Научная статья на тему 'Ритуал как основа принятия решений в китайской традиции'

Ритуал как основа принятия решений в китайской традиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
747
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / КОНФУЦИЙ / РИТУАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙСКИЕ ТРАДИЦИИ / DECISION-MAKING THEORY / CONFUCIUS / RITUAL / EDUCATION / CHINESE TRADITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пурынычев Михаил Юрьевич

Исследовано влияние ритуала как социокультурного фактора на принятие решений. Теоретические положения аргументированы ссылками на эмпирический материал на основе китайских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUAL AS THE BASIS OF DECISION-MAKING IN CHINESE TRADITION

In the article the ritual influence is analyzed as cultural factor of decision-making. Theoretical positions are given reason by references to an empirical material on the basis of the Chinese traditions.

Текст научной работы на тему «Ритуал как основа принятия решений в китайской традиции»

КАЛИНИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (galin-kalinina@yandex.ru).

KALININA GALINA VIKTOROVNA - doctor of philosophical sciences, candidate of economics sciences, Commerce and Management department chairman, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

ЛЕБЕДЕВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (galin-kalinina@yandex.ru).

LEBEDEVA ALLA ALEKSANDROVNA - candidate of jurisprudence sciences, assistant professor of civil law disciplines, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 141

М.Ю. ПУРЫНЫЧЕВ РИТУАЛ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИИ*

Ключевые слова: теория принятия решений, Конфуций, ритуал, образование, китайские традиции.

Исследовано влияние ритуала как социокультурного фактора на принятие решений. Теоретические

положения аргументированы ссылками на эмпирический материал на основе китайских традиций.

M.Yu. PURYNYCHEV RITUAL AS THE BASIS OF DECISION-MAKING IN CHINESE TRADITION

Keywords: Decision-making theory, Confucius, ritual, education, Chinese traditions.

In the article the ritual influence is analyzed as cultural factor of decision-making. Theoretical positions are

given reason by references to an empirical material on the basis of the Chinese traditions.

Принятие решений - сложнейший вид интеллектуальной деятельности человека, который требует глубокого исследования как на личностном, так и на социальном уровнях.

Часто субъект принятия решений не в состоянии объяснить, почему он поступил в данных обстоятельствах так, а не иначе. Существует огромный недостаток методологической культуры в области принятия решений, необходимо углублять профессиональные компетенции, требуемые для принятия решений в конкретных областях профессиональной деятельности. На это указывают специалисты по теории принятия решений Г.В. Сорина, B.C. Диев и др.

Исследовательские программы по проблемам теории и практики принятия решений, как правило, носят междисциплинарный характер. Эти вопросы интересуют философов, психологов, математиков, социологов, специалистов в областях управления, в конечном счете всех тех, кто заинтересован в повышении ответственности человека за результаты его интеллектуальной деятельности.

Признавая тот факт, что не существует жестких алгоритмов принятия решений для всех областей человеческой деятельности одновременно, следует выделить механизмы интеллектуальной деятельности, которые носят общезначимый характер и определяют процесс принятия решений в профессиональной и обыденной жизни человека.

Представляется немаловажным учитывать исторический и социокультурный контексты развертывания процедур принятия решений. Традиция способна сохранить сложившиеся социальные нормы регуляции общественной жизнедеятельности в качестве самоочевидных правил поведения личности, коллектива. Данное явление обнаруживается в традиционной культуре как западных, так и восточных народов. Различия в моральных принципах, философские, психологические основы жизни людей разных цивилизаций становятся определяющими в свете проблемы «Восток-Запад», когда мы характеризуем их поступки, процесс принятия решений.

’ Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по Государственному контракту № 02.740.11.0366.

«В плюралистическом обществе, например, на современном Западе, сильны церковь и государство, деньги и работа, государственная и частная собственность, баланс между вмешательством государства и правами. И наоборот, в Китае на первом месте личная жизнь - преисполненная честности и верности, искренности и доброжелательности государству; система, внушаемая воспитанием в семьях, обеспечивает стабильные нормы поведения. Закон необходим как инструмент управления, но нравственность каждого гражданина является основой государства» [16. С. 16].

В «Новой философской энциклопедии» ритуал определяется как «сложная система символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса и принадлежности к определенной группе» [12. С. 458].

Элементами ритуального акта оказываются ритмические движения, жесты, стандартные позы, чтение вербальных текстов, заклинания, жертвоприношение. Ритуальный акт осуществляется в особых психических состояниях (это может быть молитва, медитации, экстаз и пр.) и имеет специфическое оформление, атрибутику (ношение определенной одежды, музыкальное сопровождение, песнопение и др.).

Ритуал специфически целесообразен. Он лежит в основе повседневной трудовой деятельности, выполняя не только психологическую, но и социальную функцию. (Хотя не все в нем рационально объяснимо). Ритуальные действия служат средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов, способны снять эмоциональное напряжение и гармонизировать человеческую психику, предлагая некоторое основание для принятия жизненноважных решений.

Китай - уникальный культурный мир, демонстрирующий огромный авторитет традиций на протяжении всей своей великой истории. О китайской традиционности пишут многие. В.В. Малявин, например, отмечает «Китай принадлежит к тем великим цивилизациям Востока, где ... существует отчетливое понимание самобытной природы традиции мироздания, а также хорошо проработанная техника традиции, т.е. воспроизводство учителя в ученике... Философия и техника традиции в Китае глубоко оригинальны... В Китае традиции тождественны с полнотой жизни ... Доверие к традиции, этой универсальной уникальности, растущей, как живое тело, свободно, органично и непредсказуемо. И человек традиции, хранящий, хоронящий в себе неутолимую полноту бытия, за все ответственен и за все отвечает...» [10. С. 34-35].

Цель китайцев - не столько изменения, реформы и прогресс, сколько постоянство, ритуал и традиции и, как следствие, благоденствие.

Современное китайское общество, оставаясь традиционным в своей жизнедеятельности, сохраняет в явном и скрытом виде ритуалы и ритуализированные действия, в которых отражен и закреплен памятью поколений социальный опыт -это знание и представления о мире и человеке, доказавшие свою эффективность и действенность в практике принятия жизненных решений. Следование ритуалу для китайцев - важная традиция, поддержанием которой обеспечивается целостность культуры. Ритуальные правила распространены на всю жизнь человека, на его даже самые обыденные дела и поступки. Ритуализированное поведение освобождает человека от необходимости всякий раз обдумывать каждое слово, каждый шаг, жест, принимаемые решения. Новые поколения, как правило, берут от старших социальный опыт, знание, прошедшее проверку временем и доказавшее свою действенность и результативность в практике принятия решений.

Понятие ритуала является центральным в конфуцианстве. Конфуций с особым вниманием в своих беседах и проповедях относился к ритуалу и жестко тре-

бовал его правильного исполнения. Поскольку, в его понимании, ритуал устанавливал связь между миром ныне живущих и умерших поколений, то его нарушение означало прервать эту связь, нарушить гармонию, баланс во всем мире.

Китайский ритуал - явление сложное и неоднородное по составу. В нем постоянно шли трансформации, при которых эзотерическое, сакральное, потаенное плавно переходило в экзотерическое, секулярное, открытое. Обнаружив эти переходы, западные китаисты даже предложили выделить два типа ритуалов в Китае - религиозные и секулярные. Однако отечественные китаеведы считают более корректным вести речь о разных типах священной коммуникации: 1) между людьми; 2) между людьми и духами.

Исследователи древнекитайской мудрости полагают, что ритуальные правила пронизывают всю жизнь человека, придавая священный оттенок обыденным делам и поступкам. «Почтительность вне ритуала утомляет, а осторожность вне его ведет к трусости; при смелости вне ритуала поднимают смуту, от прямоты вне ритуала становятся нетерпимы» [7. С. 53]. Конфуций называл гармонию «хэ» основой бытия мира, которая устанавливает баланс духовных энергий. И если обратиться к основным источникам по древним ритуалам Китая (Дао-дэ цзин, Лунь-юй, Чжуан-цзы и т.д.), то становится ясно, что через многие понятия, которые используются в текстах («справедливость», «преданность», «искренность» ... - черты благородного мужа) проступает ритуально-магическая ткань самой жизни. На эту черту указывают многие комментаторы конфуцианских и даосских текстов.

Конфуций в духе архаической культуры, построенной на тождественности понятий космической и социальной справедливости, выстроил строгую иерархическую систему, пронизывающую собой космос и социум как единое сакральное целое. Вот почему безусловная преданность чиновника правителю и безусловное его почитание воспринимаются не актом примитивного конформизма, а священным актом, призванным поддерживать равновесие и гармонию во Вселенной. Конфуций соединил воедино понятия «власть» и «справедливость», ибо в их единстве реализуется Воля Неба. Ему же принадлежит идея о «следовании срединному пути» (Чжун-юн), или учение о середине, в котором Учитель предостерегал об опасности следования крайностям. Эти идеи перспективны в осмыслении процедур принятия решений человеком.

В.В. Малявин указывает на «ритуальную выверенность каждого жеста, каждого слова и даже каждой мысли», что свидетельствует о стремлении китайцев жить по Конфуцию и встроиться в изобильный ритм вселенной жизни.

В конфуцианской традиции управление - это, прежде всего, исправление себя, возвращение к «первозданной чистоте сердца» [9. С. 151].

У Конфуция ритуал выступает и как форма символического мышления, и как принцип иерархического понимания бытия, и как метод конструирования космоса и социума. «Учитель сказал: Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдиться, но и выразит покорность» [6. С. 58].

Поучения Конфуция звучат и в начале XXI в. современно. «Когда над Небесами следуют пути, будь на виду, а нет пути - скрывайся. Стыдись быть бедным и незнатным, когда в стране есть путь; стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути» [6. С. 93-94]. В этих словах Конфуция показаны основные ценностные ориентиры человека восточной культуры. Конфуцианство породило понятие коллективной ответственности, доказывая важность нравственности как основания в нормальном функционировании общества, соблюдения «ли» -правил и ритуалов, а также обладания «вэнь» - духовной культурой. «Когда молодой человек дома почтителен с родителями, а вне его - проявляет уважение к старшим; когда он скромен и правдив; когда он с любовью относится к людям -

он всем этим приближается к человеческому началу (жэнь) в себе. И если у него еще остаются силы, он изучает вэнь» [13. С. 51].

«Благородный муж способен видеть проблему со всех сторон и оказывать на нее влияние, ничтожный человек оказывает влияние и смотрит на проблему с одной стороны» [15. С. 100].

Ритуализация человеческого действия - это следование идеальным образцам поведения, вписывание в модель идеального равновесия космоса. Можно утверждать, что системы ритуализированного поведения, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивают сохранность традиционных культур, делают предсказуемыми поведенческие реакции человека в жизненных ситуациях.

В трудах Н.Я. Бичурина, Л.С. Васильева, А.Е. Лукьянова аргументированно показана роль ритуала, традиций в мировоззрении китайцев. Они представлены важнейшими элементами механизма самосохранения, воспроизводства и регенерации общности и социального поведения. Это своеобразные регуляторы и стабилизаторы нормальной общественной жизни [1, 2, 8]. Практически каждый жизненный шаг китайца расписан в традициях и ритуалах. Рождение ребенка, омовение, свадьба, чайные церемонии, семейные взаимоотношения, встреча гостей, похороны - ритуальные действия, каждое из которых соответствовало образу жизни китайца, его социальному статусу.

Есть основания полагать, что на уровне бытового, повседневного мышления китайца все решения, поступки, действия определяются ритуалом, традицией. Хотя, конечно, ритуал полностью не определяет мышление. На процесс принятия решений также влияют знания, информация, которые имеет человек.

Заметим, что современная система образования в Китае имеет корни в системе экзаменов, сложившиеся еще в XII в. До XX в. она почти не претерпела изменений и продолжает служить во благо китайского общества.

Исследуя систему обучения и общественных экзаменов, можно выявить основные морально-этические и нравственные нормы китайского общества: традиционность, стремление к системности и неизменности, почитание мудрости старших поколений.

Эволюция китайского образования может характеризоваться как путь от мудреца к практику, хорошо владеющему традиционным знанием прошлого, новейшей информацией, умениями и навыками. Если опираться на конфуцианское учение о ритуале, то правитель должен быть цзюнь-цзы (благородный муж). В «Луньюе» сказано, что Конфуций обращается к вопросу о цели образования. Он определяет обучение как процесс самосовершенствования. Благородный муж является педагогическим идеалом Конфуция - это верх самообразовательного совершенства. Также правителя должны окружать образованные чиновники, которые могут претендовать называться благородными мужами. Для них была создана система конкурсных экзаменов. Их появление является не чем иным, как началом зарождения организационного уровня традиционной системы китайского образования. Первые сведения о проведении государственных экзаменов датируются эпохой правления династии Хань (III в. до н. э. - III в. н.э.). В период правления династии Сун (X-XI вв.) экзамены становятся основным механизмом рекрутирования на должности чиновников, окончательно оформляется их организация.

Экзамены представляли собой испытания на занятие должностей гражданских чиновников, проводившиеся на трех стадиях в соответствии со схемой административного деления страны - на уездном, провинциальном и столичном уровнях. По результатам экзаменов испытуемый получал ученую степень. В зависимости от уровня экзаменов ученая степень была пропуском на следующую более высокую ступень и главным условием для получения назначения на чиновническую должность.

В результате внедрения новой экзаменационной системы каждый, вне зависимости от происхождения, мог претендовать на управленческую должность. От испытуемого требовалось только подтвердить свое образование соответствующими результатами квалификационных экзаменов. Образование стало основанием для достижения высокого статуса подданного в государстве, и, принимая решения встать на путь самосовершенствования, подданный получал возможность социального роста.

Детей в китайских семьях воспитывали методом безмолвного внушения: их даже не учили семейным ритуалам, они просто должны были подражать действиям взрослых. В Цзацзуани сказано: «Наставляйте сыновей: продолжать дело предков; держать слово; быть честным и вежливым, знать совесть и чувство справедливости; владеть шестью искусствами; говорить ясно и умно; держаться с достоинством; быть преданным и вежливым, почтительным и добросердечным, начитанным и знающим; дружить с умными людьми; не предаваться забавам и развлечениям; быть постоянным в своих стремлениях; разбираться в делах» [14. С. 54].

Если использовать эволюционный подход Л. Гумилева к историческому развитию нации, то Китай находится в фазе этнического гомеостаза, которая характеризуется преобладанием гармоничных людей (производящих ровно столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения). Китайцы трудолюбивы, чтобы обеспечивать себя и своих потомков всем необходимым для жизни. У них нет потребности в изменениях. Каждое следующее поколение ориентируется на стереотипы поведения предыдущего. Очень развито почитание традиций. Мировосприятие и миропонимание остаются практически неизменными от поколения к поколению [4. С. 444].

В этом контексте общая идея необходимости следовать прошедшим проверку временем вариантам решений жизненных ситуаций оказывается вполне оправданной. Отражая определенную процедуру мыслительной деятельности, которую совершают постоянно люди или группы людей, принимающие решения по тому или иному поводу, традиционное решение уменьшает неопределенность ситуации, неточность ее понимания, снимает неоднозначность. В этом смысле традиционное решение - это результат определенной деятельности человеческого сообщества во многих поколениях, и этим «готовым» знанием мы подчас неосознанно и осознанно пользуемся в разных жизненных обстоятельствах.

Следование ритуалам, правилам, церемониям определяет принцип социального взаимодействия и гармонии, также важен в Китае нравственный постулат - старшие управляют, младшие подчиняются. Подобным образом в конфуцианстве достигается социальный порядок. Говоря о долге человека, Конфуций отмечал: «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын - почтительность; старший брат - доброту, а младший - дружелюбие, муж - справедливость, а жена - послушание, старшие - милосердие, а младшие - покорность, государь -человеколюбие, а подданные - преданность. Эти десять качеств и именуются человеческим долгом» [5. С. 121]. Иными словами, каждый должен знать свое место и выполнять положенные ему функции - тогда будет достигнут высший порядок, а вместе с ним и желанная социальная гармония.

Литература

1. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный дом, 2002.

2. Васильев Л.С. Традиции и проблемы социального прогресса в истории Китая // Роль традиции в культуре Китая. М.: Наука, 1972.

3. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Эксмо, 2008.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез биосфера Земли. П.: Гидрометеоиздат, 1990.

5. Древнекитайская философия: в 2 т. М.: Мысль, 1973. Т.2.

6. Конфуций. Уроки мудрости. Луньюй. М.: Республика, 1995.

7. Конфуций. Уроки мудрости: соч. М.: Эксмо, 2004.

8.Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. М.: Восточная литература, 2000.

9. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.

10. Малявин В.В. В поисках традиции // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации: в 3 т. М.: Восточная литература, 1988.

11. Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М.: Алетея, 2003.

12. Новая философская энциклопедия: в 3 т. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. III.

13. Переломов П.С. Конфуций о человеке//Личность в традиционном Китае. М.: Наука; Восточная литература, 1992.

14. Цзацзуань: изречения китайских писателей IX-XIX вв. М.: Восточная литература, 1975.

15. Andrea A.J., Overfield J.H. Confucius Analects // The Human Record: Sources of Global History. Boston, 1990. Vol. 1: To 1700.

16. Fairbank J.K., ReischauerE.O. China //Tradition and Transformation. Boston, 1989.

ПУРЫНЫЧЕВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - аспирант философского факультета, Московский государственный университет, Россия, Москва (mrphilosoph86@gmail.com).

PURYNYCHEV MIKHAIL YURYEVICH - post-graduate student of philosophical faculty, Moscow State University, Russia, Moscow.

УДК 811.161.1:001.8

Г.М. ПУРЫНЫЧЕВА, М.И. ШИГАЕВА ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА

Ключевые слова: пространство, социальное пространство, языковое пространство, вестернизация, индивидуально-личностная, социальная модели языковой культуры.

Рассмотрены тенденции языкового пространства России, выделены такие понятия, как социальное пространство, языковое пространство. Предложены две модели измерения языковой культуры - индивидуально-личностная и социальная.

G.M. POURYNYCHEVA, M.l. SHYGAYEVA LANGUAGE FIELD OF RUSSIA: METHODOLOGY OF ANALYSIS

Key words: area, social area, language field, westernization, individually personal and social models of language culture.

Trends in the language field of Russia are considered; such notions as social area, language field are distinguished. Two models for measuring language culture - individually personal and social - are proposed.

Исследование проблем языкового пространства России сегодня особенно актуально как для практики, так и для теории. Мощная мировая научно-техническая и технологическая революции XX в., создание и активное развитие новых видов связи (Интернет, сотовая связь, кабельное телевидение и пр.), глобализация в социально-культурном пространстве явились причинами утраты самобытности русского языка, выразившейся в интенсивном заимствовании иностранных, в частности англоязычных, слов. Ученые выделяют тенденцию вестернизации (синонимичный термин - американизация) языкового пространства. Высокая частотность употребления иностранных слов наблюдается в деловом и научном общении. Ю.С. Степанов отмечает, что «русский язык может перестать быть... языком науки и останется языком бытовой речи» [7].

Глобализация, с одной стороны, и проявление тенденций национального сепаратизма в политике бывших союзных республик - с другой, обусловили процесс сокращения русскоязычного информационного пространства в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Демократизация российского общества и сопровождающая ее свобода слова, наряду с положительными чертами (живая, непринужденная речь, эфирный диалог и полилог и т.п.), привели к негативным процессам, в частности к снятию ограничений в манерах и способах выражать свои мысли, чувства, настроения. Характерным явлением современного русского языкового пространства стала его вульгаризация, проявляющаяся в употреблении не только жаргонов, но и грубой интонации.

«Сухая» методика преподавания школьного курса русского языка, направленная на сдачу ЕГЭ, не воспитывает школьника как личность, не спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.