись очень близка (за исключением нескольких имён в самом конце) к записям в Сольвы-чегодском родительском синодике Строгановых и в Орловском синодике [26, с. 7-8; 27, с. 177-178].

4. Синодик не сохранился, существуют только выписки из него, сделанные в конце XIX - начале XX в. А.С. Верещагиным, с указанием листов оригинала.

5. В одном из списков Жития добавлено: «Соле Камской и Вычегодской» [22, с. 155 (примеч. 368)].

6. См.: [6, с. 11-12; 31, с. 39-40].

7. Ещё один такой пример приводит М.С. Черкасова. Она сообщает о вкладах пяти поколений Строгановых в Троице-Сергиев монастырь, начиная с

Аникия Фёдоровича (в феврале 1559 г.), а также отмечает запись в синодике монастыря: «инок Иосиф Строганов» [32, с. 222, 226 (примеч. 15)]. Запись, однако, прочитана неверно. В данном синодике записаны имена «которые хр(ис)толюбцы дают в дом Живоначялнои Тро(и)ци... денгы по пятидесят роуб-лев себе на помяновение и роду своемоу вечнаго ради покоя». Среди поминаемых имён записаны: «Инока Феодосиа, Евфимию, ино(ка) Иасафа». Вверху над этими именами киноварью надписано: «От Вычегоцкие Соли Строганов» [33, л. 1-1 об., 18 об.]. Запись сделана, скорее всего, в 1569 г., когда по Аникию Строганову дали вклад 50 руб. его дети Яков, Семён и Григорий. На самом деле вклады на помин часто фиксировались непосредственно в синодиках, или в поминальных записях, или в виде отдельной вкладной книги в составе синодика. Синодики такого типа современным исследователем С.В. Коневым названы вкладными [34, с. 9, 11-15].

Список литературы

1. Купцов И.В. Род Строгановых. Челябинск: Изд-во «Каменный пояс», 2005. 224 с.

2. Мудрова Н.А. Строгановские синодики и проблема публикации родословия Строгановых // Материалы 1 -й Уральской родоведческой науч. -практ. конф. (15-16 ноября 2001 г., Екатеринбург). Екатеринбург, 2003. С. 47-49.

3. Устрялов Н.Г. Именитые люди Строгановы. СПб., 1842. 126 с.

4. Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Н. Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1995. 604 с.

5. Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVII веках. М.: Соцэкгиз, 1962. 308 с.

6. Мезенина Т.Г., Мосин А.Г., Мудрова Н.А.,

Неклюдов Е.Г. Род Строгановых: Культурно-

исторические очерки. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007. 256 с. (У истоков уральского предпринимательства).

7. Кировская государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена (КОУНБ). № 62.

8. Синодик Нижегородского Вознесенского Печёрского монастыря 1595 года. Синодик архимандрита Трифона. Н. Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печёрском монастыре, 2010. 704 с.

9. Макарий (Миролюбов), еп. Синодик XVI-го века в Нижегородском Печёрском монастыре // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете (ЧОИДР). М., 1868. Кн. 1. Отд. V. С. 1-8.

10. Писцовая и переписная книги XVII века по Нижнему Новгороду. Репр. воспроизведение изд. 1896 г. М. - Н. Новгород: Нижегородская историкоэтнологическая лаборатория, 2011. 352 с.

11. Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина (НГОУНБ). Ф. 1. Оп. 2. № 37 (Р/1040).

12. Макарий (Миролюбов), арх. Памятники церковных древностей. Н. Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1999. 701 с.

13. КОУНБ. № 61.

14. Вкладная книга Нижегородского Печёрского монастыря / Предисл. А.А. Титова // ЧОИДР. М., 1898. Кн. 1. Отд. I. С. КУШ, 1-94.

15. НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 26.

16. Мусихин А.Л. Письменные источники по генеалогии Вятки // Уральский родовед. Сб. ст. Екатеринбург, 2009. Вып. 8. С. 149-159.

17. Эммаусский А.В. Очерк истории Вятской земли в XVI - начале XVII в. Киров, 1951.

18. Шумилов Е.Н. Трифон Вятский и Строгановы: история взаимоотношений // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца). Материалы Междунар. науч. конф. / Отв. ред. В.В. Низов. Киров, 1996. Т. 1. С. 11-13.

19. Марков А.А. К проблеме изгнания преподобного Трифона, Вятского чудотворца с реки Чусовой // Вятская земля в прошлом и настоящем: Материалы респ. IV науч.-практ. конф. (К 100-летию со дня рождения профессора А.В. Эммаусского) / Отв. ред.

В.А. Бердинских. Киров, 1999. С. 48-50.

20. Бердинских В.А. Строгановы и Трифон Вятский // Церковь в истории и культуре России: Сб. материалов Междунар. науч. конф. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 года / Отв. ред. протоиер. А. Ба-лыбердин. Киров, 2010. С. 44-46.

21. Мусихин А.Л. Взаимоотношения преподобного Трифона Вятского с семьёй Строгановых: (по записям в вятских синодиках) // Обретение святых: III регион. церк. -науч. конф. (гор. Киров (Вятка), 23 октября 2011 г.) / Сост. протоиер. А. Балыбердин. Киров, 2012. С. 15-19.

22. Житие преподобнаго отца нашего Трифона, Вятскаго чудотворца / Публ. П.Д. Шестакова. Казань, 1868. 161 с.

23. Житие преподобнаго отца нашего Трифона Вятскаго чудотворца / публ., предисл. И.М. Осокина // Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вятка, 1912. Вып. КП. Отд. II. С. КХП, 1-104.

24. Дозорная книга Хлыновскаго Успенскаго монастыря, городоваго приказчика Федора Резанцева, 7109 (1601) году / Публ. А.С. Верещагина // Памятная книжка Вятской губернии на 1902 год. Вятка, 1902. Гл. 2. С. KXXVП, 1-35.

25. Кировский объединённый краеведческий музей. № 3789.

26. Синодик и родительский летописец Строгановых / По рукописи проф. Н. Тихонравова // ЧОИДР. М., 1884. Кн. 1. Отд. I. С. 1-23 (2-я паг.).

27. Выписка из Орловского синодика // Купцов И.В. Род Строгановых. Челябинск: Изд-во «Каменный пояс», 2005. С. 177-178.

28. КОУНБ. Д1431/П10.

29. Петров П.Н. История родов русского дворянства: В 2 кн. М., 1991. Кн. 2. 319 с.

30. Бординских Г.А. Тайны истории Перми Великой. Соликамск, 1994. 100 с.

31. Мусихин А.Л. Загадки Анфала Никитина // Герценка: Вятские записки: [науч.-попул. альм.]. Киров, 2011. Вып. 20. С. 34-58.

32. Черкасова М.С. Троице-Сергиев монастырь и Вятско-Камский край в XVI-XVII вв. // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца). Материалы Междунар. науч.

конф. / Отв. ред. В.В. Низов. Киров, 1996. Т. 1.

С. 221-227.

33. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки им. В.И. Ленина (г. Москва). Ф. 304. Кн. 40.

34. Конев С.В. Синодикология: Часть 1: Классификация источников // Историческая генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 7-15.

THE STROGANOV FAMILY IN THE RECORDS OF NIZHNI NOVGOROD AND VYATKA SYNODICS

A.L. Musikhin

Records of the Stroganov family in Nizhni Novgorod and Vyatka church synodics of the 17th-18th centuries are considered. Their value for studying the history of the Stroganov family and drawing up their genealogical list is shown. These records confirm the known list of the first representatives of the family. The appendix contains the first publication of the records being considered.

Keywords: Stroganov family, church synodics, Nizhni Novgorod land, Vyatka land.

Приложения

Приложение 1

Родъ Андрея да Петра Семеновичих, Ивана да Максима Максимовичихъ Строгано-выхъ

Лета 7133 (1625) г. марта в 23 д(е)нь дали анбар соляной.

Спиридона, Козмы, Луки, инока Феодосия, инока Иоасафа, Софии, Иякова, Григория, Симеона, Мавры, Еоуфимии, во иноцехъ Ефросинии, Еоуфимии, Максима, Никиты, иноки Еоуфимии, Андреяна млад(енца), Петра млад(енца), (далее другим почерком) Димитрия, Даниила. (Л. 41 об.)

Род Петра Строганова. Далъ лодью приказчик их Петръ Васильев 7164 (1655/56) год.

Симеона, Никиты, Петра, инок(и)ни Ефросинии, инока Аврамия, княгини Анны, Марфы, Петра младе(нца), Елены младе(нца), Анны младе(нца), Петра младе(нца), (далее другим почерком) Григория, (далее другим почерком) Феодора. (Л. 42)

Род Федорова ч(е)л(ове)ка Строганова Матфея Телпина. (Л. 73)

Род Строгонова дому служителя Федора Невзорова. (Л. 132 об.)

Оригинал: НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 37 (Р/1040). Синодик Нижегородского Благовещенского монастыря.

Приложение 2

Родъ Аникия Феодорова с(ы)на Строганова.

Спиридона, Космы, Луки, иноки Марфы, Иоанна, инока Феодосия, Еуфимии, Владимера, Афанасия, Стефана, Иоанна, // инока Иосафа, Софии, Иакова, Григория, Симеона дважды, инока Варлама, иноки Пелагии, Марии, иноки Анастасии, Феодосии дважды, Еуфимии, во мо-нахиняхъ Еуфросинии, Мавры, Стефаниды, инока Исаиа, иноки Матроны, инока Корнилия, иноки Марфы, Полиекта, Евдокии, Михаила, Агрипины, Василия, Феодора дважды, Нестора, Ирины, Даниила, Иосифа, иноки Анисии, инока Антония, иноки Еуфимии, Оулиании, Анны, Ксении, Капетолины, Бориса. (Л. 90-90 об.)

Родъ имянитого ч(е)л(ове)ка Григорья Димитриевича Строгонова. (вклеено)

Схимника Аврамия, (вписано другим почерком: Григория, Аникия, Симеона // Петра, Феодора, Анны, Екатерины), схимницы Александры, кн(я)г(и)ни Пелагии, кн(я)зя Иоанна дважды, Даниила (приписано другим почерком:

дважды), Агафии, Иоанна м(ла)д(енца), Татианы м(ла)д(енца), Андрея м(ла)д(енца), Дарии м(ла)д(енца), Феодосии м(ла)д(енца), болярыни кн(я)г(и)ни Стефаниды, Васецы, Феодора м(ла)д(енца), Ирины м(ла)д(енца), Марфы, Иакова, (далее другим почерком) Марии, Петра, (далее другим почерком) Марии м(ла)де(нца).

Род Марии Иаковлевны и дете(й) ея Александра Григорьевича, Николая Григорьевича, Сергиа Григорьевича Строгоновыхъ.

Григориа, Петра м(ла)д(енца), Михаила м(ла)д(енца). (Л. 90 об.-91)

Оригинал: НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 26. Синодик Нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Приложение 3

Родъ господъ баронов Строгановых

Александра, Сергиа, 1758 году апреля 1. (далее другим почерком)

Поминать о здрави(и)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иоанна и всехъ ево сродниковъ Поминать заупокои

Преставльшихся Григория, Феврони(и) и всехъ ево сродниковъ.

Заупокои же

Матроны, Алексея, князя Михаила 1790 году. (Л. 91)

Род Аникиа Феодорова Строганова Спиридона, Космы, Лоуки, иноки Марфы схим(онахини), монаха Феодосиа, Евфимии, монаха Иоасафа, Софии, Максима, Доментиана, иноки Марфы, монаха Васиана, иноки Акили-ны, монаха Исаии, иноки Марфы, Полуехта, Симеона, Евдокии, Михайла, Иоанна, Иосифа уб(иенного), Владимира, Мавры, // Василиа, Алексиа, иноки Марфы схим(онахини). (Л. 113 об. - 114)

Род Симеона да Максима Строгановыхъ Схимонаха Иосифа, Софии, Иакова, Григо-риа, монаха Варлаама, иноки Анастасии, Афа-насиа, // Мелетиа, Мавры, монаха Тихона, Софии, Стефаниды, Иоакима млад(енца), Димит-риа млад(енца), Космы млад(енца), схимонаха Андреана, Антониды, монаха Иосифа, Григориа оут(опшего), Петра млад(енца), Симеона млад(енца), Елены млад(енца), Никиты, Симеона, Петра, Иоанна, Марфы д(е)в(и)цы, Феодоры, кн(я)зя Никиты, Алексиа, иноки Марфы схим(онахини), Феодора, иерея Харлампиа, иерея Пантелеймона, // Фаддеа, Василиа, Тимо-феа, Симеона, Максима, Никиты, монаха Сели-вестра, Евдокии, Космы, Фомы, Григориа, Ва-силиа, Марфы, Ирины, с(вя)щенно диакона Стефана, Варвары, Епистимии, Димитриа, Фи-

липпа, Трофима, Игнатиа, Панфила, Иоулиа-нии, Екатерины, Иова, Павла, Иоулиании дважды, Ионна, Артемиа, Марии, Фомы, Владимира, Евфимиа, Вассы, иерея Стефана дважды // (далее другим почерком) схимонаха Серапиона, схимонахини Пелагии, Максима, схимонахини Ефросинии, Иоанна дважды, Михайла, схимонахини Александры, Иакова, схимонахини Надежды, Феклы дважды, Вассы, Евфимия, Афанасия, Матфеа, Мавры, Акилины д(е)в(и)цы оут(опшей), Ермолая, Иустины, Елены, Софро-ния, Ефрема, Порфириа, Артемия, (далее другим почерком) Даниила, Агафии, Димитрия (вверху надписано: Оуара), Григория, Вассы, Марии, (далее другим почерком) Иоанна, Исаия, Михаила, Ирины, (далее другим почерком) Симеона, Елены, (далее другим почерком) Алексиа. (Л. 114-115 об.)

Оригинал: КОМК. № 3789. Синодик Вятского Успенского Трифонова монастыря.

Приложение 4

Родъ Аникея Федоровича Строганова

(л. 113) - нач(ало) уставомъ

Спиридона, Козмы, Луки, иноки Марфы, инока Феодосия, Евфимии, инока Иоасафа, Со-

фии, Максима, Дементиана, иноки Марфы, Гурия, Иоанна, Анны 2, Пелагии, Василия, Елены.

- др(угим) поч(ерком) Григория.

Родъ Никиты Гр(игорьеви)ча Строганова (л. 114) - начал(о) уставомъ

Григория, 5 младенцевъ. Др(угими) чернилами уставомъ же - 7 младенцевъ, иноку Евфи-мию, иноку Евпраксею. - др(угим) поч(ерком) Григория.

Родъ Максима Як(овлеви)ча Строганова

(л. 115) - начал(о) уставомъ

Иакова, Иоаникея, иноки Ефросинии, Максима, Иоанна, Иоасафа, Максима. - др(угими) черн(илами) Григория.

Родъ Федора Петровича Строганова (л. 115 об.) - уставомъ более бледн(ыми) чернилами

Матроны, Петра, Феодора, иноку Ефросинию схим(онахиню), иноку Марфу схим(онахиню), Ва // силия, Екатерину, Романа, Иоанна, Михаила, Игнатия, Акилину, инока Герасима схимн(ика), Марфы, Феодосии, Анны, Кирилла. - др(угими) черн(и)л(ами) Григория.

Оригинал: КОУНБ. Д1431/П10. Л. 4 об. - 5. Синодик Слободского Богоявленского монастыря. Копия кон. XIX - нач. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.