Научная статья на тему 'РИТУАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ТОС-КАРАК КАК АРТЕФАКТ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ'

РИТУАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ТОС-КАРАК КАК АРТЕФАКТ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тос-карак / ритуальный предмет / функция предмета / комплектование фондов / учет фондов / научное изучение / музейная коллекция / tos-karak / ritual object / function of an object / acquisition of collection items / accounting of collection items / scientific study / museum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дыртык-Оол Анна Оюновна

В статье показана история комплектования и изучения уникальных музейных предметов – тос-карак (девятиглазка) как этнокультурное наследие тувинского народа. Обращается внимание на его функциональное значение. В качестве источниковой базы изучения коллекции являются в первую очередь музейная документация: книги поступлений, инвентарные книги и карточки научного описания. Указывается на проблемы научной инвентаризации и исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дыртык-Оол Анна Оюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUAL OBJECT TOS-KARAK AS AN ARTIFACT OF MUSEUM CULTURE

The article deals with the history of acquisition and study of the unique museum item called Tos-Karak ("nine-eyed", translation from tuvan), as it is a part of the tuvan ethnocultural heritage. The author draws attention to its functional significance. The museum documentation: records of entry, registration books, and scientific description cards are the main sources for the study of the collection. The problem of scientific inventory and research is indicated.

Текст научной работы на тему «РИТУАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ТОС-КАРАК КАК АРТЕФАКТ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 069.4 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-38-43

РИТУАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ТОС-КАРАК КАК АРТЕФАКТ МУЗЕЙНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Дыртык-оол А.О.

Аннотация. В статье показана история комплектования и изучения уникальных музейных предметов - тос-карак (девятиглазка) как этнокультурное наследие тувинского народа. Обращается внимание на его функциональное значение. В качестве источниковой базы изучения коллекции являются в первую очередь музейная документация: книги поступлений, инвентарные книги и карточки научного описания. Указывается на проблемы научной инвентаризации и исследования.

Ключевые слова: тос-карак, ритуальный предмет, функция предмета, комплектование фондов, учет фондов, научное изучение, музейная коллекция.

RITUAL OBJECT TOS-KARAK AS AN ARTIFACT OF MUSEUM CULTURE

Dyrtyk-ool A.O.

Abstract. The article deals with the history of acquisition and study of the unique museum item called Tos-Karak ("nine-eyed", translation from tuvan), as it is a part of the tuvan ethnocultural heritage. The author draws attention to its functional significance. The museum documentation: records of entry, registration books, and scientific description cards are the main sources for the study of the collection. The problem of scientific inventory and research is indicated.

Key words: tos-karak, ritual object, function of an object, acquisition of collection items, accounting of collection items, scientific study, museum

Ритуальный предмет - тос-карак (по-русски девятиглазка) является важным элементом тувинской культуры: ее знаково-символические возможности используются не только во время ритуалов и обрядов, но и в музейной сфере. Поэтому в рамках данной работы тос-карак рассматривается в качестве объекта музейной деятельности, а именно история комплектования и изучение.

В XX в. человечество вступило в эпоху глобализации и обновления местной культуры новыми современными чертами, чаще всего европеизированными. Многие предметы материальной культуры тувинцев утратили национальные элементы, что можно увидеть на примере многих бытовых предметов, в том числе тос-карак, особенно с середины прошлого века. В настоящее время работы современных мастеров существенно отличается от традиционной. Вводятся новшества на предметах, поэтому изучение их в сравнительном плане становится актуальной в данное время. В XX в. новые социально-политические ситуации и культурные перемены повлияли и на сознание человека. В тоталитарном режиме вовсе забыты ритуалы и обряды, связанные с предметами материальной культуры, в том числе и с тос-карак, только изменение политической системы в нашей стране в 1990-е гг. подтолкнули людей на мысль возродить свою традиционную культуру и обратить свой взор на старинные предметы, вышедшие из бытового употребления. В этой ситуации тос-карак как составная часть духовной культуры тувинцев вызывает пристальное внимание многих исследователей.

Несмотря на возросший интерес к ним, эти вещественные предметы, обладающие такими музейными свойствами, как информативность, аттрактивность и экспрессивность, до сих пор недостаточно изучены как музейный артефакт. Тос-карак

можно отнести к числу предметов, не попадавших в сферу специального научного интереса как музейного объекта со всех сторон. Это вызвано такой причиной, как отсутствие широкого круга специалистов, заинтересованных в данном виде источника, в первую очередь этнографов и искусствоведов. Изучение тос-карак как артефакта музейной культуры показывает уникальность как раритетной вещи, декоративно-прикладное искусство и феномен народной культуры.

В работах ведущих ученых Тувы и России (Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна, М.Б. Кенин-Лопсана, Е.В. Айыжи), чьи работы важны при изучении поставленной темы, показаны тос-карак как предмет материальной и духовной культуры. Тос-карак является предметом ритуальных действий. Ритуалы - совокупность строго регламентированных символических действий, направленных на поддержание окружающей действительности или изменение ее отдельных элементов [Лбова, Табарова, с. 122]. Ученые подразделяют ритуалы по происхождению или по функции. Так, ритуальные действия с помощью тос-карак относятся к последнему. Можно отнести их к ситуативному, т.к. ритуалы у многих народов проводятся по какому-либо поводу или личной необходимости, могут быть публичными. По словам Е.И. Карташовой, «предметы быта, ставшие характерными знаками своего времени, могут обладать насыщенным содержанием» [Е.И. Карташова, с. 128]. Вещественные предметы материальной культуры отмечены в трудах сотрудников музея, изучавших фонды Национального музея РТ. Так, в статье Б.С. Майны рассмотрены коллекции предметов утвари из дерева [Майны: 2019], С.С. Тулуш описала коллекцию кремневых ружей чактыр боо кустарного производства [Тулуш: 2019], авторы Л.К. Монгуш и Ш.Х. Монгуш показали обзор коллекции земледельческих предметов [Монгуш Л.К., Монгуш Ш.Х.: 2019], Дыртык-оол М.О. и Дыртык-оол А.О. проанализировали проблемы хранения и популяризации коллекции колыбелей тувинцев [Дыртык-оол М.О. и Дыртык-оол А.О.: 2019].

Сотрудником музея Ш.Х. Монгуш, работавшей хранителем этнографического фонда, ныне старшим научным сотрудником отдела археологии и этнографии, изучена коллекция тос-карак в фондах НМРТ. Автор обратила внимание на разновидности предметов, в зависимости от их внешнего оформления. Выявила, что западные тувинцы называют «чашкыыш», а восточные «чажыг-ыяжы», и сгруппировала по временным периодам. Ею выявлено авторство некоторых из них и новшества технологии данных предметов [Монгуш, 2008]. Однако в ее работе отсутствуют информации о путях комплектования фондов музея, принципы их изучения и популяризации.

О функциональном значении тос-карак отмечено в труде М.Б. Кенин-Лопсана: «Утром хозяйка варит чай с молоком. Сначала она брызгала чай девятиглазником в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же девятиглазником в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки, если она была, и произносила слова благословения:

Помилуй нас, тайга моя!

Помилуй нас, девять небес моих!

Помилуй нас, солнце!

О милости вашей прошу вас! [Кенин-Лопсан, 2006: 40]

Кенин-Лопсан собрал интересные материалы, касающиеся об обращении тувинцев к Солнцу. «Считалось, что молитва солнцу - одна из главных молитв среди девяти. Поэтому тувинцы каждое утро обращались к нему с молитвой и разбрызгивали из пиалы чай с молоком в его сторону. Затем брызгали в огонь очага, и только после этого пили сами» [Кенин-Лопсан, 2006: 63].

Число «девять» для тувинцев считается сакральным числом. По данным Кенин-Лопсана, тувинцы соблюдали девять обычаев. Он считает, что «если тувинское дитя поклонится Долаану-богу в возрасте девяти лет, то у этого ребенка будет долголетие» [Кенин-Лопсан, 2006: 74]. В 2009 году преподаватели Тувинского государственного

университета, в том числе и автор данных строк, во время экспедиции побывали в местности Беш-Богдо (Монголия) у этнических тувинцев. Нам показали ритуальный предмет, не с девятью выемками, а с тринадцатью. На вопрос Е.В. Айыжи «Почему «тринадцатиглазка?», было дано много ответов. Но в основном они сводились к следующему: во-первых, этнические тувинцы в Баян-Ульгийском аймаке поклонялись тринадцати священным горам Монголии; во-вторых, они поклоняются священным тринадцати рекам, озерам, которые также считались для них родовыми» [Исследование межкультурных взаимодействий народов Тувы, Красноярского края Российской Федерации и Монголии, а 83-84.]. Информация, выясненная автором данных строк, была следующей: девятиглазкой пользовались только тувинские шаманы.

На 1 июля 2019 г. в фондах Национального музея РТ насчитывается 156276 ед. хранения, из них к основному фонду относятся 120109 предметов, 36167 научно -вспомогательные материалы. Этнографическому фонду относятся 13630 ед., из них 10011 основного фонда и 3619 - научно-вспомогательного. По данным Ш. Х. Монгуш, еще в 2008 г. в коллекции насчитается 42 ед. тос-карак. В течение последующих 10 лет в фонды поступило 8 предметов. Таким образом, в музее насчитывается 50 ед. Первое поступление в фонды музея тос-карак зарегистрировано под № 1513 (датировка неизвестна), последнее - в 2019 г. Отметим, что учет - одно из направлений фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения музейных предметов, коллекций, собраний научные данные о них. Подчеркнем, что в Российской Федерации акты приема, книги поступлений и книги научной инвентаризации являются основными юридическими учетными документами [Российская музейная энциклопедия, с. 286].

В таблице №1нами выявлены основные сведения о предметах по первичному и вторичному учету в Книге поступлений основного фонда и инвентарной книге.

Таблица 1

год поступления номер по КП место приобретения источник поступления, владелец Вторичный учет (инв. номер), дата регистрации

Неизв. 1513 - -

1957 2661 Чаа-Хольск. р-н Монгуш Ч., 62 года из рода Ак-Монгуш. Экспедиция Т.М. Скаковой

1957 2690 Арыскан Улуг-Хемск. р-на Монгуш Мажик Тондук, 42 года.

1957 2704 Сут-Холь Монгуш Олзей Бюрбю, 23 года. Экспедиция Т.М. Скаковой

1958 3128 Аксы-Барлык Барун-Хемчик. р-на Хомушку Серен Тондук, 54 года

1958 3194

1960 3610 Экспедиция Т. Скаковой 3 3 6 - 2019

1962 4076/148 экспедиция С. Биче-оол и Е. Байкара в 1962

1967 4612 дар от шк. музея Чыраа-Бажы

1967 4613 дар от шк. музея Чыраа-Бажы

1971 5196

1972 5300 Чыраа-Бажы Дзун-Хемчик. р-на дар от школьного музея

1972 5311

1973 5770

1975 6281 Теве-Хая дар от школьного музея 337 - 2019

6308

1976 6566 Нарын Эрзин. р-на Идам Бады-Сегбе Чооду

6585

6861

7022

7023

7498

1982 8033 Кочетово Закупка от Сат Шиме 234 - 2016

9458/9

1992 9962/14 25 - 1992

1993 10086/35 235 - 2016

10086/36 236 - 2016

10673/1

10830 69

11005/2

11131/2

2006 11182/2 Кызыл из коллекции М. Кенин-Лопсана

2011 11360/1 закупка, от автора Салчака Экер-оолоа Сергеевича

11360/2

11360/3

2017 12034 дар от Оюн Д.И.

2018 12129/4

всего 36 ед.

По данной фондовой документации можно отметить, что тос-карак собирали музейные сотрудники во время командировок и этнографической экспедиции. Анализ таблицы показал, что за период фондовой работы, во время первичного учета отсутствовали многие информации по важным разделам (место приобретения, источник поступления, владелец).

В фондах хранятся тос-карак, включенные в КП научно-вспомогательного фонда под №№ 1096/1-4, 1866/7, 2212. Там же нами выявлен один медный тос-карак, что является новшеством для тувинской традиции, т.к. все такие бытовые предметы всегда изготавливались из дерева.

Учет музейных фондов предусматривает два основных этапа, отражающих степень изученности музейных предметов. Сначала происходит первичная обработка поступающих материалов - их актирование и регистрация в книге поступлений. На втором этапе происходит их поступление в соответствующее фондовое подразделение, проходят научную инвентаризацию [Российская музейная энциклопедия, с. 286]. К сожалению, нами отмечены девятиглазки - тос-карак,

не имеющие номер по КП (т.е. первичного учета), но зарегистрированные в инвентарной книге под номерами 181, 182, 183, 184, 185, 186, 237, 418. Это объясняется утерей номеров предметами по разным причинам, в основном во время экспонирования на выставках.

Нарушения инструкции во вторичном учете - отсутствие записей по развернутому описанию, что умаляет научность предмета, т.е. не представлены информативные свойства. Записи в научный инвентарь предшествует заполнение карточек научного описания образца 1980-х гг. Такая форма характерна для всех советских, позже российских музеев согласно Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР 1984 г.

Вторичный учет в инв. книге №1 начат в 1988 г. Дыртык-оол А.О., работавшей главным хранителем. Начало вторичного учета тос-карак начато в 1990 г. Принимали участие в научном описании тос-карак Т.Ч. Нурсат, Ш.Х. Монгуш, В.С. Монгуш, Б.С. Майны, Э.В. Комбу. В перспективе предстоит большая работа по научному описанию этих уникальных предметов, т.к. составители в основном обращали внимание на их функциональное значение. Музеевед Т.А. Трофимова заметила, что «...насколько подробно исследован и описан каждый музейный предмет, зависит его «жизнеспособность» в музейном пространстве» [Трофимова, с. 129].

Основными формами популяризации тос-карак как этнокультурное наследие тувинского народа являются музейные экспозиции и выставки, лекции, мероприятия и, конечно, музейные издания (каталоги). Надеемся, что этот вопрос заинтересует исследователей из музейной сферы. В перспективе музея создание единого каталога «Тос-карак как историко-культурное наследие тувинцев».

Таким образом, мы отметили историю комплектования, изучения уникальных музейных предметов - тос-карак (девятиглазка) как этнокультурное наследие тувинского народа. Обратили внимание на его функциональное значение и на проблемы научной инвентаризации и исследования.

Список литературы:

1. Дыртык-оол М.О., Дыртык-оол А.О. Коллекция колыбелей Национального музея Тувы как этнокультурное наследие тувинцев // Новые исследования Тувы. 2019. №2. - С. 95-104.

2. Исследование межкультурных взаимодействий народов Тувы, Красноярского края Российской Федерации и Монголии. По результатам полевых этнографических экспедиций (2009-2010 гг.). - Кызыл, 2015. - 127 с.

3. Карташова Е.И. Микроистория музейного предмета: к проблеме метода экспозиционной интепретации // Вопросы музеологии. - 2010. - №1. - С. 126-132.

4. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Перевод с тув. яз. А.А. Дугержаа, А.С. Дембирел. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. - 232 с.

5. Лбова Л.В., Табарова А.В. Культура, искусство, ритуал. Происхождение и ранние этапы. - Новосибирск: НГУ, 2009. - 142 с.

6. Майны Б.С. Древние традиционные формы и украшения деревянной утвари у кочевников Тувы // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. - С. 243-249.

7. Монгуш Ш.Х. О коллекции ритуальных ложек - «тос-карак» из фондов Национального музея Республики Тыва // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. научных статей. - Горно-Алтайск: РИО Г-А. госуниверситета, 2008. - С. 114-117.

8. Монгуш Л.К., Монгуш Ш.Х. Предметы земледелия у тувинцев как источник по изучению традиционного хозяйства // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-

практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. - С. 184-189.

9. Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. - М.: «ПРОГРЕСС» «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 436 с. Том 2.

10. Трофимова Т.А. Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2012. - №2 (6). - С. 129-134.

11. Тулуш С.С. Коллекция охотничьих кремневых ружей в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва // Ермолаевские чтения. Материалы III научно -практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. - С. 197-202.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дыртык-оол Анна Оюновна, кандидат исторических наук, доцент, зав. отделом истории, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Электронный адрес: annaojun@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Dyrtyk-ool Anna Oyunovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of history, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva. E-mail: annaojun@yandex.ru

УДК 391.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-43-50

ОДЕЖДА ТУВИНСКИХ ЖЕНЩИН КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ вв.

Ховалыг Р.Б.

Аннотация. Статья посвящена одежде тувинских женщин конца XIX - начала XX веков. Автором были изучены одежды женщин всех возрастов, живших в то время. Данной статьей автор хотела показать тувинскую традиционную женскую одежду, чтобы не было придуманных образов, и народ понимал тувинскую самобытность и свою национальную идентичность.

Ключевые слова: традиционная одежда, тувинская одежда, женская одежда, этнография, музейная коллекция.

CLOTHING OF TUVAN WOMEN OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Khovalyg R.B.

Abstract. The article is devoted to the clothing of Tuvan women of the late XIX -early XX centuries. The author studied the clothing of women of all ages who lived at that time. With this article, the author wanted to show Tuvan traditional women's clothing, so that there were no invented images, and the people understood the Tuvan identity and their national identity.

Keywords: traditional clothing, Tuvan clothing, women's clothing, Ethnography, Museum collection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.